Особенности ретрофлексии
Как и любой защитный механизм психики, она выработалась с целью сохранить целостность личности, защитить от негативных эмоций. Благодаря ретрофлексии человек может сдерживать свои сиюминутные порывы, без чего невозможно жить в социуме.
У вечного недовольства собой и результатом своей работы есть и положительная сторона – при ретрофлексии личность всегда стремится стать лучше, занимается саморазвитием, получает новые знания, прокачивает навыки.
Но есть и негативные последствия – неспособность полноценно реализовывать свои желания. Такой человек становится очень удобным для общества, потому что во всём винит себя, привык терпеть, молчать.
В проявлении ретрофлексии есть несколько особенностей:
- гипертрофированные реакции – когда внутри накопилось слишком много эмоций и человек больше не может сдерживаться, он неадекватно реагирует даже на безобидные высказывания и поступки окружающих;
- внутренний конфликт – в личности существует две части: жертва и преследователь. Второй постоянно ругает, критикует и унижает первую, а та несет бремя вины и ощущение собственной никчемности;
- замороженность – из-за прерывания контакта и напряжения, которое появляется от чувства незавершенности действия или порыва;
- отсутствие контакта с желаниями – при ретрофлексии человек не знает, чего он хочет, кем ему быть, что делать просто потому, что он не может распознать свои потребности;
- избегание психологических страданий – при этом личность отдает предпочтения страданиям физическим;
- уклонение от эмоционального контакта – у человека жесткие внешние границы, он не позволяет себе быть самим собой, озвучивать свои мысли, эмоции;
- тревожность – она возникает как следствие накопившегося напряжения и внутренних противоречий.
При ретрофлексии не происходит обмен энергией с окружающей средой, что влияет на здоровье, настроение и психологические ресурсы. Механизм этого достаточно прост. Оказавшись в определенных обстоятельствах, человек понял чего хочет, но из-за страхов или установок вытеснил реальное желание, а энергию направил на себя.
Чему учится клиент в сессии с психологом
Что же делать в случае, если, читая эту статью, Вы осознали, что у Вас ретрофлексия присутствует? Разумеется, самим себе удалять зубы можно,
даже если Вы знаете какой именно и как, но лучше обратиться к специалисту. В психологии также.
В первую очередь, обратите внимание на физические признаки ретрофлексии – напряженную позу, задержки дыхания, сжаты кулаки,
обнимание себя руками, ломание пальцев, постукивание ногой о пол, сжатые челюсти – обратите внимание на то, что с Вами происходит. Далее, после того, как Вы научились распознавать свои напряжения и импульсы, поощряется проявление чувств и выражение их адресату
Тут важно понимать кто или что является адресатом. От кого или от чего Вы этого хотите?. Далее, после того, как Вы научились распознавать свои напряжения и импульсы, поощряется проявление чувств и выражение их адресату
Тут важно понимать кто или что является адресатом. От кого или от чего Вы этого хотите?
Далее, после того, как Вы научились распознавать свои напряжения и импульсы, поощряется проявление чувств и выражение их адресату
Тут важно понимать кто или что является адресатом. От кого или от чего Вы этого хотите?
Главное, чему учится клиент в сессии с психологом — это, работая с ретрофлексией, можно своевременно сдерживать себя в соответствии
с ситуацией, но не навсегда отказаться от того, что требует временного ограничения
Например, совершено нормальным будет сдержать
себя в желании покричать на медленно работающую коллегу по цеху, в попытках придать ей турбо режим, важно осознавать, что Вами
движет в тех, или иных действиях или, наоборот, бездействиях. Если подвести итог, то можно обозначить этапы работы с ретрофлексией
Этапы работы с ретрофлексией
- Осознавание ощущений (например, скованности).
- Осознавание чувств (например, страх).
- Проекция чувства во вне (например, страх услышать: «Закрой рот!»).
- Установление адресата (от кого, например, от мамы).
- Отреагирование (Хочу сказать ей: «Оставь меня в покое!»).
- Позитивный смысл действия, новые возможности, которые появляются в результате новых алгоритмов реакций и поведения.
Представители гештальтпсихологии
Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.
Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.
Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.
Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».
Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.
Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.
Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.
Формирование механизма ретрофлексии
Изначально, по задумкам природы, механизм ретрофлексии формируется для пользы человека. Впервые он проявляется в возрасте 2-3 лет, когда ребёнок приучается к горшку. Ретрофлексия помогает удержать физиологические импульсы и потребности, преодолеть марафон до заветного горшочка.
Затем, в возрасте 3 – 4 лет ребёнок идёт в сад. Там он учится сдерживать плач, истерику, сдерживать свои желания делать всё, что хочется. Постепенно он приучается к режиму, к послушанию, к управлению своими эмоциями. Так происходит невероятно трудный процесс социализации. И здесь родителям нужно держать руку на пульсе.
С одной стороны, чем лучше работает ретрофлексия, тем лучше будет социализирован малыш. А с другой стороны, перегибы в воспитании гипертрофируют развитие ретрофлексии, и она становится ограничивающим, прерывающим контакт механизмом.
Сначала ребёнок учится прерывать контакт с собой: он подавляет чувство, потребность кричать, плакать или требовать. То есть он обрывает внутреннюю связь с самим собой. Если этот механизм приходится включать всё чаще, он становится невротической проблемой.
Giphy
Пример минимальной работы ретрофлексии – психопаты, социопаты. Они не сдерживают себя нигде и никогда. И, как следствие, они плохо социализированы, не могут вписаться в общество и занять там достойное место. Они могут нарушать закон по той же причине – невозможность удерживать собственные импульсы.
Для них важнее сиюминутное «хочу» или «бесишь». Они способны на кражи, проявление вербальной и физической агрессии и так далее.
Лечение ретрофлексии матки
Если аномальное положение не имеет выраженных симптомов, то не нужно приступать к активной терапии, поскольку загиб шейки матки может быть просто анатомической особенностью организма.
Зачастую терапия ретрофлексии направлена на преодоление факторов, провоцирующих патологию. Когда смещение матки происходит из-за образования спаек в полости малого таза, проводится комплексное лечение с различными процедурами, витаминами и лекарственными препаратами, которые имеют свойства рассасывать и останавливать спаечные процессы. Особенно эффективными при устранении загиба шейки матки будут спортивные упражнения и специальный гинекологический массаж.
Защитные механизмы
Основной гештальт подход в психологии — это понимание и уважение защитных механизмов человека, необходимых для комфортного взаимодействия с окружающим миром. Они требуются индивидууму для прерывания психотравмирующего контакта и сохранения своей целостности.
Еще в раннем возрасте человек бессознательно создает защитные механизмы, рассматриваемые в гештальт психологии. Они позволяют выйти из травмирующей ситуации, прервать контакт с окружающей средой. С другой стороны, их появление ведет к тому, что ситуация не имеет своего завершения, поскольку дискомфорт слабо осознается и психотравмирующие события повторяются вновь.
Что такое в гельштат психологии защитные механизмы? Это невротические процессы и особенности поведения, неосознанно используемые человеком для прерывания болезненного контакта. Переживания и болезненные чувства являются сигналом о насущной потребности. Однако особенности человеческой психики таковы, что он часто неосознанно прибегает к самоманипуляции и саморегуляции.
Самоманипуляция — что это в гештальт психологии? Метод прекратить выявление чувств и удовлетворение определенной нужды. Часто человек не способен ориентироваться в своих переживаниях и делает вывод, что его потребность должна удовлетворяться окружающими, или же, напротив, направляет негативные чувства на себя, а не во внешнюю среду. Так выглядит защитный механизм: происходит избегание, прерывание контакта со средой.
Основные защитные механизмы в гештальт психологии это:
- интроекция представляет собой состояние, при котором человек без внутренней оценки впускает внутрь себя какие-либо установки или моральные принципы других людей, слепо принимая их на веру;
- конфлюенция (слияние с кем-либо) проявляется в том, что человеку сложно разграничить себя с другими или выделить свое основное переживание. В этом случае в речи субъекта будет постоянно прорываться местоимение «мы»;
- эготизм представляет собой преувеличение эго, когда субъект закрывается в себе и не может позволить полностью раствориться в происходящем (человек в футляре);
- проекция — это когда человек приписывает другим объектам что-то, свойственное его внутреннему миру;
- ретрофлексия — это когда человек адресует себе то, что предназначалось окружающей среде (проекция наоборот).
Гештальт терапия проводится длительно и осторожно, под руководством опытного специалиста. Человек с психологическими проблемами еще в детстве привыкает существовать в определенных эмоциональных рамках (тоннеле защитных механизмов) и форсированный вывод за пределы этого ограничения может осложниться психосоматическими заболеваниями или даже декомпенсаций. Лучше будет, если насыщенные переживания и «страсти» войдут в жизнь клиента постепенно
Лучше будет, если насыщенные переживания и «страсти» войдут в жизнь клиента постепенно.
Гештальт психолог поможет человеку обрести осознанность, для этого в арсенале терапии имеются специальные техники и приемы, позволяющие постепенно адаптироваться и выйти из сложного состояния и добиться полноценного контакта с окружающей средой.
Критерии и симптоматика УО
Под умственной отсталостью подразумевается устойчивое, трудно поддающееся обратимости замедление развития психической, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется наличием врожденных или приобретенных в процессе жизни патологий.
Существенные ограничения в навыках, которые сопровождают малоумие, влекут за собой проблемы в области адаптивного поведения человека. Это подразумевает собой низкую приспособленность личности к окружающей среде, трудности во взаимодействии с социумом.
Вопрос о наличии интеллектуальной инвалидности необходимо рассматривать в сочетании с индивидуальными особенностями человека. Диагностируя данное психическое отклонение, следует также учитывать условия окружающей среды, в которой находится больной. Именно она определяет не только адаптацию индивида в обществе, но и психологическую поддержку, в которой такие люди нуждаются на протяжении всей жизни.
Умственную отсталость у взрослого человека определяют следующие критерии:
дефицит интеллектуального развития. Он проявляется через трудности в ходе решения повседневных проблем, невозможность абстрактно мыслить, рассуждать, обучаться на основе полученного опыта;
низкий уровень адаптивного поведения. Заключается в невозможности приспособиться к общепризнанным в обществе культурным и социальным стереотипам. Люди с психической патологией мало или совсем не адаптированы к самостоятельной жизни, испытывают сложности в процессе общения, ведении общественной жизни. Поэтому они требуют регулярной помощи и поддержки окружающих;
затруднения в сфере интеллектуального воспитания и адаптивных возможностей у олигофренов развиваются в течение всего периода заболевания
Поэтому очень важно своевременно диагностировать заболевание, первые симптомыкоторого можно увидеть в раннем детстве. Дальнейшее биологическое, психологическое и социальное развитие ребенка необходимо построить таким образом, чтобы минимизировать усугубление патологии в более зрелом возрасте.
Кроме главных признаков, свидетельствующих о наличии умственной отсталости, специалисты отмечают вспомогательные, которые могут заметить окружающие больного люди:
- неспособность решать математические и логические задачи, особенно если при этом необходимо дополнительно использовать чтение, речь и т. п. Концентрация внимания и памяти имеет невысокие показатели, что приводит к низкой степени обучаемости;
- человек часто не понимает своих мыслей, не может внятно их выразить для окружающих. Возникают проблемы с общением – в связи с отсутствием необходимого опыта межличностных отношений ему тяжело сблизиться с окружающими, подружиться. Если это все же случается, что больной склонен к чрезмерной внушаемости и подчиненности посторонним людям;
- низкий уровень самостоятельности – индивид может плохо ухаживать за собой, не способен организовать свой досуг, часто безответственно относится к работе, не умеет грамотно распоряжаться личными финансами;
- плохой контроль поведения. Вспышки агрессивности, раздражительности, злости могут возникнуть вследствие разных факторов – дискомфорта, который вызван коммуникативными трудностями или невозможностью выражения личных потребностей и желаний, социальной изолированности, общественной дискриминации и т.п.;
- тяжелые случаи умственной отсталости у взрослых сопровождаются заторможенной моторикой, невнятной речью, низким уровнем словарного запаса;
- ритм развития олигофренов замедленный, поэтому умственную отсталость легче всего определить в школьном возрасте ребенка;
- в случае генетического синдрома интеллектуальной инвалидности больные имеют специфический внешний вид;
- люди с данной патологией больше, чем остальные подвержены психическим, неврологическим и физическим расстройствам (проблемы со сном, ожирение, диабет и т. д.).
Виды ретрофлексии
С точки зрения гештальт-терапии, этот защитный механизм может проявляться по-разному. Выделяется два вида: нарциссическая и ретрофлексия катарсиса.
Нарциссическая ретрофлексия
Ее еще называют «зеркальная». Суть в том, что человек сам дает себе то, что хочет получить от других людей. То, в чем он нуждается. Например, он хочет, чтобы его обняли, защитили, но он не просит об этом кого-то, а начинает обнимать сам себя.
В этом случае либо среда не может дать ему это, либо человек по каким-то причинам боится об этом попросить.
Люди с нарциссической ретрофлексией часто с гордостью заявляют о своей самодостаточности и независимости. Говорят, что не нуждаются в поддержке или помощи. Проблема в том, что они боятся реализовать свою потребность в близости, контакте, доверии.
Ретрофлексия катарсиса
Человек делает с собой то, что хотел бы сделать с другими людьми. Часто это связано с агрессией, стыдом, виной, обидой, злостью. Он обвиняет себя, с помощью различного рода зависимостей разрушает свою жизнь, здоровье. В запущенном варианте появляются психосоматические заболевания или суицидальное поведение.
Причины смещения матки
Смещение матки может быть врожденным и приобретенным. Все патологии связаны со слабостью, разрывами или дефектами мышц и связок, удерживающих орган, с вялостью и патологиями, увеличивающими вес самой матки.
Причины смещения матки влево, вправо, назад:
- врожденные аномалии и недоразвитие (инфантилизм) половых органов;
- многоводие, многоплодие, многочисленные роды, крупные опухоли, растягивающие мышцы и связки;
- неаккуратные операции на внутренних половых органах, аборты, осложненные роды, приводящие к истончению стенок матки, травмам мышц и связок;
- слабость мышц тазового дна, вызванная тяжелым физическим трудом, спортивными нагрузками, ожирением, резким похудением;
- опухоли и воспаления соседствующих органов, сдавливающие матку, тяжелые запоры;
- старение организма — в этом случае ткани теряют тонус из-за плохого кровоснабжения, гормональных изменений.
Ретрофлексия матки и беременность
При наличии данного диагноза женщины сталкиваются с проблемой зачать ребенка, поскольку сперматозоидам не удается попасть в полость и оплодотворить яйцеклетку. Но этот факт говорит о том, что бесплодие является временным явлением, необходимо просто уменьшить наклон матки.
Женщинам с аномальным положением матки для удачного зачатия во время полового акта нужно попробовать коленно-локтевую позу, а после окончания процесса сделать «березку», давая возможность сперматозоидам попасть в маточную полость. Коленно-локтевая поза улучшает проникновение спермы в маточную полость и смещает расположение матки к центру.
Когда возникновение ретрофлексии матки провоцируют хронические заболевания, стоит обследовать организм на наличие опухолевых и воспалительных процессов. Если они были обнаружены, то необходимо срочно заняться лечением.
При фиксированном загибе шейки матки женщина может испытывать сильные боли, поэтому доктор может применить хирургическую терапию. Это крайний метод, который назначают после использования всех остальных видов лечения, в случае если они не принесли результата.
Во время реабилитационного периода доктор может предпринять меры для поддержки матки в необходимом положении — пессарий.
Обычно для лечения ретрофлексии матки используют следующие методы терапии:
- медикаментозный (антибиотики, противовоспалительные, гормональные препараты);
- физиопрофилактика и физиотерапия;
- хирургическое вмешательство;
- гимнастические упражнения, направленные на укрепление мышц малого таза.
Виды и причины ретрофлексии матки
Специалистами принято выделять всего два вида развития и протекания заболевания:
- Фиксированная ретрофлексия: свидетельствует о неподвижном положении матки, а исправление её положения сопровождается острой болью и неприятными ощущениями. Причинами развития данного типа патологии являются спаечные образования в области малого таза, которые сопровождаются воспалительными процессами, образованием опухолей органов таза, развитием эндометриоза.
- Подвижная ретрофлексия матки: чаще всего развивается у худощавых женщин, особенно после перенесенных заболеваний и длительного восстановительного процесса, предусматривающего постельный режим и малоподвижный образ жизни. Этот тип заболевания возникает из-за растяжения мышечных тканей и спаечных элементов малого таза, которые поддерживают тонус матки.
Ретрофлексия матки может быть даже особенностью астенических девушек и не препятствовать наступлению беременности.
Ряд факторов, повышающих риск образования загиба шейки матки, будет причиной возникновения данной патологии:
- Воспаления внутренних половых органов, провоцирующие спаечные процессы в полости малого таза;
- Заболевания эндометрия половых органов;
- Резкое нездоровое похудение, истощение организма;
- Беспорядочные половые связи, ведущие к инфекционным заболеваниям и абортам;
- Заболевания, возникающие у женщин во время родов;
- Гипоплазия матки;
- Опухолевые новообразования органов малого таза.
Загиб шейки матки встречается и у девочек подросткового возраста, так как в связи с не сформированной половой системой, ткани матки остаются очень податливыми. Иногда причиной ретрофлексии детородного органа становятся даже хронические заболевания кишечника.
Когда возникает гештальт?
Утренняя чашка кофе, разговор со случайным попутчиком, отношения с родителями, влюбленность, ссора в магазине, прополка кабачков – все это гештальты. Вся наша жизнь состоит из них, больших и маленьких.
Формируется гештальт, когда у человека возникает потребность, которая в данный момент сильнее всего требует удовлетворения, и происходит контакт в внешним миром.
У гештальта есть начало и конец: возникает он помимо нашей воли в момент появления потребности или желания и заканчивается при достижении удовлетворения. Увы, потребности безграничны, а ресурсы ограничены и далеко не все желания исполняются.
В идеале цикл гештальта выглядит так:
- Возникновение потребности (хочется пить).
- Поиск возможности ее удовлетворить, оценка осуществимости этой возможности (ищем воду).
- Удовлетворение (пьем).
- Выход из контакта (жажда утолена — ставим пустой стакан на стол).
В результате такого цикла гештальт завершается (разрушается). Процесс возникновения и завершения гештальта может занять секунду, минуту, часы, годы или всю жизнь. Но внешние или внутренние события могут помешать этому процессу. Цикл остановится на какой-то фазе, произойдет разрыв границы контакта и возникнет незавершенная ситуация.
Завершенный гештальт отправляется на утилизацию, склад или полочку сознания, а незавершенный остается с нами. Пока нет удовлетворения или внутреннего принятия невозможности получить желаемое, гештальт, вместе с множеством себе подобных, давит на сознание, паразитируя на других событиях.
Незавершенный гештальт может стать многотонным сизифовым камнем ощущения вины перед умершим родственником или картонной папочкой несдержанного по мелочи обещания. Суть остается одинаковой – прошлое мешает реализовываться настоящему.
Наши страхи, зависимости, конфликты, кризисы и стрессы можно представить в виде ящика, заполненного незаконченными гештальтами. Если ящик не забит доверху чем-то тяжелым, то с ним легко передвигаться. Но чем тяжелее груз, тем нужнее помощь психолога.
Дело в том, что незавершенные гештальты могут вызвать сбои в работе механизмов, защищающих нашу психику от перегрузки.
Что может сломаться?
-
Проекция – это тенденция перекладывать на окружающую среду ответственность за то, что берет свое начало в человеке. К ней прибегают, сталкиваясь с неприятием ряда своих потребностей и чувств, которые проще приписать внешнему миру. Нормальная проекция помогает устанавливать контакты и понимать других людей, патологическая постоянно проявляется не к месту и в ряде случаев подменяет собой реальность.
-
Ретрофлексия – стремление делать себе то, что хотелось бы получить от других или сделать с другими. При патологических проявлениях ретрофлексии возникают психосоматические болезни, стремление причинить себе боль, высшей формой ретрофлексии является самоубийство.
-
Интроекция – включение во внутренний мир человека оценок, мотивов и установок других людей без критического к ним отношения. Для ребенка интроекция является важнейшим инструментом идентификации себя как члена общества и дальнейшего познания мира. Патологическая же интроекция возникает, когда идеи, привычки или принципы воспринимаются целиком, без проверки на несовместимость с уже существующим опытом.
-
Конфлуэнция (слияние) – состояние отсутствия границы контакта, когда человек теряет осознание себя. В норме временное слияние существует у матери и младенца, у влюбленных. Здоровая психика при этом через время возвращается на круги своя и самоидентифицируется. При патологической конфлуэнции невозможны нормальные контакты с другими людьми, так как присутствует постоянное желание контролировать их поведение сверх необходимости.
Причины развития невротизма
Причины невротизма многообразны и биопсихосоциальны.
Согласно теории С. Джонсона, характер формируется в детстве в ситуациях, когда потребности ребенка не удовлетворяются в достаточной степени. Тогда он вынужден найти решение, позволяющее справиться с разочарованием. Со временем вопрос решается жестко. Глубина травмы и степень, в которой потребности ребенка были удовлетворены, во многом определяют, насколько разрушительное влияние полученный опыт окажет в будущем. Эти факторы также определяют, разовьется ли расстройство личности, невротизм или просто черта характера.
Невротизм связан с физиологическими различиями в строении и функционировании нервной системы – повышенной реактивностью лимбической и симпатической систем. Некоторые ученые сравнивают невротизм с психическим шумом – невротики мыслят менее упорядоченно, мысли буквально кипят, тогда как у людей с другим типом личности мышление менее бурное и более равномерное.
Эмоциональный дисбаланс, низкая самооценка и подверженность стрессам – причины характеризующие невротическую личность. Это состояние негативно влияет на психическое и физическое здоровье.
Люди с невротической личностью часто ощущают эмоциональное напряжение, им свойственны расстройства настроения. Невротики быстро переходят от эйфории к раздражительности или панике, часто испытывают гнев, чувствуют себя непонятыми, в окружающих видят враждебность
Невротики преувеличивают важность жизненных ситуаций и неоднократно их анализируют
На развитие невротической личности влияет окружающая среда. Причины, связанные с общей (семейной) средой: навязчивое воспоминание, переживание злоупотреблений, отсутствие религиозного воспитания и низкая вовлеченность родителей в жизнь ребенка.
Несемейный экологический фактор – участие члена семьи в дорожно-транспортном происшествии.
Выводы
Алекситимической личности сложнее достигать высокого уровня качества жизни из-за низкой приспособляемости, склонности к социальной изоляции, наличия рисков развития патологий соматического и психического характера.
Так как алекситимия — относительно постоянная черта, больным рекомендуется участвовать в психотерапии, углубляющей осознание переживаемых эмоциональных состояний и изменяющей модель межличностного поведения.
К сожалению, больные с алекситимией не чувствуют необходимости в лечении. Поэтому обратиться к психотерапевту за помощью должны члены семьи.
Результаты исследований таких пациентов показывают, что при грамотной терапии скорость прогрессирования патологии снижается.
Таким пациентам показаны когнитивно-поведенческие методы и групповые занятия. Психотерапия должна быть направлена на реальные, текущие события, являющиеся стимулом для эмоциональных переживаний. Со временем удается научить больных выражать эмоциональные состояния, отличая их от соматических ощущений.
Как показывает практика, опытные врачи, контактирующие с пациентом, жалующимся на несуществующие симптомы заболевания, предполагают наличие алекситимии, признавая ее влияние на соматику, и направляют пациента к психотерапевту.
Источники
- Тейлор Г.Д.: Последние разработки в теории и исследованиях алекситимии. 2000;
- Donges US, Suslov T: Алекситимия и автоматическая обработка эмоциональных раздражителей: систематический обзор. 2017;
- Йекта М., Бешарат М.А., Рокнольдини Е. Объяснение алекситимии с точки зрения личностных измерений в выборке общих популяций. Социальные и поведенческие науки 2011;
- Uziałlo J: Оценка выбранных параметров алекситимической личности. 1999;
- Яковская Е.: Алекситимия как объяснение расстройств в социальных отношениях у детей и взрослых.2011;;
- Валкамо М., Хинтикка К., Хонкалампи К и др.: Алекситимия у больных ишемической болезнью сердца. 2001;
- Лоас Г., Баэлде О., Веррье А.: Взаимосвязь алекситимии и зависимым расстройством личности: размерный анализ. 2015;
- Билотта Э., Джакомантонио М., Леоне Л. и др.: Алекситимичность: необходимость или удобство, негативная эмоциональность, избегающие копинг-взаимодействия и алекситимия. 2016;
- Ирвин Х.Д., Мелбин-Хелберг Е.Б.: Алекситимия и диссоциативные тенденции. 1997;
- Luminet O, Bagby M, Taylor GJ: Оценка абсолютной и относительной стабильности алекситимии у пациентов с сильной депрессией. 2001.