Все, что нужно знать о самооценке личности, чтобы понять, как ей пользоваться

Оценка личности против самоценности

Ребенок рождается, имея самоценность, любя себя и мир. Об этом психологам известно из опытов погружения клиентов в трансовое, гипнотическое или иное измененное состояние сознания, в котором удавалось воскресить в памяти очень ранние воспоминания. Все люди описывают первые годы своей жизни (от рождения примерно до трех лет) как невероятно прекрасные и чудесные, когда они чувствовали внутри себя и вокруг настоящую бесконечную любовь.

Настоящая, безоценочная любовь – большая редкость… Хоть люди и говорят друг другу: «Я люблю тебя! Спасибо, что ты есть!», они ждут от любимых, что те будут соответствовать их идеалу, требованиям, просьбам, что будут доказывать на словах и на деле, что достойны любви и любят.

Никто не готов любить человека просто так, за то, что он такой, какой есть. Рано или поздно в другом начинают раздражать «изюминки» и злить «тараканы в голове».

Необходимость доказывать и добиваться любви и уважения, на самом деле, привычка, сформированная еще в детстве. Ребенок быстро понимает связь между оценкой «Ты хороший!» и любовью: «Когда мама говорит, что я хороший, она меня любит!».

А когда мама дает ребенку оценки «хороший», «самый лучший», «дорогой», «любимый»? Когда ребенок слушается ее бесприкословно, выполняет все требования и просьбы безропотно. Очень редко когда матери говорят, что любят своих детей просто так, вне зависимости от того что они делают, говорят, как себя ведут, как выглядят, какие оценки приносят в своих дневниках и так далее.

Вот и получаются три ошибочных стереотипа:

  1. Ценность и самоценность нужно заслужить.
  2. Любят того, кто лучше всех; того, кто хорош собой, умен, талантлив, богат и так далее.
  3. Быть собой, индивидуальным и уникальным опасно. Ведь чтобы кто-то любил, нужно соответствовать, подстраиваться под ожидания этого человека (мамы, папы, жены/мужа, начальника и так далее) и в целом под требования социума!

Первичность самоценности

Когда рождается ребёнок, родственники радуются и любят его без условий. Все признают абсолютную ценность нового человека.

Потом малыша начинают сравнивать с ровесниками. Оценивают задатки, просчитывают перспективы в грядущей конкурентной борьбе. Называют хорошим, если радует родителей.

Детсад и школа закрепляют чувство зависимости от оценивающих людей. Эмоциональное подкрепление делает детей объектами манипуляции. Безличный оценивающий встраивается в сознание, начиная работать изнутри. Это не страшно, если ребёнок растёт в атмосфере, где его безусловно любят. Если мнение о его «хорошести» уравновешено его неоспоримой ценностью. Иначе он всегда будет искать, как заработать одобрение.

Добавим, – оценка часто субъективна. «Хороший» – обычно означает удобный, приятный. Например, когда ученик на уроках ведёт себя тихо, не задаёт трудных вопросов, не мешает. Если же спорит, чем-то не доволен, действует по-своему – он некомфортный, плохой.

Таким образом, человек, принявший самоценность, сохраняет внутреннюю независимость. Если над самоценностью доминирует самооценка, человек подобен марионетке, двигающейся под принуждением внешней силы.

Как помочь ребёнку сформировать самоценность

Прежде всего, родители сами должны утвердиться в мысли: ребёнок существует — и это классно.

Да, родительство — тяжёлый труд, который накладывает много ограничений

Но чтобы выполнять эту роль с пользой для себя и ребёнка, важно сосредоточиться на положительных моментах. Ответьте себе: что хорошего ребёнок принёс в мою жизнь? Вспомните, что вы чувствуете в моменты близости с ним?

Можно рассказывать ребёнку, как его ждала вся семья. Не нужно ничего выдумывать или приукрашивать: просто выберите важные моменты, чтобы закрепить это и в сознании ребёнка, и в своём: «Спасибо, что родился. Ты ценен».

Посмотрите, как ребёнок справляется с заботой о себе

Может ли он различить, чего ему хочется в данный момент? В состоянии ли он обеспечить себе комфорт — поесть, выпить воды, подвигаться, переодеться, когда это важно? Что из этого он уже делает? А где вы делаете за него то, с чем он уже может справиться сам? В чём ему действительно ещё нужна ваша помощь?. ‍

Говорите с ребёнком о том, как важно уметь заботиться о себе. Учите его делать свою жизнь комфортной и здоровой

Принимайте особенности ребёнка. Старайтесь видеть в них возможности, а не ограничения. Помогайте малышу реализовать сильные стороны. Даже если какие-то черты его характера кажутся вам невыносимыми, не пытайтесь подавить их. Будьте ориентиром, но не требуйте, чтобы он делал всё, как вы.

<<Параграф c цитатой>>

Помогите ребёнку сформулировать свой личный «кодекс чести»: что для него принципиально важно, как ему нравится поступать и как нравится, чтобы с ним поступали. Вопреки привычному мнению, это не одно и то же

Уважайте чувства ребёнка. Замечайте и называйте их. Ему будет проще ценить себя, если вы поможете сориентироваться в сложном мире внутренних сигналов.

Сосредоточьтесь не на успехах, а на ценности ваших отношений. Ребёнок постепенно научится справляться с любыми жизненными трудностями, если сможет опереться на вашу любовь и принятие. Даже если сейчас ему что-то не удалось, — это не должно влиять на ваше мнение о нём. Всегда будьте на его стороне.

Всё, что ребёнок узнал о себе от родителей, к подростковому возрасту становится базой для самоощущения. Голос родителя, поддерживающий или обесценивающий, теперь навсегда с ним, и реальный родитель уже не может влиять на отношение подростка к себе.

Лучшее, что вы можете сделать, — показывать на своём примере, что быть взрослым и счастливым — это возможно. Обычно у подростков есть веские причины в этом сомневаться, поэтому они и не хотят взрослеть.

Самоценность можно «починить» при помощи психотерапии и любой работы над собой, которую выберет ваш ребёнок. Главное — поддержите его в этом.

Что мешает нам раскрыться?

Давайте разберём одну из причин, почему женщины «задвигают» себя на задний план, погружаясь в каждодневную трясину. Почему не раскрывают свой внутренний алмаз, откладывая свои увлечения и интересы в угоду семье, работе, социуму.

Фото Pexels

Давайте посмотрим на мысли, которые возникают у большинства женщин.

«Нужно прийти с работы. Зайти в магазин, приготовить еду, накормить, обстирать всех: мужа, детей, сделать уроки. А муж даже и не думает помогать, дети не слушают, что им говоришь» и в этот момент сразу начинается прокручиваться в голове слова «Эх! Ладно! Женщина же должна ухаживать за своей семьёй».

Знакомо? Этот банальный пример наших мыслей у 90% женщин. Каждая мечтает жить полной жизнью «А не всё это».

И что происходит в этот момент? Обесценивание себя и того, что ты делаешь. Перестаёшь думать о себе, ставишь себя на последнее место. Забываешь о своей самоценности. Перестаёшь любить себя.

И в этом случае активируются различные негативные программы, например, «Я плохая мать или жена», появляются проблемы со здоровьем.

На самом деле каждая из нас удивительна и прекрасна, стоит только раскрыть нашу внутреннюю энергию, словно цветок. Полюбить себя и понять, что ты, именно ты, ценность этого мира.

А как полюбить себя? 30 минутные практики, после которых ты себя не узнаешь.

Повышение чувства самоценности — один из важных шагов любви к себе. Ниже ты найдёшь несколько практик, которые помогут в работе над самоценностью.

Когда начинается трансформация

Находясь на духовном пути, мы обычно окунаемся в новую информацию, и это увеличивает щёлочку нашего восприятия. Но какой бы расширенной она ни стала, мы на всё смотрим из осколка зеркала личностной 3-хмерности, пока не переходим на познание действительности не через оценки ума, а посредством чувств.

Соединение со своей Душой — прорыв из ментального пространства. Это обогащает восприятие, открывает новые стороны себя, приводит к другому качеству жизни, но… самооценка существенно не меняется.

Это происходит, если сознание «сдвигается» в квантовом скачке, и появляется ясное знание, Кто Я Есть. У одних это случается мгновенно, у других – постепенно. Но, так или иначе, начинаются процессы, которые затрагивают всю психику:все составляющие образа себя, всю совокупность представлений о себе.Это целая система «я». Её называют«Я-Концепция», и самооценка — её ядро.

Управление людьми, манипулирование сознанием, на которое направлены средства массовой информации, традиции, религии – это искусство вмешательства в «Я-Концепцию». Эта структура настолько сакральна, что в психологии она далека от глубокого изучения. В то же время, это — направление, компас

в духовном пути:трансформация человека как единицы сознания Бога происходит тогда, когда изменения совершаются в «Я-Концепции». Какие же подсознательные капканы нас держат, что нужно преодолеть духовному искателю?

Психологи, которые решаются прикоснуться к глубинам «Я-Концепции», анализируют её по-разному. Вкратце рассмотрим её по такой схеме:

  • Блок самотождественности «я» — это «я»
  • Блок «Я — Такой»
  • Блок «Я и Другие»
  • Cамооценка

Практика 1

Фото Pexels

Возьми лист бумаги и ручку. На нём запиши ситуации, в которых, на твой взгляд, тебя обесценивают, все твои мысли, эмоции. Всё то, что приходит в голову.

Когда ты будешь описывать на бумаге в деталях, подробно свои мысли и эмоции, замечай отклик в теле.

Наше тело — это главный индикатор, который показывает нам, что мы идём в нужном направлении.

После того как ты опишешь всю ситуацию, задай себе вопросы:

Почему ты описала именно эти эмоции? Почему они так важны для тебя? Были ли в этой ситуации ещё какие-то мысли и эмоции? И почему именно эти ты выделила и поставила на первое место?

Например: Мне обидно до слёз, когда муж не помогает мне по дому, с детьми, принести тяжёлые сумки из магазина.

Какая потребность лежит за этими эмоциями и мыслями? Что она тебе даст?

Например: Для меня важна его забота и действия, в которых это проявляется. Если обо мне заботятся, то это даёт мне чувство безопасности.

А какое развитие событий было бы лучшим для тебя? И какое состояние у тебя, когда события разворачиваются по-другому? Какие мысли, эмоции? А что испытывает твоё тело, когда события разворачиваются так, как тебе хочется?

Например: Когда муж помогает мне, несёт сумки, придерживает двери, я могу расслабиться, чувствую себя женственной, слабой, любимой.

И ответы обязательно запиши.

После этой письменной практики ты увидишь то, что сковывает тебя, увидишь какая ты, когда события разворачиваются так, как именно ты этого хочешь.

Что такое самоценность

Самоценность — это ощущение собственного права на счастье. Человек, у которого оно сформировано, понимает: со мной всё в порядке, я с рождения важен для этого мира и заслуживаю всего, что мне нужно. Я всегда могу распознать и удовлетворить свои потребности, не нарушая чужих свобод.

Каждый малыш рождается с чувством собственной ценности

Поэтому он активно привлекает к себе внимание, ярко выражает любой внутренний позыв. Младенцу не нужно никому доказывать право на жизнь

Он ещё не знает, как именно получить желаемое, но надеется узнать это от взрослого, найти в действиях старших подтверждение своей ценности. В психологии это называется «врождённые ожидания».

Ключевая роль родителя при формировании самоценности ребёнка состоит в том, чтобы откликаться на его призывы, включаться в происходящее с ним, удовлетворять его потребности. Физические — чтобы ребёнок был сыт, находился в тепле и сухости, у него ничего не болело и не причиняло неудобства. И эмоциональные — чтобы он чувствовал себя признанным и принятым, а окружающие были готовы разделить с ним любые чувства и состояния.

Ребёнок, чьи врождённые ожидания удовлетворены, сохраняет чувство собственной ценности на всю жизнь. Самоценность становится его опорой в вопросах заботы о себе и взаимодействия с окружающими.

Если окружение игнорировало потребности либо было чересчур строгим или опекающим, у ребёнка развивается тревога. На протяжении жизни он будет пытаться перекрыть или унять её разными способами. Он может заискивать у окружающих или вести себя вызывающе в попытках доказать, что имеет право на существование.

Стремясь заполнить пустоту внутри, люди с несформированной самоценностью часто становятся жертвами зависимостей: выступают в токсичные отношения, с головой уходят в работу или злоупотребляют психоактивными веществами. Вместо того, чтобы реализовать себя и жить счастливо, они вынуждены снова и снова доказывать себе, что важны для этого мира, и убеждаться в обратном.

Как самооценка влияет на поведение человека

Основная функция самооценки — определять, какое количество энергии и куда направить мозгу, чтобы получить желаемый результат. Этот механизм описывает взаимосвязь самооценки личности и мотивации.

К примеру, человек захотел научиться рисовать. В один из дней у него получился хороший рисунок для его уровня. Он подумал: «Я молодец». Его самооценка повысилась. Буквально одна мысль, ощущение «я молодец» после удачно завершенного дела вызывала прилив энергии. А энергия — это удовольствие. Мозг связывает рисование с удовольствием. Человек хочет посвящать рисованию больше сил и времени.

Мы чувствуем себя хорошо, когда достаточно энергии. В этом смысле главная цель работы с психологом — выстроить такую структуру личности, чтобы она добывала достаточное количество энергии для стабильно хорошего самочувствия.

В другой день рисунок вышел неудачным, и человек подумал, что из него ничего не выйдет, что руки у него из одного места выросли. Его самовосприятие понизится. «Я — лох», подумает он и впадет в уныние, будет злиться, переживать, расстраиваться. Мозг поймет, что этот проект доставляет только страдания, и не будет давать энергию. Мотивация к рисованию упадет.

Так самооценка влияет на поведение человека.

Если ему это не нравится, и он вмешивается в механизм, то в его жизни начинается медленный спуск в ад. Вместо того, чтобы работать над ростом навыка, искать способы создавать более красивые и качественные картины, он может решить, что его произведения прекрасны сами по себе. А те, кому они не нравятся — завидуют и ничего не понимают. Отношения с окружающими портятся. Он начинает искусственно завышать самооценку, чтобы выжать из мозга хоть немного энергии и ломает механизм.

Из-за того, что самооценка так явственно влияет на настроение и самоощущение, большинство людей превращают ее из рабочего инструмента в предмет культа. Ставят термометр под жгучее солнце. Ломают ее сущность. Настоящие убийцы самооценки.

Это основная проблема самооценки — так она уже ничего не может нормально оценить, и человек, опираясь на показания неисправного термометра, выходит в трусах на мороз, вызывая смех и собственное обморожение. Получается конфликт неадекватной самооценки.

Правильная адекватная самооценка помогает самосовершенствованию. Играет важную роль в формировании и развитии сильной личности. Помогает ориентироваться в мире и знать свое место в нем. Более того, принимать это место, радоваться ему. Быть счастливым в процессе проживания собственной жизни. Там, где он есть. С тем, что имеет. Зная, что приложенные усилия со временем принесут заслуженные плоды.

Самооценка тесно связана с достижениями человека. Это миф, что высокая самооценка позволяет добиться большего. Зачастую, чем хуже обстоят реальные дела у человека, тем сильнее он стремится повысить свою самооценку. Тем чаще он выносит свой термометр на солнце.

Адекватная самооценка позволяет добиться многого. Потому что она обеспечивает стабильный поток энергии и мотивации.

Только способность трезво оценить текущее положение вещей, себя, своих возможностей и способностей позволит изменить ситуацию к лучшему. Реальные достижения будут растить самооценку и уверенность в себе естественным образом, что позволит достичь еще больших результатов. Главное, увидеть реальную ситуацию и потихоньку раскрутить этот маховик.

Единственные полезные манипуляции, которые можно совершать с самооценкой — приводить ее в адекватное состояние. Не искать фильмы, песни, книжки, медитации для ее повышения.

Самоценность vs Самооценка.

Стоит разобраться в разнице между двумя взаимосвязанными элементами, определяющими существование человека. Самооценка — это изменчивая материя, которая напрямую зависит от внешних обстоятельств. Она влияет на поведение и жизненный уклад человека, но поддается трансформации. Исходя из психологии, существуют различные ее виды:

— низкая; Человек не считает себя самостоятельной единицей общества и полноценным организмом. Все личное и естественное для него кажется несущественным

Все внимание направленно на других, любовь и внимание к себе отсутствует

— пониженная; Существуют намеки на принятия некоторых своих черт. Общая картина представляет собой неуверенность и чрезмерную зависимость от мнения других людей. Плавающая система ценностей, меняющаяся под давлением окружающих.

— пониженная на фоне завышенной; Ощущение своей исключительности принимает форму неуверенности в себе и комплексов для привлечения внимания. Человек намеренно занижает свои показатели для подчеркивания своей уникальности через утешения и комплименты от других людей.

— повышенная; Понимание своих положительных и отрицательных аспектов, с уклоном на мнение окружающих. Более явные проявления любви к себе в некоторых моментах, умение изредка похвалить себя или укорить за совершенные ошибки.

— повышенная на фоне заниженной; Эксцентричное поведение, с обозначением своей исключительности строится на внутренней неуверенности. Механизм защиты, которые работает от обратного положения вещей. Простой способ самовнушения, для принятия незначительности мнения окружающих.

— высокая. Внимательность к себе и своим ощущениям. Адекватное разделение своих принципов и внешнего навязывания. Умение рационально оценивать свою уникальность.

Все эти виды самооценки диктуют свои правила поведения. Строятся они на базе воспитания и отношения окружающего общества. Однако, это не является естественным элементом человека, который определяет его существование на всю жизнь. Уровень уверенности может варьироваться и изменяться как по собственному желанию, так и без него при внешних обстоятельствах.

Упражнения на самоценность

Для того, чтобы самоценность формировалась или развивалась, можно выполнять следующие упражнения:

  1. Человек записывает на листе все, за что он готов себя простить. Сначала это делать довольно трудно, так как в результате работы психологических защит кажется, что прощать себя не за что. Но необходимо составить не менее 10 пунктов, даже если они будут такими пустяковыми, как небольшое опоздание на работу или случайный толчок другого человека в магазине.
  2. Составить список своих положительных качеств. Их может быть бесконечное множество, главное, чтобы они действительно нравились автору. В конечном итоге может выясниться, например, что женщине очень нравятся ее русые волосы, а она многие годы красится в огненно-рыжий.
  3. Хвалить себя. За разные поступки. Внешний вид, интересные идеи и другое. При этом прислушиваться к похвале и комплиментам окружающих, учиться их принимать, не отнекиваясь и не пытаясь переубедить говорящего.
  4. Организовать себе пространство для собственного удовольствия и радости. У каждого человека должно быть свое занятие и место, где он чувствует себя максимально гармонично, никто ему не мешает, а главное – не осуждает и не критикует. Это должно быть пространство, в котором можно заниматься даже тем, что не одобряет ближайшее окружение, например, заниматься маникюром, даже если в обычной жизни супруг называет это бесполезной тратой времени и денег.
  5. Реструктурировать свою жизнь: уйти с нелюбимой работы, свести к минимуму общение с токсичными людьми, отказаться от неприятных занятий.

Самокритика и избавление от неуверенности.

По мнению психологов, неуверенность рождается из неуместной и неправильной самокритики. Хотя такой инструмент отлично подходит для анализа своей деятельности и стремлений, зачастую из-за неверного подхода все превращается в самобичевание и наносит значительный вред самооценке.

Важным пунктом является умение прощать себя. В бешеном темпе современной жизни многие прячутся и убегают от проблем, оставляя осадок и отдаваясь в руки самобичевания при неудачах. Это связано с тем, что в качестве примера без адекватной оценки своих возможностей и ресурсов выбирается непостижимый идеал на данный момент. В конечном итоге любой провал, даже не значительный приводит к самоукору и понижению чувства собственного достоинства.

Подводя итог, можно отметить важность, которую несет в себе признание самоценности для насыщенной и благоприятной жизни. Именно свобода и раскрытие внутреннего потенциала гарантируют непостижимое счастье, которого не могут достигнуть люди, потерявшие свое настоящее «я»

Только кропотливая работа и внимание к своим потребностям помогут приблизиться к осознанию себя и своих истинных желаний

Что такое самооценка

Самооценка — это рациональная часть нашего самовосприятия. Способность оценивать свои проявления как успешные или неуспешные. У неё два главных параметра: адекватность и автономность.

Адекватная самооценка — это способность соотносить свои успехи и ошибки в одной системе координат. Как будто внутри у нас есть наблюдатель, который подсказывает:

  • Сталкивался ли я с подобными задачами?
  • Успешно ли я решал их раньше?
  • Какие действия принесли результат?
  • В чём мне нужно попросить помощи у другого?
  • Чему нужно научиться?

Автономность самооценки — это способность сравнивать себя не с другими, а с самим собой в прошлом и видеть изменения. Размышлять о своих поступках с точки зрения собственной системы ценностей — хорошо я поступаю или нет? Человек с автономной самооценкой слышит мнение других о себе, воспринимает критику и похвалу, но решения принимает, только исходя из своего понимания действительности.

Шаг третий. Техника медитации для начинающих

Существуют разные методы медитации, начиная от традиционных и заканчивая экзотическими. Сегодня мы рассмотрим одну из самых простых и эффективных техник.

Итак, с чего начать медитацию? Разберем подробно по шагам.

Подготовьте место для медитации. Приглушите свет. Лучше, если в помещении будет царить полумрак. Переведите телефон в режим «в самолете».
Займите выбранную позу. Ваше положение должно быть комфортным, иначе вместо медитации получится пытка. Если в процессе медитации вы почувствуете сильное напряжение или боль, то попробуйте немного изменить положение. Часто случается такое, что затекает нога или неожиданно начинает чесаться нос. Не надо мучиться и терпеть

Поменяйте ноги местами или потрите нос в таких случаях.
Самое важное — держать спину ровной. Немного нагните голову вперед, чтобы не напрягалась шея

Расслабьте лицо и губы. Не сжимайте зубы.
Заведите таймер на 10 или 15 минут.
Закройте глаза. Они будут оставаться закрытыми на протяжении всей медитации.
Выполните 5 глубоких вдохов и выдохов. Воздух вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. На вдохе почувствуйте, как легкие наполняются воздухом и грудная клетка расширяется. При выдохе – все заботы и тревоги уходят прочь.
Далее дышите естественно и спокойно – не нужно специально контролировать дыхание.
Прислушайтесь к звукам вокруг вас
Позвольте им быть, они не будут вам мешать на протяжении медитации.
Направьте внимание на ощущения в теле. Ощутите свой вес.
Далее попробуйте испытать ощущения в отдельных частях тела по очереди
Определите, расслаблены ли они. Если нет, то постарайтесь их расслабить.
Итак, что вы испытываете в: макушке головы, лице, затылке, ушах, шее, ключицах, плечах и предплечьях, локтях, запястьях и кистях рук. Продолжаем: грудь, живот, спина, поясница, ягодицы, бедра, колени, голени, лодыжки, стопы.
Теперь ощутите все тело сразу. С каждым вдохом и выдохом оно расслабляется еще больше.
Вернем внимание на дыхание. Легче всего его наблюдать, концентрируя внимание на кончике носа и ноздрях. Почувствуйте входящий и выходящий воздух. Становится ли он теплее при выдохе?
Теперь попробуем считать дыхание. Вдох – говорим про себя «один», выдох – «два». И так далее до 30. Не торопитесь, дышите спокойно. Если при этом вы отвлечетесь на посторонние мысли, мягко возвращайте себя к подсчету дыхания.
После этого просто продолжайте концентрироваться на дыхании без подсчетов, пусть ваш ум полностью расслабится. Не нужно его контролировать, но наблюдайте – за чувствами, мыслями и ощущениями. Осознавайте их, но оставайтесь безучастны, чтобы вы могли продолжать осознавать каждый вдох и выдох.
Когда зазвенит звонок таймера, почувствуйте вновь свое тело. Изменились ли ощущения? Снова постарайтесь прочувствовать каждую часть тела. Вы расслабились, стали более спокойными?
Медленно открывайте глаза. Не торопитесь вставать. Посидите 1-2 минуты.

Это отличная техника медитации для начинающих. Она не требует много времени, достаточно всего 10-15 минут в день. Однако при этом очень эффективна — убедитесь сами, оценив результат через неделю практики.

О методиках исправления самооценки

В сети есть отличный ролик «Stop It» о том, как человек приходит к психологу, а тот советует просто перестать ездить по одним и тем же рельсам и искать подтверждение своим страхам в глазах прохожих.

Пять способов найти слабые места в своей самооценке:

Нарисовать снежинку с линейкой на лучах и подписать лучи: какой я друг, какой я работник, как я выгляжу и так далее. Психологи рекомендуют рисовать семь, плюс-минус два луча. Когда вы соедините все точки на них, у вас получится кружочек, который покажет ваше самоощущение и сильные провалы.

Еще один прием: схематично нарисовать себя в расчерченном поле из квадратов, такой рисунок покажет пропорции вашего самоощущения. Когда рисует ребенок доподросткового возраста, он рисует себя в правильных пропорциях, подростки рисуют себя искаженными, как и взрослые люди, — очень непропорционально, а пенсионеры — снова более-менее адекватно.

  • Есть огромное количество литературы о том, как поднять самооценку, в том числе и очень забавной. Одна знакомая мне рассказывала: надо с утра встать, раздеться, подойти к зеркалу и сказать: «Я королева» то ли сто раз, то ли больше. Согласитесь, очень странный совет. Такие советы иногда, наверное, годны, чтобы с утра как следует развеселиться. Если я буду уговаривать себя, что я прекрасна, этого хватит ненадолго. А может быть, получится и обратный эффект: согласитесь, есть мало людей, которые с утра выглядят прекрасно.
  • Опираться на «звезду Женжера». Звезда имеет полюса, векторы развития человека: верхушка — интеллект, правый и левый луч — эмоции, а также нижние лучи — физический и духовный полюса. Например, духовный полюс — это про ценности семьи. Тут хорошо бы задуматься о ценностях, которые мы взяли от родителей, потому что они свои ценности взяли у своих родителей, а те — у своих, а времена-то меняются.

В гештальт-психологии есть такое понятие, как «срыв», то есть обесценивание. Нам с детства внушают: не возгордись, и эта штука живет в голове и мешает получить самое вкусное — удовлетворение от того, к чему долго шел. Нужно заметить момент удовлетворения, позволить себе быть довольным.

Диагностика самооценки

Определение уровня самооценки невозможно без понимания, что в разных сферах жизни и ситуациях самооценка отличается. И вот это различие — основа ее адекватности.

Если обратиться к примеру с термометром, то зимой на улице он будет показывать одну температуру, в помещении — другую. В разных климатах, в разные дни, в разных помещениях — температура будет отличаться. С оценкой себя также. Поэтому оценить себя можно только относительно контекста, а не в общем.

Вот вы новичок на работе, опыта пока что немного, адекватная самооценка вам об этом и скажет. Вы не будете вести себя на равных с начальником. Будете знать свое место.

А вот у вас высокий разряд по плаванию, в бассейне вы куда круче новичков, сжимающих пенопластовую дощечку.

Методик диагностики самооценки — великое множество. Основные критерии в каждой из них — отношение уровня притязаний к результатам и сравнение своей личности с другими людьми.

Поэтому, чтобы понять, какая у тебя самооценка, насколько она адекватна — достаточно выбрать сферу или контекст и ответить на два вопроса:

  • Согласен ли я с тем, как меня оценивают знакомые люди?
  • Много ли у меня в запасе нереализованного потенциала?

Вот к примеру наш новичок на работе. Его все так и оценивают новичком. Если он пришел после универа на начальную должность, никто из коллег не видит в нем крутого профессионала. Если новичок согласен с такой оценкой, видит себя также и в то же время понимает, что текущее положение — далеко не предел, у него в запасе еще много нереализованного потенциала. Тогда с его самооценкой все в порядке. Можно делать успешный прогноз его продвижению по службе.

Потому что он знает свою точку А, не спорит с ней, а значит у него под ногами твердая почва, от которой он может оттолкнуться. Если он отчетливо видит текущую скромную позицию — значит, перед ним все возможности. У него в запасе много нереализованного потенциала. И оба этих осознания дают ему мотивацию работать и развиваться дальше.

Можно зайти с противоположной стороны. Выберите сферу жизни, где у вас все получается, где вы довольны собой и своими результатами. И ответьте на те же два вопроса.

Скорей всего, ответы будут положительными. Более того, вы легко согласитесь с положительной оценкой других, и у вас будет в запасе достаточно сил и смелости, чтобы и дальше развиваться в этой сфере.

Если вы на оба вопроса отвечаете отрицательно — в выбранной области слишком много стресса для вас. Такие ответы указывают на внутриличностный конфликт. Прогноз удачного развития ситуации — отрицательный.

Если на оба вопроса положительный ответ — стресс приятный и выносимый, вы хорошо чувствуете себя в выбранной сфере. Вам нравится в ней развиваться. Ваша самооценка адекватна.

Если на один вопрос — положительный ответ, а на другой — отрицательный, нужно привести самооценку в адекватное положение. Где-то вы себя обманываете, находитесь в иллюзиях.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *