Глава iii. формы проявления нарушений поведения. делинквентное поведение

Что такое девиантное и делинквентное поведение

В процессе социализации человек обучается общепринятым поведенческим установкам и навыкам, благодаря которым становится полноценным членом общества.

Девиантное или делинкветное поведение — это разновидности действий человека, которые не соответствует социальным установкам и нормам или нарушают их. 

В ряде исследований эти понятия определяются как синонимы, что не совсем верно.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Девиантное поведение — это отклонение от общепринятых норм и ценностей, которое отражается в противоречии социальным правилам.

Под этим понятием подразумевается нарушение индивидом доминирующих правил и установок конкретной общественной группы, служащих для обеспечения социального порядка. При этом девиантное поведение может проявляться как в отрицательную сторону, так и в положительную.

Отрицательная девиация — это негативные отклонения от норм, которые также называют культурно неодобряемыми и дисфункциональными, так как они ведут к разрушению и дезорганизации социальной системы. К ним относятся поступки и действия, которые могут нанести вред обществу и вызывают осуждение у других людей. Например, трудные подростки, преступники, аддиктивное поведение и т. д. Негативная девиация наказуема, и может повлечь за собой тюремное заключение, изоляцию или принудительное лечение.

Положительная девиация — это конструктивное отклонение, выраженное в противостоянии устаревшим и неэффективным правилам и нормам. Это позволяет позитивно влиять на систему, находить новые пути для развития и выводить общество на лучший уровень жизни. К этому типу девиации относятся героические поступки, научные открытия ученых, проявления гениальности и т. д. Конструктивное отклонение вознаграждается одобрением общества, материальными выплатами, привилегиями, повышением престижа.

Несмотря на различия, оба типа девиантного поведения отражают нежелание или неспособность человека к адаптации в социуме и следовании предписанным нормам. Это отклонение в обоих случаях говорит о слабом навыке приспособляемости.

Делинкветное поведение — это противоправное поведение человека, проявляющееся в его проступках, которые могут принести вред как всему обществу, так и отдельным людям. Это поведение проявляется в действии или бездействии индивида в конкретной ситуации.

Термин часто применяется в сфере психологии, социологии, педагогики и других отраслях. Делинквентность может проявляться в двух видах:

  • преступное поведение — это крайняя форма отклонения, которая проявляется в административных нарушениях (мелкое хулиганство, распитие алкоголя в общественных местах, нарушение правил дорожного движения и т. д.);
  • дисциплинарный проступок или несоблюдение обязанностей, которое может проявляться в прогулах занятий без уважительной причины, появления на работе в состоянии опьянения и т. д.

Общие и отличительные черты девиантного и делинквентного поведения

Оба понятия являются формами отклонения от общепринятых норм и правил. Их сходство заключается в том, что и девиантность, и делинквентность отражают неспособность человека к адаптации и социализации, отсутствие стремления соответствовать его требованиям и ценностям.
Основное отличие между терминами состоит в том, что:

  • девиантность может носить как отрицательный, так и положительный характер, а также включать поступки, которые не приводят к уголовной ответственности;
  • делинкветность — это форма отклонения, при которой совершаются поступки, несущие юридические последствия, а также противоправные действия, могущие перерасти в серьезное преступление.

Что такое делинквентное поведение?

Фото Mika Baumeister on Unsplash

Деликнвентное поведение – это антиобщественное противоправное поведение человека. Это поступки, либо их отсутствие, наносящие вред окружающим людям  или в целом обществу. Понятие делинквентного поведения может встречаться в социологии, педагогике, криминологии, психологии и социальной педагогике.

Делинквентное поведение часто путают с девиантным поведением. Но между ними есть существенная разница. Делинквентное поведение – это действия против закона и общества, против людей. Либо бездействие, приносящее вред гражданам. Граница определяется законом и государством.

Девиантное поведение – это нарушение правил какой-то конкретной социальной группы, это нарушение социальных, морально-нравственных норм, ожиданий общества. Граница регулируется общественным отношением.

Сам проступок называется деликтом, а тот, кто его совершает – делинквентом.

В большинстве случаев делинквентным называется поведение подростков. По достижении совершеннолетия человек, нарушающий закон, называется асоциальной личностью. Особой проблемой считается подростковая делинквентность. Подростки с отклоняющимся поведением представляют угрозу для общества. Обычно это группа подростков, ищущие приключений и острых ощущений.

Причины делинквентного поведения

Для того, чтобы сформировалась деликнвентная личность, необходимо два основных фактора: наследственная предрасположенность и биологическая основа, и среда, в которой формируется будущая личность.

Наследственная предрасположенность – это какой-нибудь дедушка психопат в родословной, или папа, склонный нарушать общественные нормы и правила. Но здесь важен не только поведенческий компонент, что видел ребёнок, а именно наследуемые черты. Сын мог и не знать бедового папашу, а унаследовать самые яркие его черты.

Например, это возбудимый тип нервной системы. Это приводит к тому, что ребёнок не способен удержать импульс. Если он злится, он кричит или дерётся. И уже с раннего возраста это становится заметно – воспитатели и учителя с трудом справляются с поведением такого ребёнка.

А так же это агрессивность, низкий уровень эмпатии – черты, которые могут передаться по наследству. И влиять на них очень трудно, так как они имеют биологическую основу. Низкий уровень эмпатии – это особая структура мозга. У социопата или делинквента даже мозг устроен по-другому.


Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Так же, отягощающим фактором может быть низкий болевой порог. Человек с такой чувствительностью не способен терпеть боль. Поэтому, в состоянии алкогольного или наркотического похмелья он способен на преступление.

И всё же, с биологией можно совладать, если ребёнок растёт в благоприятной среде. Если это благополучная семья со здоровыми отношениями в психологическом плане. Это обязательно семья, где не нарушаются границы, где нет эмоционального и других видов насилия, где всегда есть уважение к личности и ребёнка и взрослого. Тогда, благодаря ежедневному труду родителей (или опекунов) из генетически предрасположенного делинквента может вырасти нормально социализированная личность.

Список вредных советов по воспитанию делинквента:

  • Мало участвовать в воспитании ребёнка, не интересоваться его внутренним миром и переживаниями. Пусть его мысли и чувства останутся без внимания, сам справится.
  • Для лучшего эффекта стоит обесценить чувства, мысли и переживания ребёнка. Пусть чувствует себя плохим, пусть привыкает к ощущению «я плохой, я не такой, как все».


Фото Adrian RA on Unsplash

  • Научи ребёнка безразличию. Сегодня ты игнорируешь его потребности, а завтра он научится делать тоже самое по отношению к окружающим людям.
  • Будь агрессивна по отношению к ребёнку. Пусть он знает, что уважать можно только силу, а сдерживать себя можно только из страха. Других отношений между людьми нет.
  • Не приучай ребёнка к «хорошему». Ему не обязательно знать о морали и нравственности, зачем ему эти тонкости? В мире с таким багажом не выживешь.
  • Не играй с ребёнком, не проводите вместе время. Пусть привыкает расти, как в поле трава. Самостоятельнее будет. А если у подростка появились новые вещи, так это хорошо, сам придумал где раздобыть. Пусть у него будет своя жизнь, а у тебя – своя.
  • Расшатывай границу между «хочу» и «нельзя». Зачем ребёнку учитывать других людей? Главное то, чего он хочет, потакай каждому капризу. Так он научится игнорировать общественные нормы.
  • Если у ребёнка проблемы в школе, не вставай на его сторону. Будь ещё большей угрозой, чем учителя, пусть учится сам справляться со своими «косяками». А ещё лучше, и с учителями поругайся, пусть боятся беспокоить. А ребёнок увидит – как решаются проблемы во взрослом мире.


Фото Velizar Ivanov on Unsplash

  • Наказывай ребёнка за проявление слабости. Не надо растить нытика, пусть учится быть сильным. Ну и что, что девочка. А мальчику так вдвойне полезно. Сила – это агрессия.
  • В те моменты, когда ребёнок хочет проявить инициативу, руби на корню, покажи, что он не справится. Там, где он может что-то сделать сам – помоги ему, а лучше, сделай за него. А там, где ему нужна помощь, обвини в беспомощности, застыди посильнее, оставь одного, пусть учится взрослеть, в конце концов.

Так можно вырастить прекрасного яркого делинквента. А благополучное общество состоит из людей, которые делают его таким.

Виды асоциального поведения

Отсутствие способности к социальной адаптации выражается в использовании незаконных средств для достижения целей. К примеру, чтобы добиться хорошего общественного положения, власти, богатства, не имея возможности достичь этого законными средствами, человек преступает через мораль и закон.

Отсутствие желания жить по общественным нормам выражается в открытом протесте, демонстративном неповиновении: это экстремизм, терроризм и другие формы неприятия общественных ценностей.

С этой точки зрения допустимо выделить несколько видов нарушений в результате асоциального поведения:

  • аморальные;
  • аддиктивные;
  • противоправные;
  • преступные.

Бродяжничество, проституция, беспорядочные половые контакты, принадлежность к сексуальным меньшинствам – признаки аморального человеческого образа жизни. Зависимости, в результате которых член общества уходит от реальности (наркомания, алкоголизм, игромания и т. д), имеют прямое отношение к аддиктивному поведению. Хулиганство, мелкие кражи, грабежи, оскорбления, угон транспорта в качестве развлечения относятся к противоправным действиям. К преступному поведению относятся поступки, совершение которых преследуется по закону.

Проявление асоциального поведения

Как предупредить развитие нарушений?

Профилактика антисоциального поведения заключается в следующем:

Родителям и педагогам следует хвалить ребенка только в том случаях, когда он заслужил одобрение.
Нельзя игнорировать отрицательные свойства характера, пагубные привычки и неблаговидные поступки.
Нужно быть всегда готовым к открытому и спокойному общению с ребенком

Он должен чувствовать, что его поддерживают и уважают.
Стараться проводить с сыном или дочерью как можно больше времени.
Особое внимание надо уделять созданию позитивной атмосферы в семье, взаимопониманию, организации совместного досуга.
Родителям и работникам педагогической сферы нужно прививать детям стремление к творчеству, спорту, интеллектуальной деятельности.

Механизмы и стратегии контроля и профилактики

Первичными механизмами контроля над девиантом и делинквентом в поведении считаются действия школы. Школа обладает следующими возможностями:

  • свободный доступ к семьям подростков, сотрудничество с родителями;
  • прививание школьникам навыков здорового образа жизни;
  • воздействие на степень самооценки ученика и его стремлений;
  • организация досуга школьников и помощь в трудоустройстве на период летних каникул.

Школа имеет возможность в целях профилактики правонарушений и преступлений привлекать специалистов.


Схема профилактики делинквентного поведения

Девиации человеческого поведения в социуме уходят корнями глубоко в детство. Вот почему воспитание подрастающего поколения требует особого внимания. «Здоровые личности формируют здоровое общество!», – такой лозунг должен быть заложен в основу всей воспитательной работы подрастающего поколения.

Характеристики девиантного поведения

В некоторых современных исследованиях нередко понятие «девиантное поведение» соотносят с еще одним типом поведения – делинквентным. Но в действительности эти понятия, несмотря на свою созвучность и некоторую идентичность, все же не совпадают.

Рисунок 1. Девиантное поведение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Девиантное поведение человека – это понятие многогранное. С одной стороны, его определяют в качестве поступка человека, его действия, которое не соответствует общепринятым и формальным нормам и стандартам в обществе. С другой стороны, девиантное поведение – это особое социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческого поведения и деятельности. При этом, данные формы также не соответствуют официально установленным нормам и стандартам, которые сложились в конкретном обществе.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Девиантное и делинквентное поведение 420 ₽ Реферат Девиантное и делинквентное поведение 260 ₽ Контрольная работа Девиантное и делинквентное поведение 190 ₽ Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Важно осознавать, что девиация – это отклонение, но она не всегда может носить отрицательный характер. поэтому, выделяют сразу два вида отклонений от социальных норм:

  • Позитивные отклонения от социальных норм, которые направлены на то, чтобы избавиться от устаревших и неактуальных стандартов и норм. Это способствует качественному изменению социальной системы, без которого общество не может дальше развиваться и выйти на совершенно новый уровень своего развития.
  • Негативные отклонения от социальных норм – иными словами их называют дисфункциональными, поскольку они могут дезорганизовать социальную систему, привести ее к неминуемому разрушению. Это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения членов общества, которые недовольны сложившимися обстоятельствами, и стремятся всеми силами и действиями продемонстрировать свое неудовлетворение.

Рисунок 2. Формы девиантного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Девиантное поведение может быть нескольких типов:

  • Во-первых, это инновация, которая предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание общепринятых способов, которые могли бы помочь достичь поставленных целей;
  • Во-вторых, ритуализм – связан с отрицанием целей конкретного общества и абсурдным преувеличением способов их достижения;
  • В-третьих, ретретизм – отказ человека или группы лиц от социально одобренных целей и, соответственно, отказ от традиционных и привычных способов их достижения.

Последний тип девиантного поведения – бунт. Он отрицает и цели, и способы достижения целей, но при этом стремится к их замене на совершенно новые. К бунтарям следует относить революционеров, которые стремятся к коренной ломке всех общественных отношений. При этом, они могут предлагать новые способы достижения целей, а могут просто разрушать старые без возможностей альтернатив.

Рисунок 3. Причины девиантного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Внешние и внутренние факторы

При более обширном анализе условий, вызывающих формирование делинквентного поведения, принято выделять две их группы: внутренние и внешние.

Внешние условия:

  • проблемы в семье, являющиеся основными причинами формирования асоциального типа поведения у человека в раннем возрасте;
  • неразвитость системы общественного воспитания личности: отсутствие индивидуального подхода, отсутствие заинтересованности в каждом конкретном человеке со стороны государства;
  • усредненность системы образования, не рассчитанной на учет особенностей эмоционального, психологического, интеллектуального развития детей.

Внутренние условия:

Физиологические особенности индивида (нарушения умственного развития, дефекты слуха, дефекты зрения, телесные особенности и т.д.). Часто люди с особенностями развития или с выраженными дефектами внешности испытывают большие сложности при социализации в обществе. Неуверенность в себе, беспомощность, зависимость от других и частое столкновение с непониманием со стороны общества могут породить у человека агрессию, стремление к асоциальному поведению

Общество должно уделять людям с особенностями развития особое внимание и не допускать их изоляции.

Психологические проблемы (нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении и т.д.). Данные особенности психики делают людей возбудимыми, склонными к совершению противоправных поступков

Подобные люди должны стоять на учете в медицинских учреждениях и находиться под наблюдением, поскольку в период обострения своих заболеваний они склонны к совершению серьезных преступлений.

Особенности подросткового возраста. Подростки в большей степени подвержены делинквентному поведению из-за особенностей психики в данном возрасте. Они часто проявляют повышенную агрессивность, нежелание следовать нормам общества, нежелание уступать просьбам родителей и педагогов. Подростки часто проявляют потребность в риске, в престиже, в одобрении, стремление произвести впечатление и бросить вызов обществу. Подобные желания часто приводят к совершению противоправных действий, носящих демонстративный характер.Асоциальное поведение может самостоятельно пройти с течением времени в результате естественных возрастных изменений, а может привести к формированию асоциального типа взрослой личности.

Типология и причины девиантности

Под этим термином в социологии подразумеваются деяния индивида, отличающиеся от укоренившихся в конкретной общественной среде установок, служащих для сохранения социального порядка. Отклонения могут быть как негативными, ведущими к разрушению системы, так и позитивными, преследующими цель борьбы с изжившими себя канонами. Но обе демонстрации девиации проецируют нежелание или неспособность адаптироваться к общепризнанным предписаниям, свидетельствуя о слабом навыке приспособляемости.

Однако, относительно девиантного и делинквентного поведения, поступки подростков нужно рассматривать отдельно. Все зависит непосредственно от индивидуальных качеств ребенка и уровня его психической и физической развитости. Согласно Змановской Е. В., до 5 лет у детей нет собственного понимания общеизвестных установок, а контроль возлагается на взрослых. Осознание общепринятых устоев появляется в возрасте около 9 лет.

Расстройства психики, алкоголизм, увлечение азартными играми, наркомания, преступность, проституция или суицид, каждое такое отступление от стандартов — это форма девиантного поведения.

Опираясь на мнение Менделевии В. Д., эти проявления можно разделить на категории по способам нарушений и связи с реальностью:

  • делинквентное поведение, как форма уголовно преследуемых поступков;
  • патохарактерологическое, объясняющееся патологическими трансформациями характера, приобретенными в процессе воспитания;
  • аддиктивное — желание отгородиться от действительности с помощью определенных веществ либо регулярного повторения однообразных действий для получения сильных эмоций;
  • психопатологическое, основанное на демонстрации симптомов заболеваний и расстройств, связанных с психикой;
  • на основе способностей, ощутимо превышающих среднестатистические.

Наиболее достоверными, относительно условий формирования девиаций, считаются выводы теорий из социологической области:

  • психологические предпосылки: слабоумие, психопатия или дегенеративность;
  • заражение дурными духовными и культурологическими взглядами представителей высших слоев от более низкого сословия;
  • размытость стандартных формул мотивации в затруднительных ситуациях;
  • неравенство — различия в возможностях удовлетворения потребностей провоцирует у представителей низшего класса антиобщественной настрой;
  • конфликт интересов между различными общинами и социумом;
  • классовая государственная политика, якобы защищающая интересы экономически господствующего сословия и притесняющая права угнетенных классов;
  • аномия — девальвация культурных аспектов жизни, совести, мировосприятия, как следствие общественного развития революционными методами;
  • также важную роль играют природные, техногенные и социальные катаклизмы, усиливающие неравенство, оказывающие отрицательное воздействие на психику индивидуумов, подрывающие организацию правоохранительных структур.

Особенности делинквентного поведения у подростков

В подростковом возрасте базовые причины делинквентности усугубляются возрастным кризисом, разрывом между потребностями и невозможностью их удовлетворения из-за принятых в обществе норм. Особенности психологии асоциального подростка:

  1. Групповой характер социальных отношений. Противоправные поступки, совершенные в группе, дают ощущение анонимности, безнаказанности.
  2. Отрицание авторитета родителей, взрослых. Подросток стремится к независимости, самостоятельности, но при этом у него недостаточно развито чувство ответственности, самоконтроля. Такие качества делают человека уязвимым для вредного влияния извне, поэтому в подростковом возрасте высокий риск пристраститься к наркотикам, алкоголю, табаку и пр.
  3. Агрессия, повышенная возбудимость, нервозность, частая смена настроения, отсутствие интереса к жизни, депрессия.
  4. Готовность идти на риск без осознания последствий.
  5. Неправильное транслирование образа взрослого человека. Пытаясь казаться мужественным, юноша может быть грубым; желая казаться женственной, девушка может быть вульгарной.

Валерия Белова

Поведение, отклоняющееся от социальных и юридических норм, должно стать сигналом о том, что взрослеющему ребенку требуется уделять больше времени и внимания со стороны родителей. Также понадобится контроль специалистов-психологов, педагогов во избежание закрепления асоциального образа жизни.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Девиантные и делинквентные взрослые – это подростки, которые не смогли благополучно пройти кризис переходного возраста. В подростковой среде девиации встречаются часто. Это обусловлено нормативными возрастными реакциями:

  • потребность в сепарации от родителей;
  • стремление группироваться со сверстниками;
  • поиск увлечений и хобби;
  • тяга к подражанию;
  • реакция гиперкомпенсации и компенсации.

Кто-то пытается плохими поступками привлечь внимание родителей. Кто-то старается быть «крутым» и «плохим», чтобы заслужить авторитет среди сверстников

Другие подростки встают на скользкий путь «за компанию». Однако основа у всего этого общая – проблемы в семье и безнадзорность. Дети из благополучных семей, где ребенком занимаются, помогают ему осваивать здоровые способы социализации и находить полезные увлечения, не становятся заложниками девиантного или делинквентного образа жизни.

Важно! Педагогическая запущенность, безнадзорность и скука – основные причины делинквентного и девиантного поведения у подростков. Таким образом, подростковая делинквентность связана с естественными возрастными реакциями и гормональными изменениями, происходящими в переходный период

Например, некоторые подростки становятся участниками преступных группировок, идентифицируют себя с субкультурой АУЕ. В этом находят отражение все пять реакций из тех, что мы рассмотрели

Таким образом, подростковая делинквентность связана с естественными возрастными реакциями и гормональными изменениями, происходящими в переходный период. Например, некоторые подростки становятся участниками преступных группировок, идентифицируют себя с субкультурой АУЕ. В этом находят отражение все пять реакций из тех, что мы рассмотрели.

Главная особенность делинквентных отклонений у подростков – чувство безнаказанности. Юридическая ответственность наступает с 16 лет, в особо тяжелых случаях – с 14 лет. Современные дети и их старшие товарищи-девианты отлично это знают. Поэтому самым юным участникам преступных группировок нередко доверяют самую грязную работу.

Кроме этого, к особенностям отклонений у подростков относится непонимание серьезности и опасности такого образа жизни. Подросткам свойственно романтизировать правонарушения. Они подражают героям боевиков и триллеров. В общем, заигрываются.

Среди подростков часто встречаются такие варианты отклонений, как побеги из дома, нарушение дисциплины, злоупотребление алкоголем, драки, сексуальная распущенность, бродяжничество, вандализм.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *