Список когнитивных искажений: 10 главных ошибок

Содержание:

В когнитивные искажения Они представляют собой двусмысленный способ рассуждений и обычно связаны с преобразованием реальности, вызывающим страдания и другие негативные последствия для человека. Примером может служить тот, кто только размышляет о своих неудачах, даже если у них действительно было много успехов в своей жизни. Этот тип когнитивного искажения называется фильтрацией.

Типично для различных психических расстройств, человек с когнитивными искажениями искажает реальность в большей или меньшей степени. Хотя верно то, что у всех нас могут быть непоследовательные или неправильные идеи, характерной чертой этих пациентов является то, что их идеи имеют тенденцию навредить себе.

Когнитивные искажения и негативные мысли часто встречаются у людей с тревогой, депрессией и другими психическими расстройствами. Это правда, что время от времени у всех нас могут быть негативные мысли, но они начинают представлять проблему, когда они возникают очень часто и интенсивно.

Изменить внутренний диалог

Помогает ли такой образ мышления достичь своих целей или стать счастливее в жизни? Это подталкивает вас к решению ваших проблем? Если нет, вам нужно изменить свой взгляд на вещи.

Например, человек с хронической болью может всегда думать об этой боли и о том, насколько она ужасна. Однако такой образ мышления не улучшает ваше самочувствие, не поднимает вам настроение и не помогает делать то, что вы хотели бы делать; но по контрасту.

По этой причине очень важно говорить себе положительные вербализации, которые заменяют отрицательные, которые замедляют нас. Дело не в том, чтобы обмануть самих себя, а в том, чтобы думать о более позитивных вещах, которые реальны

Звучит полезно! А какие побочные эффекты?

Вместе с четырьмя главными проблемами полезно помнить о четырёх проблемах-следствиях, которые вызваны нашими способами решения главных проблем:

Мы не видим всего

Часть информации, которую мы отсекаем, на самом деле оказывается ценной и важной.

Поиск смыслов приводит нас к галлюцинациям. Иногда мы придумываем несуществующие детали только из-за предположений и предубеждённости, а также достраиваем смыслы и истории, которых не было в реальности.

Быстрые решения могут быть плохими

Некоторые из быстрых реакций и решений оказываются нечестными, корыстными и непродуктивными.

Память усиливает ошибки. Некоторые вещи, которые мы запоминаем, усиливают когнитивные искажения и обусловленность, ухудшая мыслительные процессы.

Если ты запомнишь четыре главных проблемы и четыре ошибки, к которым приводят наши стратегии их решения, то эвристика доступности (конкретнее, феномен Баадера — Майнхоф) приведут к тому, что ты начнёшь чаще обращать внимание на собственные когнитивные искажения. Если ты будешь иногда заходить на эту страничку и освежать в памяти информацию, то эффект интервала поможет запомнить некоторые из ошибок, чтобы чуть лучше противодействовать слепоте в отношении когнитивных искажений и наивному реализму

Мы ничего не можем сделать, чтобы полностью избавиться от четырёх главных проблем (до тех пор, пока не расширим вычислительные мощности и память мозгов до размеров вселенной). Зато когда мы примем как факт, что мы навсегда обусловлены своей биологией, но можем учиться эффективнее с этим жить, то склонность к подтверждению своей точки зрения поможет находить этому новые и новые свидетельства. Благодаря этому мы научимся лучше понимать себя.

Когнитивные искажения — всего лишь инструменты. Они полезны в одних контекстах и вредны в других. Но это единственные инструменты, которые у нас есть, и они довольно неплохо справляются в тех ситуациях, для которых предназначены. С ними можно познакомиться поближе и оценить их — в конце концов, они позволяют нашим загадочным мозгам действовать во вселенной.

Update: Через пару дней после публикации этой записи John Manoogian III спросил, можно ли сделать постер с диаграммой из моего текста. Что я, конечно же, разрешил. Вот что в итоге получилось:

Если очень хочется, купить распечатанный постер можно здесь. Поиграться с оригинальными данными в JSON-формате можно здесь.

Я закончу первой строфой короткого стихотворения Эмили Дикенсон (пер. с англ. Е. Дембицкой):

5 способов преодолеть ошибки и принять правильные решения

Обращайте внимание на внутренние ощущения. Если вам нелегко принять решение, сделайте перерыв и сконцентрируйтесь на своих ощущениях

Если вы хотите есть, на кого-то злитесь, устали или чувствуете себя одиноким, не принимайте ответственные решения. Старайтесь делать это, когда вы в форме.

Подумайте, на кого повлияет ваше решение (или его отсутствие). Иногда, оценив последствия, вы сможете облегчить себе задачу и принять правильный выбор.

Проведите рациональный анализ. Хотя иногда мы интуитивно принимаем правильные решения, необходимо оценить факты и взвесить все «за» и «против», прежде чем определиться. Если у вас до сих пор ничего не получилось, возможно, вам стоит найти больше дополнительной информации.

Не стесняйтесь спрашивать мнение других людей. Иногда сложно сделать выбор, потому что у нас недостаточно данных или опыта. Иногда могут помешать противоречивые ценности и приоритеты. В этом случае вам помогут люди с другой точкой зрения. Даже если их мнение расходится с вашим, это может натолкнуть вас на свежую мысль.

Задумайтесь о прошлом. Оглянитесь назад и вспомните, не оказывались ли вы ранее в такой ситуации. В чем сходства? В чем различия? Чем все закончилось? Как вам далось это решение, и что повлияло на ваш выбор? Если вы это проанализируете, вам, возможно, откроется другая перспектива.

Хотя на оттачивание этих навыков может потребоваться какое-то время, в итоге они могут сэкономить вам силы и энергию.

Материалы по теме:

Гало-эффект или «эффект ореола»

В этом случае одна яркая черта человека затмевает остальные. В итоге суждения, связанные с этой главной особенностью, распространяются и на другие сферы. Из-за «ореола» ученики, которые зарекомендовали себя хорошо в выполнении определённых заданий, часто получают отличные оценки и за упражнения, в которых совсем не блещут, в том числе и по другим предметам. Так получаются «отличники по инерции», которым потом трудно приходится на независимых экзаменах. 

Ещё по этой теме


Мы не умеем общаться с собственными детьми

Ещё более обидный гало-эффект касается внешней привлекательности. В ходе эксперимента, который проводили с американскими учителями исследователи Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфильд, выяснилось, что дети, наружность которых традиционно считают симпатичной и милой, казались более успевающими. То же касается и обратного варианта — «слишком симпатичные» молодые люди и девушки могут казаться менее умными. При этом соответствие бытующим стандартам красоты никак не влияет на способность быть дельным человеком.

Как бороться. Если вы преподаватель, попробуйте отделить конкретные результаты от предыдущих заслуг, достижений в не связанных областях и личных качеств. Оценивайте не людей, а их успехи. Не нужно закрывать глаза на то, что вчерашний отличник не справляется с каким-то видом заданий — попробуйте выяснить, в чём проблема.

Несправедливо завышенные оценки приносят столько же вреда, что и заниженные.

Случается и так, что успехи ученика, от которого вы по каким-то причинам уже ничего хорошего не ждёте, остаются незамеченными. Нужно понять, а почему, собственно, вы ничего не ждёте? Может быть, именно это убивает его инициативу?

Если же вы стали жертвой предубеждения, помните, что это никак не должно влиять на вашу самооценку: учителя тоже ошибаются. В то же время, не стоит путать дискриминацию с собственной ленью. Само собой, каждые родители считают, что их ребёнок «не такой», что его не оценивают по достоинству. Чтобы разобраться, действительно ли к вам несправедливы, или вы увлеклись перекладыванием ответственности, достаточно задать себе вопрос: «Готов ли я обратиться к объективному эксперту, чтобы отстоять свои знания?».

Эффект Даннинга-Крюгера

В конце прошлого столетия Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг на основе знаменитого постулата Дарвина: «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание» – сформулировали собственную теорию и получили за нее Шнобелевскую премию.

Суть

Люди с низким уровнем квалификации переоценивают свои умения и возможности, допускают в работе ошибке, но не могут их осознать. Они полностью уверены в себе и в своих способностях.

В то же время высококвалифицированные работники не уверены в своих силах и считают, что другие справляются с теми же задачами лучше. При этом они думают, что окружающие оценивают их так же низко.

Пик Глупости, долина Отчаяния, склон Просветления, плато Стабильности

Проблема 4: Что нужно будет вспомнить?

Информации во вселенной слишком много. Мы можем себе позволить помнить только то, что вероятнее всего пригодится нам в будущем. Нам приходится постоянно торговаться с самими собой и прогнозировать, что выгоднее помнить, а что забыть. Например, обобщения выгоднее конкретных примеров, потому что занимают меньше места в мозгу.

Когда есть много частностей, которые невозможно обобщить, мы выбираем отдельные выдающиеся ключевые признаки и забываем всё остальное. Обычно мы сохраняем то, что нужно для фильтров информации, описанных в Проблеме 1, а также то, что требуется для построения догадок и умозаключений из Проблемы 2. Когнитивные искажения усиливают друг друга.

Мы редактируем и усиливаем воспоминания после случившихся событий. В ходе этого воспоминания могут закрепляться, но при этом некоторые детали отбрасываются и теряются. Иногда наши воспоминания обрастают деталями, которых в реальности не было.

Примеры: Ошибка атрибуции воспоминания (en), Криптомнезия, Парамнезия (ложная память), Внушаемость, Эффект интервала (en).

Мы отбрасываем частности для построения и закрепления обобщений. Мы делаем это по необходимости, но воздействие скрытых ассоциаций, стереотипов и предрассудков приводит к одним из самых тяжёлых последствий из всего списка когнитивных искажений.

Примеры: Неявные ассоциации и стереотипы (en), Отклонение памяти в сторону стереотипов (), Предрассудок, Феномен негативного восприятия (en), Отклонение в сторону затухания аффекта (en).

Мы упрощаем события и списки до отдельных ключевых моментов и элементов. События и списки трудно сводить к обобщениям, поэтому мы запоминаем отдельные пункты, представляющие для нас целое.

Примеры: Правило пика и завершения (en), Выравнивание и заострение (en), Эффект ложной информации (en), Игнорирование продолжительности (en), Последовательное вспоминание (), Эффект подачи сообщений (en), Торможение памяти, Эффект выборочного напоминания списка (en), Эффект порядка расположения (en), Эффект первенства (), Эффект свежести (), Эффект суффикса (en).

Мы по-разному храним воспоминания в зависимости от ситуации получения опыта

Мозг кодирует ту информацию, которая казалась важной в данный момент времени. Но то решение могло зависеть от других обстоятельств: что ещё происходило в то время, как информация выглядела, нужно ли было её легко находить впоследствии, и так далее

То есть, по факту всё это могло иметь мало общего с реальной ценностью информации.

Примеры: Эффект уровней обработки информации (en), Эффект тестирования (en), Рассеянность внимания, Эффект следующего в очереди (en), Феномен «на кончике языка», Эффект Google (en).

«Раньше было лучше»

Это высказывание связано с целым ворохом искажений мышления. Согласно экспериментам, люди больше склонны верить информации, которую получают первой — даже если потом получили опровержение. Такой вид ошибки характеризуют как «устойчивость дискредитированных убеждений». Убеждения, один раз отпечатавшиеся в нашем сознании, всё равно продолжают оказывать влияние, и отказаться от них довольно трудно. 

Согласно другим экспериментам, впечатление оказывается более положительным, когда кого-то характеризуют как «умного, трудолюбивого, импульсивного, упрямого, завистливого», чем когда эти же слова даются в обратном порядке. Мы склонны расстраиваться из-за потери чего-либо больше, чем радовались бы от обретения того же самого. Словом, к новому мы относимся настороженно, это часть механизмов инстинктивной защиты, которые достались нам от предков. Даже обновление ПО становится для многих стрессом.

Этолог Конрад Лоренц, исследуя импринтинг животных, выяснил, что гусёнок, родившийся на свет, принимает первый же объект за маму-гусыню. Так проявляется адаптивное поведение, которое позволяет животным перенимать повадки. В ходе испытаний утята следовали за животными других видов, заводными игрушками и самим Лоренцом. В отличие от предыдущих ссылок на исследования, это, конечно, метафора, а не релевантный эксперимент. Тем не менее, справиться с преклонением в отношении первого и прежнего людям тоже удаётся не всегда. Еще древние вавилоняне жаловались глиняным горшкам, что молодые люди «злокозненны, нерадивы и не похожи на молодёжь былых времен». 

Само собой, ваши сверстники были лучше нынешних детей, прежние ученики — умнее, старая форма экзамена — удобнее… А мороженое когда-то стоило 48 копеек и было по-настоящему вкусным!

Рефлексировать о собственном мышлении трудно, потому что предмет и объект в данном случае совпадают. Застать механизмы собственного сознания за работой — это словно увидеть код вместо интерфейса или обнаружить сложную механическую систему за театральными декорациями.

Как бороться с когнитивными искажениями

Борьба с ловушками сознания — это настоящая психологическая работа над собой. Расправиться с когнитивными искажениями навсегда вряд ли получится. Но можно научиться их замечать и минимизировать их влияние. Для этого воспользуйтесь пошаговой инструкцией.

Шаг 1: отметить когнитивное искажение. Когда мозг захочет вас обмануть, остановитесь и назовите ловушку, в которую вы почти попали.

Кажется, что вы упорно работаете, а другим успех сам плывет в руки? Это преуменьшение. Обижаетесь на партнера, что он или она не оценили генеральную уборку в доме? Это заблуждение о награде.

Чтобы с чем-то бороться, нужно осознать, что это вообще происходит. Выписывайте ловушки в блокнот. Учитесь распознавать мысли, которые появляются автоматически.

Шаг 2: рассмотреть проблему со всех сторон. Представьте, что вы судья, и беспристрастно посмотрите на доводы разума.

Вашим друзьям и коллегам действительно везет, или они упорно работают, чтобы добиваться выдающихся результатов? Вы убираетесь в квартире, чтобы вас похвалили, или чтобы вам было комфортно находиться дома?

Когда в голову приходит негативная мысль, составьте список «за» и «против». Выпишите доказательства, которые подтверждают когнитивную установку и которые ей противоречат. Вы увидите, что ситуация не черная и не белая — она где-то посередине

Не обязательно сразу верить новым позитивным мыслям, но важно посмотреть на них трезвым взглядом

Эффект потерянных вкладов

Суть этого феномена можно рассмотреть на примере азартных игр. Азарт приводит к большим потерям. Игрок в казино не может остановиться и снова делает ставки, так как представляет, сколько денег он уже вложил, и надеется их вернуть, да еще и приумножить при хорошем стечении обстоятельств. Но у него все равно нет гарантий выигрыша.

Как этот эффект накладывается на профессиональную сферу? Например, человек принял участие в проекте, который в итоге стал убыточным. Он может снова принять решение участвовать в этом проекте, так как ему жалко вложенных средств и усилий, и он думает, что в этот раз данный проект уж точно станет прибыльным.

Ловушка статуса кво

В еще одном эксперименте две группы людей получили по одному подарку: первая группа получила разукрашенную кружку, вторая — швейцарский шоколад. Им сказали, что они могут поменять друг у друга эти подарки, если большинство в обоих группах будет за. Логика подсказывает, что ровно половина людей согласилась бы на обмен, однако на практике таких было только 10%.

Урок: Мы склонны повторять установленное поведение, даже если нам его навязали извне. Более того, изменить наше поведение может лишь очень большой стимул. Так что человек согласен оставаться в проигрышном положении и не соглашаться менять свое поведение. Небольшой стимул не заставит его отказаться от своего поведения. Статус кво говорит о том, что человек считает свое нынешнее положение более выигрышным, чем возможную альтернативу.

Что вы можете сделать?

  • Рассматривайте статус кво как еще одну альтернативу. Спросите себя, остались бы вы в текущей ситуации, если бы не было статуса кво.
  • Знайте свои цели. Если ваше нынешнее положение не позволяет достичь ваших целей максимально эффективно, думайте над изменением своего поведения.
  • Избегайте преувеличения недостатков смены положения. Обычно недостатки не такие большие, как вы думаете.

3

Искажения восприятия и понимания в процессе общения

При знакомстве с человеком в нашей психике приходят в движение десятки самых разных механизмов, причем все это происходит за секунды, то есть подсознательно. Процесс восприятия собеседника очень сложен, и в этой статье мы попробуем выяснить главные моменты того, как человек принимает решение о том, нравится ли ему партнер по общению. В социальной психологии, восприятие человека человеком – это процесс построения образа другого, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Он имеет особые временные характеристики и включает в себя все уровни психического отражения. Эти знания помогут вам выстраивать общение в новом ключе и делать его более эффективным. Читать подробнее…

10

Необоснованные умозаключения

У этого когнитивного искажения два проявления. Первое заключается в том, что человек пытается читать чужие мысли и изначально делает вывод, будто люди настроены к нему негативно. Субъект настраивает себя соответствующим образом, и уже тогда люди действительно поворачиваются к нему спиной.

Второе проявление выражается в склонности безосновательно делать негативные предсказания относительно будущих событий, что, как правило, в итоге и происходит. Примеры такого мышления:

  • «Зачем я вчера выбрал эту тему? Наверняка ее кто-то уже взял. К черту этот доклад, ничего не буду делать, все равно смысла нет!».
  • «Никто не поймет мое выступление, и на следующий год меня точно не пригласят в качестве спикера (хотя я тут выступаю уже 15 лет подряд)».

Оба варианта явно «программируют» на негатив, так что это прямая дорога к поражению. Старайтесь опираться на реальные факты

Важно понять, что мы не в состоянии думать за других людей и уж точно не способны предсказывать будущее, особенно основываясь на «пустых» умозаключениях

Проблема 3: Необходимость быстрой реакции

Мы ограничены доступным временем и количеством информации для принятия решения. Если бы мы не умели быстро реагировать перед лицом неопределённости, мы вряд ли долго протянули бы как вид. Каждый раз при поступлении новой информации мы ищем способ повлиять на ситуацию к лучшему, смоделировать будущее для предсказания дальнейшего развития событий, действовать по-новому при возникновении новых идей.

Чтобы действовать, мы должны быть уверены в способности что-то изменить и чувствовать важность своих поступков. В реальности эта уверенность оказывается чрезмерной самоуверенностью, но если бы её не было, мы не смогли бы действовать вовсе. Примеры: Эффект самоуверенности (en), Эгоцентрическое искажение (en), Склонность к оптимизму (en), Отклонение в сторону общественного одобрения (en), Эффект третьего лица, Эффект Барнума (эффект Форера), Иллюзия контроля, Эффект ложного согласия, Эффект Даннинга — Крюгера, Эффект «сложно — легко» (en), Мнимое превосходство (эффект Лейк-Уобегон), Искажение в собственную пользу (en), Фундаментальная ошибка атрибуции, Гипотеза защитной атрибуции, Искажение при описании особенностей (en), Оправдание усилий (en), Отклонение в сторону компенсации риска (en)

Примеры: Эффект самоуверенности (en), Эгоцентрическое искажение (en), Склонность к оптимизму (en), Отклонение в сторону общественного одобрения (en), Эффект третьего лица, Эффект Барнума (эффект Форера), Иллюзия контроля, Эффект ложного согласия, Эффект Даннинга — Крюгера, Эффект «сложно — легко» (en), Мнимое превосходство (эффект Лейк-Уобегон), Искажение в собственную пользу (en), Фундаментальная ошибка атрибуции, Гипотеза защитной атрибуции, Искажение при описании особенностей (en), Оправдание усилий (en), Отклонение в сторону компенсации риска (en).

Мы предпочитаем фокусироваться на немедленных и близких результатах вместо отложенных во времени и пространстве. Вещи и события в настоящем мы ценим больше, чем ожидаемые в будущем. Мы отождествляем себя с историями конкретных людей больше, чем анонимов или групп людей. Странно, что в этой группе так мало искажений, учитывая, насколько сильно это влияет на наши представления о мире.

Примеры: Переоценка скидок (en), Апелляция к новизне (en), Эффект опознаваемой жертвы (en).

Мы предпочитаем завершать то, во что ранее уже вложили время и усилия. Поведенческий аналог первого закона Ньютона: тело продолжает удерживаться в состоянии движения. Это помогает нам доводить дела до конца, даже если мы находим всё больше причин, чтобы этого не делать.

Примеры: Усиление обязательства (en), Неприятие потери (en), Эффект IKEA, Эффект сложности обработки информации (), Эффект создания информации (en), Предпочтение нулевого риска (en), Эффект диспозиции (en), Отклонение в сторону целого (en), Эффект псевдоуверенности (en), Эффект вклада (en), .

Мы склонны сохранять личную автономию и текущий статус в группе, избегая необратимых решений. Находясь перед выбором (в том числе в ситуациях социального взаимодействия), мы обычно предпочитаем вариант, который кажется наименее рискованным или сохраняет статус кво. Из двух зол мы выбираем знакомое.

Примеры: Оправдание системы (en), Реактивное сопротивление, Реверсивная психология, Эффект приманки (en), Искажение социального сравнения (en), Отклонение в сторону статуса кво.

Мы предпочитаем просто выглядящие и однозначные варианты выбора более сложным и неопределённым

Лучше мы сделаем что-то быстрое и простое, чем важное и сложное. Даже если важное и сложное в конечном счёте экономит время и силы

Примеры: Эффект неоднозначности, Информационное искажение (en), Искажение правдоподобного вывода (en), Эффект рифмованности (en), Закон тривиальности Паркинсона, Эффект Делмора (en), Ошибка конъюнкции, Бритва Оккама, Эффект «меньше — лучше».

Эффект дезинформации

Наши воспоминания о конкретных событиях подвержены сильному влиянию вещей, которые произошли после самого события – это называется эффектом дезинформации. Человек, ставший свидетелем автомобильной аварии или преступления, верит, что его воспоминания кристально чисты, но исследователи обнаружили, что память восприимчива даже к очень тонким влияниям.

В эксперименте людям, которые смотрели видео автомобильной аварии, задали один из двух немного разных вопросов:

  1. Как быстро ехали автомобили, когда они ударили друг друга?
  2. Как быстро ехали машины, когда они врезались друг в друга?

Когда спустя неделю свидетелей допросили, исследователи обнаружили, что это небольшое изменение формулировки заставило участников вспомнить вещи, которые они на самом деле не видели. Их спросили, заметили ли они какое-либо разбитое стекло на видео. Те, кому был задан более негативный второй вариант вопроса, с большей вероятностью сообщали неверно, что они видели разбитое стекло.

Люди подсознательно корректируют свои воспоминания на основе другой информации, полученной после события. Этим часто пользуются телевизионщики, интервьюируя свидетеля с нужными им «воспоминаниями». Поэтому не стоит доверять показаниям только одного участника. Проанализируйте как можно больше источников, чтобы составить объективную картину.

3

Нативная интеграция

У «Яндекс Практикума» есть курс «Критическое мышление». Это двухмесячный курс в смешанном формате: теория онлайн плюс практические воркшопы в формате вебинаров.

Основные темы курса:

  • Особенности работы мозга, которые мешают принимать правильные решения. Когнитивные искажения, например ошибки в определении причин и следствий. Базовые принципы логики: индукция, дедукция, расчёт вероятностей. Правила анализа и составления аргументов.
  • Работа с информацией. Вы научитесь не обманываться при определении проблемы. Распознавать, если кто-то манипулирует фактами или неправильно интерпретирует данные. Улучшать и оценивать ваши идеи, превращая их в эффективные решения.
  • Воркшопы для отработки теории. Всю теорию вы будете закреплять на практических онлайн-воркшопах. Это будет командная работа, чтобы вы научились грамотно обосновывать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы, и противостоять риторическим уловкам.

В курсе есть обратная связь и командная работа. Вводная часть бесплатно, а если «зайдёт» — то за деньги. Есть рассрочка.

Программа на 56 часов, 20 воркшопов плюс поддержка наставника.

Ссылка для читателей «Кинжала»: practicum.yandex.ru

Как бороться с когнитивными искажениями

Большинство искажений теряет свою власть над нами, когда мы их замечаем, но некоторые их виды могут оставаться с нами очень долго. К счастью, любые ошибки мышления можно победить, если постараться не мыслить автоматически. Вот несколько советов, как не попасться в ловушку и вовремя её заметить:

  1. Помните, что другие люди — непрочитанные книги

Мы никогда доподлинно не знаем, что в голове у другого человека, поэтому делать выводы лучше, основываясь на его делах, а не на словах. Если кто-то говорит: «Я люблю тебя», а сам пятится к двери, поверьте его ногам, а не губам. Примеры можно приводить бесконечно.

  1. Переключайтесь на мелочи

Прежде чем принять решение — отвлекитесь. Вспомните таблицу умножения или цены на билеты в кино, проговорите про себя пару правил русского языка, а потом вернитесь к проблеме. Смена фокусировки «очищает» восприятие и поможет сохранить голову трезвой.

  1. Высыпайтесь

Недосып мешает мыслить ясно. Малое количество сна — причина неверных решений. По мере накопления усталости мозг уделяет все меньше внимания анализу, человек становится рассеянным и стремиться принимать решения, основываясь на стереотипах, потому что это менее энергозатратно.

  1. Задавайте себе вопросы
  • Что влияет на моё решение?
  • Верно ли я оценил уровень знаний этого человека?
  • Успешен ли тот, кто даёт мне совет, которому я собираюсь последовать?
  • Уверен ли я в том, что у меня есть вся необходимая информация?
  • Не фокусируюсь ли я только на одном аспекте проблемы, упуская из виду всё остальное?

Эти и подобные им вопросы помогут вам заметить когнитивные искажения до того, как они испортят вам жизнь.

  1. Отдыхайте

Одной из главных причин когнитивных искажений является перегруженность мозга. Он выполняет более тысячи мыслительных процессов в секунду, можете представить себе сколько операций выполняется за один рабочий день? Мозг стремится к сокращению энергозатрат, он сокращает информацию и отбрасывает то, что кажется ему ненужным. Чем меньше у вас сил, тем меньше вы способны к правильному анализу ситуации.

«Проклятие знания»

Этот вид искажения очень мешает преподавателям, школьным учителям и тренерам — вернее, их ученикам. Часто нам кажется, будто задание лёгкое, а решение — очевидное. При этом ученик, которому всё далеко не так ясно, кажется учителю отстающим, а то и вызывает раздражение: «Ну как этого можно не понимать?».

Наш разум устроен таким образом, что, поняв и усвоив что-то, нам трудно вернуться назад, к своему прежнему незнанию. 

Проблема понимания вообще является животрепещущей темой когнитивистики и гносеологии. При освоении какого-то навыка мы сперва не понимаем, как это вообще кому-то под силу, потом пытаемся повторить, неоднократно ошибаемся и долго исследуем методологию, делая неожиданные открытия. Потом появляются автоматизм и свободное владение инструментарием, зарождается желание импровизировать. Тут-то люди обычно и начинают учить других. Но ведь эти другие вовсе не обладают такой свободой!

Если воображение упрямо уверяет, что вы всегда легко справлялись с этим, попробуйте представить что-то до сих пор не освоенное. Например, вы не умеете ездить на велосипеде. Наверное, вам должно казаться, что сохранять равновесие просто невозможно. Вот так видит незнакомый материал ваш ученик. Ему пригодится помощь — только не с Олимпа недостижимого опыта, а от того, кто готов исследовать и удивляться вместе с ним.

«Чёрное или белое»

Ещё одно классическое когнитивное искажение, которому подвластны люди всех возрастов. Есть только две категории «хорошее» и «плохое». И то, что не относится к первой, автоматически попадает во вторую. Родители не разрешают погулять подольше? Плохие. Одноклассники не позвали с собой в кино? Плохие. Подростки склонны к идеализации и это нормально, но лучше всё равно напоминать и детям и себе, что мир — это огромная палитра вариантов, а люди способны меняться. Виды проявлений такого искажения очень многообразны. Такое категоричное восприятие называется «дуальным мышлением», оно наименее энергозатратно для мозга, но в то же время открывает широкий простор для манипулирования. Ментальные ошибки такого рода распространены повсеместно

 Важно объяснить ребёнку, что если он хочет управлять собой сам, а не действовать по чужой указке ему нужно научиться анализировать поведение людей не пытаясь причислить их к определенной категории и делать собственные выводы

Отрицание позитива.

Нежелание замечать положительные моменты, а также собственные достижения и успехи. К примеру:

  • «Да любой бы справился с эти проектом».
  • «Ну и что, что я теперь курю по 10 сигарет в день вместо 40? Я же полностью не бросил!»

Люди, страдающие от этого расстройства, живут по принципу «любой бы с этим справился, не стоит похвалы». Собственный успех они часто объясняют «внезапной удачей» или «банальным везением». В самых запущенных случаях человек игнорирует даже самые очевидные достижения.

В таких случаях очень важно понять, что гордость за собственные успехи – не есть заносчивость. Каждый из нас время от времени заслуживает признания за то, в чем он особенно хорош

Самые популярные когнитивные искажения

  • «Дверь в лицо». Если ты хочешь, чтобы человек согласился на какое-то не очень выгодное для него предложение, то сначала предложи что-то гораздо худшее. После его отказа сразу же, «в лоб», предлагай изначально задуманное. Люди склонны соглашаться в этом случае.
  • «Нога в двери». Это те самые ситуации, когда ты сначала выполняешь простую просьбу подруги или коллеги. Вслед за этой просьбой появляются другие, уже более обременительные. Но ты как бы по инерции соглашаешься. И так, по чуть-чуть можешь оказаться втянутой в невыгодные для тебя ситуации.

Что такое когнитивные искажения?

  • «Справедливый мир». Одно из сильных когнитивных искажений. С детства всех учат, что мир справедлив и всё воздаётся по заслугам. И многие женщины верят, что их ждёт награда Золушки. Из-за этой надежды совершается много ошибок.
  • Эффект Форера или Барнума. Если ты любишь гороскопы и разные описания твоего типа личности, в точности веришь каждому слову, ты подвержена этому когнитивному искажению. Все описания и предсказания, если и правдивы, то обобщены.
  • Эффект ореола. Это когнитивное искажение может очень сильно изменить твоё впечатление о человеке. Если первое впечатление яркое и, например, перед тобой привлекательный мужчина, то тебе будет казаться, что он и умный, и добрый, и в целом весьма хорош. Общее впечатление как бы «замазывает» детали.
  • Эффект первого впечатления. Похож на эффект ореола. В первые минуты у тебя создаётся общее впечатление о человеке, и оно сильно влияет на твоё дальнейшее к нему отношение. Не зря говорят, что при свидании или собеседовании у тебя есть только один шанс произвести хорошее первое впечатление.
  • Искажение в связи с формулировкой закона. Это когнитивное искажение позволяет так верить любой книжной ереси. Если любую ерунду сформулировать красиво, в формулу и закон, то и вериться в него будет так, как будто он на самом деле существует.
  • Эффект опознаваемой жертвы. Гораздо легче помочь тому, кто выглядит бедняжкой. Люди реагируют на жалобы, образ. При этом тот, кто не выглядит несчастным, останется без помощи или внимания. А образ жертвы может скрывать вполне благополучную жизнь.

Эффект ретроспективного подтверждения

Это распространенное искажение, которое включает в себя склонность людей видеть события, даже случайные, более предсказуемыми, чем они есть.

В одном классическом эксперименте студентов попросили предсказать, какова вероятность того, что кандидата Кларенса Томаса изберут в Верховный суд США. До голосования в Сенате 58% студентов не сомневались в победе Томаса. После выборов ученые вновь опросили студентов. Теперь уже 78% сказали, что они верили в избрание Томаса.

Эта тенденция оглядываться на события и верить, что мы «знали это все время», удивительно распространена. После экзаменов студенты смотрят на вопросы и думают: «Конечно! Я же знал это», – даже если они вовсе пропустили их при подготовке. Инвесторы оглядываются назад и считают, что могли бы предсказать, какие компании станут доминирующими на рынке.

В следующий раз это может привести к неправильным прогнозам случайных событий. Принимая решения, напоминайте себе, что многие вещи совершенно непредсказуемы и мы никак не можем их спрогнозировать.

2

Ловушка невозвратных затрат

Государство или компания придерживается линии поведения в ситуации, когда она не работает, лишь потому что уже вложило много денег в этот проект. Например, компания вкладывает деньги в разработку пейджеров, когда уже созданы более совершеные устройства. Но так как деньги были вложены и потеряны, принимается решение продолжать бессмысленную разработку.

Урок: Вам нужно понять, что эти деньги безвозвратно ушли и это не должно влиять на ваше решение, иначе будет только хуже.

Что вы можете сделать?

  • Смотрите на свои ошибки позитивно. Выясните, почему признание прошлых ошибок так расстраивает вас. Причин может быть много, а ошибка ошибке рознь. Осознайте, что ошибка — это хорошо, это значит, что вы делаете что-то новое. Признайте ее наличие и исправьте.
  • Найдите незаангажированных людей. Они эмоционально не были вовлечены в принятия ваших решений, поэтому могут достаточно объективно оценивать ситуацию.
  • Фокусируйтесь на своих целях. Мы принимаем решения, исходя из своих целей. Если вы видите, что ваше принятое решение не работает, не жмите на эту кнопку до посинения.

4

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *