Признаки саногенного мышления
Умение отстраниться от переживаний и взглянуть на них со стороны.
Склонность к размышлениям в спокойном и расслабленном состоянии, когда негативные эмоции уже не возникают.
Понимание того, чем являются отрицательные эмоции и как они устроены.
Умение концентрировать внимание на объекте размышления.
Склонность к рефлексии, гибкость мышления.
Знание и понимание стереотипов человеческого поведения и культурных программ, укрепившихся в обществе.
Умение видеть преимущества в любой ситуации.
Склонность к позитивному восприятию мира и направленность на позитивные действия, оказывающие саногенное влияние на тело и душу.
Обучившись саногенному мышлению, человек сможет изменить свою жизнь к лучшему, избавиться от старых обид, научиться бороться со стрессом и находить положительные стороны в любой жизненной ситуации.
Определение понятий
Саногенное мышление являет собой контроль эмоционального состояния и управление поведением, вызывающим эмоции. Оно способствует сохранению душевного и телесного здоровья, попутно выступает в роли источника жизненной мудрости. При наличии данного типа мышления стрессоустойчивость значительно возрастает. Его суть – правильное переосмысление нажитого опыта, определение, а также коррекция рефлексии и поведения, приводящих человека к страданиям, изменение взглядов на жизнь. Подобное мышление не является бегством от негативной информации. По сути, это переосмысление, рассмотрение ситуации на осознанном уровне, ее проработка.
Саногенный тип способствует обучению, верному типу мышления, позволяющему прорабатывать каждую отрицательную эмоцию, завершать ее.
Патогенное мышление противостоит завершению эмоции, вследствие чего развивается состояние хронического стресса, внутриличностный конфликт. Не является патологическим, однако имеется возможность провоцирования заболеваний, вызываемых постоянным нервным напряжением. Данный тип мышления способствует неоднократному воспроизведению образов, которые ранее причинили боль, физическую или душевную, реакции на событие, которое травмировало. Человек не может ничего с собой поделать, он не в силах контролировать эти образы и свои мысли. Запуск подобных реакций происходит автоматически, они воспринимаются личностью, как объективная реальность. Обиженный индивид, пытающийся избавиться, например, от обиды, начинает мысленно снова и снова воспроизводить былые образы, которые породили ту эмоцию. Попутно с этим он снова чувствует напряжение, переживает его, ощущает страдания, которые еще больше усиливаются. Из-за частого прокручивания в голове, эмоция становится привычной.
Регулярные стрессы, провоцируемые патогенным мышлением, разрушающе воздействуют на состояние здоровья, негативно влияют на отношения в семье.
Чтоб образы не были бесконтрольными, научитесь контролировать свое воображение.
Предлагаю Вашему вниманию таблицу сравнения двух типов мышления.
Саногенное | Патогенное |
Сознательное, способствует рациональной оценке преемственности поведения, которое используется | Бессознательное, основанное на привычках |
Приводит к счастью и благополучию | Провоцирует возникновение болезней, страданий |
Присутствует уместное использование анализа, синтеза, абстрагирования и сравнения | Анализ ситуации применяется неуместно |
Комплексный подход к лечению распространившейся инфекции
Во многих странах фирмы разрабатывают средства не только диагностики, но и лечения коронавируса, средства профилактики. Это крайне необходимо.
Но надо противостоять и наметившейся эпидемии страха, тревоги. Успокоить ум трудно; он функционирует даже во время сна (Дилипкумар К.В., 2015).
Последние десятилетия развивается новое эпидемиологическое направление — психоиммунология, доказывая роль психосоматических механизмов в возникновении инфекционного процесса. Показано влияние на самочувствие индивида его социальной востребованности, его нужности людям; показана зависимость активности физиологического синдрома, уровня иммунологической активности от духовно-эмоционального состояния индивида и социальной атмосферы (Гундаров И.А., Пономарева Е.Г., Левашова М.А., Гундаров Б.И., 2020).
Группа американских специалистов (1982) пришла к выводу, что примерно половина смертельных исходов обусловлена нездоровым образом жизни (ЗОЖ).
Традиционно в центре внимания медицинских работников преимущественно оказывается поведение (рациональное питание, физическая активность, соблюдение режима дня, др.), направленное на поддержание физического здоровья; обращается внимание и на вредные привычки (переедание, гиподинамия, др.), на склонность к рискованным формам поведения, пр. Медиками на индивидуальном уровне стимулируются положительные сдвиги в поведении пациентов (отказ от курения, повышение физической активности, отказ от рискованных форм сексуального поведения, использование ремней безопасности в автомобиле, др.). . Психологов традиционно больше заботит поведение, поддерживающее психическое благополучие личности (это и активность по самоактуализации, зрелости личности, достижению жизненного успеха, др.), создающее иммунитет против психических расстройств
Психологи изучают также социальную практику, общение личности, которые создают условия для ее социализации, самореализации в социуме, для получения поддержки, пр.
Психологов традиционно больше заботит поведение, поддерживающее психическое благополучие личности (это и активность по самоактуализации, зрелости личности, достижению жизненного успеха, др.), создающее иммунитет против психических расстройств. Психологи изучают также социальную практику, общение личности, которые создают условия для ее социализации, самореализации в социуме, для получения поддержки, пр.
В центре внимания философов, специалистов по духовным практикам, представителей различных духовных конфессий поведение личности в направлении своего духовного здоровья (поведение в направлении высших человеческих ценностей, самореализация своих высших возможностей, пр.). В исследованиях по биоэтике рассматривались мораль и нравственность (духовная составляющая здоровья, индивидуального и общественного). Нужно помочь всему обществу, отдельным его группам и представителям быть информированными о том, что способствует здоровью, а какие поведенческие модели увеличивают вероятность заболевания, увечья или преждевременной смерти.
Мы ввели понятие «саногенное поведение»: необходимо заботиться не только о своем физическом благополучии, но и о психическом, социальном, духовном (Творогова Н.Д., 2008, 2016, 2017).
Характерные проявления патогенного мышления
- Контроль над мыслями, воображением, чувствами отсутствует, теряется ощущение реальности. Пример – продумывание плана мести, который не осуществим.
- Неумение прекращать мыслительный процесс в момент стресса, усиление образов энергии чувств, закрепление воспоминаний.
- Полное отсутствие рефлексии. Человек неспособен посмотреть на себя со стороны, даже когда сильная эмоция завершена.
- Сохранение, поддержание и погружение в негативные эмоции. Отсутствуют размышления касательно возможных последствий.
- Нет осознания мозговой деятельности, которая провоцирует возникновение переживаний. Вследствие этого ситуация становится бесконтрольной.
Теория саногенного мышления
Доктор психологических наук Юрий Михайлович Орлов создал теорию так называемого саногенного мышления. Термин «саногенный» происходит от латинского «sanus», что означает «здоровый», «оздоравливающий». Таким образом, саногенное – это здоровое мышление. Ю.М. Орлов написал замечательные книги: «Саногенное мышление», «Восхождение к индивидуальности», «Самопознание и самовоспитание характера», «Обида. Вина» и другие. В них он изложил основы своей теории. Он исследовал человеческие эмоции и пришел к выводу, что они возникают не спонтанно, а в силу особенностей мыслей каждого конкретного индивида.
Система Орлова разработана с целью обучения человека сознательному контролю возникающих эмоций, для самопознания и самовоспитания характера. Такое умение позволяет избегать ненужных негативных эмоций, которые часто возникают у человека под воздействием внешних факторов.
Психологи уже давно доказали, что отрицательные эмоции негативно влияют на здоровье, провоцируя появление разных заболеваний. Если научить человека анализировать свои отрицательные эмоции и управлять ими, то можно избежать многих болезней.
Саногенное и патогенное мышление
Патогенное и саногенное и мышление – это две противоположности. Саногенное – это здоровое мышление, а патогенное – болезнетворное, ведущее к различным заболеваниям. Все люди периодически сталкиваются с неудачами, но одни быстро их забывают, а другие прокручивают неприятную ситуацию в голове вновь и вновь. Например, человек поссорился с другом и услышал в свой адрес много неприятного. Событие уже прошло, но человек снова и снова вспоминает его, и негативные эмоции, такие, как гнев, обида или вина опять захлестывают его, не давая успокоиться. Некоторые люди склонны годами вспоминать свои неудачи, постоянно переживая отрицательные эмоции.
Со стороны может показаться, что человек намеренно причиняет себе боль, вместо того чтобы успокоиться и забыть о давно прошедшем событии. На самом деле это не так, ведь ни один нормальный человек не будет сам причинять себе боль. Неприятные мысли возникают в голове непроизвольно, без желания самого человека. Это и есть патогенное мышление – ведущее к болезням и страданиям.
Люди, обладающие саногенным мышлением, наоборот, стремятся к благополучию и здоровью, не давая отрицательным эмоциям мучить себя. Это, как и в случае с патогенным образом мыслей, происходит автоматически. Для того чтобы мыслить позитивно, человек не прилагает лишних усилий – все происходит само собой, поскольку у него уже выработалась привычка к позитивному восприятию мира.
Саногенному мышлению можно обучиться, тем самым изменив свое восприятие реальности и улучшив качество жизни. Для этого нужно изучить основные признаки обоих видов – патогенного и саногенного – и постоянно приучать себя искать в каждой неудаче плюсы и не обращать особого внимания на минусы. Постепенно мышление начнет перестраиваться.
Работа с эмоциями и чувствами
Итак, кристаллы – это чувства и эмоции, которые ты испытываешь практически постоянно. Большая часть из них тобой, как правило, даже не осознается. Эмоции связаны с различными ситуациями и обстоятельствами, а чувства люди испытывают к объектам. Эмоции – это биологические процессы, чувства же связаны с социальной сферой. Скажем проще, эмоции внутри тебя, а чувства – это твои внешние проявления к кому-то или чему-то.
«Я люблю» – говоришь ты. Что ты испытываешь при этом: радость, грусть? Часто наши чувства меняют свое эмоциональное наполнение. Между тем, это все тот же человек или то же событие. Этот тот же кристалл из твоего калейдоскопа. Просто мы поворачиваем его и рассматриваем каждую его грань.
Я думаю, тебе знакомо чувство зависти по отношению к успехам других людей. За частую об этом не принято говорить, но эмоционально это проявляется внутри тебя, независимо от твоего желания. Это чувство может быть наполнено злостью, раздражением, обидой, разочарованием, горечью, нетерпением, ненавистью, неприязнью, отвращением. Список можно продолжать и продолжать.
Да, твой кристалл зависти имеет свой цвет и форму. Вытащи мысленно его из себя. Рассмотри его внимательно. Твое чувство и твои эмоции хотят от тебя только одного – твоего внимания к себе. Они хотят твоего понимания.
Вот так медленно, мы с тобой пришли к главному. Сейчас ты повернешь трубу калейдоскопа, и появится новое положение кристаллов. Их рисунок отразится в зеркалах, и ты получишь реакцию мира на твои эмоции и чувства.
Пример
Возьмем, к примеру, Васю. Вы вместе работаете, учитесь, дружите, общаетесь. Ты видишь успехи Васи, и чувство зависти поднимается внутри тебя. Оно растет. И вот не замечать его внутри себя становится невозможно.
Вариантов развития событий много, но принципиально сейчас только направление, которое ты выберешь:
первое – ты прекращаешь любое общение с Васей. Подавляешь свои эмоции. Замыкаешься в себе. Придумываешь себе много почему у тебя не может быть тот же или лучший результат. Получаешь депрессию, чувство собственной неполноценности. Останавливаешь свое развитие в данном направлении. Весь мир полон несправедливости к тебе.
Фото Amadeo Valar on Unsplash
второе – ты понимаешь, что если Вася смог получить этот результат, то и для тебя это возможно. Ты изучаешь опыт Васи при помощи Васи, используя в качестве внутреннего топлива потенциал эмоций, которые бушуют внутри тебя. Спасибо, Вася! Спасибо зависть! Новые возможности. Реализация внутреннего потенциала. Вася- лучший друг. Мир полон возможностей, и энергии для их реализации.
Как видно из примера, сама эмоция или чувство не обладают полярностью. Окрашивает и поляризует их сам хозяин, то есть ты.
В умных книгах первое направление твоего движения по реализации и проявлению чувства зависти называют патогенным мышлением. Этот образ мышления предполагает негативное эммотирование. Второй, где Вася наш друг, называют саногенное мышление. Саногенное мышление предполагает здоровое, положительно заряженное эммотирование.
Понимание принципа саногенного мышления заключается в том, что необходимо:
- принять любую свою эмоцию и чувство, так как невозможно находиться в состоянии подавления или отрицания любой части себя;
- понять, что наше эмоциональное проявление напрямую зависит от нашего мышления. Меняя стиль и принципы своего мышления, ты меняешь уровень и качество своих эмоций;
Фото Candice Picard on Unsplash
- осознать, что любая, даже самая болезненная и деструктивная, ситуация в твоей жизни имеет то направление развития, которое ты сама для нее определишь.
- понять, что эмоция возникнет не зависимо от твоего желания. Она всего лишь твоя реакция, такая же как чувство голода. Тебе необходимо научиться осознавать ее и направлять энергию, которой она наполнена, в необходимом для тебя созидательном направлении.
Воспитание в себе позитивного, саногенного, мышления позволит тебе находиться в согласии с собой, в гармонии с Миром. Именно смена мышления дает возможность полностью реализовывать себя, формировать и развивать успешные отношения в социуме. Научись думать правильно. Не позволяй себе зависать в эмоциональных тупиках. Не надо бояться ошибаться.
Человек, способный видеть в людях и обстоятельствах хорошее и положительное, притягивает к себе подобное. Помни, только изменяя себя, ты можешь изменять окружающих и повлиять на их отношение к тебе. Ты справишься!
Ключ к любым достижениям и построению гармоничных отношений всегда рядом с тобой. Твое мышление дает тебе возможность управлять реальностью.
Литература:
- Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России». – М., 2007.
- Гундаров И.А., Полесский В.А. Профилактическая медицина на рубеже веков. От факторов риска — к резервам здоровья и социальной профилактике. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2016. – 256 с.
- Гундаров И.А. Духовность и здоровье // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д.Твороговой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Практическая медицина, 2016. С. 146-147.
- Творогова Н.Д. Духовное здоровье // Вестник университета Российской академии образования. 2006, № 4. С. 44-53.
- Творогова Н.Д. Саногенное поведение // Философия укрепления здоровья нации. М.: Российское философское общество, 2008. – С. 124-139.
- Творогова Н.Д. Саногенное мышление в общении // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Когито-Центр, 2015. – С. 468.
- Творогова Н.Д. Эпидемии психические // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д.Твороговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Практическая медицина, 2016. – С. 318.
- Творогова Н.Д. Саногенное поведение // Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д.Твороговой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Практическая медицина, 2016. – С. 472-473.
- Творогова Н.Д. Саногенное поведение в контексте здорового образа жизни // Сеченовский вестник. 2017, № 1(27). С. 50-60.
- Творогова Н.Д. Психология: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2020. – 664 с.
- Хрусталев Ю.М., Ткаченко О.В. Основы биоэтики: Учебное пособие. – М.: Практическая медицина, 2014. – 320 с.
- Tvorogova N.D. SANOGENIC BEHAVIOR (underpandemicconditions) // International Conference on research Trends in Social Sciences, Education, Humanities, Studies: Conference Proceedings, Conference Proceedings, May 30th, 2020, Los Angeles, USA. SPO «Professional science», Lulu Inc., 2020, pp. 49-61.
Опрос
Нами в мае 2020 г. были опрошены 30 человек (случайная выборка — 15 представительниц женского пола, 15 мужского пола) в возрасте от 30 до 50 лет.
Использован итальянский вопросник (анкета) «Психо-коронавирус», переведенный на русский психологом Андроником (ПИ РАО) — это инструмент для измерения эмоционального состояния в ситуации чрезвычайной ситуации пандемии коронавируса. Анкета включает 20 утверждений, каждое из которых имеет отношение к целому ряду («спектру») состояний тревоги, психического напряжения (умственное беспокойство, психологический стресс) и соматической тревоги (беспокойство о состоянии своего телесного здоровья; проблемы с телесным здоровьем, вызванные тревогой). Задача использования анкеты: измерить посредством самооценки наличие и интенсивность тревожных состояний в условиях текущей чрезвычайной ситуации.
Цель проведенного нами опроса: определить (выявить) суммарную величину, характеризующую самооценку тревоги, складывающуюся из ответов на вопросы, касающихся различных состояний тревоги. Минимально возможный индивидуальный балл 20, максимальный — 80.
По результатам опроса нами получен средний балл самооценки тревоги — 65; опрошенные представительницы женского пола испытывают несколько большую тревогу, чем мужчины.
Все опрошенные оценили максимально (по 4-балльной шкале) следующую свою обеспокоенность:
- «Беспокойство по поводу коронавируса (например, очень негативные мысли о будущем; страх, что все может пойти еще хуже) занимает мой ум большую часть дня».
- «Я опасаюсь людей».
- «Необходимость оставаться дома не дает мне чувства защищенности от риска заражения коронавирусом».
- «Я испытываю чувство вины и чувствую себя подавленным ответственностью перед своей семьей и другими людьми, которые зависят от меня».
- «Меня постоянно беспокоит мысль, что я могу заразиться коронавирусом».
Больше половины опрошенных высказали следующие опасения:
- «Я боюсь, что меня могут бросить, и я боюсь одиночества».
- «Я не чувствую никакого интереса или удовольствия к вещам, которые раньше были важны для меня».
- «Я чувствую себя более раздражительным и злым; я просыпаюсь слишком рано утром, даже если я хотел бы спать больше».
- «У меня есть трудности с концентрацией внимания и забывчивость в течение дня».
- «Я чувствую мышечную боль, скованность, судороги, тон моего голоса ниже».
Заключение
Таким образом, находясь в ситуации пандемии, необходимо, что и реализуется во многих странах мира, искать средства лечения и профилактики инфекционного заболевания.
Наряду с этим необходимо способствовать психическому, социальному, духовному благополучию граждан
То есть необходима нацеленность не только на борьбу с болезнью, но и на поддержание индивидуального и общественного здоровья, что особенно важно на этапе выхода из пандемии
Современная научная модель человека (принятая в большинстве стран мира) — биопсихосоциальная; утверждение принципа целостности человека привело к принятию холистического (т.е. целостного, от англ. hole — целый) подхода в медицине. В соответствии с этим подходом определение, записанное в Уставе ВОЗ (1948): «здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». И в Федеральном законе РФ №323-ФЗ записано: «здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».
Научно доказана взаимосвязь состояний благополучия. В медицине и психологии традиционно изучаются психосоматические взаимовлияния. Социопсихосоматический подход предполагает изучение человека в социальном контексте.
Восприятие личностью своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых она живет, а также в соответствии со своими целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество жизни.
Человеку дана возможность в каждый момент его жизненного пути, самоопределившись, осознанно управлять своими мыслями, эмоциональными состояниями, своим поведением, что особенно важно на развилке жизненных дорог. Обычно принятие решения о дальнейшем пути сопровождается мучительными сомнениями, какими ориентирами воспользоваться
Понятие «саногенное поведение» задает ориентиры для разных сфер активности человека, находящихся в определенной иерархии.
Саногенное поведение не дается изначально, а достигается напряженными исканиями, развитием себя, осознанным управлением своими психическими процессами, своим поведением.
Чувство радости на этом пути сигнализирует об удовлетворении фундаментальной потребности человека — потребности быть самим собой, быть здоровым.
Активно изучаются и взаимосвязи между индивидуальным и общественным здоровьем. Общество может оказывать как развивающее, так и сдерживающее или деструктивное влияние на личность, ее здоровье, что дало основание Э. Фромму ввести термин «социально заданная ущербность». В общественной жизнедеятельности здоровье рассматривается как объект социокультурного манипулирования; но при этом общество должно заботиться и о своем (общественном) здоровье.
На общегосударственном уровне мишенью программ с целью поддержания общественного здоровья могут быть общественное настроение, обычаи, культурные стереотипы, межнациональные и классовые конфликты, информационные потоки, пр. В исследованиях по биоэтике утверждалось (Хрусталев Ю.М., 2014), что сбережение и укрепление здоровья является всеобщим, т.е. государственным делом и одновременно ответственной задачей каждой личности.
Не только общество, но и личность каждого должна быть нацелена на здоровье (в определении здоровья, записанного в Уставе ВОЗ). Образ мыслей, включающий идею здоровья, страх заболеть, как показывают специальные клинические исследования, формирует установку, соответственно, на здоровье, на болезнь. Д.Н. Узнадзе еще в 1941 г. писал, что, благодаря установке, происходит своеобразная настройка субъекта, что порождает определенную реакцию его организма. Исследуются условия принятия личностью роли больного (вхождение в принятую ею роль) или здорового; а также мотивационный аспект, причины предпочтения личности быть «здоровой» или «больной».