Завышенная самооценка у ребенка
Завышенная самооценка у детей выражается достаточно ярко
Такой ребёнок всегда считает себя самым лучшим, все подарки, угощения, игрушки, да и просто всё внимание окружающих должно принадлежать ему. Другие дети ему нужны только для того, чтобы на их фоне выделяться и чтобы взрослые видели, насколько он лучше остальных
Не терпит конкурентов ни в чём. Если видит, что другой ребёнок в чём-то лучше, да ещё и вызывает восхищение у взрослых, устроит истерику, чтобы переключить всё внимание на себя. Ревнует родителей ко всем. Если мама при нём кого-то похвалит – сразу в слёзы: «А как же я?».
Такому ребёнку очень нелегко приходится в жизни. Со временем другие дети перестают с ним общаться (кому же приятно дружить с человеком, который считает себя самым лучшим?). Ему грозит одиночество, а в процессе взросления придётся столкнуться с суровыми жизненными реалиями. Во взрослом мире уже никто не будет терпеть капризы и потакать его самолюбию, что-то будет не получаться, и ему придётся признать, что он не самый-самый. Такое положение вещей может вылиться в неврозы, которые повлекут за собой глубочайшую депрессию. Взрослым людям с завышенной самооценкой тоже тяжело. Переоценивание своих возможностей приводит к конфликтам в семье и на работе. Неудачи, даже самые незначительные, больно ранят психику, вызывая разочарование, стресс и раздражение. Личная жизнь не складывается, потому что такие люди привыкли ставить свои интересы превыше всего, они не способны на компромиссы и уступки. Всё это может привести к психическим и невротическим расстройствам.
Что такое самоценность
Самоценность — это ощущение собственного права на счастье. Человек, у которого оно сформировано, понимает: со мной всё в порядке, я с рождения важен для этого мира и заслуживаю всего, что мне нужно. Я всегда могу распознать и удовлетворить свои потребности, не нарушая чужих свобод.
Каждый малыш рождается с чувством собственной ценности
Поэтому он активно привлекает к себе внимание, ярко выражает любой внутренний позыв. Младенцу не нужно никому доказывать право на жизнь
Он ещё не знает, как именно получить желаемое, но надеется узнать это от взрослого, найти в действиях старших подтверждение своей ценности. В психологии это называется «врождённые ожидания».
Ключевая роль родителя при формировании самоценности ребёнка состоит в том, чтобы откликаться на его призывы, включаться в происходящее с ним, удовлетворять его потребности. Физические — чтобы ребёнок был сыт, находился в тепле и сухости, у него ничего не болело и не причиняло неудобства. И эмоциональные — чтобы он чувствовал себя признанным и принятым, а окружающие были готовы разделить с ним любые чувства и состояния.
Ребёнок, чьи врождённые ожидания удовлетворены, сохраняет чувство собственной ценности на всю жизнь. Самоценность становится его опорой в вопросах заботы о себе и взаимодействия с окружающими.
Если окружение игнорировало потребности либо было чересчур строгим или опекающим, у ребёнка развивается тревога. На протяжении жизни он будет пытаться перекрыть или унять её разными способами. Он может заискивать у окружающих или вести себя вызывающе в попытках доказать, что имеет право на существование.
Стремясь заполнить пустоту внутри, люди с несформированной самоценностью часто становятся жертвами зависимостей: выступают в токсичные отношения, с головой уходят в работу или злоупотребляют психоактивными веществами. Вместо того, чтобы реализовать себя и жить счастливо, они вынуждены снова и снова доказывать себе, что важны для этого мира, и убеждаться в обратном.
Что же такое самооценка и как она формируется?
Все, наверное, помнят сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Неприятности утёнка начались с самого появления на свет. Вылупился из яйца позже всех, был неуклюж и разительно отличался от собратьев своей неординарной внешностью. На своей первой презентации на птичьем дворе, утёнок провалил экзамен на аттестат «правильного утёнка» и был с позором выгнан, а все птицы нашли его внешность уродливой. После такого сокрушительного удара судьбы, утёнок не сломался, а продолжал бороться за своё место под солнцем. Ему пришлось пережить холод и голод, издевательства окружающих из-за его необычной внешности, и не раз он был на грани решения свести счёты с жизнью. Он не мог понять кто он и зачем родился на свет, ведь никто не принимал его за своего. Его согревала только мысль о том, что когда он подрастет, то он станет таким же красивым, как прекрасные птицы, которых он видел только однажды и не знал им названия.
Негативная оценка внешности утёнка, полученная им на птичьем дворе однажды, а в последствии закрепленная мнением окружающих, надолго закрепила образ «безобразного урода» в сознании утёнка. Он считал, что для него в этой жизни уготована роль изгоя, вынужденного вечно прятать своё уродство от окружающих. У него даже не промелькнула мысль, что может быть всё по-другому. И даже в финальном эпизоде сказки, когда утёнок превратился в прекрасного лебедя, подплыл к величественным птицам и сказал: «Убейте меня!», — всё ещё воспринимая себя уродливым и ничтожным существом.
Ситуация, описанная в сказке, весьма тривиальна и описывает основные этапы формирования самооценки. Большинство специалистов в области психологии развития сходятся во мнении, что ядро личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека. Как правило, мнение о себе основывается на отношении к нам важных для нас людей или референтных групп. Значение референтных групп для человека меняется в процессе его становления как личности. Первые навыки самооценки ребёнок получает в семье. Если родители проявляют в обращении с ребёнком любовь, уважение и доверие, то и ребёнок привыкает сам относится к себе как к человеку, достойному этих чувств.
Считается, что для формирования положительной самооценки у ребёнка необходимо соблюдение трёх условий:
- Полное внутреннее принятие родителями своего ребёнка;
- Ясные и последовательные требования;
- Уважение индивидуальности в рамках установленных ограничений
Стэнли Куперсмит, 1967 год
В дальнейшем значение родителей как главной референтной группы снижается, и на первый план выступают группы товарищей по учёбе, службе в армии, работе. Насколько человек будет успешно адаптирован в этих группах и сможет максимально реализовать свой потенциал зависит дальнейшее формирование адекватной самооценки. Самооценка в идеале – это динамический процесс, который развивается вместе с внутренним миром человека. В реальности мы часто видим совершенно другую картину. Представьте себе преуспевающего финансиста, который «ворочает» миллионами и руководит огромной компанией, но чувствует себя при этом глубоко несчастным и одиноким человеком. Вроде бы всё есть, а ничто не радует. Наверное, сложно предположить, что у такого внешне преуспевающего человека может быть заниженная самооценка.
Откуда же берётся завышенная самооценка?
Как и большинство проблем, завышенная самооценка чаще всего «родом из детства»
Нередко ей подвержен единственный ребёнок в семье, которому ни с кем не приходится делить ласку и внимание родителей. Он один, а значит, самый лучший, самый красивый, самый умный
У таких детей бывают изначально завышены представления о себе. Кроме того, на развитие самооценки влияет неправильное воспитание по типу «кумир семьи» – чрезмерное восхищение всеми, даже самыми незначительными действиями своего чада, отсутствие разумной критики со стороны взрослых, потворство любым желаниям и прихотям ребёнка. Всё это формирует у маленького человека уверенность в собственной исключительности. Как ни странно, причинами завышенной самооценки являются также: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, детские психологические травмы и комплексы. Во взрослом возрасте причиной может стать какое-либо серьёзное душевное потрясение, условия работы (например, единственная девушка в мужском коллективе), нередко люди, обладающие привлекательными внешними данными, подвержены завышенной самооценке.
Методики коррекции самооценки
Коррекция самооценки, как было указано выше, проводится комплексным методом, то есть применением различных методов терапии одновременно. Только так можно достичь должных результатов. К методикам коррекции самооценки относятся:
- когнитивно-поведенческая терапия;
- динамическая терапия;
- аутогенные тренировки;
- методы десенсибилизации;
- метод арт-терапии (в особенности, при коррекции самооценки детей);
Применение описанных методик на практике дает возможность вызвать у пациента нетипичные, несвойственные для него реакции и усвоить их посредством многократного повторения. Например, если ранее пациент практически не мог никому отказать в просьбах, чем часто давал повод пользоваться собой, то на сеансах психотерапии он учится говорить твердое «Нет!», не испытывая при этом чувства вины. Многократное повторение усвоенных новых реакций дает результат – пациент спокойно отказывает в неудобных ему просьбах и вне стен кабинета психолога.
Признаки завышенной самооценки
Распознать человека с завышенной самооценкой довольно просто. Достаточно просто какое-то время пообщаться с ним. Таким людям свойственно:
- высокомерное, надменное отношение к другим людям;
- уверенность в своей правоте («есть два мнения: одно моё, другое – неправильное»). Для человека с завышенной самооценкой не существует никаких авторитетов, признать чужую точку зрения не представляется ему возможным;
- полное отсутствие самокритики, критика же со стороны воспринимается болезненно, с обидой, часто даже агрессивно;
- стремление постоянно быть лидером, лучшим во всём (среди друзей, родственников, коллег). Если кто-то рядом оказался в какой-либо сфере успешнее, он сразу попадает в разряд конкурентов, а нередко даже становится врагом. Признать собственную слабость, некомпетентность, неудачу просто немыслимо. При этом характерно, что такой человек переоценивает свои возможности и часто берётся за дела, которые ему изначально просто не потянуть. Неудача повергает его в ступор и вызывает раздражение, агрессию;
- навязывание своей точки зрения, даже если ей никто не интересовался;
- постоянное желание всех поучать и авторитетно делиться опытом, даже в тех случаях, когда это не требуется;
- «якание» в разговоре. О чём бы ни шла речь, человек с завышенной самооценкой всегда сведёт беседу к обсуждению себя. Он очень любит говорить и при этом совершенно не умеет слушать. У собеседника во время общения возникает чувство, что его просто используют в качестве слушателя монолога, при этом встречные реплики не приветствуются и вызывают явную скуку;
- обвинение других в своих проблемах и неудачах. Такой человек никогда не признает, что не смог справиться с задачей, всегда найдется оправдание и другой виновный.
В чем опасность низкой самооценки
Самооценка младшего школьника может быть занижена. На это может быть целый ряд причин: как минимум к нему было плохое отношение в семье и школе, как максимум — он пережил трагические события в своей жизни
Важно вовремя принять меры, протянуть руку помощи ребенку. Дети не всегда понимают, что происходит, почему мир такой несправедливый к ним
Бывает, что они переживают насмешки со стороны сверстников, и не находят поддержки со стороны своих родителей и учителей.
Если не помогать такому ребенку, то в будущем он будет иметь заниженную самооценку, что отразится на качестве его жизни и на взаимодействии с другими людьми. Такие люди остаются одинокими, испытывают агрессию по отношению к окружающему миру. Они стремятся уйти от ответственности, постоянно сомневаются в собственных решениях.
К самым распространенным причинам низкой самооценки младших школьников относится небрежное воспитание и чрезмерная критика. В особенности таким детям уделяется мало любви и внимания, они часто замыкаются в своем мире, не идут на контакт с другими людьми.
Бывает, что родители не замечают, как оказывают давление на ребенка. Они думают, что так можно достигнуть результатов намного быстрее, чем в других семьях. Иногда таким способом проявляется родительский эгоизм. У ребенка не остается места для принятия собственных решений. Он чувствует себя неуверенно во взрослой жизни.
Что такое самооценка
Самооценка — это рациональная часть нашего самовосприятия. Способность оценивать свои проявления как успешные или неуспешные. У неё два главных параметра: адекватность и автономность.
Адекватная самооценка — это способность соотносить свои успехи и ошибки в одной системе координат. Как будто внутри у нас есть наблюдатель, который подсказывает:
- Сталкивался ли я с подобными задачами?
- Успешно ли я решал их раньше?
- Какие действия принесли результат?
- В чём мне нужно попросить помощи у другого?
- Чему нужно научиться?
Автономность самооценки — это способность сравнивать себя не с другими, а с самим собой в прошлом и видеть изменения. Размышлять о своих поступках с точки зрения собственной системы ценностей — хорошо я поступаю или нет? Человек с автономной самооценкой слышит мнение других о себе, воспринимает критику и похвалу, но решения принимает, только исходя из своего понимания действительности.
Как повысить самооценку
Намного чаще можно встретить детей, у которых заниженная самооценка, чем детей, который довольны собой. В первую очередь на такие процессы влияют внешние факторы. Школьник не в состоянии дать адекватную оценку себе в дошкольном возрасте, он зависим от мнения других людей, например, родителей или учителей.
Самооценка формируется на основе мнения окружающих. Если правильная оценка себя у ребенка не сформировалась в детском возрасте, то будучи взрослым ему будет тяжело самостоятельно ее корректировать.
Родителям важно гордиться своими детьми. Они должны чувствовать любовь и уважение со стороны взрослых
Школьник должен понимать, что в любой момент, даже в самой трудной жизненной ситуации он может всегда обратиться за помощью.
Родителям и педагогам стоит помочь ребенку с выбором занятия, где он в полной мере сможет раскрыть свои способности и таланты
В любом из начинаний ребенка нужно поддерживать, акцентировать внимание на его успехах. Дети должны также уметь отстаивать свое мнение, при необходимости отказывать взрослым, но обязательно обосновывать свое решение
Как помочь ребёнку повысить самооценку
Самооценка формируется на протяжении всей жизни, но её критерии задаются людьми, которые окружают ребёнка в детстве.
Родитель во всех делах становится для ребёнка показателем успешности своих действий. Как я пойму, что хорошо почистил зубы? Как мне убедиться, что эта поделка достойна того, чтобы стоять на полке? Всё это ребёнок понимает по отношению старших.
<<Текст на фоне>>
Дети замечают больше, чем нам кажется. Показывайте ребёнку, как именно вы принимаете решения. Рассуждайте вслух. Делите действия на простые этапы. Объясняйте, как понять, что всё идёт правильно и когда можно переходить к следующему пункту.
Не торопите и не оценивайте. Помогите ребёнку самостоятельно оценить результат, отвечая на его вопросы. Учите исследовать возможности, узнавать сильные и слабые стороны. Помните, что любая ошибка — это не провал, а опыт, который поможет в следующий раз сделать лучше. Именно самооценка побуждает ребёнка продолжать попытки и искать разные варианты, а не биться в одну и ту же дверь.
Не бойтесь извиниться, если поторопились с выводами: «Я сомневался, что у тебя получится, но теперь вижу, что ты справился». Хвалите за смелость и старания в поиске новых решений.
Чтобы повысить самооценку и уверенность ребёнка, делегируйте ему задачи, с которыми он уже может справиться сам, и не слишком беспокойтесь о результате. Да, это сложно, но только так ребёнок научится оценивать свои действия адекватно и автономно. В будущем этот сценарий распространится и на профессиональную, и на личностную, и на социальную сферы.
Пусть внутренний голос, очень похожий на ваш, говорит ему: «Хорошо, давай попробуем иначе» или «Отлично, теперь следующий шаг», а не обесценивает: «Я так и знал, что ничего не получится, не стоило и начинать».
В чём причина низкой самооценки?
Причина в том, что финансист пронёс свою низкую самооценку из детства через всю свою жизнь. Складывалось впечатление, что он так и остался в своём детстве, воспринимающим себя бездарем и никчёмным человеком ни на что неспособным в жизни. Референтная группа родителей, осуждающая его и критикующая, стала для него основной. Как будто не было блестящей учёбы в школе и в университете, не было успешной карьеры.
Подобные жизненные сценарии в практике психиатрической клиники «IsraClinic» достаточно распространены. Люди попросту не умеют и не позволяют себе быть счастливыми. Находятся в плену собственных табу, проигрывая при этом чужие жизненные сценарии. При видимой успешности их жизнь представляется им пустой и лишенной всякого смысла. Такие люди, лишенные поддержки и профессиональной помощи, начинают искать смысл жизни в дезадаптивном поведении — алкоголь, наркотики, игра в казино.
Стоит так прожигать свою жизнь и навсегда лишить себя возможности быть счастливым? Решение за Вами.
Исправление неправильной самооценки
Самооценка может быть не только заниженной, но и завышенной, когда человек не в состоянии объективно критиковать себя. Мысленно он себя идеализирует, что в реальности приносит проблемы в отношениях с другими людьми. Главная задача психолога в данном случае – определить, какие именно проблемы имеются у человека с самооценкой и разработать подходящую ему схему коррекции.
Как правило, исправление неправильно сформированной самооценки в «IsraClinic» проводится комплексно, с учетом индивидуальных особенностей личности. Однако приоритет при коррекции самооценки отдается психотерапии.
Способы коррекции самооценки
Многие взрослые пытаются найти ответ о том, как можно корректировать самооценку школьника. Для развития адекватной оценки себя, психологи выработали ряд рекомендаций:
Не желательно сравнивать способности одного ребенка с другими. У каждого есть свои таланты и желания, которые должны быть реализованы в жизни. Не бывает такого, чтобы все были одинаково развиты во всех сферах: начиная от математики и заканчивая физической культурой. Нужно прислушиваться к ребенку, что ему больше всего нравится делать, что его увлекает и доставляет радость.
Требования следует выставлять адекватными способностям ребенка. Не стоит требовать от него знание школьной программы за девятый класс, когда он только заканчивает третий. Усвоение информации и приобретение навыков требует время, для каждого свой промежуток
В противном случае, если ребенок не будет достигать поставленных высоких задач, и не будет понимать, почему именно так происходит, то будет снижаться оценка себя.
Важно периодически хвалить ребенка. Так самооценка ребенка дошкольного возраста будет расти
Особенно это актуально, когда ученик прилагает большие усилия для достижения поставленных целей. Например, он очень прилежно учится, старается радовать своих родителей успехами.
Не нужно ругаться на ребенка, если у него что-то не получилось. Лучше ему спокойно объяснить что нужно для достижения успеха. Все неудачи исправимы. Не давайте расстраиваться ребенку, слезами делу не помочь. Школьник должен поменять отношение к самому себе, задуматься над тем, почему не получилось выполнить поставленные задачи.
Если ребенок совершил ошибку, то не нужно его ругать. Достаточно просто пояснить, к чему могут привести плохие поступки.
Важно как можно чаще общаться с ребенком, обсуждать его достижения, гордиться им. Именно таким образом растет самооценка детей дошкольного возраста и школьников
Стоит пояснить ребенку, что нет ничего страшного в ошибках, все взрослые проходят через взлеты и падения. Главное давать правильную оценку себе, анализировать ситуацию и делать выводы.
Как помочь ребёнку сформировать самоценность
Прежде всего, родители сами должны утвердиться в мысли: ребёнок существует — и это классно.
Да, родительство — тяжёлый труд, который накладывает много ограничений
Но чтобы выполнять эту роль с пользой для себя и ребёнка, важно сосредоточиться на положительных моментах. Ответьте себе: что хорошего ребёнок принёс в мою жизнь? Вспомните, что вы чувствуете в моменты близости с ним?
Можно рассказывать ребёнку, как его ждала вся семья. Не нужно ничего выдумывать или приукрашивать: просто выберите важные моменты, чтобы закрепить это и в сознании ребёнка, и в своём: «Спасибо, что родился. Ты ценен».
Посмотрите, как ребёнок справляется с заботой о себе
Может ли он различить, чего ему хочется в данный момент? В состоянии ли он обеспечить себе комфорт — поесть, выпить воды, подвигаться, переодеться, когда это важно? Что из этого он уже делает? А где вы делаете за него то, с чем он уже может справиться сам? В чём ему действительно ещё нужна ваша помощь?.
Говорите с ребёнком о том, как важно уметь заботиться о себе. Учите его делать свою жизнь комфортной и здоровой
Принимайте особенности ребёнка. Старайтесь видеть в них возможности, а не ограничения. Помогайте малышу реализовать сильные стороны. Даже если какие-то черты его характера кажутся вам невыносимыми, не пытайтесь подавить их. Будьте ориентиром, но не требуйте, чтобы он делал всё, как вы.
<<Параграф c цитатой>>
Помогите ребёнку сформулировать свой личный «кодекс чести»: что для него принципиально важно, как ему нравится поступать и как нравится, чтобы с ним поступали. Вопреки привычному мнению, это не одно и то же
Уважайте чувства ребёнка. Замечайте и называйте их. Ему будет проще ценить себя, если вы поможете сориентироваться в сложном мире внутренних сигналов.
Сосредоточьтесь не на успехах, а на ценности ваших отношений. Ребёнок постепенно научится справляться с любыми жизненными трудностями, если сможет опереться на вашу любовь и принятие. Даже если сейчас ему что-то не удалось, — это не должно влиять на ваше мнение о нём. Всегда будьте на его стороне.
Всё, что ребёнок узнал о себе от родителей, к подростковому возрасту становится базой для самоощущения. Голос родителя, поддерживающий или обесценивающий, теперь навсегда с ним, и реальный родитель уже не может влиять на отношение подростка к себе.
Лучшее, что вы можете сделать, — показывать на своём примере, что быть взрослым и счастливым — это возможно. Обычно у подростков есть веские причины в этом сомневаться, поэтому они и не хотят взрослеть.
Самоценность можно «починить» при помощи психотерапии и любой работы над собой, которую выберет ваш ребёнок. Главное — поддержите его в этом.
Этапы формирования самооценки
Для родителей важно уделять внимание самооценки ребенка еще до того момента, как он пойдет в школу. Во время нахождения в среднем учебном заведении педагоги также стремятся повышать оценку детей. Это необходимо для полноценного развития личности
Дети, которые не перешагнули семилетний возраст, не могут самостоятельно сформировать свою самооценку. Мышление детей построено на образах. В этом возрасте есть место исключительно для формирования осознанного интереса к самооценке
Это необходимо для полноценного развития личности. Дети, которые не перешагнули семилетний возраст, не могут самостоятельно сформировать свою самооценку. Мышление детей построено на образах. В этом возрасте есть место исключительно для формирования осознанного интереса к самооценке.
Самооценка ребенка дошкольного возраста постоянно развивается.
У нее есть определенные черты. Как только дети попадают в школьные стены, то автоматически происходит разделение на группы. Условно ребята становятся хорошими и плохими, слабыми и сильными. Появляется своеобразная иерархия. Такой процесс очень быстрый. Буквально через несколько месяцев распределяются все роли между детьми. Со временем структура взаимоотношений в классе меняется. На это влияют достижения и успехи в школе. Также свою лепту вносят замечания со стороны педагогов, оценки за домашние задания, слова похвалы или упреки. У школьника происходит постоянное сравнивание себя с другими детьми. Эти факторы становятся основными в формировании самооценки младших школьников.
Для детей играет значение, какие первые отметки будут поставлены в дневник. Зачастую у школьников встречается заниженная самооценка. Не все могут смириться с низкими баллами, которые они получают при ответе у доски или за выполненное домашнее задание. Их личность протестует, не соглашается с оценками, выставленными педагогами. Это создает конфликтные ситуации, что делает проблему еще больших масштабов. Постепенно увеличивается эмоциональное напряжение, в некоторых случаях детям нужна помощь психологов. Они могут приобретать такие качества как невнимательность и растерянность, постоянно волнуются.
Самооценка ребенка дошкольного возраста превращается в ярлык. Отметки равняются их оценке самих себя. К примеру, если школьник получил двойку за контрольную работу, но при этом он прилагал много усилий для усвоения материала, то его будет трудно понять, почему именно такая ситуация произошла с ним. Если педагог не пояснил отметку и не помог ребенку исправить ситуацию, разобрать правила или понять формулу, то он почувствует себя неудачником. Нередко дети приписывают отметки себе как личности, думают, что взрослые просто плохо о них думают.
Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, какая самооценка характерна для ребенка дошкольного возраста. Формирование оценки себя детьми состоит из множества факторов
Важно, чтобы будущий школьник имел возможность самостоятельно сформировать мнение о себе, объективно оценивать свои навыки и достижения. Не все могут правильно оценивать свои поступки, поэтому здесь нужно деликатно подойти к ребенку, помочь ему советом, вместе проанализировать действия или конкретную проблему