Личностная шкала проявлений тревоги тейлора — psylab.info

Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам . Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях. Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

  1. диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);
  2. опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
  3. опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;
  4. опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
  5. опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).

Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

Диагностика стресса.

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:

Диагностика профессиональных стрессоров.

В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса — необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:

4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

  1. шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
  2. тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
  3. опросник «Причины деятельностного стресса»;
  4. тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
  5. тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
  6. оценка уровня деятельностной стрессогенности.

В настоящее время получила широкое распространение и такая овая методика, как «Методика интегральной диагностики и кор- скцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».

Система ИДИКС предназначена для диагностики профессио- ального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса опти- зационных мер, адекватных специфике каждого конкретного учая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

4.2

Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания

В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений .

Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

  1. методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач — С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;
  2. методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
  3. опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.

4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

  1. опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
  2. опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;
  3. опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.

4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

  1. тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;
  2. опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;
  3. опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.

Расшифровка результатов ВЭМ

Аппаратные данные включают такие параметры, как:

  • уровень работоспособности пациента;
  • сердечный ритм, выявленные его нарушения (если имелись);
  • скорость восстановления АД и ЧСС;
  • тип реакции артериального давления на нагрузку;
  • степень тяжести ишемии;
  • время и причина прекращения тестирования и др.

После интерпретации данных больному выдают заключение.

Существует 4 основные формы заключения:

Отрицательная проба ВЭМ — при достижении максимальной нагрузки сохранились нормальные физиологические показатели. ИБС при этом в большинстве случаев исключается.

Положительный результат — на ЭКГ зарегистрированы изменения, говорящие об ишемии, часто сопровождающиеся возникновением приступа стенокардии.

Сомнительный результат — испытуемый жаловался на боли, однако изменения на ЭКГ отсутствуют.

Неинформативная проба — исследование проведено не полностью, пациент отказался продолжать тестирование из-за головокружения, сильной головной боли или судорог, хотя признаков ИБС не наблюдалось.

При всей информативности велоэргометрии для большинства пациентов, неопределенность результатов конкретной пробы может потребовать назначения дополнительных исследований.

Расшифровка тредмил-теста практически не отличается от расшифровки результатов ВЭМ. Нормальными показателями для тредмил-теста, так же, как и ВЭМ-пробы, являются отрицательные показатели.

Велоэргометрия. Цена

Не знаете, где пройти велоэргометрию в Москве? Приглашаем вас сделать это в нашей многопрофильной клинике!

Стоимость процедуры доступна и адекватна. Современное высокоточное оборудование, опыт и квалификация наших врачей-кардиологов, специалистов по УЗ-диагностике и других докторов позволяют нам утверждать: обследование в «МедикСити» — это всегда достоверно и информативно!

Материал подготовлен при участии специалиста:

Показания для проведения ВЭМ

Велоэргометрия назначается:

  • при подозрениях на скрытые формы коронарной недостаточности и ишемической болезни;
  • для выявления безболевой ишемии миокарда;
  • для оценки степени устойчивости организма к нагрузкам при диагностированной ИБС;
  • при врожденных и приобретенных пороках сердца;
  • при аритмиях, для выявления их связи с физической нагрузкой;
  • при тестировании пациентов после инфарктов миокарда и оперативных вмешательств на сердце;
  • как метод диагностики ИБС при атипичной стенокардии, кардиалгическом синдроме и изменениях на ЭКГ, не позволяющих исключить ишемию миокарда;
  • категориям граждан, у которых высок риск развития ИБС (возраст 40 лет и старше, представители определенных профессий — водители, пилоты, водолазы и проч.).

Также показаниями к ВЭМ могут явиться жалобы на одышку. В качестве профилактического обследования велоэргометрия рекомендуется мужчинам с 40 лет и женщинам с 50 лет.


1

Велоэргометрия в «МедикСити»


2

ЭКГ с нагрузкой в «МедикСити»


3

ВЭМ при заболеваниях сердца

Кому нельзя проходить ВЭМ

Список противопоказаний к велоэргометрии достаточно обширен. В обследовании может быть отказано при таких болезнях и состояниях, как:

  • Инсульт (в остром периоде);
  • инфаркт миокарда (в остром периоде);
  • нестабильная стенокардия (острый коронарный синдром);
  • воспалительные процессы в сердце (острый перикардит, острый миокардит);
  • наличие тромба в полостях сердца;
  • инфаркт легкого, тромбоэмболия легочной артерии;
  • тяжелая степень артериальной гипертонии;
  • тяжелая, застойная сердечная недостаточность;
  • острые инфекционные заболевания, лихорадка;
  • тяжелые нарушения проводимости и ритма;
  • острый тромбофлебит нижних конечностей;
  • аневризмы крупных артерий;
  • тяжелая дыхательная недостаточность;
  • выраженная артериальная гипотония;
  • заболевания или состояния, требующие ограничения физической активности;
  • парезы, параличи нижних конечностей;
  • тяжелые артрозы и артриты крупных суставов нижних конечностей;
  • выраженные заболевания артерий нижних конечностей;
  • выраженные нарушения психики;
  • отказ пациента от проведения исследования.

ВЭМ. Принцип методики

Как известно, физическая нагрузка вызывает увеличение частоты сердечных сокращений, а значит, сердцу требуется больше кислорода и питательных веществ.

Если у пациента имеются проблемы с коронарными артериями (сосудами сердечной мышцы), пороки сердца (врожденные или приобретенные), рубцы после инфарктов и другие изменения, сердце не справляется с нагрузкой, возникает ишемия (или кислородное голодание) сердечной мышцы. Это явление сразу же отражается в данных велоэргометрии: регистрируется характер нагрузки и время появления начальных признаков кислородного голодания (ишемии).

Визуально аппарат, используемый при тестировании, напоминает велотренажер. Помимо записи электрокардиограммы, в процессе «тренировки» идет непрерывная регистрация показателей частоты сокращений сердца и артериального давления (ЭКГ, ЧСС, АД).

Врач, проводящий велоэргометрию, следит также за дыханием и общим состоянием пациента. При очевидных признаках непереносимости процедуры, а также при чрезмерном увеличении ЧСС, тестирование останавливают.

Записанные в ходе велоэргометрии показания полезны не только для диагностики заболеваний сердца. ВЭМ-проба помогает, например, определить готовность человека к спортивным занятиям или иной, требующей выносливости, активной деятельности.

Данное исследование необходимо проводить всем, кто занимается спортом.

Аналогом этого тестирования является нагрузочный тредмил-тест.

Проведение тредмил-теста осуществляется на беговой дорожке с постоянно возрастающим наклоном. Не всем пациентам нравится этот вид нагрузочной пробы — больше всего процедура тредмил-теста напоминает постоянный и неуклонный подъем в гору.

Гуру в мире тестов

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Назначение теста

Методика предназначена для измерения уровня тревожности.

Описание теста

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. 2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей. 3. У меня редко бывают запоры. 4. У меня редко бывают головные боли. 5. Я редко устаю. 6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. 7. Я уверен в себе. 8. Практически я никогда не краснею. 9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком. 10. Я краснею не чаще, чем другие. 11. У меня редко бывает сердцебиение. 12. Обычно мои руки достаточно теплые. 13. Я застенчив не более, чем другие. 14. Мне не хватает уверенности в себе. 15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен. 16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте. 17. Мой желудок сильно беспокоит меня. 18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности. 19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. 20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть. 21. Мне нередко снятся кошмарные сны. 22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать. 23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. 24. Меня весьма тревожат возможные неудачи. 25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает. 26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании. 27. Я работаю с большим напряжением. 28. Я легко прихожу в замешательство. 29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо. 30. Я склонен принимать все слишком серьезно. 31. Я часто плачу. 32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты. 33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка. 34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. 35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо. 36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня. 37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить. 38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна. 39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня. 40. Даже в холодные дни я легко потею. 41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть. 42. Я человек легко возбудимый. 43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным. 44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя. 45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. 46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей. 47. Я почти все время испытываю чувство голода. 48. Ожидание меня нервирует. 49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением. 50. Меня нередко охватывает отчаяние.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.

• Ответы «Да» на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50. • Ответы «Нет» на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Ответы, совпадающие с ключом оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется. Оценка результатов теста

• 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности, • 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности, • 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности, • 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности, • 0-5 баллов – о низком уровне тревожности.

Проведение ВЭМ

Специально готовиться к процедуре не требуется, однако придется воздержаться от курения, приема содержащих кофеин напитков, спиртного. Последний прием пищи должен состояться не позднее, чем за 3 часа до тестирования.

Если пациент постоянно принимает лекарства, это следует сообщить врачу, чтобы специалист дал свои рекомендации.

В среднем, диагностика длится 10-15 минут. Начинается она со снятия у пациента электрокардиограммы и измерения АД в состоянии покоя.

Далее пациент проходит к велоэргометру, садится и начинает крутить педали (датчики с него не снимают). Средняя скорость вращения педалей — один оборот в секунду.

Нагрузка повышается через равные промежутки времени (3 минуты). При этом все изменения сердечного ритма и давления крови фиксируются в протоколе.

Есть различные варианты проведения ВЭМ-пробы — с постоянной нагрузкой или в прерывистом режиме

Способ тестирования выбирает врач, а продолжительность может быть сокращена из-за неважного самочувствия пациента или плохой ЭКГ

Процедуру останавливают, если пациент жалуется на боль в грудной клетке, у него отмечается одышка, повысилось АД или на кардиограмме видны явные признаки ИБС.

Если же пациент чувствует себя хорошо и показатели не внушают опасений, тест прекращается, когда ЧСС достигает 85% от максимально допустимых значений.

Далее пациента отпускают, а врач анализирует полученные данные.

Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.

Лекция 3

Психодиагностика негативных психических состояний

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации. Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов.

Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.

К этой группе методик можно отнести:

• опросник Т.А. Иванченко, М.А. Иванченко, Т.П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;

• методику для выявления подверженности стрессу Т.А. Немчина и Дж. Тейлора;

• шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;

• тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

• комплексную оценку проявлений стресса Ю.В. Щербатых;

• тест «Степень напряженности» Н.А. Литвинцева;

• методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О.С. Копниной, Е.А. Суслова, Е.В. Заикина. Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

• опросник Т.А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;

• шкала самооценки тревоги В. Цунга;

• шкала ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера;

• опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.

Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.

Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:

• симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;

• методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В.А. Баранова.

Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.

Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия.

К методикам этого класса можно отнести:

• шкала клинических жалоб SCL Р. Л. Дерогатис;

• шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС).

К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:

• Опросник суицидального риска;

• методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т.И. Балашовой;

• методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;

• опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.

4.Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо

• «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость);

• тест «Здоровое поведение»,

• опросник качества жизни ВОЗКЖ-100, разработанный Всемирной организацией здравоохранения.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *