Дифференциальный опросник переживания одиночества — psylab.info

Описание методики

Методика представляет собой опросник, основанный на экзистенциальных представлениях об отношении личности к одиночеству, согласно которой принятие одиночества как экзистенциального факта открывает человеку возможность ценить ситуации уединения и использовать их как ресурс для аутокоммуникации и личностного роста. Неприятие или страх одиночества, напротив, приводят к избеганию уединения, постоянному поиску социальных контактов, что становится избеганием встречи человека с самим собой и препятствием для личностного роста. Методика создана и валидизирована в 2013 году Е.Н. Осиным и Д.А. Леонтьевым.

Интерпретация

Вариант ответа В прямых значениях В обратных значениях
Не согласен 1 балл 4 балла
Скорее не согласен 2 балла 3 балла
Скорее согласен 3 балла 2 балла
Сгласен 4 балла 1 балл

Полная версия

Шкала В прямых значениях В обратных значениях
Изоляция 7, 10, 12 20, 21
Самоощущение 2, 4, 15, 24, 34
Отчуждение 13, 27, 29 1, 8
Дисфория 5, 35, 37 23, 38
Проблемное одиночество 11, 17, 26, 32, 39
Потребность в компании 9, 18, 30, 33 3
Радость уединения 6, 14, 31, 36
Ресурс уединения 16, 19, 22, 25, 28, 40
Общее переживание одиночества 2, 4, 7, 10, 12, 13, 15, 24, 27, 29, 34 1, 8, 20, 21
Зависимость от общения 5, 9, 11, 17, 18, 26, 30, 32, 33, 35, 37, 39 3, 23, 38
Позитивное одиночество 6, 14, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 36, 40

Краткая версия

Шкала В прямых значениях В обратных значениях
Общее переживание одиночества 1, 5, 6, 14, 16, 21 4, 10
Зависимость от общения 2, 8, 11, 18, 20, 23 13
Позитивное одиночество 3, 7, 9, 12, 15, 17, 19, 22, 24

Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Описание:предназначен для определения уровня одиночестваИнструкция.Текст опросника (вопросы).

 №  Утверждения  Часто  Иногда  Редко  Никогда
1 Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку        
2 Мне не с кем поговорит        
3 Для меня невыносимо быть таким одиноким        
4 Мне не хватает общения        
5 Я чувствую, будто никто не понимает меня        
6 Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне        
7 Нет никого, к кому бы я мог обратиться        
8 Я сейчас больше ни с кем не близок        
9 Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи        
10 Я чувствую себя покинутым        
11 Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает        
12 Я чувствую себя совершенно одиноким        
13 Мои социальные отношения и связи поверхностны        
14 Я умираю от тоски по компании        
15 В действительности никто как следует не знает меня        
16 Я чувствую себя изолированным от других        
17 Я несчастен, будучи таким отверженным        
18 Мне трудно заводить друзей        
19 Я чувствую себя исключенным и изолированным другими        
20 Люди вокруг меня, но не со мной        

Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.ИнтерпретацияЧувства, которые ассоциируются с одиночеством

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
отчаяние депрессия невыносимая скука самоуничижение
Отчаяние Тоска Нетерпеливость Ощущение собственной непривлекательности
Паника Подавленность Скука Никчемность
Беспомощность Опустошенность Желание к перемене Ощущение собственной глупости
Напуганность Изолированность Скованность Застенчивость
Утрата надежды Жалость к себе Раздражительность Незащищенность
Покинутость Меланхолия Неспособность взять себя в руки  Отчужденность
Ранимость Тоска по конкретному человеку    
Фактор 1: Фактор 2: Фактор 3: Фактор 4: Фактор 5:
свобода от привязанностей отчужденность уединенность вынужденная изоляция перемена места
Отсутствие супруга Чувствую себя «белой вороной» «Прихожу домой в пустой дом» Привязанность к дому Пребывание вдали от дома
Отсутствие партнера Непонимание со стороны других «Всеми покинут» Прикован к постели Новое местоработы или учебы
Разрыв отношений с супругом,с любимым Никчемность   Отсутствие средств Слишком частые переезды или передвижения
  Отсутствие близких друзей     Частые разъезды
Фактор 1: Факто 2: Фактор 3: Фактор 4:
печальная пассивность активное уединение прожигание денег социальный контакт
Плачу Учусь или работаю Транжирю деньги Звоню другу
Сплю Пишу Делаю покупки Иду к кому-нибудь в гости
Сижу и размышляю Слушаю музыку    
Ничего не делаю Делаю зарядку    
Переедаю Гуляю    
Принимаю транквилизаторы Занимаюсь любимым делом    
Смотрю телевизор Хожу в кино    
Пью или «отключаюсь» ЧитаюМузицирую    

невысоко себя оценивающиеДиагностика школьной тревожности: опросник ФиллипсаЦель методики. Возрастные ограничения. Процедура диагностики. Необходимые материалы. Инструкция. ответов сверху напишите свое имяОпросникЧасто ли у тебя возникает ощущениек Доволен ли ты темСнилось ли тебе временамиОбработка результатов.школьная тревожностьФрустрация потребности в достижении успехаСтрах ситуации проверки знанийНизкая физиологическая сопротивляемость стрессуПроблемы и страхи в отношениях с учителямиИнтерпретация результатов.Общая тревожность в школеПереживание социального стрессаФрустрация потребности в достижении успехаСтрах самовыраженияСтрах ситуации проверки знанийСтрах не соответствовать ожиданиям окружающихзначимость других в оценке своих результатовНизкая физиологическая сопротивляемость стрессуПроблемы и страхи в отношениях с учителямиСписок литературы
    3

Внутренняя структура

Полная версия опросника содержит 40 утверждений, сгруппированных в 8 субшкал и 3 шкалы.

Субшкала 1 «Изоляция» содержит утверждения, говорящие об отсутствии людей, с которыми возможен близкий контакт.
Субшкала 2 «Переживание одиночества» включает в себя сформулированные в общем виде утверждения, конструирующие образ Я респондента как одинокого человека.
Субшкала 3 «Отчуждение» подчёркивает отсутствие значимых связей с окружающими людьми.
Субшкала 4 «Дисфория одиночества» измеряет негативные чувства, связанные с пребыванием в одиночестве.
Субшкала 5 «Одиночество как проблема» отражает негативную оценку одиночества как феномена.
Субшкала 6 «Потребность в компании» измеряет переживаемую потребность в общении.
Субшкала 7 «Радость уединения» измеряет принятие человеком одиночества и уединения.
Субшкала 8 «Ресурс уединения» содержит утверждения, отражающие продуктивные аспекты уединения.
  1. Сумма субшкал 1-3 даёт балл по шкале «Общее одиночество», отражающей степень актуального ощущения одиночества, нехватки близкого общения с другими людьми. Высокие баллы по шкале ОО связаны с актуальной выраженностью переживания изоляции, нехватки эмоциональной близости или контактов с людьми и осознанием респондентом себя как одинокого, изолированного человека. Низкие баллы по шкале ОО свидетельствуют о том, что респондент не испытывает болезненного переживания одиночества, связанного с нехваткой близости или общения, и не считает себя одиноким человеком.
  2. Сумма субшкал 4-6 даёт балл по шкале «Зависимость от общения», отражающей неприятие одиночества, неспособность оставаться одному. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о негативном представлении респондента об одиночестве и его склонности искать общение любой ценой с целью избежать ситуаций уединения, которые связаны с неприятными или болезненными переживаниями. Низкие баллы по этой шкале, напротив, отражают спокойное, толерантное отношение к переживанию одиночества, ситуациям уединения и одиноким людям.
  3. Сумма субшкал 7-8 даёт балл по шкале «Позитивное одиночество», измеряющей способность человека находить ресурс в уединении, творчески ис пользовать его для самопознания и саморазвития. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о том, что респондент испытывает положительные эмоции в ситуациях уединения, умеет ценить их и стремится осознанно уделять время наедине с самим собой в собственной жизни. Низкие баллы по этой шкале отражают неспособность респондента находить ресурс в ситуациях уединения и отсутствие положительных эмоций в связи с уединением. По данным пилотажных исследований, показатель позитивного одиночества коррелирует с творческой активностью.

Краткая версия опросника содержит 24 утверждения, на основе которых рассчитываются баллы только по 3 шкалам.

Практическая значимость

Дифференциальный опросник переживания одиночества — оригинальный психодиагностический инструмент, направленный на изучение одиночества
как многомерного феномена, включающего в себя как негативные стороны, лежащие на поверхности и давно служащие объектом научного изучения, так и позитивные стороны, менее очевидные и реже попадающие в фокус внимания, но играющие большую роль в развитии зрелой
самодетерминируемой личности.

Представленные данные свидетельствуют о высокой надежности и валидности шкал опросника ДОПО-3 в его полной и краткой версиях и позволяют рекомендовать его как для исследовательских целей, так и для целей индивидуальной психологической диагностики. Методика не имеет аналогов ни в русскоязычном варианте, ни за рубежом

Она может найти применение в самых разных исследовательских и прикладных контекстах и дать новый толчок исследованию и пониманию одиночества как важного и неоднозначного человеческого феномена.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *