Характер
С древнегреческого слово «характер» буквально звучит как «знак», «черта», «отличительный предмет».
Giphy
Характер — относится к психическим свойствам личности, как идентификатор модели поведения индивида, и проявляется в его отношении к социуму, самому себе, другим людям и труду. Характер — совокупность относительно постоянных черт и качеств личности, таких как: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. Которые, в свою очередь, порождают индивидуальное и социальное поведение личности, и взаимодействие с другими.
Знание характера помогает осознанно воспринимать те черты индивида, которые проявляются в его поступках с точки зрения логической и внутренней последовательности.
Характер тесно связан с темпераментом. Каждый из нас «наполнен» уникальными наборами характерных особенностей. Именно поэтому, каждый из нас, в своем роде уникален и неповторим.
Составление психологического портрета
При составлении психологического портрета подбираются определенные характеристики психики. Для это нужно следовать ряду правил:
- Избирательность — выбор требуемых психологических характеристик личности, которые представляют профессиональный интерес.
- Достаточность — психологических особенностей много, чтобы составить портрет, нужно установить ограничения в возможностях, которыми располагает индивид.
- Достоверность — верить достоверной информации, которую может получить только специалист.
- Целостность — понять психологию личности можно только составив общее представление о развитии человека, его поведении.
- Структуризация — процесс составления психологической характеристики должен быть упорядочен.
При составлении психологического портрета, нужно учитывать:
- самооценку;
- направленность;
- темперамент;
- интеллектуальность;
- характер;
- способности;
- эмоциональность;
- умение общаться;
- уровень самоконтроля;
- волевые качества.
Только совокупность компонентов поможет составить психологический портрет.
Частые вопросы
Характером обладает каждый человек, независимо от возраста. Удивительная загадка — уникальное сочетание свойств личности. Исследования, посвященные этой теме, проводятся учеными по сей день. Однако вопросов на этот счет осталось не мало.
Как описать характер?
Описать характер человека одним предложением сложно. Для этого нужно оценить его с нескольких ракурсов.
- По отношению к себе и окружающим.
Например, один и тот же человек может быть очень добрым и отзывчивым, но не способным на длительные любовные отношения. Может быть властным и деспотичным на работе и нежным, покладистым дома.
- По отношению к духовному и материальному, по физиологическим данным.
На сколько деньги преобладают над моралью. Спортивные данные человека могут свидетельствовать о склонности к демонстрации своих преимуществ.
- По воспитанию и готовности к переменам.
Выяснить, какие черты характера прививали человеку в детском возрасте. Какие он приобрел, будучи взрослым. На сколько он готов корректировать свое поведение.
Что такое сложный характер?
Сложный характер может быть в течение какого-то времени (например, подростковый период), а может сопровождать человека всю жизнь.
Люди со сложным характером, как правило, являются энергетически сильными, креативными и творческими. Обладают рядом отрицательных черт характера.
Такое поведение может быть следствием воспитания. Когда кто-то из взрослых обладал непростым характером. Ребенок по примеру не боролся с эмоциями, а выплескивал их наружу.
Также существует и расстройство с медицинской точки зрения. Когда из-за дефицита зеркальных нейронов (которые есть у нормального человека) представители такого характера не понимают чувства и поведение других.
Обладатели сложного характера не считаются с общепринятыми нормами поведения. Они могут закатить истерику, не контролировать гнев, раздражаться по пустякам. По окончании, ведут себя как ни в чем ни бывало, в то время, когда окружающие пребывают в шоковом состоянии. Им не свойственны устойчивые сочувствие, понимание, адекватность. Переделать таких людей лучше не пытаться, а нужно принять их такими, найти подход.
Что значит сильный характер?
Личность с сильным характером можно охарактеризовать как человека, который своими поступками добивается желаемого, следует принципам и убеждениям. Необязательно он должен быть добрым и положительным.
Отличительные черты такого характера:
- сила воли (человек идет к цели, преодолевая лень и жалость к себе);
- сила духа (когда духовное преобладает над материальным);
- сила жизненной позиции (устойчивая четкая позиция по отношению к себе, не ведутся на мнения других).
Какие бывают слабые и сильные стороны характера человека
Сильные стороны характера: | Слабые стороны характера: |
---|---|
честность;справедливость;сострадание;уважение;целеустремленность;справедливость;смелость;самоирония;самокритичность;спокойствие;гибкость;верность и другие. | безотказность;повышенная тревожность;медлительность;неусидчивость;вспыльчивость;боязнь брать на себя ответственность и т.д. |
Если у Вас остались вопросы или хотите поделиться своим мнением — пишите в коментариях.
Методика составления психологической характеристики
Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:
- Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
- Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
- Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
- Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.
Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:
- склонности и интересы;
- способности личности;
- особенности темперамента и характера;
- отношение человека к себе;
- отношение человека к другим людям;
- отношение человека к работе.
Пример психологической характеристики человека
Летовальцев Андрей Юрьевич
Дата 19.04.2008.
Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.
Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.
Место жительства: г. Новодвинск
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея — образец для подражания.
Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.
Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.
Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.
Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.
В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.
В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.
Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.
В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.
Как составить правильный психологический портрет любого человека: образец
Исторические издания, брошюры, учебники, художественная литература наполнены массой сведений о жизни известных персон
Конечно, особое внимание заслуживают их психопортреты. Каждый хочет узнать тонкости натуры и наклонности характера Гитлера, Пушкина, Сталина, Жанны Дарк и других выдающихся людей. Характеристики выявляют причины их поведения, образа жизни, формирования мотивации
Характеристики выявляют причины их поведения, образа жизни, формирования мотивации.
- Это мужчина маленького роста. Страдал от эпилепсии.
- Согласно плану составлены персональные сведения об исследуемом: император Франции, активный государственный деятель. Два раза вступал в брак.
- Присутствует любовь к литературе и военному делу. Некоммуникабельный, чрезмерно страдал от издевательств сверстников.
- Активная и работоспособная личность, целеустремленная, пунктуальная, дисциплинированная, но в меру эгоистичная. Отличный стратег, молниеносно воспринимающий, перерабатывающий новую информацию и также быстро принимающий решения. Антисоциальная персона, испытывающая отвращение к окружающим. Держал себя в руках, даже при наличии внутренних смятений и неприятностей.
- Основная мотивация – жажда власти.
- Высокое положение в обществе, занимаемая должность и социальный статус существенно усугубили проблемы, зародившиеся в самом детстве, и породили гнев и презрение к людям.
Возможно, многие читатели задумаются: “Так ли важна характеристика личности на сегодняшний день?” На самом деле социальная жизнь требует от индивида реализации
Причем важно, чтобы деятельность была не только полезная и хорошо оплачиваемая, но и приносила моральное удовлетворение человеку
Метод Платонова способен помочь современному работодателю грамотно вовлечь в процесс деятельности каждого члена коллектива. Например, ученый подчеркивает, что флегматику лучше всего работается с меланхоликом, холерику – с сангвиником. Помимо этого, Платонов выделил из структуры характера человека важные моменты:
Отношение к труду. В этом случае оценивается трудолюбие, ответственность, инициативность человека. Главный вопрос в том, реализует ли он свой потенциал, данный ему от природы, или нет. Отношение к окружающим. Известно, что производственный процесс задействован на взаимоотношениях, и от того, насколько они гармоничные, зависит слаженность работы и конечный результат. Поэтому оценивается, насколько отзывчив, уважителен и гибок индивидуум в обществе. Отношение к самому себе. На сегодняшний день девиз «полюби себя» не теряет актуальности. Ведь личность, которая заботится о своем внешнем виде, здоровом образе жизни, не только вызывает приятные эмоции, но и способна притягивать к себе позитивные события
Именно поэтому новичку советуют уделить внимание своему внешнему виду, когда он собирается на собеседование
Этот метод помогает личности преодолеть психологические барьеры, откорректировать свое поведение и многое изменить в своей жизни к лучшему. Руководитель, в свою очередь, часто ориентируется на психологический портрет личности. Образец написания обычно предполагает свободную форму, но встречаются крупные компании, в которых предусматривается служебный образец.
При составлении психопортрета следует быть максимально объективным и точным, а также использовать разнообразные методы работы с клиентом. Не стоит добавлять в описание собственную оценку человека. Вот пример готового портрета, который можно составить. Методика написания портрета мужчин и женщин примерно одинакова.
Клиент … лет (фамилия, имя) имеет следующие психологические характеристики:
- Холерический темперамент;
- Уровень интеллекта выше среднего;
- Упорный, настойчивый характер;
- Развито умение общаться и убеждать;
- Низкий уровень эмпатии;
- Способности к ораторству и лидерству в коллективе;
- Завышенная самооценка;
- Типичный экстраверт.
Этот вариант можно использовать как образец, например, во время консультаций с клиентом. По итогам написания портрета составляются рекомендации.
Для чего нужен психологический портрет
Анализ помогает понять: можно ли положиться на человека или лучше держаться от него подальше, доверчив ли он или закрыт от других и прочее. К составлению подобной картины прибегают в работе многие специалисты: психологи, сотрудники полиции, учителя и другие. Этот метод актуален и для простого обывателя, который хочет разобраться в обстоятельствах и сделать верный шаг в отношении выбора общения с тем или иным человеком.
Одним из пионеров этой дисциплины в Испании является графопсихолог Мария Пилар Бесуман, которая более тридцати лет посвятила себя своей практике, начав обучение в Школе юридической медицины Мадридского университета Комплутенсе и расширив обучение во Франции и Германии. Он также получил многочисленные признания за свою работу по содействию распространению этого вопроса.
Как составить правильный психологический портрет любого человека
Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности
Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики
Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?
- Цель составления портрета.
- Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность.
- Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее)
- Основная биография: место рождения, значимые события жизни.
- Анализ ключевых моментов.
- Вывод.
Пример:
Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.
Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.
- Пол мужской. Внешне выглядит серьезным и сосредоточенным. Судя по многим фотографиям – редко улыбается.
- Особенности характера: в детстве это живой и впечатлительный ребенок. Проявляет интерес к окружающему его миру людей. Имеет множество идей. С возрастом появилась импульсивность. Помимо этого, под влиянием жизненных обстоятельств, становится скрытным и замкнутым.
- Моменты биографии: был женат дважды. От второго брака у писателя появилось четверо детей. В середине жизни, литературного деятеля приговорили к смертной казни, но позже этот приговор изменили на каторжные работы. Данный этап сильно сказался на Ф.М. Достоевском. Он испытал сильный стресс, вследствие чего произошли изменения в характере.
- Интеллектуальные качества: психика отличается большой подвижностью и восприимчивостью. Способности к абстрактному мышлению. На фоне своих интеллектуальных возможностей склонен к истерии.
- Эмоционально-волевая сфера: повышенная чувствительность к обстоятельствам, амбивалентность чувств, тяжелое переживание неудач. Склонен к самобичеванию. Подозрителен.
- Коммуникативная сфера: жизненные неудачи делают его злым и несдержанным, особенно в отношении «коллег» по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и большим талантом позволили Федору Михайловичу оставаться в кругу самых известных литераторов даже после долгого периода молчания.
Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.
Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.
Основные критерии составления психологической характеристики
Перед тем как составить психологический портрет человека, целесообразно ознакомиться с его составляющими. Ввиду единичности каждой личности присущи основные и направляющие качества. Основные компоненты включают:
- темперамент;
- характер;
- личностные свойства.
К направляющим компонентам относятся:
- самосознание;
- интеллект;
- направленность.
По восприимчивости представители социума классифицируются на несколько категорий:
- Ориентация на сегодняшний день. Человек легко вживается в роль, хорошо приспосабливается. Для него типично быстрое принятие решений. Для такого человека подходит руководящая должность.
- Ориентация на прошлое. Личность действует в соответствии с принятыми правилами, законами. Хорошо проявляет себя на исполнительной должности.
- Ориентация на будущее. Человек сложно входит в коллектив, не признает иерархию. Но такие люди часто выдвигают прогрессивные идеи. Для них подходит самостоятельная работа («сам себе начальник»).
Кроме рассмотренных критериев, перед тем как составить психологический портрет личности, надо определить следующие личностные черты.
Темперамент
Его основа — специфические характеристики нервной системы. От темперамента зависит поведенческая модель личности, его сложно скорректировать. Известны 4 его типа, которые применяет психологический портрет личности:
Тип темперамента | Характеристики |
Холерик | Нестабильность настроения, эмоциональность, тяга к новизне |
Сангвиник | Уравновешенность, рациональное поведение |
Меланхолик | Нестабильная психика, пессимизм |
Флегматик | Завидная уравновешенность, стеснительность |
Характер
Это отличительные человеческие качества. Они применяются в общении, в социальной деятельности. Характер определяется набором характеристик, включающих отношением к ряду жизненных аспектов, таких как:
- работа;
- окружение;
- сам человек;
- материальные ценности.
Способности
Это специфические качества человека. Способности предполагают достижение успеха в определенной деятельности, жизненной сфере. Эти свойства можно развивать посредством обучения, практики.
Целенаправленность
Основа целенаправленности — стимул, мотивация. От этого свойства зависит поведенческая модель личности, его деятельность. В то время как один человек жаждет удовлетворить собственные потребности, создать желаемые условия для своей жизни, иной находит себя в социальных сферах, волонтерстве, воплощает креативные способности.
Эмоциональность
Это свойство не зависит от желания человека, неподвластно его воли. Эмоциональность представляет собой ответ на внешние раздражители
Она показывает важность для него определенного события. Сила личности определяется способностью управлять эмоциями, держать их под контролем, не проявлять чувства
Интеллект
Это показатель образованности человека. Уровень интеллекта предопределяется образованием, текущей деятельностью, возрастом. Он участвует в принятии решений, оценке ситуаций, контроле поведения, приспосабливаемости, создания отношений с окружением. От интеллекта зависит рациональность мышления, действий в соответствии с ситуацией.
Общительность
По психологии, готовый психологический портрет личности включает оценку коммуникабельности — важной отличительной черты характера, раскрывающей единичные качества. При общении передается не только информация, но также мысли, чувства, знания
Самооценка
Самоанализ способствует выработке позиции личности к себе самой. Посредством самоанализа оценивается индивидуальная восприимчивость, место в социуме, достижения.
Волевые свойства
Черты характера, выявляемые при создании психологического портрета личности, предопределяют поступки, прямо воздействуют на жизненный курс человека. Для волевого характера типична способность самостоятельного принятия решений, преодоления жизненных сложностей, он характеризуется упорством, настойчивостью, решительностью. Для людей со слабой волей типична слабохарактерность. Несмотря на наличие качеств, необходимых для достижения успеха, они редко становятся успешными.
Самообладание
Самоконтроль влияет на способность к надлежащему поведению в социуме, воспитанность. Личность, не контролирующая свое поведение, эмоции, не может создать партнерские, дружеские отношения.
Способность к командной деятельности
Каждый человек отличается умением работать в коллективе
Способность к командной деятельности предполагает готовность к компромиссам, принятие во внимание иной точки зрения
Ключевые элементы
Психологический портрет включает описание следующих свойств личности:
- Темперамент. Принято делить людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Обычно в чистом виде темпераменты встречаются редко, чаще в человеке сочетается два схожих типа. Холерики отличаются активностью и целеустремленностью, меланхолики чувствительны и ранимы, сангвиники предельно доброжелательны и общительны, а флегматики надежны и спокойны. В зависимости от ритма душевных процессов люди по-разному участвуют в деятельности, ведут себя в отношениях и вступают в коммуникацию. Темперамент является врожденным, а не приобретенным качеством. То есть флегматик никогда не станет холериком вне зависимости от степени влияния внешних обстоятельств. Возможна лишь некоторая корректировка начальных данных.
- Характер. Это свойство личности также проявляется в наличии устойчивых черт поведения. Но характер в большей степени формируется по мере взросления под влиянием обстоятельств жизни, воспитания. И хотя его базу составляют унаследованные от предыдущих поколений черты, они в значительной мере дополняются приобретенными нравственными и моральными установками.
Понятие и суть
Психологическая характеристика личности — портрет индивида, описанный с точки зрения понятий психологии. Выражения должны быть понятными.
Личность — социальная сущность индивида, становление которой происходит при освоении общественных форм сознания, поведения. Личность может проявлять активную жизненную позицию, выбирать, проводить оценку действий.
Психологи рассматривают личность как нечто цельное. Даже единое целое делится на три блока:
- задатки, способности, которые определяют возможности личности;
- мотивы поведения, мировоззрение, интересы, склонности, убеждения;
- характер, темперамент, другие особенности.
Характеристики:
- активность;
- единство;
- устойчивость.
Психические проявления нестабильны. Психологический склад остается неизменным. У психологов есть возможность просчитывать некоторые изменения поведения, чтобы предвидеть как человек поведет себя в определенной ситуации.
Задача — узнать особенности человеческого развития, распознать задатки, таланты, чтобы подобрать методику обучения или выбрать профессию.
Профессиональные качества личности
Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:
- вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
- способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
- возможность корректировать цифры, буквы, слова;
- иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
- умение детализировать объекты и графические изображения;
- координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук; способность согласовывать их с определенными сигналами;
- ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
- восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
- общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.
Способности человека
На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.
Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:
Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу.
Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков.
Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость.
Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач.
Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.
Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе