Эгоцентризм | блог 4brain

Теории эгоцентрической речи

Эхолалия: этот тип речи включает в себя повторяющиеся слова, фразы или звуки. Обычно это слышно, когда дети болтают.

Монолог: эта форма речи является бегущим дискурсом. Это обычно наблюдается, когда играют дети, и можно услышать только фрагменты предложений.

Коллективный (двойной или социальный) монолог. Это происходит, когда два ребёнка используют речь, но эта речь не имеет связи друг с другом.

Например, когда двое детей сидят вместе и играют в разные игры, они могут комментировать свои собственные игры, но эта речь не связана друг с другом. Они просто говорят одновременно или говорят по очереди.

Имеется некоторое количество теорий, окружающие данную концепцию, и они подробно описаны в следующих разделах.

Хотя эгоцентрическая речь является неотъемлемой частью развития ребенка (точнее говоря, языкового развития у детей), также необходимо знать, что есть несколько теорий, которые окружают эту концепцию. Ниже приведены две из самых известных теорий, которые подчеркивают эту концепцию более подробно.

Что такое монолог?

Монолог как эгоцентрическая речь представляет собой разговор ребенка с самим собой, подобный громким мыслям вслух. Данный вид речи не направлен к собеседнику. В такой ситуации слово для ребенка сопряжено с действием. Автор выделяет следующие следствия из этого, важные, чтобы правильно понять монологи ребенка:

  • действуя, ребенок (даже наедине с собой) должен говорить и сопровождать игры и различные движения словами и криками;
  • сопровождая словами определенное действие, малыш может видоизменить отношение к самому действию или произнести то, без чего бы оно осуществиться не могло.

Кинетическая речь

Речь посредством движений у людей сохранилась с давних времен

Изначально это был чуть ли не единственный способ общения и передачи важной информации. С тех пор многое изменилось

Теперь кинетический вид речи используют для усиления эффекта. Жесты придают общению выразительность, настраивают слушателей на нужный лад.

Но в наши дни все же сохранилась группа людей, которые используют кинетическую речь в качестве основного средства общения. Это глухонемые люди, которым язык жестов необходим для жизнедеятельности. Стоит отметить, что со времен древнего человека кинетическая речь преобразовалась, модернизировалась и обогатилась.

Внутренняя речь

Психология особое внимание уделяет внутренней речи. Это процесс, который протекает внутри человека, без использования звуков или любых языковых движений

При таком типе нельзя общаться с другим человеком, происходит процесс мышления в головном мозге конкретной личности.

Этот вид имеет свои особенности речевого оформления:

  • все мысли свернутые;
  • нет второстепенных членов предложения;
  • возможна предикативность (полное отсутствие в речи подлежащего, и все слова будут принадлежать только сказуемому, описывать и характеризовать действие).

Внутреннее общение очень специфическое. В психологии говорят о полном и кардинальном отличии общения внутреннего и внешнего вида. Внутренний может быть непредсказуемым, возникать спонтанно, утверждать или доказывать то, что само собой понятно.

Несмотря на то, что внутренняя речь не может быть средством для общения, она все же будет социальной. Она не возникает сама собой, а является следствием беседы двух людей. Она может предшествовать устной или письменной, когда человек обдумывает, размышляет и только потом выдает информацию.

В некоторых случаях внутреннее общение — это своеобразный внутренний собеседник. Люди могут общаться с воображаемым собеседником, высказывать ему свои мысли, рассказывать о чувствах

Многие обращают внимание на то, что воображаемому собеседнику могут рассказать больше и незаметно для себя найти ответы на волнующие вопросы. Все виды речи в психологии имеют свои особенности

Каждая из них стала незаменимой уже на протяжении столетий. Психологи очень активно работают над изучением и наблюдением за разными видами речи, так как утверждают, что без них человеческая жизнь просто невозможна.

Как стать менее эгоцентричным

Быть сфокусированным на себе полезно, в ситуациях, когда мы пытаемся придерживаться наших ценностей или когда чувствуем проявление неуважения. Однако когда эгоцентрическое мышление начинает негативно влиять на наше повседневное поведение, это вызывает проблемы. Есть несколько полезных советов для того, чтобы стать менее эгоцентричным.

Приостановиться. Иногда мы принимаем решения, исходя из страха. Страх давит на нас и заставляет думать в контексте принятия вызова или избегания его. Даже когда нам ничего не угрожает и отсутствует опасность. Приостановка поможет отдышаться и прояснить, что именно следует решить, учитывая, как наш выбор повлияет на окружающих людей.

Оглянуться по сторонам. Нам нравится думать, что жизнь – это все для нас. Но оглянитесь – вокруг есть люди, которые проявляют о нас заботу и хотят быть частью нашей жизни и процесса принятия решений.

Рискнуть. Иногда люди становятся более эгоцентричными, так как из личного опыта узнали, что не следует доверять другим. И переносят этот опыт на все дальнейшее социальное взаимодействие. Не делайте этого. Таким образом, вы будете не только тренироваться преодолевать собственные страхи, но и позволите кому-то выразить проявление заботы и внимания к вам.

Живите настоящим. Точно так же, как некоторые эгоцентричные личности научились не доверять окружающим, часть из них научилась никогда не проявлять уязвимость. Даже если вы, принимая решение, совершаете ошибку, и кто-то это замечает, продолжайте двигаться вперед. Состояние пребывания в настоящем позволит практиковаться в личной навигации при возникновении неудобных ситуаций. Даст понимание – как преодолеть, как перемещаться сквозь них, сохраняя при этом сбалансированное эмоциональное состояние.

Мы все в какой-то степени эгоцентричны. Но истинный эгоцентрик не обращает внимания на других и сосредоточен исключительно на личных потребностях и желаниях настолько, что не может распознать мнение окружающих людей, не склонен к сопереживанию. Может показаться, что подобный человек, это тот, кто зацикливается на таких вещах как успех, красота или статус. Однако это не так, он просто не допускает никого в свой процесс принятия решений.

Не следует забывать и об эмоциональном спокойствии, находясь в непосредственной близости с эгоцентриком. Помните, что неспособность рассматривать вашу точку зрения – это их когнитивное искажение, а не результат ваших действий. Сохранение разумной дистанции от проявлений поведения эгоцентричного человека поможет вам в сохранении эмоционального баланса и комфорта.

Виды эгоцентрической речи

В результате психологических экспериментов с маленькими детьми Ж. Пиаже было выделено три категории эгоцентрической речи, каждая из которых является нормальной для ребенка среднего дошкольного возраста.

Эхолалия

По мнению Пиаже, феномен такой эгоцентрической речи характерен для малышей 2-3,5 лет и тождественен игре. Ребенок просто повторяет услышанные где-то звуки и слоги, ни к кому не обращаясь, не вкладывая в них особого смысла, делает это ради собственного удовольствия.

Монолог

Ребенок произносит свои мысли вслух, не рассчитывая на то, что кто-то его слушает. При наблюдении за малышом можно увидеть прочную связь между речью и действием. Например, ребенок строит башню из кубиков, приговаривая: «Теперь возьму красный кубик и поставлю на зеленый».

Действия сопровождаются словами, иногда даже бывает так, что действие не производится, если для него нет подходящего слова. Например, малыш забыл слово «приклеить», не может сказать «приклею пластилин на бумагу», и совершить действие тоже не получается.

Коллективный монолог

Этот вид эгоцентрической речи в психологии еще называется «монологом вдвоем». Когда детей двое или несколько, они выступают друг для друга как возбудители монолога. То есть, они видят сверстника, им хочется говорить, но делают они это по-прежнему для себя, не рассчитывая на то, что его слушают и ему ответят. Ж.Пиаже называл этот вид эгоцентрической речи наиболее социализированным.

Согласно теории Ж.Пиаже, в раннем и дошкольном детстве мышление ребенка эгоцентрично, поэтому он не стремится к тому, чтобы его речь поняли, и говорит сам для себя.

Эгоцентризм и нарциссизм в чем разница?

Есть некоторые параллели между этими двумя понятиями, однако существует четкое различие между эгоцентрическими и нарциссическими типами личности. Их сходства:

  • фокус на собственном мнении и восприятии;
  • отсутствие эмпатии;
  • неспособность признать наличие потребностей у других;
  • излишние и чрезмерные мысли о том, как другие могут их оценивать;
  • принятие решений ориентируется на собственные потребности.

Однако нарциссы, в дополнение к этим чертам, ярко проявляют:

чрезмерную потребность в признании и восхищении;
демонстрирование себя как экстраординарного или важного человека;
чувство что все ему должны;
манипулирование людьми для достижения собственных целей;
высокомерное и претенциозное поведение;
поглощенность собственными фантазиями о безграничном успехе, силе или красоте.

Основное же различие между эгоцентриком и нарциссом заключается в том, что нарцисс, увлеченный необходимостью чувствовать себя важным и ценным, постоянно ищет восхищения у окружающих.

Диалог

Особенности речи в данном случае заключаются в том, что говорящих людей двое, если больше, то это явление называется полилог. Главное, что все реплики объединены одной темой и идеей. Диалог – это способ обмена мнениями. Каждая реплика вытекает из предыдущей и является ее логическим продолжением. Характер диалога зависит от кодекса взаимоотношений коммуникантов. Существует три основных типа такого взаимодействия: зависимость, равенство и сотрудничество.

Каждому диалогу свойственна своя структура:

  • зачин;
  • основная часть;
  • концовка.

С теоретической точки зрения диалоги безграничны, поскольку их последняя часть всегда остается открытой, однако на практике любой диалог имеет конец.

Выступая в роли первичной формы коммуникации, он представляет собой спонтанную речь. Даже в подготовке научной дискуссии оратор не может продумать каждую реплику, потому что реакция слушателей не всегда очевидна.

Для того чтобы диалог состоялся, необходима информационная база его участников, а также незначительный разрыв в знаниях говорящих. Неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности речи.

В зависимости от целей, задач, роли собеседников выделяют такие типы диалога:

  • бытовой;
  • интервью;
  • деловая беседа и др.

Примеры эгоцентризма в жизни

С проявлениями познавательного или морального эгоцентризма люди регулярно сталкиваются в повседневной жизни.

Пример 1

Молодой человек 25-26 лет живёт с родителями, ведёт разгульный образ жизни, не работает, а если работает, то тратит деньги на удовольствия, не заботясь о семейном бюджете

Ему не важно, что родителям сложно его содержать, что у них есть потребности, на которые не хватает средств. Он поставил себя в центр и считает закономерным, что отец и мать обслуживают его и выполняют малейшие прихоти

Чаще всего такой результат — следствие ошибок в воспитании. Возможно, мальчика слишком баловали в детстве, закрывали глаза на плохое поведение или не давали принимать самостоятельных решений. Ребёнок не смог перерасти детский эгоцентризм и приобрёл другие отрицательные качества.

Пример 2

Негативные черты расцветают буйным цветом в пожилом возрасте. Старики обидчивы, капризны. На закате жизни люди требуют постоянного внимания, заставляют выполнять прихоти, не задумываясь о потребностях и чувствах родственников. Они любят поучать близких, жалуются на плохие нравы, осуждают молодёжь. Так происходит потому, что пожилой человек не может поставить себя на место других людей и не понимает, что мир изменился и больше не соответствует их представлениям о жизни.

Теория детского эгоцентризма Пиаже

Итак, концепция детского
эгоцентризма занимает как бы место центрального фокуса, в котором
перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С
помощью этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт,
характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного,
неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный структурный
комплекс явлений, обусловленных единой причиной. Теперь попытаемся выяснить
мысль самого Пиаже,  определить в чем
автор видит фактическое основание своей концепции. Такое основание Пиаже
находит в своем первом исследовании, посвященном выяснению функции речи у
детей. В этом исследовании он приходит к выводу, что все разговоры детей можно
подразделить на две группы, которые можно назвать эгоцентрической и
социализированной речью. Под именем эгоцентрической речи Пиаже понимает речь,
отличающуюся прежде всего свой функцией. «Эта речь эгоцентрична, — говорит
Пиаже, — прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе. Он не
интересуется тем, слушают ли его, не ожидает ответа. Он не испытывает желания
воздействовать на собеседника или действительно сообщить ему что-нибудь.
Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не
обращается»(1, с.17). Подсчитанный коэффициент эгоцентрической речи
составляет от 44% до 47% для детей в возрасте 5-7 лет и от 54%
до 60% для возраста 3-5 лет. И
вот, основываясь на ряде экспериментов, а также на факте эгоцентрической речи,
Пиаже приходит к выводу, что мысль ребенка эгоцентрична, то есть ребенок думает
для самого себя
, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым, ни о том чтобы
понять  точку зрения другого.
Принципиальной для восприятия теории Пиаже является схема:

  • Внеречевое аутистическое мышление
  • Эгоцентрическая речь и
    эгоцентрическое мышление
  • Социализированная речь и
    логическое мышление

Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном
между аутентической и социализированный мыслями. По своей структуре она
остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не удовлетворение
органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а
обращены также на умственное приспособление как у взрослого. Характерно, что в
своих рассуждениях Пиаже опирается на теорию Фрейда: «И психоанализ пришел
косвенным путем к чрезвычайно схожему результату. Одной из заслуг психоанализа
является то, что он установил различие между двумя родами мышления: один —
социальный, способный быть высказанным, направляемый необходимостью
приноровиться к другим (логическая мысль), другой — интимный и потому не
поддающийся высказыванию (аутентическая мысль)»(1, с.350). Однако под
влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно  социализируется.  Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам
(«первый критический период»), 
результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл
социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.  

Выше мы кратко ознакомились
с основными фактами и тезисами исследования детского эгоцентризма.  Можно сказать, что именно это исследование
при всей своей спорности проложило дорогу для дальнейшего изучения детской
психологии. Более того, все дальнейшие теории в большей или меньшей степени
отталкивались от исследований Пиаже.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Амент В. К. 395, 495

Амэ А. 505

Аристотель 464, 484

Ах Н. 444, 487, 497

Балли Ш. 109, 218, 484

Бальдансперже Ф. 483.

Бело Г. 84, 473, 483

Бергер Ф. 41, 199, 392, 489

Бергсон А. 109, 477, 484

Берт С. Л. 243, 257—259, 276, 277, 288, 321, 360, 370, 490

Бетховен Л. ван 481

Бехтерев В. М. 474

Бине А. 7, 45, 91, 239, 240, 249, 255, 257, 261, 263, 266, 269—271, 274, 305, 348, 359, 369, 395, 396, 475, 476, 480, 490, 492, 500

Бланше А. 505

Блейлер Э. 42, 323, 409, 417—422, 461, 481, 482, 496, 502

Блондель Ш. 7, 350, 354, 390, 403, 405, 477

Блонский П. П. 474

Бове Д. 475

Бове П. 7, 279, 344, 400, 473, 475

Богданов А. А. 453, 498

Болдуин Д. М. 7, 11, 19, 41, 212, 329, 344, 347, 381, 474, 477

Борст М. 75, 483

Брентано Ф. 405, 487, 496

Брунер Д. 500

Брюнсвик Л. 8, 163, 183, 349, 478, 502

Бутру Э. 502

Бэкон Ф. 447, 497

Бюлер К. 163, 486, 487

Валлон А. 501

Вейль Л. 131, 189

Вивекананда 481

Выготский Л. С. 463—468, 472—474, 480, 494, 495—497, 499, 505

Вундт В. 474, 482

Галилей Г. 64

Гарсиа Р. 505

Ге Ж. 46, 67, 344

Гегель 442, 456

Гельвеций К. А. 482

Гераклит 323

Гёте И. В. 446, 452, 461, 498

Ге Ж. 46, 67, 344

Гиппенрейтер Ю. Б. 499

Гобло Э. 219, 334, 337, 345, 357, 372, 373, 489

Гоне 199, 392, 489

Гринфилд П. 500

Гроос К. 142, 177, 383, 396, 486

Гюйо Ж.-М. 502

Давыдов В. В. 496

Дарвин Ч. 395, 494

Декедр А. 28, 84, 184, 190, 252, 400, 473, 480, 481, 489

Декроли О. 109, 295, 483, 484

Делакруа А. И. 295, 479, 491, 502

Делекс А. 129

Джемс У. 183, 396, 488, 502

Джонс Э. 12, 479

Доттран 237

Дромар Г. 120, 485

Дьюи Д. 396, 495

Дюма Ж. 502

Дюркгейм Э. 396, 453, 477, 495, 497, 498, 502

Жане П. 7, 12, 19, 25, 41, 60, 66, 67, 184, 330, 349—351, 361, 417, 425, 476, 502

Заззо Р. 468, 501

Зигварт X. 482

Инельдер Б. 503—505

Кант И. 442, 502

Кармичел Л. 466, 500

Карталис Э. 263

Разговорная речь

Основной исходный вид устной речи – это та, которая протекает в форме разговора, беседы. Имена она называется разговорной. В психологическом плане это наиболее простая форма речи. Она не нуждается в развернутом изложении, зачастую собеседник в процессе понимает своего оппонента. В разговорной речи важную роль играет контекст. Поскольку благодаря ему беседующие могут заменять слова, сокращая произносимые фразы.

Этот тип речи допускает употребление нелитературного языка. Здесь часто встречаются жаргонизмы, неологизмы, профессионализмы, диалекты и даже нецензурная брань.

Прямая речь

Практически любой грамотный разговор предполагает отсылки к первоисточникам мыслей. Так, чтобы доказать свою правоту, говорящий опирается на мнения великих людей, профессионалов в какой-либо области или любых других авторитетов. Чтобы подтвердить подлинность упомянутых слов, нередко используют цитаты или прямую речь.

Любая научная работа, выступление перед публикой, лекция, интервью и т. п. нуждается в цитировании авторитетных источников. Прямая речь – это наилучший способ включить в текст такие источники.

В устной речи границы цитаты обозначаются специальными словами и подчеркиваются интонацией, в письменной для этого существуют знаки препинания.

речь эгоцентрическая

Смотреть что такое «речь эгоцентрическая» в других словарях:

Речь эгоцентрическая — (лат. ego – я, centrum – центр) – термин Ж.Пиаже, обозначает детскую речь, которая обслуживает внутренние функции (такие, как освоение речи, самоконтроль). Проявляется эхолалией (повторением речи окружающих людей), монологом (речевым… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Речь эгоцентрическая, или «речь для себя» — явление, впервые описанное Ж. Пиаже при наблюдении за речью детей 4 7 лет, находившихся в 1920 х гг. в Доме малютки в Женеве. Феноменология этого явления состоит в том, что предоставленный сам себе ребенок, играя, рисуя, занимаясь ручным трудом,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… … Большая психологическая энциклопедия

Эгоцентрическая речь — специфическая, фрагментарная речь ребенка дошкольного возраста, сопровождающая его предметные игры. См. также: Устная речь Детство Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

эгоцентрическая речь — – переходная форма от внешней речи к внутренней. Эгоцентрическая речь ребенка является внутренней речью по психологической функции (это – речь для себя) и внешней по форме <. > Коэффициент эгоцентрической речи резко падает на… … Словарь Л.С. Выготского

эгоцентрическая речь — Этимология. Происходит от лат. ego я и centrum центр. Категория. Форма детской речи. Специфика. Говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. По мнению Ж.Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие… … Большая психологическая энциклопедия

речь — и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <. > речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — Речь, которая продуцируется, исходя из исключительно внутренних потребностей и мыслей, и обслуживает их. См. эгоцентризм … Толковый словарь по психологии

Эгоцентрическая речь — – термин Ж.Пиаже, обозначает речь, обслуживающую собственные интересы и психические процессы. Это эхолалия (повторение речи окружающих людей), монолог (речевое сопровождение собственных действий) и коллективный монолог (речь в присутствии других… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Оглавление

Введение 5

Часть I. Речь и мышление ребенка 9

Глава I. Функции речи двух детей шести лет 1

I. МАТЕРИАЛЫ 14

§1. Один из разговоров 15

§2. Классификация функций детской речи 16

§3. Повторение (эхолалия) 18

§4. Монолог 20

§5. Коллективный монолог 23

§6. Адаптированная информация 25

§7. Критика и насмешка 29

§8. Приказания, просьбы, угрозы 30

§9. Вопросы и ответы 31

II. ВЫВОДЫ 35

§10. Измерение эгоцентризма 36

§11. Заключение 38

§12. Следствия и рабочие гипотезы 42

Глава II. Типы и стадии разговора между детьми от четырех до семи лет 48

§1. Проверка коэффициента эгоцентризма 48

§2. Типы разговоров между детьми 49

§3. Стадия I. Коллективный монолог 53

§4. Стадия II А. Первый тип: приобщение к действию 54

§5. Стадия II А. Второй тип: сотрудничество в действии или в неабстрактной мысли 56

§6. Стадия III А. Сотрудничество в абстрактной мысли 58

§7. Стадия II В. Первый тип: ссора 60

§8. Стадия II В. Второй тип: примитивный спор 61

§9. Стадия III В. Настоящий спор 63

Глава III. Понимание и вербальное объяснение между одновозрастными детьми от шести до восьми лет 68

§1. Техника опыта 70

§2. Разбор материалов 75

§3. Цифровые результаты 80

§4. Эгоцентризм в объяснении ребенка ребенку 84

§5. Понятие о порядке и причине в изложении объяснителей 90

§6. Факторы понимания 98

§7. Вывод. Вопрос о стадиях и стремление детей быть объективными в рассказах друг другу 102

Глава IV. Некоторые особенности вербального понимания ребенка в возрасте от девяти до одиннадцати лет 105

§1. Вербальный синкретизм 108

§2. Синкретизм рассуждения 111

§3. Потребность в обосновании во что бы то ни стало 118

§4. Синкретизм понимания 121

Механизм преодоления эгоцентризма личности

Эгоцентрик не чувствует границ между собой и другими людьми. Он не может разделять свои желания и стремления окружающих. Это приводит к кризису идентичности и нарушению формирования личности.

Механизм преодоления эгоцентризма сложен и требует особого подхода. Чтобы избавиться от него, понадобятся воля и самоубеждение.

  1. Признайте, что каждый человек личность с мыслями, чувствами и нарушать свободу категорически нельзя.
  2. Уясните, что есть нормы поведения и общепринятые ценности, которые можно не принимать, но их обязаны признавать.

Осознав простые вещи, постепенно меняйте мышление:

  • старайтесь не злиться на близких;
  • интересуйтесь жизнью других;
  • больше общайтесь, разговаривайте;
  • не давайте советов, если о них не просят;
  • прочитав книгу, пересказывайте содержание от лица разных героев;
  • обсуждайте с родственниками ситуации и сравнивайте их мнение с собственным;
  • займитесь общественной деятельностью.

Постепенно произойдёт изменение точки зрения, вернее вы научитесь чувствовать других и ставить себя на чужое место.

Людям, живущим с эгоцентричным человеком, приходится непросто. Избегайте обоюдных обвинений, скандалов, открытой критики. Постарайтесь выяснить, почему у близкого человека зашкаливает эгоцентричность. В этом может помочь доверительная беседа с психологом, который в состоянии найти корень проблемы. Главное, чтобы эгоцентрик сам хотел бороться, в противном случае ничего не получится.

Виды эгоцентризма

Психологи выделяют 3 формы:

  • познавательный эгоцентризм – проявляющийся в нарушении психологических функций, влияющих на познание объективного мира. Воздействует на ощущения, мышление, восприятие;
  • моральный эгоцентризм – говорит о неспособности принимать моральные принципы и поступки других людей;
  • коммуникативный – характеризующийся трудностями в общении. Человек пренебрегает достоверностью информации и вольно трактует смысловое наполнение событий.

Любое проявление вредит самопознанию: человек зацикливается на себе и ограничивает потенциал личности, несмотря на то, что концентрирует внимание на своих желаниях

Теория Выготского

Выготский был еще одним психологом, который наблюдал за поведением детей, а затем вывел определенные теории на концепцию эгоцентрической речи. Его точка зрения отличалась от точки зрения Пиаже.

Выготский сказал, что дети использовали эту форму речи, потому что они еще не разработали концепцию усвоения своих мыслей. Ребенок, по его словам, еще не изучил концепцию способности продумывать свои мысли, выводить их и затем говорить.

Он находится в процессе обучения, и поэтому постоянные инструкции, которые ему передавались, были громко озвучены без их обработки.

Выготский также считал, что ребенок изначально был социальным существом, а не со временем стал социальным индивидуумом. Он сказал, что все действия, где принимает участие ребенок, — будь то лепет или использование слов, которые ребенок начинает произносить, впервые научившись говорить и общаться, — достаточное тому доказательство. Поэтому ребенок всегда был общественным существом.

Таким образом, он выступил против теории Пиаже, которая гласила, что ребенок со временем учится быть социальным, а затем учится общаться с другими.

Выготский также сказал, что эгоцентрическая речь не заменяется социальной речью, а постепенно перерастает в нее.

В последующие годы была создана комбинация обеих этих теорий, и термин эгоцентрическая речь был заменен частной речью. Это считалось более приемлемым термином.

Критическое исследование Выготского

Результаты исследовательской
деятельности Выготского и его сотрудников нашли отражение во множестве его
публикаций 1928-1931 годах. Наиболее значимое из достигнутого было сведено в
книги «История развития высших психических функций» (1931) и
«Мышление и речь» (1934). Одной из центральных тем этих исследования
была проблема развития детской психики. Он вместе со своими учениками и
последователями критически переосмыслил теорию Пиаже. Надо отметить, что работа
велась и в теоретической и в экспериментальной областях. Проведя ряд
экспериментов, Выготский показал, что помимо функций указанных  у Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится
средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию
образования плана разрешения задачи. По поводу результатов этого эксперимента
Выготский высказался так: «Мы не хотим вовсе сказать, что эгоцентрическая
речь ребенка проявляется всегда только в этой функции. Мы не хотим утверждать
далее, что эта интеллектуальная функция эгоцентрической речи возникает у
ребенка сразу…в эгоцентрической речи мы склонны видеть переходную стадию в
развитии речи от внешней к внутренней»(2,с.48-49). В упрощенном виде эту
гипотезу можно представить как:

  • Социальная речь
  • Эгоцентрическая
    речь
  • Внутренняя
    речь

На первый взгляд может
показаться что, эта схема имеет некоторые родственные черты со схемой,
приведенной Пиаже. Однако это не так. Основной вопрос формулируется следующим
образом: процесс развития детского мышления у Пиаже идет от аутизма, от
миражного воображения, от логики сновидений к социализированной речи и
логическому мышлению, переваливая в своем критическом пункте через
эгоцентрическую речь, у Выготского процесс идет обратным путем: от социальной
речи ребенка через эгоцентрическую речь к его внутренней речи и мышлению.
Выготский критикует теорию Пиаже по нескольким позициям. Прежде всего ставится
под сомнение генетический ряд аутистическое мышление   социализированное мышление. Первоначальной функцией речи
является функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих. Таким
образом, первоначальная ребенка чисто социальная. Далее в процессе роста и
развития эгоцентрическая речь возникает путем перенесения ребенком социальных
форм поведения, форм коллективного сотрудничества в сферу личных
психологических функций. С другой стороны, отрыв от действительности, который
наблюдается в развитом аутистическом мышлении, стремящемся в воображении
получить удовлетворение неудовлетворенных в жизни стремлении, является
продуктом позднего развития. В связи с этим 
встает вопрос об истолковании того факта, указанного у Пиаже, что
эгоцентрической речь исчезает на пороге школьного возраста. Аутистическое
мышление обязано своим происхождением развитию реалистического мышления. Все
это позволяет Выготскому признать неправильным основное направление развития
детского мышления, представленное в теории Пиаже. Сам Выготский так
охарактеризовал результаты своей работы: «Действительное движение процесса
развития детского мышления совершается не от индивидуального к
социализированному, а от социального к индивидуальному — таков основной итог
как теоретического, так и экспериментального исследования интересующей нас
проблемы»(2,с.57). 

Мое мнение об эгоцентрической речи

На самом деле, эгоцентрическая речь в несколько видоизмененном виде даже иногда встречается у взрослых людей, которые начинают выполнять новую для себя деятельность, с которой никогда не сталкивались. Например, женщина учится вязать крючком и проговаривает: «Зацепляем нить, заводим крючок под петлю…». Со временем, когда действия дойдут до автоматизма, словесное сопровождение пропадает и происходит уже в уме. У взрослых это происходит значительно быстрее, чем у детей.

Иногда эгоцентрическая речь у ребенка вызывает вопросы у родителей о нормальности его развития. Но она не должна вызывать беспокойства, так как для детей это просто период развития. Мозг еще развивается и не может удержать слишком много информации одновременно, а внешняя речь помогает выстроить структуру необходимых действий. Со временем эгоцентрическая речь сворачивается и становится внутренней, тогда ребенок начинает мыслить и рассуждать сам с собой не вслух, а про себя.

Эгоцентризм в речи

Случаются ситуации, когда и у взрослых людей можно наблюдать эгоцентрическую речь. Чаще всего такое происходит, когда индивид начинает заниматься новым для себя ремеслом. Например, эгоцентричным можно назвать вязание чего-либо крючком, особенно когда данное занятие для женщины является полностью новым.

После того как определенные действия станут выполняться чисто на интуитивном уровне и дойдут до автоматизма, человеку не придется проговаривать про себя. Кроме того, у взрослых данный период происходит гораздо быстрее, чем у детей. Часто экспрессивный характер ребенка может очень обеспокоить родителей, однако, следует помнить, что подобное поведение является нормой в развитии. В данном случае соотношение информации и развития мозга не позволяют ребенку удерживать все в голове, поэтому помимо мыслей, он старается проговаривать новые действия. Спустя определенное время, когда ребенок начинает подрастать, эгоцентрическая речь становится внутренней, и малыш начинает уже мыслить самостоятельно, а не вслух. К тому же, его рассуждения становятся более осознанными и взрослыми. Именно поэтому нельзя назвать эгоцентрическую речь чем-то ненормальным и неправильным.

Заключение

Как думает ребенок? Как он
говорит? Каковы характерные черты его суждения и умозаключения. Уже около
столетия ученые работают над разрешением этих вопросов, являющихся важнейшими
не только для исследователей детской психологии, но и для развития психологии в
целом. Наиболее значимый вклад в изучение этой области внесли два выдающихся
ученых — Жан ПИАЖЕ (1896 — 1980) иЛев
Семенович ВЫГОТСКИЙ (1896-1934).

Взгляды Л.С. Выготского на
психическое развитие ребенка сложились в результате анализа современной
ему  ситуации в мировой психологии и
критического преодоления соответствующих теорий, в первую очередь теории Ж.
Пиаже как наиболее к тому времени разработанной и широко признанной. В последующие
годы положения Л.С. Выготского тщательно прорабатывались и развивались его
последователями, а критика «пиажистского» направления велась не
только на теоретическом, но и на экспериментальном уровне. Те мне менее
сегодня, несмотря на то, что школа Выготского длительное время занимала в
отечественной психологии ведущее положение, в общественном и научном сознании
парадоксально обнаруживается ситуация духовного двоевластия, при котором две
противоречащие друг другу концепции (Пиаже и Выготского) пользуются
приблизительно равным авторитетом и зачастую мирно уживаются в сознании
педагогов и психологов. Тем не менее, дискуссия Пиаже и Выготского вошла в
историю мировой психологии.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *