Психолог для подростка в СПБ

Как мы уже и говорили ранее, семьи бывают разные. В одних семьях родители – алкоголики или наркоманы, им просто плевать на своих детей, и они рожают еще и еще. В других семьях родители – одиночки, у них просто не хватает ни сил, ни времени, ни денег на психологов и общение с детьми.

В третьих семьях есть оба родителя, и они пытаются помочь своим взрослеющим детям легче пережить этот период и обращаются к психологу. В четвертых семьях дети предоставлены сами себе и вынуждены бороться с этим миром или начинают искать выход из ситуации в интернете, читая полезные статьи по психологии для подросткового периода.

Денег то нет на платную консультацию, да и страх присутствует… А версий семей ещё очень и очень много.

Особенности подросткового кризиса

Ранний подростковый кризис начинается, как правило, в 10 лет. Однако наиболее сложный период приходится на возраст 12-14 лет, когда особенно остро проявляются такие проблемы, как:

  • Чувствительное отношение к собственному внешнему виду и его оценке со стороны окружающих;
  • Противоречивость чувств и поведения: внимательность чередуется с черствостью, показная независимость с желанием быть признанным обществом, болезненная застенчивость с вульгарной развязностью, борьба с общепринятыми правилами и авторитетами с обожествлением кумиров;
  • Безаппеляционное суждение о других и крайняя самонадеянность.

К 16-17 годам эмоциональная неустойчивость подростков практически полностью исчезает, и ребенок вступает в пору стабильной юности.

Важно понимать, что подростковый (пубертатный) кризис – это не просто сложный период в жизни ребенка, а настоящий эмоциональный и физиологический взрыв, причиной которого во многом становится половое созревание и неуверенность в собственных силах и возможностях. Ведь внешние признаки взросления заставляют подростков верить в то, что они стали взрослыми, а допущенные ими ошибки безжалостно напоминают, что они все еще дети

Другими словами, подросток лишается всех преимуществ маленького ребенка, но еще не получает всех возможностей взрослого.

Если ваш подросток тихий и спокойный — не спешите радоваться

Обычно родители тащат подростка к психологу по поводу его бурного прохождения через пубертатный период.

Хамит, дерется, не учится, пробовал алкоголь… И так далее, и тому подобное.

Помогите, спасите, верните прежнего ребенка!

И остро завидуют тем родителям, которых эта напасть миновала.

Которые с гордостью оповещают знакомых, что вот у них никаких проблем с подростком нет.

Такой же тихий и спокойный, как раньше. Учится, слушается, разумно себя ведет.

И, мол, поучитесь у нас, как надо детей воспитывать!

И невдомек и тем, и другим, что все совершенно наоборот. Что «буйство» подростка в пубертатный период – это абсолютно НОРМАЛЬНО.

И все что требуется от психолога – это поддержка, необходимая человеку в трудные времена.

Подростку нужно решить огромную и многогранную задачу, переходя от детства к зрелости.

И он решает эту задачу доступными ему средствами.

Ему нужно научиться жить самому – ведь он должен перестать быть птенцом под крылом у матери.

И он начинает пробовать то, чему мама с папой его не учили. Потому что то, чему его успели научить – у него уже есть.

Ему нужно разорвать узы, привязывающие его к родителям – а ведь это узы любви!

И он рвет эти узы, прибегая к противоположности любви – ненависти, агрессии.

Он нападает на родителей, чтобы немного разлюбить их. И оказаться способным быть ОТДЕЛЬНЫМ СУЩЕСТВОМ.

Он должен научиться опираться на себя, и для этого ему нужно разрушить родительский авторитет, чтобы не искать в нем привычной опоры.

Что же происходит с ребенком, который этого НЕ ДЕЛАЕТ? Который не пытается отделиться от родительской семьи?

Это ребенок, который не хочет или не может становиться взрослым. И это – огромная проблема, которая ставит под угрозу всю его будущую жизнь.

Развитие человека происходит в определенной последовательности, проходит через определенные этапы, которые нельзя «перешагнуть» и пойти дальше.

И неспособность ребенка выйти на подростковый кризис может означать «застревание» на предыдущей стадии развития.

Например, не совершился переход от пары «мать-дитя» к триаде «папа-мама-я».

Это может происходить, когда отца в семье нет, он есть, но агрессивен или холоден, или мать отталкивает его, исключает из отношений с ребенком.

Подросток с таким детством остается слитым с матерью малышом и, конечно, ни о каком отделении речи быть не может.

Сходная картина может наблюдаться у подростка, который на пубертатный кризис вышел, но проявления агрессии по отношению к родителям, неизбежные при прохождении этого кризиса, находятся у него под жестким запретом.

Это может происходить по разным причинам:

если родитель слишком хрупкий и может разрушиться, когда ему выскажут обиду (он болен, у него депрессия или он зависим),если родитель недостижимо холодный и злость может разрушить те крохи отношений, которые есть,если родитель только один и возможность ссоры с ним внушает панический ужас,если в семье культивируется показное благополучие, даже скорее благолепие, и стоит табу на выражение негативных чувств, то нападение на родителей в пубертате невозможно. И невозможны следующие за Эдипом идентификации.

Такая агрессия откладывается «на потом» и может выплеснуться на супруга в браке, разрушив его.

Или может обернуться против себя, и тогда последствием «тихого» пубертата будет депрессия, зависимость или любые другие формы аутоагрессивного поведения.

Самое лучшее, что могут сделать родители для своего смирного подростка – это прийти вместе с ним к специалисту и разобраться, что происходит в отношениях с ребенком, что за черти водятся в тихом семейном омуте.

Особенности переходного возраста

Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.

Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.

Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.

Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.

Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.

Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.

Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.

Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?

<<Форма демодоступа>>

Источники

  • Surme K., Akman H., Cime Akbaydogan L., Akin M. Evaluation of Parents’ Knowledge and Attitudes Towards Pediatric Dental Practice during the COVID-19 Pandemic. // Oral Health Prev Dent — 2021 — Vol19 — N1 — p.271-277; PMID:33881290
  • Horacek U., Auer I., Thaiss H. . // Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz — 2021 — Vol64 — N4 — p.463-471; PMID:33871673
  • Vardi N., Zalsman G., Madjar N., Weizman A., Shoval G. COVID-19 pandemic: Impacts on mothers’ and infants’ mental health during pregnancy and shortly thereafter. // Clin Child Psychol Psychiatry — 2021 — Vol — NNULL — p.13591045211009297; PMID:33855857
  • Ghosh AK., Mecklenburg M., Ibrahim S., Daniel P. Health Care Needs in the Aftermath of Hurricane Maria in Puerto Rico: A Perspective from Federal Medical Shelter Manatí. // Prehosp Disaster Med — 2021 — Vol36 — N3 — p.260-264; PMID:33853696
  • Tang Q., Liu Y., Fu Y., Di Z., Xu K., Tang B., Wu H., Di M. A comprehensive evaluation of early potential risk factors for disease aggravation in patients with COVID-19. // Sci Rep — 2021 — Vol11 — N1 — p.8062; PMID:33850192
  • Desine S., Eskin L., Bonham VL., Koehly LM. Social support networks of adults with sickle cell disease. // J Genet Couns — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33847032
  • Shi J., Gao X., Xue S., Li F., Nie Q., Lv Y., Wang J., Xu T., Du G., Li G. Spatio-temporal evolution and influencing mechanism of the COVID-19 epidemic in Shandong province, China. // Sci Rep — 2021 — Vol11 — N1 — p.7811; PMID:33837241
  • Patel S., Dadnam C., Hewitson R., Thakur I., Morgan J. Fifteen-minute consultation: Recognition of sickle cell crises in the paediatric emergency department. // Arch Dis Child Educ Pract Ed — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33832961
  • Wang NL., Li SM., Wei SF. . // Zhonghua Yan Ke Za Zhi — 2021 — Vol57 — N4 — p.241-244; PMID:33832046
  • Lupton D., Lewis S. Learning about COVID-19: a qualitative interview study of Australians’ use of information sources. // BMC Public Health — 2021 — Vol21 — N1 — p.662; PMID:33823843

Психологические изменения подростка

Самая отличительная черта подросткового возраста — нестабильное эмоциональное состояние. Скачки настроения могут быть настолько резкими и быстрыми, что иногда “бывший” ребёнок за секунду сменяет крик на громкий смех. Поведение может меняться кардинально и ни от чего не зависеть. Даже малейший и незначительный повод, необдуманное слово или фраза способна привести подростка в ярость или в истерику. Вспышки гнева, злости могут быстро меняться ласковым и добрым поведением.

Юношеский максимализм во всей красе прямо расцветает в это время. “Всё или ничего”, “Сейчас или никогда”. Эти убеждения прочно закреплены в сознании и многие поступки основаны именно на таких установках. Упрямство достигает своих вершин именно в пубертат.

Инфантильность, нежность, плаксивость. Ребята очень остро реагируют на любые замечания, упрёки и фразы в свой адрес. Критика воспринимается настолько “близко к сердцу”, что иногда одно неверное слово мамы или папы способно полностью разрушить самооценку и отправить ребёнка в руки депрессии.

Это период, когда детство уже закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Переходный момент считается самым сложным в жизни человека, потому что молодые люди пока не понимают, что полностью самостоятельными личностями они не являются. Это непонимание приводят к бунтам и ссорам со взрослыми, ведь они будут всеми силами доказывать, что они выросли.

В данном случае родителям ни в коем случае нельзя наказывать или высмеивать попытки ребёнка самоутвердиться

Для него очень важно, чтобы взрослые относились к нему как к равному, чтобы с ним считались. Любые попытки контроля и гиперопеки будут жёстко и агрессивно отклоняться

Часто ребят охватывает печаль, обида.

Появляется уверенность, что их никто не любит, не понимает. В этот момент начинает укрепляться авторитет сверстников, и мнение одноклассников становится важнее, чем мнение близких. Взрослеющий ребёнок имеет большую потребность в собственном признании в обществе друзей, школьников. Мнения и отношения коллектива становятся приоритетными. Для этого возраста характерна потребность в товарище, лучшем друге, подруге, который станет соратником, единомышленником, будет понимать и ценить.

Психологи выделяют 2 типа поведения:

  • Кризис зависимости. Он проявляется в инфантильности, несамостоятельности подростка, полному послушанию и отсутствию собственного мнения.

  • Кризис независимости. Основные его черты — агрессия, упрямство, непослушание, непризнание авторитета взрослых и окружающих, отрицательное отношение ко всему, желание делать по-своему.

Некоторые родители считают, что лучше пойти по пути зависимости. Так ребёнок будет ближе к взрослым, а им, в свою очередь, будет спокойнее за него. Тем не менее главная задача переходного возраста — это формирование самостоятельности, именно поэтому путь независимости будет лучше для формирования новой взрослой личности.

Подростки не очень-то изменились. Они по-прежнему растут, взрослеют, уходят из дома и женятся, — только не обязательно в этом порядке.

Расскажите о своих неудачах

«Я один во всем мире», «Тебя никто не понимает», «В моей жизни одни проблемы и неудачи»…. Это не просто банальные фразы, а реальность, с которой многие сталкиваются в подростковый период

В такие моменты важно поддержать ребенка рассказом о своих подростковых переживаниях или ошибках. Только делать это нужно очень деликатно, не обесценивая эмоции ребенка

«Вы не понимаете!» — часто слышат родители подростков. Покажите детям, что это не так. Что вы всегда рядом, готовы выслушать, поддержать и рассказать о своем опыте. Возможно, даже из взрослой жизни, ведь и в ней постоянно приходится преодолевать трудности. Завоевать доверие можно, только проявляя искренность и рассказывая о своих неудачах.

Обязательно ли ронять авторитет родителей и почему без этого не обойтись

Увы, да. Это самое первое, что нужно понять взрослым. С точки зрения психологии главная задача подросткового периода – расстаться с детскими иллюзиями об «идеальности» родителей. Время, когда мама и папа были лучшими людьми на земле, которые знали ответы на все вопросы и чей авторитет был беспрекословен, прошло. Сейчас качели резко качнулись в противоположную сторону. Туда, где, по мнению ребенка, родители ничего не знают, не понимают, все делают не так и вообще мешают жить.

Ровно настолько, насколько мама с папой были для ребенка «богами», они теперь должны стать «никем». Потому что именно это – гарантия того, что в последующий, постподростковый период ребенок сможет увидеть родителей реальными и принять их со всеми плюсами и минусами. Только на этом осознании можно построить здоровые адекватные отношения, где сын не будет до старости держаться за мамину юбку, папа не будет указывать дочери, за кого и когда выходить замуж, а престарелые родители не будут плакать и сокрушаться, что у их детей не сложилась судьба. Состоится трансформация связки «родитель – ребенок» в связку «родитель – взрослый ребенок», где можно контактировать на равных, взаимно уважать и принимать друг друга.

Важно помнить, что у подростка еще недостаточно сформировано абстрактное мышление, он не способен оценить долгосрочные перспективы и последствия этого кризиса. Для него это просто какая-то «жесть», которая происходит здесь и сейчас и с которой он не хочет мириться

Поэтому ведущая роль в этом этапе все еще за взрослым.

Если вы сумеете пройти через подростковые бури и провести через них своего ребенка, ваш авторитет обязательно вернется. И не исключено, что даже будет расти с годами. Особенно когда у вашего сегодняшнего подростка появятся собственные дети.

Но это будет еще не скоро. А пока запасемся терпением и постараемся разобраться, что происходит с детьми и взрослыми на подростковом этапе и как можно помочь и тем, и другим минимизировать стресс и пройти этот путь без потерь.

Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки

В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы

На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки

Большинство подростков с удовольствием учатся новому.

Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.

7 Особенностей переходного возраста

Резкие изменения в организме, гормональные всплески, психологическое взросление приводят к большой нагрузке. Вследствие чего, поведение и реакции подростка отличаются вспыльчивостью, агрессивностью или даже плаксивостью.

В этот период ребята критичны к себе и остро воспринимают чужое мнение на свой счёт. Они крайне чувствительны к тому, как к ним относятся окружающие, что про них говорят, что думают. В этом возрасте очень важен свой внешний облик, фигура, параметры. Желание соответствовать моде может привести ко многим ошибкам. Самооценка подростка, как правило, очень низка не из-за объективных причин, а из-за резких скачков настроения, гормональной перестройки, к концу пубертата она обычно выравнивается.

Подростки болезненно ранимы и страдают перепадами настроения, что обусловлено гормональной перестройкой

Родителям и взрослым необходимо очень тактично и, порою, даже мудро и осторожно высказывать своё мнение по поводу внешности, достижений и успехов детей, а иногда лучше и вовсе промолчать. Потому как даже малейший упрёк или недоверие может привести к серьёзным проблемам с самооценкой, неуверенности, робости и застенчивости

А безграничная похвала, в свою очередь, может сформировать зазнайство, переоценку себя, что тоже чревато негативными последствиями.

Подросток крайне болезненно воспринимает любую критику в свой адрес или в адрес своей семьи, друзей. По этой причине может произойти серьёзный конфликт с обидчиком. Если таковым будет являться родитель, то реакция ребёнка может максимально разнообразной, но всегда негативной. Это и уход из дома, попытки курить или пристрастие к алкоголю и другим запрещённым веществам, замкнутость или, наоборот, агрессия и крики, дружба с сомнительными и неблагополучными личностями.

Одним из главных страхов в подростковом возрасте является — боязнь прослыть маленьким и слабым. Страх опозориться велик. Очень часто ребята для того, чтобы показать свою самостоятельность и силу, готовы совершать не самые правильные и дальновидные поступки. Взрослеющие дети очень зависимы от мнения сверстников и под их влиянием могут даже причинить себе неприятности и вред.

Подростки ещё не умеют объективно оценивать окружающих. Поэтому часто принимают решение по поводу человека только по его внешнему виду, одному поступку и фразе. Поспешность и категоричность часто проявляется по отношению к обществу. Тем временем молодые люди не склонны адекватно оценивать собственные действия, поступки. Они часто не замечают своих реальных недостатков и отрицательных качеств.

Гормональные всплески чреваты не только перепадами настроения, но и снижением внимательности, концентрации. Школьники в период взросления значительно хуже усваивают новую информацию, от этого успеваемость снижается.

Пубертат характеризуется поиском себя, своего предназначения. Молодые люди начинают задумываться о собственной значимости, о своих целях и мечтах. Эти изменения чаще всего проявляются в смене имиджа. Ребята красят волосы в яркие, кислотные цвета, носят странную одежду и слушают резкую музыку.

Для этого возраста характерно разнообразие интересов, ребёнок хочет много знать, пробует себя в различных направлениях. Если родители направят данную энергию и стремление в верное русло, то в дальнейшем это значительно повлияет на развитие способностей и умений.

Подросток с трудом контролирует себя, так как его мозг активно развивается. Лимбическая система (отвечает за эмоции и желания) невероятно активно растёт, а вот префронтальная кора (отвечает за контроль и торможение) за ней не успевает.

Что полезно запомнить?

Иногда воспитывать подростка может быть трудно, и это нормально. Постарайтесь просто пережить этот возраст — главное, вместе. Ваши интересы и жизненный опыт помогут вам не раствориться в тревоге за своего ребенка и найти с ним общий язык.

  • Давайте ребенку свободу, позволяйте ему брать на себя ответственность и учиться с ней справляться. Это поможет ему стать более взрослым и самостоятельным
  • Рассказывайте подростку о себе, своих увлечениях, переживаниях и неудачах. Так он будет больше вам доверять
  • Поощряйте увлечения подростка и попытки узнать мир — это сделает вас ближе друг к другу
  • Поддерживайте общение и не критикуйте, несмотря на возможные бунты и непонимание. Так вы будете поддерживать нить, которая связывает родителя и ребенка
  • Подросток должен знать и чувствовать, что дом — это действительно его крепость. А родители — любящие люди, которые встанут на его сторону и защитят в любой ситуации.  

Мы рассказали, как воспитывать подростка — но конкретные случаи всегда полезно обсуждать с профессионалами. Если вам кажется, что у ребенка нет интересов, вы волнуетесь за его будущее и выбор профессии, записывайтесь на индивидуальную консультацию «3 шага успешной мотивации ребенка». Именно от правильной мотивации зависит будущий успех подростка. Мы поможем ему найти и четко определить свои цели, чтобы обозначить первые шаги для их достижения. Все это абсолютно бесплатно!

Причины кризиса

Кроме полового созревания, психологи называют еще несколько причин, из-за чего начинается подростковый кризис:

  1. Развитие собственного сознания. Ребенок предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, но часто они слишком завышены. В этом случае происходит формирование личностных комплексов, поскольку подростки еще не готовы воспринимать всю ответственность за собственные поступки. Из-за этого у детей могут ухудшаться отношения с родителями, сверстниками, педагогами.
  2. Контроль со стороны взрослых. 13-летние дети считают себя взрослыми людьми, которые могут принять взвешенные решения, не прибегая к помощи. На самом деле, это удается не всегда, ведь у подростков еще мало жизненного опыта. Когда со стороны взрослых (родителей, педагогов) поступают какие-либо запреты, подросток их демонстративно нарушает, при этом часто оказывается в смешной, нелепой ситуации. Взрослые хотят детям лучшего, поэтому злятся, что к их мнению не прислушиваются, а подросткам кажется, что их считают детьми. Отсюда противостояние и открытый конфликт.
  3. Самоутверждение. Дети в возрасте 13-14 лет хотят доказать всему миру и себе, что они уникальные, неповторимые, талантливые. Часто у подростков появляются лжеидеалы, на которых они стремятся быть похожими. Когда приходит осознание, что ничего не получается, начинается жесткая самокритика, ощущение своего бессилия, самокритика падает до нуля.

Когда стоит бить тревогу

На первый взгляд многие странные признаки подросткового возраста являются нормой. Но не следует забывать, что у всего должны быть разумные границы.

Вот ситуации, когда с подростком лучше пойти к психологу:

  • Подросток не может завести друзей среди одноклассников или соседских ребят. При обостренной потребности в общении, которую он никак не может удовлетворить, не исключено его попадание в компанию, связанную с криминалом. Такие компании прекрасно вписываются в подростковую систему ценностей: и общение, и протест, нарушение всех ценностей и требований взрослых. Целый коктейль эмоций и чувств, острые ощущения, романтика…
  • Общается с ребятами намного старше себя, которые имеют дурную славу, совершают правонарушения и даже преступления.
  • Начал курить, употреблять алкоголь, пробовать наркотики.
  • Почти не выходит из комнаты, часто плачет, не общается с родителями и друзьями. Возможно, у него неприятности или даже начинается депрессия.

Почему родители подростков часто кричат и раздражаются на своих детей

Начнем с того, что у родителей в принципе много тревог и ожиданий относительно ребенка. С первого дня, как только малыш появился на свет, мамы и папы беспокоятся о том, как он ест, сколько весит, как растет и развивается, какие игрушки и одежду выбрать для него – словом, как дать ему максимум пользы и удовольствий. Ориентируются, разумеется, на собственное представление об идеальном детстве и счастливой жизни. Они смотрят на ребенка как на продолжение себя, проецируют на него свои мечты. Гадают, какой жизненный путь или профессию он выберет. А в ответ получают безусловную любовь, успехи и достижения (пошел, поплыл, слепил котика из пластилина, выиграл первую медаль на соревнованиях).

И вдруг этот милый покладистый ангел с глазами, полными любви и обожания, превращается в колючего неуправляемого монстра. Отрицает все, что говорят мама и папа, хлопает дверьми, хамит, приносит тройки и замечания из школы и вообще активно занимается саморазрушением: ест всякую гадость, портит зрение за компьютером или телефоном. Разумеется, родители в шоке.

Да, в жизни ребенка уже были кризисы, которые родители пережили: например, в 3 года или 7 лет. И тогда они понимали, что нужно потерпеть, подождать, проявить такт. Но сейчас, когда чадо на пороге совершеннолетия, родителям страшно. Подростковый кризис длится несколько лет, и кажется, что ждать невозможно. Ведь это лохматое колючее нечто, бывшее раньше милым малышом, вот-вот должно выпорхнуть (или вывалиться?) во взрослую жизнь. Сдавать экзамены, куда-то поступать, где-то работать, создавать семью, в конце концов. А он элементарный бутерброд сделать не может или носки в стирку положить. Одним словом, в идеальной картине мира родителей все вдруг идет не по плану.

И тут на сцену выходят все родительские страхи и тревоги. Они не понимают, как общаться с ребенком, как реагировать на его выходки, как не сломать, но при этом не упустить его. Им кажется, что впереди ребенка ждет множество проблем и вызовов, к которым он не готов. И начинают с неистовой силой «готовить» чадо. В ход идут длинные лекции, запугивания, крики, угрозы, слезы, шантаж – все известные человечеству методы давления. А следом появляются страх и чувство вины: я не справляюсь, я плохой родитель. В результате взрослый вступает в долгий конфликт и, по сути, воюет с ребенком за его (ребенка) счастливое будущее.

Что нормально для подростка

Резкие перемены в поведении и образе жизни, скрытность. Да, это вас пугает. Да, вам кажется, что с ребенком что-то не так и он попал в дурную компанию, насмотрелся фильмов, а может и вовсе пробует алкоголь или наркотики. Это не обязательно. Ребенок находится как бы между двух берегов: детством и взрослостью. Он всеми силами стремится стать взрослым, самостоятельным. Он требует уважения к себе, своему личному пространству, своим интересам. Поэтому не стоит переживать, если он в очередной раз попросит постучать в дверь комнаты и не лезть в его шкаф. И он имеет право отказаться рассказывать, как прошел день в школе.

Возможно, вы не видите, как сын или дочь освоили технику игры на гитаре. Как стали петь и писать стихи. Как ищут поддержки и оценки в своих достижениях от самых близких людей. Как общаться с подростками родителям? В первую очередь снизить требования и принять то, что есть.

Тяга к новым людям и большим компаниям

В этот непростой период подростку особенно важно понимание, принятие, личное общение. Поэтому его так тянет к друзьям, к себе подобным

Туда, где его могут понять и выслушать на равных, где он будет чувствовать себя частью коллектива, знать, что он такой не один.

Лень, снижение успеваемости, отказ от домашних дел. Подросток меняется физически и эмоционально. Эти перемены вызывают большой стресс для еще не окрепшего организма, забирают много сил и энергии. Поэтому возможны «приступы лени», спад успеваемости в школе.

Резкая смена интересов. Вчера он весь день носился с фотоаппаратом, сегодня рисует акварелью, завтра будет писать стихи. Он пробует и ищет себя. Попробовав самые разнообразные занятия, он найдет что-то по душе. Возможно то, что станет его будущей профессией или хобби.

Слабый контроль над эмоциями. Эмоции в этом возрасте очень сильные. Для них характерна частая и резкая смена. Научиться их контролировать он пока не в состоянии. Как бы ни было обидно вам, для подростка нормально выражать резкий протест на ваши замечания, грубо реагировать на попытки вторгнуться в его жизнь, отвергать любые советы. Как разговаривать с подростком, если он грубит? Сохранять достоинство и самообладание.

Ложь. Часто подростки начинают врать. За этим стоит желание приукрасить действительность, понравиться окружающим. А иногда скрыть что-то от родителей, чтобы избежать наказания.

Приступы меланхолии. Частые раздумья, мысли, фантазии, ведение дневников также естественны для детей, вступивших в переходный возраст. Они познают себя, часто бывают собой недовольны. Их волнует внешность, статус в коллективе, реакция противоположного пола. Но за этим стоит стремление к лучшему. Они хотят стать лучше, сильнее, красивее физически и духовно.

Признаки подросткового кризиса

У некоторых подростковый кризис проходит незаметно, другие испытывают серьезные проблемы с общением. Психологи выделяют общие признаки наступления кризиса:

  • конфликтность в отношениях;
  • желание побыть в одиночестве;
  • предпочтение виртуальным разговорам;
  • подросток желает общаться с друзьями, убегает из дома, игнорирует родителей;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • перепады настроения;
  • вспыльчивость;
  • желание уединения;
  • агрессия;
  • недовольство собой и окружающими;
  • беспокойство, повышенная тревожность;
  • заниженная самооценка;
  • повышенные требования к собственной личности;
  • ухудшение успеваемости.

Причины кризис подросткового периода

Возрастная психология определяет подростковый возраст как период наиболее глобальных перестроек психических и физиологических процессов. Он начинается в 11–12 лет и продолжается в среднем до 15–17. Именно эти процессы превращают милого послушного ребенка в маленького монстра.

Что меняется в подростковом возрасте?

Фактор

Описание

Физиология

Самое известное — это гормональные перестройки, которые связаны с половым созреванием. Однако в этот период не менее глобально изменяется и работа мозга — увеличивается объем серого вещества, созревает префронтальная кора, изменяются связи между полушариями и внутри самого мозга. Эти перестройки влияют на соматическое здоровье и вызывают скачки давления, нарушение пищеварения, проблемы с кожей и так далее.

Поведение

Такие изменения отражаются и на поведении подростка. Он не может контролировать настроение и реакции на какие-то события. Его поведение становится более рискованным. Он бросает вызов сложившимся нормам и правилам.

Когнитивные навыки

Перестройки в мозге приводят к некоторому нарушению когнитивных функций. Подростку сложно воспринимать и анализировать информацию

Он быстро устает, не может сосредоточиться и сфокусировать внимание.

Самооценка

Все эти изменения приводят к тому, что подросток не может адекватно оценить себя. Его самооценка меняется так же часто, как и его настроение

Сегодня он считает себя самым крутым человеком на планете, а завтра уверен в том, что он полное ничтожество.

Социальные факторы

Меняется и круг авторитетов. Если до подросткового кризиса основными авторитетами для ребенка являются родители и другие значимые взрослые, то в этот период он больше ориентируется на сверстников и кумиров — известных актеров, музыкантов, блогеров. Также это время поиска себя и своего места в жизни.

Если кратко, кризис подросткового возраста возникает на фоне глобальных перестроек в организме ребенка и во многом связан с изменением его статуса. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такой переходный статус влияет на все стороны жизни подростка.

Важно! Перестройки в организме подростка приводят к тому, что он в буквальном смысле не может контролировать себя и свое настроение. Не нужно требовать от него держать себя в руках, потому что он физически не может этого сделать.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *