Тест сонди — psylab.info

Особенности расшифровки результатов

Теория влечение Сонди подразумевает, что каждый из факторов – это ведущий жизненный радикал. Вместе эти факторы формируют 4 жизненных вектора:

  • Сексуальное влечение;
  • Я-влечение;
  • Пароксизмальное влечение;
  • Контактное влечение.

Все векторы имеют множество вариаций проявления, а потому, несмотря на генетическую концепцию, каждый человек имеет перед собой множество дорог (вариантов судеб). Реализация каждого фактора может осуществляться множеством различных путей.

Это интересно

Все факторы имеют свои аналоги в мире животных, что подтверждает теорию эволюции. Только кататония и паранояльность являются сугубо человеческими.

Полученные результаты могут расшифровываться с трех позиций:

  • Интерпретации каждого фактора и вектора (с точки зрения нулевых, положительных, отрицательных и амбивалентных реакций);
  • Трансформации каждого фактора, исходя из 7 уровней (филогенетического, парциального влечения детства, взрослого периода, характера, профессии, сублимации и последнего уровня оценивающего отклонения от нормы);
  • Индивидуально-личностного подхода (учитываются: биологические предпосылки, конституционный тип, свойства личности и характера, выбор профессии, социальная активность и отклонения от нормы).

Обработка результатов

Составление профиля влечения

Векторы S P Sch C
Факторы h s e hy k p d m
Баллы

Регистрационный бланк-сетка для теста Сонди</center>

Буквы на схеме профиля обозначают в закодированном виде те потребности (факторы), которым соответствует каждый из восьми портретов определённой серии:

  • h — сексуальная недифференцированность;
  • s — садизм;
  • e — эпилептоидные тенденции (гнев, ревность и т. д.);
  • hy — истерические проявления (демонстративность и т. д.);
  • k — кататонные тенденции (замкнутость, обидчивость и т. д.)
  • p — паранойяльные тенденции;
  • d — депрессивно-меланхолические черты (грусть, тяга к занятиям чем-то необычным);
  • m — маниакальные проявления (повышенный тон настро­ения, поиск удовольствий в жизни).

Если обследуемый во время ответа выбирает портрет как симпатичный, под буквой на схеме профиля ставится знак (+), если портрет выбирается как несимпатичный — знак (-). Таким образом, в конце первой части обследования на схеме профиля должно быть 24 знака: 12 плюсов и 12 минусов.

Обработка результатов обследования

По методу Сонди различают три формы реакции выбора:

  1. Нулевые реакции — обследуемый ни одного раза не вы­бирает портрет одного кода из числа всех предъявленных в 6 сериях или выбирает только один (как симпатичный или не­симпатичный); в приведенном примере это портреты с кодами «е» — один негативный выбор (портрет был один раз выбран как несимпатичный).
  2. Полные реакции — обследуемый выбирает 4 и более раз портрет, который относится к конкретному фактору (как сим­патичный или несимпатичный); в примере это портреты с ко­дами «s» (6 выборов, из них 4 позитивных и 2 негативных), «р» (4 выбора, 3 позитивных и 1 негативный), «d» (4 выбора, все негативные).
    Среди полных реакций отдельно обозначают амбивалент­ные реакции — 4 и больше выборов, среди которых два и боль­ше с противоположными знаками (выбор по коду «s» является полным и амбивалентным); позитивные реакции — 4 и больше выборов, однако, количество негативных среди них не больше одного (например, выбор по коду «р»); негативные реакции — 4 и больше выборов, однако количество позитивных среди них не больше одного (например, выбор по коду «d»).
  3. Средние реакции — портрет, который относится к первому фактору, выбирается два или три раза (как симпатичный или несимпатичный). Примером таких реакций на схеме являются портреты с кодами «h» (3 выбора, 2 позитивных и 1 негативный), «hy» (два позитивных выбора), «к» (2 выбора, позитивный и негативный), «m» (2 негативных выбора).

С точки зрения психологии влечений нулевые реакции сви­детельствуют о том, что данная потребность (фактор) является важной для субъекта, однако на момент тестирования она уже удовлетворена в полной мере (т. е

еще до момента выбора).

Полная реакция также свидетельствует о значительной роли данной потребности (фактора) обследуемого. Сонди считает, что, в отличие от нулевой реакции, в случае полной реакции данная потребность является нереализованной (фрустрирован­ной). Также он подчеркивает, что количество выборов указыва­ет на силу потребности, а направление тенденции, (+) или (-), на установку «Я».
В соответствии с теорией Сонди, позитивные выборы сви­детельствуют о том, что обследуемый удовлетворен данной тен­денцией у себя, но реализации данной потребности мешают только внешние обстоятельства. Человек ждет удобного момен­та для удовлетворения этой потребности.

Негативные выборы говорят о том, что человек не удовлет­ворен соответствующей тенденцией, возражает ее проявлению у себя, а реализации данной потребности мешают внутрилич-ностные преграды.
На практике часто встречаются три формы полных реак­ций:

  1. Позитивная реакция с высоким напряжением — обследу­емый выбирает четыре, пять или шесть портретов одного фак­тора, причем все как симпатичные (+4, +5, +6);
  2. Негативные реакции с высоким напряжением — обследу­емый выбирает четыре, пять или шесть портретов одного фак­тора, причем все как несимпатичные (-4, -5, -6);
  3. Полная амбивалентная реакция — обследуемый выбирает шесть портретов одного фактора в вариантах:
    • а) два или три — как симпатичные, остальные два или три — как несимпатич­ные (+2/-2; +2/-3; +3/-2; +3/-3);
    • б) четыре — как симпатич­ные (несимпатичные), два — в противоположном направлении (+4/-2, +2/-4).

Описание теста

Для проведения теста используются 48 изображений, разбитых в группы по 8 штук. Человек должен в каждом блоке картинок выбрать 2 наиболее симпатичных и 2 вызывающих отторжение. При тестировании отграничивается время для размышлений, так как изображения должны выбираться интуитивно.

Изображения в данном тесте довольно специфические, поэтому могут вызывать отторжение. В таком случае, требуется выбрать те, которые вызывают наименьшее отвращение, а затем те, которые — наибольшее.

С помощью теста оцениваются 8 основных влечений:

  • Сексуальная недифференцированность;
  • Садизм и мазохизм;
  • Эпилептоидные тенденции;
  • Истерия;
  • Кататония;
  • Паранояльность;
  • Депрессия;
  • Маниакальность.

Каждый из 8 портретов в группе изображений относится к тому или иному фактору влечения. После прохождения теста результаты фиксируются на специальной сетке, после чего подсчитываются баллы. Если тест проходить онлайн, то результат выводится автоматически.

Теоретические основы

Теоретической основой метода является теория генетического детерминизма. Согласно представлениям Сонди, жизнь человека управляется латентной энергией желаний, т. е. потребностями и энергией Суперэго. Источником желаний выступают гены. Генетически минимальной единицей желания является импульсивная тенденция, при этом человек несет в себе два наследственных задатка для каждой потребности — один материнский и один отцовский, которые соединены в одну пару генов. При выходе на первый план одной тенденции, другая остается латентной и ждет своего проявления. Такими образом, Сонди считал, что импульсивные тенденции заложены в виде пары, которая создает потребность или фактор.

В основе интерпретационного подхода Сонди лежат идеи 3. Фрейда, представлявшего личность в виде сложного взаимосвязанного конструкта, в котором «Я» человека (Ego) формируется, с одной стороны, под воздействием «Оно» (Id), то есть под мощным влиянием инстинктов, неосознаваемых влечений и потребностей, а с другой стороны, под воздействием требований социума, накладывающего запреты, табу на свободное удовлетворение эгоистических потребностей. Если социокультурные нормы поведения интериоризируются (усваиваются) человеком, то поведение, которое диктуется бессознательными инстинктами, оттормаживается, берется под контроль его собственным «сверх-Я» (Super-Ego). Выраженный внутренний конфликт между истинными потребностями и интериоризированными социальными установками индивида (фрустрация) приводит к нервно-психическим нарушениям, которые могут проявляться различным образом: депрессией, нарушениями сна, страхами, физиологическими проявлениями, неправильным поведением, алкоголизмом, наркоманией, суицидальными тенденциями, вспышками агрессии и т. д. Поскольку одной из ведущих потребностей является потребность в реализации сексуального влечения, то во главу угла многих проблем невротического круга Фрейд ставил фрустрированность сексуальной потребности, иногда в виде зафиксированных в подсознании ранних сексуально-эротических переживаний.

История создания

Методика разработана венским психологом Л. Сонди в 30-е годы XX столетия. Леопольд Сонди в процессе своей многолетней практической работы в клинике обнаружил определенную закономерность, которой подчиняется избирательность человека в общении с окружающими: как оказалось, пациенты клиники более тесно общаются и создают устойчивые формы отношений (дружба, любовь, женитьба) с лицами, которые страдают аналогичными формами психических отклонений. Неосознанное влечение к подобным себе лицам несомненно уходит корнями в генетическую предиспозицию. На этом и основана концепция судьбоанализа Сонди, согласно которой у каждого конкретного человека в течение жизни на почве унаследованных генотипических свойств проявляется обусловленный ими выбор (генотропизм) в отношении тех лиц, которые близки его собственному личностному паттерну. В лаборатории эндокринологии и конституциональной патологии им был собран обширный эмпирический материал с использованием фотографических портретов лиц с серьезными психологическими проблемами и разными психическими заболеваниями. Данные клинико-генетического исследования легли в основу теста восьми влечений, интерпретация которого в виде судьбоанализа базируется на теории бессознательного и психоанализе Зигмунда Фрейда.

Процедура проведения

Cтимульный материал методики представлен шестью сериями портретов (I-VI); в каждой серии — восемь портретов людей, у которых в наиболее чистом виде представлена одна из ряда патологий: сексуальная недифференцированность, агрессивность, проявляющаяся садо-мазохистическими тенденциями, эпилептоидные черты, истерические склонности, шизоидные проявления, паранойяльность, депрессия, маниакальное состояние.

В процессе обследования испытуемому предлагается выбрать сперва два симпатичных (или наиболее приемлемых) портрета, а затем — два наименее симпатичных (неприемлемых) портрета из восьми предъявляемых и разложенных согласно их порядковому номеру портретов первой серии. Эта процедура повторяется каждый раз по предъявлении каждой новой серии — их всего шесть. Выбранные портреты регистрируются согласно порядковому номеру каждого портрета от 1 до 8 и коду каждого портрета, отражающему его факторное значение: h — сексуальная недифференцированность; s — садизм-мазохизм; е — эпилептоидные тенденции; hу — истерические склонности; k — кататонические проявления; р — паранойяльность; d — депрессивное состояние; m — маниакальные проявления.

Римская цифра от I до VI указывает на номер серии. Таким образом, каждое из шести предъявлений содержит восемь портретов, которые раскладываются перед испытуемым в два ряда в соответствии с их нумерацией.

Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будут предлагаться серии портретов. Вглядитесь в них внимательно. Сперва отберите тот, который Вы хотя бы относительно предпочитаете перед остальными, а затем другой, тоже предпочитаемый, но чуть меньше первого. Если даже это трудно сделать и не нравится ни один из них, то выберите тот, что меньше всех не нравится, а затем — следующий за ним». Испытуемый может выложить ряд из восьми портретов, принадлежащих к одной серии, при этом получится континуум, один из полюсов которого — полюс симпатии, другой — полюс антипатии. Два первых портрета засчитываются как предпочитаемые, два последних — как отвергаемые. При сильном сопротивлении, которое чаще всего носит эго-защитный характер, исследование можно проводить следующим образом: после выполненной инструкции «Выберите, пожалуйста, два наиболее приятных или симпатичных портрета из лежащих перед Вами» оба выбранных портрета убираются и складываются в отдельную стопочку. Затем следует инструкция: «Отберите, пожалуйста, два самых неприятных портрета и дайте мне их». Эти два портрета также убираются из поля зрения испытуемого и складываются в отдельную стопочку отвергаемых портретов. Такая процедура проделывается с каждой из шести серий. Испытуемый должен начинать рассмотрение портретов и делать свой выбор лишь тогда, когда все восемь портретов данной серии лежат перед ним. При этом следует строить эксперимент таким образом, чтобы время на раздумье было ограничено.

Исследователя интересует первая непосредственная реакция. Исследование, обозначенное Сонди как «заднеплановый заход» (в модификации Собчак — «второй план»), предоставляет испытуемым возможность довыбора двух симпатичных и двух отвергаемых из оставшихся после первого выбора портретов каждой серии. Каждый заднеплановый личностный профиль формируется отдельно и сравнивается с данными первого исследования по векторной формуле. Личностный профиль испытуемого вырисовывается при заполнении специальных сеток.
Для многократных исследований заготавливаются два регистрационных листа, каждый содержит десять сеток. Один набор сеток предназначен как для однократного, так и для многократных «переднеплановых» исследований, а второй — для дополнительных, «заднеплановых» исследований.

Описание методики

Тест Сонди — проективный личностный тест, разработан швейцарским врачом, психоаналитиком и психологом Леопольдом Сонди в 1947 году.

Тест Сонди базируется на положении, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены сочетаниями 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет с помощью теста Сонди ту или иную патологию или проблему обследуемой личности. В обоснование своего теста, Сонди высказывает предположение, что наиболее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, которые соответствуют наиболее значимым потребностям индивида и соответствуют его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям. Свои предположения Сонди аргументирует проведенными экпериментальными исследованиями теста и клиническими наблюдениями.

Стимульный материал состоит из 48 стандартных карточек с портретами людей с психическими рас­стройствами (гомосексуализм, садизм, эпилепсия, истерия, кататоническая форма шизофрении, параноидная шизофрения, депрессия, мания). Карточки-портреты разделены на шесть серий по восемь штук (по одному портрету от каждой категории больных). Об­следуемому предлагается во всех сериях портретов выбрать по два наиболее и наименее понравившихся.

Основное психодиагностическое обследование влечений со­стоит из двух частей. Первая его часть заключается в выборе две­надцати симпатичных и двенадцати несимпатичных портретов, она диагностирует те импульсивные влечения и эго-функции, которые благодаря своей эпизодической актуальности выходят на передний план личности. Эта часть эксперимента называется «первым заходом», а профиль «первого захода» называется «про­филем переднего плана» (ППП). Таким образом, для диагности­ки первого захода используются 24 портрета из 48 предложенных.

Вторая часть обследования состоит из выбора тех 24 портре­тов, которые остались невыбранными в первом заходе. По ре­зультатам второй части составляется вывод об импульсах вле­чений той части личности, которая осталась на заднем плане (т. н. профиль заднего плана (ПЗП)).

Время проведения – 15-20 мин.

Тест предназначен для работы с детьми старше 10 лет и взрослыми. Так как структура влечений, лежащая в основе перцепции материала методики Сонди универсальна, тест Сонди может использоваться для людей любой национальности и социально-региональной принадлежности.

Предмет диагностики: Диагностика содержания и структуры человеческих побуждений, оценка эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности различных заболеваний, профессиональных, сексуальных и криминальных предпочтений.

Методика может использоваться:

  • в клинической практике, психологическом консультировании и психотерапии — для уточнения содержания проблем и возможностей клиентов, выявления уровня стресса и эмоциональных расстройств, оценки эффективности психологической и фармакологической коррекции, судебно-психологической экспертизы,
  • в управлении персоналом и профессиональном консультировании — для профориентации и профотбора, оценки профессионального потенциала сотрудников, прогнозирования их поведения в экстремальных ситуациях и эффективности решения различных задач, выбора способов мотивирования.

Основные идеи работ Леопольда Сонди

Автором портретного теста стал известный психолог еврейского происхождения Леопольд Сонди. Еще в юности будущий создатель метода портретной оценки решил стать врачом, поскольку одной из немногих сфер, доступных евреям во времена его молодости, была именно медицина.

Леопольд Сонди интересовался экспериментальной психологией. Начав активно изучать людей, страдающих нервными и психическими заболеваниями, он выдвинул идею о том, что психопатология накладывает сильный отпечаток на внешность пациента.

Психолог устроился работать в лабораторию, находившуюся в здании школы для умственно отсталых детей. Именно здесь он собрал богатый материал для исследований, пытаясь проследить генеалогию каждого ребенка и собирая данные биохимических и эндокринных исследований в поддержку своей теории.

На работы Сонди сильное влияние оказали идеи аналитической психологии Карла Юнга и психоанализ Зигмунда Фрейда. Ученый предполагал, что доминирующим фактором развития разума является внешняя среда, которая, в соответствии с принятыми теориями, стимулирует реакции, необходимые для приспособления к существующим условиям. Данные реакции, приводящие к успешной адаптации, вызывают внутренние изменения в организме, способствующие, в свою очередь, формированию определенного типа поведения.

Проводя свои опыты, Леопольд Сонди с удивлением обнаружил, что выбор «второй половинки» часто обусловлен подсознательным влечением человека к партнеру с подобной скрытой или явной патологией. Данное явление психолог назвал «генотропизмом бессознательного отбора» и даже посвятил ему первую знаменитую работу  «Анализ» .

Позитивные и негативные результаты

Помимо потребности каждого фактора в жизни есть еще разделение результатов теста на позитивные и негативные, которые также имеют свою интерпретацию:

Сексуальная недифференцированность: при положительных ответах отмечается любовь и нежность, направленная в сторону себя; при отрицательных – в сторону внешнего мира.
Садизм: положительные выборы говорят об высокой активности, мужественности и даже агрессии; отрицательные свидетельствуют о цивилизованности, благородстве, способности пожертвовать собой, покорности.
Эпилептоидность: положительные – готовность помогать, доброта, чувство справедливости, терпение; негативные – накапливание злобы, нетерпимость, ревность и ненависть.
Истерия: позитивный результат – стремление показать себя другим, произвести впечатление; негативный – скромность, следование морали, повышенная склонность к фантазиям.
Кататония: положительные выборы – эгоцентризм, обидчивость, повышенная логичность, педантизм; отрицательные – адаптация к окружающему миру, желание влиться в коллектив.
Паранояльность: положительно – лидерство, высокая самооценка, желание конкуренции; негативно – ранимость и недостаточная самооценка, склонность к осторожности и недоверчивости.
Депрессивность (меланхоличность): при положительных выборах – любопытство, неуверенность, но постоянство; при отрицательных – верность, жадность и отсутствие активности.
Маниакальность: позитивные результаты – склонность к веселью, наслаждению, желание находиться в коллективе; отрицательные – замкнутость, самостоятельность, желание находиться в одиночестве.

Совокупность всех результатов оценивается по отдельности и комплексно, что позволяет отметить наиболее характерные для личности качества, увидеть ее стремления и недостатки. Особенно хорошо тест помогает при профориентации, так как результаты напрямую покажут, в каких коллективах и на какой работе отдельному человеку было бы лучше.

Научная новизна

Попытки сопоставить теории Макса Люшера и Леопольда Сонди предпринимались неоднократно многими исследователями. Макс Люшер (2011) пытался соотнести свой тест с тестом Сонди, но не получил удовлетворительно результата . Яко Борг (1988, 2004)  писал о близости тестов Люшера и Сонди, установил некоторые закономерности, но к сожалению, использовал в своих работах не полный тест Люшера, а только его восьмицветовой субтест (Сокращенный тест Люшера) и поэтому его результаты работы имеют ограниченное применение . Л.Н. Собчик (2005) соотнесла факторы Сонди с четырьмя основными цветами Люшера. Она стремилась привязать факторы Сонди к четырем основным цветам Люшера, что затруднительно вследствие имеющейся ошибки в конструкции восьмицветового теста Люшера, связанной с использованием темно-синей карточки. Такого недостатка лишен тест Фрилинга. Поэтому уже автор теста Г. Фрилинг успешно соотнес показатели своего теста с Юнговскими функциями. Нами впервые был переведен с немецкого языка его главный труд (H. Frieling, 2007), который позволил детально понять корреляции модели Фрилинга с Юнговской моделью.

Существенный вклад в дело интеграции методик внесла ученый-физик Е.С. Филатова (2012). На большой выборке портретов психически здоровых лиц она выявила некоторые внешние особенности представителя каждой из 16-ти юнговских типологических групп. 

Эти работы послужили фундаментом для сопоставления теории Фрилинга с теорией Сонди. Была также впервые установлена взаимосвязь портретов теста Сонди с портретами лиц, принадлежащих к определенным типологическим группам по Юнгу. Была установлена связь типов ВНД Павлова и категорий психологики Люшера, которая получила одобрение и положительную оценку проф. Люшера (2011). Впервые была проведена апробация категориального анализа выражения лица по Люшеру и была подтверждена эффективность подхода. Типологический анализ выражения лица (Цыганок И.И., 2016) также показал высокую результативность в работе.

Фактор h

  1. Биологические предпосылки: оба типа реакции — и «+» и «-» — отличаются преобладанием характеристик слабого типа высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип: черты инфантилизма и отсутствие ярко сраженной мужской или женской дифференцированности. Из них h+ отличается большей теплотой эмоций и конкретной адресованностью эмоциональной привязанности, а h- большей интровертностью и абстрактным направлением аффилиативной потребности. Тип реагирования — сензитивный, меланхолический.
  3. Характерологические особенности. Это лица, отличающиеся сентиментальностью, экзальтированностью чувств, высокой чувствительностью к средовым воздействиям, ведомые, нерешительные, склонные перекладывать принятие решений и ответственность на плечи окружающих, мнительные в отношении своего здоровья; их настроение в значительной мере зависит от отношения к ним окружающих; это люди ранимые, впечатлительные, эстетически ориентированные.
  4. Личностные свойства. Тревожность, при h- сочетающаяся с пессимистичностью, ведущая потребность — аффилиативная, то есть потребность в понимании, сочувствии и глубокой привязанности. Вариант h+ реализует эту потребность через привязанность к конкретным людям, через поиск удачи в личной жизни — в семье, в отношениях с мужем (женой), с детьми. Вариант h+ выявляет напряженность аффилиативной потребности в связи с тем, что это — ведущая и никогда не насыщаемая полностью потребность, которой могут мешать лишь внешние преграды, а вариант h- означает фрустрированность аффилиативной потребности, реализации которой мешают внутренние запреты (табу), в связи с чем возникает эмоциональный дискомфорт и происходит сублимация этой потребности в самоотверженность и альтруизм, реализуемые в социальной активности. Однако набор индивидуально-личностных свойств здесь тот же, что и при h+. Ведущий мотив — избегание неуспеха, стремление найти социальную нишу и защиту в виде более сильной доброжелательной личности. Стиль межличностного поведения: за кажущейся конформностью и зависимостью просматривается бесконфликтная тяга к независимости, стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений. Застенчивость и ранимость делают человека такого типа внешне более покладистым и уступчивым. Стиль мышления сочетает в себе вербально-аналитические и художественные наклонности.
  5. Выбор профессии обусловливается личностными особенностями. Лица, дающие преимущественно реакции типа h+, наиболее успешны в службе быта, в сфере сервиса, в качестве доброжелательных воспитателей детей младшего возраста. При наличии таланта успешно реализуют себя в сфере прикладного искусства, в артистической деятельности (при h+), в самодеятельности, легко вовлекаются в качестве ведомых в общественную деятельность, в самодеятельные кружки, способны увлекаться танцами, пением, поэзией, религией. Среди них встречаются повара, директора гостиниц, парикмахеры. При типе реагирования h- в большей степени проявляется тяга к врачебной деятельности, к серьезному увлечению музыкой. При высоком интеллекте и интегрированном «Я» (показатели фактора k) выражен интерес к литературе, к вопросам культуры и гуманизма.
  6. Социальная активность. Оба типа реагирования тяготеют к миссионерской деятельности с тенденцией жертвовать эгоистическими потребностями ради конкретных людей (h+) или общества в целом (h-).
  7. Болезненная деформация влечения. В качестве болезненных проявлений оба варианта могут манифестироваться в виде затрудненной сексуальной адаптации и других сексуальных инверсий. Такие люди предпочитают богемный стиль жизни. Отклоняющееся поведение базируется на сексуальной почве.
  8. Как было установлено в экспериментальном исследовании, фактор h позитивно коррелирует с значимым выбором 5-го цветового эталона метода цветовых выборов МЦВ (адаптированного теста Люшера) и 5-й шкалы СМИЛ (MMPI). Кроме того, h+ больше связан с 1-м и 6-м цветами, а также с 3-й и 7-й шкалами СМИЛ. h с 0-м цветом, 2-й и 0-й шкалами СМИЛ.

Адаптации и модификации

Модификация С.Н. Собчик — Метод портретных выборов (МПВ)

Несмотря на стремление максимально сохранить специфику стиля Сонди, временами приходилось прибегать к более понятной современному психологу терминологии. Что касается интерпретации, то в модифицированном варианте она базируется на сопоставлении восьми факторов с восьмью индивидуально-типологическим свойствами на базе упомянутой выше теории ведущих тенденций, которая рассматривает личность как образование, уходящее корнями в генетически заданную предиспозицию. Ведущие тенденции — это те устойчивые судьбореализующие факторы, которые пронизывают все уровни личности и во многом предопределяют стиль жизни, выбор профессиональной деятельности, сферы социальной активности, а также существенно влияют на формирование индивидуальной иерархии ценностей.

В модифицированном варианте все портреты были выполнены заново известным и весьма талантливым художником Б. И. Энским. При этом особая роль отводилась сохранению их психологической сущности и сходству с оригиналом. Затем валидность теста была проверена в эксперименте на репрезентативных группах нормы (765 человека) и на контингенте больных с пограничными психическими расстройствами (282 человека). В ходе дальнейшего использования данной методики численность обеих выборок многократно увеличилась.

Главная цель, которую преследовал автор модифицированного метода портретных выборов (МПВ), — это изучение концептуальной основы методики и ее феноменологической сопоставимости с индивидуально-типологическим подходом, лежащим в основе теории ведущих тенденций. Кроме того, модификация метода позволила использовать категориально-понятийный арсенал современного психолога и уточнить феноменологическую структуру методики в контексте упомянутой выше типологии индивидуально-личностных свойств.

Второй план исследования (довыбор оставшихся портретов из каждой серии — двух более приятных и двух менее приятных — после первого, основного выбора) в модифицированном тесте используется в основном для выявления характера и профессионального тропизма у тех обследуемых, данные которых по первому выбору оказались маловыразительными и свелись к полной уравновешенности всех тенденций. При этом баллы высчитываются простым суммированием показателей первого (передне-планового) и второго (заднепланового) выборов, что позволяет расставить акценты в структуре личностных свойств и дать соответствующие рекомендации.

Для облегчения и большей эффективности труда психолога, избавления его от рутинной работы по отбору и обсчету данных С. Н. Собчик совместно с программистом Л. Я. Хвостовым разработана компьютерная программа по тесту Сонди. Она работает как в диалоговом режиме (с предъявлением шести серий по восемь портретов на экране монитора в каждом предъявлении), так и по данным, полученным при обычном обследовании, введением количественных показателей вручную. При этом компьютер дает как психоаналитическую, так и индивидуально-типологическую интерпретацию с рекомендациями по выбору профессии.

Заключение

Большое количество психологических проективных тестов, с одной стороны, позволяет людям как можно лучше знакомиться с собой и своим внутренним миром, а с другой стороны, может вогнать их в состояние депрессии и апатии. Увидев неправильную расшифровку результатов, человек может подумать о наличии у себя какого-либо психического расстройства.

Важно помнить, что ни один из психологических тестов не может дать полной картины о наличии психических или эмоциональных заболеваний. Такой диагноз сможет поставить только квалифицированный специалист при проведении полноценного исследования

Поэтому не стоит относиться к тесту Сонди, как к серьезному инструменту для выявления нарушений и отклонений, – это всего лишь один из инструментов для возможного самоанализа.

Помните об этом, а мы желаем вам удачи и просим пройти небольшой опрос:

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *