Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов

Суть методики Рене Жиля в том, чтобы показать преобладающие черты характера ребенка, его манеру поведения, приспособленность школьника к жизни в обществе, его способы построения отношений с окружением. Данная методика была показана в 1959 г. Рене Жилем. Главной целью методики считается определение личностных особенностей школьника.

Гильяшева И.Н совместно с Игнатьевой Н.Д. предложили измененный под наше Отечество вид методики. Этот вид был признан высококвалифицированными психологами, и стал известен как «Фильм-тест» Рене Жиля. Особенность этой методики в том, что она представляет что-то среднее между анкетированием и проективными тестами.

Основные принципы методики «Фильм-тест»

  • Проективный перенос – в ходе исследования воспроизводят определенную тестовую ситуацию, в ходе которой становятся видны стереотипы мышления, особенности поведения и характера ребенка. При этом, ситуация не должна вызывать яркую защитную реакцию у ребенка.
  • Соблюдение символической линейности – расстояния между придуманными героями выдуманной ситуации напрямую отражают эмоционально комфортную дистанцию между участниками ситуации. Чем ближе дистанция между участниками, тем более эмоционально положительной является ситуация.

Психологи обычно используют эту методику по отношению к детям возрастом от 4 до 12 лет. Однако, если у ребенка наблюдается отсталость или замедления психоэмоциональной составляющей развития, то нельзя исключать применение методики к детям более старшего возраста. Тестирование детей различных возрастов проходит по-разному. Например, ответы ребенка одиннадцати лет являются более прямолинейными, поэтому тестирование будет носить менее проективный характер.

Особенную эффективность этот вид исследования показали при работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы с развитием речи. Тестирование не требовало от ребенка развернуто излагать свои мысли. Психологу просто нужно было знать карточку, выбранную ребенком, эмоционально комфортное расстояние для участника ситуации и его манеры поведения в данных условиях.

Роль диагностики для школьников

Огромную роль в диагностике играет то, что с помощью этого теста можно широко охарактеризовать социально-психологическое состояние ребенка:

  • Можно увидеть отношения детей с кругом сверстников, родителей и других взрослых.
  • Можно охарактеризовать личностные особенности ребенка, такие как любознательность, коммуникабельность, потенциал лидера, замкнутость, целеустремленность, и т.д.

С помощью этой методики можно описать большой круг особенностей личности ребенка:

  1. Отношения с окружающими (мамой, папой, братьями, сестрами, друзьями и т.д.)
  2. Желание познавать новое, любознательность;
  3. Желание быть лидером;
  4. Желание общаться в больших группах сверстников;
  5. Агрессия по отношению к другим, конфликтность;
  6. Общественная адекватность поведения;
  7. Желание находиться наедине, обособленно.

Проведение исследования

Тест является эффективным инструментарием, помогающим установить контакт с ребёнком и выстроить доверительное взаимодействие. Порядок проведения тестирования:

  1. Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунки, изображающие вполне знакомые и понятные ребёнку ситуации, прочитать задание (при слабом владении техникой чтения ученикам первого-второго класса задание поможет прочитать взрослый).
  2. Ребёнок озвучивает своё решение или показывает позицию, наиболее приемлемую для него в конкретном эпизоде.
  3. С помощью дополнительных уточняющих вопросов психолога ребёнок сопровождает свой выбор рассказом, моделирующим и объясняющим его поведение.
  4. Выбор ребёнка в виде графической отметки фиксируется психологом или самим тестируемым в стандартном бланке карточек стимульного материала, в дальнейшем этот бланк не используется, особенно если речь идёт о групповом варианте методики.

Рекомендуется использовать рабочую тетрадь для схематичного изображения тестовых ситуаций и упражнений. В таком своеобразном тестовом блокноте со слов ребёнка исследователь отмечает его выбор и делает записи-комментарии о сопутствующих репликах и поведении ребёнка, в этом случае бланки стимульного материала не используются.

Пример схематичного оформления тестового задания.

Ребёнка просят обозначить крестиком свою позицию на рисунке

Стимульный материал.

Авторский комплект стимульного материала включает 69 карточек с изображением стандартных жизненных ситуаций, которые могут быть важны для ребёнка, а также задания в форме тестов. Русифицированный вариант насчитывает сорок два задания (двадцать пять из них в виде карточек с картинками, а семнадцать представлены в качестве тестовых заданий). Рисунки не передают информацию об эмоциональном настрое изображённых фигурок. Стимульные карточки лишь схематично передают расположение изображённых людей и оставляют за испытуемым право самостоятельно «наполнить эмоциями» лицо любого персонажа. Все эпизоды условно можно отнести к трём примерно равноценным группам, каждая из которых соответствует определённому типу взаимодействия между тестируемым и объектами на картинке:

  • отношения ребёнка со взрослым окружением (1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41);
  • взаимодействие со сверстниками (20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39);
  • тестируемый одновременно выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42).

Проведение тестирования среди младших школьников

Методика Рене Жиля предполагает, что, выполняя задания теста, ребёнок ставит себя на определённое место на картинке или выбирает один из предложенных ему вариантов поведения. В процессе беседы взрослый задаёт наводящие вопросы, позволяющие узнать информацию:

о составе семьи;
о значимых людях в окружении малыша (например, в задании №1 ребёнок может дорисовать персонажей, при этом важно выяснить, кто они и в каком порядке были добавлены);
о роли каждого человека в жизни младшего школьника.

Если ребёнок слишком зажат, то на тестировании может присутствовать близкий ему человек

Инструкция по выполнению теста для ребёнка:

  1. Посмотри на картинки.
  2. Внимательно прочитай (или прослушай) вопрос.
  3. Подумай пару минут и ответь, выбрав подходящее для себя место среди нарисованных людей. Или, определив для себя один из предложенных вариантов, отметь наиболее подходящий.

Суть методики Рене Жиля и предназначение

В конце 50-х годов ХХ века французский психолог Рене Жиль, озабоченный вопросами воспитания подрастающего поколения в условиях политической и экономической нестабильности во Франции в тот период, занимался поиском методики исследования уровня развития личностных качеств ребёнка. В результате наблюдения за значимыми сторонами жизни дошкольников и учащихся начальных классов учёный пришёл к выводу, что существует 7 особенностей, характеризующих конкретно-личностные взаимоотношения ребёнка, и 6 переменных, определяющих чувства самого малыша. Эти показатели и стали основополагающими при составлении теста, который получил название «Методика Рене Жиля».

Проектная визуально-вербальная методика Рене Жиля представляет собой 42 вопроса, 25 из которых — картинки с изображёнными на них детьми или взрослыми и заданием, поясняющим рисунок. Остальные 17 пунктов носят исключительно текстовый характер.

Такие простые картинки предлагаются ребёнку во время тестирования

Целью теста является определение:

  • социальной приспособленности младшего школьника к существующим условиям жизни;
  • особенностей отношений ребёнка с другими людьми;
  • восприятия связей, образованных внутри семьи;
  • поведенческих моделей и чувств малыша.

Таким образом, приём Рене Жиля даёт возможность выявить зоны конфликта в отношениях ребёнка с социумом и самим собой, и тем самым повлиять на дальнейшее развитие подрастающей личности и скорректировать его.

Обработка и интерпретация результатов

Как уже было сказано выше, 60 утверждений методик распределяются по 15 категориям.

Ключ

Группы предложений NN заданий
1 Отношение к отцу
1
16
31
46
2 Отношение к себе
2
17
32
47
3 Нереализованные возможности
3
18
33
48
4 Отношение к подчиненным
4
19
34
49
5 Отношение к будущему
5
20
35
50
6 Отношение к вышестоящим лицам
6
21
36
51
7 Страхи и опасения
7
22
37
52
8 Отношение к друзьям
8
23
38
53
9 Отношение к своему прошлому
9
24
39
54
10 Отношение к лицам противоположного пола
10
25
40
55
11 Сексуальные отношение
11
26
41
56
12 Отношения к семье
12
27
42
57
13 Отношение к сотрудникам
13
28
43
58
14 Отношение к матери
14
29
44
59
15 Чувство вины
15
30
45
60

Количественная анализ

Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:

  • «+2» — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
  • «+1» — положительное отношение;
  • «0» — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
  • «-1» — отрицательное отношение;
  • «-2″ — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении».

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

Пример. Отношение к семье — утверждения 12, 26, 42, 57.

Ответы испытуемого и их экспертная оценка:

  • (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
  • (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
  • (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
  • (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).

Таким образом сумма баллов по шкале «Отношение к семье» составит: +2+1-1+1=+3

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Качественный анализ

Качественный (содержательный) анализ проводится, прежде, всего, для выявления возможных причин сфер, имеющих отрицательные индексы по результатам количественной оценки и зависит от целей исследования.

Одним из методов, применяемых при качественном анализе ответов тематических групп, является контент-анализ.

Вопросы на показатели отношений с другими людьми

Перед тем как начать тестирование, ребенку сообщают о том, что от него ожидаются ответы на вопросы, поставленные по картинкам. Предложенная методика Рене Жиля дает возможность ребенку увидеть себя по отношению к маме, папе, семье, братьям и сестрам, бабушкам, дедушкам, другим родственникам, друзьям, воспитателю или учителям. Здесь можно увидеть степень личностного развития и уровень сформированности позиции ученика. В вопросах семейных отношений удастся проанализировать количество значимых для ребенка взрослых, есть ли они, и какие между ними взаимоотношения. Освещаются вопросы насилия в семье, опытный специалист сможет определить микроклимат и благополучие ученика в этой малой социальной группе.

Тестирующий психолог беседует с ребенком, предлагая дополнительные наводящие вопросы, чтобы уточнить все тонкости его жизни, мироощущения и видения своего места в семье, открытость или замкнутость, склонность к активной позиции или одиночеству. Именно через задаваемые ребенку вопросы методика призвана раскрыть личность с целью увидеть реальное положение дел, состав семьи, внутрисемейные отношения

Важно узнать, кого видит участник на месте тех персонажей, которые не обозначены, но присутствуют на картинке, — кто это, в каком порядке они названы

Интерпретация и оценка результатов

Содержание методики, как уже говорилось, условно делится на исследование 7 переменных отношений конкретно-личностного характера и 6 характеристик собственных особенностей ребёнка. Для интерпретации результатов теста необходимо определить, какие вопросы характеризуют ту или иную категорию.

В этом поможет следующая таблица:

Название шкалы Номера вопросов Количество заданий
Отношения с мамой 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 20
Отношения с папой 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42  20
Отношения с родителями как единым целым  1, 3, 4, 6–8, 13–14, 17, 40–42 12
Отношения с бабушками и дедушками  2, 4, 5, 7–13, 17–19, 30, 40, 41  16
Связь с братьями и сёстрами  2, 4–6, 8–13, 15–19, 30, 40, 42  18
Отношения с друзьями  4, 5, 8–13, 17–19, 30, 34, 40  14
Отношения с учителями  5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28–30, 32, 40  12
Любознательность  5, 26, 28, 29, 31, 32  6
Желание общаться с широким кругом сверстников  4, 8, 17, 20, 22–24, 40  8
Стремление лидировать  20–24, 39  6
Конфликтность (агрессивность)  22–25, 33–35, 37, 38  9
Отклик на возможный негатив со стороны окружающих  25, 33–38  7
Желание уединиться  7–10, 14–19, 21, 22, 24, 30, 40–42  18

Анализ ответов проводится внутри каждой категории. Чем чаще ребёнок делает акцент на том человеке (людях), отношения с которым исследуются в конкретной группе заданий, тем большее значение он имеет в жизни школьника. Например, если малыш постоянно в категории вопросов о маме ставит её рядом с собой, это означает, что он находится в тесных отношениях с этим родителем. По такому же принципу оцениваются и особенности поведенческой линии личности: чем чаще малыш выбирает ту или иную модель решения ситуации, тем ярче проявляются характерные черты.

Методика тестирования Рене Жиля позволяет определить степени близости ребёнка с окружающими его людьми и сделать вывод о поведенческой манере малыша. По результатам диагностики можно подкорректировать оценочную шкалу подрастающей личности и помочь школьнику построить гармоничные отношения с близкими.

Проведение исследования

Тестирование проходит следующим образом: ребенок пристально рассматривает карточки с различными ситуациями, отвечает на вопросы, которые прилагаются к ситуации на карточке. Отвечая на вопросы, ребенок определяет свое место в данной ситуации. Тем временем, в процессе эксперимента, специалисты в области психологии ведут с ребенком диалог, узнают о причинах принятия решений, могут спросить у ребенка о персонажах, изображенных на карточке, и об их семье. Исследователю необходимо записывать, в каком порядке испытуемый их описывает.

В тестировании может принимать участие не только ребенок, но и родители. Они могут показать решения, которые принял бы их ребенок. Так исследователь узнает о том, каким родители видят своих детей в определенной ситуации. Затем психолог сравнивает результаты, ожидаемые родителями, с действительными ответами детей.

Данный вид тестирования является отличным способом, чтобы установить и поддерживать доверительные отношения с ребенком.

Тестирование проводится следующим образом:

  1. Ребенок может рассмотреть рисунки, и ознакомиться с заданиями, которые предлагает психолог. На рисунках изображены знакомые или интуитивно ясные для детей ситуации.
  2. Затем ребенок рассказывает о своих решениях, принятых в той, или иной ситуации.
  3. Отвечая на дополнительные вопросы психолога, ребенок детально объясняет свое решение.
  4. Все ответы и результаты записываются в графическом виде на специальной карточке. Если тестирование проводится в группе, то карточки не используются.

Чтобы изображать ситуации для тестирования, рекомендуется использовать обыкновенную школьную тетрадь. А в некотором блокноте, психолог делает свои заметки, записывает решения, принятые детьми, и объяснения принятых решений. Больше о методиках психологической диагностики младших школьников читайте здесь.

Применение стимульных материалов

В набор стимульных материалов от автора входят 69 специальных картинок, на которых изображены повседневные жизненные ситуации

Эти ситуации носить важное значение для детей. Также детям предлагают пройти задания в тестовом формате

Русская вариация тестирования предполагает 42 упражнения, из которых 25 – графические, остальные 17 –тестовые.

Карточки с изображениями выполнены так, что они не несут информацию об эмоциональном состоянии персонажей, и лишь схематически показывают положение фигурок. В процессе тестирования, дети сами наделяют фигурок эмоциями и чувствами. Ситуации, изображенные на карточках, можно распределить на три группы. В каждой группе будет отражаться определенный тип взаимоотношений между ребенком и нарисованными фигурками.

  1. Первая группа: Взаимоотношения детей с окружающими их взрослыми;
  2. Вторая группа: Взаимоотношения с одногодками и сверстниками;
  3. Третья группа: Ребенок, проходящий тестирование, пытается построить взаимоотношения одновременно со сверстниками и со взрослыми.

Тестирование может проводиться как индивидуально для каждого ребенка, так и для группы людей. Однако, общение с каждым индивидом в отдельности позволяет одержать больше подробных и ценных ответов, что, в свою очередь, может сильно повлиять на окончательные результаты.

Значимость и достоверность тестов

Психологи очень часто в своей диагностической работе используют специальный инструментарий — тесты по психологии. Они помогают специалистам увидеть то, что человек может не сказать. Тесты-опросники также дают информацию об индивиде, но она достоверна только на 50-60%, так как он интуитивно или логически может догадаться о желательности правильных ответов. В итоге он ставит не ту букву, которую он хочет, а ту, которую нужно по смыслу теста.

Проективные тесты по психологии предоставляют специалисту гораздо больше необходимых сведений о человеке. Такие методы изучения психики достовернее, так как там нет закрытых и открытых ответов, нет логики задания и результата. Человек рисует или выбирает то, что диктует ему подсознание, а это уже материал для работы психолога.

Группа вопросов, характеризующих личность ребенка

  • Личностные отношения ребенка в семейном кругу.
  • Переменные, характеризующие личность индивида и его отношения с окружающими.

Все эти вопросы помогают увидеть ребенка как индивида в социуме и факторы, нарушающие его адекватные отношения в нем.

Благодаря вопросам, характеризующим личность тестируемого, можно определить его уровень общительности, стремление быть лидером или, наоборот, уединиться, способность к развитию конфликтных ситуаций, фрустрации, а также такую важную черту, как любознательность.

Понятие любознательности здесь выражает близость ребенка ко взрослому, его рассказу, даже некой зависимости от его мнения, позиции ведомого, направленной на отношения «человек-человек». А понятие уединения в данной методике — это признак интеллекта, независимости от мнения взрослого, способности к изучению окружающего мира с направлением «человек-предмет».

Обобщенные результаты тестирования

Оценка
мамой позиций
дочерей

Маму было
трудно подвести к мысли о том, что Лена только внешне подчиняется Кате, а ее
непослушание подчас и является выражением стремления идти своим путем. Скрытое
непослушание Кати явилось неожиданностью для мамы (но не для папы). Пришлось
привлечь дополнительный материал в обсуждение проблем грядущего периода
трудностей подросткового возраста, ожидающих девочек в школе в связи с
постоянными

62

дисциплинарными ограничениями.
Экскурс в переживания, связанные с собственным детством помог избежать
морализаторства и наметить множество проблем и путей преодоления их ребенком.

Контроль ситуации
в данной семье через год показал плодотворность проведенной консультации. Мама
при встрече сказала, что забот прибавилось, но они другого рода и постепенно
решаются. Между сестрами конфликты не часты. Лето перед школой девочки провели
в отпуске с папой и не только гуляли всегда и везде вместе, но и готовились к
школе (ему приходилось выступать в роли ученика двух строгих “учительниц”). Да
и сейчас нередко вовлекают папу, когда он дома, в свои игры и беседы. Что
характерно, изменились “требования” к папе, девочки меньше его ругают в “своей
школе”, больше хвалят, как это делает их учительница. Угнетает, что совсем не
остается свободного времени, слишком много школьных заданий, рассчитанных на
то, что их выполнят преимущественно родители.

В целом
ситуация может быть оценена как ситуация с благополучным исходом, с
положительным результатом той консультации, в которой приняли участие психолог,
использующий вариант методики Рене Жиля, а также дети и родители, получившие
обратную связь относительно ситуаций, смысл которых они ранее недостаточно
полно и точно оценивали для себя.

Во многих случаях следом за
“Фильм-тестом” Рене Жиля приходится использовать и тесты на сенсомоторное
развитие, и тесты на эмоциональную отзывчивость, и тесты, измеряющие развитость
интеллектуальной сферы, но нередко бывало достаточно и одного этого теста для
проведения дальнейшей продуктивной работы с ребенком и родителями.

С помощью этого варианта
методики мы подыскивали пути коррекции при решении самых различных проблем, с
которыми к нам обращались родители: негативизм и агрессивность ребенка,
замкнутость, упрочившиеся страхи и тревожность, конфликтность с окружающими,
непонятные родителям стремления ребенка к уходу из дома и т.д

Но что особенно
важно, эта методика служит замечательным подспорьем для обнаружения
действительных проблем ребенка и последующей работы с ними. Не секрет, что
достаточно большое число родителей обращаются к психологу за консультацией с
неотчетливым пониманием проблем ребенка или псевдопроблемами

1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д.
Межличностные отношения ребенка. М., 1994.

2. Жиля тест-фильм // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

3. Методика Рене Жиля // Лучшие психологические
тесты / Под ред. А.В. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.

4. Осницкий А.К. Проблемы исследования
субъектной активности // Вопр. психол.
1996. № 1. С. 5 — 19.

5. Осницкий А.К. Психология
самостоятельности. М.; Нальчик, 1996.

Поступила в редакцию 24.V
1996 г.

История создания

Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика «незаконченных предложений» является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Процедура проведения

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция

Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.

Для чего проводится этот тест?

Каждая методика проводится с какой-либо конкретной целью. Методика Рене Жиля ставит целью изучение приспособленности к социальной ситуации, в которой индивид находится. Исследуются межличностные отношения младшего школьника, их особенности, а также внутрисемейные взаимоотношения и характеристики поведения ребенка. Эта проективная методика хороша тем, что можно без труда определить конфликтные зоны ребенка в его отношениях со взрослыми и детьми. Воздействуя на них, психолог способен понять особенности формирования характера ребенка и помочь его дальнейшему развитию.

Методика Рене Жиля предполагает не только просмотр рисунков, но и постановку себя на выбранное место на картинке. Он начинает рассуждать, как повел бы он себя в этой ситуации, делая выбор в пользу одного из перечисленных вариантов поведения героя иллюстрации. Экспериментатор в ходе рассуждений ребенка задает наводящие вопросы, узнавая подробности его отношений с окружающими и семьей. Используются все возможности проективного теста для понимания внутреннего мира ребенка, а также поиска путей помощи развития его личности.

Обработка результатов тестирования и итоговые выводы

Опытным путем было установлено, что у каждого ребенка своя реакция на прохождение тестирования. Одни могут легко общаться, другие предпочитают выразить свои мысли и решения в письменном виде. При этом психолог должен с уважением принимать выбор каждого.

В процессе подведения итогов ответы детей зачитываются вместе со всеми творческими интерпретациями тестовых ситуаций. Итоги подводят последовательно в течение трех стадий. Психолог составляет систему координат, которая содержит две составляющие.

В том случае, если проходящие тестирование дети предпочитали выбрать близость к маме, то образ мамы считался эмоционально положительным. Все результаты фиксируются в согласовании с ключом.

Методика «Фильм-тест» обрела большую популярность за счет того, что с помощью можно не только увидеть проблемы ребенка, но и рассмотреть продуктивность лечения. Также психологи советуют использовать визуальное тестирование «Рисунок семьи» совместно с методикой Рене Жиля. Графическое тестирование помогает получить более точную информацию об отношениях ребенка с ближними и дальними родственниками.

Межличностные отношения охватывают грани человеческих отношений, начиная от отношения человека к социальным группам и заканчивая микросоциальными отношениями между родными и с друзьями.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *