Психологический анализ портрета личности

Характеристика на ученика (образцы, примеры, рекомендации)

Характеристика ученика 1 класса

Общие сведения об учащемся: Ф.И.О. ученика: Михаил К. Дата рождения: 19.09.2003

Семья ребенка: Состав семьи: социальная сирота, воспитанник детского дома

Состояние здоровья: нормальное

Жалобы классного руководителя: на уроках занимается посторонними делами, разгуливает по классу. Основное время учебного процесса может бегать по классу, ползать под столами, залезать в коробки. Поведение часто неадекватное: кричит без видимых причин. Программный материал не усваивает, не успевает за общим темпом работы класса, испытывает затруднения в обучении.

В процессе психологического обследования К. М. отмечены следующие особенности: В контакт вступает с трудом; наблюдается замкнутость, пассивность. Не проявляет заинтересованности в общении, контакт носит поверхностный характер. Познавательный интерес к предъявляемым заданиям неустойчив, сужен объем устойчивой работоспособности. Реакция на замечания присутствует, но выражена в слабой форме. Учебные навыки развиты в очень низкой степени. Техника чтения также очень низкая. На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире часто дает неправильные ответы (объем знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме; эти знания отрывочны и бессистемны).

Характеристика вербального интеллекта: Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден; испытывает трудности при объяснении отвлеченных понятий. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем мире отрывочны и бессистемны. Навык выполнения простых счетных операций слабо развит, затрудняется выполнять арифметические задания на сложение и вычитание.

Эмоционально – волевая сфера: активен, деятелен, наблюдается двигательная расторможенность.

Внимание: внимание поверхностное, быстро истощается. Память: уровень развития памяти низкий (сужен объём кратковременной оперативной памяти), однако грубых нарушений памяти не выявлено

Память: уровень развития памяти низкий (сужен объём кратковременной оперативной памяти), однако грубых нарушений памяти не выявлено.

Мышление: наглядно-действенное. При психологическом обследовании выявлен низкий уровень вербально-логического и наглядно-образного мышления. Испытывает трудности при установлении логических связей.

Работоспособность: низкая

Характер деятельности: деятельность неустойчивая. В ситуации проведения обследования отмечается заторможенность (медлительность, ригидность психических процессов; некоторые задания не выполняет или выполняет медленно, долго думает, молчит, «графический диктант» выполнять отказался, затем начал выполнение); в других отдельных ситуациях (учебного процесса и на переменах) наблюдается расторможенность (ребенок проявляет активность).

Обучаемость: низкая, помощь использует недостаточно.

В целях обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, К. Михаил направляется для уточнения диагноза и назначения адекватного лечения.

Педагоги-психологи МОУ СОШ №

Способы решения проблем

После проведения тестирования необходимо сделать выводы, определиться с корректированием нежелательных черт личности. Например, если человек боится общаться с окружающими, психологи рекомендуют посещать общественные заведения (театры, кино). Люди, которые замкнуты в себе, не знают, как найти себя в жизни, рекомендуется попробовать развить какое-либо из творческих начал. Если человек склонен к проявлению агрессии, необходимо каждый день выделять время на тренировки по самоконтролю. При наличии психологических отклонений только специалист может назначить правильный курс реабилитации.

Составить психологический портрет может даже человек без практического опыта

Он сможет рассказать о внутренних переживаниях, преобладающих чертах характера, интересах, скрытых психологических травмах. Достаточно выбрать методику, подобрать тесты, ответить на заданные вопросы, проанализировать ответ.

Для чего нужен психологический портрет

Анализ помогает понять: можно ли положиться на человека или лучше держаться от него подальше, доверчив ли он или закрыт от других и прочее. К составлению подобной картины прибегают в работе многие специалисты: психологи, сотрудники полиции, учителя и другие. Этот метод актуален и для простого обывателя, который хочет разобраться в обстоятельствах и сделать верный шаг в отношении выбора общения с тем или иным человеком.

Одним из пионеров этой дисциплины в Испании является графопсихолог Мария Пилар Бесуман, которая более тридцати лет посвятила себя своей практике, начав обучение в Школе юридической медицины Мадридского университета Комплутенсе и расширив обучение во Франции и Германии.  Он также получил многочисленные признания за свою работу по содействию распространению этого вопроса.

Как составляется психологический портрет личности?

Для того чтобы правильно составить психологический портрет индивидуума, следует придерживаться таких правил:

  • методика изучения индивидуума обязана соответствовать цели эксперимента, возрасту человека, уровню его образования;
  • кроме личной беседы с индивидуумом, нужно применять два личностных опросника и три проективных метода;
  • по результатам всех исследований сопоставить данные, проследить их корреляцию;
  • создать обследуемому индивиду комфортные условия тестирования;
  • составить портрет так, чтобы его текст был понятен людям, не имеющим психологического образования.

Какие методики применяются для составления необходимого психологического портрета:

  • изучение эмоционально-волевой сферы — методика САН, тест Спилберга, Баса-Дарки, Немчина;
  • исследование когнитивно-познавательной области — тест на интеллект, Векслера, запоминание 10 слов, исключение лишнего, матрицы равенства, таблицы Шульте;
  • обследование межличностно-социальной сферы — цветовой тест Эткинда, метод Бейлза, Лири, социометрия;
  • изучение мотиваций и потребностей — методика Орел, типы трудовой мотивации по Герчикову, якоря карьеры, 14 базовых потребностей по Мюррею.

Какие проективные методики используются в исследовании внутреннего мира и переноса его содержания на внешний:

  • рисунок «дом, дерево, человек»;
  • образ выдуманного животного;
  • психогеометрия;
  • пятна Роршаха.

Какие личностные опросники применяются для выявления у индивида определённых характеристик:

  • тест Леонгарда;
  • 16-факторный опросник Кеттелла;
  • MMPI (полная или сокращённая версия).

Содержание психологического заключения:

  • инициалы обследуемого, его возраст, профессия;
  • цель исследования (например, на предмет соответствия занимаемой должности);
  • методики, которые использовались;
  • поведение индивида при тестировании (дрожание рук, сильное волнение);
  • результаты исследования;
  • психологические особенности индивидуума и прогноз касательно его поведения;
  • выводы, пожелания, рекомендации.

Пример и образец написания

В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.

  • Цель – узнать, стоит ли принимать на работу данного индивида.
  • Особенности характера: открытость, общительность. Принимает решения быстро, склонен к импульсивности и вспыльчивости. Предпочитает активное времяпрепровождение. Не боится рисковать. Нуждается в новых впечатлениях.
  • Интеллектуальная сфера: по результатам пройденного юношей теста, способности в плане интеллекта значительно выше среднего. Сообразительный, имеет склонность к быстрой реакции и восприятию новой информации, собранный. Есть мотивация на достижение успеха. В тоже время, имеет склонность к нравоучениям.
  • Социальный статус: не женат. Живет один в собственной однокомнатной квартире.
  • Эмоционально-волевая сфера: не всегда спокоен и уравновешен, что говорит о средней степени эмоциональной стабильности. Не провоцирует конфликты, но и не умеет уходить от скандалов. Восприимчив. Часто неуступчив. Прослеживается эгоцентричность.
  • Коммуникативная сфера: довольно коммуникабелен, общителен и активен. Идейный и инициативный. Однако при любой нестыковке, достаточно быстро способен выходить из себя. При этом отходчив. Самостоятелен, склонен к лидерству. Умеет принимать решения. В нужный момент готов прийти на помощь. На него не всегда можно положиться.
  • Вывод. Испытуемый может достигать успехов в трудовой деятельности, но вспыльчивость приводит к проблемам. Из-за эмоциональных всплесков личность перестает мыслить рационально, в чем проигрывает перед внутренне устойчивыми людьми. Тем не менее, высокий интеллект и находчивость дадут результаты. Ко всему прочему, ценность такого человека в его истинных чистых помыслах по отношению к другим. Рекомендация для личности – работать над внутренним самоконтролем.

Составление психологического портрета

При составлении описания необходимо учитывать следующие аспекты:

  • Принадлежность человека к одному из четырех типов темперамента;
  • Уровень интеллекта, отношение к интеллектуальным занятиям, наличие или отсутствие склонности к умственному труду;
  • Особенности и черты характера;
  • Уровень самооценки индивида.

Также необходимо учитывать направленность личности внутрь (себя) или во внешнюю среду, поскольку все люди делятся на два типа: экстраверты и интроверты.

Темперамент

Учение о темпераменте родом из Древней Греции. Согласно античным медикам, людей можно условно разделить на четыре группы: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Такое разделение носит скорее символический характер. Чистые типы темперамента редко встречаются у людей, чаще всего ведущим является один тип, но одновременно человеку свойственны несколько ярких черт другого темперамента. Примеры – холерик с сангвиническими чертами, флегматик с чертами меланхолика.

Портрет во многом зависит от темперамента

Интеллектуальность

Психологический портрет непременно включает в себя уровень интеллекта и предрасположенность к определенному роду интеллектуальной деятельности. Интеллектуальный уровень может быть высоким, средним и ниже среднего. Определить его помогут специальные тесты, а также личная беседа с клиентом.

Характер

Один из самых сложных этапов составления портрета – выявление ведущих черт характера, так как человек может успешно маскировать их, скрывая отрицательные черты и выставляя напоказ положительные. Поэтому на этом этапе помочь психологу может беседа с родственниками и близкими друзьями индивида, именно они смогут объективно описать его характер.

Внимание! Люди, не понимающие в психологии, часто путают характер с темпераментом. Темперамент – это совокупность врожденных свойств психики, а характер – это приобретенная привычка действовать определенным образом. Человек рождается с тем или иным темпераментом, а характер формируется в результате воспитания

Поэтому, например, у двух флегматиков может быть разный характер: один человек упрямый, другой легко поддается чужому влиянию

Человек рождается с тем или иным темпераментом, а характер формируется в результате воспитания. Поэтому, например, у двух флегматиков может быть разный характер: один человек упрямый, другой легко поддается чужому влиянию.

Умение общаться

Умение конструктивно общаться и желание это делать присущи далеко не всем. К тому же человек по-разному общается с близкими и малознакомыми людьми, с друзьями и родственниками. Задача психолога – описать основную манеру общения клиента и сделать вывод о том, правильно ли он общается с окружающими.

Эмоциональность

Уровень развития эмоций – неотъемлемая часть психологического портрета любого человека. Выражаясь профессиональным языком, необходимо оценить уровень эмпатии – умения сочувствовать и переживать другим людям. У всех людей разные способности к эмпатии.

Способности

Не стоит путать такие понятия практической психологии, как способности и таланты. Если талант – это природный дар, то способность – это всего лишь природная предрасположенность человека к какому-либо занятию, физическому или интеллектуальному труду (спорту, музыке, однообразной монотонной работе).

У всех людей разные способности и таланты

Самооценка

Самооценка играет важную роль в создании образа человека. Если она занижена, клиенту следует развивать уверенность в себе. Если она завышена, задача психолога – научить человека адекватно и реально смотреть на вещи.

Направленность

Каждая личность имеет свой вектор социальной направленности: внутрь себя или вовне. В первом случае можно говорить об интровертах, во втором – об экстравертах. Интроверты чаще имеют более высокий уровень интеллекта, зато у экстравертов лучше развиты социальные и адаптационные навыки.

Как научиться составлять психологический портрет?

Понятно, что это дело знаний и опыта. Ведь даже результаты тестирования нужно уметь расшифровать правильно. Но возможно обойтись и без них. Есть менее трудоемкие, но более эффективные методы, которые помогут составить психологический профиль человека. Даже того, кого видишь впервые.

Внешний вид. Это только первый этап знакомства, которые не дает 100% гарантии правильности, зато помогает составить первое впечатление. Оценить можно аккуратный/неаккуратный внешний вид, чистоту обуви, простоту/вычурность аксессуаров

А еще – обратить внимание на татуировки или дополнительные вещи, которые человек держит в руках.

Язык тела. Это жесты, мимика, непроизвольные движения руками, которые следуют за мыслью.

Речь

Как человек говорит или формулирует мысль, какие слова или выражения использует, возможно, применяет сленг определенной субкультуры или профессиональные жаргонные словечки.

Анализ почерка. Графологический анализ рукописного текста – один из древнейших и популярных методов, которые использовали для определения черт характера человека, его наклонностей, предрасположенностей к тем или иным поступкам.

Черты лица. Древняя наука физиогномика постепенно переросла в психо-физиогномику – психодиагностику человека по чертам лица, строению черепа, мимическим морщинам.

Но есть у этих пунктов одно общее большое «но» – все они требуют знаний, наблюдательности, опыта. Просканировать и правильно оценить собеседника с первых минут общения получается только у суперпрофессионалов. А новичкам придется составлять личную базу данных: наблюдать за знакомыми, делать предположения, а потом уже составлять психологически портрет и сверять свои прогнозы с реальностью.

Дополнительная информация:

  • Что такое психотипы личности и какие существуют?
  • Что такое психотерапия и что стоит о ней узнать перед началом?
  • Что такое психология и какие ее основные принципы?
  • Что такое психологическая помощь, кому и когда нужна?
  • Что такое реверсивная психология и на ком она работает?
  • Что такое психологическая травма и чем она опасна?
  • Что такое психиатрия и кто такой психиатр?
  • Что такое психологическое консультирование и его виды?
  • Что такое посттравматический синдром и что с ним делать?
  • Что такое психология масс и психология толпы?

Для чего он нужен

Психологический портрет используют в своей работе психологи, психиатры, педагоги, криминалисты, HR-специалисты. У каждого из них свой подход к диагностике основных параметров и свой инструментарий.

Все они также преследует разные цели. Психологи составляют портрет, чтобы выявить сильные и слабые стороны клиента, его внутренние противоречия, травмы и разработать стратегию решения проблем. Педагогам он нужен, чтобы подобрать оптимальную модель обучения. Криминалистам – чтобы лучше понять личность преступника. HR-специалистам – чтобы определить, соответствует ли соискатель предложенной должности.

А для чего обычному человеку, чья деятельность не связана ни с одной из этих сфер, нужно составлять психологический портрет? Казалось бы, никто не может знать человека лучше него самого. Как бы не так! Наше восприятие самих себя сильно искажено. На него оказывают влияние психологические защиты, ложные убеждения, детские травмы и прочий психологический мусор.

Качественные диагностические методики способны обойти все эти факторы и выдать максимально объективный и чистый результат. Применять его можно будет в следующих целях.

Самопознание

Психологический портрет позволит взглянуть на себя со стороны и увидеть то, что было скрыто от саморефлексии. Это даст вам кучу новых возможностей в плане работы над собой.

Профориентация

Не все люди легко могут определиться с выбором сферы деятельности. А ведь это самый важный и судьбоносный выбор в жизни. От него зависит счастье и благополучие человека. Психологический портрет поможет определить, в каких видах деятельности вы сможете раскрыться лучше всего.

Совместимость с людьми

При выборе партнера для совместной жизни или для бизнеса неплохо бы ознакомиться с его психологическим портретом. Это поможет построить гармоничные отношения, правильно распределить роли, обойти подводные камни при взаимодействии. Может, такой подход и кажется слишком прагматичным, но он действительно работает.

Эффективное деловое общение

Зная особенности ваших клиентов или партнеров, вы сможете выработать стратегию взаимовыгодного сотрудничества.

Лицо – социальный инструмент

Исследователями было доказано, что мозг человека распознает лицо в целом, а не в совокупности отдельных частей лица личности. Питер Томпсон продемонстрировал это на примере фотографии Маргарет Тэтчер. Перевернутое фото, но с неизмененными глазами и губами, на первый взгляд, не были никем замечены.

Лицо является информативным, адаптационным, социальным инструментом о психотипе личности и характере человека, даже о его поведенческих стереотипах.

Считывается портрет личности на бессознательном интуитивном уровне. Мы имеем определенный опыт социализации, и еще в детстве, школе и в других заведениях мы научились ожидать от людей с похожими чертами идентичных действий и поведения.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Психологический портрет личности студента

Студенты вузов — это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, учащиеся высших учебных заведений. В России численность этой социальной группы составляет 4 миллиона человек.

Согласно теории У. Штрауса и Н. Хоува, современные студенты — это представители поколения Z.

Для современных молодых людей характерны:

  • «клиповое» мышление, когда любая информация усваивается быстро, но маленькими порциями; 
  • слабо развитые коммуникативные способности по сравнению с другими поколениями, что объясняется активной виртуальной жизнью;
  • гиперактивность;
  • независимость мнений;
  • склонность к постоянному саморазвитию и получению новых знаний.

Эти качества сформировались в современном поколении студентов не случайно. Их развитию способствовала цифровая эпоха, в которую молодым людям было суждено родиться. Ни одно из предыдущих поколений не получало информацию в таком объеме, как поколение, появившееся на свет после 2000-х. 

Дополнить портрет современных учащихся вузов помогает статистика. Известно, что:

  1. Каждый 10-й студент в России живет в общежитии.
  2. 94% студентов не связаны семейными узами.
  3. У 81% студентов нет личного транспорта.
  4. 72% учащихся вузов предпочитают интеллектуальный труд физическому.
  5. Больше половины студентов предпочитают совмещать учебу с работой и выбирают заочное обучение.
  6. Количество студентов, обучающихся на бюджетном отделении меньше, чем учащихся на коммерции.
  7. Самыми популярными интернет-ресурсами у современных молодых людей остаются социальные сети.

Каким должен быть идеальный студент, какими качествами обладать

Независимо от принадлежности к тому или иному поколению, представление об идеальном студенте с годами не меняется. Вот список качеств, которыми должен обладать успешный студент и перспективный молодой специалист:

Самостоятельность. Программа подготовки в вузе в отличие от колледжа нацелена на развитие у молодых людей именно этого качества. Самостоятельно нужно изучить большой объем информации, самостоятельно приходится готовиться к семинарам, докладам и выступлениям. Это не всем учащимся дается легко, однако у современных работодателей наличие данного качества у сотрудников имеет огромное значение.

Стремление постоянно развиваться. Это скорее личное качество, которое трудно приобрести. Но если оно есть, считайте, что получили подарок свыше. Желание развиваться и познавать новое, помимо личного удовлетворения, обещает постоянное профессиональное развитие и достойное вознаграждение за свой труд.

Правильное отношение к критике. Это качество, необходимое в жизни не только студентам

Самое важное в критике — понимать суть претензий и использовать их для личного роста и самосовершенствования.

Выявление своих сильных сторон. Важное свойство для любого человека

Реальная оценка своих возможностей помогает максимально эффективно проявлять себя сначала в учебе, а затем и в работе.

Развитие своих талантов и способностей. Просто принять свои сильные стороны как данность — недостаточно. Чтобы добиться настоящего успеха, свои таланты и способности необходимо постоянно развивать.

Способность к командной работе. Вуз лишь отчасти может воспитать это свойство в человеке. В учебе командная работа встречается не часто, зато в профессиональной сфере — ежедневно.

Ответственность. Важное свойство состоявшейся личности — нести ответственность за свои поступки/работу/результаты. Даже в случае неудовлетворительных и провальных результатов. Перекладывание ответственности на других и желание найти виноватых ведет к деградации личности.

Умение слушать. Это мегаполезное качество как для студентов и молодых специалистов, так и для остальных категорий людей. Оно позволит комфортно чувствовать себя в любом коллективе.

Черты разных типов нарушителей

Со временем психологам удалось выявить черты, присущие отдельным категориям преступников:

  1. Расхитители — наиболее адаптированные к обществу субъекты, которые могут с легкостью контролировать свое поведение. Они легко переживают социальные изменения, не теряются в сложных ситуациях. Расхитители могут спокойно общаться с окружающими, не имеют склонностей к замкнутости. Для некоторых личностей свойственно стремление к власти, позерство.
  2. Воры — отличаются пониженным уровнем тревоги, меньшей импульсивностью. Стремятся установить межличностные контакты, общительны. Агрессия выражается слабо, хорошо контролируют свое поведение. Склонны чувствовать вину за совершенные ранее преступления.
  3. Корыстные насильники. Выделяются излишней агрессивностью, импульсивностью, ярким нежеланием следовать социальным нормам, законам. Практические не имеют волевого контроля. Преступления для таких людей являются нормой поведения. Они не умеют спокойно вести себя в обществе, негативно относятся к новым знакомствам. Для них чужд социум, не умеют правильно оценивать складывающиеся ситуации.
  4. Убийцы — эмоциональные субъекты, которые постоянно чувствуют внутреннюю тревогу. Часто переживают, замыкаются в себе. Поведение строится на удовлетворении собственных интересов. Не умеют сопереживать, ценить жизни других людей. Склонны к проявлению спонтанной агрессии к окружающим. Эмоционально неустойчивы, мнительны, ко всему новому относятся с крайним подозрением.
  5. Насильники — преодолевают препятствия любыми силами, невзирая на последствия. Любят доминировать, не принимают чужой точки зрения. Если говорить о социальных связях, это неустойчивые личности, которые склонны к проявлению агрессии, созданию конфликтных ситуаций. Импульсивны, не умеют контролировать себя.

Это только общие черты, которые были выделены спустя множество практических исследований. Нельзя забывать про индивидуальные особенности, которые могут преобладать над описанными основами.

Психологический портрет современного дошкольника

Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

Чаще близнецы дополняют друг друга, поэтому не стоит удивляться, если их психологические портреты будут разными.

Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано в соответствии с возрастной нормой. Собирает разрезную картинку на основе зрительного соотнесения.

У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Эмоциональность

Со времен древнегреческого мыслителя Платона вся психическая жизнь личности разделяется на три относительно самостоятельные единицы: ум, воля и эмоции.

Если воля и ум подчинены человеку хоть в какой-то мере, то эмоции всегда возникают независимо от нашего желания. Это отражение личной значимости и оценки ситуаций для процесса жизнедеятельности человека в виде чувств и переживаний. В этом и проявляется субъективность и непроизвольность эмоций. Умение управлять эмоциями необходимо в первую очередь для здоровья и честолюбия.

Что значит уметь управлять эмоциями? Чаще всего под этим высказыванием подразумевается их сокрытие. Больно, но этого не покажем, стыдно, но делаем вид, что безразлично, обидно, но внешне продемонстрируем только раздражение и гнев. Но от того, что человек не показывает свои эмоции, они не становятся слабее, скорее наоборот, или принимают форму защиты – агрессию.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *