Какие возрастные кризисы бывают у детей

Каждый ребенок индивидуален и уникален. Этапы роста и фазы развития предопределены природой и едины для всех, но время этих изменений, в рамках возрастного периода, их интенсивность, влияние на поведение, у каждого свои.

По этой причине родители, воспитывающие детей, могут и не замечать каких либо особенных отклонений поведения детей в острой фазе подросткового возраста, считая периодические конфликтные ситуации естественным стечением обстоятельств.

Характерными признаками кризиса являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие.

Но многие родители сталкиваются с довольно резким всплеском раздражительности, агрессивного поведения подростка, противодействия. В некоторых случаях такие изменения возрастной психологии приводят к серьезным осложнениям в отношениях между родителями и детьми.

Педагоги и психоаналитики отмечают несколько возрастных кризисов у детей и подростков:

  1. возрастной кризис 1 года.
  2. возрастной кризис 3-4 лет.
  3. кризис 7 лет.
  4. юношеский кризис 13 -17 лет.

Причем в последнем случае, в так называемом подростковом кризисе или кризисе переходного возраста, выделяют две фазы: фантомная взрослость кризиса 11 – 14 лет у ребенка и формирование собственного “Я” кризиса 15-17 лет.

Признаки

Так как симптомы кризиса 17 лет проявляют себя достаточно ярко, родители сразу замечают изменения, происходящие с подростком.

Страхи

В первую очередь кризис проявляется в постоянных страхах за всё, что происходит:

Груз ожиданий со стороны других, ответственность перед собой и родителями становятся причиной повышенной тревожности, в ряде случаев — стресса. Если в итоге страхи хотя бы частично реализуются, недалеко и до депрессии, которая грозит суицидом. Не сдав ЕГЭ, подросток думает, что это позор, жизнь закончена, никуда теперь не поступит, заберут в армию. Ему стыдно, что он не оправдал надежд. Особенно мнительные и измученные стрессом последних месяцев глотают таблетки, бросаются под машины, шагают в окно. Чтобы исключить такой сценарий, рядом всегда должны находиться понимающие и любящие родители.

Невротические реакции, характерные для юношеского кризиса, носят непостоянный и полисистемный характер.

Юношеский максимализм

Это один из основных признаков кризиса 17 лет, который проявляется:

Психологи объясняют юношеский максимализм эгоизмом, отсутствием опыта и гибкости мышления.

Признаки кризиса юношеского возраста

У большинства детей старшего школьного возраста кризис 17 лет проявляется достаточно ярко, поэтому родители вполне могут заметить его самостоятельно, без специальных диагностик. Он характеризуется следующими признаками:

Возникновение страхов

Подросток начинает часто высказывать свои переживания о том, что с ним будет дальше. Его тревожит будущее и все, что с ним связано. Он боится оступиться, ошибиться с выбором пути, не оправдать надежд близких людей, переживает за появление новой ответственности и обязанностей. Если некоторые из страхов реализуются, например, недостаточно высокий балл по ЕГЭ, то ребенок может уйти в глубокую депрессию.

Юношеский максимализм

Так называется симптом кризиса 17 лет, при котором подросток видит мир в черно-белом цвете: для него или все хорошо, или все плохо, ему нужно или все, или ничего. Связан он с нормальной для возраста ригидностью мышления, эгоизмом и недостатком жизненного опыта. К признакам юношеского максимализма относятся:

  • высокая категоричность суждений;
  • упрямство;
  • избыточная самоуверенность;
  • стремление как можно сильнее выделяться среди других людей;
  • завышенные требования к окружающим людям и к самому себе;
  • отсутствие желания идти на компромисс;
  • чрезмерная эмоциональность при спорах и доказательстве своей точки зрения.

Проблемы современных подростков

У каждого подростка наступает время, когда он задаётся вопросами: «Кто я такой?», «Чего мне хочется от жизни?». Подростку тяжело найти ответы на эти вопросы, он не в состоянии сам разобраться в себе. В подростковом возрасте имеют место внутренние конфликты, чему сопутствуют смена настроений, потребность в друзьях и увлечениях, проявления агрессии. Именно в этот периоды и начинаются проблемы с родителями. Причина этому — внутренние противоречия:

  • Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально — он ещё ребёнок.
  • Подросток отстаивает своё право на уникальную индивидуальность, и в то же время хочет «быть, как все».
  • Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда — проблемы в общении со сверстниками.

Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем:

  • семейных
  • половых
  • поведенческих и других.

Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями). Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше. Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы, например:

  1. Отцы и дети. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими.
  2. Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других — не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы — ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса.
  3. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид — основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру.
  4. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
  5. Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.

Особенности кризиса

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, особенности протекания кризиса юношеского возраста выражаются в изменении трех составляющие личности:

  1. Ведущая деятельность. Из интимно-личностной, бывшей в подростковом возрасте, она превращается в учебно-профессиональную. Человеку в этот период необходимо определиться в жизни, получить профессию, поэтому в норме большинство его личностных ресурсов направляется на обучение и познание нового. Общение со сверстниками отходит на второй план, но не исчезает из жизни юноши полностью.
  2. Социальная ситуация развития. Здесь в период кризиса также происходит огромное количество изменений: круг общения, качество, цели, способы взаимодействий, появляются новые стратегии поведения в конфликтах и спорах, человек учится аргументировать свою точку зрения и успешно работать в команде для решения общих задач. Отношение старших окружающих к юношам и девушкам также становится другим: на них все чаще смотрят не как на детей, а как на взрослых, обращаются на «Вы», больше уважают и позволяют проявить себя.
  3. Возникновение возрастных новообразований ранней юности. Кризис 17 лет завершается новыми качествами личности, среди которых:
  • профессиональное самоопределение;
  • формирование индивидуального стиля мышления;
  • регуляция собственного поведения на основе ценностей и смыслов;
  • формирование логического интеллекта;
  • осознание собственной ценности и индивидуальности;
  • личностное самоопределение.

Противоречием кризиса 17 лет, по концепции Л.С. Выготского является противостояние двух противоположных желаний: общаться и изолироваться. Человеку по-прежнему хочется общения, но для самореализации у него также есть потребность в уединении. Главная его задача – найти баланс между этими явлениями, не потеряв при этом связь с обществом и не отодвинув на задний план реализацию собственных возможностей.

Признаки кризиса юношеского возраста

У большинства детей старшего школьного возраста кризис 17 лет проявляется достаточно ярко, поэтому родители вполне могут заметить его самостоятельно, без специальных диагностик. Он характеризуется следующими признаками:

Возникновение страхов

Подросток начинает часто высказывать свои переживания о том, что с ним будет дальше. Его тревожит будущее и все, что с ним связано. Он боится оступиться, ошибиться с выбором пути, не оправдать надежд близких людей, переживает за появление новой ответственности и обязанностей. Если некоторые из страхов реализуются, например, недостаточно высокий балл по ЕГЭ, то ребенок может уйти в глубокую депрессию.

Юношеский максимализм

Так называется симптом кризиса 17 лет, при котором подросток видит мир в черно-белом цвете: для него или все хорошо, или все плохо, ему нужно или все, или ничего. Связан он с нормальной для возраста ригидностью мышления, эгоизмом и недостатком жизненного опыта. К признакам юношеского максимализма относятся:

  • высокая категоричность суждений;
  • упрямство;
  • избыточная самоуверенность;
  • стремление как можно сильнее выделяться среди других людей;
  • завышенные требования к окружающим людям и к самому себе;
  • отсутствие желания идти на компромисс;
  • чрезмерная эмоциональность при спорах и доказательстве своей точки зрения.

Риски

К основным рискам юношеского возраста относится:

  • неверное профессиональное самоопределение или провал вступительных экзаменов, как следствие – утраченное время и силы, нежелание учиться и работать, эмоциональное выгорание, переживание крушения надежд и необходимости нового профессионального определения;
  • девиации как неадекватный способ самовыражения и самоактуализации (агрессивность, развязность, эксцентричность, вызывающее поведение и внешний вид);
  • сложности адаптации к новому учебному заведению и самоконтролю, самостоятельному планированию режима дня;
  • фрустрация в вопросах смысла жизни и выбора профессии (ожидание и реальность).

Неспособные справиться с кризисом юноши уходят в алкоголизм и наркоманию или выбирают другой вариант избегания реальности. Неадекватный поиск себя и отстаивание своей индивидуальности выливается в асоциальные группы или деструктивные молодежные субкультуры, протестующие относительно серости и однообразия, обезличенности и массовости взрослой жизни.

Риски кризиса юношеского возраста

Кризис юношеского возраста в психологии – это нормальный период развития человека, но от того, как юноша или девушка из него выйдет, зависит их дальнейшая жизнь. Иногда кризис оказывается весьма рискованным явлением, причиной чего часто является отсутствие понимающих и здравомыслящих людей рядом, способных адекватно воспринимать происходящее с ребенком и помочь ему с этим справиться.

Одним из неприятных последствий кризиса юношеского возраста может быть неправильное профессиональнее самоопределение. Причины бывают разные: ошибка с выбором, настаивание со стороны родителей; поступление не куда хотелось, а куда взяли или куда пришел без реальной мотивации; поступление «за компанию». Независимо от причин, через 1-3 года обучения человек осознает, что он пошел не по той дороге, по которой ему хотелось. При этом есть два пути: бросить и начать все сначала, или продолжать учиться по специальности, которая не приносит морального удовлетворения. В первом случае зря теряется время и ресурсы на ненужное, как оказалось, обучение, во втором – человек всю жизнь ощущает себя не на своем месте и испытывает постоянный дискомфорт в профессиональной сфере.

При проблемах с самооценкой и налаживанием контактов есть риск возникновения трудностей в адаптации к новым условиям: коллективу, преподавателям, формам аттестации и проверки знаний.

Кризис 13 лет

В подростковом возрасте происходит выход на новый уровень мышления. Балом правит логика! Авторитетных заявлений уже недостаточно, любое мнение требует доказательств, которые сравниваются с собственными ощущениями.

У ребёнка появляется интерес к философским вопросам (добро — зло, жизнь — смерть), становится более понятной абстракция. Подросток ощущает потребность в признании социума, важную роль играет общение со сверстниками. Он стремится найти своё место в коллективе и обзаводится собственными моральными принципами.

Негативные проявления подросткового кризиса: стремление к одиночеству, недовольство, агрессия. Инструкция по общению с подростками в переходный период →

Советы родителям

Помните о двух моментах.

  • В этом возрасте условием для мотивации познавательной деятельности является возможность проявлять умственную самостоятельность и инициативность. Не запрещайте подростку устраивать научные эксперименты, интересуйтесь его исследованиями и обязательно хвалите даже за мелкие успехи.
  • Подростку необходим опыт реальной общественно полезной деятельности и признание другими людьми. Отправляйте его в образовательные лагеря, записывайте в кружки и секции.

Что делать взрослым

Общие рекомендации

Выготский считал, что во время кризиса 17 лет родители могут работать лишь в двух направлениях:

  • помочь подростку побороть страхи;
  • проявлять терпимость к юношескому максимализму, не вступая в конфликт и не обвиняя в категоричности и эгоизме.

Современные психологи расширили рекомендации известного советского психолога и дали более подробные советы родителям 17-летних юношей и девушек для преодоления возрастного кризиса:

  1. Не оставлять без внимания подростковые страхи. Разговаривать по душам и развеивать их.
  2. Адекватно реагировать на проявления юношеского максимализма: быть терпеливыми к слишком критическим суждениям, стараться сгладить их.
  3. Самим не допускать промахов и ошибок (глупо запрещать 17-летнему сыну пить пиво в компаниях, если дома родители регулярно собирают своих друзей за отнюдь не трезвым застольем).
  4. Принять факт взросления, не держать детей возле себя, отпустить в самостоятельную жизнь.
  5. Уважать их собственное мнение, приветствовать самостоятельность.
  6. Помочь в профориентации.
  7. Создать комфортную обстановку дома.
  8. При любой возможности проводить больше времени вместе: путешествовать, гулять, ходить в гости, участвовать в мероприятиях.

Чтобы облегчить протекание кризиса, родителям крайне важно по максимуму отыграть свою роль в выборе дальнейшей судьбы для подростка. Во-первых, нужно создать все условия для качественной подготовки к экзаменам

Если нужно — нанять репетиторов, чтобы подросток чувствовал себя уверенным. Во-вторых, помочь с профориентаций, дать советы, заранее объездить учебные заведения, в которые планируется поступление.

Отдельные советы…

…для родителей юношей:

формировать уверенность в себе;
уделять достаточное внимание физическому развитию;
бороться с вялостью и инертностью — для юноши эти черты в будущем обернутся проблемами с трудоустройством и финансовой состоятельностью;
следить за тем, чтобы сын не приобщился к вредным привычкам и не стал зависимым от игр (компьютерных и азартных);
учить обращаться с деньгами;
не сюсюкаться и не слишком нежничать (особенно касается мам, которые продолжают относиться к сыновьям как к маленьким детям);
отцы должны проводить с сыновьями больше времени, воспитывая в них твёрдость характера.

…для родителей девушек:

  • обучать ведению домашнего хозяйства, готовить к роли матери и жены;
  • закрепить основы ухода за собой, правила соблюдения гигиены;
  • мать должна установить с дочерью доверительные отношения, чтобы та могла рассказать ей о своих проблемах;
  • отцу нужно проявлять максимум уважения и нежности к дочери, воспитывая в ней женственность, быть в меру строгим;
  • формировать чувство собственного достоинства, чтобы девушка не была легкомысленной и не стала игрушкой в чужих руках;
  • предоставлять определённый уровень свободы, но при этом контролировать поведение и круг общения.

Мама 17-летней девушки должна обратить особое внимание на её половое воспитание. Не нужно думать, что этим занимаются учителя в школах

Это — прямая обязанность родителей. Ранняя половая жизнь, беременность или аборт в таком возрасте будут иметь самые негативные последствия и для психики, и для физического здоровья.

Признаки

Так как симптомы кризиса 17 лет проявляют себя достаточно ярко, родители сразу замечают изменения, происходящие с подростком.

Страхи

В первую очередь кризис проявляется в постоянных страхах за всё, что происходит:

  • Как сложится новая жизнь?
  • На сколько баллов будут сданы экзамены?
  • Получится ли поступить?
  • Правильно ли выбрано учебное заведение?
  • Что будет, если заберут в армию?

Груз ожиданий со стороны других, ответственность перед собой и родителями становятся причиной повышенной тревожности, в ряде случаев — стресса. Если в итоге страхи хотя бы частично реализуются, недалеко и до депрессии, которая грозит суицидом. Не сдав ЕГЭ, подросток думает, что это позор, жизнь закончена, никуда теперь не поступит, заберут в армию. Ему стыдно, что он не оправдал надежд. Особенно мнительные и измученные стрессом последних месяцев глотают таблетки, бросаются под машины, шагают в окно. Чтобы исключить такой сценарий, рядом всегда должны находиться понимающие и любящие родители.

Невротические реакции

Вегетативные нарушения:

  • головокружения;
  • мышечные подёргивания и судороги;
  • учащение пульса;
  • боли в груди;
  • скачки давления;
  • нехватка воздуха;
  • желудочно-кишечные расстройства;
  • повышенная потливость.

Эмоциональные нарушения:

  • неустойчивое настроение;
  • раздражительность;
  • снижение работоспособности;
  • неуверенность в себе, самокритика, повышенные требования к себе;
  • ощущение безнадёжности, пессимизм;
  • депрессивное состояние;
  • повышенный уровень тревожности.

Невротические реакции, характерные для юношеского кризиса, носят непостоянный и полисистемный характер.

Юношеский максимализм

Это один из основных признаков кризиса 17 лет, который проявляется:

  • категоричностью суждений;
  • несговорчивостью;
  • упрямством;
  • излишней самоуверенностью;
  • стремлением не быть как все;
  • завышенными требованиями к себе и окружающим;
  • бескомпромиссностью;
  • неадекватным восприятием критики, когда малейшее замечание кажется настоящим объявлением войны;
  • чрезмерная страстность в отстаивании своих суждений, спорах;
  • делением мира на белое и чёрное, людей — на плохих и хороших, без промежуточных вариантов и полутонов;
  • желанием иметь всё самое лучшее.

Психологи объясняют юношеский максимализм эгоизмом, отсутствием опыта и гибкости мышления.

Юношам

В юной голове может возникнуть причудливая мешанина из обрывков разных теорий, воззрений, оккультных практик. Это состояние в психиатрии называется метафизическая интоксикация. Но, что еще хуже, поиски собственного «я» могут привести молодого человека в маргинальные социальные группы или даже в секты. Податливость личности и слабость ее защитных механизмов могут обусловить наркотическую и алкогольную зависимость, антисоциальное поведение, расторможенность в сфере сексуальных влечений. Происходят негативные изменения и во внутрисемейных отношениях: утрачивается понимание и доверие между, казалось бы, самыми близкими людьми.

Обычно все это сопровождается появлением и нарастанием невротической симптоматики. Тревога, депрессия, навязчивые мысли, расстройство естественных фаз сна и бодрствования – вот далеко не полный перечень возможных клинических осложнений. Могут возникнуть мысли о самоубийстве.

Хотя, истины ради, надо сказать следующее. Ряд молодых людей даже столь тяжелый кризис преодолевают самостоятельно, но за это обычно приходится платить слишком высокую цену. Это и потерянные годы, это и ухудшение здоровья, как телесного, так и душевного.

Выход из возрастного кризиса

В ситуации затянувшегося юношеского возрастного кризиса именно психотерапия является тем выбором, который поможет человеку справиться с этой тяжелой жизненной коллизией.

Наиболее эффективным подходом при «возрастных кризисах» является экзистенциально-гуманистическая психотерапия, которая направлена на личностный рост и конструирование тех моделей Будущего, в котором хочется жить.

Обычно, эта психотерапия имеет две стадии работы: интенсивную, когда терапевтические сеансы происходят 2 раза в неделю на протяжении 1-2-х месяцев, и поддерживающую, когда сеансы назначаются 1-2 раза в месяц на протяжении года или даже нескольких лет.

Впрочем, поддерживающее лечение можно проводить и в формате групповой терапии.

В клинике Брейн Клиник, для помощи людям в моменты возрастных кризисовимеется любая из форм психотерапии.

Причины кризиса юности

Главная причина кризиса юношеского возраста – потребность и необходимость в самоопределении. Юношам и девушкам постоянно приходится сталкиваться с выбором: с кем общаться, чем заниматься, какую выбрать профессию, куда пойти учиться. Такая ситуация – стрессовая для ребенка, поэтому в этот период он находится в напряжении. Наиболее часто старшеклассники и выпускники школы встречаются с проблемами:

ЕГЭ

Выпускные экзамены доставляют школьникам немало хлопот, связанных с выбором предметов и подготовкой к аттестации. Наиболее неприятный момент – неизвестность до самого начала экзамена. Человек готовится по пробным вариантам, но никогда не знает, какой попадется ему в экзаменационной аудитории. Кроме того, на проверку работы требуется 7-14 дней, и все это время выпускнику приходится переживать за свои результаты.

Ситуация выбора

Старший подросток выбирает дальнейший путь после школы, от этого выбора, на его взгляд, зависит вся оставшаяся жизнь. Поэтому его нервная система перевозбуждается при размышлениях о том, куда пойти учиться, кем стать, уезжать ли из родного города или оставаться, какую выбрать форму обучения, совмещать ли учебу с работой или сделать акцент на чем-то одном.

Ожидания ближайшего окружения

Практически от любого ребенка, даже почти взрослого, родители, близкие и друзья чего-то ожидают. Например, что он будет хорошо учиться, сможет успешно сдать экзамены, поступит в престижный вуз. Также общество предъявляет свои требования, которым не так-то легко соответствовать. Выпускника постоянно спрашивают о том, чем он будет заниматься, готов ли к экзаменам, куда собирается поступать, кем хочет работать. Большинство девушек и юношей в кризисе 17 лет еще сами находятся в состоянии неопределенности, поэтому подобные вопросы вызывают у них некоторое напряжение и раздражение.

Изменение привычной жизни

Поступая в учебное заведение после школы или устраиваясь на работу, юноша сталкивается с совершенно новыми для него условиями. Приходится брать на себя больше ответственности, вливаться в новый коллектив, принимать собственные решения, возможно, учиться жить отдельно от родителей, решать свои финансовые вопросы и жилищные проблемы. Период адаптации также оказывается весьма стрессовым.

Все эти ситуации обостряют проявления юношеского кризиса.

Рекомендации родителям

В юности меняется отношение к взрослым (родителям). В это время воспитанник не против такого взаимодействия, но против формальностей (приказов, требований и т. д.). Цель общения – усвоение принципа и сути различных социальных взаимоотношений. Юноши ожидают от взрослого понимания, поддержки, помощи, доверия. И психологически могут ответить тем же. Эффективнее всего это можно устроить в условиях сотрудничества, общего дела, продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого.

Юным людям не нужны друзья в виде родителей, им нужна поддержка и помощь, гид по миру человеческих отношений, более опытный и старший товарищ. Друзей и любимых они найдут среди сверстников. Но родители могут рассказать о том, как сами любили и дружили, будучи юными.

Необходимо помочь сыну или дочери выразить его самость, но при этом сохранить уважение к обществу. Сохранение индивидуальности в рамках общества – один из самых сложных вопросов взросления. Человек должен обособиться от стереотипов, его образа в глазах других людей и решить, каким он видит себя, чего хочет именно он. Задача родителей – потворствовать положительным проявлениям индивидуальности:

  • Направляйте своего ребенка туда, к чему у него есть способности и интерес.
  • Позвольте ему быть собой, не старайтесь проиграть в нем заново свою жизнь.
  • Разрешите ему совершать ошибки и учиться на них.
  • Будьте рядом, чтобы поддержать и подстраховать при необходимости, но не давите, не лишайте самостоятельности и самого ценного, что есть у человека – личного опыта.

Причины появления

Кризис среднего возраста у мужчин — что это такое, когда начинается

Причина кризисов кроется в возникновении противоречий новых потребностей, которые уже не удовлетворяются, и нынешних или прошлых условий. Каждый период возрастного развития имеет побудительный толчок для будущего изменения и развития – это база для формирования индивидуума.

Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией близких). На сегодня этот диссонанс, по мнению психологов, рассматривается как движущая сила развития психики

Последствия

Высокая тревожность и влияние частых стрессовых ситуаций на неокрепшую подростковую психику нередко заканчиваются печальными последствиями для здоровья. На фоне постоянных переживаний, когда ребёнок не чувствует поддержки со стороны, могут наблюдаться:

  • психосоматические расстройства: повышенная или, наоборот, слишком низкая температура тела, астения, головные боли, нарушения в работе желудка, кожные высыпания;
  • неврозы, психозы, обсессивно-компульсивное расстройство;
  • нарушения сна, вплоть до сонного апноэ;
  • панические атаки, фобии;
  • склонность к истерии;
  • социальная дезадаптация;
  • обострение хронических заболеваний (гастрита, нейродермита, аллергии);
  • алкоголизм и наркомания, игровая зависимость;
  • суицид.

Возрастной кризис 17 лет осложняется часто ещё и тем, что на фоне экзаменов и поступления детей стресс испытывают сами родители. В таком состоянии им зачастую самим требуется помощь со стороны. Так что семейными консультациями у психолога пренебрегать в таких ситуациях не стоит.

Вам также может быть интересно:

Признаки

Так как симптомы кризиса 17 лет проявляют себя достаточно ярко, родители сразу замечают изменения, происходящие с подростком.

Страхи

В первую очередь кризис проявляется в постоянных страхах за всё, что происходит:

  • Как сложится новая жизнь?
  • На сколько баллов будут сданы экзамены?
  • Получится ли поступить?
  • Правильно ли выбрано учебное заведение?
  • Что будет, если заберут в армию?

Груз ожиданий со стороны других, ответственность перед собой и родителями становятся причиной повышенной тревожности, в ряде случаев — стресса. Если в итоге страхи хотя бы частично реализуются, недалеко и до депрессии, которая грозит суицидом. Не сдав ЕГЭ, подросток думает, что это позор, жизнь закончена, никуда теперь не поступит, заберут в армию. Ему стыдно, что он не оправдал надежд. Особенно мнительные и измученные стрессом последних месяцев глотают таблетки, бросаются под машины, шагают в окно. Чтобы исключить такой сценарий, рядом всегда должны находиться понимающие и любящие родители.

Невротические реакции

Вегетативные нарушения:

  • головокружения;
  • мышечные подёргивания и судороги;
  • учащение пульса;
  • боли в груди;
  • скачки давления;
  • нехватка воздуха;
  • желудочно-кишечные расстройства;
  • повышенная потливость.

Эмоциональные нарушения:

  • неустойчивое настроение;
  • раздражительность;
  • снижение работоспособности;
  • неуверенность в себе, самокритика, повышенные требования к себе;
  • ощущение безнадёжности, пессимизм;
  • депрессивное состояние;
  • повышенный уровень тревожности.

Невротические реакции, характерные для юношеского кризиса, носят непостоянный и полисистемный характер.

Юношеский максимализм

Это один из основных признаков кризиса 17 лет, который проявляется:

  • категоричностью суждений;
  • несговорчивостью;
  • упрямством;
  • излишней самоуверенностью;
  • стремлением не быть как все;
  • завышенными требованиями к себе и окружающим;
  • бескомпромиссностью;
  • неадекватным восприятием критики, когда малейшее замечание кажется настоящим объявлением войны;
  • чрезмерная страстность в отстаивании своих суждений, спорах;
  • делением мира на белое и чёрное, людей — на плохих и хороших, без промежуточных вариантов и полутонов;
  • желанием иметь всё самое лучшее.

Психологи объясняют юношеский максимализм эгоизмом, отсутствием опыта и гибкости мышления.

Сущность кризиса

Иногда подростки сбегают из дома, совершают попытки суицида, презирают все нормы и правила. Зачастую родитель не понимает, как может нравится вот эта громкая негармоничная музыка и эта несуразная одежда, как можно влюбиться в кинозвезду или сорваться среди ночи на «вписку» к малознакомым людям.

Внешние причины случившегося – весьма разнообразны, но всех их объединяет отсутствие достаточно доверительных отношений в семье, зародившееся задолго до начала пубертата. Выявление наличия нарушений в детско-родительских отношениях в младшем школьном возрасте и грамотная их коррекция – залог относительно спокойного пубертатного периода.

Эти безумные поступки обусловлены внезапно возникшим чувством взрослости у ребенка, которую он пытается проявлять даже в самых неподходящих для этого условиях. «Я такой же, как и вы и хочу быть с вами на равных», — буквально кричит подросток своим поведением. Ему уже жизненно необходимы взрослая ответственность, взрослые обязанности и права.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Когда завершается

Считается, что нормальный возраст для окончания пубертатного периода 14-16 лет. Однако психологи стали замечать, что в современном мире у молодых людей и девушек кризис стал начинаться и заканчиваться гораздо позже, в большинстве случаев уже после достижения совершеннолетия.

Психологи связывают это с тем, что современные стандарты требуют от молодых людей конкурентоспособности в плане образования, на получение которого сейчас уходит гораздо больше времени.

В связи с этим период, когда молодой человек или девушка начинает работать и жить самостоятельно, постоянно отодвигается. Поэтому окончание переходного возраста может приходиться на 17-21 год. Хорошо это или нет, сказать сложно. Хотя можно отметить, что возникновение более позднего периода способствует спокойному или менее конфликтному его протеканию.

Какова формула счастья в доме, где есть подросток? Все просто – достаточно достичь взаимопонимания и взаимоуважения. Бушующие гормоны постепенно утихнут, и перед родителями появится новый, уже взрослый человек, который будет благодарен им за оказанную поддержку.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *