Описание методики
Методика представляет собой опросник, основанный на экзистенциальных представлениях об отношении личности к одиночеству, согласно которой принятие одиночества как экзистенциального факта открывает человеку возможность ценить ситуации уединения и использовать их как ресурс для аутокоммуникации и личностного роста. Неприятие или страх одиночества, напротив, приводят к избеганию уединения, постоянному поиску социальных контактов, что становится избеганием встречи человека с самим собой и препятствием для личностного роста. Методика создана и валидизирована в 2013 году Е.Н. Осиным и Д.А. Леонтьевым.
Интерпретация
Вариант ответа | В прямых значениях | В обратных значениях |
---|---|---|
Не согласен | 1 балл | 4 балла |
Скорее не согласен | 2 балла | 3 балла |
Скорее согласен | 3 балла | 2 балла |
Сгласен | 4 балла | 1 балл |
Полная версия
Шкала | В прямых значениях | В обратных значениях |
---|---|---|
Изоляция | 7, 10, 12 | 20, 21 |
Самоощущение | 2, 4, 15, 24, 34 | |
Отчуждение | 13, 27, 29 | 1, 8 |
Дисфория | 5, 35, 37 | 23, 38 |
Проблемное одиночество | 11, 17, 26, 32, 39 | |
Потребность в компании | 9, 18, 30, 33 | 3 |
Радость уединения | 6, 14, 31, 36 | |
Ресурс уединения | 16, 19, 22, 25, 28, 40 | |
Общее переживание одиночества | 2, 4, 7, 10, 12, 13, 15, 24, 27, 29, 34 | 1, 8, 20, 21 |
Зависимость от общения | 5, 9, 11, 17, 18, 26, 30, 32, 33, 35, 37, 39 | 3, 23, 38 |
Позитивное одиночество | 6, 14, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 36, 40 |
Краткая версия
Шкала | В прямых значениях | В обратных значениях |
---|---|---|
Общее переживание одиночества | 1, 5, 6, 14, 16, 21 | 4, 10 |
Зависимость от общения | 2, 8, 11, 18, 20, 23 | 13 |
Позитивное одиночество | 3, 7, 9, 12, 15, 17, 19, 22, 24 |
Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
Описание:предназначен для определения уровня одиночестваИнструкция.Текст опросника (вопросы).
№ | Утверждения | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
1 | Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку | ||||
2 | Мне не с кем поговорит | ||||
3 | Для меня невыносимо быть таким одиноким | ||||
4 | Мне не хватает общения | ||||
5 | Я чувствую, будто никто не понимает меня | ||||
6 | Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне | ||||
7 | Нет никого, к кому бы я мог обратиться | ||||
8 | Я сейчас больше ни с кем не близок | ||||
9 | Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи | ||||
10 | Я чувствую себя покинутым | ||||
11 | Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает | ||||
12 | Я чувствую себя совершенно одиноким | ||||
13 | Мои социальные отношения и связи поверхностны | ||||
14 | Я умираю от тоски по компании | ||||
15 | В действительности никто как следует не знает меня | ||||
16 | Я чувствую себя изолированным от других | ||||
17 | Я несчастен, будучи таким отверженным | ||||
18 | Мне трудно заводить друзей | ||||
19 | Я чувствую себя исключенным и изолированным другими | ||||
20 | Люди вокруг меня, но не со мной |
Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.ИнтерпретацияЧувства, которые ассоциируются с одиночеством
Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | Фактор 4 |
отчаяние | депрессия | невыносимая скука | самоуничижение |
Отчаяние | Тоска | Нетерпеливость | Ощущение собственной непривлекательности |
Паника | Подавленность | Скука | Никчемность |
Беспомощность | Опустошенность | Желание к перемене | Ощущение собственной глупости |
Напуганность | Изолированность | Скованность | Застенчивость |
Утрата надежды | Жалость к себе | Раздражительность | Незащищенность |
Покинутость | Меланхолия | Неспособность взять себя в руки | Отчужденность |
Ранимость | Тоска по конкретному человеку |
Фактор 1: | Фактор 2: | Фактор 3: | Фактор 4: | Фактор 5: |
свобода от привязанностей | отчужденность | уединенность | вынужденная изоляция | перемена места |
Отсутствие супруга | Чувствую себя «белой вороной» | «Прихожу домой в пустой дом» | Привязанность к дому | Пребывание вдали от дома |
Отсутствие партнера | Непонимание со стороны других | «Всеми покинут» | Прикован к постели | Новое местоработы или учебы |
Разрыв отношений с супругом,с любимым | Никчемность | Отсутствие средств | Слишком частые переезды или передвижения | |
Отсутствие близких друзей | Частые разъезды |
Фактор 1: | Факто 2: | Фактор 3: | Фактор 4: |
печальная пассивность | активное уединение | прожигание денег | социальный контакт |
Плачу | Учусь или работаю | Транжирю деньги | Звоню другу |
Сплю | Пишу | Делаю покупки | Иду к кому-нибудь в гости |
Сижу и размышляю | Слушаю музыку | ||
Ничего не делаю | Делаю зарядку | ||
Переедаю | Гуляю | ||
Принимаю транквилизаторы | Занимаюсь любимым делом | ||
Смотрю телевизор | Хожу в кино | ||
Пью или «отключаюсь» | ЧитаюМузицирую |
невысоко себя оценивающиеДиагностика школьной тревожности: опросник ФиллипсаЦель методики. Возрастные ограничения. Процедура диагностики. Необходимые материалы. Инструкция. ответов сверху напишите свое имяОпросникЧасто ли у тебя возникает ощущениек Доволен ли ты темСнилось ли тебе временамиОбработка результатов.школьная тревожностьФрустрация потребности в достижении успехаСтрах ситуации проверки знанийНизкая физиологическая сопротивляемость стрессуПроблемы и страхи в отношениях с учителямиИнтерпретация результатов.Общая тревожность в школеПереживание социального стрессаФрустрация потребности в достижении успехаСтрах самовыраженияСтрах ситуации проверки знанийСтрах не соответствовать ожиданиям окружающихзначимость других в оценке своих результатовНизкая физиологическая сопротивляемость стрессуПроблемы и страхи в отношениях с учителямиСписок литературы
3
Внутренняя структура
Полная версия опросника содержит 40 утверждений, сгруппированных в 8 субшкал и 3 шкалы.
- Субшкала 1 «Изоляция» содержит утверждения, говорящие об отсутствии людей, с которыми возможен близкий контакт.
- Субшкала 2 «Переживание одиночества» включает в себя сформулированные в общем виде утверждения, конструирующие образ Я респондента как одинокого человека.
- Субшкала 3 «Отчуждение» подчёркивает отсутствие значимых связей с окружающими людьми.
- Субшкала 4 «Дисфория одиночества» измеряет негативные чувства, связанные с пребыванием в одиночестве.
- Субшкала 5 «Одиночество как проблема» отражает негативную оценку одиночества как феномена.
- Субшкала 6 «Потребность в компании» измеряет переживаемую потребность в общении.
- Субшкала 7 «Радость уединения» измеряет принятие человеком одиночества и уединения.
- Субшкала 8 «Ресурс уединения» содержит утверждения, отражающие продуктивные аспекты уединения.
- Сумма субшкал 1-3 даёт балл по шкале «Общее одиночество», отражающей степень актуального ощущения одиночества, нехватки близкого общения с другими людьми. Высокие баллы по шкале ОО связаны с актуальной выраженностью переживания изоляции, нехватки эмоциональной близости или контактов с людьми и осознанием респондентом себя как одинокого, изолированного человека. Низкие баллы по шкале ОО свидетельствуют о том, что респондент не испытывает болезненного переживания одиночества, связанного с нехваткой близости или общения, и не считает себя одиноким человеком.
- Сумма субшкал 4-6 даёт балл по шкале «Зависимость от общения», отражающей неприятие одиночества, неспособность оставаться одному. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о негативном представлении респондента об одиночестве и его склонности искать общение любой ценой с целью избежать ситуаций уединения, которые связаны с неприятными или болезненными переживаниями. Низкие баллы по этой шкале, напротив, отражают спокойное, толерантное отношение к переживанию одиночества, ситуациям уединения и одиноким людям.
- Сумма субшкал 7-8 даёт балл по шкале «Позитивное одиночество», измеряющей способность человека находить ресурс в уединении, творчески ис пользовать его для самопознания и саморазвития. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о том, что респондент испытывает положительные эмоции в ситуациях уединения, умеет ценить их и стремится осознанно уделять время наедине с самим собой в собственной жизни. Низкие баллы по этой шкале отражают неспособность респондента находить ресурс в ситуациях уединения и отсутствие положительных эмоций в связи с уединением. По данным пилотажных исследований, показатель позитивного одиночества коррелирует с творческой активностью.
Краткая версия опросника содержит 24 утверждения, на основе которых рассчитываются баллы только по 3 шкалам.
Практическая значимость
Дифференциальный опросник переживания одиночества — оригинальный психодиагностический инструмент, направленный на изучение одиночества
как многомерного феномена, включающего в себя как негативные стороны, лежащие на поверхности и давно служащие объектом научного изучения, так и позитивные стороны, менее очевидные и реже попадающие в фокус внимания, но играющие большую роль в развитии зрелой
самодетерминируемой личности.
Представленные данные свидетельствуют о высокой надежности и валидности шкал опросника ДОПО-3 в его полной и краткой версиях и позволяют рекомендовать его как для исследовательских целей, так и для целей индивидуальной психологической диагностики. Методика не имеет аналогов ни в русскоязычном варианте, ни за рубежом
Она может найти применение в самых разных исследовательских и прикладных контекстах и дать новый толчок исследованию и пониманию одиночества как важного и неоднозначного человеческого феномена.