Что такое уровень притязаний в психологии?

Примеры

Чтобы лучше понять, что такое уровень притязаний личности, приведем примеры каждого из трех видов.

Примеры адекватного уровня притязаний:

  1. Человек хочет сменить работу на более прибыльную. Он изучает вакансии и останавливается на одной из них. Он сравнивает требования к соискателю со своими навыками, знаниями, умениями. У него есть опыт, который здесь требуется: он знает английский язык, «общается» с компьютером на уровне продвинутого пользователя, да и вообще соответствует описанному портрету. Он приходит на собеседование и получает эту работу.
  2. Обычный парень-работяга ищет себе девушку среди таких же простых женщин. Да, внешне ему нравятся ухоженные и местами накаченные девушки (он постоянно любуется на их фото в Инстаграме), но он понимает, что не потянет такую даму, да и она вряд ли вообще посмотрит на него.
  3. Фрилансер ищет заказы. Он изучает требования по одному из проектов. Все понятия ему знакомы, похожие задачи он уже выполнял. Только одна программа, с которой нужно работать, пока неизвестна, но он уверен, что сможет с этим разобраться, потому что в аналогичных сервисах он успешно работает. Фрилансер подает заявку на заказ, а параллельно приступает к изучению этой программы, ведь все равно в будущем это пригодится.

Примеры завышенного уровня притязаний:

  1. Молодой человек, который еле-еле закончил 9 классов, дальше ни на кого не учился и ни дня не работал, приходит устраиваться в крупную фирму. Он претендует на роль директора. Из раза в раз ему отказывают, но он не сдается и давит авторитетом своего успешного отца: «Да вы хоть знаете, кто мой отец! Он закроет вашу шарашкину контору!». Молодой человек путает свои способности и возможности с достижениями отца.
  2. Красивая, но не самая умная и мудрая, невоспитанная, необразованная девушка (а иногда еще и не красивая, не умеющая и не желающая следить и ухаживать за собой) ждет принца на белом коне. Она уверена, что какой-то миллионер должен взять ее под свое крыло и удовлетворять все ее потребности просто за сам факт ее существования. То есть она ему ничего не может предложить, кроме своего тела (и то не всегда), но считает, что этого вполне хватит для того, чтобы прийти к успешной жизни.
  3. Парень 25 лет отказывается работать за минимальную оплату, потому что считает, что это не его уровень – ему нужно сразу и минимум 50 тыс. рублей в месяц. Но при этом у него за плечами только школа, официального трудового стажа нет, хромает самоорганизованность и дисциплина, неразвиты многие другие деловые качества, специальных навыков для работы за желаемую оплату тоже нет. Но он продолжает игнорировать реальные для него вакансии, отказывается работать над собой и продолжает ходить на собеседования в крупные компании. А потом жалуется на то, что весь мир против него, работы нет, а директора этих компаний совсем обнаглели и зажрались. Периодически он устраивает скандалы прямо в офисах.

Примеры заниженного уровня притязаний:

  1. Преподаватель говорит студентам: «Все, кто посещали лекции, могут автоматом получить тройки. Если хотите другую оценку – тяните билет и сдавайте экзамен. Все, кто учатся на «плохо» и «удовлетворительно», согласились на автомат, но среди них оказался один отличник. Почему? Потому что он не уверен, что сможет хорошо сдать экзамен. Он вообще никогда не бывает в этом уверен, но всегда получает «хорошо» или «отлично». Однако это не меняет его отношения к себе. «Повезло», – всегда говорит он.
  2. Уже 10 лет мужчина работает в одном и том же месте на одной и той же должности. Обязанности растут, зарплата не меняется. Окружающие убеждают его, что нужно попросить о прибавке или о повышении либо сменить работу, потому что он явно достоин большего. Но он так не считает, убеждает себя и других, что его все устраивает, а дохода на все хватает. Однако в глубине души он мечтает о большем, но боится рискнуть и потерять даже то, что имеет.
  3. Школьник сдает ЕГЭ и надеется, что наберет хотя бы минимальный балл – на большее не рассчитывает. Неожиданно для самого себя он набирает 90 баллов из 100, что намного больше минимума. Однако это не снижает его общей тревожности. Дальше предстоит обучение в ВУЗе. И хотя баллов хватит для того, чтобы поступить на желаемое, престижное направление, выпускник выбирает более простой вариант, так как уверен, что в первом ВУЗе ему будет тяжело учиться. Зачем занимать чье-то место?

Слишком низкая самооценка

Учёные, которые хорошо разбираются в сфере психологии, уже давно выявили особые признаки заниженной самооценки:

Сильная робость и осторожность в действиях. От человека с комплексом неполноценности нельзя ждать прямолинейности и твёрдости в ответах. Происходит регулярное опасение задеть чувства других, он чаще всего юлит и мямлит, но никогда не высказывает своей точки зрения.
Чрезмерная требовательность

Люди с сильными комплексами пытаются тщательно добиваться совершенства во всём, придирчиво оценивая не только свои, но также и чужие действия. Такое поведение очень часто приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие люди.
Попытки заслужить одобрение. Многочисленные эксперименты выявили, что неуверенный в себе человек очень сильно зависит от мнения окружающих людей. Неодобрительные взгляды и разговор со стороны для него считается непросто проблемой, а целой трагедией, которая впоследствии ведёт к возникновению новых комплексов и признаков неполноценности.
В этом случае наблюдаются слишком низкие притязания. Самосознание играет в этом случае главную роль и заставляет индивида устремляться в противоположную сторону от своих настоящих желаний и возможностей. Такой человек просто не может адекватно оценивать свои способности и навыки, очень часто он продолжает оставаться «на побегушках», даже в том случае, когда на самом деле заслуживает более высокой должности в карьере.
Чрезмерная любовь к постоянным жалобам. При этом нет значения, насколько обоснованы страдания человека, главное, чтобы мир вокруг знал о том, что он несчастен, болен, недоволен и раздражён.
Особенный внешний вид. При этом наблюдается нерешительная и шаркающая походка, втянутая в плечи голова и быстробегающий взгляд, в котором можно прочитать вину и какое-то предчувствие плохого.
Такой человек стремится выполнять желания либо указания окружающих. Не доверяя при этом своим суждениям, закомплексованный индивид легко и просто поддаётся влиянию со стороны, а также может с большой радостью переложить всю свою ответственность за поступки на другого человека. Если человек под чужим напором делает что-то незаконное либо плохое, то он с облегчением в первую очередь думает о том, что все, что происходит вокруг — это не его вина.

Происходит регулярное опасение задеть чувства других, он чаще всего юлит и мямлит, но никогда не высказывает своей точки зрения.
Чрезмерная требовательность. Люди с сильными комплексами пытаются тщательно добиваться совершенства во всём, придирчиво оценивая не только свои, но также и чужие действия. Такое поведение очень часто приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие люди.
Попытки заслужить одобрение. Многочисленные эксперименты выявили, что неуверенный в себе человек очень сильно зависит от мнения окружающих людей. Неодобрительные взгляды и разговор со стороны для него считается непросто проблемой, а целой трагедией, которая впоследствии ведёт к возникновению новых комплексов и признаков неполноценности.
В этом случае наблюдаются слишком низкие притязания. Самосознание играет в этом случае главную роль и заставляет индивида устремляться в противоположную сторону от своих настоящих желаний и возможностей. Такой человек просто не может адекватно оценивать свои способности и навыки, очень часто он продолжает оставаться «на побегушках», даже в том случае, когда на самом деле заслуживает более высокой должности в карьере.
Чрезмерная любовь к постоянным жалобам. При этом нет значения, насколько обоснованы страдания человека, главное, чтобы мир вокруг знал о том, что он несчастен, болен, недоволен и раздражён.
Особенный внешний вид. При этом наблюдается нерешительная и шаркающая походка, втянутая в плечи голова и быстробегающий взгляд, в котором можно прочитать вину и какое-то предчувствие плохого.
Такой человек стремится выполнять желания либо указания окружающих. Не доверяя при этом своим суждениям, закомплексованный индивид легко и просто поддаётся влиянию со стороны, а также может с большой радостью переложить всю свою ответственность за поступки на другого человека. Если человек под чужим напором делает что-то незаконное либо плохое, то он с облегчением в первую очередь думает о том, что все, что происходит вокруг — это не его вина.

Как можно определить свой собственный уровень притязаний?

Определить свою степень притязаний любой желающий может с помощью специальных тестов или же при обращении к опытному психологу. Подобный анализ может потребоваться, если человек не может достичь той или иной цели. Вполне вероятно, что желаемый уровень не совпадает с личностными характеристиками человека. Возможно, потребуется снизить свои желания или же поработать над усовершенствованием своих личностных качеств.

Если у индивидуума есть определенная цель, но он не может ее достичь, лучше пересмотреть свое отношение к себе, научиться чему-то новому и измениться так, чтобы можно было соответствовать своим стремлениям, а не занижать их.

Самооценка личностных качеств

В процессе жизни человек оценивает умение, способности, опыт, возможности. Сравнивая себя с окружающими, мы удовлетворяем собственные желания:

собственное совершенствование;стремление к поставленной цели;любопытство.

Самооценка дает возможность увидеть слабые и сильные стороны и выбирать подходящие варианты поведения в жизненных реалиях.

Человек оценивает собственное поведение, основываясь на двух компонентах:

эмоциональный — человек определяет, как он сам относится к собственным чертам характера, привычкам, поведению и другим чертам личности;когнитивный — узнает о себе от друзей, родственников, коллег, недоброжелателей.

Психолог американец Джеймс У. вывел следующую формулу для самооценки: отношение успеха к степени притязаний.

Успех — установленный факт какого-либо результата, решения поставленной задачи. Степень притязаний в данном варианте  — цель будущих процессов в идеальном виде. Исходя из формулы видно, что возвысить самооценку можно двумя способами:

снизить уровень притязаний;повысить результативность процессов.

Психологи отмечают, что уровень притязаний неразрывно связан с самооценкой.

Несоответствие реальных сил и притязаний приводит к тому, что человек судит себя и собственное поведение неправильно. Из-за этого появляется упадок эмоциональных сил и срыв, увеличивается тревожность. Это ведет к занижению собственной ценности и провалу поставленных планов.

Типы поведения в ситуации целевого выбора

Свобода выбора при определении степени сложности планируемых задач приводит к развитию конфликта. Личность стоит перед выбором – понизить или повысить степень сложности. В первом случае поводом и мотивирующим посылом служит повышение вероятности успеха (снижение риска неудачи). Основной мотив во втором случае – возможность достижения максимального (идеального) результата и как следствие объективное повышение самооценки.

Выбор между задачами различной степени сложности осуществляется с учетом прошлого опыта. При успешном завершении намеченного дела уровень притязаний повышается, в случае неудачи – понижается. Смещение показателя влечет за собой постановку более сложных или легких задач относительно первоначального уровня. Иногда наблюдается неадекватное смещение показателя, когда индивид нацелен на более трудные задания после того, как потерпел фиаско.

Возможна противоположная ситуация, когда ориентация направлена на простые задания после успешного достижения предыдущей цели. Атипичное изменение показателя чаще свидетельствует о необъективной самооценке. Если индивид способен реалистично судить о своих талантах и возможностях, он ориентирован на выполнение посильных заданий и обычно его деятельность приводит к победным результатам. Признаки индивида с адекватным показателем УП:

  • Уверенность в себе.
  • Настойчивость, решительность, целеустремленность.
  • Высокая продуктивность.
  • Критическая оценка своих действий и достижений.

Выделяют ситуативный и общий (личностный) уровень притязаний. Ситуативный относится к победным исходам в определенном виде деятельности, например, в спорте, искусстве, бизнесе. Ситуационный критерий применим при анализе поведения индивида в рамках социальных контактов. Например, когда личность стремится занять определенные позиции в социальной группе – трудовом коллективе, кругу друзей, в семье.

Личностный критерий применим при анализе общей деятельности индивида. В этом случае рассматриваются успешные исходы в рамках многосторонней деятельности, охватывающей многие сферы жизни. Обычно для выполнения поставленных задач индивид задействует нравственные, творческие качества и интеллектуальные способности. Высокий уровень притязаний ассоциируется с высокой оценкой своих способностей.

Например, если индивид предполагает, что его способности проигрывают в сравнении с групповыми усилиями, направленными на решение задачи, его УП опускается ниже группового показателя. И наоборот, при наличии уверенности в своих наивысших способностях в сравнении с совокупными способностями участников группы, УП индивида повышается относительно группового показателя.

На УП индивида может оказывать влияние неосознанная реакция подражания. Человек, следящий за достижениями окружающих, определяет свой уровень притязаний, что впоследствии сказывается на формировании самооценки. В этом случае трансформация УП в основном осуществляется под влиянием достижений лиц, которые имеют авторитет, приобрели высокий статус в социальной группе. Формирование УП непрерывно продолжается по мере получения образования и накопления опыта.

Причины динамики УП связаны с изменением требований личности к себе. Психологически зрелая личность осознает и учитывает разницу между концептами «хочу» и «могу». Психологически незрелая личность не видит различий, что приводит к постановке целей, основанных на личных желаниях и требованиях «Эго», несопоставимых с реальными способностями и возможностями индивида. В таких ситуациях наблюдается ирреальность (несбыточность, фантастичность) притязаний.

Умение разграничивать реальные и невыполнимые задачи – показатель зрелости личности, наличия сформированных, целостных взглядов и жизненной позиции. Такие люди отличаются уравновешенным характером, придерживаются рациональной тактики целеполагания, выбирают последовательные, логичные, взвешенные стратегии достижения результата.

Невозможность дифференцировать реальные и нереальные задачи приводит к негативным психологическим деформациям личности и вытекающим жизненным последствиям – неудачи в начинаниях, понижение самооценки, депрессия, апатия, социальная дезадаптация и добровольная самоизоляция.

Особенности фрустрации

Фрустрация — это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.

При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.

В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе — такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера — самоуважение.

Частный и общий уровень

Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.

Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.

Стремление к увеличению уровня своей самооценки в тех условиях, когда личность свободна в выборе трудности своего последующего действия, приводит к развитию конфликта двух тенденций.:

  • увеличить притязания, чтобы достичь максимального успеха в ситуации;
  • снизить его, чтобы избежать возможной неудачи.

Получение неуспеха либо успеха после достижения (либо недостижения) определённого уровня притязания в результате приводит к его смещению в область более трудных или же лёгких задач. Снижение трудности выполняемой задачи либо повышение уровня после неудачи — атипичное изменение в притязании — сообщает о нереалистичности показателя притязаний и неадекватной самооценки.

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

1 Виды уровней притязания личности

Уровень притязаний (УП) в качестве психологической категории был изучен экспериментальным способом в начале 20 века. К. Левин и немецкий психолог К. Хоппе доказали, что на выбор действий конкретной сложности влияют успех и неуспех в результате прошлых действий. Успешное решение задачи побуждает повышать УП и браться за более трудные задачи, а неудачное завершение дел вынуждает снизить его.

Среди участников эксперимента нашлись люди, целью которых было не число достижений, а недопущение провала. Такие выбирали задачи полегче, потому что были уверены в успешном результате.

В психологии выделяются два уровня притязаний:

  1. 1. Частный — имеет отношение к достижению успеха в конкретных сферах жизни (бизнес, спорт, наука) и в области взаимоотношений с другими людьми. Этот уровень основывается на самооценке человека в одной из этих областей.
  2. 2. Уровень притязаний общего характера имеет отношение к большому количеству сфер жизнедеятельности личности.

Выделяют уровни притязаний адекватные (заниженные) способностям человека и неадекватные (завышенные)

Важно учитывать уровень притязаний ребенка: он должен соответствовать его способностям. Это необходимо для нормального формирования его личности. В случае несоответствия УП возможностям ребенка, у него могут возникнуть проблемы в общении с людьми и с самим собой

Важно развить у маленького человека самосознание — осознание и оценка индивидом самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности

В случае несоответствия УП возможностям ребенка, у него могут возникнуть проблемы в общении с людьми и с самим собой

Важно развить у маленького человека самосознание — осознание и оценка индивидом самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности

УП характеризуется следующими понятиями:

  • уровень трудности, достичь которого хочет человек и осуществляет для этого определенные действия, чтобы достичь свою цель;
  • определение цели последующего действия, которая формируется посредством испытания успеха и неудач, которые стали результатом последней деятельности;
  • уровень самооценки, к которому стремится личность.

Что такое уровень притязаний

Термин «уровень притязаний» ввел психолог, основатель социальной психологии Курт Левин (20-е годы XX века). Разберем основные понятия и определения из теории К. Левина:

  • предшествующее достижение – это опыт, результат предыдущего действия;
  • выбор цели, или определение уровня притязаний – это размышления о том, какую цель можно поставить перед собой на основе предыдущего опыта;
  • результат – сравнение уровня ожиданий (поставленной цели) и реального результата, итог может превзойти цель, не дотянуть до нее или совпасть с ней;
  • реакция на результат – при успехе человек поднимает свой уровень притязаний, при неуспехе опускает его.

На практике реакций на результат может быть больше. Например, некоторые люди с заниженной самооценкой даже после успеха, положительной разницей между целью и результатом, продолжают выдвигать заниженные ожидания к себе. А бывает, что после поражения человек ставит перед собой ту же или более высокую цель и делает все возможное, чтобы в этот раз задуманное получилось. Такая разница в поведении связана не только с самооценкой, но и с темпераментом, характером человека.

Таким образом, можно сказать, что уровень притязаний – это в психологии система ожиданий человека относительно самого себя при выполнении какого-либо дела.

Что влияет на формирование уровня притязаний? Основными факторами формирования уровня притязаний личности является субъективное переживание человеком своих успехов и неудач. То есть важен не сам результат, а то, как человек к нему относится

Например, один субъект сосредоточит внимание на самом факте проигрыша и откажется от этой цели, а другой скажет: «В этот раз у меня почти получилось. Я сделал это явно лучше, чем тогда

Нужно еще немного поднажать, и все удастся. Я попробую еще раз».

В чем он проявляется

В чем проявляется уровень притязаний? В степени трудности задач, которые человек ставит перед собой. Чем больше у человека амбиций, тем сложнее задания он выбирает.

Однако способности и уровень притязаний – это не одно и то же. Не всегда последнее соответствует реальным способностям личности. Когда и почему такое случается? Например, когда человек привык хорошо жить за чужой счет, не привык работать, самостоятельно решать проблемы и справляться с трудностями. У него не хватает навыков и знаний.

Нередко завышенный уровень притязаний формируется у детей из богатых семей, в которых родители давали ребенку все готовое, ничего от него не требовали, баловали. Ребенок вырастает, его потребности остаются теми же, но сам он их удовлетворить не может. Если родители перестанут помогать, то человека ждет разочарование, провалы, переживания.

Таким образом, амбиции отражаются в тех благах, которые человек хочет получить от жизни. Это его запросы относительно профессионального становления, обучения, условий жизни, личной жизни и т.д.

Самооценка личности и уровень ее притязаний

Определение 1 Уровень притязаний – это тот уровень, которого индивид стремится достичь в разных сферах жизнедеятельности.

Рисунок 1. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Процессы, формирующие самосознание человека, включают в свой состав самооценку личности. Оценивая сам себя, человек пытается посмотреть на себя как бы со стороны и оценить свои качества, свойства, возможности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Самооценка и уровень притязаний личности 430 руб.
  • Реферат Самооценка и уровень притязаний личности 220 руб.
  • Контрольная работа Самооценка и уровень притязаний личности 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Самооценку можно осуществлять через самонаблюдение, самоотчет, самоанализ и сравнение себя с другими людьми. В основе самооценки лежит мотив самосовершенствования, самолюбие и стремление к успеху, а не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства. Самооценка помогает человеку увидеть свое настоящее «Я» и связать его с прошлым и будущим.

Самооценка формируется в ранние годы – это с одной стороны, а с другой стороны она является более устойчивой характеристикой личности. Исходя из этого, самооценка дает возможность рассмотреть корни слабых и сильных сторон и найти более адекватные модели своего поведения в каких-либо повседневных ситуациях. Человек, по мнению Т. Манна, познавший самого себя, становится совсем другим.

Самооценка имеет структуру, где выделяются когнитивный и эмоциональный компоненты:

  • Когнитивный компонент отражает то, что индивид узнал о себе из разных источников,
  • Эмоциональный компонент выражает собственное отношение индивида к разным сторонам своей личности.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 1

Самооценка человека становится выше, если у него появляются значимые достижения в той или иной сфере. Этот фактор имеет тесную связь с уровнем притязаний.

Под уровнем притязаний понимается сложность и достижимость цели, на которую человек претендует. Если притязания и реальные возможности имеют между собой большой разрыв, то они могут и не реализоваться. Следствием этого является неадекватность самооценки и изменения в поведении – может возникнуть агрессия, тревожность, эмоциональный срыв и др. Реалистичные цели делают человека увереннее, настойчивее в их достижении.

Замечание 2

По уровню притязаний люди делятся на два типа, как считает американский ученый Дж. Аткинсон, – одни стремятся, во что бы то ни стало, избежать неудачи, поэтому их цели простые и легко достижимые, другие, наоборот, стремясь к успеху, выбирают наиболее сложные задачи.

Тот или иной достигнутый уровень притязаний оказывает влияние на формирование самооценки личности.

Для определения самооценки У. Джемс – американский психолог, предложил формулу:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Формула показывает, что, если снизить уровень притязаний или повысить результативность действий, то самооценку можно повысить.

В тех случаях, когда притязания не реалистичны, человек терпит неудачу и испытывает фрустрацию – это сильное эмоциональное состояние, возникающее в результате несоответствия желаний и возможностей. Повторяющаяся фрустрация закрепляет у одних агрессивность и озлобленность, а у других вызывает безразличие, вялость, комплекс неполноценности. В конечном итоге она может привести к неврозу.

Что характеризует уровень притязаний человека?

Такой показатель характеризует следующее:

  • уровень трудности, преодолев которые человек будет преследовать свою идеальную будущую цель;
  • выбор цели следующего действия, которая формируется на фоне переживания успеха или провала в будущем и является текущим уровнем притязаний;
  • желаемая самооценка человека.

Такая категория взаимосвязана с самооценкой человека и формируется на фоне субъективных переживаний побед и поражений. Однако если человек хочет повысить свою самооценку тогда, когда он может выбрать степень трудности последующих действий, то это может привести к конфликту таких стремлений:

  • повышения притязания с целью получения успеха;
  • снизить их, чтобы избежать опасности.

Когда человек переживает успех и поражение после достижения или недостижения того или иного уровня притязаний, то может произойти смещение его в плоскость более трудных или легких целей. Так, если желаемая цель снижается и происходит антипичное изменение уровня притязаний, то это говорит о неадекватной самооценке или же том, что его стремления не совсем реалистичны.

А если они реалистичны, то человек уверен в своих силах, настойчивости, он продуктивен и критично относится к достигнутому. А если самооценка неадекватна, то цели завышены, занижены или нереальны. Поведение при этом становится таким:

  • выбираются слишком трудные или очень легкие цели;
  • повышенная тревожность;
  • неуверенность в своих силах;
  • избегание соревновательных ситуаций;
  • некритичность отношения к достижениям;
  • ошибки в прогнозах.

Как определить собственный УП?

Для определения собственного уровня притязаний можно воспользоваться методикой психолога Шварцландера.

Тестирование на основе методики часто применяют при приеме на службу. Человеку дается таблица размерностью 10х3. По горизонтали 10 ячеек и в 3 ячейки по высоте.

Испытуемый должен назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить плюсиками за 10 секунд. Свой ответ он записывает в правую верхнюю ячейку первой таблицы.

Например, испытуемый планирует поставить 20 плюсиков.

Засекается время, человек выполняет задание. После остановки секундомера подсчитывается количество реально поставленных плюсиков. Это значение вносится в правую-нижнюю ячейку таблицы.

Испытуемому дается 3 попытки, с каждой попыткой сокращается время тестирования.

Оценка результатов тестирования

Для начала вычислим итоговый уровень по формуле:

УП = + +

Где УП — Уровни притязания в пробах 1,2,3, а УД соответственно уровни достижения в этих пробах.

Результат сравните с этими данными

≥ 5 – нереально высокий уровень притязаний;
3–4,99 – высокий уровень притязаний (внутри нормы);
1–2,99 – умеренный уровень притязаний (внутри нормы);
-1,49–0,99 – низкий уровень притязаний;
≤ -1,50 – нереально низкий уровень притязаний

И помните самооценка не равна уровню притязаний, но чем адекватнее будет самооценка, тем адекватнее будет уровень притязаний. Иначе говоря человек с нереально завышенным УП будет браться за самые амбициозные проекты и дела и чаще всего терпеть в них провал и неудачу.

Самооценка личностных качеств

То, как субъект относится к себе и собственному месту среди других индивидов, имеет огромное влияние на поведение и настроение. Не существует строгих критериев для оценки личностных качеств, следовательно, определение уровня личностной самооценки является произвольным, творческим процессом.

Самооценку личностных качеств всегда пристально изучают окружающие люди, формируя собственное отношение к человеку. Фразы «слишком самоуверен», «много о себе думает» или «переоценивает свои возможности», услышанные от знакомых, дадут понять, что самооценка чересчур завышена.

Слова «ни в чем не испытывает уверенности», «во всем сомневается» указывают на заниженную оценку личностных качеств.

Как установить УП?

Понятие «уровень притязаний» было предложено психологом Левиным. Ученый и последователи установили, что для формирования УП важными факторами являются успешность или неуспех задуманного дела. При этом значение имеют не сам провал или успешность (как объективный фактор), а чувства индивида.

Достигнув определенного уровня, личность проходит через 3 момента становления:

  1. Определяет цели, которых хочется достичь в будущем.
  2. Выбирает ряд действий, которые приведут к достижению целей (выбор зависит от успешности или неуспеха предыдущих действий).
  3. Самоутверждается или начинает ощущать чувство неуверенности в собственных силах.

Если цель удалось достигнуть, УП сдвигается в сторону увеличения, при ряде неудач притязания могут стать более низкими.

Адекватный уровень УП позволяет человеку ставить перед собой задачи и цели и справляться с их выполнением.

Как определять собственный уровень притязаний?

Определить личный УП поможет метод Шварцландера, который был описан выше. Также можно провести совместную работу с психологом.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *