Кризисы взрослой жизни | журнал практической психологии и психоанализа

Кризисы не по расписанию

Помимо типичных и предсказуемых кризисов семейной жизни по годам, каждой семье приходится сталкиваться с внезапно свалившимися обстоятельствами. Это может быть потеря работы, конфликты с родственниками, переезд, болезнь ребенка и многое другое. Такие события нередко оказываются серьезным стрессом для семьи, выбивая ее членов из привычной ­колеи.

Что ­делать?

Наберитесь терпения. Как и в ситуации любого другого кризиса, стоит отдавать себе отчет, что происходящее не будет длиться вечно. Постарайтесь успокоиться, поддержите супруга в этот непростой момент и вместе подумайте, как вы можете справиться с возникшей ­проблемой.

Не замыкайтесь в себе

Конечно, каждому из нас бывает важно побыть с самим собой. Однако не стоит слишком отгораживаться от близких людей, ведь и вам, и им гораздо легче переживать неурядицы вместе, чем ­поодиночке

Семейная жизнь — это дар и в то же время испытание, это опыт и знание, которым овладеваешь всю жизнь. Мы пытаемся разгадать секрет семейного счастья, не понимая, что он очень прост и наверняка известен всем без исключения. Этот секрет в словах поддержки, готовности прийти на помощь, умении прощать и дарить ­нежность.

Психология возраста

В возрасте 20 лет человек начинает понимать всю ответственность, которую он получил, и возникшую одновременно свободу действий. Это время экспериментов, поисков себя. Происходит выработка моделей поведения, приобретение опыта: жизненного, трудового, эмоционального. Молодые люди выбирают нестандартные пути познания мира. Этим они пытаются доказать свою уникальность и воплотить мечту в жизнь.

20 лет называют очередным кризисом. Проявляется он в поиске своего места, любимого дела. В это время человек может переходить с одного факультета на другой, из университета в университет, с одной работы или должности на другую.

Сталкиваются программы «Я должен», к которой принуждает общество, и «Я хочу». Если человек понимает и принимает обе эти программы, гармонично их объединяет в своих стремлениях, происходит становление ответственного члена общества, который одновременно выполняет привлекающую его деятельность и приносит пользу обществу.

Развитие и лечение заболевания

У каждого человека УО развивается индивидуально. Своевременная диагностика дает возможность начать терапию на самом раннем этапе развития психического отклонения, что дает возможность положительного исхода терапии.

Перед оказанием помощи олигофрену необходимо учесть его индивидуальные особенности и потребности. Индивидуальный подход к каждому больному дает возможность подобрать ему максимально подходящий метод лечения. В зависимости от этого выделяют следующие методики терапии:

1. Медикаментозная. Она заключается в назначении препаратов, предотвращающих появление возможных психических расстройств (в случае, если необратимое поражение головного мозга еще не наступило), а также улучшению общего состояния внимания, памяти, восприятия.

Важную роль играет также витаминотерапия, которая способствует улучшению метаболических процессов в области центральной нервной системы.

В особо сложных случаях (грубые расстройства поведения, выраженные психозы, неврозы, затяжные депрессивные состояния) врач может принять решение о госпитализации больного в психиатрический или дневной стационар.

2. Немедикаментозная (психолого-педагогическая коррекция). Данная методика играет важную роль в социализации больного, интеграции его в общество. С этой целью больной посещает специализированную школу, где у него имеется возможность приобрести навыки, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности. Для больных с легкой формой психического отклонения важную роль играет комплексное психотерапевтическое лечение. 

Люди, которые страдают УО, крайне нуждаются в поддержке, помощи и понимании со стороны социума. В последнее время появляется все больше специализированных учреждений, где таким больным создают максимально благоприятные условия для их жизни и деятельности.

Проблема состоит в другом – отношение окружающих к олигофренам

Важно помнить одно: сформировать из умственно отсталого человека гармоничную, целостную личность можно только с помощью понимания, терпения, толерантности и настойчивости

Признаки кризиса среднего возраста у мужчин

Чаще всего мужчины «штормит» из крайности в крайность. То они резко меняют имидж, то заводят любовницу, а то и вовсе оседают на диване. По частым откликам своих подписчиц в соцсетях я делаю вывод, что симптомов этой «болезни» много.

Смена настроения

Считается, что сильный пол — это выдержка и само спокойствие. Но не в случае, когда у мужчины кризис среднего возраста. Симптомы как после 35, так и после 50 одинаковы. Утром ваш супруг пребывает в прекрасном расположении духа, а вечером рвет и мечет.

Вывести из себя может любой пустяк: от разбросанных вещей до включенного телевизора. Но чаще всего плохое настроение возникает из-за того, что мужчина недоволен собой, своими достижениями, потраченным временем.

Замкнутость

Если раньше ваш муж был легок на подъем, вы часто ходили в гости или собирались с друзьями, то сейчас любимый все больше отдыхает дома. В основном он предпочитает побыть в одиночестве, ведь большое количество людей его раздражает.

Пока родные сидят и гадают, во сколько лет начинается и когда заканчивается кризис среднего возраста у мужчин, глава семейства окончательно замыкается в себе и перестает интересоваться жизнью близких.

Снижение работоспособности

Некогда активный и деятельный супруг вдруг потерял интерес к работе и профессиональному развитию? Тревожный звоночек. Конечно, многие мужчины продолжают ходить на работу, приносят зарплату. Но никаких результатов не выдают, а просто отсиживаются в офисе от звонка до звонка. Они не стремятся выполнить свои обязанности на «отлично», как, например, в 35-37 лет. Словом, кризис среднего возраста у вашего мужчины порождает в нем апатию.

Есть и другое поведение. Некоторые мужья и вовсе увольняются с работы, считая, что никто их не ценит и надо уходить в свободное плавание. Хотя никакого плавания не случается. Супруг просто тонет в скуке и вообще перестает трудиться.

Измены

Те, кому нужно разогнать тоску, увы, предпочитают приключения на стороне. Про таких авантюристов еще говорят: «Седина в бороду, бес в ребро». Так что одним из симптомов кризиса среднего возраста у мужчины после 40 может стать его уход из семьи. Супруг, который устал от рутины в браке и постоянных проблем, надеется на вторую попытку.

Страдалец пытается найти родственную душу, которая поймет его и сделает жизнь лучше. Обычно ничего не получается, так как кризис — это дело одного человека, а «лечиться» за счет другого — занятие бесполезное.

Зацикленность на своем здоровье

В целом, мужчины не любят жаловаться на болячки и ни с кем не обсуждают свое недомогание. Но вот вы заметили, что супруг все чаще изучает медицинские форумы, выискивая у себя подозрительные симптомы. Знайте: у мужчины кризис среднего возраста. Сколько он продлится, непонятно. 

Ваш муж становится мнительным, изнуряет себя диетами, посещает тренажерный зал. Все это замечательно. Но жаль, что эти процедуры не доставляют ему никакого удовольствия. Ведь им руководит лишь страх оказаться больным и никому не нужным. А это уже ненормально.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский , советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» .

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Самые распространенные симптомы возрастного кризиса у женщин

Итак, начинаем бороться. Для начала узнаем врага в лицо. Кто он? Это не муж, который кажется недотёпой и олухом или, наоборот, тираном и деспотом. Это не бестолковые подчинённые, и не начальник-самодур. Это не вузовский преподаватель – напыщенный индюк с учёной степенью, у которого в мыслях одно – заглянуть студенткам под юбку. Враг – это неправильное эмоциональное состояние, из-за которого ты начинаешь воспринимать всё в штыки. И саму себя – прежде всего. Как это происходит в разном возрасте?

Проявления кризиса в 20–25 лет

Согласись, если ты всем довольна, то тебя не будет раздражать какой-то преподаватель-ловелас или скандальный начальник, который после того, как потопает ногами и даст волю своему голосу, всё же прибавит зарплату. И с учёбы, и с работы ты приходишь домой, и именно на это место у тебя в жизни сделана ставка. Да, учиться ты рано или поздно закончишь, а работу в молодости легко поменять. Семья же – это более серьёзный уровень, и если ты недавно вышла замуж, то именно тут тебя могут подстерегать опасности:

  • недовольство своим выбором: муж не оправдал ожиданий;
  • конфликты со старшим поколением, неприятие зятя тёщей, а тебя – свекровью;
  • невозможность забеременеть при желании иметь ребёнка;
  • нежеланная мужем беременность и, как следствие, требование сделать аборт;
  • тяжёлые роды и последующая депрессия.

Всё это приводит к психологическому кризису, который выражается в апатии и склонности к самокопанию. В религии такое состояние называется унынием и считается грехом. Пути выхода можно спросить у священника, но не каждому из служителей церкви найдётся, что посоветовать. Психиатры называют это депрессией и лечат таблетками. Но «грузить» себя препаратами и подсаживаться на них – тоже не выход. В этом возрасте нужно пересилить себя и начать самой действовать.

Симптомы кризиса 30–35 лет

В таком возрасте часто кризису подвергаются те женщины, которые не успели выполнить поставленных перед собой же задач. Например, так увлеклись карьерой, что не успели родить малыша. Но ведь ещё не поздно! Однако из-за этого можно потерять позиции на работе. Вот эта-то двойственность и приводит к эмоциональным срывам.

Другой вариант – удалось и замуж выйти, и детей родить. А если ребёнок не один, то вот с карьерой как-то не сложилось. Масла в огонь могут подлить не только более успешные подруги, но и собственный супруг, который скажет, что ему не о чем с тобой разговаривать. Он – топ-менеджер на хорошем счету, и горшки с пелёнками, слюнявчики и подгузники его не интересуют. И эти-то предательские речи от самого дорогого мужчины, который должен быть твоей опорой!

Кризис среднего возраста в 40–45 лет

К среднему возрасту можно отнести именно этот период. И кризис в эти годы усугубляется не самым лучшим состоянием здоровья женщины, потому что приходит климакс. Гормональная перестройка, увы, не может не затрагивать эмоциональную сферу человека. К тому же у многих появляются признаки старости. Кто-то не может остановить набор лишнего веса, кто-то у зеркала подолгу рассматривает заложившиеся морщины на лице или седые волосы. А кто-то уже полагает, что никакая косметика не поможет, а пластическая хирургия – не по карману. Так что кризис этого возраста можно характеризовать как страх утраты молодости, детородной способности и как осознание невозможности что-то поменять в своей жизни.

К этому может примешиваться страх одиночества, потому что у многих женщин вырастают дети и уходят в самостоятельную жизнь. Муж может к этому моменту просто покинуть семью или завести связь на стороне. Работу потерять сегодня тоже очень легко, и коллеги о тебе будут вспоминать реже и реже.

Как справиться с кризисом

Изменения в кризис средних лет неизбежны. От принятия зависит насколько спокойно и гладко он пройдет. Ориентироваться необходимо на эмоции, чувства. Порой без помощи специалистов не обойтись. Самопомощь может включать в себя:

  • заботу о своем здоровье;
  • проявлять заботу по отношению к другим. Здесь главное не замыкаться в себе, продолжать заботиться о ком-то, находиться в социуме;
  • осознать переживания, принять их;
  • проявлять здоровый эгоцентризм.

Главное оставаться на позитиве, заниматься любимым делом, осуществить давнюю мечту, не бояться кардинально поменять все в своей жизни.

Как определить кризис первого года жизни ребенка

Первый год жизни для  малыша — один из самых насыщенных и  сложных, ребенок проходит множество  этапов развития, ребенок сначала учится переворачиваться с боку на бок, затем сидеть, ползать, ну и, наконец, ходить. Обилие информации и физической нагрузки — все, что приходится испытать в течение первого года жизни, не может не вызвать кризис.

Кризис первого  года все еще остается малоизученным. С одной стороны, этот кризис проходит в семье, не проявляется вне ее в каком-либо воспитательном учреждении, с другой – этот кризис, по терминологии Д.Б. Эльконина, относится к числу «малых», он разделяет два периода одной эпохи – младенчество и ранний возраст.

Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами:

  1. Развитие ходьбы

К концу первого года жизни  ребенок приобретает способность  самостоятельного передвижения: сначала появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что  главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то что ребенок отделяет себя от взрослого.  И тем самым ходьба дает возможность превращения ребенка в субъекта действия. Ходьба – основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития, т.к. к концу первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым. Происходит перестройка социальной ситуации развития.

  1. Появление первого слова

   Особенность первых слов состоит в том, что они носят характер указательных

жестов. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Речь, как и все новообразования возраста носит переходный характер. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая ситуация развития  ребенка распалась. Появление первых слов – новый прогрессивный способ общения со взрослыми в открывшемся для ребенка мире человеческих предметов.

  1. Возникновение манипулятивных действий с предметами

Увеличение двигательных возможностей ребенка приводит к  возрастанию доступности многих предметов, часто небезопасных для ребенка. Кроме того, манипулируя с предметами, ребенок еще ориентируется только  на их физические свойства, а освоить человеческие способы действия с ними ему еще только предстоит. Поэтому со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации своих желаний и устремлений, со стеснением его физической самостоятельности, ребенок начинает настаивать на своем, противопоставлять себя другим, проявляя негативные эмоциональные реакции. Такое поведение Л.С. Выготский вслед за Э. Кречмером назвал гипобулическими реакциями — реакциями протеста, в которых воля и аффект еще не дифференцированы.

К числу важнейших новообразований  младенчества, по мнению Л.И. Божович, необходимо отнести появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка, аффективно заряженные образы предметов, на которых к этому возрасту начинают «кристаллизоваться» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия.

Таким образом, можно утверждать, что кризис первого года во многом обусловлен новообразованиями младенческого периода и является своеобразным итогом данного этапа развития ребенка.

Кризис седьмого ­года: тишь да гладь

Один из наиболее острых периодов — кризис отношений после 7 лет брака, несмотря на внешнее спокойствие и благополучие семьи. Дети подрастают, быт налажен, обязанности распределены. Былой страсти и романтики в отношениях уже нет, семейная жизнь всё больше напоминает бесконечный «день сурка», и супругам становится скучно друг с другом. В этот период нередки измены. Мужчины, заводя связь на стороне, чаще всего не желают покидать насиженное гнездо, а просто жаждут свежих впечатлений. А вот женщины, напротив, дойдя до определенной точки кипения, могут оставить мужа и окунуться в пучину новых ­страстей.

Что ­делать?

А так ли сладок чужой мед? Роман на стороне может встряхнуть и подарить свежие впечатления. Однако цена подобных приключений неимоверно высока. Измена может перечеркнуть всё хорошее и дорогое, что было в семье, раз и навсегда. Другой путь — отойти от привычных стереотипов и привнести в отношения что‑то новое и интересное для обоих. Только так отношения с родным человеком заиграют новыми ­красками.

Будьте в зоне доступа. Если появляется ощущение, что каждый живет сам по себе, а общение в семье всё больше сводится к вопросам воспитания детей и бытовым неурядицам, пора всерьез задуматься. Не замыкайтесь в своей скорлупе: рассказывайте о том, что вас волнует, делитесь мечтами, делайте друг другу приятные сюрпризы без ­повода.

Недетские проблемы. Какие бы сложности ни возникали в отношениях, старайтесь не вмешивать в них детей. Не стоит манипулировать детьми, чтобы оказать давление на супруга. Тем более не стоит единолично принимать решения завести еще одного ребенка, особенно если муж этого совсем не хочет. Подобный способ сохранить брак на самом деле не более чем обман, чреватый далеко не самыми приятными последствиями для всей ­семьи.

Ищите точки соприкосновения. Наличие общего увлечения сильно сплачивает супругов, делая их единомышленниками и командой. Общее хобби — горные лыжи, уроки танго, туристические походы — пробуждает интерес друг к другу и освежает ­чувства.

8 опасных для семьи симптомов:

  1. Уменьшается стремление супругов к интимной близости.
  2. Супруги больше не стремятся нравиться друг другу.
  3. Все вопросы, связанные с воспитанием детей, провоцируют ссоры и взаимные упреки.
  4. Супруги не имеют одинакового мнения по поводу большинства значимых для них вопросов (отношения с родными и друзьями, планов на будущее, распределения доходов семьи).
  5. Муж и жена плохо понимают (или вообще не понимают) чувств друг друга.
  6. Почти все поступки и слова партнера вызывают раздражение.
  7. Один из супругов считает, что вынужден всё время уступать желаниям и мнению другого.
  8. Нет потребности делиться с партнером своими проблемами и радостями.

Источники

  • Stafford L., Harkin JA., Rolfe A., Burton J., Morley C. Why having a voice is important to children who are involved in family support services. // Child Abuse Negl — 2021 — Vol115 — NNULL — p.104987; PMID:33725537
  • McNamara SA., Hirt PA., Weigelt MA., Nanda S., de Bedout V., Kirsner RS., Schachner LA. Traditional and advanced therapeutic modalities for wounds in the paediatric population: an evidence-based review. // J Wound Care — 2020 — Vol29 — N6 — p.321-334; PMID:32530778
  • Espinosa-Curiel IE., Pozas-Bogarin EE., Lozano-Salas JL., Martínez-Miranda J., Delgado-Pérez EE., Estrada-Zamarron LS. Nutritional Education and Promotion of Healthy Eating Behaviors Among Mexican Children Through Video Games: Design and Pilot Test of FoodRateMaster. // JMIR Serious Games — 2020 — Vol8 — N2 — p.e16431; PMID:32281539
  • Shah R., Gustafson E., Atkins M. Parental Attitudes and Beliefs Surrounding Play Among Predominantly Low-income Urban Families: A Qualitative Study. // J Dev Behav Pediatr — 2020 — Vol40 — N8 — p.606-612; PMID:31335583
  • Jensen TK. Commentary: I thought I was going to die and the world is not safe-how to help children recover after trauma? Reflections on Meiser-Stedman et al. (2019). // J Child Psychol Psychiatry — 2019 — Vol60 — N8 — p.885-887; PMID:31313840
  • Prout TA., Rice T., Murphy S., Gaines E., Aizin S., Sessler D., Ramchandani T., Racine E., Gorokhovsky Y., Hoffman L. Why Is It Easier to Get Mad Than It Is to Feel Sad? Pilot Study of Regulation-Focused Psychotherapy for Children. // Am J Psychother — 2019 — Vol72 — N1 — p.2-8; PMID:30786738
  • Miller VA. Involving Youth With a Chronic Illness in Decision-making: Highlighting the Role of Providers. // Pediatrics — 2018 — Vol142 — NSuppl 3 — p.S142-S148; PMID:30385620
  • Braswell GS. Young Children and Adults’ Sensitivity to Contexts for Social Conventions in Make-Believe Play. // J Genet Psychol — 2019 — Vol179 — N6 — p.371-384; PMID:30351227
  • Hockenberry MJ., Hooke MC., Rodgers C., Taylor O., Koerner KM., Mitby P., Moore I., Scheurer ME., Pan W. Symptom Trajectories in Children Receiving Treatment for Leukemia: A Latent Class Growth Analysis With Multitrajectory Modeling. // J Pain Symptom Manage — 2017 — Vol54 — N1 — p.1-8; PMID:28433546

Кризис становления: 18–25 лет

Кризис возраста – особый период в жизни людей, который подвергает серьёзной проверке их личностные качества, сформированные до совершеннолетия. Привычный уклад жизни рушится, мир открывается с новой стороны, и такое положение вещей действительно выводит из равновесия.

После 18 лет к человеку предъявляются новые требования со стороны общества, семьи. Ему нужно многое менять, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Однако взрослая жизнь не всегда встречает с улыбкой. В большинстве случаев молодым людям приходится сталкиваться с её недобрым оскалом и испытывать большие трудности на пути к мечтам. В этот период многие юноши и девушки переносят большие стрессы, впадают в депрессию, поскольку психологическая защита, действовавшая в детстве, уже не срабатывает.

Теория Эриксона

Психолог из США Э. Эриксон выделяет три варианта адаптации к преклонному возрасту:

  1. Счастливая старость — когда человек легко преодолевает кризис, обладая сильным духом и крепкой нервной системой. Такие люди гармонично развиты и спокойно принимают происходящее.
  2. Несчастливая старость. Чаще всего наблюдается у людей с хроническими патологиями. Такие пенсионеры отличаются ранимостью и обидчивостью, они не уверены в себе и пребывают в постоянной тревожности, считают утраченным смысл жизни.
  3. Психопатологическая старость. Переносится довольно тяжело. Наблюдается у людей, склонных к депрессии, ипохондрии, имеющих возрастные органические расстройства, страдающих от слабоумия и неврозов.

Что такое кризис середины жизни?

Человек нередко отвергает или разрушает то, чего добивался годами, во что вкладывал немало сил. Либо человек начинает остро переживать свою несостоятельность: как правило, к сорока годам осознается расхождение между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет – это время исполнения обещаний, данных когда-то давно.

Острота этого кризиса зависит от нескольких факторов. Люди амбициозные, с высоким уровнем притязаний переживают кризис середины жизни острее других. Но важнее всего то, насколько был разрешен предыдущий кризис – тридцатилетия. Многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости – и именно это служит причиной неврозов. Ведь к сорока годам начинается заметное убывание физических сил, снижение жизненной энергии, уменьшение сексуальной привлекательности.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *