Адаптация №1 – ужасная
Старший сын Влад пошел в сад в далеком 1997 году. Было ему тогда 2 года, а мне, ну очень молодой мамочке, был всего 21 год. Я уже имела педагогическое образование в виде училища и знала, что есть такое понятие, как адаптация – некое время, которое нужно ребенку, чтобы он привык к новой обстановке.
Как это происходило?
Привыкал Владик ужасно. Сына забрали, а меня с другими мамочками отправили гулять 2 часа. Мы и попрощаться-то не успели как следует.
Я доверилась опыту воспитателей, которые уверили, что так для ребенка будет лучше всего. Как и большинство других мамочек, которые «поставили своих детей на новую ступеньку жизни», мы ходили под окнами и прислушивались к плачу детей.
На второй день Владик согласился пойти еще раз «к деткам». Картина повторилась. Плакал все 2 часа.
Изо дня в день мы тащили орущего ребенка в сад, мужественно проживая адаптацию. Так продолжалось почти месяц!
И когда я уже решила, что сын – несадиковский ребенок и никогда не привыкнет к детскому саду, он плакать перестал и начал оставаться в группе на целый день. Смирился. Сломали.
Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?
В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.
Нужно подчеркнуть, что 2 года — наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому — он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.
Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок
Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду
Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно — не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.
Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное — это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя
Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна
Быстрые сборы, или спим до последнего
В принципе, эта ошибка — следствие предыдущей. Сердобольная мама до последнего оттягивает момент пробуждения малыша, чтобы он лучше выспался. В результате его будят буквально за 5 минут до выхода из дома. В результате получаются нервные сборы, родители раздражаются, нет времени уделить ребёнку ласку и нежность. Кроха только и слышит: «Одевайся быстрее!», «Бежим, а то опоздаем в садик!». В садик ребёнок приходит с испорченным настроением, равно как и мама.
Если ребёнка будят в последний момент, всей семье обеспечено нервное утро, а малышу испорченное настроение в садике
Просыпаться в садик нужно заранее. Пусть малыш понежится в постели, можно сделать ему массаж, погладить головку, поцеловать его и пр. На дорогу также нужно оставить достаточно времени, что полюбоваться деревьями, небом, птичками и пр. В итоге ребёнок будет бодрым, в хорошем настроении.
Несколько общих рекомендаций родителям
Пока малыш не привыкнет к детскому саду, мама и папа должны всячески поддерживать свое чадо
Привыкание длится не менее одного-двух месяцев, за это время важно не усугубить состояние ребенка, а максимально облегчить стресс. Для малыша родители являются главной опорой, именно они должны поддержать его, сделать все, что в их силах, чтобы ребенок как можно быстрее почувствовал себя комфортно в коллективе
Как адаптировать ребенка к детскому саду, что могут родители сделать для этого?
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какой режим дня у детей в детском саду?
Готовить заблаговременно
Готовить сына или дочь к посещению детского учреждения следует заблаговременно. Сначала нужно поговорить с ним/с ней, рассказать, что такое садик, чем там можно заниматься, как играть. Обязательно предупредить малыша о том, что нужно придерживаться режима.
Иногда оставлять ребенка с бабушкой, няней или кем-то из родственников. Пусть он привыкает к тому, что мама с папой могут уйти, эта ситуация вполне рядовая.
Создать дома условия, близкие к режиму детского учреждения. Пусть малыш поднимается с кровати в такое время, в которое ему придется просыпаться в будущем. Можно узнать распорядок дня в саду и попытаться подстроиться под его режим. Обязательны завтрак, дневной сон и прогулки
Важно, чтобы кроха укладывался в постель не позже 21.00 – так ему будет легче просыпаться рано. Этим можно значительно снизить уровни физической и эмоциональной нагрузок самого острого периода адаптации, даже сократить его раза в два.
Отличный способ настроить малыша на правильную волну – познакомить его с воспитателем. Если удастся заранее побеседовать с педагогом, ребенок будет воспринимать воспитателя, как уже знакомого взрослого. Тогда новая обстановка станет немного комфортнее.
В процессе посещения сада
Стараться развивать у крохи навыки общения и совместной игры со сверстниками. Для этого чаще приводить малыша на детскую площадку, приглашать домой соседских детей.
Потренироваться выполнять простые правила – научить держать ложку, пить из чашки, самому одеваться
Также важно, чтобы малыш умел пользоваться горшком, иначе в группе он будет регулярно ходить в мокром белье. Воспитатели не всегда успевают вовремя переодеть ребенка.
Научить сына или дочь позитивному мышлению, рассказать, что детский сад нравится многим детям
Можно играть дома, взяв на себя роль воспитателя. Пусть младший член семьи поучаствует в игре – так он научится следовать правилам.
Можно разрешать малышу брать с собой игрушку. Этот метод имеет двойное значение: знакомая вещица будет напоминать о доме, а также поможет наладить отношения со сверстниками, которые непременно захотят поиграть новой машинкой или куклой.
Постарайтесь внушить сыну или дочке спокойствие и уверенность собственным поведением. Психологи давно доказали, что малыш перенимает настроение мамы, ощущая малейшие эмоциональные колебания. Пусть кроха чувствует, что родители знают: садик – это хорошее место для него, здесь ему непременно понравится.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка одеваться в 3 года?
Консультация для родителей от доктора Комаровского
Посещение дошкольного учреждения – важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Как облегчить данный период? Можно выслушать мнение известных специалистов – педагогов, психологов и детских врачей. Об особенностях успешной адаптации к детскому саду Комаровский говорит много и часто. Узнаем основные рекомендации популярного теледоктора:
- начинайте посещение детского садика в тот момент, когда мать ещё не вышла на работу. Если ребёнок вдруг простудится, родительница сможет его забрать из ДОУ и побыть с ним дома одну-две недели;
- лучше всего адаптировать детей к детскому саду в определённые сезоны – летнее и зимнее время. А вот межсезонье – не лучший период для начала посещения садика, поскольку повышается вероятность простудиться;
- не будет лишней информация и о том, как проходит адаптация именно в конкретном детском саду. Возможно, воспитатели практикуют принудительное кормление или чрезмерно укутывают малышей на прогулки.
Чтобы происходила ускоренная адаптация в детском саду, Комаровский советует придерживаться некоторых важных рекомендаций:
- снизьте требования к ребёнку на начальных этапах привыкания к дошкольному учреждению. Даже если он плохо себя ведёт, нужно проявлять снисходительность;
- обязательно подготавливайте ребёнка к расширению социальных контактов с помощью более частых и продолжительных прогулок, игр в песочнице.
- обязательно занимайтесь повышением иммунитета. Если защитная система организма улучшится, ребёнок станет меньше болеть, следовательно, привыкание пройдёт значительно быстрее.
Теледоктор не исключает возникновения определённых проблем в процессе привыкания, однако отказываться от возможности приучить ребёнка к детскому саду в 4 года не следует. Лучше всего ответственно подойти к адаптационному периоду и всячески поддерживать малыша.
Что такое адаптация?
Адаптация — это умение приспособиться к новым условиям, среде, кругу общения. Даже для взрослого человека резкая смена привычного образа жизни является стрессом, а для маленького человечка, с ещё неокрепшей психикой и вовсе может стать тяжёлым испытанием.
От ребёнка потребуются огромные энергозатраты и маленький организм будет перенапрягаться. Причин много:
-
В первую очередь — любимых мамы и папы рядом больше не будет.
-
Совершенно незнакомое место, с незнакомыми взрослыми.
-
Новые правила и распорядок дня.
-
Необходимость подчинения чужим взрослым.
-
Необходимость контактировать с другими детьми.
-
Нехватка внимания, со стороны взрослого, то есть воспитателя, который разрывается один на 15-25 детей.
Вследствие этих изменений, жизнь малыша изменится коренным образом. Это стрессовое состояние, в котором будет находиться ребёнок, может начать выражаться в поведении, а именно в нарушении правил и норм, «плохих» поступках, а также вы можете заметить:
-
Нарушение сна, бессонницу или резкое пробуждение среди ночи с криком, возможны страшные сны, в которых ребёнок одни или его кто-то обижает, на этом фоне он может внезапно просыпаться в слезах.
-
Проблемы с аппетитом, его снижение или даже отсутствие. В большинстве случаев, «садовское» меню сильно отличается от домашнего, поэтому вполне возможно что ребёнок может отказываться есть новые, незнакомые блюда.
-
Регресс умений и навыков. Малыш, который давно умеет ходить на горшок, разговаривать и самостоятельно есть, вдруг теряет этот навык.
-
Исчезновение или снижение интереса узнавать новую информацию. Ребёнку неинтересны игрушки и ровесники в группе. Это нормально — психика в стрессе стремится к покою, всё новое только усугубляет стресс, поэтому на этапе адаптации, ребёнок может отказываться от познавательной активности.
-
Несвойственное поведение. Активный, весёлый и общительный малыш может замкнуться в себе, а спокойный ребёнок вдруг начинает проявлять агрессию и злость по отношению к окружающим.
Адаптация — это очень сложный период, одни дети начинают вести себя неузнаваемо, другие отказываются идти в сад и льют слёзы, третьи спокойно заходят в группу и забывают о маме. Поведение может поменяться просто кардинально, однако со временем, эти и похожие проблемы чаще всего исчезают или становятся менее заметны и чувствительны.
Успех адаптационного процесса судят по вышеперечисленным проблемам, точнее, по их количеству и времени прохождения. На основе этих данных психологи выделяют несколько видов адаптации.
Сплотитесь вокруг проблемы
Мы уже говорили, что оформление ребенка в сад меняет жизнь не только самого малыша, но и всей его семьи, оголяя проблемы, которые в ней существуют: меняется режим, и оказывается, что ребенка невозможно быстро собрать, от папы утром совершенно нет толку, бабушка не может забирать ребенка по вторникам, а кошка только и делает, что лезет под ноги. Кроме того, добавляются внешние стрессовые ситуации — теперь всем нужно на работу, ребенок выходит в оценивающий его социум, а все дела нужно успеть за выходные.
Екатерина Левина советует: «Воспринимайте кризисы как неизбежные этапы жизни. Они приводят к изменениям, к которым иногда оказывается не готова семейная система
Это сложное время, и тут важно поддерживать и помогать друг другу. В данном случае можно только пожелать мужества и мудрости всем членам семьи
Помните: так будет не всегда, вы обязательно справитесь со всеми трудностями».
Эксперты:
Екатерина Левина
Надежда Луковкина
Елизавета Тюрина
…и истерикам
«Самое страшное для ребенка — это потеря значимого взрослого, которым является родитель. И чем младше ребенок, тем больше он зависит от него, ведь взрослый — это гарантия жизни ребенка, залог его безопасности и уверенности в том, что он любим, принят и защищен, — объясняет Екатерина Левина. — И когда мама прощается с малышом в раздевалке, ему может быть очень страшно, особенно если в его жизни был опыт покидания. Отсюда и вопросы: “А ты за мной приедешь? А точно придешь?”. В момент, когда это происходит, поверьте, что для ребенка ваш уход — это сильное переживание
И важно поддержать малыша, не обесценивая его чувства»
Но несмотря на все это, помните, что все скандалы малыш закатывает для родителей, а с воспитателями в группе этого почти не бывает. «Конечно, любой маме трудно видеть плачущим своего ребенка, и тем более оставлять его одного в таком состоянии. Но если потакать ему, то эти слезы не кончатся никогда. — уверяет Елизавета Тюрина. — Более того, и это проверено не на одном десятке детей, стоит уйти маме бьющегося в истерике ребенка, и через полторы минуты он совершенно спокоен и занимается в группе своими делами».
Совершенно не обязательно ваш ребенок будет с трудом вставать по утрам, упираться по дороге в садик, устраивать вам скандалы в раздевалке и страдать от тяжелого адаптационного периода — возможно, он с радостью воспримет эти изменения в его жизни
Но родителям важно быть готовым к тому, что это очень вероятный сценарий. Вот несколько советов тем, у кого адаптация проходит тяжело:
Будьте внутренне уверены в том, что это необходимо. «Если родитель твердо знает, что ему нужно уходить, ребенку будет легче смириться с расставанием. А если родитель тревожится, то метаться будет и ребенок», — уверена Екатерина Левина. Объясните малышу, что вам необходимо уйти, но вы обязательно вернетесь за ним. Уверенности вам несомненно прибавит и осознание того, что вы оставляете своего ребенка в надежных и заботливых руках.
Помните про кризис 3-х лет. О том, что это такое, вы можете подробнее прочитать здесь. Часто ребенок отправляется в сад в самый разгар кризиса трех лет, и этот факт может усложнить и затянуть период адаптации малыша к саду.
Позвольте ребенку грустить. Ребенок имеет право на свои чувства. «Вместо того, чтобы ругать малыша за слезы, разделите его переживания: “Мне тоже очень грустно, что мы расстаемся, но мы обязательно встретимся вечером…”, или “Мне жаль, что тебе не хочется идти в сад, но это необходимо…», — рекомендует Екатерина Левина.
Заведите ритуал прощания. Оставляя ребёнка в детском саду, постройте с ним планы на вечер, например, вместе сходить на горку или почитать любимую книжку. Обязательно выполните их, а на следующий день придумайте новые.
Попросите кого-то другого. Если истерики долгое время не кончаются, необходимо выключить из процесса того, на кого интенсивнее всего реагирует ребенок: помните, что малыш не оставит попыток воздействовать на вас, если будет видеть, что вы на это откликаетесь. Пусть в сад малыша приводит тот, с кем ребенку легче расставаться.
Не пугайте малыша садом. «Будешь плохо себя вести — пойдешь в сад!», «Не успокоишься — не приду за тобой!» — так очень часто родители унимают разгулявшегося ребенка. Екатерина Левина предостерегает от этой ошибки: «Задача родителей — показать ребенку сад в позитивном ключе, а не сделать его местом исполнения наказания. Ищите другие способы воздействия».
Выходите из дома пораньше. Не факт, что можно что-либо сделать, чтобы истерика закончилась. Но если вы знаете, что вас ждет в раздевалке сада — выходите из дома раньше, начинайте ее профилактику по дороге. Ведь если времени впритык, и вам некогда пообщаться с малышом, у него создастся ощущение, что вы хотите поскорее избавиться от него. А это вряд ли вам поможет.
Доверьтесь воспитателю. Вы ведь уже общались с воспитателями и заведующим сада, уверены в их профессионализме и без сомнений привели к ним своего малыша. Если ничего не помогает, если на пределе сил уже и вы, и ребенок, просто передайте малыша в руки воспитателя, который найдет способ договориться с ребенком. А в случае, если ему это не удастся, он обязательно позвонит.
Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду
Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными. Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе. Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.
О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.
Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.
В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана. Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания. Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.
У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.
Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.
Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.
В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями — ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.
Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.
Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.
Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.
Секреты успешной адаптации:
Правильный режим дня. Малыш должен высыпаться и легко сам вставать в садик.
Утро должно быть добрым и без суеты. Заведите ритуал утренних обнимашек, совместного умывания и выбора одежды и игрушек в сад
Ваша задача насытить малыша с утра своим вниманием, нежностью и заботой, чтобы их хватило ему до вечера.
Вместе с ребенком выберите какую-то вещицу, которая будет напоминать ему о вас: носовой платочек, маленькую игрушку, которую можно убрать в кармашек платья или шорт. Во Франции эту роль выполняет игрушка дуду, без которой ребенка в сад не примут.
Каждый день придумывайте малышу ответственное задание в садике
Поздороваться с рыбками в аквариуме, помочь нянечке накрыть на стол, расчесать всех кукол, собрать как можно больше листьев на прогулке и т.д.
Договоритесь с воспитательницей, что она разрешит вашему крохе брать с собой в кровать любимую игрушку. Только учтите, что к средней группе эту практику все равно исключат.
Договоритесь о «прощальном ритуале» без слез: потереться носами, помахать в окошко.
Играйте дома в «детский сад». Так вы узнаете, что чувствует ваш малыш.
Адаптация к садику может занимать от 2 недель до полугода и даже года. Бывают случаи, когда каждый год адаптация повторяется.
Влияние различных факторов на адаптацию
Почему одни дети адаптируются легко, а другие с трудом? Что влияет на этот процесс?
1. Возраст ребёнка
Во многих семьях после рождения малыша меняется уровень материального благополучия, поэтому матери стремятся скорее отдать ребёнка в садик и выйти на работу. Неудивительно, что в последние годы увеличилась потребность в яслях, в которые принимают детей с 1,5 лет.
Но насколько готов к этому сам малыш? Большинство педагогов и психологов считают, что подходящий возраст для начала адаптации к детскому саду— это 2,5-3 года, когда у ребёнка уже окреп иммунитет, он владеет элементарными навыками самообслуживания и не так остро нуждается в родительской заботе и внимании. Чем младше ребёнок, тем сложнее и тяжелее проходит адаптация. Поэтому, по возможности, детей младше 2,5 лет лучше оставить дома.
Разумеется, бывают исключения, когда малыш опережает своё развитие и нуждается в общении, проявляет интерес к сверстникам, активно участвует во всех играх, и дома ему попросту скучно. В таких случаях детский сад — это подходящая среда для маленького непоседы, даже если он не достиг 2,5 лет.
2. Состояние здоровья
Это один из ключевых факторов. Нередко даже здоровые дети, начав ходить в садик, часто болеют. У малышей с ограниченными возможностями здоровья или хроническими заболеваниями процесс привыкания протекает особенно тяжело.
Поэтому сначала укрепите здоровье ребёнка, а потом начинайте посещать детский сад. Так малыш сможет адаптироваться без серьёзных проблем.
3. Уровень развития
Тут важно сказать о необходимых умениях и навыках, которыми должен обладать ребёнок перед началом детсадовской жизни: держать ложку и чашку, самостоятельно пить и есть, пользоваться горшком, по возможности, одеваться и раздеваться и просить помощи у взрослого. Если малыш не владеет навыками самообслуживания и привык, что родители делают всё за него, то процесс привыкания может сильно затянуться.
Если малыш не владеет навыками самообслуживания и привык, что родители делают всё за него, то процесс привыкания может сильно затянуться.
4. Социализация ребёнка
В дошкольном учреждении малыш ребёнок будет находиться в компании сверстников и воспитателей. Если у малыша есть опыт общения с другими детьми и взрослыми, кроме родителей, то ему будет легко влиться в коллектив. Когда ребёнок привык видеть рядом с собой только маму и папу, то процесс привыкания будет сложнее и дольше.
5. Другие факторы
Что ещё влияет на адаптацию и привыкание к саду?
Опытность и личность воспитателя. Некоторые педагоги умеет создать настолько благоприятную и дружественную атмосферу в группе, что даже необщительные и закрытые дети чувствуют лёгкость и комфорт и хотят возвращаться в сад. Поэтому часто говорят: “Нужно идти не в сад, а к педагогу”.
-
Количество детей в группе. Чем меньше воспитанников, тем больше внимания педагог может уделить каждому ребёнку.
-
Темперамент малыша также влияет на продолжительность адаптации в детском саду. Например, дети-сангвиники любят общение и комфортно чувствуют себя в группе, а потому и легче привыкают, чем дети-меланхолики.
Шаг 1. Выстройте правильный режим
Как бы банально это ни звучало, но адаптация начинается задолго до похода в детский сад. И вовсе не с подготовительных разговоров, как могло бы показаться, а с режима дня.
Чем более свободный график был у ребенка в обычной жизни, тем сложнее ему перестроиться на новый лад. Чтобы утренние подъемы не показались малышу насилием и концом света, необходимо плавно привести его к умению вставать в нужный час. Например, если он привык просыпаться около 9 утра, сначала поставьте будильник на 8:50, через день-два – на 8:40, затем еще на 10 минут раньше, постепенно сдвигая время подъема к нужной точке.
Если вы не сделали такую настройку с самого начала, не расстраивайтесь. Как правило, это можно исправить в любой момент, предупредив воспитателя, что несколько дней ребенок будет опаздывать.
– Часто нелюбовь к садику объясняется тем, что ребенок не готов именно физиологически. Очень хорошо, если воспитатель может быть гибким и позволяет приводить малыша позже обычного времени, пока тот адаптируется к ранним подъемам.
Адаптация к детскому саду и новый режим дома
Считается, что для завершения периода адаптации необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения в садик. Если ребенок заболел и в сад не ходит, нужно заново начинать отсчет, предварительно разделив то время, которое малыш отходил до болезни, как минимум на два.
Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, то не сможет наладить общение с другими детьми, которые ходят туда постоянно. Учтите, что ребята детсадовского возраста не любят тех, кто сильно выбивается из коллектива. Для дошкольников крайне важен устойчивый распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в сад и строго определенное время, когда малыша забирают домой, — это факторы, которые помогут спокойнее перенести период адаптации.
Резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой, мешает ребенку привыкнуть к садику. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему намного труднее будет приспособиться. Многие хорошие сады рано закрываются, но не для того, чтобы осложнить жизнь родителям
Просто организаторы этих садов считают, что ребенку очень важно проводить дома не один-два часа перед сном, а гораздо больше
Оптимальный режим для малыша, который первый год ходит в сад, — это уход домой сразу после полдника. А дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период
Полностью сохранить досадовскую обстановку невозможно, однако очень важно, чтобы в первый год хождения в сад не было вечеров, нагруженных еще и занятиями
В наше время родители часто так поступают. Ребенок соскучился по дому, пока он был в саду, а его куда-то еще тащат. Возможность сохранить досадовскую обстановку— это дать вечер провести дома и после сада вернуться как будто в прошлый год: спокойно гулять, спокойно прийти домой, никуда не бежать, не грузить никакими развивающими вещами, никакими танцами. Вечер должен быть спокоен и посвящен играм.
Учитывая все факторы адаптации, о которых говорилось выше, становится понятно, что работа full-time — не лучший режим для мамы ребенка, который недавно пошел в сад. Лучше отложить выход на работу, предполагающую полную занятость, на полгода-год. Тогда у вас останутся силы, чтобы помочь малышу справиться со всеми сложностями.
Почему ребенок в период адаптации в саду часто болеет?
Попадая в сад, организм ребенка переживает стресс. Это сказывается на работе иммунной системы. Находясь дома, ребенок окружен микроорганизмами, к которым организм привыкает. В саду ребенка начинают окружать другие дети со своими микроорганизмами.
Как показывает практика, у большинства детей адаптация носит средний характер тяжести. Утренние капризы и нежелание идти в сад наблюдается у многих деток. В саду же малыши ведут себя хорошо и не плачут. Это типичная картина. Было бы странно, если бы дети бежали с первых дней в детский сад. Выходит, что в саду им лучше, чем дома с родными?
Так что важно успокоиться и настроиться воспринимать адаптацию как естественный период в жизни ребенка, который нужно пережить и по мере возможности облегчить, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду длительное время. —
Автор — Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
—
Автор — Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!