«нет, я не хочу» — учим защищать личные границы на работе. и объясняем, что это такое

Компульсии

Компульсивным расстройством называют навязчивые действия и ритуалы, а также мысленные акты. Подобные манипуляции настолько неотступны, что пациент уверен в том, что обязан их выполнять. Назначение компульсий – снизить тревогу, рождаемую обсессиями.

После совершения ритуалов больному на некоторое время становится легче, но вскоре импульсы возобновляются. Если он  не совершит компульсию, то чувствует себя подавленным. Необходимо повторять ритуал в определенной последовательности, фиксированное количество раз. Прерванное действо начинают сначала, обязательно доводя до конца.

Девушка отмечала, что, если проигнорирует выполнение компульсии в подобающем виде, чувствует себя грязной. В такой день она лишена возможности заниматься важными делами, даже просто работать.

В результате невыполнения компульсий нарастает тревожность до тех пор, пока все-таки ритуалы не будут исполнены. Критичность к «нахальным» импульсам сохраняется. Присутствует понимание бесполезности исполненного, но отказаться от навязчивых действий невозможно. Больные тщательно скрывают от окружающих свои наклонности. 

Компульсивные действия часто становятся следствием обсессий, особенно если последние выступают в качестве фобий. Назойливые страхи – самая тревожная группа обсессий, неизбежно сопровождающаяся физиологическими симптомами.

Распространенные фобии:

  • загрязнений – мизофобия;
  • заболеть смертельным заболеванием – нозофобия. Чаще всего развиваются по поводу СПИДа, инсульта, инфаркта, рака, сифилиса;
  • боязнь страха – фобофобия;
  • боязнь всего – панфобия;
  • смерти – танатофобия;
  • открытых пространств – клаустрофобия;
  • боли – алгофобия;
  • боязнь покраснеть – эрейтофобия;
  • темноты – никтофобия;
  • духоты – клитрофобия;
  • боязнь солгать – мифофобия;
  • страх нарастающей скорости – сидеродромофобия;
  • уверенность в мнимом уродстве – дисморфофобия.

Другие надоедливые влечения связывают с магическим мышлением. Больной полагает, что с его близкими случится беда, если он не щелкнет пальцами установленное количество раз, обойдет трещины в асфальте, обернется вокруг своей оси.

Компульсивные акты могут возникать изолированно, независимо от назойливых мыслей. К привычным навязчивым актам относят:

  • очищение от загрязнений – мытье рук, протирание поверхностей. Порой они становятся крайне абсурдными – больной протирает столы спиртом, чтобы убить микробов или моется в душе 2-3 часа несколько раз в день;
  • проверка, чтобы развеять сомнения – перед выходом из дома мужчина проверял газовую плиту 30 раз;
  • счет в разных вариациях – воспроизведение любых действий определенное количество раз (проходя мимо стены, необходимо дотронуться до нее 4 раза). Навязчивый счет до установленной цифры. Девушка, 20 лет. Видя листок бумаги, пациентку посещает навязчивый импульс: разорвать бумагу на мелкие части. Сначала девушка рвет лист на 3 части. Затем каждую часть еще на 3 части. Так продолжается до тех пор, пока бумага будет разорвана на мельчайшие частицы, количество которых кратно 3. На работе, где девушка не может позволить себе разрывать бумагу, она проводит языком по небу 3 раза или в количестве, кратном 3. Пациентка объясняет, что 3 для нее магическое число – у нее было трое женихов, каждый из которых бросал ее и женился на другой;
  • упорядочивание предметов – раскладывание одежды по фиксированной схеме, расставление предметов на столе.

У одного пациента возможно сочетание разного количества обсессий и компульсий. Расстройство может дебютировать с одной навязчивости, постепенно приобретая другие.

У девушки ОКР манифестировало в 16 лет с надоедливого влечения постукивать по предметам перед выходом из квартиры. Затем пациентка начала перешагивать трещины в асфальте. Переставляла предметы, меняла их местами, пока они попадали на свои места. Место для предмета определяла интуитивно.

Диагностика патологии

Термин «алекситимия» используется для обозначения высокой выраженности черты личности, подтвержденной результатом обследования по 20- или 26-элементным шкалам TAS — стандартизированным инструментам для измерения алекситимии. Чаще используется шкала ТАС-20, содержащая 3 подшкалы, относящиеся к сущностным свойствам измерения алекситимии: 

  • трудности в выявлении чувств;
  • трудности в словесном описании чувств;
  • внешне ориентированный стиль мышления.

Алекситимия встречается примерно у 10% населения, с более высокой частотой у мужчин, чем у женщин. Однако в клинических группах пациентов с психическими расстройствами, особенно с зависимыми от психоактивных препаратов, показатель превышает 50%.

Как работает контроль?

Нашу личность можно поделить на три составляющих, которые называют «Внутренний ребенок», «Внутренний родитель» и «Внутренний взрослый». Каждый из них выполняет свою роль.

  • Ребенок отвечает за желания, творчество, радость жизни, спонтанность.
  • Взрослый планирует, договаривается, структурирует, работает.
  • И наконец, родитель – проверяет, поощряет и заботится.

Как вы понимаете, наш контролер, как внутренний, так и внешний – это и есть родитель.

От того, насколько гармонично взаимодействуют наши составляющие, зависит в том числе и то, насколько здоровый или нездоровый контроль мы осуществляем.

Подробнее о состояниях личности читайте в статье: «Три состояния личности: родитель, взрослый, ребенок»

Как чрезмерный или недостаточный контроль связан с тревожностью?

Причина чрезмерного контроля обычно – недоверие миру и себе. И частым спутником чрезмерного контроля является сильное чувство тревоги. Именно его человек пытается компенсировать постоянной проверкой всего и вся.

Контроль отчасти решает проблему – в конкретный момент. В очередной раз убедившись, что все более или менее в порядке, человек успокаивается – до следующего приступа паники. Но общее ощущение постоянного беспокойства не проходит. И конечно, сказывается не очень хорошо на нашем характере, здоровье и общем состоянии.

Нежелание что-либо контролировать, как ни странно, тоже может быть связано с недоверием. Человек настолько не верит в свою способность что-то изменить, что предпочитает делать вид, будто ему и не хочется. Он усваивает притворно легкий взгляд на свою жизнь, но эта легкость не настоящая: в реальности человек просто опустил руки.

Как выработать здоровое отношение к контролю?

Внутренний родитель – по сути, проекция наших реальных родителей. И внутренний контролер обычно говорит их голосом, иногда даже теми же словами и интонациями. Так как у большинства людей родители были далеки от психологической грамотности и понимания того, как правильно воспитывать детей, то этот голос, как правило, слишком строгий и придирчивый.

Но любой человек, даже тот, у кого очень сильный или наоборот, «ленивый» контролер, может изменить ситуацию. С контролером можно договориться, даже перевоспитать его. Как это сделать?

  • Признать существование и полезность функции контроля
  • Признать права других людей жить так, как они хотят
  • Признать свое право на ошибки
  • Развивать взрослое состояние
  • Поощрять внутреннего ребенка
  • Формировать адекватного внутреннего родителя

Работа с внутренними состояниями – родителем, ребенком и взрослым. Об этом вы можете прочитать в статье «Общение с окружающими людьми из разных состояний личности».

Признание контроля может оказаться сложнее. Мы часто пытаемся бороться со своими качествами, которые полагаем негативными, в то время как на самом деле борьба и отрицание только дают им дополнительные силы. Но сказать себе «я признаю, что во мне есть функция контроля» недостаточно, необходима внутренняя работа.

Хороший способ научиться примиряться с различными проявлениями своей личности – регулярно применять практику согласованности. О ней подробно рассказывается в материале «Согласованность и успех: гармония с самим собой». Это практика при всей своей кажущейся простоте творит чудеса – если применять ее регулярно.

Принятие окружающих с их достоинствами и недостатками, признание того, что у каждого из них есть право на свой путь и на ошибки – это одна из самых сложных задач для каждого человека. Какие-то простые практики для этого назвать сложно, кроме разве что регулярного напоминания самому себе. Но обычно, если человек занимается психологической работой и развивает себя, лояльное отношение к окружающим постепенно вырабатывается само собой.

Вадим Куркин

Психологический аудит вашей личности (за 1 год):

Психологический аудит личности нельзя проводить исходя из эмоций, иначе будут очень неправильные выводы. Для аудита вам понадобится логика. В частности именно поэтому желательно привлекать к психологическому аудиту не вашего родственника или друга, а психолога, который сможет бепристрастно такой аудит провести. Но психологический аудит можно проводить и самостоятельно.

Прежде всего определите круг тех вопросов, которые должен проверить аудит. Сведем их к 5 значениям: здоровье, отношения, финансы, ваш душевный мир, карьера. Разделите лист бумаги на 5 секторов и опишите в каждом из них, что произошло у вас за последний год. Исходите из того, что все процессы мы можем описать в терминах расцвета или угасания (потому что стагнация в какой-то сфере это уже и есть угасание). На «лестнице Иакова» у каждого человека есть только два пути — или вверх, к раскрытию личности, или вниз, к постепенной деградации личности. Применяйте к описанию каждой сферы вашей жизни естественную метафорику «весны»(расцвета, пробуждения), «лета» (поры цветения), «осени» (сбора урожая и некоторого охлаждения) и зимы (периода угасания, «спячки»). Конкретный пример — берете вашу телефонную книжку и смотрите, как много контактов в ней прибавилось (или убавилось) и уже далее, по качеству, что именно дает вам общение с этими людьми? Какой период у вас именно в этой сфере: весна, лето, осень или зима? И так нужно проанализировать каждую из 5 сфер вашей жизни за последний год.

В качестве дополнительного инструмента используйте квадрат Декарта, который позволяет ответить на любой практический запрос личности, разбив его на 4 вопроса для самоанализа:

ЧТО ТАКОЕ ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ

Отзеркаливание или отражение – точное копирование действий, слов, настроения собеседника.

Виды отражения

Отражение может быть осознанным и неосознанным, полным и частичным, то есть затрагивающим какой один или несколько аспектов поведения вашего визави. Условно его можно классифицировать по следующим уровням:

Физический (телесный) уровень:

  • воспроизведение положения тела,
  • отражение движений и жестов,
  • повторение мимики,
  • подстройка к ритму дыхания.

Звуковой (голосовой) уровень:

  • громкость, тон и тембр голоса,
  • скорость и ритм речи.

Вербальный (словесный) уровень:

  • стиль речи,
  • используемая терминология,
  • интонация,
  • эмоциональная окраска речи и т. д.

Способы отзеркаливания могут варьироваться и видоизменяться в процессе общения.

Неосознанное отражение чаще всего встречается в среде единомышленников и друзей, искренне любящих друг друга людей. Неосознанное отражение речи может проявиться в случае желания донести свою мысль до человека плохо говорящего на вашем языке. Друг друга зеркалят родственники, например, взрослые начинают говорить на «детском» языке в надежде, что те их скорее поймут. Дети, в свою очередь, тоже подражают старшим, желая быть принятыми в их среду.

Осознанное отражение часто используется в различных методиках преподавания, а также для коррекции проблем общения и в психологии продаж.

Зеркалят не только физические проявления человека, но и интересы, эмоции, увлечения. Так, известная до сих пор практика приглашать профессиональных музыкантов, песенников, а в ряде случаев плакальщиков, служит для формирования у окружающих нужного настроя путём отражения, преобразования и направления психологического состояния присутствующих в нужное русло.

Основные приёмы отражения

Ваш визави подался вперёд? Выждите пару мгновений и повторите его движение.

Он откинулся на спинку кресла? Медленно смените и вы позу.

Ваш собеседник агрессивно настроен, его руки и ноги скрещены. Спокойно скрестите руки, а несколько секунд расслабьтесь и раскройте руки. Так вы на невербальном уровне покажете ему. Что вас незачем опасаться и немного ослабите возникшее напряжение.

Жесты и мимика

Не обязательно вслед за собеседником размахивать руками, словно вы ветряная мельница. Но придать некоторой живости вашим рукам будет полезно. Не гримасничайте, если мимика вашего визави жива и насыщенна, но попробуйте почувствовать то же, что и человек напротив вас, и вы подстроитесь к его настроению на эмоциональном уровне.

Речь

Если вы говорите медленно, а вас собеседник глотает слова, попробуйте говорить чуть быстрее и короткими фразами. Так он успеет вас услышать. Слишком медленная речь для него просто не будет им восприниматься.

Постарайтесь использовать терминологию и речевые обороты близкие к речи вашего собеседника. Не используйте слова, смысла которых вы можете не знать. В разных сферах одни и те же слова могут нести совершенно различную смысловую нагрузку. Не стесняйтесь уточнить суть того или иного термина. Этим вы покажете свой интерес и сможете скорее расположить его к себе.

Интересы

Общаясь, постарайтесь выявить общее между вами и собеседником. Это может быть его родной город, в который вы когда-то приезжали по служебным делам. Это может быть его любимое дело, которым вы всегда хотели заняться, но так и не решились.

Любой такой момент способен превратить скучный разговор в приятное неформальное общение.

3 основных принципа активного слушания

Несмотря на красноречие оратора, полностью усвоить информацию поможет лишь умение слушать правильно. На это и направлен метод АС. Чтобы развить подобный навык, нужно следовать нескольким правилам.

  1. Принимать людей со всеми их изъянами. Необходимо строго контролировать эмоции и личные оценки, так как они мешают верно понимать слова.
  2. Устанавливать лишь зрительный контакт. Старайтесь не переводить глаза на внешние предметы либо одежду говорящего. Держите взгляд на уровне лица.
  3. Задавать вопросы. Речь идет о корректном уточнении смысла, что демонстрирует ваш неподдельный интерес к объекту обсуждения.

ОКР

Клиническую картину обсессивно-компульсивного расстройства составляют навязчивые мысли и действия, возникающие независимо от воли человека. Они доставляют массу неудобств, порой полностью нарушая нормальное существование индивида. Надоедливые мысли больной пытается искоренить с помощью навязчивых действий, в итоге образуя замкнутый круг.

По течению выделяют 3 формы расстройства:

  • эпизодическая – возникает однократно, но длится от нескольких недель до нескольких лет;
  • хроническая – постоянное течение, с обострениями и ремиссиями;
  • прогрессирующая – с нарастанием симптоматики.

Расстройство отличает постоянное присутствие упрямых мыслей, провоцирующих тревогу. За ними следуют овладевающие действия – ритуалы, призванные снизить тревожный коэффициент. Они на несколько минут приносят облегчение, и создается впечатление, что тревожность ушла. Такое ощущение обманчиво, поскольку навязчивости вскоре возвращаются. Больной вновь начинает ощущать непреодолимые терзания против своей воли.

Люди с ОКР очень страдают от своих неотступных мыслей, пытаются противостоять им, что является безуспешным. Классическим примером становится ситуация, когда человека постоянно окутывают размышления о возможности подхватить страшную инфекцию. Страшась этого, индивид ищет способы избежать такой участи: часто моет руки, ручки дверей протирает антибактериальными салфетками. В людных местах надевает маску. Овощи, фрукты моет водой с мылом, очень тщательно, зелень перемывает по каждому листу.

Расстройство проявляется в нескольких вариациях:

  • присутствие исключительно навязчивых мыслей – обсессий;
  • присутствие исключительно навязчивых действий – компульсий;
  • смешанный вариант.

При ОКР у пациента должна присутствовать хотя бы одна обсессия. Он осознает, что волнующий импульс – его собственный, не навеянный со стороны. Надоедливые мысли, действия носят неприятный характер – это важный признак расстройства.

Компульсии истощают. После исполнения ритуала больной чувствует себя обессиленным. В случае когда повторяющиеся действия не становятся для своих носителей изматывающими, приносящими страдания, ОКР исключается.

Навязчивости забирают у человека не менее часа в день. В других случаях они настолько дезорганизуют, что индивид утрачивает возможность заниматься профессиональной деятельностью, забрасывает учебу, прекращает общаться с друзьями, превращается в социофоба. 

Навязчивости носят устойчивый, повторяющийся характер. Больной понимает их нелепость, пытается игнорировать, заменять другими мыслями, провоцируя прогрессирование процесса.

Михаил, 26 лет. С детства в семье присутствовала неблагоприятная обстановка: родители часто ссорились, отец физически обижал мать. Мальчик постоянно боялся сделать что-то неправильно, из-за чего приходилось проверять сделанное по несколько раз.

Расстройство у него впервые проявилось в 3 классе. Возникала надоедливая, изматывающая тяга исполнять любое действие по четыре раза: мыть руки, дергать дверь при проверке запертой квартиры. Покидая жилище, возвращался несколько раз, проверяя, выключил ли он приборы, воду.

Парень осознавал болезненность ситуации. Болезнь тем временем прогрессировала. Ритуалы занимали все больше времени. Сложив портфель перед школой, Михаил несколько раз затем перепроверял, все ли положил. На столе, парте предметы расставлял в определенной последовательности. Необходимо было до каждого дотронуться несколько раз. По дороге шел по определенной траектории. Пройдя отдельный отрезок, оборачивался проверить, не обронил ли чего.   

Дети в школе смеялись над ним за странное поведение, из-за чего вскоре мальчик стал избегать людей.

Привычный возраст заболевания – 10-30 лет. Больше ограничительных рамок для проявления болезни нет. Обсессивно-компульсивное расстройство возникает независимо от социального статуса, экономического уровня развития, пола и расы. Определенную проблему составляет тот факт, что больные обращаются за помощью в довольно запущенном состоянии. Проходит 5 и более лет с начала процветания заболевания, прежде чем пациент обратиться к специалисту.

Техника наполнения Любовью

Это простая в исполнении и проявлении практика. Энергия любви свободно излучается из открытого сердца. Важные жизненные аспекты, любые ситуации, отношения с детьми и близкими, уровень жизни достигают баланса. Существующие проблемы разрешаются быстрее, чем обычно.

Основой техники являются мысли, которые направлены на поддержание потока и достижения определенных состояний. Представьте, что у вас достаточно много денег, чтобы приобрести все то, чего вы только пожелаете. Не размышляйте, как они к вам приходят. Думайте, как хорошо ими обладать. Прочувствуйте состояние удовлетворения и счастья от их наличия. Вы ощущаете себя в потоке любви.

Как только вы научитесь сохранять состояние радости, поток любви, который течет в вашем теле, усилится. Когда неприятные мысли настигнут вас, не огорчайтесь, воспримите это как напоминание о том, что пришло время погрузиться в раздумья о приятном. Прочувствуйте благодарность. К примеру, переживите удовольствие от того, что вы обладаете достаточной финансовой стабильностью и можете тратить деньги на то, что вам заблагорассудится.

Регулярно практикуя, вы погрузитесь в постоянное состояние любви и добра к людям. Ощущение окружающего мира в корне изменится. Но есть и некоторые особенности этой практики. Происходит непрерывная стимуляция одной чакры, что может привести к сбою энергетической системы. Энергия и чакры требует определенного подхода к себе. Последователи практики «Цигун» говорят, что работая с одной чакрой, когда общая система не достигла должного развития, результат может стать совершенно непредсказуемым. Кдаус Джоул в скоих книгах говорит о том, что инструкции данные в его работе – это только старт пути, помогающий двигаться дальше.

Расположенный на 2-3 пальца ниже пупа центр «Дань Тянь» – наиболее подходящий и безопасный для развития. Энергия развитого центра помогает «открыть» сердце. Энергетический шар этого центра перемещается в область Анахата чакры, создает там пульсацию, сжимаясь и расширяясь. Затем, возвращается назад. Это техника применяется последователями «Цигун» для «открытия» сердца.

В работе Джоула приведены два основных правила:

  1. Мы тесно связаны с тем, что находится вокруг нас: природа, люди, события. Научившись чувствовать эту связь, переживания пустоты и одиночества уходят.
  2. Необходимо не только дарить свою любовь, но и научиться принятию любви. Это может оказаться сложнее, чем может казаться на первый взгляд. В нас таятся вопросы: «Достоин ли я быть любимым», «Получать любовь постыдно», «Правильно только отдавать ее, а не получать» и так далее.

Рекомендуется так же ознакомиться с медитативной практикой «Энергия любви».

Что говорит психология?

Умение смотреть другим людям в глаза называется установкой зрительного или визуального контакта

Данная способность считается основой эффективной коммуникации, которая издревле имеет важное значение в человеческих взаимоотношениях. Еще в древности люди считали глаза «зеркалом души», воспринимая визуальный контакт как показатель доверия

И сейчас встреча взглядов имеет чрезвычайную силу, активизируя в нашем мозге множество когнитивных процессов.

Изначально считалось, что боязнь установки прямого зрительного контакта является признаком неуверенности в себе или слабости. Также часто на подсознательном уровне мы воспринимаем попытку избежать глаз собеседника как признак недоверия. Человек, который не смотрит в глаза, кажется подозрительным, холодным, а в некоторых ситуациях даже может создаться впечатление, что он лжёт.

Однако недавно, благодаря новейшим исследованиям, ученые выявили одну из самых важных причин ухода от визуального контакта. Изначально была опубликована статья, в которой утверждалось, что данный феномен кроется вовсе не в психологических, а в когнитивных реакциях. Была выдвинута гипотеза, что для поддержания зрительного контакта используются те же ресурсы, что и для вербальной коммуникации, и в какой-то момент человеку становится сложно выполнять одновременно обе функции.

Чтобы подтвердить теорию, ученые поставили эксперимент, пригласив 26 добровольцев. Им предстояло сыграть в ассоциации – подобрать к существительному подходящий глагол. Параллельно с этим участники эксперимента должны были смотреть в глаза другого человека, чье лицо показывалось на мониторе компьютера. В итоге выяснилось, что люди, которые отводили глаза в сторону, подбирали глаголы к сложным существительным намного быстрее, чем когда они удерживали зрительный контакт. Аналогичное исследование также продемонстрировало, что прямой взгляд глаза в глаза влияет на рабочую память и способность удерживать и использовать информацию в течение короткого периода времени, воображение и умственный контроль.

Таким образом, мы, не отдавая себе отчета, часто разрываем зрительный контакт с собеседником, чтобы лучше сконцентрироваться на том, что говорим или думаем.

Не жалейте времени на подготовку

Уменьшить страх перед выступлением или устным экзаменом поможет хорошая подготовка. Речь идёт не только о знании предмета или темы доклада, готовиться надо к самому ответу.

Порядок подготовки к выступлению:

продумать структуру доклада или сообщения;

подготовить план ответа;

сформулировать и запомнить ключевые фразы, на которых будет строиться ответ;

придумать вопросы, которые могут поступить от аудитории или преподавателя, и подготовить ответы;

отрепетировать выступление: потренироваться дома на родителях, повторить доклад перед зеркалом или записать на камеру;

если возможно, познакомиться с местом будущего выступления, постоять у доски или за кафедрой;

если возможности посетить место выступления нет — мысленно проиграть своё выступление в аудитории, вообразить экзаменатора или зрителей.

Как помочь ребёнку повысить самооценку

Самооценка формируется на протяжении всей жизни, но её критерии задаются людьми, которые окружают ребёнка в детстве.

Родитель во всех делах становится для ребёнка показателем успешности своих действий. Как я пойму, что хорошо почистил зубы? Как мне убедиться, что эта поделка достойна того, чтобы стоять на полке? Всё это ребёнок понимает по отношению старших.

<<Текст на фоне>>

Дети замечают больше, чем нам кажется. Показывайте ребёнку, как именно вы принимаете решения. Рассуждайте вслух. Делите действия на простые этапы. Объясняйте, как понять, что всё идёт правильно и когда можно переходить к следующему пункту.

Не торопите и не оценивайте. Помогите ребёнку самостоятельно оценить результат, отвечая на его вопросы. Учите исследовать возможности, узнавать сильные и слабые стороны. Помните, что любая ошибка — это не провал, а опыт, который поможет в следующий раз сделать лучше. Именно самооценка побуждает ребёнка продолжать попытки и искать разные варианты, а не биться в одну и ту же дверь.

Не бойтесь извиниться, если поторопились с выводами: «Я сомневался, что у тебя получится, но теперь вижу, что ты справился». Хвалите за смелость и старания в поиске новых решений.

Чтобы повысить самооценку и уверенность ребёнка, делегируйте ему задачи, с которыми он уже может справиться сам, и не слишком беспокойтесь о результате. Да, это сложно, но только так ребёнок научится оценивать свои действия адекватно и автономно. В будущем этот сценарий распространится и на профессиональную, и на личностную, и на социальную сферы.

Пусть внутренний голос, очень похожий на ваш, говорит ему: «Хорошо, давай попробуем иначе» или «Отлично, теперь следующий шаг», а не обесценивает: «Я так и знал, что ничего не получится, не стоило и начинать».

Практика 1

Фото Pexels

Возьми лист бумаги и ручку. На нём запиши ситуации, в которых, на твой взгляд, тебя обесценивают, все твои мысли, эмоции. Всё то, что приходит в голову.

Когда ты будешь описывать на бумаге в деталях, подробно свои мысли и эмоции, замечай отклик в теле.

Наше тело — это главный индикатор, который показывает нам, что мы идём в нужном направлении.

После того как ты опишешь всю ситуацию, задай себе вопросы:

Почему ты описала именно эти эмоции? Почему они так важны для тебя? Были ли в этой ситуации ещё какие-то мысли и эмоции? И почему именно эти ты выделила и поставила на первое место?

Например: Мне обидно до слёз, когда муж не помогает мне по дому, с детьми, принести тяжёлые сумки из магазина.

Какая потребность лежит за этими эмоциями и мыслями? Что она тебе даст?

Например: Для меня важна его забота и действия, в которых это проявляется. Если обо мне заботятся, то это даёт мне чувство безопасности.

А какое развитие событий было бы лучшим для тебя? И какое состояние у тебя, когда события разворачиваются по-другому? Какие мысли, эмоции? А что испытывает твоё тело, когда события разворачиваются так, как тебе хочется?

Например: Когда муж помогает мне, несёт сумки, придерживает двери, я могу расслабиться, чувствую себя женственной, слабой, любимой.

И ответы обязательно запиши.

После этой письменной практики ты увидишь то, что сковывает тебя, увидишь какая ты, когда события разворачиваются так, как именно ты этого хочешь.

Связь алекситимии с психическими расстройствами

Алекситимия считается биологической предрасположенностью к психическим расстройствам — функциональным и расстройствам личности. Ученые из Бельгии и Франции определили связь между расстройством избегающей личности и алекситимией как тесную.

Что касается функциональных психических расстройств, психическое заболевание активизируется за счет влияния различных, взаимодействующих и провоцирующих причин. Алекситимия может быть лишь одной из них.

Клиницисты признают связь между алекситимией и депрессией, шизофренией, тревожными расстройствами, зависимостями.

Исследования польских ученых показывают, что наличие алекситимии — очень важный показатель оценки эффективности терапии алкоголизма. По их мнению, нарушение эмоциональной регуляции мотивирует зависимых искать облегчение состояния напряжения в алкоголе.

Сохраняйте хладнокровие и выдержку

Порой становится крайне сложно удержаться и не высказать все человеку, который намеренно пытается спровоцировать. Однако психологи утверждают, что как только вы проявите слабость и поступите подобным образом, то на вас обрушится очередной поток негатива, справиться с которым будет еще сложнее.

Эффект приманки: три эксперимента с поведением потребителей для роста стартапа

Эволюция эстетики розничной торговли: магазин Тори Берч с «личным» интерьером

Полезные связи: как родители помогают детям достичь успеха в жизни

Чтобы не допустить очередной волны нападок, старайтесь оставаться хладнокровным и выдержанным человеком. Это не означает, что вы должны способствовать такому поведению агрессора, достаточно дать понять обидчику, что его провокации вас не трогают. А если нападки действительно задевают вас за живое, то разберитесь со своими эмоциями и выясните, почему вы так бурно реагируете.

Вы можете вызвать коллегу на откровенный разговор и поинтересоваться, чем вы не угодили ему. Дайте ему возможность высказаться, обычно после такого разговора с глазу на глаз конфликт исчерпывается и в коллективе наступает перемирие.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *