Кризис 7 лет: как помочь ребенку?

Источники

  • Hassamal S., Dong F., Hassamal S., Lee C., Ogunyemi D., Neeki MM. The Psychological Impact of COVID-19 on Hospital Staff. // West J Emerg Med — 2021 — Vol22 — N2 — p.346-352; PMID:33856322
  • Howard J., Ataga KI., Brown RC., Achebe M., Nduba V., El-Beshlawy A., Hassab H., Agodoa I., Tonda M., Gray S., Lehrer-Graiwer J., Vichinsky E. Voxelotor in adolescents and adults with sickle cell disease (HOPE): long-term follow-up results of an international, randomised, double-blind, placebo-controlled, phase 3 trial. // Lancet Haematol — 2021 — Vol8 — N5 — p.e323-e333; PMID:33838113
  • Wang NL., Li SM., Wei SF. . // Zhonghua Yan Ke Za Zhi — 2021 — Vol57 — N4 — p.241-244; PMID:33832046
  • Wilf-Yarkoni A., Lotan I., Steiner I., Hellmann MA. Chronic low-dose intravenous immunoglobulins as steroid-sparing therapy in myasthenia gravis. // J Neurol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33829320
  • Ruiz-Eugenio L., Toledo Del Cerro A., Gómez-Cuevas S., Villarejo-Carballido B. Qualitative Study on Dialogic Literary Gatherings as Co-creation Intervention and Its Impact on Psychological and Social Well-Being in Women During the COVID-19 Lockdown. // Front Public Health — 2021 — Vol9 — NNULL — p.602964; PMID:33816414
  • Singh A., Zai CC., Freeman N., Virelli C., Mohiuddin AG., Tampakeras M., Vleuten K., Kennedy JL. Supporting pharmacogenetic-guided opioid prescriptions for post-operative pain: The design, protocol and preliminary results of the OTP study. // J Psychiatr Res — 2021 — Vol138 — NNULL — p.24-33; PMID:33812277
  • Mekhemar M., Attia S., Dörfer C., Conrad J. The Psychological Impact of the COVID-19 Pandemic on Dentists in Germany. // J Clin Med — 2021 — Vol10 — N5 — p.; PMID:33801333
  • Alzahrani F., Albaz GF., AlSinan F., Alzuhayri J., Barnawi ZM., Melebari N., Al Twairgi TM. Hydroxyurea Use Among Children With Sickle Cell Disease at King Abdulaziz University Hospital in Jeddah City. // Cureus — 2021 — Vol13 — N2 — p.e13453; PMID:33767937
  • Mahmood Z., Saleem S., Subhan S., Jabeen A. Psychosocial Reactions of Pakistani Students Towards COVID-19: A Prevalence Study. // Pak J Med Sci — 2021 — Vol37 — N2 — p.456-460; PMID:33679931
  • Agerstrand C., Dubois R., Takeda K., Uriel N., Lemaitre P., Fried J., Masoumi A., Cheung EW., Kaku Y., Witer L., Liou P., Gerall C., Klein-Cloud R., Abrams D., Cunningham J., Madahar P., Parekh M., Short B., Yip NH., Serra A., Beck J., Brewer M., Fung K., Mullin D., Oommen R., Stanifer BP., Middlesworth W., Sonett J., Brodie D. Extracorporeal Membrane Oxygenation for Coronavirus Disease 2019: Crisis Standards of Care. // ASAIO J — 2021 — Vol67 — N3 — p.245-249; PMID:33627596

Гендерные особенности

По данным психологических исследований были сделаны выводы, что девочки и мальчики проживают кризис по-разному. Отличия могут быть также связаны с разными типами темперамента, но всё же гендерные различия выделяются сильнее.

Проблемы с девочками

Девочки проживают кризис семи лет более ярко и остро. Связано это, в первую очередь, с более серьёзным отношением к ответственности. Юная школьница старается быть прилежной ученицей, возможно, в классе её ставят в пример за хорошее поведение и успехи в учёбе. Однако этот результат требует больших усилий, поэтому оборотная сторона повышенной нагрузки проявляется дома. Истерики, плаксивость, грубость, непослушание — всё это могут наблюдать члены семьи. Поверьте, девочке сейчас непросто, помогите ей прожить этот этап максимально мягко.

Внимательно выслушивайте, сумбурные рассказы про отношения внутри коллектива: кто что и как сказал, ответил и т.п. Для взрослых эта излишняя болтовня может показаться глупой или навязчивой, но учтите, что это важный психологический способ снятия напряжения.

Проблемы с мальчиками

Мальчики-школьники начальных классов, попадая в новый коллектив, стремятся утвердиться не столько успехами в обучении, сколько выгодной позицией “в стае”. Отсюда возможны проявления агрессивного поведения в коллективе. Почаще интересуйтесь о неформальном общении межд учениками у учителя. Не бросайте ребёнка на произвол, если его обижают, и активно демонстрируйте, что вы всегда будете на его стороне. При этом обсуждайте моральные стороны возможных конфликтов.

Также уделите внимание активным мероприятиям: почаще гуляйте, занимайтесь спортом, находите новые интересные секции

Причины кризиса

Сам период, когда ребенок только приходит в школу, характеризуется некоторыми особенностями. Новоиспеченный ученик вынужден быстро адаптироваться к новым требованиям, обстановке, окружению, у него появляется новый уровень ответственности. Ребенку приходится привыкать к дисциплине и интеллектуальным нагрузкам. А общение в новом коллективе не всегда приносит одни лишь приятные впечатления. Вместе с тем меняются отношения с членами семьи. Все это не может не отразиться на ребенке, и начинается кризисный период, в основе которого лежит отрицание.

Во-первых, первоклашка теряет детскую непосредственность. В это понятие входит искренность, бесхитростность и способность действовать по ситуации, без сомнений и долгих размышлений. Теперь поведение ребенка все больше зависит от его воли, и все меньше влияния на него оказывают факторы извне. Многие дети становятся манерными, кривляются. Еще в поведении можно заметить наигранность.

Дело в том, что ребенок выбирает для себя определенную позицию и подчиняется ее логике. При этом его не волнует, что избранная им роль может быть абсолютно неуместной здесь и сейчас. Со стороны это выглядит странно: настроение ребенка похоже на американские горки без видимых на то причин, а реакции на происходящее выглядят неестественно, меняется поведение.

Во-вторых, возникает противоречие между окружающей средой и потребностями ребенка. В возрасте 6–8 лет мальчишки и девчонки отчаянно желают стать взрослыми. И дело не только во внутренней необходимости, но и во влиянии семьи, общества. Ведь все вокруг только и говорят: «Как, ты уже пошел в школу? О, ты уже такой взрослый!».

В таком случае вполне естественно, что, начав ходить в 1 класс, ребенок осознает всю важность момента, связанную с изменением его социального статуса. Поэтому он и надеется, что теперь-то точно стал взрослым и самостоятельным

А раз так, значит, он может сам принимать решения и управлять своей жизнью. Этим объясняется стремление изменить уклад жизни и старые правила, которые действовали до его поступления в школу. Маленький бунтарь желает сам выбирать, что ему надеть, во сколько лечь спать, куда пойти, когда пообедать. Он считает, что вырос и что имеет на это полное право.

Половое воспитание девочек

Половое воспитание девочек начинается примерно с возраста 10-12 лет. Все зависит от вашей дочки. Иногда девочки и в 12 лет играют в куклы и думать не думают о мальчиках

А кто-то уже в 10 лет хочет нравится мальчикам и привлекать их внимание

Как бы неловко вам было, объясните дочке, как вести себя с мальчиками: расскажите, когда можно целоваться, а когда нельзя; расскажите, откуда берутся дети и как не допустить их появления в раннем возрасте.

Дочке-подростку уже стоит рассказать о контрацепции.

А если дочка сама задает вам такие вопросы, то вы должны обязательно дать ей на них ответ. Не уходите от ответа лишь потому, что вам неловко. Отвечать нужно четко и уверенно. Не дайте ребенку почувствовать ваше стеснение.

Психология ребёнка 7 лет мальчика

Уверена, что у большинства из вас всё же полные счастливые семьи, и папа «в наличии» есть. Так вот, дорогие отцы, одного вашего молчаливого присутствия дома мало. Пора действовать! Сын смотрит на вас во все глаза и копирует во всём. Если вы, приходя домой с работы, валитесь на диван и смотрите телевизор, ребёнок думает, что настоящий мужчина именно так и должен делать. А надо бы встать, помочь маме убрать посуду со стола, а то и ужин приготовить.

Ещё чуть-чуть и в школе он познакомится с новыми девочками, и вести себя с ними будет точно так же, как и вы обращаетесь с супругой. Даже если в семье происходят ссоры, старайтесь «ругаться цивилизованно». Помните, что ребёнок тоже участвует в ваших конфликтах, пусть и в качестве наблюдателя. Все упрёки и оскорбления, которые он слышит от родителей в адрес друг друга, отпечатываются в его памяти.

Сейчас отец должен больше привлекать сынишку к мужским занятиям. Рыбалка, починка велосипеда, игры в футбол на улице – мужчины в любом возрасте обожают такое времяпрепровождение. Игнорировать сына, ссылаясь на усталость и занятость, чревато. Потом не удивляйтесь, что малыш разбил окно в школе, побил соседского мальчишку или поджёг чей-то почтовый ящик

Так он старается привлечь внимание к своей персоне и заодно вымещает обиду

Воспитание ребенка

Вопросы воспитания ребенка в 7-8 лет в первую очередь направлены на выработку необходимых качеств для скорейшей адаптации в обществе, приобретения важных бытовых навыков.

В 7-8 лет важно развивать в ребенке самостоятельность и умение проявлять инициативу в бытовых вопросах. Воспитание этих качеств обычно происходит через привлечение мальчиков и девочек к домашнему труду

В 7-8 лет малыш может самостоятельно вытирать пыль, подметать, ухаживать за домашними животными и цветами, стирать свое нижнее белье и носки и т. д. Хорошо, если одно из описанных действий станет обязанностью ребенка, развивая чувство долга и добросовестность, ребенок будет видеть, что он полезен, чаще проявлять желание помочь.

Отдельно нужно уделять внимание способности анализировать свои поступки, обдумывать возможные результаты до совершения действия. В этом возрасте малыш уже способен моделировать возможные последствия своих поступков, если его научить это делать

Чтобы научить ребенка оценивать свои поступки, можно использовать “метод рассуждения”. Для этого взрослый во время диалога с ребенком начинает рассуждать над предложением малыша или уже совершенном действии: рассуждает над тем, как поступок выглядит со стороны сына или дочки, потом рассказывает, почему это неприемлемо на взгляд родителя. Суть метода заключается в научении крохи анализировать не только собственные интересы, но и отношение к действию со стороны окружающих.

Вслед за вами малыш научится обдумывать поступки и действия с разных сторон, сначала вслух. После того, как умение станет привычным — малыш начнет рассуждать сам с собой, вести “внутренний диалог”.

В 7-8 лет у ребенка могут проявиться проблемы, связанные с неуверенностью в себе. Малыш в этом возрасте начинает чаще задумываться над собственной внешностью, умениями, способностями. Не все малыши могут правильно оценить свой потенциал и начинают замыкаться, испытывать дискомфорт в общении со сверстниками, не могут завести друзей. Для решения этой задачи взрослым нужно подчеркивать сильные стороны ребенка, говорить ему о своей любви, научить правильно выстраивать отношения со сверстниками.

В этот период хорошо на уверенность ребенка в собственных силах влияет посещение различных спортивных секций на выбор малыша. Любой спорт использует в тренировочном процессе философию, мотивацию, учит перебарывать собственные страхи и слабости. Занятия с опытным тренером могут изменить отношение малыша к собственному телу, способностям.

Если сын или дочка не хочет посещать спортивную секцию, можно предложить ходить в танцевальный или творческий кружок. Суть этого метода в том, что ребенок будет видеть свои успехи, поймет, что у него получается что-то лучше, чем у других, будет расти уверенность в своих способностях.

Рассматривая воспитание ребенка 7-8 лет, стоит обсудить вопрос помощи ребенку в уроках. В первые годы учебы вряд ли удастся избежать постоянных просьб о помощи с домашним заданием. Главное условие этой помощи — быть советчиком, а не исполнителем. Для решения сложного задания предложите сыну или дочке решить подобное задание на примере вместе с вами. Придуманную задачу подробно объясните, донесите до ребенка смысл действий, после чего попросите повторить на задании из школы.

Многие родители жалуются, что не могут понять, как детям объяснить задачу на их уровне, помочь усвоить схему решения, принятую в современной школе. Тут есть 2 пути. 1-ый — внимательно изучить учебник. Большинство современных обучающих пособий содержат в себе четкую схему решения задачи, после чего ребенку предлагается решить подобные упражнения

Обратите внимание крохи на изложенное в примере. 2-ой способ — обратиться к знаниям сына или дочки

Спросите, как ему объясняла учительница тему на уроке, каким способом решения она пользовалась.

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • привыкание к учебным нагрузкам;
  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.

Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

  • наигранность;
  • вертлявость, неусидчивость;
  • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
  • передразнивание взрослых;
  • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
  • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

  • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
  • ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
  • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению

С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.

Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.

Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.

С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»

Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.

Запомнить:

разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.

Мотивы, которые побуждают ребенка идти в школу

Без мотивации мальчик/девочка точно не побегут с радостью получать среднее образование. Основные мотивы:

  • познавательный мотив, когда школьник получает новые знания, которые ему так необходимы;
  • социальный мотив, когда детям с ранних лет говорят о том, как нужно учиться и получить необходимые знания;
  • позиционный мотив, который настраивает детей на то, что они займут определенное положение и приобретут новый, значимый социальный статус;
  • игровой мотив, ведь, как известно, до определенного возраста дети воспринимают новую информацию исключительно в форме игры и развлечений;
  • оценочный мотив, когда школьник радуется, когда его хвалят взрослые.

Главные ошибки родителей при разводе

При разводе страдают все члены семьи. Родители, испытывая друг к другу негативные чувства, порой допускают грубейшие ошибки в своем поведении. Это плохо сказывается и на психическом здоровье их детей, и на их дальнейшем развитии. Психологи разделяют поведенческие ошибки взрослых на несколько групп.

Рассмотрим основные ошибки родителей при разводе:

  1. Ссоры и конфликты в присутствии ребенка. Подобное поведение взрослых ставит ребенка в тупик. Ему нереально сложно принять сторону кого-то из родителей, да и не стоит этого делать, откровенно говоря.
  2. Стремление бывших супругов общаться через ребенка. «Передай папе, что он ….», «скажи маме, что ….». Подобная модель поведения характеризует взрослых не с лучшей стороны. Как бы сильно вы не были обижены на супруга, не стоит втягивать в свои «войны» детей.
  3. Манипуляция ребенком при попытке вернуть отношения с бывшим супругом. Если крах отношений неизбежен, не стоит «запугивать» супруга тем, что общаться с ребенком он не сможет. Особенно опасно это делать в присутствии самого ребенка.
  4. Игнорирование чувств и переживаний ребенка. Если ребенок расстроен, переживает, поговорите с ним по душам, объясните свои чувства, опишите ему ситуацию, ближайшее будущее, расскажите, как будет складываться ваша жизнь при новых обстоятельствах.
  5. Превращение ребенка в яблоко раздора, а также в предмет торгов.
  6. Попытка получения собственной выгоды в обмен на встречи с ребенком.
  7. Привлечение в конфликтные ситуации других родственников, которые, чаще всего, мешают, а не помогают найти компромиссные решения.

Если вы хотите, чтобы ребенок пережил ваш развод без приобретения психических заболеваний, не повторяйте ошибок тех, кто из-за них поплатился здоровьем собственных детей.

Советы по устранению кризисного поведения

Важно понять основную мысль – кризис семилеток – это временный этап, он проходит и его просто нужно пережить, как любые другие проблемы детского возраста. Основные причины обострения отношений в этом периоде – это несоответствие отношения родителей и тех желаний, требований и возможностей ребенка, которыми он обладает на данное время

Необходимо задуматься над тем, все ли запреты четко обоснованы и можно ли предоставить ребенку больше самостоятельности и свободы действий. Важно поменять свое отношение к малышу, понимая, что он подрос, нужно ценить и уважать его мнение, суждения, стараться понимать его.

Стоит изменить тон общения с приказного и назидательного на рассуждения и убеждения, анализ вместе с ребенком возможных последствий от его действий

Если же отношения родителей с ребенком похожи на военные действия и череду скандалов, важно на время взять паузу, дать малышу возможность погостить у бабушки на несколько дней, к возвращению ребенка приняв решение общаться без криков и скандалов на оставшееся время. Важно подходить ко всему с юмором и оптимистической нотой

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

3, всего, сегодня

(63 голос., средний: 4,65 из 5)

Ощущение безопасности в семье

Самое главное, о чем должны помнить родители — они должны по возможности дать ребенку ощущение безопасности. Уверенность, что родители умные и сильные, и смогут защитить его от любой беды, — базовая потребность малыша. Люди, которые чувствовали такую безопасность в детстве, вырастают сильными, уверенными в себе личностями.

Поэтому первое, о чем должны помнить родители, когда обсуждают с ребенком возможный развод папы и мамы или тяжелую болезнь кого-то из членов семьи — ни в коем случае нельзя делать ребенка своим поверенным. Нельзя изливать на него все те сложные и неприятные чувства, которые не удалось разрядить каким-то более приемлемым способом.

Людмила обратилась за помощью в связи с тем, что у её дочери Наташи возникли признаки обсессивно-компульсивного расстройства. В результате работы с психологом выяснились следующие обстоятельства. Три года назад Людмила пережила измену мужа и развод. Оставшись одна с дочерью-подростком, она начала делиться с ней обидами на отца, в подробностях описывая борьбу, которая разгорелась у неё с соперницей перед разводом. Наташа очень поддерживала мать, но конфликт лояльностей к родителям вылился в сильное напряжение, которое привело к болезни.

С другой стороны, замалчивание семейных проблем тоже может привести к появлению у ребенка ощущения небезопасности.

Михаилу и Светлане долго не удавалось завести детей. Наступившая долгожданная беременность протекала отлично, но девочка родилась с тяжелым генетическим заболеванием и через одиннадцать месяцев умерла. Когда через несколько лет у Светланы и Михаила родился сын Иван, они боялись, что он повторит судьбу своей сестры. Но мальчик рос абсолютно здоровым, не считая повышенной тревожности и регулярных истерик. Когда проблемы привели к трудностям в общении со сверстниками, родители привели Ваню к психологу.

Выяснилось, что мальчик испытывал гигантское напряжение. Ваня чувствовал постоянный напряженный контроль со стороны матери, которая боялась, что он тоже заболеет. При этом ощущал мамину грусть, но, поскольку ему не рассказывали про сестру, считал, что расстроил маму сам. Ребенок стал думать, что ведет себя очень плохо, что он «неправильный и во всём виноват». Когда родители рассказали ему про сестру, объяснили, что очень по ней скучают и жалеют, что он не был с ней знаком, напряжение разрядилось и ситуация стала спокойнее.

Таким образом, во многом состояние ребенка во время семейного кризиса зависит от того, удастся ли родителям соблюсти баланс в общении с ним.

Главное — семейное счастье. Остальное приложится

Очень многие взрослые, убедившиеся на собственном опыте, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать, прежде всего, на создание крепкой семьи. А остальное приложится. Наверное, кому-то это покажется странным. «Ничто ни к чему не прикладывается, — скажет он. — Если ставить семью во главу угла, о работе надо позабыть. Либо семья, либо карьера. Так не бывает, чтобы человек направлял свои усилия на одно, а другое получалось само собой». Но, как ни странно, в данном вопросе эта железная логика сплошь и рядом дает сбои. Хотя, если задуматься, что здесь такого уж странного? У женщин с неудавшейся судьбой часто искажается характер. Факт? Факт. Многие озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Конфликтный человек наживает себе врагов, коллеги норовят от него избавиться…

А если, допустим, у женщины постоянно скандалы в семье? Если дети отбились от рук? Сколько бы мать ни гнала от себя тягостные, тревожные мысли, они никуда не денутся и все равно будут мешать ей сосредоточиться на работе. Да, подчас мы окунаемся в работу с головой, стремясь забыться. Но тогда работа становится своеобразным наркотиком. А любая наркомания до добра не доводит.

Как часто в наши дни женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя на то, что им приходится тратить время на воспитание родившегося ребенка! Но случись с ним что-нибудь — и оказывается, ничто не мило. Лишь бы ребенок был жив и здоров. Однажды я услышала рассказ матери: «Все Валино детство я разъезжала по командировкам. Мне так нравилась профессия геолога! Я мечтала стать доктором наук, мне прочили блестящее будущее. Сын оставался с моими родителями. Он скучал, плакал, просил: Мама, не уезжай! Потом подрос и вроде бы привык. А затем, в тринадцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начал конфликтовать с ребятами, с учителями. Я забеспокоилась, старалась больше бывать дома, даже с работы ушла, чтобы заняться ребенком. Но было поздно. Теперь его нет (мальчик покончил собой — авт.), и я понимаю, что мне не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу».

Сколько матерей узнают себя в этой печальной исповеди незнакомой женщины, подошедшей ко мне однажды после моего выступления в каком-то клубе или в библиотеке?! Конечно, не все истории кончаются так трагично, но общий их смысл остается неизменным: строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина в итоге проигрывает на обоих поприщах.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *