Сопротивления

Диагностика патологии

Термин «алекситимия» используется для обозначения высокой выраженности черты личности, подтвержденной результатом обследования по 20- или 26-элементным шкалам TAS — стандартизированным инструментам для измерения алекситимии. Чаще используется шкала ТАС-20, содержащая 3 подшкалы, относящиеся к сущностным свойствам измерения алекситимии: 

  • трудности в выявлении чувств;
  • трудности в словесном описании чувств;
  • внешне ориентированный стиль мышления.

Алекситимия встречается примерно у 10% населения, с более высокой частотой у мужчин, чем у женщин. Однако в клинических группах пациентов с психическими расстройствами, особенно с зависимыми от психоактивных препаратов, показатель превышает 50%.

Симптомы алекситимии

Особый признак патологии — дефицит в использовании метафор и эмоций. Больные с алекситимией проявляют слабую чувствительность к эмоциональному значению слов, менее склонны использовать эмоциональный словарь и значительно меньше адаптируют просодию (фонетика) и звучание голоса к содержанию словесных высказываний.

Когнитивные дефициты:

  • проблемы с оценкой собственных и чужих чувств;
  • трудности с оценкой пережитых эмоций от физиостимуляции организма;
  • неспособность описать пережитое эмоциональное состояние.

Понятие «алекситимия» ввел в психиатрическую литературу в 1973 американский психиатр Сифнеосом. Ученый построил название из трех греческих слов: a – none, lexis – слово и thymos – эмоция. В своем определении он перечислил недостатки, характерные для этого типа личности:

  • неспособность идентифицировать чувства и использовать язык для описания чувств;
  • неспособность различать эмоции с телесными ощущениями;
  • бедность во снах и фантазиях;
  • тенденция бесконечно описывать детали о данном эмоциональном эпизоде — оперативный стиль мышления.

Особенностью алекситимии — отсутствие или слабое развитие склонности к самоанализу, погружению в глубину собственной психической жизни

Сосредотачивая внимание на конкретном, больной редко склонен подвергать сомнению статус-кво: «он демотивирован, чтобы внести изменения в существующую реальность»

Уч. Судзуки связывает этот стиль мышления с «механическим мышлением», описанным в 1963 году уч. Марти и де М’Узаном, чертами которого являются: отсутствие психической фантазии и доминирование содержания в деталях событий, касающихся внешнего мира.

Хотя самое короткое определение алекситимии — «нет слов для чувств», корреляция между вербальными функциями и алекситимией непонятна, так как люди с алекситимией имеют нормальный словарный запас для эмоций. Невозможность описать собственные чувства скорее результат диссоциации между сферой эмоций и вербальными процессами.

Другие физиологические причины

Среди патологических процессов в организме при шизофрении различают:

  • иммунные реакции;
  • эндокринный дисбаланс.

Иммунологическое воздействие, провоцирующее развитие шизофрении, имеет два направления.

Первое из них заключается в том, что иммунная реакция искажается в ответ на действие вируса. Второе кроется в аутоиммунном процессе, когда собственные иммунные клетки разрушают мозговую ткань.

В эндокринном дисбалансе особую роль отводят таким гормонам, как инсулин, пролактин, гормон роста.

Физиологические теории шизофрении стали толчком к развитию таких методов лечения как инсулинотерапия, в процессе которой пациенту вкалывали высокие дозы инсулина и вводили его в гипогликемическую кому.

Психотропные препараты позволили добиться установления баланса нейромедиаторов в ЦНС, что стало большим шагом в купировании расстройства.

Генетика и наследственность

Генетическая теория, объясняющая, почему возникает шизофрения, играет не последнюю роль в общей картине предоставляемых возможных причин. Однако до сих пор окончательно не выяснено, какой же ген виновен в появлении расстройства. Раньше к таковым относили 72 гена, но это так и не нашло научного подтверждения.

Считается, что особую роль в развитии заболевания играют гены, отвечающие за обмен нейромедиаторов. Если в них формируется дефект, то медиаторы либо выделяются в недостаточном количестве, либо их структура изменена, и рецепторы не распознают их. В результате нарушается передача нервных импульсов, и, как результат, появляются сбои в деятельности ЦНС.

В зависимости от того, насколько поражен тот или иной ген, человек может:

  • быть носителем патологического гена, проявляющегося в последующих поколениях;
  • иметь шизотипическое расстройство;
  • страдать шизофренией.

Несмотря на то, что в генетической теории шизофрении существует множество пробелов, но факт остается фактом. Прослеживается печальная зависимость наследования заболевания, если кто-то из родственников имеет расстройство:

  • болен один родитель – риск заболеть детям составляет 15%;
  • оба родителя – 45%;
  • бабушка или дедушка – 10%;
  • прабабушка или прадедушка – 5%;
  • родные брат или сестра – 5–10%;
  • двоюродные брат, сестра, тетя, дядя – 2%;
  • племянник – 2%.

Если в семье носителем заболевания является мать, то риск получить его в наследство у ребенка возрастает, нежели если болен отец. 

Маркеры проявлений дефлексии

Люди, у которых активен этот защитный механизм, как правило веселые, много говорят, забалтывают, быстро переключаются на разные темы. Не всегда замечают собеседника или человека рядом. Это выглядит так, что человек говорит бесконечно, а второй присутствует рядом.

Чтобы не соприкоснуться со сложными чувствами, человек может много и быстро говорить. В психологической сессии это выглядит, как бесконечные рассуждения и цепь логических цепочек, которые никогда не заканчиваются. У клиента в данном случае есть какое-то желание, он хочет понять, что нужно сделать, чтобы это получить. Те действия, которые он совершает в привычном режиме, не приносят удовлетворения. Из этой точки человек пытается найти решение, испытывая ускорение и напряжение от того, что желаемого не происходит. Это тупиковый путь. Задача психики в данном случае – максимально избежать сильных переживаний

Это эффективный способ не заметить чувства, отвлечь внимание от себя

Абстрактные размышления бесконечны. На них расходуется внутренняя энергия, которая должна была быть направлена на удовлетворение актуальной потребности. В итоге человек остается голодным и обесточенным.

Много разговоров ни о чем позволяют не сталкиваться с болезненными переживаниями. Часто избегают прямого взгляда на партнера. Человек делает все, чтобы избежать плотного контакта с другим человеком. Будет держать партнера на расстоянии, как бы через стекло. При этом такие люди искренне не понимают, что происходит, так как они очень подробно и, по их мнению, доходчиво сообщают другим о своих желаниях.

Дефлексия потребностей

Дефлексия помогает справиться с фрустрацией. Помнишь добрый советский фильм «одиноким предоставляется общежитие»? Там главная героиня, Вера, занимается сватовством. Но при этом сама не замужем и даже не была. В конце фильма она признаётся, что долго ждала и искала, но устала от боли, разочаровалась, и так ей стало легче.


Фото автора Polina Kovaleva: Pexels

Дефлексия помогла ей остановить боль от одиночества. Она просто развернула свою потребность во вне – она стала помогать найти любовь другим девушкам. Когда невозможно удовлетворить свою потребность, человек начинает делать другим то, чего хочет для себя. Иногда осознанно, иногда – нет.

Осознанная дефлексия в таком примере помогает жить, облегчает боль. А неосознанная отбирает у тебя шанс достичь желаемое.

Именно поэтому так важно работать с бессознательными процессами. Поймав дефлексию за хвост, ты можешь значительно улучшить свою жизнь и отношения

Ты можешь обнаружить истинные потребности, а от каких-то отказаться спокойно, прожив эту невозможность. Где-то можешь по делу проявит агрессию, для своей пользы. А где-то успешно перенаправить напряжение или внутреннюю энергию в творчество.

Возможности дефлексии велики, главное использовать её с умом.

Дефлексия

Это особый механизм ухода от контакта, когда человек всячески избегает тем, которые вызывают тревогу. Энергия направлена как бы в сторону, он игнорирует другого человека и собственные переживания.

Мужчина потерял работу. Но когда жена затрагивает эту тему, он начинает говорить о сложной ситуации в стране, о делах, которые накопились, о том, что нужно навестить родителей.

Или молодая мама хочет больше общаться со своим ребенком, но вместо выстраивания эмоционального контакта и доверия она всё свободное время проводит за чтением книг «Как стать хорошей мамой», общением на форуме, поиском лучших развивающих кружков. Ей всегда некогда. Но по сути – это просто способ избежать реального контакта, механизм прерывания.

Проекция

Это прерывание контакта с реальной средой, при которой клиент приписывает другим людям черты характера, чувства, проблемы, страхи. Они являются его собственными, или он просто хотел бы их иметь. Часто он видит в других то, что отрицает в себе.

Например, мужчина часто замечает, что люди вокруг злые и агрессивные, хотя сам он считает себя мягким, добрым человеком. На самом деле окружающие люди совершенно разные. Но в случае проекции это он полон подавляемой агрессии, которую не хочет признавать, потому что такое чувство противоречит принципам морали.

Такой человек склонен к предрассудкам, постоянно осуждает других, перекладывает на них ответственность за свою жизнь.

Ему кажется, что он знает, что чувствует другие, но основная проблема в том, что эти суждения слишком поспешны, шаблонны и далеко не всегда соответствуют реальности.

Проекция в ее нормальной форме необходима, чтобы идентифицировать эмоции людей, которые находятся рядом. Так устроена эмпатия. Человек может предположить, что чувствует близкий, как бы примеряя на себя аналогичную ситуацию и отвечая на вопрос: «А что бы чувствовал я?»

Но вместо этого проекция становится механизмом прерывания контакта с другим. Если человек холодно, односложно отвечает на вопросы, не улыбается, его собеседник думает, что он ему не неинтересен

Ему не приходит в голову мысль, что человек просто устал, у него был тяжелый день или он ждет важного звонка. В результате происходит недопонимание и рождается обида

Зачем закрывать гештальт

Незакрытый гештальт — это своеобразный феномен незавершенного действия. Оно может касаться отношений с людьми в романтической, деловой или семейной сфере. Также это могут быть неполученные потребности или нереализованные желания.

Неудовлетворенность расставанием, неприятный осадок после ссоры с коллегой или начальником, разрушенные планы — все это снова и снова заставляет человека окунуться в неприятные ощущения тревоги, злости, стыда, разочарования и других разрушающих эмоций.

freepik

Каждый гештальт имеет свое начало и окончание. Когда человек доволен тем, как закончилась любая из его историй взаимодействия с окружающим миром и людьми, тогда гештальт закрывается.

Что не дает гештальту завершиться:

  • противоречия,
  • невозможность завершить начатое по чьей-то вине,
  • сомнения в правильности принятого решения,
  • обида, злость или другие эмоциональные всплески,
  • отсутствие опыта.

Unsplash

Функции дефлексии

Основная функция психологических защит – поддержание комфортного внутреннего состояния. Дефлексия не исключение. Она позволяет эффективно справиться с чрезвычайной ситуацией, в которой, если дать волю чувствам, можно погрузиться в глубокую депрессию или потерять жизнь.

Дефлексия помогает избегать конфликтов, сглаживать их, не реагировать на обвинения и унижение.

Она способствует адаптации в новой обстановке. Представляешь, что ты пришла в незнакомый коллектив, и тебе каким-то образом нужно пережить встречу или вечеринку. Ты вроде бы находишься рядом, улыбаешься, но в голове прокручиваешь совсем другие мысли, рисуешь планы.

Дефлексия помогает выстраивать разговор с высокопоставленными лицами, начальником, имеющими склонность к демагогии. Слушать их часто невозможно, а отношения сохранить нужно. Вот и слушаешь ты их, и думаешь в это время про что-то свое.

Но все эти функции-преимущества могут сыграть с тобой злую шутку:

Если ты используешь дефлексию в общении с друзьями или людьми, которые интересуются тобой, высок риск, что они почувствуют отсутствие интереса с твоей стороны. Могут обидеться на то, что ты не слушаешь их, не сопереживаешь. Решат, что твоя душа пуста и перестанут общаться с тобой.


Giphy

  • Поверхностность контактов. Не демонстрируя глубину, не воспринимая глубоко чувства, слова, эмоции других людей, ты, возможно, так и не сможешь найти себе хороших друзей. При тысяче знакомых в минуты боли и одиночества тебе не к кому будет обратиться.
  • Выбирая дефлексию, трудно решать конфликты. Ты просто уходишь, и все попытки другой стороны натыкаются на стену, фактическое нежелание с твоей стороны услышать и найти решение проблемы.
  • Потеря ощущения реальности. Ты улетаешь в мир своих желаний, мечтаний, теряя связку с тем, что происходит вокруг тебя. Становишься сторонним наблюдателем. Попробуй к концу дня вспомнить, о чем ты говорила с подругами или шефом, что происходило на собрании. Вероятно, вспомнить ничего не удастся.

Опасность дефлексии в том, что человек к ней привыкает. Со временем отключение от реальности становится его обычным способом поведения, из-за которого он не может установить глубокие отношения с окружающими, найти и сохранить семью, ощущать и чувствовать действительность.

Какие меры предпринимать в случае наличия у ребенка заболевания?

Исправлением дислексии у младших школьников занимается логопед. В соответствии с типом нарушения используются определенные методы терапии дислексии.

Однако, в конце стоит отметить, что несмотря на все негативные последствия, упомянутые последствия не мешают людям находить свое призвание в других сферах жизнедеятельности. Как правило, такие пациенты впоследствии становятся творческими личностями. Многим родителям кажется, что данный недуг может свести на «нет» дальнейшее развитие ребенка, но в качестве примера хотим привести вам знаменитых людей, которые страдают дисграфией и дислексией: Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Монро, Том Круз, Кира Найтли и другие.

Самое важное — это принять заболевание и предоставить ребенку качественную помощь для дальнейшего становления его специалистом в определенной области

Если дефлексия мешает

Как ты могла видеть, дефлексия имеет множество недостатков и часто мешает человеку жить полноценной жизнью. Она подменяет эмоции, не дает прочувствовать мир, установить контакт с другими людьми. Но ведь жизнь уникальна и прекрасна тем, что может быть наполнена отрицательным и положительным опытом. Сегодня она тебя расстраивает, а завтра приносит счастье и любовь. Однако понять, что есть счастье невозможно, если ты не пережила несчастье или расставание.

Вот несколько упражнений, которые помогут восстановить контроль над реальностью. Применение их зависит от причин, из-за которых ты чувствуешь дефлексию. Главная цель – принять конфликтность ситуации, ее невыгодность для себя или постараться повернуть ее в свою пользу.

  • Если тебе стало скучно разговаривать с человеком, попробуй найти общий интерес, не улетай из реальности. Останавливай свои мечты, желания, воспоминания. Если они действительно важны, для них сможешь найти другое время.
  • В конфликтных ситуациях говори на одном языке с другой стороной, не перескакивай на параллельные темы. Например, ты отчитываешь ребенка за то, что он не сделал домашнюю работу, в ответ он начинает рассказывать небылицы. Ты закатываешь глаза и начинаешь думать, как все это надоело, затем переносишься в свои учебные годы и вспоминаешь, какой хорошей ученицей была.


Фото автора Engin Akyurt: Pexels

При этом оставляешь ребенка разговаривать со стеной, а не с собой. Он это ощущает и теряет интерес и к учебе и к тебе, как матери и человеку, который имеет право его воспитывать. Но ведь цель твоя – достичь понимания, решить проблемы. Поэтому если слышишь ложь, уточняй, почему ребенок обманывает, пообещай, что не будешь его ругать, помоги ему разобраться в проблеме, оставайся с ним все время.

Когда ты обращаешься к дефлексии, поскольку боишься проявить злость, агрессию,  илиначать смеяться, то твоя задача научиться принимать эти эмоции и выражать их. Они не плохие, и ты не становишься плохой, проявляя их в определенных рамках. Но часто другому человеку нужно показать, что ты чувствуешь, особенно если он переходит границу.

На скучном совещании концентрируйся на том, что говорят ораторы, замечай неточности, интересные моменты, задавай вопросы. Возможно, оратору это поможет стать ближе к людям, осознать, что он может извлечь пользу из того, что все больше пассивных слушателей превращаются в активных участников.

Дефлексия – эффективный инструмент для сохранения целостности человека в сложных, конфликтных ситуациях. Однако часто он ведет к негативным последствиям, связанным с отрывом от реального мира и невозможности установить эффективные отношения с близкими.

Симптомы

Дислексия симптомы могут выражаться по-разному и напрямую связаны с возрастной категорией заболевшего человека. Для того, чтобы было легче понять, в чем суть симптоматики, она классифицирована на несколько подвидов.

Первые симптомы рассматриваемого заболевания:

  • Неаккуратное держание ручки или карандаша в руке.
  • Нарушение когнитивных способностей.
  • Изменение порядка букв при образовании словесных единиц.
  • Изменение порядка букв и слогов в процессе письма или чтения.
  • Нежелание читать тексты вслух или самостоятельно писать сочинения.
  • Возникновение проблем в освоении алфавита и таблицы умножения.
  • Появление трудностей в ориентации по тексту.
  • Невозможность выполнения простейших заданий.
  • Возникновение трудностей в процессе освоения чистописания и чтения.

Симптоматика дислексии у детей дошкольного возраста:

  • Развитие речи, начавшееся в поздний период времени.
  • Проблемы в изучении и правильном произнесении словесных единиц.
  • Трудности при запоминании слов и их воспроизводстве.
  • Проблемы при изучении принципов письма и чтения.
  • Неправильное размещение букв и слов.
  • Трудности выстраивания коммуникации с ровесниками.

Симптоматика дислексии у детей школьного возраста:

  • Проблемы с восприятием речи на слух и при чтении.
  • Использование других слов, похожих по смыслу и произнесению.
  • Инверсия букв и перемещение позиций букв, слогов и словесных единиц в процессе прочтения текстов.
  • Трудности в распознавании арифметических символов.
  • Неуклюжесть и чрезмерная активность.
  • Проблемы с запоминанием фактической информации.
  • Нарушение равновесия.
  • Запоздалое освоение новых умений и знаний.

Симптоматика дислексии у детей, обучающихся в средней школе:

  • Плохое качество чтения (в сравнении с ровесниками).
  • Нежелание читать вслух и писать.
  • Нарушенные когнитивные способности.
  • Нечитабельный почерк.
  • Ошибочное написание и произнесение слов.
  • Проблемы с распознаванием мимики и языка телодвижений.
  • Проблемы в выстраивании коммуникации с ровесниками.

Симптоматика дислексии у детей, обучающихся в старшей школе:

  • Низкое качество письма.
  • Медленное чтение и допущение внушительного числа ошибок.
  • Некорректное произнесение слов.
  • Проблемы с распознаванием, краткой передачей и рефератированием полученной информации.
  • Нарушенные когнитивные способности.
  • Замедленная скорость выполнения заданий.
  • Сложности в приспособлении к определенным изменениям.

Симптоматика дислексии у взрослых:

  • Проблемы в понимании речи и письма.
  • Неразличимое произнесение слов.
  • Признаки дисграфии.
  • Трудности в последовательном размещении слов или чисел.
  • Рассеянность и невнимательность.
  • Нарушенные когнитивные способности.
  • Проблемы с рациональным распределением собственного времени.

Для того, чтобы моментально распознать наличие дислексии у вашего ребенка, рекомендуем вам посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». Если вам удалось отметить у своего ребенка признаки развития недуга, тогда нужно моментально записаться на приём к врачу, который располагает необходимым оборудованием для проведения качественного осмотра.

симптомы дислексии

Контакт и механизмы его прерывания

Реализуя свои потребности, человек тем или иным способом взаимодействует с миром. В теории гештальт-терапии подразумевается, что контакт – это взаимодействие, при котором личность не теряет своей индивидуальности и целостности.

Цикл контакта включает в себя 4 фазы:

  • преконтакт – осознание определенной потребности, например, в общении;
  • контактирование с внешней средой – поиск способа удовлетворить потребность;
  • полный контакт – удовлетворение потребности, на этом этапе происходит встреча, непосредственное общение;
  • постконтакт – насыщение, осознание опыта и выход из контакта, человек выговорился, ощутил счастье.

Это классический цикл, можно сказать – идеальный вариант. Но существуют различные техники, с помощью которых человек прерывает контакт на разных стадиях цикла:

  • конфлюэнция;
  • интроекция;
  • проекция;
  • ретрофлексия;
  • дефлексия;
  • профлексия;
  • эготизм;
  • обесценивание.

Несмотря на «сложные» названия, в жизни вы постоянно применяете эти техники, хотя сами этого не замечаете. Они оказывают значительное воздействие на ваше общение с другими людьми.

С точки зрения гештальт-терапии, нельзя сказать, что прерывание контакта – это нечто плохое или нечто хорошее

Это просто защитный механизм, который является важной частью взаимодействия с людьми, вещами, событиями

Он начинает негативно влиять на человека в тот момент, когда становится преградой для удовлетворения личностных потребностей. То есть когда он не дает человеку быть счастливым, слушать себя и свои желания.

Примечания:

 Некоторые авторы дополнительно выделяют еще дефлексию, профлексию и т.д. На наш взгляд, дефлексия является общим механизмом, частным случаем которого выступают многие остальные, такие как: профлексия, ретрофлексия, эготизм и т.д.

 Термин «прегнантность» перешел гештальт-терапии «по наследству» из школы гештальт-психологии и имеет отношение к принципу, согласно которому перцептивное поле организуется посредством соотношения фигуры (объекта или феномена поля, который завладевает в текущей ситуации вниманием субъекта), выделяющейся из поля, и фона, который определяет значение фигуры. Хотя точнее будет сказать, что именно соотношение фигуры и фона (которое мы будем обозначать в этой работе как прегнантное соотношение) рождает смысл текущей ситуации

Под термином прегнантная динамика, который используется в настоящей работе, понимается, постоянная непрекращающаяся трансформация соотношения фигуры и фона в зависимости от соответствующей трансформации контекста поля (ситуации).

 Стоит отметить, что предлагаемая авторами «International Glossary of Gestalt-therapy» трактовка концепции прегнантности является неадекватной развиваемой нами методологии диалогово-феноменологического подхода в психотерапии.

 Думаю, не очень корректным является отождествление гештальта с фигурой, поскольку по определению гештальт предполагает некую целостную структуру. Термин гештальт значительно адекватнее описанию целостного прегнантного соотношения фигуры с фоном. Фигуру невозможно изолировать от фона, поскольку исчезновение одного прегнантного элемента автоматически подразумевает также исчезновение и другого. Фигура осознается нами лишь благодаря контурам, которые, кстати говоря, являются одновременно и контурами фона. Применительно к функционированию феноменологического поля это гениальным образом продемонстрировал М. Мерло-Понти в «Феноменологии восприятия» .

 «Self – в теории гештальт-терапии это слово обозначает не отдельную сущность (что можно сказать о «Я» в психоанализе), а процесс, состоящий из совокупности проявлений человека на границе-контакт между организмом и окружающей его средой и позволяющий осуществиться творческому приспособлению» .

 По всей видимости, в данном определении его автор заимствует одну из важнейших категорий феноменологии экзистенциального толка, разработанную довольно детально в творчестве М. Хайдеггера , Л. Бинсвангера , М. Мерло-Понти и др. Данное представление о природе психического представляется нам особенно важным и достойно специального обсуждения.

Эмоциональная регуляция у людей с алекситимиией

Основные закономерности эмоциональной регуляции можно представить на четырех моделях связей:

  1. Модель 1. Наиболее типичная — один из критериев целостного, зрелого эго, составляющего основу социально адаптированной личности. Возбужденная эмоция сопровождается восприятием. Восприятие также включает в себя когнитивные оценки причин и обстоятельств, сопровождающих эти переживания. Благодаря когнитивным оценкам контролируются эмоции, модулируется их интенсивность. Осознание пережитых чувств и опыт дают возможность выбора типа поведения, делая человека независимым от сиюминутного эмоционального импульса. Поведение согласуется со структурой личности, приспосабливается к ситуации и закрепляет стандарты. Структура здорового эго поддерживает гармонию эмоций, когнитивной составляющей и поведенческих реакций. Пример: здоровый человек, которого оскорбили, описывает свое состояние как обиду, а состояние обидчика как злость. При этом он объясняет свое поведение примерно так: «Я не стал связываться, потому что это бессмысленно».
  2. Модель 2. Звенья схемы сокращаются. С эмоцией происходит осознание ее происхождения и знание о причинах, вызвавших эту эмоцию, но без элемента более полного когнитивного развития, контролирующего поведенческие реакции. Это в свою очередь приводит к импульсивным действиям. Эта модель распространяется на людей, склонных к неконтролируемым вспышкам злости, к смене настроения. В паттерне отсутствуют оценочные процессы, регулирующие поведенческие реакции. Пример: человек с таким эмоциональным статусом, которого оскорбили, описывает свое состояние как: «Я разозлился и высказал все, что думал». 
  3. Модель 3. Эмоция проявляется в виде неопределенного, недифференцированного по раздражителю ситуации напряжения, вызванного состоянием физиологического возбуждения разной интенсивности. Ситуация не сопровождается осознанием появления эмоций и их причинах. Поведение – реакция на ситуацию, но без мотивировки эмоций. Таких людей считают равнодушными и черствыми. Больной описывает свое состояние, например так: «Я не знаю, почему я злюсь». 
  4. Модель 4. Патология. Понятие о наличии эмоционального раздражителя слабы. Это может быть связано с нарушениями эмоциональной сферы, возникающими, например, у людей после обширной черепно-мозговой травмы.

Что касается модели 3, характерной для людей с алекситимией, то о ней стоит поговорить подробнее. Физиологические реакции, провоцирующие такое состояние, имеют разную интенсивность. Если они значимы, эго справляется с ними по-разному:

  • Тип 1. Напряжение переносится на соматические симптомы. Эмоциональный стимул получен, он вызывал возбуждение, но не было осознания испытываемых эмоций. Возбуждение выразилось соматически. Это классический конверсионный или психосоматический симптом.
  • Тип 2. Напряжение накапливается, и следующая нервирующая ситуация, становится триггером насильственной поведенческой реакции, неадекватной стимулу. Человек ведет себя импульсивно по непонятным для себя и окружающих причинам. Не контролируя свое поведение, больные реагируют на накопившийся груз агрессивным образом. Выдержка из признания отца:

У одного и того же человека могут появиться реакции 1 и 2 типа.

Выводы

Алекситимической личности сложнее достигать высокого уровня качества жизни из-за низкой приспособляемости, склонности к социальной изоляции, наличия рисков развития патологий соматического и психического характера.

Так как алекситимия — относительно постоянная черта, больным рекомендуется участвовать в психотерапии, углубляющей осознание переживаемых эмоциональных состояний и изменяющей модель межличностного поведения. 

К сожалению, больные с алекситимией не чувствуют необходимости в лечении. Поэтому обратиться к психотерапевту за помощью должны члены семьи.

Результаты исследований таких пациентов показывают, что при грамотной терапии скорость прогрессирования патологии снижается.

Таким пациентам показаны когнитивно-поведенческие методы и групповые занятия. Психотерапия должна быть направлена на реальные, текущие события, являющиеся стимулом для эмоциональных переживаний. Со временем удается научить больных выражать эмоциональные состояния, отличая их от соматических ощущений.

Как показывает практика, опытные врачи, контактирующие с пациентом, жалующимся на несуществующие симптомы заболевания, предполагают наличие алекситимии, признавая ее влияние на соматику, и направляют пациента к психотерапевту.

Источники

  • Тейлор Г.Д.: Последние разработки в теории и исследованиях алекситимии. 2000;
  • Donges US, Suslov T: Алекситимия и автоматическая обработка эмоциональных раздражителей: систематический обзор. 2017;
  • Йекта М., Бешарат М.А., Рокнольдини Е. Объяснение алекситимии с точки зрения личностных измерений в выборке общих популяций. Социальные и поведенческие науки 2011;
  • Uziałlo J: Оценка выбранных параметров алекситимической личности. 1999;
  • Яковская Е.: Алекситимия как объяснение расстройств в социальных отношениях у детей и взрослых.2011;;
  • Валкамо М., Хинтикка К., Хонкалампи К и др.: Алекситимия у больных ишемической болезнью сердца. 2001;
  • Лоас Г., Баэлде О., Веррье А.: Взаимосвязь алекситимии и зависимым расстройством личности: размерный анализ. 2015;
  • Билотта Э., Джакомантонио М., Леоне Л. и др.: Алекситимичность: необходимость или удобство, негативная эмоциональность, избегающие копинг-взаимодействия и алекситимия. 2016; 
  • Ирвин Х.Д., Мелбин-Хелберг Е.Б.: Алекситимия и диссоциативные тенденции. 1997;
  • Luminet O, Bagby M, Taylor GJ: Оценка абсолютной и относительной стабильности алекситимии у пациентов с сильной депрессией. 2001.
Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *