Особенности кризиса 7 лет у ребенка

Разделение возрастных периодов

Надо заметить, что психологический возраст конкретного ребенка и календарный возраст, который записан вначале в свидетельстве о рождении, а после в паспорте, не все время совпадают. Также необходимо отметить, что любой период имеет свои особенности развития личности, взаимоотношений с окружающими, психических функций. Помимо этого, у ребенка есть некоторые границы, которые все-таки могут смещаться. Таким образом, некоторые дети раньше вступают в определенный возрастной период, а некоторые – позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием, особенно сильно расплывчаты.

Детство

Когда заканчивается детство? Традиционно в психологии речь идет о времени с рождения человека до достижения им семилетнего возраста. Но, естественно, современное детство продолжается у ребенка и после того как он начинает ходить в школу. Конечно же, младший школьник еще является ребенком. Между прочим, многие психологи, определяют отдельно «затянувшееся детство» и подростковый период. Какого бы мнения психологи ни придерживались, необходимо констатировать факт того, что ребенка настоящая взрослость ожидает только к 16–17 годам.

Мнение психологов

Итак, кризис необходимое условия развития личности. Как считал Л.С. Выгодский, есть два типа возрастов: стабильный и критический. В критический для человека период происходит бурное развитие. Данный период характеризуется нарушением гармонии между ребенком и окружающей его средой, к тому же, в это время происходит распад старых представлений и появляются новые о мире и самом себе.


Что меняется в психологии ребенка

Однако мы встречаемся и с противоположным мнением психологов. Такие ученые, как Л.И. Божович и Д.Б. Леонтьев считают, что кризис это – проявление ошибок воспитания. Этот критический момент, в первую очередь связывается со сменой основного вида деятельности (переход от игр к учебе), исходя из чего, в жизни появляются новые цели. Согласно мнению Д.Б. Лентьева кризис не является необходимым этапом для перехода из одного возраста в другой, это болезненный и острый период развития. Отчасти подобное поведение детей он объясняет ошибками в воспитании родителей.

Почему ребенок сталкивается с кризисным периодом?

В 3 года малыш начинает отстаивать право на автономность, а к 7 годам у него появляется первая позиция в социуме. Родители внушают своему чаду, что поход в школу равносилен взрослению, поэтому он уверен: принципы из «детской жизни» нужно изменить. Малыш хочет самостоятельно решать, что ему есть, куда и когда идти, как и что говорить старшим. Он живет с убеждением «я взрослый», «сам буду решать», «имеют право».

Причины кризиса:

  • Внутренний конфликт. Ребенок хочет сохранить детскую непосредственность, но в то же время впервые сталкивается с ответственностью, поэтому мечтает проявить свою способность к самостоятельному принятию решений.
  • Выбор роли. Ребенок создает для себя линию поведения и старается ей следовать. Послабление влияния внешних факторов становится прекрасной средой для формирования наигранности.
  • Адаптация к школе. На уроках малыш должен быть спокойным, сосредоточенным и ответственным. Сразу привыкнуть к новой роли ему не удается.

Справляясь с проявлениями кризиса, ребенок учится функционировать в социуме. Именно поэтому 7 лет – это не просто период противоречий, но и этап формирования новой структуры личности.

Что не нужно делать родителям при кризисе первого года

Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка

Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально.

Чего не стоит делать:

  • Винить себя в том, что ребенок плачет или капризничает;
  • Слушать родственников, говорящих, что вы его разбаловали;
  • Кричать на малыша, показывать ему свою негативную реакцию и шлепать его — он все равно не поймет за что;
  • Ругать его за сломанные игрушки и разрисованные стены — так он познает мир;
  • Запрещать ему все подряд. Помните, что каждый запрет — это стресс для ребенка, а все его непослушное поведение и разбрасывание игрушек — способ познать мир. В опасной ситуации спокойно объясните ему, почему не следует так поступать;
  • Использовать слово «нельзя» слишком часто. Приберегите его на случай, если ребенок действительно делает что-то не так (например, высыпает сахар на стол). А в критических ситуациях используйте слово «опасно»;
  • Мешать малышу быть самостоятельным — поддерживайте его, если он стремится все сделать сам;
  • Впадать в крайность, реагируя на все его капризы и исполняя все его желания, — ищите способы отвлечь или уговорить ребенка;
  • Вести себя недостойно или неправильно в присутствии малыша — дети в этом возрасте все копируют;
  • Показывать ребенку, что вы доминируете, потому что вы взрослый, — он должен видеть в вас своего друга;
  • Игнорировать малыша.

Атмосфера сотрудничества

Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребёнка достойного человека» — таким он может стать только сам и только в том случае, если его окружают достойные люди. 

Чтобы ребёнок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребёнке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований. 

Эти идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей. 

Этот проект был в чём-то успешен, в чём-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нём школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития. 

Современный вариант Единой трудовой школы, исправленный и дополненный, — демократические школы, в которых дети управляют учебным процессом наравне со взрослыми.   

Новаторские идеи и концепции учителя

Выготский глубоко изучал вопросы детской психологии. Возможно, потому, что сам он очень любил детей. И не только своих. Искренний добряк и педагог от Бога, он умел проникаться чувствами других людей и снисходительно относился к их недостаткам. Такие способности и привели ученого в дефектологию.

Выготский считал выявленные у детей «дефекты» лишь ограничениями физического характера, которые организм ребенка пытается побороть на уровне инстинктов. И такую идею наглядно демонстрирует концепция Выготского, полагавшего, что обязанностью психологов и педагогов является оказание помощи детям с недостатками в виде поддержки и предоставления альтернативных способов для получения необходимой информации и общения с окружающим миром, людьми.

Детская психология – основная сфера, в которой осуществлял свою деятельность Лев Семенович

Особое внимание он уделял проблемам обучения и социализации особенных детей

Рекомендуем: Что такое зона развития?

Большой вклад отечественный мыслитель внес в организацию обучения детей, составив специальную программу, позволяющую объяснять развитие психологического здоровья через связи организма с окружающей средой. И именно потому, что наиболее ярко проследить внутренние психические процессы можно было у детей, Выготским и была выбрана детская психология как ключевое направление его практики.

Ученый наблюдал за тенденциями развития психики, исследуя закономерности внутренних процессов у обычных детей и у пациентов с аномалиями (дефектами). В ходе своей работы Лев Семенович пришел к выводу, что развитие ребенка и его воспитание – процессы взаимосвязанные. А так как нюансами воспитания и образования занималась наука педагогика, то отечественный психолог начал исследования и в данной области. Так обычный учитель с дипломом юриста стал популярным детским психологом.

Идеи Выготского действительно являлись новаторскими. Благодаря его исследованиям были раскрыты законы развития личности в контексте конкретных культурных ценностей, выявлены глубокие психические функции (этому посвящена книга: Выготский «Мышление и речь») и закономерности психических процессов у ребенка в рамках его взаимосвязи с окружением.

Прочным фундаментом для коррекционной педагогики и дефектологии, позволяющей на практике оказывать помощь детям с особенностями в развитии, стали идеи, которые предложил Выготский. Педагогическая психология в настоящее время использует множество программ, систем и развивающих методик, в основе которых лежат концепции ученого по рациональной организации воспитания и образования детей с аномалиями в развитии.

Как определить кризис первого года жизни ребенка

Первый год жизни для  малыша — один из самых насыщенных и  сложных, ребенок проходит множество  этапов развития, ребенок сначала учится переворачиваться с боку на бок, затем сидеть, ползать, ну и, наконец, ходить. Обилие информации и физической нагрузки — все, что приходится испытать в течение первого года жизни, не может не вызвать кризис.

Кризис первого  года все еще остается малоизученным. С одной стороны, этот кризис проходит в семье, не проявляется вне ее в каком-либо воспитательном учреждении, с другой – этот кризис, по терминологии Д.Б. Эльконина, относится к числу «малых», он разделяет два периода одной эпохи – младенчество и ранний возраст.

Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами:

  1. Развитие ходьбы

К концу первого года жизни  ребенок приобретает способность  самостоятельного передвижения: сначала появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что  главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то что ребенок отделяет себя от взрослого.  И тем самым ходьба дает возможность превращения ребенка в субъекта действия. Ходьба – основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития, т.к. к концу первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым. Происходит перестройка социальной ситуации развития.

  1. Появление первого слова

   Особенность первых слов состоит в том, что они носят характер указательных

жестов. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Речь, как и все новообразования возраста носит переходный характер. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая ситуация развития  ребенка распалась. Появление первых слов – новый прогрессивный способ общения со взрослыми в открывшемся для ребенка мире человеческих предметов.

  1. Возникновение манипулятивных действий с предметами

Увеличение двигательных возможностей ребенка приводит к  возрастанию доступности многих предметов, часто небезопасных для ребенка. Кроме того, манипулируя с предметами, ребенок еще ориентируется только  на их физические свойства, а освоить человеческие способы действия с ними ему еще только предстоит. Поэтому со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации своих желаний и устремлений, со стеснением его физической самостоятельности, ребенок начинает настаивать на своем, противопоставлять себя другим, проявляя негативные эмоциональные реакции. Такое поведение Л.С. Выготский вслед за Э. Кречмером назвал гипобулическими реакциями — реакциями протеста, в которых воля и аффект еще не дифференцированы.

К числу важнейших новообразований  младенчества, по мнению Л.И. Божович, необходимо отнести появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка, аффективно заряженные образы предметов, на которых к этому возрасту начинают «кристаллизоваться» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия.

Таким образом, можно утверждать, что кризис первого года во многом обусловлен новообразованиями младенческого периода и является своеобразным итогом данного этапа развития ребенка.

Деятельность и переживание

Как ребенок взаимодействует со средой? Выготский выделил две единицы ситуации развития – это деятельность и переживание. Внешнюю активность и деятельность ребенка можно легко наблюдать. Однако существует и внутренний план, план переживаний. Отдельные дети одинаковую ситуацию в их семье по-разному воспринимают. Это относится даже к близнецам, то есть детей, которые находятся в одном возрасте. Таким образом, например, ссора между родителями незначительно отразится на развитии одного ребенка, при этом может вызвать и разные отклонения или невроз у другого. Помимо этого, переходя от одной возрастной группе к другой, один и тот же ребенок по-разному переживает определенную ситуацию в семье.

Такжесмотрите

  • Омолаживающие стрижки для женщин после 35, 40, 50 и 60 лет

    29 февраля

  • Модная короткая стрижка боб-каре в 2020 году

    14 января

  • Модные стрижки- 2020: каре для блондинок и брюнеток

    9 января

  • Стильные стрижки на короткие волосы 2020

    18 декабря

  • Виды и разновидности стрижек каре

    6 февраля

  • Модные тенденции,Стрижки

    Женские стрижки 2020: модный каскад

    20 июня

  • Ступенчатые женские стрижки лесенка и каскад в 2020 году

    3 сентября

  • Модные вязаные кофты 2020

    6 сентября

  • Модные вечерние платья — 2020

    17 февраля

  • Сервировка стола своими руками: описание и фото

    28 января

  • Сервировка стола бумажными салфетками

    28 февраля

  • Асимметричные косые стрижки 2020

    12 ноября

Не паниковать!

Это естественный процесс. Для начала стоит успокоиться. Главное, правильно себя вести, и все благополучно пройдет. Итак:

  1. Не лишайте ребенка свободы, ни в коем случае. Он самостоятельно должен разобраться в своих переживаниях. Вы обязаны лишь контролировать процесс и ненавязчиво направлять чадо.
  2. Снимите безграничную опеку. Дайте ребенку быть самостоятельным. Почувствовав это, малыш сам обратится за помощью. И тогда у вас будет возможность проявить заботу.
  3. Не обсуждайте своих детей с подругами. Иначе доверительные отношения не удастся выстроить никогда.
  4. Подготовка к новому образу жизни должна быть постепенной и совместной. Покажите ребенку будущий класс, поговорите с учителем. Вместе соблюдайте новый режим дня.

В знакомой обстановке малышу будет намного легче адаптироваться. Чтобы безболезненно преодолеть кризис 7 лет у ребенка, психологи дают некоторые советы.

Важность игры

Выготский отмечал, что игра для ребёнка — не просто развлечение, а непосредственный источник развития. Игры помогают изучить свойства предметов, тренировать логическое мышление, память и фантазию. Чтобы обучение было эффективным и интересным, оно должно напоминать игру. 

Сейчас много говорят о геймификации обучения. Создаются интернет-ресурсы с развивающими играми для детей. В новых школьных программах домашние задания стараются сделать похожими на интерактивный квест. Всё это стало возможным благодаря смелым идеям молодого учёного, высказанным около 100 лет назад.  

<<Форма демодоступа>>

Возможные изменения

Несомненно, кризис ребенка — это тяжелый период не только для него, но и для всех остальных членов семьи. Он сопровождается спорами и стрессами. Но, тем не менее, существуют и благоприятные последствия такого явления:

  1. Постепенно формируется готовность к посещению школьных уроков: ребенок старается выполнять все задания, чтобы его похвалили. Он пытается понравиться одноклассникам и учителям.
  2. Малыш проявляет свое «я» — он принимает появившиеся обязательства, приспосабливается к ограничениям.
  3. Малыш старается осмысливать свое состояние. Он может объяснить свои чувства: злость, обиду, радость. Это огромный скачок в развитии, который очень важен в становлении личности.

Причины кризисного состояния ребенка

Возрастные кризисы являются нормальными этапами в развитии личности человека. Во время их протекания происходит преобразование мышления человека, что ведет к его подготовке к новым жизненным этапам.

Кризис 7 лет отмечается психологами, как один из самых бурных. В это время утрачивается детская непосредственность и происходит формирование позиции малыша в обществе.

В этот период выполняется полная перестройка поведения маленького человека. Он идет в школу, что подразумевает ряд нововведений: ребенок должен соблюдать дисциплину и определенный порядок.

В процессе общения с одноклассниками малыш учится общению. Причем оно происходит не просто так, а по делу.

Школьник осознает две истины. Первая состоит в том, что ему необходимо учитывать мнение окружающих и иногда на время сдерживать свои потребности. Вторая — малыш взрослеет и получает свое место в мире взрослых, что, по его мнению, дает ему право на обладание «взрослыми» вещами.

Малыш посещает школу по различным мотивам:

  1. Игровой. В этом случае ребенок воспринимает школу как игру, но он не готов к выполнению предъявляемых требований.
  2. Демонстративный. Малыши рады новым вещам, они воспринимаются, как этап взросления. Но и в этом случае, ребенок не желает подчиняться, делать уроки, читать.
  3. Учебная. Такой мотивацией к семилетнему возрасту обладают единицы. Но такие дети с удовольствием посещают школу для получения знаний. Подобный подход меньше всего травмирует психическое состояние малыша, позволяет ему быстрее адаптироваться к смене обстановки.

Разговор тет-а-тет

В период кризиса 7 лет происходит формирование доверительных отношений вертикального типа в системе «человек-человек». То есть ребенок учится обращаться за помощью к более опытному человеку: наставнику, учителю, родителю. Для правильного формирования устраивайте беседы с ребенком, темой которых будет его чувства, желания, переживания, страхи. Он должен понять, что вам он может раскрыться и вы его не осудите, не обвините, а поддержите.

Когда позже у ребенка начнется подростковый кризис и у него появится куча вопросов и сомнений, он придет к вам, потому что сформирована установка: я прошу о помощи, и мне помогают. А в 7 лет, когда он учится выполнять произвольные действия и самостоятельно устанавливать контакты, он не побоится спросить вашего совета. Авторитетный человек – это не тот, кого боятся, а тот, кого уважают и кому доверяют.

Концентрация на успешном в учебе ребенке

При проверке написания (например) вы ищете не самую кривую букву, а самую приемлемую и говорите: «Вот эта получилась здорово!», — и свой длинный комментарий, как получились остальные, не произносите.

Начало обучения в школе может быть для многих некоей точкой Х, когда к ребенку возникает несколько другое отношение, чем мы думали. Крайне полезно до того, когда такой момент настает, вспомнить, что было в детстве у вас: кто с вами сидел, кто нервничал, что вам хотелось.

Концентрация на успешности работает для всех детей – это одна из наиболее удачных вещей, которые можно сформулировать. Навык письма – один из наиболее сложных, наряду с тем, что ребенку нужно еще очень много чего освоить. Попробуйте написать пару предложений левой рукой письменными буквами, и вы сможете понять, отчасти, какие сложности испытывает при научении письму ребенок.

Выготский о периодах развития

Ученый определил такие два периода развития ребенка:

  • Первый период развития – критический. Этот период неожиданно появляется и бурно проходит.
  • Второй период – литический (спокойный).

В определенных возрастах, на самом деле, развитие отличается литическим, точней медленным прохождением. В течение продолжительного срока, который, как правило, охватывает несколько лет, в это время не происходит фундаментальных, резких сдвигов и изменений. А те, которые могут отмечаться, не перестраивают полностью личность ребенка. Значительные изменения происходят только в результате продолжительного течения скрытого процесса.

Литический путь развития

Развитие в относительно устойчивые возрасты проходит чаще всего благодаря небольшим изменениям личности. Скапливаясь до определенного момента, они после проявляются скачкообразно в виде определенного возрастного новообразования. Основная часть детства занята именно этими периодами. Поскольку развитие внутри них проходит «подземным путем», изменения в личности отчетливо выражены во время ее сравнения в начале и конце конкретного промежутка времени. Учеными стабильные возрасты изучены гораздо полней, чем отличающиеся кризисами – еще одним периодом развития.

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

Лев Семенович (1896–1934) – психолог, профессор (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А.Л.Шанявского. С 1924 г. работал в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К.Крупской, пед. факультет 2го МГУ и др.). Научную деятельность начал с изучения психологии искусства – исследовал психологические законы восприятия литературных произведений («Психология искусства», 1925, опубл. 1965). Дал критический анализ мировой психологии 192030х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки («Исторический смысл психологического кризиса», 1927, опубл. в Собр. соч., т.1, М., 1982). Создал общепсихологическую концепцию, известную как «культурноисторическая теория психики», в которой раскрыл общественноисторическую природу сознания, высших психических функций («История развития высших психических функций», Собр. соч., т.3, М., 1983)

Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия «взрослый – ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот

Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; в полемике с Ж.Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции («Мышление и речь», Собр. соч., т.2, М., 1982). Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Д.Б.Эльконин и др

Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; в полемике с Ж.Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции («Мышление и речь», Собр. соч., т.2, М., 1982). Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Д.Б.Эльконин и др.

Соч.:Собрание сочинений, т. 1–6. – М.,198284; Педагогическая психология, – М.,1991.

Лит.:Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. – М., 1981; Пузырей А.А. Культурноисторическая теория Л.С.Выготского и современная психология. – М., 1986; Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. – М., 1990; Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2002. – С. 259–271.

Оцените определение:

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *