Таксономия Блума — что это такое
Если сказать кратко, таксономия Блума — это классификация педагогических целей. Ее создатель, как видно из названия, — профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. В 50-е годы прошлого столетия он пытался систематизировать цели и задачи обучения. Результатом этой работы и стала теория, которая по прошествии десятков лет вызывает массу споров. Но при этом активно используется при создании образовательных программ.
Можно сказать, что таксономия Блума — это педагогическая методика по запоминанию и усвоению знаний.
Как перейти на высшие уровни мышления в e-learning?
Если в процессе онлайн-обучения перед обучающимися ставится задача только отыскать какие-либо факты в интернете, то шансов обрести опыт мышления высшего порядка у них крайне мало. Нужны задания, требующие решения сложных проблем. В условиях таких задач обязательно присутствует многокомпонентность данных.
Ускорить восхождение по уровням помогут ответы на специально подобранные вопросы. Рассмотрим их на примере уровней «синтез» и «оценка».
В процессе поиска ответов на представленные вопросы обучающемуся удастся:
отыскать нужные сведения,
обобщить ключевые аспекты добытой информации,
интегрировать данные в актуальный контекст,
провести сравнение найденных сведений с помощью оценки и/или анализа,
синтезировать данные и сделать самостоятельные выводы.
Работа с вопросами поможет приобрести навыки мышления высшего порядка. Как следствие, ученики получат дополнительную мотивацию к дальнейшему совершенствованию своей мыслительной деятельности и поверят в слова Аристотеля, который называл мышление «верхом блаженства, радостью жизни и доблестнейшим занятием человека».
Действительно ли работает таксономия Блума
Таксономию Блума используют педагоги и методисты по всему миру, причём и первую, и вторую версии. Однако критики этого подхода тоже есть. Одна из ключевых претензий, например, такая: в таксономии не работает сама последовательность. Самый простой пример приводил Роб Бергер, практикующий педагог в прошлом и глава компании EL Education, разрабатывающей образовательные программы. В современном обучении, объяснял он, процесс должен быть перевёрнут — через создание чего-либо учащиеся начинают понимать и запоминать нужную информацию.
«За годы работы с тысячами учителей я пришёл к выводу, что таксономия Блума приносит больше вреда, чем пользы. Она побуждает нас организовывать обучение в классе вопреки тому, как мы учимся на самом деле. Если мы согласны с тем, что понимание часто строится посредством применения и создания, нам нужно предоставить студентам возможность создавать вещи (и анализировать эти творения) большую часть времени. Создавая и анализируя, они будут накапливать знания и понимание. Они могут начать создавать вещи прямо в начале обучения. Они могут активно использовать свои умы и руки в процессе творчества и постоянно анализировать своё понимание индивидуально и совместно», — считает Бергер.
Ещё одна значительная проблема заключается даже не в самой иерархии, а в том, как её воспринимают и используют на практике. Например, учитель, который строил программу по таксономии Блума, подумает: «Мои ученики никак не могут запомнить информацию — выходит, я не могу предложить им создать что-либо новое на её основе». Такой специалист воспринимает «пирамиду» буквально — если внизу находятся самые лёгкие навыки, то наверху обязательно сложные, и осваивать их нужно в строгом порядке. Что, конечно же, совсем не так.
В итоге вместо реального обучения происходит подмена понятий, а учащимся предлагается бесконечно осваивать базовый уровень. Бывает и другая ситуация (о которой также упоминал Роб Бергер): педагоги склонны недооценивать всё, что считается целями и навыками низшего порядка, а упор делать только на верхние уровни. Это тоже приводит к проблемам, поскольку навыки учащимся нужны в комплексе.
Иными словами, таксономию можно применять на практике, но относиться к ней стоит с долей скепсиса. То есть не воспринимать её как единственно верное руководство по построению целей обучения, а использовать как полезный, но не строгий путеводитель, который позволяет отступать от маршрута.
История термина
Таксономия – это разработанная шведским биологом Карлом Линнеем в XVIII в. система, где были обобщены и представлены в родах свойства растений, а каждый из видов растений оказался привязан к конкретному роду. Это обозначалось двойным названием растения – первое слово названия относило его к роду, второе – к виду.
Благодаря Линнею стала возможна систематизация огромного по объему разнородного материала. Ботаника, а вслед за ней и зоология стали укладываться в единую организованную систему и представляться как целостные науки.
Находка Линнея долгое время оставалась только частью биологии и естественных наук.
Методология науки начинает активно использовать этот термин только в ХХ веке, понимая под ним целую отрасль по систематизации накопленного научного знания. Таксономисты – ученые, занимающиеся построением систем, таксоном и классификаций, используют широкие разветвленные способы систематизации материала. Примером таксономии в биологии может быть последовательное деление на роды – отряды – классы – типы.
В качестве базовой частицы таксономии используется таксома – содержательная единица, на которой основывается построение системы. Более крупные единицы – таксономические категории – формируют базу построения и представляют совокупность признаков, объединяющих входящие в нее единицы.
ссылки
- «Таксономия Блума» в: Википедия. Получено: 27 февраля 2018 г. из Википедии: en.wikipedia.com.
- «Таксономия Блума» в: Центр обучения. Получено: 27 февраля 2018 г. из Центра обучения: cft.vanderbilt.edu.
- «Таксономия Блума для изучения доменов» в: NwLink. Получено 27 февраля 2018 года с сайта NwLink: nwlink.com.
- «Таксономия Блума образовательных объектов» в: Центр преподавания и обучения. Получено: 27 февраля 2018 г. из Центра преподавания и обучения: training.uncc.edu.
- «Использование таксономии Блума для написания эффективных учебных целей» в Университете Арканзаса. Получено: 27 февраля 2018 г. из Университета Арканзаса: tips.uark.edu.
Смешанное обучение в России
Соответственно каждому уровню с помощью определенных глаголов может предлагаться набор задач.
Так, например, для уровня ЗНАНИЙ подойдут задачи, начинающиеся с глаголов: запомните, повторите, перечислите, назовите, напишите, сымитируйте, определите, выучите и т.д.
ПОНИМАНИЕ достигается путем объяснения, описания, определения, обсуждения, формулирования, иллюстрирования, демонстрации.
Задачи, нацеленные на ПРИМЕНЕНИЕ знаний, формулируются с помощью глаголов решать, планировать, объяснять, изображать, экспериментировать, тренироваться, показывать, использовать, учить, демонстрировать и др.
АНАЛИЗ аналитические способности формируются заданиями с ключевыми глаголами исследовать, сравнивать, противопоставлять, разделять, интерпретировать, анализировать, группировать, отбирать, классифицировать и т.д.
В свою очередь способности к СИНТЕЗУ тренируются задачами, ориентированными на составление, сочинение, соединение, конструирование, воображение, формулирование, построение, изобретение.
ОЦЕНКА Последняя группа направлена на самостоятельную интеллектуальную деятельность и требует умения делать заключения, уметь оценивать, одобрять, поддерживать, рекомендовать, критиковать и делать выводы.
При этом каждый уровень когнитивной пирамиды, по Блуму, базируется на предыдущем. В основе всего лежит запоминание, а наивысшей точкой как когнитивных способностей, так и целей обучения является способность к независимой оценке. Казалось бы, идея ясна: без запоминания и знания невозможно понимание, без понимания невозможно использование, без освоения начальных уровней невозможен анализ и синтез, а без всего этого невообразима творческая оценка явлений и событий.
Как использовать таксономию Блума в тестах
Чтобы детально просканировать знания учеников, Блум предлагает разделить тест на шесть групп вопросов. Каждая группа соответствует конкретному уровню таксономии. Например, сперва мы проверяем, насколько хорошо ученик запомнил материал. Затем — что он понял. После — какие знания ученик может применять на практике и так далее.
Если студент не допускает ошибок по первой группе заданий, он получает доступ к вопросам следующего уровня. Если ошибается, идёт на повторное обучение, а потом проходит тест заново.
Пример. Андрей проходит первую группу вопросов в тесте по тайм-менеджменту. Её главная задача — проверить, насколько хорошо он запомнил материал из курса. Андрей решил правильно 4 вопроса из 10. Тестировать его дальше и проверять практические навыки — бессмысленно. Сотрудник плавает в теории. Хорошо, если тест автоматически отправит Андрея на повторное обучение или покажет дополнительную информацию по проблемным вопросам.
Совет. В структуре презентации в iSpring Suite можно настроить ветвление. Если студент ответил неправильно — его можно автоматически перенаправить на блок с теорией. Статья в блоге iSpring «Как создать ветвление в тесте PowerPoint» →
Дальше мы разберем, как использовать таксономию Блума при создании онлайн-теста в iSpring Suite и правильно формулировать вопросы.
Как и для чего используется таксономия Блума
Разберём таксономию Блума на упрощённом примере под самых маленьких учащихся, который привела Мэри Форхэнд из Университета Джорджии.
Предположим, на уроках по литературе дети проходят какой-то известный рассказ. Вот как будут выглядеть задачи под конкретные цели в таксономии Блума:
- Вспоминание. Умение рассказать о том, как выглядело жилище главного героя.
- Понимание. Обобщение сюжета или пересказ того, что дети прочитали.
- Применение. Объяснение, чем был обусловлен тот или иной поступок героя рассказа.
- Анализ. Сравнение реакции героя на события и собственной потенциальной реакции.
- Оценка. Оценка достоверности описанного — например, могло ли это происходить на самом деле.
- Создание. Создание стихотворения, рассказа или песни по мотивам произведения.
Таксономия Блума, конечно, работает и в обучении взрослых. Например, её активно применяют в создании онлайн-курсов, чтобы подобрать верные цели обучения, практику и инструменты оценивания.
Кстати, по таксономии удобно не только подбирать задачи или подходы, но и оценивать качество обучения в целом. Такие примеры использования таксономии Блума уже есть в корпоративном сегменте: в зависимости от целей там выбирают подходящие инструменты для замера результатов образовательных программ. Так, если запоминание предсказуемо можно проверить тестами, то применение и анализ замеряют с помощью чек-листов и поведенческих индикаторов — чем стабильнее проявление желаемого поведения, тем лучше.
Иногда таксономию используют и вовсе нестандартно. Например, в традиционном обучении уроки посвящены «базе» пирамиды — учащиеся запоминают какую-то информацию и осваивают её объяснение. Работа над целями верхнего уровня происходит уже дома — например, они анализируют пройденное или создают какой-то проект в рамках домашнего задания. А вот в перевёрнутом обучении всё наоборот: для базовых целей (прочесть главу учебника, ответить на вопросы и так далее) выделяется самостоятельное время, а в классе ученики занимаются обсуждением пройденного, применением изученного или созданием новых идей.
Три области обучения
Таксономия учебных целей по Блуму включает три области образовательной деятельности. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Когнитивная
Это знания и развитие интеллекта. Сюда включаются запоминание каких-либо фактов, распознавание информации, построение связей и т.д.
Блум разделил когнитивный процесс на шесть частей. Они описаны выше в таблице по таксономии Блума. Приведем примеры и инструменты, используемые в каждой из них:
Уровень | Примеры | Инструменты |
---|---|---|
Знание | Цитирование правил техники безопасности, котировки цен наизусть | Выделение важных моментов в тексте, повторение после чтения, использование флэш-карточек |
Понимание | Записать принципы по-своему, своими словами. Объяснить материал другому человеку так, чтобы он понял | Аналогии, метафоры, заметки, поиск в интернете |
Применение | Высчитать, сколько сотрудник должен быть в отпуске, не используя компьютер и специальные программы. Оценить надежность, воспользовавшись законами статистики | Практические занятия, обучение в группе |
Анализ | Выявить сделанные в рассуждениях логические ошибки | |
Синтез | Составить инструкцию | Пример заданий по таксономии Блума — составление э ссе, создание новой модели |
Оценка | Выбрать из нескольких кандидатов самого лучшего. Принять лучшее для этой ситуации решение |
Аффективная
Эта область обучения тесно связана с чувствами, эмоциями, настроением. Также имеет несколько уровней:
Процесс
Описание
Пример
Ключевые слова
Восприятие
Готовность слушать, внимание (избирательное), осведомленность в каких-то вопросах
Уважительно выслушать другого человека
Признание, внимательность, понимание
Реагирование
Учащиеся активно участвуют в процессе, готовы отвечать
Участие в обсуждении, работа с презентациями
Ответить, помочь, исполнить, рассказать
Усвоение ценностей
Человек придает ценность явлению или объекту
Проявление чувствительности к различиям в культуре, вера в процесс демократии
Ценить, оберегать, инициировать, делиться, уважать
Организация ценностей
Учащийся превращает ценности в приоритеты, противопоставляет их друг другу, разрешает конфликты
Ученик понимает, что между свободой и ответственностью нужно сохранять баланс
Связать, сравнить
Интернализация ценностей
У учащегося есть ценности, определяющие его поведение. Он действует последовательно, предсказуемо
В самостоятельной работе человек уверен в себе. Он решает проблемы, используя объективный подход
Принимает людей такими, какие они есть
Действовать, выполнять, задавать вопросы, проверять, решать
Он решает проблемы, используя объективный подход. Принимает людей такими, какие они есть
Действовать, выполнять, задавать вопросы, проверять, решать
Общие и конкретные цели
Таксономия Блума была первоначально создана с целью разработки конкретных задач, которые помогли бы студентам получить знания более простым способом..
Идея заключалась в том, что, понимая, как работает учебный процесс, преподаватели могут создавать цели, которые соответствуют шагу, который делают их ученики..
Чтобы помочь преподавателям разработать конкретные задачи для своих учащихся на основе таксономии, Блум и его сотрудники создали таблицы глаголов, которыми они могли руководствоваться при предложении целей каждого этапа.
Таксономия Блума может использоваться как для создания общих (на уровне целей курса), так и конкретных задач (над которыми мы будем работать на каждом уроке). Способ сделать это заключается в следующем:
- Во-первых, цели курса установлены. Будучи более обширными, только 3 — 5 из них выбраны. Их сложно измерить, потому что они связаны со всем содержанием, которое будет изучаться на протяжении всего курса..
- Затем выбираются цели сессий. Они должны быть связаны с общими целями курса таким образом, чтобы при достижении всех целей сессии общая цель была достигнута. Кроме того, цели сессий те, которые будут оцениваться на протяжении всего курса.
- Чтобы создать цели сессий, преподаватели должны перейти от низшей части таксономии Блума к высшей. Используя списки глаголов, включенные в таксономию, они могут выбрать тип задач, которые больше всего помогут студентам в их обучении..
Разработка целей
Разработка целей будет связана с целью, которая будет варьироваться в зависимости от того, кто подает заявку. Благодаря этому было создано несколько основных инструментов:
- Определение структуры, общей и конкретной цели будет описано следующим образом: глагол в инфинитиве + содержание. В области контента это относится к понятиям, данным, процессам, отношениям.
- Список глаголов, которые могут быть использованы для разработки общих и конкретных целей. Чтобы иметь лучшее представление об этом, некоторые примеры представлены ниже:
-Глаголы для общих целей: анализировать, вычислять, классифицировать, сравнивать, формулировать, обосновывать, генерировать, определять, компилировать, делать выводы, указывать, показывать, сопоставлять, направлять, создавать.
-Глаголы для конкретных целей: предупреждать, анализировать, основывать, вычислять, формулировать, уточнять, оценивать, изучать, объяснять, дробить, квалифицировать, классифицировать, сравнивать, дробить, идентифицировать.
Детализация целей в когнитивном измерении будет зависеть от человека, который желает применить его на практике, однако эта иллюстрация поможет лучше проиллюстрировать этот процесс, который требует учета нескольких важных аспектов:
Как правильно формулировать вопросы для теста
Блум пришёл к выводу, что двоякие и неточные формулировки вопросов вводят в заблуждение: ответ не очевиден, даже если студент вдумчиво изучил материал. В итоге, он путается, отвечает неверно и не справляется с тестом. Чтобы этого не происходило, учёный предложил использовать конкретные глаголы действия в заданиях для каждого из уровней в аттестации. Они помогают преподавателю оценить глубину знаний студента, а ему — понять, что от него ожидает услышать преподаватель.
Глаголы действия для создания вопросов по Блуму | |||
---|---|---|---|
Уровень |
Глаголы действия |
Польза |
Пример задания |
Запоминание |
Определите, опишите, назовите, выберите и покажите, дайте определение, укажите правильный ответ, перечислите, повторите. |
Показывает, кто запомнил новую информацию, а кто — нет. Находит слабые места в курсе, где не хватает информации и деталей. |
Дайте определение термина «Таксономия Блума». |
Понимание |
Повторите, найдите, определите, сравните, объясните, обощите, перефразируйте, приведите пример, выделите главное, расшифруйте. |
Проверяет, кто зазубрил информацию, а кто погрузился и разобрался в новой теме. Подсказывает, если в курсе не хватает пояснений и деталей. |
Объясните, за что отвечает когнитивная сфера в таксономии Б.Блума? |
Применение |
Примените, решите, рассчитайте, используйте, измените, преобразуйте, классифицируйте, расположите, составьте (например, отчёт), приготовьте, подскажите. |
Тестирует, кто из сотрудников сумеет применить новые знания на практике. Выявляет, если в курсе не хватает практической пользы. |
Придумайте вопрос на проверку знаний на уровне «применение». |
Анализ + синтез |
Сравните, сопоставьте, различите, выделите, отсортируйте, найдите, выведите, резюмируйте, сгруппируйте, соберите, обобщите, установите. |
Заставляет выйти за рамки инструкций и разобраться в ситуации самостоятельно. |
Найдите различия между уровнями «запоминание» и «понимание». |
Оценка |
Докажите, сделайте вывод, проанализируйте, обоснуйте, проверьте, оцените, порекомендуйте. |
Проверяет, кто сумеет на основе полученных знаний придумать новое решение, дать оценку ситуации и действовать самостоятельно. |
Дайте оценку эффективности теории Блума в проверке знаний сотрудников. |
Глаголы действия из таксономии Блума помогут правильно формулировать вопросы в тесте. Скачать таблицу →
Из истории вопроса
Впервые термин «таксономия» предложил в 1813 году ученый-ботаник Огюстен Пирам Декандоль. В этом году как раз вышел его научный труд Théorie élémentaire de botanique («Элементарная теория ботаники»), где он представил классификацию на основе таксонов (они же таксономические группы), объединяющих отдельные элементы на основании общих признаков .
Сам термин «таксономия» происходит от греческого слова τάξις (класс, строй, порядок) и слова νόμος (закон). Другими словами, таксономия – это наука о принципах классификации сложных иерархических систем. Изначально разработанные Декандолем принципы применялись исключительно в биологии, затем стали использоваться для систематизации массивов данных в геологии, географии, лингвистике, медицине (например, таксономия возбудителя какой-либо инфекции).
К слову, в биологии принципы таксономии тоже сохранили актуальность, о чем свидетельствует книга Principles of animal taxonomy («Принципы таксономии животных») . Впервые выпущенная в 1961 году и выдержавшая несколько переизданий вплоть до 2006 года, она переведена на несколько языков, в том числе на русский .
В 20 веке таксономия получила дальнейшее распространение и применение в сфере образования. Так, в 1956 году профессор психологии Чикагского университета Бенджамин Блум в соавторстве с группой ученых издал первую часть книги Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals (Б. Блум «Таксономия образовательных целей: классификация образовательных целей») .
Таксономия целей образовательного процесса стала настоящим прорывом, потому что тут впервые были сформулированы и упорядочены цели обучения как такового. Таксономия Блума определяет когнитивные, аффективные и психомоторные цели обучения. Таким образом, таксономия целей Блума помогает определить, какие нужно получить в процессе обучения знания, какие навыки наработать и как при этом учесть способности обучаемого.
Впоследствии Бенджамин Блум дорабатывал свои идеи с тем, чтобы в процессе обучения максимально раскрыть способности обучаемого и помочь сегодняшним студентам достичь высот в будущем. Его мысли нашли отражение в книге Developing Talent in Young People («Развитие талантов в молодых людях» .
Таксономия Блума была положительно воспринята системой образования США и получила высокую оценку ЮНЕСКО, что нашло отражение в одном из ежеквартальных обзоров сравнительного образования UNESCO: International Bureau of Education. Заслугам Блума была посвящена отдельная статья Benjamin Bloom: 1913-1999 («Бенджамин Блум: 1913-1999) .
Учитывая столь высокую оценку разработок Блума, самое время познакомиться с ними более подробно.
Суть универсальной педагогической техники
«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока:
- когнитивную, то есть «знаю»;
- психомоторную (или «творю»);
- аффективную — «умею».
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
- Назови…
- Почему…
- Объясни…
- Предложи…
- Придумай…
- Поделись…
Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии.
Названия граней затрагивают все уровни познания
Правила применения приёма «Кубик Блума»
Работа с кубиком строится следующим образом:
- Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
- Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
- Если ответ даётся неполный, то одноклассники могут его дополнить и исправить.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят. При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Например, необходимо вспомнить героев повести Пушкина «Капитанская дочка». В этот блок заданий на уроке английского языка рекомендуется также включать вопросы, проверяющие понимание текста, которые могут быть оформлены в виде таблицы «Yes/No questions».
Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления. Например, на уроке истории вопрос может звучать так: «Почему Пётр I носил прозвище Великий?».
Выяснение всех аспектов поставленной проблемы
Отвечая на вопросы категории «Объясни», ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы. Например, можно спросить ученика: «Ты уверен, что после «ж» и «ш» пишется буква «и»?».
Предложение своего пути применения изученного на практике.
Выработка стратегии мышления
Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание. К примеру: «Придумай, как будет выглядеть планета, если все ресурсы пресной воды исчезнут?»
Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности. Например: «Почему ты выбрал такую тему для доклада?», «Какие эмоции вызывает у тебя музыка Бетховена?» .
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Нюансы составления вопросов в младших классах
Формулировки для младшеклассников лучше упростить
Для учеников начальной школы грани кубика должны быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Методисты предлагают назвать грани фигуры так:
- Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
- Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
- Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
- Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
- Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
- Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Например, таким может быть применение «Кубика Блума» на уроке природоведения по теме «Атмосферные осадки, дождь»:
- Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.
- В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.
- Грусть.
- Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.
- Можно собирать её для полива комнатных растений.
- Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.
Особенности организации работы с помощью приёма в старших классах
В старших классах приём можно использовать для организации письменных заданий
К слову, в старших классах приём не возбраняется использовать в несколько видоизменённой форме: вместо объёмной фигуры детям предлагается заполнение таблицы с соответствующими вопросами с последующим их обсуждением на уроке. Вот такую схему в рамках приёма Блума можно проработать старшеклассникам в устной или письменной форме:
Назови… |
Почему… |
Объясни… |
Предложи… |
Придумай… |
Поделись… |
главных героев романа Достоевского «Преступление и наказание» |
критики назвали произведение психологическим романом? |
мотивы поступка Раскольникова |
для героя альтернативный способ решения проблем |
способ заработка для всех членов семьи Сони Мармеладовой |
эмоциями в связи с концовкой романа |
О чём идёт речь
С конца 1950-ых годов, годов пика гонки вооружений, по обе стороны Атлантики сложилось понимание, что эту самую гонку (или даже войну) выйграет не тот, кто храбрее и наглее, а тот, кто будет умнее и рациональнее. В СССР занялись формированием научной элиты (кстати, не без успеха), а в США напряженно обсуждали повышение уровня образования для всех: “Как учить более эффективно?”
Именно в это время появилась книга Бенджамина Блума “Taxonomy of Educational Objectives” — настольная книга для преподавателя по научению, воспитанию и воплощению изученного. Классификация целей включала в себя когнитивные (отвечающие за научение) аффективные (воспитание) и психомоторные (воплощение или “мастерство”), но широкую известность создателю принесла именно субсистема когнитивных целей.
Суть идеи в том, что цели обучения (и формулировка заданий) должна быть соположена иерархии мыслительных процессов. Более того, сам тезис о том, что мыслительные процессы, относящиеся к сознанию и являющиеся высшей нервной деятельностью, иерархизированы был достаточно нов для той аудитории, которой эта книга была адресована. Для нас во втором десятилетии XXI века очевидно, что в процессе обучения формирование собственного высказывания и системы аргументации — значительно более трудозатратная деятельность нежели запоминание и извлечение из памяти (предъявление) информации. Но для классических европейских и американских школ того времени, когда повторение за учителем хором и вслух было делом обыденным (вспомните знаменитый клип Pink Floyd “Another brick in the wall”), необходимость триады синтез-анализ-оценка была революцией.
Первый уровень — это уровень знаний, включающий в себя как запоминание, так и предъявление запомненной информации. Знаниевый уровень мыслился как базисный, без которого построение дальнейших моделей затруднено
Сегодня при секундной доступности практически любой информации в сети важность этого уровня под сомнением
Второй уровень — это уровень понимания. Лучшим примером здесь является пересказ. Термин “пересказ текста” для большинства имеющих опыт обучения скомпрометирован убийственными заданиями из школьных учебников английского (да и не только языка) с требованиями пересказать какую-то скучную и бессмысленную историю со словником неиспользуемой лексики. И это ужасно, потому как пересказ должен быть не воспроизведением запомненного, а демонстрацией понимания. Соответственно, нужна оценка этого понимания, а не только и не столько “близости к тексту” или верности использования конструкций.
Третий уровень — уровень применения. Применения на практике. Это работа по моделям или даже иногда т.н. трансфертные упражнения, где предлагается в реальности использовать изученный языковой материал (заказать отель на англоязычном сайте или позвонить/написать в службу поддержки на иностранном языке). Зачастую обучение иностранному языку на этом уровне и оканчивается, а трансфертные упражнения считаются просто методическим шиком. Оно и понятно — тотальный утилитаризм и неистовая любовь к микрообучению делают своё дело
Обратите внимание, кстати, что сейчас в любой рекламе любого кванта обучения, за которое вам предложено заплатить (деньгами или временем), есть раздел “Что вы получите?”. И иногда это, например, “одна конструкция, на объяснение которой в школе уходит полгода”
Без обещания мгновенного результата (пусть и микрорезультата) никакого интереса проявлено не будет.
http://mrchadburn.co.uk
А что на высших уровнях — уровнях “критического мышления”? Там требования видеть тренды и тенденции, разделять концепции на составляющие, модернизировать концепции и идеи, давать обоснованные прогнозы. Наконец, потребность судить о ценности материала
Это последнее довольно важно. Все мы знаем, что в конце занятий нужно проводить так называемый “sum up”, т.е
подводить итоги урока. Сколько ваших студентов обладают тем уровнем учебной рефлексии, который был бы достаточным для того, чтобы итоги урока мог подвести студент, а не вы? Учебной рефлексии не учат. В лучшем случае, студент может “включить потребителя” и рассказать о своих ощущениях. Тоже ценно, но это совсем не учебная рефлексия.
Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)
Свои мысли по поводу педагогического процесса автор выразил в книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Там он рассказал о том, в какой иерархии находятся образовательные цели. Если смотреть на пирамиду снизу вверх, цели идут в таком порядке:
На каждом уровне учащийся побуждается к действию. Для этого используются специальные глаголы таксономии Блума. Обучение выглядит так:
Уровень пирамиды Определение Действия педагога Действия ученика Глаголы Знание Выделение важной информации Рассказать, показать, при необходимости направить Принять, запомнить, распознать Перечислить, запомнить, назвать Понимание Понимание полученной информации, объяснение своими словами Сравнить, противопоставить, продемонстрировать Объяснить, преобразовать, продемонстрировать Обсудить, определить, рассказать Применение Применение новых знаний в конкретных ситуациях Наблюдать, помогать, критиковать Показать знания, решить поставленные задачи Применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, завершить, инсценировать, провести эксперимент, соотнести, спланировать, решить, использовать Анализ Разделение информации на отдельные, связанные между собой части Направить, исследовать, проинформировать Разделить, обсудить, раскрыть Проанализировать, сгруппировать, сравнить, связать, упорядочить, проверить Синтез Обобщение информации Обобщить, оценить, порассуждать Обобщить, сформулировать, спланировать Сгруппировать, скомбинировать, разработать, предложить, перегруппировать, установить, заменить Оценка Оценивание знания согласно определенным критериям Уточнить, допустить, гармонизировать Провести дискуссию, оценить, выбрать Доказать, сделать выводы, обосновать, порекомендовать, суммировать, проверить, оценить
ссылки
- «Таксономия Роберта Марцано: рекомендуемые глаголы для индикаторов и когнитивных уровней» в: Orientación Andújar. Получено в: 6 марта 2018 года из Ориентации Андухар: возмездие.
- Gallardo Córdoba, 2009. «Новая таксономия Марцано и Кендалла: альтернатива обогащению образовательной работы от ее планирования». Руководство Новые таксономии Марцано и Кендалла. Восстановлено с cca.org.mx
- «Таксономия Марцано» в: Алекс Дуве. Получено: 6 марта 2018 года от Алекса Дуве: alexduve.com.
- «Понимание таксономии» в: Таксономия Марцано. Получено: 6 марта 2018 г. из таксономии Марцано: taxonomiamarzano.weebly.com.
- «Сравнение таксономий: Блум, Марцано и Уэбб» в: Педагогическая терапия. Получено: 6 марта 2018 г. Образовательная терапия: terapiaeducativa.wordpress.com.