Ромашка Блума - что это такое, примеры вопросов на уроке литературы, элемент урока с использованием приема Ромашка Блума, шаблон для заполнения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Синквейн

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Слайд 2

Слайд 3

Текст слайда:

Мыло.Прозрачное, клубничное.Моет, пахнет, пузырится.Запах сладкий, вкус противный.Разочарование.

Слайд 4

Слайд 5

Текст слайда:

«Дерево предсказаний»

Алгоритм работы с приемомНа доске рисуется силуэт дерева:Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено.Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

Слайд 6

Текст слайда:

Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет)

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Слайд 7

Текст слайда:

Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».Голова — причины феодальной раздробленности.Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.

Слайд 8

Слайд 9

Текст слайда:

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

КЛАСТЕР

Слайд 10

Текст слайда:

«Ромашка Блума»

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Текст слайда:

Ментальные карты (mindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.

Слайд 15

Слайд 16

Текст слайда:

Компьютерные программы

iMindMap Coggle XmindMapulMindMeisterWiseMapping

Mind Map Inspiration

WikiMindMap

Когда вопросы-интерпретации актуальны?

Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель

А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью

Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.

Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.

Кратко о типах вопросов «Кубика Блума»

Назови

Вопросы, направленные на воспроизведение знаний: ребенок называет предмет, явление, термин и т.д

Примеры.

  • Назови географические объекты, вблизи которых произошла битва .
  • Назови ассоциацию, которую вызывает .
  • Назови компоненты действия сложения.
  • Назови главных героев романа «Война и мир». 

Почему

Вопрос для формулирования причинно-следственных связей: ученик должен описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением. Это открытый вопрос, развивающий аналитическое мышление ребенка.

Примеры.

  • Почему математику называют «царицей» наук?
  • Почему вымерли динозавры?
  • Почему критики назвали психологическим романом?

Объясни 

Вопросы для уточнения, помогающие детям сфокусироваться на разных сторонах обсуждаемой темы. Обычно эти вопросы начинаются с фраз вроде «объясни свою точку зрения…», «ты действительно считаешь, что…» или «ты уверен, что…».

Примеры.

  • Объясни ценность для человечества.
  • Объясни роль мягкого знака в словах.
  • Объясни значение кислорода в жизни человека.

Предложи 

Ученик предлагает свои идеи/варианты того, как можно использовать те или иные знания на практике, или ищет пути решения конкретных ситуаций.

Примеры.

  • Предложи свои варианты использования таблицы умножения.
  • Предложи, где могут понадобиться знания по грамматике ?
  • Где и как понадобится таблица Д. Менделеева?
  • Предложи, где и как можно применять знания по теории вероятности?

Придумай 

Это творческие вопросы, содержащие элемент предположения и выдумки. Дети развивают стратегическое мышление (что будет, если…, придумай, как…).

Примеры.

  • Придумай, как будет выглядеть планета, если из нее исчезнут все источники пресной воды?
  • Придумай, как изменится мир, если ученые изобретут формулу бессмертия?
  • Придумай, как бы использовался в наше время?

Поделись

Вопросы для анализа и оценки фактов/полученной информации. Каждый из вопросов обязательно должен апеллировать к эмоциям ребенка. Альтернативные варианты вопросов: что вы чувствуете, когда…, почему вы выбрали…

Примеры.

  • Какие эмоции у тебя вызывает музыка Бетховена?
  • Поделись, почему из всех стихов Пушкина ты выбрал для изучения именно этот?
  • Поделись своими впечатлениями от .

Как правильно формулировать вопросы для теста

Блум пришёл к выводу, что двоякие и неточные формулировки вопросов вводят в заблуждение: ответ не очевиден, даже если студент вдумчиво изучил материал. В итоге, он путается, отвечает неверно и не справляется с тестом. Чтобы этого не происходило, учёный предложил использовать конкретные глаголы действия в заданиях для каждого из уровней в аттестации. Они помогают преподавателю оценить глубину знаний студента, а ему — понять, что от него ожидает услышать преподаватель.

Глаголы действия для создания вопросов по Блуму

Уровень

Глаголы действия

Польза

Пример задания

Запоминание

Определите, опишите, назовите, выберите и покажите, дайте определение, укажите правильный ответ, перечислите, повторите.

Показывает, кто запомнил новую информацию, а кто — нет. Находит слабые места в курсе, где не хватает информации и деталей.

Дайте определение термина «Таксономия Блума».

Понимание

Повторите, найдите, определите, сравните, объясните, обощите, перефразируйте,  приведите пример, выделите главное, расшифруйте.

Проверяет, кто зазубрил информацию, а кто погрузился и разобрался в новой теме. Подсказывает, если в курсе не хватает пояснений и деталей.

Объясните, за что отвечает когнитивная сфера в таксономии Б.Блума?

Применение

Примените, решите, рассчитайте, используйте, измените, преобразуйте, классифицируйте, расположите, составьте (например, отчёт), приготовьте, подскажите.

Тестирует, кто из сотрудников сумеет применить новые знания на практике. Выявляет, если в курсе не хватает практической пользы.

Придумайте вопрос на проверку знаний на уровне «применение».

Анализ + синтез

Сравните, сопоставьте, различите, выделите, отсортируйте, найдите, выведите, резюмируйте, сгруппируйте, соберите, обобщите, установите.

Заставляет выйти за рамки инструкций и разобраться в ситуации самостоятельно.

Найдите различия между уровнями «запоминание» и «понимание».

Оценка

Докажите, сделайте вывод, проанализируйте, обоснуйте, проверьте, оцените, порекомендуйте.

Проверяет, кто сумеет на основе полученных знаний придумать новое решение, дать оценку ситуации и действовать самостоятельно.

Дайте оценку эффективности теории Блума в проверке знаний сотрудников.

Глаголы действия из таксономии Блума помогут правильно формулировать вопросы в тесте. Скачать таблицу →

Что такое Ромашка Блума

Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.

Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:

  1. Знание – простые вопросы;
  2. Понимание – уточняющие;
  3. Применение – практические;
  4. Анализ – интерпретационные;
  5. Синтез – творческие;
  6. Оценка – оценочные.

Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.

Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:

  • когнитивная («знаю»);
  • психомоторная («творю»);
  • аффективная («умею»).

Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.

Кубик Блума в начальных классах

Например, в начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

  • Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
  • Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
  • Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
  • Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
  • Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
  • Оцени. То есть, укажи все «плюсы» и «минусы».

Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. 

Примеры использования технологии на различных уроках

«Кубик Блума» может использоваться на уроке любого цикла

Русский язык

«Кубик Блума» можно применять на уроках всех циклов. Например, на занятии, посвящённому знакам препинания в бессоюзном сложном предложении, вопросы могут быть такими:

  • Назови признаки бессоюзного сложного предложения (БСП).
  • Почему эта синтаксическая конструкция называется бессоюзной?
  • Объясни, по какому признаку ставятся знаки препинания в БСП.
  • Предложи примеры из литературного произведения по теме.
  • Придумай собственные на употребление каждого из знаков.
  • Как ты думаешь, можно ли все сложные предложения сделать бессоюзными?

Литература

Использование «Кубика Блума» на уроках литературы, посвящённых теме творчества Пушкина, может быть таким:

  • Назови периоды творчества поэта.
  • Почему произведения Пушкина вызывали негодования со стороны царя?
  • Объясни, как французские поэты повлияли на творчество Пушкина.
  • Предложи примеры из стихотворений, подтверждающие влияние Байрона.
  • Представь 3–4 темы, которые волновали бы Пушкина сегодня.
  • Как ты думаешь, почему произведения А.С. Пушкина не теряют актуальности в наши дни?

История

В процессе работы над темой «Политика Петра I» кубик легко сделать таким:

  • Назови основные направления политики Петра I.
  • Почему во времена Петра I Россия переживала небывалый культурно-экономический подъём?
  • Объясни, какие цели преследовал Пётр, отправляясь в поездки за границу.
  • Предложи аргументы в защиту актуальности политики Петра в наши дни.
  • Придумай 5 аргументов в пользу экономических преобразований Петра.
  • Как ты считаешь, какие направления общественно-политической жизни волновали бы правителя сегодня

Обществознание

Для урока обществознания на тему «Рыночные отношения» примерная формулировка граней для «Кубика Блума» может быть следующей:

  • Назови особенности рынка труда в России.
  • Почему рынок труда так важен для общества и экономики?
  • Объясни связь между доходами государства и рынком труда.
  • Предложи свою стратегию расширения рынка труда в стране.
  • Придумай, как изменится экономика с исчезновением безработицы.
  • Как ты считаешь, можно ли по рынку труда судить о развитии общества в целом?

Информатика

На уроке информатики «Кубик Блума» в рамках темы «Интернет» может применяться следующим образом:

  • Что такое интернет?
  • Почему он называется всемирной сетью?
  • Объясни принцип работы интернета.
  • Предложи способы улучшения сигнала сети.
  • Придумай, как использование интернета может облегчить бытовую сторону жизни каждого человека.
  • Как ты думаешь, в чём основные стратегии развития ИТ и интернета в будущем?

Биология

При изучении курса биологии по теме «Строение и жизнедеятельность грибов» стороны кубика наполняются следующим образом:

  • Что такое гриб?
  • Почему грибы не относятся к классу растений?
  • Объясни, в чём особенность строения грибов.
  • Предложи 4 признака сходства грибов с животными и растительными организмами.
  • Придумай, как изменится жизненный цикл природы, если исчезнут грибы.
  • Как ты считаешь, в чём основное предназначение грибов в природе?

Химия

Для изучения темы «Бытовая химия» учитель-предметник может предложить такой кубик:

  • Что такое бытовая химия?
  • Почему химические вещества так активно используются в быту?
  • Объясни компоненты средств для ухода за посудой.
  • Предложи альтернативные органические средства для мытья полов.
  • Придумай, как можно улучшить состав химических моющих средств.
  • Как ты думаешь, смогут ли современные хозяйки отказаться от бытовой химии?

«Кубик Блума» – это действенный приём, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно-эмоционального погружения детей в тему. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия и может использоваться на всех этапах уроках в качестве рефлексии.

Похожие:

Конкурс методических проектов «Активные методы обучения, деятельностный…«Активные методы обучения, деятельностный и компетентностный подход в образовательном процессе» Зимняя И. А. Педагогическая психология Содержание Обращение к студенту будущему педагогуЛичностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 45
Е. В. Волкова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г. ТомскаРеализация Системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе на примере умк «Английский в фокусе» Программа вступительного экзамена по дисциплине «Литература»В свете современных требований к знаниям учащихся выдвигается содержательно-деятельностный подход, позволяющий проверить умения абитуриентов…
План работы отдела образования на январь 2014 года Дата, времяСтажерская площадка для школьных команд по внедрению фгос ООО. Тема «Эффективные педтехнологии как средство реализации системно-деятельностного… 1. Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических…Термин «технология обучения» это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя…
Положение о группе продленного дня. Общие положенияГруппа продленного дня (далее гпд) школы создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности… 1. Группа продленного дня (далее гпд) школы создается в целях оказания…Группа продленного дня (далее гпд) школы создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности…
Синергетический подход к исследованию социально-экономических системДана сравнительная характеристика традиционного и синергетического подходов. Описан синергетический подход к управлению экономикой,… О группе продленного дня мбоу «Асовская оош» I. Общие положенияГруппа продленного дня (далее гпд) школы создаётся в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности…

Литература

Литература

Как и для чего используется таксономия Блума

Разберём таксономию Блума на упрощённом примере под самых маленьких учащихся, который привела Мэри Форхэнд из Университета Джорджии.

Предположим, на уроках по литературе дети проходят какой-то известный рассказ. Вот как будут выглядеть задачи под конкретные цели в таксономии Блума:

  • Вспоминание. Умение рассказать о том, как выглядело жилище главного героя.
  • Понимание. Обобщение сюжета или пересказ того, что дети прочитали.
  • Применение. Объяснение, чем был обусловлен тот или иной поступок героя рассказа.
  • Анализ. Сравнение реакции героя на события и собственной потенциальной реакции.
  • Оценка. Оценка достоверности описанного — например, могло ли это происходить на самом деле.
  • Создание. Создание стихотворения, рассказа или песни по мотивам произведения.

Таксономия Блума, конечно, работает и в обучении взрослых. Например, её активно применяют в создании онлайн-курсов, чтобы подобрать верные цели обучения, практику и инструменты оценивания.

Кстати, по таксономии удобно не только подбирать задачи или подходы, но и оценивать качество обучения в целом. Такие примеры использования таксономии Блума уже есть в корпоративном сегменте: в зависимости от целей там выбирают подходящие инструменты для замера результатов образовательных программ. Так, если запоминание предсказуемо можно проверить тестами, то применение и анализ замеряют с помощью чек-листов и поведенческих индикаторов — чем стабильнее проявление желаемого поведения, тем лучше.

Иногда таксономию используют и вовсе нестандартно. Например, в традиционном обучении уроки посвящены «базе» пирамиды — учащиеся запоминают какую-то информацию и осваивают её объяснение. Работа над целями верхнего уровня происходит уже дома — например, они анализируют пройденное или создают какой-то проект в рамках домашнего задания. А вот в перевёрнутом обучении всё наоборот: для базовых целей (прочесть главу учебника, ответить на вопросы и так далее) выделяется самостоятельное время, а в классе ученики занимаются обсуждением пройденного, применением изученного или созданием новых идей.

VI уровень таксономии Блума покажет, кто умеет принимать решения

Что гласит теория Блума. На уровне «оценки» проверяем, кто погрузился в тему и умеет на основе новой информации принимать взвешенные решения. Если тест нацелен на обучение менеджеров или руководителей отделов, то этот блок вопросов станет решающим. Так как работа этих сотрудников требует самостоятельности.

Как формулировать вопросы для проверки. Используем глаголы: «сделайте вывод», «докажите», «проанализируйте», «обоснуйте», «проверьте», «оцените» и порекомендуйте». Для тестирования подойдут вопросы формата «Эссе». Так у студента перед глазами не будет никаких ориентиров и подсказок — только собственные знания и навыки.

Вопросы уровня «оценки», как правило, не имеют правильного или неправильного ответа. Однако по рассуждениям студентов легко понять, кому можно доверить крупный проект, а кому — нет. Задача вопросов на этом уровне — подтолкнуть человека к раскрытию своей точки зрения

Этот вопрос не подталкивает к рассуждению. Сотрудник может дать верный ответ, но он сам в нём не раскроется, потому что формулировка вопроса изначально этого не требует. С таким же успехом он мог бы ответить 1-2 словами

Как выглядит пересмотренная таксономия Блума

Иерархию учебных целей (и первую, и вторую) обычно изображают как пирамиду — в её основании самые базовые цели и соответствующие им навыки, а на пике — сложные и многокомпонентные.


Таксономия Блума 2001 годаИнфографика: Евгений Рыбкин / Skillbox

При этом считается, что каждый новый уровень как бы продолжает следующий. То есть, чтобы перейти к целям высшего порядка, сначала нужно разобраться с низшими. В новой уровни обозначены в глагольной форме, хотя на русском языке для их обозначения продолжают использовать существительные.

Первая таксономия была «одномерной», то есть включала только когнитивные операции со знанием. А вот новая уже «двухмерная» —  она учитывает операции с разными типами знаний.

Сначала стоит разобрать каждый уровень когнитивных действий в таксономии 2001 года. В таблице ниже слева указан уровень, в середине — что он подразумевает, а справа — какие когнитивные процессы с ним связывают.


Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

В первой версии таксономии знания были в основе всей иерархии. На деле это создавало много проблем, потому что мало кто из практикующих педагогов понимал, что под одним словом учёные подразумевали разные категории знаний. В 1956 году их было три, а теперь к ним добавилась ещё одна, и их стало четыре:

  • Знания фактов — базовый материал, который учащиеся должны знать, чтобы овладеть новым материалом или решить определённую задачу. Сюда относится, например, знание терминов, определений, символов и так далее.
  • Концептуальные знания — взаимосвязи между элементами базового материала и элементами с общей структурой. Проще говоря, это способность связать часть с целым.
  • Процедурные знания — то есть знания, как выполнить нужное действие, какие критерии, алгоритмы и техники нужны для того, чтобы что-либо сделать.
  • Метакогнтитивные знания (этот пункт добавлен в 2001 году) — понимание того, как работает мышление и как сам ученик мыслит, для осознанного подхода к учёбе.

В итоге, когда мы соединяем когнитивные процессы и знания, появляется матрица таксономии (англ. Taxonomy Table). Она помогает равномерно и правильно определить (и распределить) учебные цели и задачи

Важно помнить, что речь здесь идёт именно о результатах, а не о заданиях, которые к этим результатам приводят


Инфографика:  Skillbox Media

Подробный пример такой таблицы с заполненными целями (на английском языке) можно посмотреть здесь.

Матрица даёт возможность посмотреть на результаты обучения со стороны студента, не забывать о необходимости развития навыков метапознания и в целом структурно подойти к построению своей программы.

Шесть лепестков – шесть вопросов

Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.

Простые вопросы

Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.

Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови ».

Уточняющие вопросы

С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.

Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:

  • «Вы имели ввиду, что …?»;
  • «То есть ты говоришь, что …?»;
  • «Можно ли считать, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы

Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».

Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.

Творческие вопросы

В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:

  • «Что могло бы измениться …?»;
  • «Придумай, что случится, если …?»;
  • «Какие события произойдут в рассказе после …?».

Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.

Практические вопросы

Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:

  • «Предложи, что можно сделать из …?»;
  • «Где еще можно использовать …?»;
  • «Где в жизни можно наблюдать такое явление?».

Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.

Оценочные вопросы

Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».

  • «Поделись, как ты относишься к …?»;
  • «Почему это хорошо, а не плохо?»;
  • «Как определить, каким образом лучше поступить?».

Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *