Рационализация
Объяснение своего иррационального поведения разумными причинами. Рационализация помогает оправдать свои ошибки и проступки в глазах окружающих. Служит этот механизм, в первую очередь, для сохранения и защиты самооценки. Скажем, студент, проваливший сессию, объясняет это тем, что на самом деле не хочет учиться по специальности.
Рационализация к тому же помогает справиться с фрустрацией, давая объяснения тем поступкам людей, которые способны причинить боль и страдания, будучи понятыми правильно. К примеру, отвергнутый мужчина объясняет неудачу тем, что женщина глупа и некрасива.
Этот механизм гасит тревогу и помогает найти аргументы и логику в собственном неприемлемом поведении или желаниях.
Примеры из жизни
Защитный механизм применяют практически все люди в обыденной жизни. Самый простой пример — желание выместить раздражение или злость из-за ссоры в семье на неодушевленных предметах. Разбитые тарелки, дверь (которой хлопают в ярости) — объекты, на которые возбужденный человек перенаправляет свой импульс.
Другой пример — желание женщины иметь роскошное платье, которое она увидела на обложке журнала. Возможности приобрести наряд нет, но женщина направляет свои силы на то, чтобы найти подходящую ткань, хорошую портниху, и получает платье мечты.
А мужчина, всю жизнь мечтавший иметь эксклюзивный автомобиль, покупает подержанное авто, занимается его ремонтом, внешней и внутренней отделкой. В результате у него появляется автомобиль, которого точно нет у других.
Замещение в психологии — пример механизма защиты психики высшего порядка. Если он развит, человек имеет возможность перенаправить импульсы, вызванные дискомфортными эмоциями, в конструктивное русло.
Замещение
Попадался ли вам настолько вредный босс, что вы желали ему провалиться сквозь землю? Скорее всего, на работе вы сдерживались, зато дома в сердцах без причины могли кричать на детей. Это и есть замещение: желания смещаются с исходного объекта на более подходящий безобидный заменитель.
Такое нередко происходит с детьми, которые грубят учителям. Учитель — авторитетная фигура, временно заменяющая родителя, причем многое зависит от пола. Например, у ребенка напряженные отношения с отцом, но перечить ему небезопасно, и вся затаенная ненависть выплескивается на учителя-мужчину.
Иногда это служит второстепенным целям. Скажем, отец работает во вторую смену, и ребенок не хочет с ним пересекаться. Он усвоил, что за дерзости в адрес учителя наверняка придется отсидеть лишний час после уроков, значит, он попадет домой, когда отца уже не будет.
В таких случаях в терапии специалисты помогают клиенту понять, где скрывается настоящая проблема, и научиться ей противостоять.
Еще один пример из практики Энтони Смита — мальчик с хронически неудовлетворительным поведением в школе. Причем агрессия была направлена на учительниц. Психолог спросил, нет ли у него враждебных чувств к матери, о которых он никогда не говорил. И мальчик рассказал: он не может забыть, что она не защитила его от отца, когда тот набросился на него с побоями.
Поскольку мать олицетворяла для него единственную стабильную привязанность, не в его интересах было вступать с ней в конфликт. Поэтому он не нашел лучшего способа, чем выместить свою обиду на тех, кто символизирует материнскую фигуру. Справиться с проблемой помогла совместная терапия, в ходе которой удалось разобраться, что произошло, когда отец мальчика еще жил в семье.
Описание[править | править код]
Можно выделить подвиды, в зависимости от того, что именно замещается:
- Замещение одного действия другим . Например вместо того, чтобы дорисовать не получающийся рисунок можно изорвать его в клочки (однако такое поведение обычно интерпретируют как отреагирование эмоций, связанных с невозможностью достичь результата). Если замещаемое действие социально не приемлемо, а замещающее — приемлемо, то такой процесс обычно называют сублимацией.
- Замещение действия словом . Например драки — руганью.
- Замещение слова действием . Когда слова бессильны, порой они импульсивно замещаются действиями. Обычно такое поведение понимают как отреагирование гнева.
- Замещение одной квази-потребности на другую обычно называют сублимацией. Практически всегда это связано с социальной неприемлемостью удовлетворения оригинальной квази-потребности.
- Замещение одного объекта на другой относят к вымещению, когда такое замещение происходит в связи с тревогой, которую вызывает первичный объект. Если первичный объект замещается по причине недоступности (например если у человека нет друзей, и он чем-то их замещает), то такое замещение может быть отнесено к сублимации, защитному фантазированию или реверсии, в зависимости от контекста.
- Замещение одного чувства другим , обычно противоположным, называется реактивным образованием.
Подробнее о термине «замещение»
Это один из типов психологической защиты, при котором субъект переносит свои реакции на происходящее на максимально доступный объект. Второй вариант — замена неприемлемого действия подходящим. По-другому данный феномен называют вымещением или смещением.
Психологи и философы занимаются изучением этого явления уже много лет. За годы исследований термин оброс множеством трактовок
Так, по Фрейду, уделившему этому вопросу большое внимание, замещение — это психологический процесс, предполагающий замену поступков словами, недостижимого объекта — более доступным
Фрейд использовал данное понятие в разных областях. Одна из ярких иллюстраций — сновидения. Психоаналитик считал, что то, что мы видим во снах — отражение информации, скрытой в подсознании. Замещением объяснялись и явления, на первый взгляд не относящиеся к психологии, к примеру, эксгибиционизм.
Примеры реактивного образования
Дабы тебе было более понятно, что из себя представляет данный механизм психологической защиты давай, рассмотрим его на примерах.
Пример№1
Транслируемый окружающим гнев, может быть попыткой скрыть интерес или добродушие, а демонстрируемая ненависть — попытка скрыть заинтересованность и любовь.
Как нельзя лучше подходит пример школьной влюбленности. Когда мальчик не может проявить нежность по отношению к девочке, которая ему симпатична. Во-первых, он может столкнуться с отказом и унижением, а во-вторых, в глазах одноклассников может выглядеть смешно и нелепо. Поэтому он начинает транслировать то поведение, которое будет противоположным. Он будет донимать девочку: дергать за волосы, высмеивать, толкать, прилюдно говорить колкости и тд.
И что характерно, он даже может не осознавать истинные причины подобного поведения, и, что именно за ними стоит.
В рассматриваемом примере, получается, что реактивное образование «защитило» мальчика от унижения, в случае отсутствия взаимности, и насмешек одноклассников, но параллельно с этим, и от возможности испытывать подлинные чувства.
Пример №2
«Бьет, значит любит» — народная мудрость, в которой реактивное образование получает свое подкрепление.
Или, когда маленького мальчика обидели, и у него возникает желание выплакаться, он слышит ложную установку: «Мужчины не плачут!». Как думаешь, какой процесс запускается в тот момент? Как тебе, наверное, известно, плач — это физиологическая разрядка.
Позывы плача, прекращаются, и вместо мышечной разрядки и отреагирования, возникает мышечное напряжение. И потом, в последующих ситуациях, когда возникает естественная реакция — выплакаться, у него будет только непоколебимость и твердость, то есть то, что характерно для мужчин.
Но такая «замена» имеет негативные последствия: неспособность правильно анализировать и обрабатывать эмоции ведет к тому, что непонимание себя создает массу проблем. В последующем, став уже мужчиной, он будет транслировать окружающим злость, брутальность, и тд, что может сильно мешать в построение отношений с окружающими.
Пример №3
В своей книге немецкий психолог П. Лаустер рассматривает формирование реактивного образование на примере стереотипа: порядочный человек — не ненавидит.
Секретарша достаточна часто чувствовала досаду по отношению к своему начальнику по причине того, что он несправедливо к ней относился. Её раздражение копилось, а агрессия — подавлялась. Это привело к тому, что у неё сформировалось чувство ненависти к начальнику.
Её Сверх-Я, которое руководствовалось вышеобозначенным стереотипом, вытеснило ненависть к начальнику и трансформировало его в подчеркнутую предупредительность и любезность.
Giphy
При этом секретарша осознавала некую неискренность и неспонтанность такой любезности. Это привело к тому, что ей пришлось приложить еще больше стараний, чтобы, начать относится к своему начальнику хорошо.
Она даже не догадывалась, по причине незнания, что эта искусственно созданная любезность не что иное, как реактивное образование. То есть скрываемая прежде всего от самой себе агрессия в адрес шефа. Иначе, если бы она начала её явно осознавать, то получается, что, отталкиваясь от вышеупомянутого стереотипа — она плохой и непорядочный человек. А так, реактивное образование сменило агрессию со знаком «-» на любезность со знаком «+».
Пример №4
Еще как пример реактивного образования: когда родительское внимание переключается на младшего ребенка в семье, возникшая агрессия на фоне пустоты, которая образовалась у старшего ребенка, может преобразоваться в чрезмерную заботу и любовь к младшему брату или сестре. Это может вылиться в такие искренние крепкие объятия, которые для младшего будут крепкими до боли
Пример №5
Или еще как пример: в социуме неприемлемо проявление полового влечения. И женщина, которая имеет такую особенность, начинает её в себе подавлять «переобуваясь» в моралистку и блюстительницу нравственности.
Антисемитизм, гомофобия и другие социальные неприятия, могут быть следствием реактивного образования. Данный механизм психологической защиты «ликвидирует» собственную связь с национальной группой или влечением, которое по нормам социума считается неприемлемым.
Существует масса примеров указанного механизма психологической защиты. Стоит отметить, что в большинстве случаем она включается тогда, когда предыдущий опыт или строгое Сверх-Я как норма поведения и моральный запрет, заложенные в процессе воспитания, диктуют что импульсы и состояния — неприемлемы.
Механизмы формирования психологических защит
Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, под влиянием социума, в первую очередь семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в данном обществе) даёт возможность ребёнку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания и родительского примера поведения начинают работать защитные механизмы.
Фрейд так иллюстрировал работу психологической защиты, конкретно одной из самых мощных — вытеснения:
На лекции один из студентов мешает профессору — шумит, кричит, громко смеётся (это некая травмирующая ситуация). Лектор просит вывести крикуна (вытеснение). Но он не уходит и продолжает стучать в дверь.
Далее, есть два пути решения конфликта:
-
Договориться — пустить его обратно, но с условием не мешать. Так и работает психоанализ. Информация осознаётся человеком с помощью аналитика и возвращается в сознание, переработанной и прожитой, перестаёт травмировать.
-
Или «студент» всё время будет пытаться ворваться в аудиторию. Травмирующая ситуация будет постоянно прорываться в сознание в виде снов, навязчивых мыслей, симптомов болезней, непонятных страхов и фобий.
Вытеснение — базовая защитная реакция психики, родоначальник всех остальных защитных механизмов.
Примеры проявления психологических защит
-
Человек не отдал долг вовремя, кредитор возмущён и предъявляет претензии в вежливой форме. Должник в ответ разражается гневной тирадой, хлопает дверью и перестаёт брать трубку. Какая защита работает в этом случае?
-
Выросший сын вспоминает в разговоре с матерью, как однажды она отшлёпала его кухонным полотенцем за то, что он разлил чай. Мать возмущена. «Не было такого, что ты выдумываешь!» Какой механизм ограждает мать от неприятных воспоминаний?
-
Студент проваливает важный экзамен и оказывается под угрозой отчисления. В разговоре с приятелями он небрежно говорит, что, вообще-то, и сам давно подумывал бросить вуз и поступить в другой или вообще замутить стартап, вон Цукерберг бросил Гарвард и ничего у него жизнь сложилась — удачно. Тут что работает?
-
Мать часто видит, что у её сына-подростка сужены зрачки, он странно себя ведёт, то добрый и ласковый, то раздражительный и злой, сильно похудел, из дома начали пропадать вещи, но она всё сама себе логично объясняет и для всего находит веское обоснование. От намёков родственников на то, что пора бы обратиться к наркологу, отмахивается. Как объяснить такое поведение?
-
У человека не ладится в личной жизни, от него ушла жена, он записывается в спортзал и на курсы испанского языка. Что он делает с негативными эмоциями? Как называется этот процесс?
Психологическая защита замещение – что это такое?
Замещение – это один из механизмов психологической защиты, когда человек переносит свою реакцию с недосягаемого объекта на доступный. Либо заменяет неприемлемое поведение приемлемым. Происходит так называемая разрядка, человек сбрасывает напряжение, которое появилось из-за неудовлетворенной потребности.
Далеко не всегда у нас есть возможность противоречить тем, кто нас обидел или поступил с нами нечестно. Поэтому мы «срываемся» на тех, кто рядом. Это могут быть дети, друзья или домашние животные.
Если мы не можем удовлетворить какую-то свою потребность, мы идем на компромисс, то есть выбираем то, что на данный момент можем себе позволить.
Когда человек не может высказать начальнику (недосягаемый объект), что тот поступает с ним несправедливо, работник перенаправляет агрессию на другого коллегу (доступный объект). То есть, находит того, кто будто бы во всем виноват.
Загвоздка в том, что невозможно замещать до бесконечности. Истинное удовлетворение реально получить только тогда, когда действие согласуется с его мотивами.
Объектом замещения может стать и случайный объект. Кондуктор в автобусе могла вам нагрубить не из-за личной неприязни, а потому что полчаса назад поссорилась с мужем.
Замещение и движение тесно связаны, потому что эта психологическая защита предполагает какое-то действие. Например, чтобы справиться с тревогой или агрессией, многие предпочитают заниматься рукоделием или ходить в спортзал.
Разновидности
На сегодняшний день в психологии наиболее изучены четыре вида замещения. Первый – это смена одного поступка другим, подчас абсолютно противоположным. К примеру, некоторые авторы вместо того, чтобы доработать свой роман, сжигали его рукопись.
Второй вид – замена слов действиями. Допустим, кто-то хочет сказать другому «здравствуй», а вместо этого кивает или жмет руку. Третий вид – наоборот, когда вместо дела проявляется слово. Например, чтобы не ударить другого, человек с ним ругается.
И четвертая разновидность замещения – сублимация. Это понятие является более сложным, чем все предыдущие. Оно представляет собой замещение энергии либидо другими действиями. Т.е. человек, который испытывает сексуальное влечение или потребность, реализовывает ее через другие действия – творчество, спорт, работу и т.п.
Получается, что на протяжении всей жизни у человека работает психологическая защита в виде замещения. Этим объясняется то, что люди ссорятся не на работе, а дома, отрываясь не на начальнике, а на своих близких, и многое другое. Когда у человека есть потребность, а желаемый путь для ее реализации закрыт, эта потребность начинает искать другие выходы.
Многие психологи считают, что рассматриваемый нами процесс тесно связан с движением. И действительно, замещение зачастую выражается в каких-то действиях. Например, люди чтобы избавиться от тревожности или повышенной агрессивности, вышивают, вяжут, делают оригами.
Примечательно, что чем больше у индивида развита способность к замещению, тем больший уровень двигательной активности для него характерен. Обычно у таких индивидов очень яркий темперамент и вспыльчивый характер. Такие люди почти постоянно находятся в движении и не могут сидеть на месте.
Принцип замещения, как утверждают некоторые психологи, может развиваться как следствие образа жизни. Многие люди, чтобы достичь душевного благополучия, занимаются спортом или просто какой-то физической деятельностью. Другие же, кто не имеет к этому склонности, часто стараются занимать активную жизненную позицию – они пользуются авторитетом у окружающих и могут что-то решать на благо себе и обществу.
Источник
Замещение в психологии: примеры из жизни
С замещением мы сталкиваемся ежедневно. Чаще всего эта защита касается нежелательных чувств, которые не одобряет социум.
Пример №1
Петя получил в школе двойку. Мама накричала на него. Он ей ничего не ответил и молча пошел в свою комнату. Когда к нему на коленки сел его любимый кот Васька, Петя резко сбросил его и даже легонько пнул ногой. Это замещение. Петя не мог ответить маме на ее претензии, у него накопилось напряжение, которое он «выплеснул» на домашнее животное. Кстати, мама вообще не собиралась кричать на Петю из-за оценки. Просто сегодня на работе начальник при всех разговаривал с ней неуважительно, а она не смогла ему ответить. У нее тоже накопилось напряжение, поэтому она и сорвалась на сына.
Пример №2
Лена очень хотела купить в кондитерской лавке дорогое печенье, но не могла себе этого позволить. В итоге она нашла в интернете похожий рецепт, купила нужные ингредиенты и испекла его сама. Получилось не хуже, чем в кондитерской! Это удачный пример замещения, когда девушка не могла получить желаемое, но придумала, как создать аналог.
Пример №3
Маша увидела своего парня Сережу за руку с другой девушкой. Маша пришла домой и порвала их общую с Сережей фотографию, а также разбила чашку, которую он ей подарил. Она перенесла свою обиду и злость на Сережу на другие предметы.
Что такое вытеснение, и как это работает
Фото автора Gary Barnes: Pexels
Вытеснение — это механизм психологической защиты, при котором неприятные мысли, негативные эмоции или травмирующие воспоминания блокируются и выталкиваются из сознания в подсознание.
Подавленные процессы не исчезают, а продолжают накапливаться, но чаще всего, человек даже не подозревает об их существовании, в то время как они оказывают огромное влияние на повседневную жизнь.
Например, подруга уехала отдыхать и попросила тебя присмотреть за её цветами.
Считая себя очень ответственным человеком, ты искренне недоумеваешь: почему уже несколько раз ты забыла о просьбе? Это может быть сигналом из подсознания: что-то в прошлом заставляет тебя избегать этих действий. Возможно, виноват твой бывший парень, который заваливал тебя цветами, пытаясь вымолить прощение за измену.
Зигмунд Фрейд первым разработал концепцию вытеснения, основанную на бессознательной блокировке импульсов. Он преследовал цель помочь своим пациентам вспомнить подавленные воспоминания, которые, как он полагал, являлись причиной душевных страданий и нежелательного поведения.
По словам отца психоанализа, основная функция вытеснения — избегание боли. Оно состоит из двух взаимосвязанных фаз:
Репрессия (вытеснение) — психологическая защита
- Первичное вытеснение — это механизм, который блокирует мысли, образы и чувства, вызванные произошедшим событием. Его задача — не допустить осознание негативного опыта;
- Вторичное вытеснение — это отторжение болезненных воспоминаний, когда о них напоминает другое событие, чем-то похожее на первоначальное.
С другой стороны, вытеснение воспоминаний часто происходит из-за того, что выражение некоторых эмоций может восприниматься обществом как неприемлемое поведение. Например, печаль, страх или обида до сих пор считаются у мужчин проявлениями слабости, а гнев абсолютно неприемлем для женщин.
Современные психологи полагают, что вытеснение в классическом понимании происходит очень редко. Как правило, человек немедленно реагирует на раздражитель. Ему невозможно научиться, это бессознательный процесс. Отец психоанализа утверждал, что абсолютно любое вытеснение происходит в молодом возрасте, а все последующие годы только накапливают прошлый опыт, заставляя человека бороться с запретными желаниями и внутренними конфликтами.
Это объясняет происхождение некоторых фобий. Огромное число страхов возникает из-за подавления детских переживаний, потому что эмоции никуда не исчезают. Они могут проявляться в разных формах и влиять на психическое и физическое здоровье, вызывать беспокойство и депрессию
Поэтому очень важно вовремя обратиться к специалисту
Функции защитных механизмов
- Они помогают свести к минимуму последствия внутриличностного конфликта. То есть когда возникает противоречивая борьба между нормами поведения и желаниями. Например, самое банальное – когда необходимо защитить себя и победить, но в законе и Библии сказано «не убий».
- Минимизируют проживание негативных чувств, помогают с ними справиться.
- Снимают напряжение, чтобы психика осталась сохранной. При чрезмерной тревоге или если человек не зрелый, эти механизмы могут не справиться. В таком случае возникает невроз, иногда депрессия и разрушение, деградация личности. Про деградацию можете почитать тут.
- Порой излишне искажают реальность, вследствие чего человек ведёт себя неадекватно, не конструктивно и порой небезопасно.
Книги по психологии, которые стоит прочитать
Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:
«Ведение в психоанализ» — это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
«Толкование сновидений» — это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
«Психопатология обыденной жизни» — это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии
Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
«Я и Оно» — это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны основные положения психоанализа, но также представлены их источники и обоснования.
«Тотем и табу» — это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса
Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
«Психология масс и анализ человеческого «Я» — представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
«Очерки по психологии сексуальности» — это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.
Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать
Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд