Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих.

Ошибки с точки зрения нейробиологии

Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.

Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.

Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.

Процесс, благодаря которому усиливаются синаптические связи между нейронами, называется долгосрочным потенцированием.

Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.

Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.

Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.

Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.

Английский ученый Ричард Докинз полагает, что избирательная смерть нейронов может лежать в основе хранения памяти. Французский нейробиолог Жан-Пьер Шанжё в книге «Нейрональный человек» утверждает, что «учиться — значит стабилизировать заранее установленные синаптические комбинации и устранять излишки».

В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути. По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению. Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.

Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:

Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.

Каждая неудача на экзамене дает вам определенный опыт

Как правило к моменту ваших первых экзаменов в ГИБДД все уроки по первоначальным навыкам вождения в автошколе завершены. Но вы должны знать для себя, это еще не означает, что вы полностью готовы к любой ситуации на дороге и к своему самостоятельному вождению. Заметьте друзья, даже в том случае, если Вы полностью уверены в себе и считаете что вы готовы.

Именно из-за отсутствия опыта вождения большинство водителей новичков «заваливают» свои первые экзамены по вождению в городе. Ведь во время проведения экзаменов в условиях города рядом с вами находится сотрудник ГИБДД, который строго контролируют все ваши действия и, в случае даже малейшей ошибки с вашей стороны засчитывает вам штрафные баллы. Также в условиях города во время сдачи экзамена на права вы можете столкнуться с непредвиденными ситуациями на дороге, с которыми вы еще возможно не сталкивались во время поездок за рулем автомобиля с автоинструктором. Особенно это происходит в тех случаях, когда автоинструктор возил и практиковал вас на определенных маршрутах, где обычно чаще всего спокойное движение автотрафика. Но во время сдачи экзамена в ГИБДД вас повезут по заранее утвержденным маршрутам (по какому именно вы узнаете только непосредственно когда сядете за руль машины во время проведения экзамена), которые проходят по оживленным местам в городе.

К сожалению из-за отсутствия опыта вождения большинство водителей новичков проваливают экзамен в городе, и происходит это по различным причинам. Дело в следующем. Обычно дорога в городе всегда бывает непредсказуема и даже опытному водителю тяжело спрогнозировать заранее развитие той или иной ситуации. Так что запомните друзья, если вы в первый же день не сдали экзамен на права в ГИБДД в городе, то ни в коем случае не надо расстраиваться. Поверьте нам, если в такой момент посадить за руль экзаменационной машины опытного водителя, то уверяем вас, что не каждый бы смог сдать такой экзамен с первого раза. Вы должны понять и запомнить, что такой неудачный опыт и провал на первом экзамене вам на самом деле поможет в будущем. Ведь каждый из вас должен учиться на своим ошибках вопреки расхожему мнению, что умный должен учиться на чужих ошибках. Помните о том, что водитель становится с каждым разом опытным только анализируя свои ошибки за рулем. Так что запомните, даже если у вас не получилось сдать экзамен по вождению со второй попытки ну и т.д., то с каждым разом шансов будет больше, так как на вряд ли во время сдачи экзамена вы повторите те же самые ошибки которые совершали ранее. Чтобы не ругать себя вы всегда должны помнить о том, что каждая неудача — это продолжение вашего обучения вождению автомобиля. При таком позитивном настрое вы всегда будете рассматривать неудачу на экзамене как очередной этап обучения, а не как что-то плохое и негативное для себя. Это непременно поможет вам в следующий раз прийти на пересдачу экзамена в хорошем расположение духа, без боязни того, что вы сделаете что-то неправильно. Помните друзья, что закравшийся в вас страх ошибиться обязательно приведет к глупым ошибкам.

Жить прошлым или будущим

У каждого из нас есть воспоминания, и зачастую именно они мешают нам жить в настоящем. Но с чего вы взяли, что в прошлом было лучше?

Как известно, вспоминаем мы искаженно – нам кажется, что было лучше, а на самом деле могло быть все куда хуже, чем есть сейчас

Вспомните более детально что-нибудь из прошлого, и выяснится, что ваше внимание не находилось в настоящем – вы жили либо прошлым, либо будущим, как и сейчас

И тогда вам также казалось, что лучше будет потом или когда-то. Возможно, в вашей жизни сейчас есть то, о чем вы когда-то мечтали… Так почему вы опять не удовлетворены происходящим?

Если вы научитесь жить здесь и сейчас, то станете пробужденным. Прошлого уже нет, будущего нет – есть сейчас.

Всего бояться

Уже был пункт о том, что одна из наших роковых ошибок – это страх риска. Этот же пункт немного о других страхах. Страхи – порождение нашего мозга, один боится пауков, а другой потеряться в чужом городе. Но разве они оправданы?

На самом деле, если человек окажется в чужом городе, то он вряд ли потеряется – спросит у прохожих дорогу, доберется до гостиницы на такси, но страх его настолько силен, что он может даже отказаться от поездки.

Нам неизвестно, что будет впереди, неприятная ситуация может случиться в любой момент, и она необязательно связана со страхом. То, чего мы боимся – этого нет, это проекция нашего мозга.

Страха не существует без нас. Просто в нашем мозгу заложена проекция, и наше тело реагирует на что-то. Страх можно победить, если искоренить внутренние его причины.

Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих.

Это конечно полная неправда, которая заставляет страдать многих людей, боящихся совершить ошибки. Они сидят и смотрят на тех, кто что-то делает, завидуют им, злятся на них, злятся на себя, но боятся. Боятся ошибок, ведь тогда они будут дураками. Чтобы не быть дураками, надо прочитать много литературы, стать экспертами, экспертами теоретического всезнания. А на самом деле незнания.

В жизни все совершенно наоборот. Умные люди учатся на собственном опыте, проводят его анализ и корректируют дальнейшие действия. Иногда, исходя из этого анализа, спрашивают совета у других умных «как Поступить Лучше», другие умные при этом делятся точно таким же своим опытом. А откуда еще взяться по-настоящему умным советам! Только из опыта. И если человек не проанализирует свой опыт, он ничегошеньки не поймет.

У вас бывали ситуации, когда вы делали что-то, ошибались и косячили, а потом думали «ну, б. лин! Мне ведь именно об этом говорили»? Конечно было. А еще наверняка вы ругали себя за то, что сделали, потому как стыдно как дурак ошибаться, надо — то умней!

Но задумайтесь вот над чем: если бы вы не получили этот опыт, вы бы так ничего и не поняли.

Внимание! Только в искусственных системах есть идеальные эталонные метры, сферические шары и кони в вакууме. В природе идеального нет

В природе даже прямых линий нет. Кстати, знаете какая есть популярная искусственная система в жизни каждого из нас? Школа, конечно. Именно там дрючат за первые малейшие ошибки. В интернете долго гуляла фотка «Двойки», которую поставили одному парню за то, что он провел операцию деления в уравнении, потому что деление еще не проходили и оно запрещено (см. Запрещенное на территории России государство деления и умножения.

Невозможно, невозможно чему-то научиться, не совершая ошибок. В том случае, если даже вам 10 раз скажут «не Ходи Туда, не Общайся с Этим Человеком, не Трогай эту Штуку», вы все равно пойдете, пообщаетесь и потрогаете штуку, потому что не понимаете, а что в этом такого. И только когда вам станет больно или страшно, вы поймете, о чем речь (если конечно почувствуете, а не проигнорируете.

Либо вам станет хорошо, и вы поймете, что другой человек ошибался, а вы теперь сами можете научить, как сделать чтоб хорошо.

Но для этого надо рискнуть и прожить этот опыт на себе. Ко мне часто приходят клиенты, которые ужасно боятся общаться с противоположным полом, боятся сказать «Привет», сказать о своих чувствах, о своем решении, пригласить, позвать, отказать, показаться навязчивыми. Им кажется, что можно сразу все сделать идеально. Их приводит в ужас одна только мысль сделать «Как-нибудь», а не хорошо. А хорошо не умеют, потому что не пробовали. См. Паралич перфекциониста.

Невозможно сесть на велосипед и поехать, не упав. Так и невозможно общаться и строить отношения, не попробовав ошибаться.

Я часто рекомендую перед свиданием, если их давно не было, специально настроиться на «Завал», т. е. не стараться, не одеваться красиво, а провалить встречу. Это конечно не значит ругаться или вести себя некрасиво, но не пытаться никого впечатлить.

Менеджерам продаж, например, верно рекомендуют завалить первые 5 звонков, чтобы страх звонка, страх ошибки ушел. Мир не рухнет от ваших ошибок, зато вы станете лучше.

Закончу одной шуткой (не шуткой: настоящий эксперт — это тот человек, который совершил все возможные ошибки в заданной узкой области.

Думать только о себе

Каждый человек – эгоистичен, но представьте, сколько боли вы можете причинять человеку своим безразличием, бессердечием, жадностью и жестокостью?

Многие люди считают себя добрыми, понятия не имея что такое доброта. Доброта существует там, где есть бескорыстие – она проявляется в те моменты, когда вы делаете что-то хорошее для других – не для того, чтобы вас похвалили или потому что вы так воспитаны, а из добрых побуждений.

Доброта – это покормить птиц, дать мудрый совет человеку, сделать кому-нибудь приятное без желания получить что-то в ответ.

Не идите по головам, когда хотите что-то получить, возможно, завтра вам понадобится чья-то помощь. Но представьте, если каждый будет только думать о себе… Во что превратится наш мир?

Принятие на себя роли вечной жертвы

Новостные каналы и социальные сети полны историй о людях, которые, на первый взгляд, вполне преуспевают, играя роль вечной жертвы. Умные люди тоже могут разок попробовать примерить на себя эту роль, но они быстро осознают, что это не более чем один из видов манипулирования мнением окружающих, и что все преимущества, которые можно получить подобным образом, отрежет, словно ножом, стоит им понять, что для вас это не более чем игра.

Но есть и куда более важный аспект этой роли, который замечают далеко не все: для того, чтобы играть роль жертвы, вы должны отдать своим «обидчикам» часть власти над вами, и, поверьте, оно этого не стоит.

Жить так, как будто мы друг другу никто

Не хочется на смертном одре вспоминать все свои грехи как достоинства и смотреть на свою жизнь через призму оправданий. Да, правила нашей жизни жесткие, но играть или не играть по этим правилам
— решать каждому самостоятельно. Скажете, утопия? — Но если не менять мир самому, как же можно увидеть изменения в нем? Жадность, корысть, бессердечность, слепота и глухота к мольбам других
— не лучшие инструменты для очищения кармы.

Мы будем жить и плакать, видя как эгоистично борются за место под солнцем наши внуки. Но места хватит на всех. Просто нужно оставаться людьми в любых тяжелых ситуациях. Может быть, иногда следует искать пути «в обход». Не нужно жить ради утопии, нужно жить ради светлых моментов, а они возрастут только из понимания и уступчивости людей.

Область применения правила «5 почему»

У компании Toyota, активно поддерживающей принципы бережливого производства, существует философия «пойти и посмотреть». Это означает, что принятие решения основано на глубоком понимании того, что на самом деле происходит в производственном цехе, а не на том, что, по мнению кого-то из членов совета директоров, может происходить.  Методика эффективна именно по той причине, что ответы исходят от людей, которые имеют практический опыт решения рассматриваемой задачи или проблемы .

Метод «5 почему» отлично подходит для поиска и устранения неисправностей, повышения качества работы и решения простых или умеренно сложных проблем.

Этот простой прием часто может быстро указать на первопричину проблемы. Простота инструмента также придает ему большую гибкость, к тому же сам он хорошо сочетается с другими методами и техниками. Он часто ассоциируется с бережливым производством, где используется для выявления и устранения расточительных методов и на этапе анализа методологии повышения качества «Шесть сигм» .

Вот как бывший технический директор компании Сунил Садасиван описывает данный процесс работы: «Что мне действительно нравится в этом, так это то, что это позволяет нам беспокоиться о проблемах, когда они возникают, и помогает нам работать над тем, чтобы они больше не повторились. В то же время это позволяет нам не беспокоиться о проблемах, которых не было. Теперь я верю, что, если произойдет что-то, чего мы не предвидели, мы проведем «» и извлечем уроки. Мы позволяем пяти принципам «почему» определять, какая документация нам нужна или какие корректировки необходимо внести в наш процесс адаптации» .

Часто проблемы, которые рассматриваются как технические ошибки, на самом деле оказываются проблемами человека и процесса. Вот почему поиск и устранение основной причины имеют решающее значение, если стоит задача избежать их повторения .

Правило активно применяется не только для решения проблем в компании, но и пользуется большой популярностью у психологов. Часто клиенты, приходящие на консультации, не могут понять корень проблемы, возникшей в их жизни, или же сами не до конца осознают, чего именно они хотят. В таких случаях им на помощь приходит правило пяти почему .

С его помощью абсолютно каждый может проанализировать волнующие его вопросы: ошибки в работе, сложности в отношениях с близкими, неудовлетворенность качеством жизни.

Последовательно задавать вопросы «Почему?» может не только психолог. Подобную рефлексию можно провести даже самостоятельно, но при условии, что человек честен сам с собой и готов дойти до истинной причины, а не прикрыться первым попавшимся вариантом.

Независимо оттого, в каком контексте применяется техника, она будет полезна как для решения внутриличностных проблем, так и для оптимизации работы большой корпорации.

БАЗОВЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

Итак, чем нам может помочь наука? Наука, на самом деле, помочь может мало чем. Потому что ученые даже еще не договорились, что вообще считать жизнью (и соответственно, живым объектом), а что нет.

Правда, конкретный набор пока не определен. Надо ли говорить, что определения, выведенные «от противного» хороши лишь для математики?

Тем более возникает сложность, когда мы говорим о человеке. Чтобы тебя признали человеком, какими свойствами бы должен обладать? Две руки – две ноги? Есть люди, которые обходятся меньшим набором в силу обстоятельств. Люди, осознающие себя «людьми»? А как насчет человека в коме. Он может не осознавать себя человеком, и даже вообще не иметь признаков мышления, но все равно оставаться человеком. Так считает закон. Но вот в обществе есть разные мнения по этому поводу.

Может, человеком можно назвать только того, кто получил воспитание? А если без воспитания – уже не человек?

Яркий пример – случай с Амалой и Камалой. Так звали сестер в Индии, которых воспитали волки. Не обладая никакими навыками социализации (и так и не приобретя их), мы совершенно точно можем сразу ответить на вопрос о принадлежности: да, эти девочки тоже люди, и имеют равные права на медпомощь и другие льготы наяду с другими индийцами. Хотя они ходили на четвереньках и лишь рычали вместо использования речи. Даже если они не осознают этого, они все равно люди.

Так что отличает человека от других существ?

Люди совершают ошибки

Ты можешь получить лучшее образование. Ты можешь пройти лучший тренинг. Ты можешь прочитать лучшие книги. Ты можешь получить совет лучшего тренера.

Но самую большую пользу ты получишь не от этого.

Самую большую пользу ты получишь… от ошибок.

К сожалению, в школе я этого не понимал, да и, честно, никто даже не пытался объяснить ребёнку 90-х, начала 2000-х годов, что учиться на своих ошибках – это норма жизни.

Нас этому не учили в школе. Скорее, даже наоборот. Нас учили не совершать ошибок. Нас наказывали за ошибки плохими оценками.

И, вследствие этого, выработалась подсознательная реакция, думаю, у 95% людей, что ошибки — это плохо.

В школе я ненавидел контрольные работы.

Вообще, в школе мне казалось, что я слабее остальных ребят в плане учёбы, хоть я и старался…

Я был твёрдым хорошистом, учёба шла своим чередом, но я НЕ ПОНИМАЛ СМЫСЛА УЧИТЬ ВСЁ СРАЗУ И ОБО ВСЁМ.

Просто слышал, что так надо.

Ну надо и надо. Буду учиться. Только в голове не складывалось: «Нафига столько информации, которую я не понимаю, куда я применю?».

Кстати, у меня есть статья, где я рассуждаю, нужно ли получать высшее образование.

Когда наступало время контрольной я нервничал, старался написать всё верно, хотя не всё знал и очень хотел получить хорошую оценку

Это прям было важно

Знать, что у меня будет хорошая оценка и не дай Бог я ошибусь.

Почему так?

Всё очень просто.

У нас в школе действовали простые правила. Если ты получаешь двойку, то имеешь право исправить её. Но такого права не было, если ты получал тройку.

И мои родители требовали от меня высоких оценок.

Тем более, что высокие оценки подкреплялись подарками.

Например, в пятом классе за хорошее окончание четверти мне подарили приставку «Sega Mega Drive»… Ухх. Пошла житуха) Мы с сестрой даже пару раз пропускали занятия в музыкальной школе, т.к. не могли оторваться от игры (за что потом получали по шапке))

“Если закончишь год без троек, то купим компьютер”, — говорили родители. И как мне было обидно, когда единственная плохая оценка была по истории. С трудом на четвёрку вытянул в итоге (а тогда получил тройку).

Эти таблицы из истории с датами в столбик помню до сих пор. Ровно так же, как и не понимаю, НАФИГА МНЕ ЭТО БЫЛО НУЖНО?! Историк я до сих пор ещё тот.

Но это стало для меня уроком.

Я читал всё лето после этого и старался узнать больше из истории России и мира. И больше у меня проблем с историей не было. А компьютер я получил на следующий год.

Как видишь, цена моей ошибки была высока.

И по этой причине я выбирал оптимальную стратегию по избежанию ошибок. Ещё бы… когда у всех друзей уже был компьютер, а я был как белая ворона.

Но проблема в том, что в жизни это не работает.

Если ты будешь бояться ошибок и избегать их, то получить достойные результаты будет сложно. Ты будешь двигаться вперёд медленно. Ты будешь доводить всё до совершенства. А твои конкуренты за это время убегут на сто шагов вперёд.

Не очень оптимистично, да?

Тогда запомни:

Ошибки — это нормально.

Ошибки — это круто.

Ошибки — учат.

Ошибки — дают максимум опыта.

Поэтому не надо их бояться. Совершай их. Анализируй их. Учись на них. Получай опыт. И никогда не опускай руки.

Потому что успех — это путь из множества ошибок.

И лучше пройти этот путь быстро и сейчас, чем вечно перфекционизировать и ждать чуда.

Чуда нет. Соберись и работай.

Пример применения метода

Пять почему – простая техника, помогающая быстро определить первопричину ошибки. Анализируя ситуацию, следует задать несколько вопросов «Почему?» или «Что вызвало эту проблему?» .

Довольно часто ответ на один вопрос «Почему?» порождает очередное «Почему?» Именно это и позволяет в конечном счете докопаться до истины.

Приведем наглядный пример применения правила. Для этого разберем ситуацию, когда ответственный специалист не отправил информационный бюллетень о последних обновлениях программного обеспечения вовремя.

На первый взгляд может показаться, что причина ошибки очевидна: сотрудник в силу определенных причин не выполнил своих обязательств. Но с помощью правила «5 почему» можно выявить другие слабые места, существующие в компании.

Давайте представим разбор ситуации по технике:

  • Почему мы не отправили информационный бюллетень вовремя?
  • Обновления не были реализованы до указанного срока.
  • Почему обновления не были реализованы вовремя?
  • Потому что разработчики все еще работали над новыми функциями.
  • Почему разработчики все еще работали над новыми функциями?
  • Один из новых разработчиков не знал процедур.
  • Почему новый разработчик не был знаком со всеми процедурами?
  • Его не обучили должным образом.
  • Почему его не обучили должным образом?
  • Потому что технический директор считает, что новым сотрудникам не нужно тщательное обучение и они должны учиться во время работы.

В итоге мы видим, что основная причина оказалась совершенно иной, чем могло показаться на первый взгляд. То, что изначально воспринималось как проблема, вызванная забывчивостью или безответственностью сотрудника, на самом деле оказалось проблемой процесса и системы в целом. Это существенно меняет подход к ее решению .

Таким образом, цель анализа «5 почему» состоит в том, чтобы глубоко изучить определенную проблему, пока она не покажет вам настоящую причину.

Вариант 3

Ошибки – это именно то, чего мы чаще всего боимся. Оступиться, сделать что-то, чего не ожидал, невероятно страшно. Но… Боимся ли мы самих ошибок?

Нет. За нас говорит страх последствий. Тех самых, что наводят ужас при одной только мысли об оных. Они могут быть чем угодно – начиная от банальных неловких ситуаций, заканчивая теми случаями, когда от них разрушается вся жизнь человека. А ещё, нам страшно, что их потом придётся исправлять. Ведь мы не знаем, как это сделать (да и не думаем об этом в процессе). Это заставляет изрядно понервничать, когда мы заняты какой-то работой – неизвестно, где затаилась ошибка и есть ли она вообще. На самом деле, сие весьма плохо, ведь в процессе возникает куча стресса, а из-за него мы, запросто, можем допустить какую-нибудь простую оплошность. Весьма глупую, я бы сказал. Однако, их не стоит бояться – вместе с ними приходит опыт, профессионализм. Это лишь дело практики – да, мастер не сделает ошибку новичка, но это не значит, что он не подвержен другим – все мы люди, а людям свойственно ошибаться. Так что, страх – это лишнее. Хотя…

Иногда стоит немного поволноваться. Скорее, задуматься, прежде чем сделать что-то. Совсем чуть-чуть, но всё же… Ведь бывают такие ошибки, которые уже невозможно исправить. И я сейчас имею ввиду те, что могут повлечь за собой непоправимые последствия. Чаще всего они возникают из-за банальных слов и фраз, сказанных впопыхах, несерьёзно. Но именно они оставляют за собой горький привкус вины и осознания, что уже ничего не будет так, как прежде. Вы уже догадываетесь, о чём я говорю? Это слова обиды, превращающиеся в непоправимые ошибки. Да, порой слово может ранить, вылечить, но чаще всего первое. И раны, увы, могут быть серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому надо тщательно следить за словами – маленькая оплошность может превратиться в непоправимую ошибку, которая полностью разрушит ваши отношения с кем-либо, да и не только их.

Однако, хотелось бы сказать, что есть ещё один вид подобных ошибок. Это пренебрежение своим собственным здоровьем. Вот тут уж, действительно, ничего сделать нельзя. Себя нужно беречь – эту истину скажет вам любой взрослый, хотя и не каждый сможет объяснить, чем грозит пренебрежение своим здоровьем. И это, как раз-таки и плохо. Нужно понимать, что раз сломав – уже не починишь. Думаю, это касается почти любой вещи. Стоит помнить об этом всегда…

Факторы, объясняющие, почему люди не признают своих ошибок

Люди, которые не признают своих ошибок, поначалу расстраивают нас. Мы пытаемся заставить их понять нашу точку зрения позже, но затем мы сдаемся. Это потому, что у этих людей такие жесткие личности и такие плохие социальные навыки.

Пол Кругман, профессор Принстонского университета, отметил, что мы живем в мире с эпидемией непогрешимости. Это хорошо видно на примере политиков, которые отчаянно хотят показать образ абсолютного совершенства.

Признание своих ошибок и принятие ответственности за плохие решения — это красная линия, которую никто не хочет пересекать. Это происходит главным образом из-за классической идеи, что признание ошибок является признаком слабости. И в мире, характеризующемся постоянной неопределенностью, проявление слабости равносильно прыжку со скалы.

Помимо этого известного социального сценария, также интересно наблюдать за людьми, которые ближе всего к нам, которые вообще не признают своих ошибок. Почему они такие?

Самовлюбленность

Тем не менее, этот тип личности, характеризующийся очень позитивным представлением о себе, вряд ли когда-либо признает, что сделал что-то не так. Делать это представляет собой прямое нарушение их ожиданий от себя. Они всегда предпочитают замечать недостатки других.

Личная безответственность

Личная безответственность связана с эмоциональной незрелостью и отсутствием социальных навыков. Таким образом, людям, которые не признают своих ошибок, не хватает необходимых навыков социализации.

Если я не несу ответственности за свои ошибки, я предполагаю, что их не существует и что мои действия не имеют последствий. Поэтому я на все способен. Этот личный фокус приводит нас к неизбежным неудачам и несчастьям.

Защитные механизмы

Мы все делаем ошибки. Когда мы делаем, у нас есть два варианта. Первый и самый разумный — признать свою неудачу и взять на себя ответственность. Второй — отказаться и применить защитный механизм. Когнитивный диссонанс определенно более распространен: кто-то предпочитает игнорировать или не принимать две противоречивые ситуации, чтобы их идентичность оставалась неизменной.

Например, статья, опубликованная в Европейском журнале социальной психологии, указала на нечто довольно интересное. Люди, которые решили не брать на себя ответственность за свои ошибки, думали, что это делает их сильнее и что они имеют больше власти над другими и собой. Поэтому они знают, что потерпели неудачу и что существует когнитивный диссонанс, но они предпочитают заставить его замолчать, чтобы защитить свое эго.

Люди, которые не признают своих ошибок, используют много психологических стратегий, чтобы явно избежать ответственности. Разобраться в них с определенным смыслом, конечно, нелегко. Тем не менее, это не значит, что это невозможно. Никогда не поздно уйти с пьедестала, быть более человечным и признать, что наши собственные ошибки растут.

Думать, что счастье можно купить за деньги

Люди привыкли повторять такую фразу: «Счастье не купишь за деньги», однако почему-то сами противоречат ей, просиживая в душном офисе, чтобы заработать деньги.

В современном мире все думают о деньгах, смотрят на часы и считают минуты, повторяя, что время – деньги, живут ради накопления, и жизнь проходит мимо них.

Что значит проходит мимо? Самое простое, что только можно придумать. Человек сидит в офисе и смотрит на весеннюю улицу за окном, вспоминает любимый парк, по которому так любит гулять в те редкие моменты, когда есть время…

Он хотел бы прямо сейчас отправиться в этот парк и съесть мороженое, но его работа заканчивается в 6, и он вынужден отказаться от своего желания.

Вы вовсе не должны бросать свою работу, но должны понять, что счастье – это неповторимые моменты, когда вы искренне радуетесь

Такие моменты нельзя купить за деньги, перестаньте торопиться и обращайте внимание на то хорошее, что у вас есть

Думать, что счастье можно купить

Люди привыкли говорить, что «не в деньгах счастье», однако все они активно пытаются заработать «все деньги мира», сидят на работе сутками и забывают, как выглядят их дети. В современном мире сложно жить без денег. Но есть люди, которые работают, чтобы жить, а есть те, кто живет, чтобы работать. Конечно, все не просто, но нужно учиться балансировать на этой тонкой грани.

Если бы счастье можно было бы купить, то мы бы уже сотни лет назад его потеряли. Его бы «незаконно» раскупили, распродали или зарыли в бы недрах жадности и эгоизма. В чем прелесть счастья? В его доступности. В нежном поцелуе, в первом крике ребенка, в искренних объятиях, в осознании, что любимый человек спит рядом и сладко посапывает. Счастье купить нельзя
— и в этом весь кайф жизни.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *