Раздел i. введение в прикладную криминальную психологию

Этапы развития

  1. Проба: знакомство с предметом, вызывающим эйфорию, пока не приводящее к зависимости.
  2. Аддиктивный ритм: человек сомневается, но выбирает сторону зависимости, изменяются жизненные приоритеты. Аддикция еще обратима, но требуется помощь специалиста.
  3. Аддиктивное поведение: человек принимает свою деятельность как единственно верный путь и отрицает пагубное воздействие предмета зависимости.
  4. Подчинение аддикции: человек теряет защиту от предмета или действия, которые вызвали зависимость, но уже не приносят положительных эмоций. Появляется агрессия, жестокость в отношении окружающих, разрушается личность.
  5. Деградация: разрушение не только психологическое, но и физическое. Развивается психическое расстройство личности, физическое недомогание, приводящие к смерти.

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Биологические факторы

Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:

  • воспаления, травмы головного мозга;
  • психосоматические патологии;
  • депрессивные состояния;
  • психозы различной этиологии;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантильность, СДВГ;
  • шизофрения.

Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.

Воспитательные факторы

Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:

  • негативный пример, подаваемый членами семьи;
  • отсутствие уважения между членами семьи;
  • излишняя строгость, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
  • излишняя опека либо отсутствие опеки;
  • лишение ребёнка личного пространства;
  • игнорирование моральных, физических потребностей.

Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Социальные факторы

К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:

  • трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
  • материальное, социальное неравенство с окружающими;
  • неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
  • пагубное влияние религиозных сект;
  • насмешки, издевательства, травля;
  • насилие: физическое и сексуальное.

Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.

Диагностика и лечение аддиктивного поведения

Аддикцию диагностируют с помощью специальных психологических тестов. В ходе их могут быть выявлены определенные черты, указывающие на склонность к аддиктивному поведению:

  • потребность в вызывающем поведении;
  • стремление к риску;
  • психическая неуравновешенность;
  • отстраненность;
  • пессимизм;
  • неразвитая эмоционально-волевая сфера.

Все эти черты могут привести к аддиктивному поведению в неблагоприятных социальных условиях.

Зависимости от различных веществ определяет врач-нарколог с помощью анализов и иных физиологических критериев: поведения пациента, внешнего вида и т.д.

Психологические зависимости лечатся врачом-психотерапевтом, который применяет специальные методики и механизмы психокоррекции. 

Химические зависимости нуждаются в стационарном лечении, так как прежде всего необходимо провести детоксикацию организма пациента, а потом приступать к поддерживающему лечению и психологическим методам.

Вылечить зависимого человека можно только при условии его согласия и желания победить зависимость. Обязательна поддержка близких и индивидуальный подход, а также наблюдение у врача в течение нескольких месяцев после выздоровления.

Что такое аддикция, аддиктивное поведение

Аддикция – это внутренняя необходимость повторять какие-либо действия, которую человек не может контролировать. Термин используется по отношению к химическим и психологическим зависимостям. Аддикциями являются игромания, шопоголизм, алкоголизм, интернет-зависимость, психогенное переедание и т.д.

Аддиктивное поведение приводит к уходу от реальности. Психическое состояние искусственно меняется с помощью приема психотропных веществ или переноса фокуса внимания на определенную деятельность, приносящую сильные эмоции.

Аддиктивное поведение обычно вызывается воздействиями окружающей среды. Есть и биологические механизмы, запускающее его. Такие факторы как генетика, врожденные и приобретенные психические расстройства, особенности ДНК исследователями не исключаются. Они могут присутствовать и активизироваться при появлении внешних факторов.

Аддиктивное поведение развивается незаметно. Сперва это отдельные поступки, приводящие к удовлетворению потребности. Из-за получения положительного подкрепления они становятся все чаще, затем переходят в тип поведения, который человек не может изменить, применяя волевые усилия. Скорость развития аддиктивного поведения зависит от характера принимаемого вещества, личных характеристик, возраста и пола. Тяжелые формы аддиктивного поведения приводят к инвалидности и ранней смерти, но зависимого это не останавливает. Даже когда речь не идет о смертельном исходе, как в случае алкоголизма и наркомании, аддиктивное поведение приводит к изменениям личности и социальной изоляции.

Виды и этапы развития аддиктивного поведения

Специалисты выделяют следующие виды зависимостей:

  • химические (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм);
  • нехимические (зависимости от компьютера, интернета, игр, секса);
  • нарушения пищевого поведения (голодание или обжорство);
  • патологическая увлеченность чем либо (сектантство, трудоголизм, шопоголизм, фанатизм).

Особенно беззащитны перед аддикциями подростки и школьники старших классов. Их личности еще не сформировалось, организм не окреп. Специалистам уже известные факторы, провоцирующие формирование аддиктивного поведения у подростков и молодежи:

  • демонстрация превосходства, когда в реальности имеется комплекс неполноценности;
  • избегание ответственности, обвинение окружающих в собственных проблемах;
  • высокая тревожность;
  • неблагоприятная социальная среда;
  • неспособность переносить дискомфорт в отношениях или психический дискомфорт;
  • незрелость личности;
  • невозможность адаптироваться к школе;
  • желание выделиться;
  • азартность, импульсивное поведение;
  • одиночество;
  • чувство беззащитности;
  • трудности с самовыражением;
  • эмоциональная ограниченность.

Зависимое поведение развивается поэтапно. Вначале человек знакомится с веществом – зачастую его навязывает компания, окружение. Индивид испытывает групповое давление. Чем меньше возраст, тем больше вероятность того, что аддикция появится под влиянием окружения и затем окрепнет и развернется.

Для большинства людей первоначальные опыты не приводят к последствиям. Но для некоторых наступает второй этап – они начинают сами искать вещества и употреблять их для изменения сознания или из чувства принадлежности к значимой группе. Обычно это происходит в возрасте старше 15 лет.

На третьем этапе аддиктивное поведение переходит в болезнь. Аддикты нарушают закон, воруют, грабят, могут покончить с собой. Ими движут отчаяния, чувство изолированности от мира, одиночества. Характерны перепады настроения – агрессия сменяется подавленностью.

Отличительная особенность аддиктивного поведения – невозможность справиться с зависимостью самостоятельно. Потребуется помощь специалиста, который определит причины появления аддикции и выберет эффективную форму терапии. Часто наряду с медикаментозной поддержкой требуется работа в группах взаимопомощи. Параллельно с ними существуют группы взаимопомощи созависимых, жизнь которых пострадала из-за аддиктивного поведения родственников и друзей.

Какие люди предрасположены к аддикции?

Многие исследователи пытались выявить предрасположенность человека к аддиктивному поведению, под которой понимается личностное образование, детерминирующее готовность индивида к формированию зависимого поведения. Выделяют следующие характеристики личностной готовности к зависимому поведению:

  • несформированность мотивации достижения, преобладание мотивации страха неудач;
  • низкий уровень развития самосознания, рефлексии; недифференцированность и неразвитость Я-концепции; низкий уровень самоуважения, непринятие себя; завышенная самооценка как защитная реакция; неуверенность в себе;
  • противоречивость самооценки и уровня притязаний;
  • преобладание экстернального локуса контроля;
  • высокая фрустрированность, самозащитный тип реакции на фрустрацию;
  • низкая стрессоустойчивость, отказ от деятельности при столкновении с малейшими препятствиями; уход от реальности в стрессовой ситуации.

В ряде исследований причины аддиктивного поведения рассматриваются в совокупности трех факторов: становления черт зависимой личности в процессе социализации, наличие врожденных и приобретенных мозговых нарушений. В совокупности этих причин создается каркас зависимой личности, на который нанизывается фетиш и формируется конкретный клинический вариант аддиктивного расстройства (наркотический, игровой, пищевой, сексуальный).

Что такое аддиктивное поведение

Определение

Аддиктивное поведение — это действия, направленные на получение положительных эмоций за счет каких-либо предметов, веществ или действий, которые разрушительно действуют на психологическое состояние личности, так как вызывают зависимость.

Человек, подверженный зависимостям, теряет связь с реальностью, все больше подчиняясь предмету, на который направлены все его устремления. Разрушительное влияние такого поведения сказывается и на окружении зависимого.

Проблема аддикции не теряет актуальности. В настоящее время такое деструктивное поведение свойственно многим людям, особенно подросткам и молодежи.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Причины аддикции

Главной причиной того что вызывает аддикцию, по мнению клинических психологов, является наличие этой особенности у родителей. Они непосредственно влияют на то, что у детей может появиться аналогичная зависимость. Кроме того, существуют и другие факторы, провоцирующие развитие недуга.

Почему появляется аддикция, причины её развития:

  • Неблагоприятная обстановка в семейном кругу;
  • Нарушение эмоциональных связей детей и родителей;
  • Болезненная социализация и проблемы с адаптацией в новых условиях;
  • Неустойчивая психика;
  • Низкая самооценка;
  • Длительный стресс;
  • Неумение анализировать своё поведение;
  • Желание уклоняться от решения проблем вместо поисков их решения;
  • Слабая сила воли;
  • Маргинальный образ жизни, безнадзорность, бродяжничество.

Диагностика девиантного поведения

Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:

  1. Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
  2. Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
  3. Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
  4. Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
  5. Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.

Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Признаки аддиктивного поведения

Аддиктивность — это очень сложное расстройство. Чтобы прийти родному и близкому человеку на помощь, необходимо определить, зависимый он или нет. Выявить это сложно, особенно когда человек находится между «двух огней», то есть на первых этапах расстройства. Чтобы узнать, на каком этапе развивается данная проблема, рассмотрим характерные признаки расстройства:

  • Ложь. Это либо патологическая личностная особенность человека, либо приобретенная. Человек скрывает правду и пытается передать ответственность другому.
  • Комплексы. Человек начинает закрываться, постоянно ищет способы унизить себя. Внешне больной пытается найти способ выглядеть и вести себя лучше других.
  • Боязнь привязаться. Человек избегает любых проявлений внимания к своей особе, предпочитает оставаться одиноким и не искать себе вторую половинку.
  • Тревожность. У пациента наблюдается параноидальная тревога, из-за которой он может находиться подолгу возле предмета своей зависимости. Предчувствия какой-либо беды не дает человеку выйти на улицу.
  • Манипуляция. Из-за того, что у пациента наблюдаются разные комплексы, он пытается манипулировать своими близкими, угрожая расправой или самоубийством, желая добиться желаемого.
  • Стереотипное мышление. Грубо говоря, зависимый человек пытается подражать «стаду», то есть, своему близкому окружению. Происходит это независимо от желания больного аддикцией. Мысли других людей – его мысли. Пациент не может выражать собственное мнение, закомплексован, считает, что его точка зрения ничего не значит.
  • Нежелание нести ответственность за свои поступки. Пациент с таким расстройством не желает отвечать за свои действия, поступки, боится критики или осуждения.

Характерные черты аддиктивной личности

В современном мире определить девиантное поведение человека сложно, даже учитывая все вышеперечисленные признаки. Дело в том, что социум и социальная жизнь людей постоянно меняются. Из-за этого возникают трудности общения, а личность не может до конца раскрыть свой потенциал, просто не успевает. Отсюда возникают комплексы, ощущение собственной неполноценности, стереотипное мышление и другое.

Виды аддиктивного поведения зависимого человека

Выделяют несколько видов аддиктивного поведения, фармакологического и нефармакологического характера.

  1. Фармакологическая (химическая) форма аддикции включает алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение. В этом случает желание изменить свое состояние по аддиктивному типу достигается за счет различных химических агентов: алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, токсических веществ.
  2. Нехимические аддикции – это азартные игры, сексуальные и любовные аддикции, работоголизм, компьютерная зависимость, пищевая аддикция. Изменение состояния аддиктовной личности может произойти через вовлечение в различные виды активности, например, в азартные игры, секс, переедание или голодание, работу, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Все виды аддикции представляют серьезную угрозу для психического и физического здоровья человека и для тех, кто его окружает. В структуре зависимого поведения выделяют следующие синдромы аддиктивного поведения:

  • синдром измененной восприимчивости организма действию определенного раздражителя (защитные реакции, устойчивость к нему, форма потребления);
  • синдром психической зависимости (навязчивое влечение, психический комфорт в период потребления);
  • синдром физической зависимости (компульсивное влечение, потеря контроля над дозой, абстинентный синдром, физический комфорт в интоксикации).

Эти три синдрома отличают больного аддикта от здорового человека. Люди, склонные к зависимости, не могут переносить состояния напряжения, они страдают высокой восприимчивостью, эмоциональной неуравновешенностью, не умеют управлять своими эмоциями, испытывают трудности с саморегуляцией. Люди, страдающие болезнями зависимостей, испытывают чувство своей никчемности, стыд, вину, имеют повышенную самокритичность, страдают от сильных эмоций, не способны к преобразованию чувств.

Мотивы аддиктивного поведения. Патологическая мотивация

Патологическая мотивация является сознательно направленной деятельностью человека на саморазрушение, проще говоря, именно этим являются вредные привычки. Суть этой мотивации состоит в искусственном создании влечения человека к веществам. На примере наркотиков, алкоголя и курения можно рассмотреть случаи, когда при регулярном употреблении возникает ломка. Происходит это из-за искусственных пейсмекеров, источников возбуждения, которые возникают вследствие изменения метаболических реакций в мозге. Долгое отсутствие стимуляторов этих источников возбуждения приводит к желанию употребить вещество вновь для удовлетворения искусственно возникшей потребности.

Социально-психологические мотивы

Социально-психологические мотивы аддиктивного поведения возникают при излишней неустойчивости характера человека, легкой доступности веществ, вызывающих зависимость, влияние на массовое сознание общества. Восприимчивый человек легко соглашается на принятие веществ, вызывающих зависимость и быстро оказывается в ловушке. Помимо вышеперечисленных причин можно упомянуть традиции некоторых отдельных групп  людей, дурной пример со стороны

Особенности менталитета, в котором существует человек, оказывают немаловажное влияние на формирование мировоззрения, личностных качеств, ценностей и разграничения дозволенного и недозволенного

Мотивы аддиктивного поведения. Психологические, личные мотивы

Такими мотивами может стать стремление уйти от неприятных эмоций или ощущений. Заглушение эмоциональной боли, порыв утопить тоску в стакане алкоголя, получить ощущение мимолетной эйфории — всё это является психологическими мотивами зависимого поведения. В качестве отдельной разновидности рассматривают пристрастие к веществам из-за боязни физической боли, достаточно вспомнить случаи в медицинской практике, злоупотребление дозировкой определенного лекарства, которое быстро приводит к возникновению зависимости. Вырабатываются подобные мотивы с путем становления личности человека и формирования его внутреннего мира, которое происходит на протяжении всей жизни. Сильные эмоциональные потрясения и негативные события в жизни нередко приводят к желанию сбежать от реальности.

Влияние внешнего мира на формирование зависимости

Кроме ярко выраженных групп мотивов аддиктивного поведения, рассматриваются так же побочные случаи. Например, возникновение конфликта с младшим поколением старшего, когда первые не хотят уступать своим родителям и решают проявить своё бунтарство и независимость подобным образом.  Всё ещё популярно мнение, что дозы определённых веществ повышают творческий потенциал человека, а влияние молодежных кумиров, зависимых от разного вида стимуляторов, только подстегивает подростков. Ложное понимание алкоголя как целебного средства в малых дозах ничуть не улучшает ситуацию.

За счёт лёгкой доступности алкоголя, наркотиков и табака формирование мотивов аддиктивного поведения происходит быстрыми темпами и крайне плохо поддаётся контролю.

Влияние личностных качеств

Неустойчивость эмоционального фона, слабый характер и высокая восприимчивость заставляет человека верить в безопасность подобных развлечений, отчего он поддается дурному влиянию. Наиболее широкое распространение это, опять же, получило среди подростков и молодых людей. Погоня за острыми ощущениями, влияние со стороны и необходимость в постоянном внимании, неустойчивая самооценка и легкомыслие быстро приводят к зависимости, а от нее — к возникновению мотивов патологического характера.

В качестве итога можно выделить, что основой любого мотива аддиктивного поведения является изменение своего состояния в угоду собственным желаниям с помощью постороннего влияния на организм. Изменение своего эмоционального и психологического состояния, а так же страх перед возникновением физической боли от какого-либо источника — являются основополагающими и определяющими факторами возникновения мотивов подобного рода.

Характеристика аддиктивных личностей

Все больные с девиантным поведением имеют ряд особенностей, часть из которых являются причиной, а часть следствием аддикции. К ним относятся:

  • Уверенность и хорошее самочувствие в сложных обстоятельствах наряду с плохой переносимостью обычной житейской рутины. Эта особенность считается одной из основных причин аддиктивного поведения – именно стремление к комфортному самочувствию заставляет таких людей искать острых ощущений.
  • Аддиктивные личности предпочитают говорить неправду, обвинять окружающих в собственных ошибках.
  • Для них характерны яркие внешние проявления превосходства в сочетании с заниженной самооценкой.
  • Страх глубоких эмоциональных контактов.
  • Избегание ответственности.
  • Тревожность и зависимость.
  • Манипулятивное поведение.
  • Стремление к уходу от повседневной реальности и поиск интенсивных чувственных и эмоциональных переживаний, которое осуществляется путём своеобразного «бегства» — в работу, фантазии, в самосовершенствование, в миры наркотиков или алкоголя.

Что такое аддикция?

Что такое аддикция и аддиктивное поведение, какое отличие у неё от девиантного поведения и как распознать тяжёлую форму зависимости? Что же, будем искать ответы на эти вопросы. Начнём с определения.

Аддикция – это в психологии зависимость от чего-то или от кого-то. Болезненная привязанность и зависимость от вещей, действий, веществ. Аддиктом называют человека, страдающего одной из форм зависимости. Однако не каждая зависимость попадает под это определение. К примеру, заложенная природой зависимость младенца от матери на физиологическом уровне не является патологией. Ведь это естественное поведение для малыша. Такая форма аддикции считается социально приемлемой.

Существуют также положительные примеры. В таком случае условно аддиктивное поведение – это увлечение творчеством, спортом, медитацией, йогой. Но они не опасны для человека и общества, а даже наоборот, весьма полезны. С точки зрения медицины, это состояние не считается болезнью и не имеет своего кодового номера во всемирной классификации заболеваний (МКБ-10).

Кто ввёл термин аддикция?
Исторических справок о том, кто ввёл термин аддикция и где он был придуман, в открытом доступе нет. Известно лишь что в России изучением этого явления занялись в семидесятых годах двадцатого века

Впервые на территории РФ этому вопрос уделил внимание новосибирский учёный, родоначальник социодинамической психиатрии Ц.П. Короленко

В то время он трудился в рядах сотрудников Новосибирской Медицинской Академии.

Сначала исследования велись в тесном сотрудничестве с зарубежными исследователями в области вредных привычек, зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков. В восьмидесятые годы прошлого века Новосибирская школа сформировалась как самодостаточная исследовательская команда и продолжила изучение уже самостоятельно. Впрочем, это не помешало изданию научных трудов в соавторстве с зарубежными коллегами. Постепенно понятие аддиктивный человек перекочевало в подростковую психологию. Это произошло уже в двадцать первом веке, в нулевых годах.

Аддикты – это люди с определённой моделью поведения. Для них свойственны такие проявления как:

  • Ощущение психологического дискомфорта, нестабильность настроения;
  • При химической аддикции возникает непреодолимая тяга к определённым веществам;
  • Утрата контроля над дозировкой и временем принятия этого вещества;
  • Физиологический дискомфорт, который возникает, если нет возможности удовлетворить потребность;
  • Неустойчивость к стрессам, плохая адаптивность;
  • Ухудшение критического мышления;
  • Деградация по отношению к привычному образу жизни;
  • Невозможность осознать и признать зависимость.

Примеры отклоняющего поведения

Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.

Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.

Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.

Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.

Как избавиться от аддикции?

С точки зрения психологии, описанные выше зависимости являются способом спрятаться от реальности. Если вы думаете, что у близкого человека развилась аддикция, как избавиться от неё – вполне закономерный вопрос.

Объектом болезненной привязанности может быть что угодно и кто угодно. Постепенно приятное занятие превращается в навязчивую привычку и вытесняет из жизни аддикта всё остальное.

Любому из нас нужно помнить, что опасность представляют не только химические виды зависимости, но и поведенческие тоже. Последствия и тех и других могут принять патологические формы. Ни одна форма зависимости не пройдёт сама собой.

Главным способом излечения является психотерапия. При тяжёлых формах химических зависимостей может потребоваться госпитализация в стационаре с очищением организма. В зависимости от того, какие вещества употреблял больной, врачи выбирают стратегию лечения и при необходимости подбирают дозы медикаментов.

Одна из форм – групповая терапия, при которой человек понимает, что он не одинок в своей проблеме и может взглянуть на собственное поведение со стороны.

При лечении часто применяют семейную психотерапию, поскольку зависимость чаще всего появляется под влиянием близких родственников и окружающей социальной среды. Специалист выявляет факторы, вызывающие такое поведение, и старается изменить взаимоотношения внутри семьи. Большую роль в профилактике аддиктивного поведения играет здоровый эмоциональный климат в семье.

Симптомы отклоняющегося поведения

Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:

  • конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • безответственность, нежелание помогать другим;
  • постоянная смена увлечений и круга общения;
  • отсутствие контактов с другими людьми;
  • постоянные перепады настроения;
  • завышенная или заниженная самооценка.

Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.

Формирование аддиктивной личности

Ряд особенностей главных общественных институтов способствует формированию аддикций. Рассмотрим их подробнее.

Семья

Дисфункциональная семья – один из определяющих факторов в появлении девиантного поведения. К ним относятся семьи, в которых один из членов страдает химической зависимостью, а также семьи эмоционально-репрессивного типа, в которых имеется сходный тип отношений.

Для этой группы семей характерны двойные стандарты в общении, отрицание явных проблем, культивирование иллюзий, отсутствие помощи со стороны родителей, вследствие чего ребёнок привыкает лгать и недоговаривать, становится подозрительным и злым.

Дети в таких семьях испытывают сильный дефицит положительных эмоций, родительской поддержки и участия. Обращение с ребёнком часто жестокое, семейные роли устойчивые, родители авторитарные, общение сопровождается частыми конфликтами. Отсутствуют определённые границы личностей, личное пространство. Дисфункциональные семьи очень закрыты, информация о внутренних проблемах скрывается, при этом внутри семьи полностью отсутствует определённость, не выполняются обещания. Возможны случаи сексуального насилия. Дети в таких семьях вынуждены рано взрослеть.

Система образования

Школьная система поощряет непрерывную напряженную работу по обучению, полностью игнорируя межличностные отношения. В результате у детей не остаётся свободного времени для самопознания, общения, что приводит к отсутствию опыта реальных житейских ситуаций, умения жить в текущем моменте. Ребёнок боится трудностей и всеми силами избегает их. Сохраняя после окончания школы привычные модели избегания трудностей, дети, хорошо учившиеся в школе, часто приобретают тяжелое девиантное поведение. Аддиктивное реагирование особенно легко развивается у учеников школ для одарённых детей, которых помимо школы записывают на дополнительные занятия и в кружки. У них отсутствует всякая возможность инициативы, из-за чего при столкновении с реальной жизнью они реагируют чувством страха и паники вместо мобилизации и поиска выигрышных стратегий. Кроме знаний школьное обучение прививает устаревшие, негибкие убеждения, взгляды, способы реагирования, неприменимые в жизни.

Также немаловажна личность учителя, каковые в сегодняшних условиях не всегда являются достойным примером, особенно в силу профессиональной деформации.

Религия

С одной стороны, религия помогла спастись, избавиться от зависимостей и дала смысл жизни многим людям. С другой, религия сама по себе может стать сильным аддиктивным агентом. Человек может не заметить постепенного вовлечения в секту, деструктивную по отношению к жизни её членов. Даже традиционное христианство отчасти способствует формированию аддиктивного поведения – идеи смирения, терпения, принятия близки созависимым личностям и аддиктам отношений.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *