Индивидуально-типологический опросник

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

При изучении личностных свойств большой
интерес представляет разница между показателями
реального и идеального образа Я конкретного
человека. Наиболее простой и часто встречающийся
вариант — наличие незначительных
количественных различий, которые позволяют
судить о том, какие особенности своего стиля
межличностного поведения индивида не
устраивают.
Опыт показывает, что образы реального и
идеального Я являются неотъемлемой частью
структуры целостного Я. Это те противоречивые
тенденции, которые нередко затрудняют
самопонимание, заставляя человека до конца дней
своих размышлять о том, какой же он на самом деле.
Окружающими человек чаще воспринимается
согласно его идеальному Я, а его актуальное Я
нередко представляет собой его внутренние
проблемы, в какой-то степени осознанные и взятые
под контроль.
Умеренное (неконфликтное) расхождение или,
скорее, неполное совпадение должно
рассматриваться как необходимое условие для
дальнейшего развития личности и
самосовершенствования.
Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у
лиц с заниженной самооценкой (V, VI, VII октанты), а
также у лиц, находящихся в состоянии
затянувшегося межличностного конфликта (IV
октант).
Противопоставление в реальном и идеальном Я
октантов I и V свойственно лицам с проблемой
болезненного самолюбия, нереализованной
авторитарности; то же в отношении IV и VIII: они
выявляют конфликт между стремлением личности к
признанию группой и собственной спонтанной
агрессивностью (проблема подавляемой
враждебности), III и VII октанты выявляют борьбу
разнонаправленных мотивов — самоутверждения и
аффилиации (стремления к слиянию с другими); II и VI
октанты противопоставляются в реальном и
идеальном Я у лиц с проблемой
независимости-подчиняемости, возникающей в
служебной, учебной или семейной ситуации и
вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему
протесту.
Личности, у которых по данным ДМО обнаруживаются
доминантные, агрессивные и независимые черты
поведения, значительно реже проявляют
недовольство своим характером и межличностными
отношениями, однако и у них может выявляться
тенденция к совершенствованию своего стиля
межличностного взаимодействия с окружением; при
этом возрастание показателей того или иного
октанта в образе идеала Я определит направление,
по которому развивается личность в целях
самосовершенствования. Это имеет большое
значение для психолога при выборе методов
коррекции поведения индивида с учетом
личностных ресурсов и степени осознания
имеющихся проблем. Наличие выраженного
внутриличностного конфликта, проявляющегося
значительным расхождением показателей ДМО при
оценке реального и идеального Я, является
свидетельством высокой невротизации.

С этой книгой читают

Как обрести индивидуальную свободу. Торо за 90 минутТоро Генри Дэвид

Книга, которую вы открыли, поможет вам за предельно краткое время изучить последовательность и логическое развитие философских взглядов и воззрений американского…

Спецназ. Курс индивидуальной подготовкиУайзмэн Джон

Эта небольшая книга, написанная профессионалом, стоит энциклопедии. Здесь кратко, точно, честно описано все, что должен знать боец спецназа. Здесь рассказывается, как…

5
 (2)

Строительство индивидуального дома силами семьиСтрокинов Валентин Николаевич

Приводятся основные конструктивные решения современных индивидуальных домов. Излагается технология строительных процессов, даются рекомендации по геодезической разбивке…

3.5
 (5)

Индивидуальный предприниматель. ЭнциклопедияКасьянов Антон

Книга построена по принципу энциклопедии от А до Я. Здесь подробно рассмотрены все аспекты деятельности индивидуального предпринимателя — от регистрации и постановки на…

5
 (1)

Психология индивидуальных различийИльин Евгений Павлович

В книге приведены основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной…

4.4
 (4)

Индивидуальное и семейное психологическое консультированиеЮлия Алешина

Книги, подобные этой, часто читают с карандашом в руке, отмечая наиболее важные этапы работы. Перед Вами — краткое и толковое практическое пособие, описывающее основные…

4.3
 (5)

Настольная книга индивидуального предпринимателяКасьянов Антон, Кислов Дмитрий Васильевич, Курбангалеева Оксана

В книге подробно и разносторонне рассмотрены все аспекты деятельности индивидуальных предпринимателей: государственная регистрация, регистрация в налоговых органах,…

Индивидуальная отладка программБезбородов Ю

Индивидуальная отладка программБезбородов Ю. М.Книга посвящена отладке программ средней сложности или небольших блоков программных систем. Излагаются методика и типовые…

ВЫЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ

Для того чтобы найти правильный подход к
коррекции того или иного типа межличностного
поведения, создающего конфликтную ситуацию, при
разработке индивидуализированных мер
воспитания и руководства, важно определить такой
ключевой фактор, как самооценка. У лиц с преобладающим стилем межличностных
отношений по типу лидирующе-властного или
независимо-соперничающего (I и II октанты)
самооценка высокая, а реакция на мнение других —
игнорирующая

Прямолинейно-упорствующий и
недоверчиво-подозрительный тип поведения (III и VI)
сочетается с преобладанием критического и
негативного отношения к иным мнениям при
тенденции к завышенной самооценке.
Покорно-застенчивый и зависимо-послушный тип
поведения (V и VI октанты) характеризуется
заниженной самооценкой и избыточным уважением к
мнению других, сотрудничающе-конвенциальный и
ответственно-великодушный — VI и VIII октанты —
отличаются колебаниями самооценки в связи с ее
неустойчивостью («ищущие признания») и
выраженной ориентацией на мнение значимых
окружающих.
При низкой самооценке (преобладание V, VI октантов)
и выраженной внутренней неудовлетворенности
собой (разница по октантам реального и
идеального Я более 4 баллов) реакция на мнение
окружающих позитивная, если это мнение больше
согласуется с субъективным идеалом индивида, чем
с оценкой своего Я. В процессе внутренней
переработки критических замечаний окружающих
при сопоставлении самооценки с идеальным Я у
такой личности под влиянием императивного
нажима формируется безоговорочная
соглашательская реакция, нивелирующая любую
творческую активность и подавляющая
самостоятельность решений.
Напротив, при совпадении актуального и
идеального Я, что чаще наблюдается у лиц с
преобладанием властно-лидирующего или
независимо-доминирующего стиля межличностного
поведения, выявляется полная удовлетворенность
собой (самодостаточность), завышенная самооценка
и критическое отношение к мнению окружающих, что
затрудняет коррекцию извне. Если в варианте с
заниженной самооценкой метод поддержки и
поощрения повышает мотивацию достижения и
готовность к ответственному выполнению указаний
руководства (воспитателя), то у самодостаточных
личностей такой подход мало результативен, в то
время как императивные способы воздействия
наталкиваются на протест и реакции эмансипации.
Особенно это касается импульсивных и ригидных
личностей. Критическое мнение других в этих
случаях должно опосредоваться через внутреннюю
интегративную оценку индивида таким образом,
чтобы оно не ощущалось им как навязанное извне, а
воспринималось как свое собственное,
подмеченное и подсказанное другими в
уважительной форме.
Наиболее распространенным является третий
вариант, когда самооценка не полностью совпадает
с идеалом Я, то есть отсутствует полная
удовлетворенность собой (разница по октантам
актуального и идеального Я в пределах 4 баллов),
когда при достаточно выраженном самоуважении и
позитивной в целом оценке своей личности имеется
тенденция к дальнейшему самосовершенствованию и
известное недовольство собой. В этом случае
реакция на критику окружающих наиболее
адекватная, как это свойственно зрелой
адаптивной личности, уровень достоинства и
гибкости которой может служить мерилом
гармоничных межличностных отношений. Такие
личности осуществляют в коллективах
бесконфликтное противодействие неразумным
формам авторитарно-императивного давления и
способствуют реализации других, более
демократичных методов руководства или
воспитания. Они как бы составляют устойчивое
ядро коллектива, на которое может опереться
организационная лидирующая «верхушка».
Таким образом, применение теста ДМО в социально-психологическом
исследовании малой группы позволяет
дифференцированно подойти к решению сложных
проблем комплектования эффективно
взаимодействующих коллективов и формирования
благоприятного психологического микроклимата.

ОПРОСНИК

Опросник методики представлен в виде 128
характеристик. Испытуемый должен на
регистрационной сетке (см. с. 7) зачеркивать
крестом номера, соответствующие тем чертам,
которые он у себя находит, оставляя
незачеркнутыми остальные номера. При этом
испытуемому предлагается придерживаться
следующей инструкции: Перед вами опросник, содержащий различные
характеристики. Следует внимательно прочесть
каждую и подумать, соответствует ли она вашему
представлению
о себе. Если да, то перечеркните
крестом соответствующую порядковому номеру
характеристики цифру в сетке регистрационного
листа. Если нет, то не делайте никаких пометок на
регистрационном листе. Постарайтесь проявить
максимальную внимательность и откровенность,
чтобы избежать повторного обследования. Итак,
какой вы человек?
На следующем этапе исследования испытуемый
заполняет этот же опросник относительно своего
идеала (идеальный человек тот, который…).

Я — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ:

1. Умеет нравиться
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявлять недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Покладистый
21. Благодарный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
26. Стремится ужиться с другими
27. Доброжелательный
28. Внимательный и ласковый
29. Деликатный
30. Ободряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызывать восхищение
34. Пользуется у других уважением
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловитый, практичный
40. Соперничающий
41. Стойкий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Неуверенный в себе
51. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значительности
67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Расчетливый
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77. Озлоблен
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Самобичующий
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко поддается влиянию друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбора
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится помочь каждому
97. Стремящийся к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
101. Относится к окружающим с чувством
превосходства
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злой, жестокий
101. Часто гневлив
108. Бесчувственный, равнодушный
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Стыдливый
115. Услужливый
116. Мягкотелый
117. Почти никому не возражает
118. Навязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда со всеми дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других
128. Портит людей чрезмерной добротой

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ДМО позволяет констатировать межличностный
конфликт в семье, а также глубже понять причины
психологической несовместимости, которые могут
таиться как в разных характерах и поведенческих
паттернах членов семьи, так и в наличии у кого-то
из них внутриличностной неконгруэнтности
(внутреннего конфликта). Тест ДМО позволяет
структурировать сложившуюся картину отношений,
определить зону конфликта и понять причины его
возникновения, распознать антагонистически и
дружелюбно настроенных по отношению друг к другу
членов семьи. При этом каждый член семьи
оценивает свое реальное и идеальное Я, а затем
дает оценку другим членам семьи и обрисовывает
идеальный (в своем представлении) образ каждого
из них. Рассогласование идеала с реальным
образом оцениваемого лица представляет
значительный интерес для оценки сложившейся
ситуации в целом, а также для понимания степени
выраженности когнитивного диссонанса
обследуемого лица, то есть степени
несоответствия реально существующего индивида с
идеальным представлением о том, каким он должен
быть в глазах данного конкретного испытуемого.
Здесь обнаруживается большое разнообразие
существующих вариантов, в основе которых лежит
сопоставление как контрастных, так и
дополнительных характеристик, которые
выявляются с помощью ДМО. Для упрощения можно
отталкиваться от основных двух направлений:
доминантность-подчиняемость (соотношение
показателей I — II октантов с V — VI октантами) и
агрессивность-доброжелательность (соотношение
показателей III — IV c VII — VIII октантами).

Методологические основы ИТО Л. Н. Собчик

Индивидуальный личностный опросник ставит своей целью изучение основных свойств личности человека, таких как экстраверсия (коммуникабельность, активность), интроверсия (закрытость, пассивность), ригидность (соревновательные качества, упорство), эмотивность (демонстративность, неустойчивость), тревожность (осторожность, повышенное чувство ответственности), сенситивность (вдумчивость, чувствительность), спонтанность (предприимчиовсть, раскрепощённость) и агрессивность (наступательность, стеничность). Кроме того, посредством ИТО выявляется также стиль общения человека и его деловые качества, которых в опроснике всего представлено восемь – это зависимость, лидерство, нонконформизм, конформность, компромиссность, конфликтность, индивидуалистичность и коммуникабельность

Кроме того, посредством ИТО выявляется также стиль общения человека и его деловые качества, которых в опроснике всего представлено восемь – это зависимость, лидерство, нонконформизм, конформность, компромиссность, конфликтность, индивидуалистичность и коммуникабельность.

Как уже было упомянуто, ИТО основывается на авторской теории ведущих тенденций. Согласно этой теории, модель личности можно сравнить с деревом, имеющим корни, уходящие в почву (генетический фактор); ствол (характер), формирующийся по мере взаимодействия врождённых особенностей личности и окружающей реальности; и крону (высший уровень личности), куда входят интересы, ценностная иерархия, профессиональная и социальная активность и т.д.

Также в теории Л. Н. Собчик структура личности представляет собой замкнутую саморегулирующуюся систему, где врождённые качества проходят через всё личностное древо от самых корней до его кроны. Различные типы индивидуально-личностных свойств и связанных с ними стилей поведения являются основой ИТО, в котором отражены основные закономерности происходящего в личности процесса саморегуляции.

Обработка результатов ИТО

Обрабатываются результаты при помощи соответствующего ключа – после прохождения ИТО испытуемый набирает определённое количество баллов, в зависимости от его ответов на утверждения.

В том случае, если показатели по всем представленным шкалам находятся на уровне 3-4 баллов, это будет говорить о том, что человек эмоционально устойчив, легко адаптируется к разным ситуациям, имеет множество профессиональных возможностей, однако его характер не является ярко выраженным, как и его эмоциональная выразительность. Следует знать, что о яркой выраженности особенностей характера будет говорить показатель от 5 до 7 баллов по всем шкалам. Если же показатели превышаю отметку в 7 баллов, это означает, что человек испытывает трудности при социально-психологической адаптации.

Основываясь на максимальных баллах шкал, находящихся рядом друг с другом, можно произвести определение стиля межличностного поведения, который, в свою очередь, может быть конфликтным, индивидуалистичным, компромиссным, конформным, неконформным, зависимым или лидерским. А различные сочетания показателей по всем шкалам ИТО позволяют обрисовать индивидуальные паттерны, составляющие личность человека.

Если вы хотите проанализировать себя по данной методике в интерпретации 4brain, то вы можете это сделать в нашем тренинге по самопознанию, где собраны лучшие мировые практики психологического тестирования.

Подсчет баллов и интерпретация полученных данных

Суммируются значимые ответы,
приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий
со значимым, начисляется один балл. Полученные по
каждой шкале баллы откладываются на
соответствующих радиусах схемы. Интерпретация
находится в прямой зависимости от количества
значимых ответов по восьми шкалам.3—4 балла. Показатели в пределах нормы —
гармоничная личность.5 баллов. Заостренные — акцентуированные
черты. 6 баллов. Выраженные избыточно —
дезадаптирующие свойства.
Сильно выраженные тенденции (если показатели выше
4 баллов
), компенсированные полярными
свойствами (то есть, антитенденциями), являются
свидетельством значительной эмоциональной
напряженности и признаком наличия внутреннего
конфликта. Если показатели ниже 4 баллов, то
это говорит о сбалансированности
разнонаправленных свойств.
Если большинство показателей от 0 до 2 баллов,
то это указывает на плохое самопонимание или
неоткровенность при обследовании.
Социально-психологические аспекты (лидерство,
компромиссность, зависимость, конфликтность и
т.д.) проявляются как акцентуированный или
дезадаптирующий стиль межличностного поведения
при выраженных показателях (более 4 баллов) по
соседствующим типологическим свойствам.
Если по шкале «ложь» (неискренность) получено более
3 баллов
, то данные недостоверны.
Если по шкале «аггравация» получено более 3
баллов
, то черты характера подчеркиваются.
(Вообще же аггравация — это преувеличение
тяжести симптомов реально существующего
заболевания или болезненности состояния. В
данном опроснике — это преувеличение, излишнее
подчеркивание той или иной черты характера.)

Описание методики

Индивидуально-типологический опросник состоит из 91 пункта, каждый из которых представляет собой простое для понимания утверждение, с которым тестируемы может либо согласиться, либо нет. Каждый вопрос относится к определенной шкале, благодаря чему формируются результаты. Однако в тесте присутствуют вопросы, которые не имеют отношения ни к одному из обследуемых факторов. Они даны для улучшения достоверности опросника.

Оценка полученных результатов основывается на 8 шкалах, образованных противоположными по значению свойствами психики:

Экстраверт (направлен на окружающих);
Интроверт (направлен в себя);
Спонтанность (склонность к лидерству);
Сензитивность (ориентация на более сильного человека);
Агрессия (самоутверждение и самореализация);
Тревога (осторожность и ответственность);
Ригидность (эмоциональная устойчивость);
Лабильность (легкий и быстрый перепад эмоций).

Также имеются две дополнительные шкалы. Одна из них направлена на определение искренности тестируемого, а другая подразумевает вычисление акцентуации на сложности собственного характера.

Каждая шкала интерпретируется следующим образом:

  • 0 – 2 балла – свидетельствует об эмоциональной тупости либо о лживости во время исследования;
  • 3 – 4 балла – нормальные показатели;
  • 5 – 7 баллов – выраженные признаки акцентуации;
  • 8 – 9 баллов – признаки дезадаптации.

Существует отдельная версия опросника для детей, прошедшая клинические испытания и широко применяющаяся в возрасте 10 – 14 лет.

Описание дополнительных факторов

Вторичные оценочные шкалы были сформированы сочетанием первичных. Они являются признаками таких нарушений, как акцентуация и дезадаптация, если характеризуются высокими показателями. При результатах в пределах 3 – 4 баллов говорят о разноплановом развитии нормальной, сбалансированной личности. К вторичным факторам относятся:

  • Конформность. Чрезмерная неуверенность в себе и ориентировка на окружающих.
  • Зависимость. Человек максимально занимает оборонительную, пассивную позицию. Фактор объединяет такие шкалы, как сензитивность и интроверсия.
  • Лидерство. Качество положительное в умеренных количествах. При акцентуации проявляется излишней самоуверенностью, неуважением к окружающим, в особо запущенных ситуациях перерастает в манию величия.
  • Коммуникативность. Проявляется демонстративностью и поиском личности для самоутверждения и признания.
  • Индивидуализм. В акцентуации проявляется в качестве завышения значимости собственного мнения и невозможности переубеждения.
  • Конфликтность. Проявляется при сочетании таких шкал, как эмоциональная устойчивость (ригидность) и агрессивность.
  • Некомформность. В случае акцентуаций проявляется асоциальным поведением. Суть фактора в отвержении норм поведения. Он лежит в основе радикализма.
  • Компромиссность. Шкала сочетает тревожность и лабильность эмоций, проявляясь желанием самоутвердиться и одновременным избеганием конфликтов.

Как бороться с теми или иными проблема личностного характера можно найти в соответствующих статьях блога Brainapps.

ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

Для изучения структуры малой группы, будь то
рабочий коллектив, класс или команда, в
социальной психологии нередко используется
процедура социометрии, впервые предложенная Дж.
Морено. Однако при исследовании
социометрических структур отдельные члены
группы, приобретая определенный статус,
воспринимаются как некая абстракция, безликая
единица

Высвеченная социометрией структура
группы отвечает лишь на вопрос: какова эта
структура, кто оказался в какой роли, в то
время как очень важно понять, почему
именно так сложилась структура отношений и какие
личности ее сформировали. Именно на эти вопросы
позволяют дать ответ результаты тестирования
ДМО.
После того как испытуемый оценит себя и свое
идеальное Я, предлагается оценить таким же
образом всех членов группы

Испытуемый должен
обозначить среди них того, кого считает
фактическим лидером, затем — наилучшего для
сотрудничества и наихудшего для сотрудничества
члена группы, наилучшего для приятельских
отношений и наименее подходящего для этой роли.
Такое исследование проходит каждый член группы,
оценивая себя и свой идеал, затем —
конъюнктивные (притягивающие) и дизъюнктивные
(разделяющие, отталкивающие) выборы как в плане
сотрудничества, так и в плане дружеских
отношений, а также выделяя наиболее сильную,
инициативную, лидирующую личность в группе.
Анализ полученных данных позволяет сделать
выводы о сложившейся структуре отношений, о
взаимных притяжениях и отталкиваниях.

О книге

Погружая себя в ежедневные рутинные заботы, современный человек должен помнить о своём душевном настроении и о том, как можно его поднять. Одним из наиболее эффективных способов, без сомнения, является чтение книг. Книги обладают магической силой погружать читателя в иные миры, время и даже пространства, отвлекая от многих повседневных проблем.

Книга «Индивидуально-типологический опросник» писателя Собчика Л в жанре общая философия – это весьма интересное произведение. Близко принимая проблему, рассматриваемую в книге, автор вложил душу в своё творение, отдав нам частичку себя

Детально проработанные персонажи, удивительный сюжет и тонкое описание чувств и эмоций — всё это непременно отвлечет Вас и завладеет Вашим вниманием

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *