Что такое психологическая депривация

Виды депривации

Депривацию рассматривают и классифицируют в зависимости от потребностей. Принято выделять следующие виды:

  1. Сенсорная депривация. Подразумевает такие условия развития ребенка или жизненные ситуации взрослого человека, в которых среда имеет ограниченный или чрезвычайно изменчивый набор внешних стимулов (звуки, свет, запахи и так далее).
  2. Когнитивная депривация. Среда имеет чрезмерно изменчивые или хаотичные внешние условия. Личность не успевает их усвоить, а значит, не может предугадывать события. Из-за недостатка, изменчивости и неадекватности поступающей информации у человека формируется ошибочное представление о внешнем мире. Нарушается понимание связей между вещами. Человек выстраивает ложные взаимосвязи, имеет ошибочные представления о причинах и следствиях.
  3. Эмоциональная депривация. Предполагает разрыв эмоциональной межличностной связи или интимно-личностного общения либо невозможность установки социальных близких взаимоотношений. В детском возрасте этот вид депривации отождествляют с материнской депривацией, под чем подразумевается холодность женщины в отношениях с ребенком. Это опасно психическими нарушениями.
  4. Социальная депривация, или депривация идентичности. Речь идет об ограниченных условиях для усвоения какой-либо роли, прохождения идентичности. Например, социальной депривации подвергаются пенсионеры, заключенные, ученики закрытых школ.
  5. Кроме того, встречается двигательная депривация (например, постельный режим вследствие травмы), образовательная, экономическая, этическая и другие варианты.

Это теория. На практике один вид депривации способен трансформироваться в другой, могут проявляться одновременно несколько видов, один вид может возникнуть как следствие предыдущего.

Возможные осложнения

Реакции организма при депривации напоминают общую картину стресса и дефицита. Возможно появление памяти, внимания, мышления. Так же сбивается ритм сна и бодрствования. В упомянутом американском эксперименте, подопытные так же отмечали депрессии, которые могли сменяться эйфорией; тревожность, иногда доходящая до приступов паники.

Есть отличный вебинар на тему тревожности от Дениса Бурхаева.

Похожим может быть и российский опыт раскулаченных переселенцев. Ведь, как впоследствии показывали исследования уже советских времён, даже у потомков тех жителей оставалась достаточно сильная вера (вне зависимости от особенностей интерпретаций). То есть, перемотивированием выживших зачастую являлась установка на то, что лишение имущества не есть крах, а «воля Божья», испытание, которое даётся (наподобие религиозных историй) для укрепления духа и веры человека, искупления его грехов.

Таким образом, пищевая депривация может восприниматься как стресс, а может – как способ похудеть и стать красивее; лишение гаджетов – как «караул», а может – как возможность заняться медитацией, творчеством, спортом или живым общением; депривация благ у «золотой молодёжи» – как «всё пропало, я спустился на уровень убожеств», а может – как толчок придумать свой собственный способ зарабатывать.

Сенсорная депривация

Стимульная (сенсорная) депривация в психологии – это частичное или полное лишение анализаторов или органов чувств воздействий из вне. Среди простейших искусственных средств, который вызывают состояние утраты восприятия можно отметить повязки на глаза или ушные затычки. Существуют и боле изощренные механизмы, способные отключить сразу несколько сенсорных систем, к примеру, осязательную, обонятельную, вкусовую и температурную.

Стимульная депривация нашла широкое применение в нетрадиционной медицине, психологических экспериментах, медитации, БДСМ играх и пытках. Короткие периоды сенсорной депривации обладают релаксирующим эффектом, так как активируют внутренний подсознательный анализ, упорядочение и сортировку информации, самонастройку и стабилизацию психологической деятельности. Продолжительное лишение внешних побудителей может привести к чрезмерному беспокойству, тревожности, депрессивному состоянию, галлюцинациям и даже асоциальному поведению.

В 50-х годах прошлого века ученые университета Мак-Гилла предложили добровольцам провести время в камере, которая оградит их от воздействий извне. Испытуемых поместили в небольшое замкнутое пространство, в котором все звуки перебивались шумом кондиционера, и попросили их принять лежачее положение. При этом глаза испытуемых закрыли темными очками, пропускающими только слабый свет, а руки вставили в картонные муфты.

Большинство людей, не смогло выдержать данный эксперимент более трех суток. В положении, в котором они находились, сознание, лишенное привычных раздражителей, начинает обращаться к глубинам подсознательного. В результате в голове у испытуемых возникали причудливые образы и ложные ощущения, напоминающие галлюцинации. Мнимые восприятия пугали участников эксперимента, и вскоре самые психологически слабые из них начали просить о возвращении к нормальной жизни.

Это исследование позволило ученым выяснить, что сенсорная стимуляция жизненно необходима для здорового развития и функционирования человеческого сознания, а ее отсутствие приводит к деградации мозговой деятельности и личности в целом. При длительной стимульной депривации неизбежно возникают нарушения когнитивной сферы: памяти, внимания и процессов размышления. При этом настроение может резко меняться от депрессии к эйфории и наоборот, а грань между явью и галлюцинациями начинает стираться.

При дальнейших исследованиях ученные выяснили, что появление перечисленных симптомов связано не столько с фактом депривации, сколько с отношением испытуемых к потере сенсорных восприятий. Лишение воздействия на анализаторы извне не столь страшно для взрослого индивида – это всего-навсего смена среды, под которую организм способен перенастроиться.

К примеру, лишение пищи вызовет неприятные ощущения лишь у тех, кого заставили голодать насильно, или тех, для кого это слишком непривычно. Люди, которые осознанно прибегают к практике голодания, уже на третий день лучше себя чувствуют и без проблем переносят 10-дневное голодание.

У детей раннего возраста сенсорная и эмоциональная депривация проявляется в дефиците либо отсутствии возможности установить эмоционально-интимное отношение с другим человеком, или же разрыве уже устоявшихся отношений. Дети, которые оказались в детском доме, больнице либо интернате, из-за обедненной среды испытывают сенсорный голод. Такая среда вредна для всех, но для детей она особенно губительна.

Психологические исследования доказали, что одним из важнейших условий здорового формирования мозга в раннем возрасте, является достаточное количество впечатлений из внешнего мира, так как именно во время переработки поступившей извне информации, тренируются анализаторные системы мозга.

Виды депривации

В зависимости от того, выполнение какой потребности человека ограничивается, депривация может быть разделена на группы:

Сенсорная

Для нормального функционирования человеческой психики требуется постоянное поступление новых ощущений к органам чувств. Без возможности нового опыта осязания, получения новых вкусов, запахов и звуков в психическом состоянии индивида будут постепенно развиваться отклонения.

Когнитивная

Поступление новых знаний столь же важно, как и доступ к новым ощущениям. Её также называют информационной

Лишение человека возможности постоянного получения новой информации негативно скажется на его восприятии мира, а далекой перспективе и на его интеллектуальных способностях.

Социальная

Выражается в лишении человека его роли в социуме. Чаще всего это происходит на этапе воспитания. Если социальные нормы не были усвоены в раннем возрасте, индивид во взрослой жизни будет испытывать трудности с самоопределением и хуже социализироваться.

Эмоциональная

Означает невозможность вступления в тесные эмоциональные отношения с другими личностями, или разрыв уже сформированных отношений. Наиболее частыми случаями являются проблемы в семье и трудности с поиском партнера.

Депривация сна

Сон является жизненной потребностью любого человека. Его добровольное или принудительное лишение в течение долгого времени сулит серьезные проблемы с самочувствием и психикой. Эксперименты, частью которых было ограничение подопытных во сне, имели большую популярность в XX веке.

Наблюдая за исследуемыми, ученые установили, что первые шесть суток характеризуются возрастающим ощущением усталости, в то время как последующие — обострением всех органов чувств, состоянием эйфории и возможными галлюцинациями разного плана. Достижение такого состояния измененного сознания в древности часто практиковалось жрецами и шаманами для «контакта с другими мирами». Особую опасность представляет лишение сна сроком более десяти суток.

Сенсорная депривация

Во второй половине XX века проводились эксперименты, подтвердившие необходимость получения новых ощущений органами чувств для здорового психологического состояния каждого. Многие люди, лишенные возможности видеть новые образы, слышать звуки и испытывать тактильные ощущения с трудом выдерживали три дня такого теста.

Социальная депривация

Депривация социального плана состоит в невозможности коммуникации с другими членами общества. Как и другие виды, она может быть как добровольной, так и принудительной. Примером добровольной могут служить монахи-аскеты, что выбрали жизнь в кельях. Принудительная зачастую идет вразрез с желаниями индивида и является формой наказания, к примеру, тюремное заключение.

Депривация в современном мире

Депривация бывает очевидной и скрытой. С первой формой все просто: физическая разлука, заключение в камере и так далее. Примером скрытой депривации является изоляция в толпе (одиночество в толпе) или эмоциональная холодность в отношениях (брак ради детей).

В современном мире от депривации не застрахован никто. Ту или иную ее форму и вид может спровоцировать экономическая и социальная нестабильность общества, информационная война или контроль информации. Депривация тем сильнее дает о себе знать, чем больше ожидания человека (уровень притязаний) расходятся с реальностью.

Безработица, бедность (во многом субъективный показатель), урбанизация могут негативно отражаться на психике людей. Очень часто начинающиеся депривации и состояние фрустрации компенсируются защитным механизмом – уходом от реальности. Потому так популярна виртуальная реальность, алкоголь, компьютеры.

Выученная беспомощность – еще одна болезнь современного общества. Своими корнями она тоже уходит в депривацию. Люди пассивны и во многом инфантильны, но для кого-то это единственный вариант сохранить равновесие в нестабильной обстановке или ограниченных возможностях. Пессимизм – еще одна реакция на длительную депривацию.

Осложнения

Эффект длительного переживания сенсорного дефицита негативно отражается на работе нервной системы и мозга. Самыми простыми последствиями данного феномена являются: бессонница, рассеянность, перепады настроения. В тяжелых случаях расстройство сопряжено с такими осложнениями, как:

  • искаженное восприятие;
  • ухудшение памяти;
  • нарушение биологических ритмов в организме;
  • повышенная личностная и ситуативная тревожность;
  • утрата способности различать галлюцинации и реальность.

У детей

У детей на фоне сенсорной депривации часто возникают:

  • истощение нервной системы, снижение стрессоустойчивости;
  • психические расстройства, неврозы;
  • депрессия и стресс;
  • психосоматические заболевания;
  • отставание в темпах двигательного, речевого и интеллектуального развития;
  • эмоциональная холодность, отсутствие эмпатии;
  • девиантное поведение, агрессивность;
  • формирование позиции жертвы, отсутствие лидерских качеств в структуре характера;
  • трудности социальной адаптации.

Депривация и болезнь Альцгеймера

Только в последние 10 лет благодаря новым исследовательским технологиям перед человеком стали немного приоткрываться биологические процессы, происходящие во время сна. В течение дня в результате активности головного мозга его клетки набухают. Во время фазы глубокого сна они «съеживаются», что приводит к увеличению межклеточного пространства и усиливает приток жидкости, «выносящей» из мозга белки-нейротоксины.

Лимфатическая система увеличивает активность во сне в 10 раз. Этот механизм является важнейшим для нормального функционирования мозга, но он работает только в периоды сна. Пока что ученые объясняют этот факт тем, что организму требуется очень много энергии для этой чистки и мозг не может одновременно выводить токсины и обрабатывать поступающую информацию.

Если человек не спит, в его голове накапливаются токсины. К потере и ухудшению функций клеток головного мозга ведут такие состояния как болезнь Альцгеймера или Паркинсона, особенностью которых является именно наращивание количества поврежденных белков в головном мозге.

Особенности проявления у детей и взрослых

Детская депривация всегда переживается наиболее остро, чаще становится предметом изучения и нуждается в коррекции специалистов.

Причин этому несколько:

  1. у детей большее количество базовых потребностей, чем у взрослых;

  2. ребенок не имеет возможности «перетерпеть» или найти компенсацию, альтернативу неудовлетворенной потребности;

  3. эмоционально-волевая сфера у малышей еще не сформирована, все переживания происходят ярче и сильнее, чем у взрослых людей.

Ребенок полностью зависит от находящихся с ним родителей или иных замещающих их лиц. В этой связи, все детские депривации влияют на течение последующей жизни.

Сильнейшее деривационное воздействие может оказать на малыша разлука с матерью:

  • в случаях, когда мама изначально отказывается от ребенка;
  • если мать или малыш заболевают и вынуждены находиться раздельно;
  • когда ребенок длительное время проживает у других родственников;
  • в случаях поступления в ясли в слишком раннем возрасте.

Подобных ситуаций может быть множество, но суть одна — любая разлука с матерью, это стресс для ребенка.

В психологии выделяются случаи скрытой материнской депривации, когда мама находится рядом с малышом, но не может дать ему достаточно любви и внимания.

Это могут быть такие ситуации, как:

  • большое количество детей в семье, уделять время каждому родители не в состоянии физически;
  • мама ограничена в возможностях по состояния здоровья (больна, инвалид);
  • мама нестабильна с психологической точки зрения: находится в депрессии, постоянно испытывает стресс и т.д.;
  • семья алкоголизирована, социально неблагополучная.

Недостаток любви получают нежеланные дети, ребятишки, в семьях, где родители относятся без уважения друг к другу и т.д.

Депривация сопутствует и детям, воспитанным без отца. С определенного времени ребенок осознает, что папа должен быть и он есть у других ребят.

Для несовершеннолетних также важно и общение со сверстниками. Лишение этой потребности приводит к социальной депривации

Известны примеры, когда дети обеспеченных и известных родителей были лишены общения с своими ровесниками. Они получали прекрасное образование и воспитание, но в обществе адаптировались хуже детей из традиционных семей.

Внешне лишение потребности у детей проявляется аналогично тому, как у взрослых, только более непосредственно и ярко.

Гнев и ярость

Ситуация знакома каждому: ребенку не купили игрушку или конфету в магазине. Он может начать кричать, плакать. В наиболее тяжелых случаях малыш закатывается в истерике и рвет на себе волосы.

В любом случае, депривации переживаемые в детстве, переносятся тяжелее и имеют более глубокие последствия, чем лишения, возникающие у взрослых людей.

Основные последствия депривации для человека

Наиболее губительные последствия для человека имеет материнская депривация, в их числе:

  • неверно сформированное самосознание человека. Ребенок входит во взрослую жизнь недолюбленным, с низкой самооценкой. Возможны полное неприятие своего тела и направленная внутрь себя агрессия;
  • большие проблемы с построением отношений с другими людьми, поиском любви. Девочка, выросшая без материнской поддержки, не сможет уважать себя в отношениях с мужчинами, всегда будет пытаться «заслужить» любовь, поскольку уверена, что просто так ее полюбить нельзя.

Отсутствие теплоты со стороны родителей формирует и отсутствие способности любить и отдавать у ребенка. Он всегда будет пытаться «добрать» любовь, не выбирая методов. Такой человек может быть склонен к манипулированию, использованию, повышению самооценки за счет унижения других людей.

Другим последствием неполучения нужного является хроническое ощущение внутренней неудовлетворенности. На месте нереализованной потребности селятся опустошенность и бессилие. Сознание может забыть повод, ставший основной депривации, но бессознательно человек находится в затяжном стрессе, недоволен собой и жизнью в целом.

Следствием депривации является агрессия, как внешняя — направленная на людей, так и аутоагрессия — обращенная на себя. Внутренняя может выражаться в попытках нанесения себе увечий или суицидальных наклонностях.

Люди, испытывающие депривации, склонны к употреблению алкоголя, наркотиков, психотропных веществ. Таким образом удается на время заглушить боль и пустоту, возникшие на месте неудовлетворенной потребности. Здесь же появляются и беспорядочные половые связи, которые призваны заменить недостаток эмоций и любви. К слову есть отдельный вид депривации — сексуальные, которые появляются в результате длительного полового воздержания.

Поведем итог: любой голод приводит к негативным для психики человека последствиям. Недостаток чего-либо должен быть замещен, а если инструмент замещения не найден, то человек будет страдать.

Какие существуют виды депривации

В психологии выделяются несколько основных видов депривации.

Сенсорная

Этот вид предполагает, что у человека отключаются те или иные органы чувств и он перестает реагировать на внешнее воздействие. К примеру, представьте, что вы не можете видеть или слышать, ощущать запахи и фактуру вещей. Как минимум, у любого человека возникнет состояние сильнейшего дискомфорта, как максимум — паника.

Проводился специальный эксперимент. Группу людей поместили в особую камеру, где человек не мог ни видеть, ни слышать звуки, а руки помещались в приспособление, которое не позволяло ими шевелить. За участие людям платили деньги, но никто не смог выдержать дольше трех суток.

Через некоторое время у испытуемых начинались галлюцинации. Сознание, которое лишили привычных внешних раздражителей, обращалось внутрь себя, рисуя причудливые и страшные картины.

Двигательная

Двигательная депривация — это ситуация резкого ограничения человека в движении. К примеру, в силу болезни, аварии, увечья. Условия жизни кардинально меняются и ведут к гиподинамии.

Человек, оказавшийся в инвалидном кресле, поистине испытывает шок. И психические последствия такого ограничения бывают намного сильнее, чем физиологические.

Тяжело переносится двигательная депривация детьми. В случаях, когда родители пытаются запретить малышу бегать, прыгать он ощущает состояние, близкое к депрессии. В детском и подростковом возрасте двигательная активность очень важна, поскольку дает осознание собственного тела и внутренней энергии.

Социальная

Эта форма предполагает лишение человека или группы людей контактов, коммуникаций с другими людьми или группами.

Социальная изоляция может быть:

  • принудительной или вынужденной. Например, лишение свободы по приговору суда, лечение в инфекционной палате закрытого типа, проживание на острове после крушения корабля и т. д.;
  • добровольной. В качестве примера можно привести монахов-отшельников или воспитанников закрытых интернатов для спортивного резерва.

Крайней формой социальной депривации является воспитание детей-Маугли в животной среде.

Эмоциональная

Такая депривация возникает из-за недостатка или полного отсутствия базовых эмоций — любви, тепла либо эмоциональных контактов

Человеку всегда хочется получать от близких заботу, внимание, поддержку и восхищение. Психологи полагают, что ребенка нужно обнимать не менее 8 раз в день, чтобы он чувствовал себя счастливым

В объятьях и поглаживаниях нуждаются и взрослые люди.

Неразделенная любовь всегда вызывает эмоциональную депривацию, ведь ответных чувств от человека нет. Возникает опустошенность, кажется, что впереди такой любви и таких страданий больше никогда не будет.

Детей эмоциональный голод приводит к комплексам и психологическим травмам, последствия которых сопровождают всю жизнь. Ребенок считает, что он не достоин любви и внимания, никому не нужен.

Взрослые люди приобретают необоснованную тревожность, депрессивные расстройства и резкое снижение самооценки.

Когнитивная

Под таким термином скрывается познавательный голод. Человек ограничен в получении знаний об окружающем мире, сути явлений и вещей, познании смысла событий.

Получаемая информация может быть недостоверной, недостаточной, хаотичной, нерегулярной. Это мешает нам делать правильные выводы о природе вещей, неверно формулировать цели и задачи, а также пути их решения.

Недостаток знания может касаться:

  • личных отношений в семье, с друзьями;
  • профессиональной сферы;
  • массовой информации общего плана.

Особенно тяжело когнитивная депривация проявляется в экстремальных условиях, когда нужно быстро принимать единственно верное решение.

Что с этим делать? В моей копилочке такие эффективные приемы:

1. Визуализация. Прием, известный всем психологам. Но я его дополняю не только зрительными, но и тактильными, слуховыми ощущениями, по возможности, добавляя обонятельные и вкусовые. Хорошо проходят рисование, коллажирование. И, конечно же, работа с песком, глиной, воском! Тут решается много задач – и отреагирование чувств, и реализация ощущений, и профилактика сенсорной депривации.
2. Тайм-менеджмент. Это деление своего дня на привычные и непривычные дела. Я студентам в этот период самоизоляции предложила садиться за уроки в привычное время и в привычной для учебы одежде. Они сказали, что это их, действительно, организует. Иногда даже открывала дистант в определенное время на фиксированный временной отрезок. И они эти задания всегда выполняли лучше. Но часто это делать нам нельзя, т.к. бывают проблемы со связью и др.
3. Отреагирование чувств. Если ребенок начинает паниковать, плакать, жаловаться, я его останавливаю и говорю: «Хочешь, я скажу, что с тобой?». Чаще всего переживания в целом прочитать легко. А потом мы начинаем разбирать травмирующую ситуацию конкретно. Проговариваем, рисуем, пишем, лепим и пр.
4. Технологии контекстного чтения. Читаем художественное произведение. Предлагаю детям составить рассказ от имени полюбившегося героя с объяснением своего выбора.
5. Работа с иллюстрациями, метафорическими ассоциативными картами. Игра-соревнование «Кто больше увидит на картинке?»: детям предлагаю поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине, ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать о самом себе.Составление «Ленты времени». В школе мы делали «Хронологию на прищепках»: на стене разместили ленты, и на них прищепками прикрепляли карточки с иллюстрациями и краткой информацией о событиях. Помогает визуализировать такое абстрактное понятие как время, свое и чужое. Темы ленты времени и временные отрезки могут быть разными. Главное, что они помогают ребенку оставаться в реальности.
6. Реконструкции событий, художественных произведений.
7. Сочинение фантастических историй. Которые потом оказываются совсем не фантастическими, а описывающими реальность, или способы выхода из травмирующей ситуации. То есть, выход на ресурсные состояния.
8. Разные коммуникативные игры, позволяющие получить новый опыт общения вербальными и невербальными средствами, или попрактиковаться в том, что более приемлемо для ребенка (найти свой продуктивный стиль и способ общения).
9. Разные приемы рефлексии. У меня в кабинете психолога в школе были две особые стены. Одна стена была полностью белая, на второй нарисован сказочный городок. Опережающую рефлексию, ожидания, рефлексию по процессу мы осуществляли на белой стене. Писали проблемы, мечты, ожидания. На стене со сказочным городком мы играли, разыгрывали сложные ситуации, фиксировали счастливые события. Сказочный городок – модель реального мира. Белая стена – пространство возможностей, способ развития субъектности ребенка: пишу свои мечты, устанавливаю свои правила

Детям для личностного и когнитивного развития важно пользоваться разными поверхностями – не только горизонтальными (привычными, традиционными), но и вертикальными. Что как раз позволяет осваивать мир целостно во всех измерениях

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: