Гештальт-терапия – что это такое?

Основные положения

Психологами установлен факт, что наш мозг стремится видеть и распознавать целостное, завершенные образы. Если человеку показать картинки, на которых будет изображен незаконченный рисунок, состоящий из разрозненных фигур. Мозг в этом случае дорисует нехватающие элементы, мы получим образ целостной картинки. Именно это и называется гештальт.

Если применять это в терапии, то понятие гештальт обозначает незаконченную ситуацию, давящую на человека. Это связано с невысказанными эмоциями, мыслями.

Пример 

Девушка и молодой человек встречались около года. Затем расстались. Из-за обид, накопленных и не высказанных к молодому человеку, девушка продолжает на него злиться. На гештальт терапии ей предложена техника “Пустой стул”, где она может высказать все бывшему партнеру, а затем встать на его место и поговорить сама с собой.

Таким образом, даже если физически все закончилось, эмоциональные переживания могут быть очень долго.

Каждая потребность человека проходит стадии развития:

Описание

1

Формирование, осознание

2

Поиск предмета, способа удовлетворения потребности

3

Удовлетворение потребности

4

Осмысление, осознание полученного опыта

Потребность становится неудовлетворенной в случае нарушения контакта со средой. Это происходит из-за действия 4 механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции, ретрофлексии.

Типы конфлюэнции

В психологии выделяют два типа конфлюэнции:

  • Конфлюэнция первого типа – человек ощущает, что что-то не так во взаимоотношениях с самим собой. При этом пациент не может понять, какие чувства он переживает, смешивает эмоции и подменяет их. Зачастую конфлюэнция 1-го типа возникает в результате отрицания собственных эмоций и ощущений (страх, любовь, зависть, обида и т.д.). Подобное состояние также характерно для пациентов с психосоматическими патологиями;
  • Конфлюэнция второго типа — предполагает стирание границ между «мной» и «тобой», отождествление «я» и социума. В таком состоянии человек принимает переживания, чувства, вкусы, интересы других людей за свои собственные. На первый план выходит необходимость удовлетворения потребностей другого человека или группы, при этом больной истинно считает, что это его личные желания.

Оба типа патологической конфлюэнции опасны тем, что постепенно человек начинает чувствовать неудовлетворенность собственной жизнью, внешностью, обществом и миром в целом. Эта неудовлетворенность развивается как результат неудовлетворения собственных желаний и амбиций, которые при слиянии отодвигаются на задний план.

Есть контакт?

Базовые понятия гештальт-терапии – контакт и граница.

Контакт – процесс взаимодействия наших потребностей с возможностями среды. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой: для утоления жажды нужна вода, голода – пища, потребности в безопасности – защищенность с помощью кого-то или чего-то, потребность в общении невозможно удовлетворить без других существ.

Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. Человек обычно воспринимает ее как границу между тем, что внутри нашего тела, и тем, что вне его. Естественно, более ценным для нас является то, что внутри. Но границы эти зыбки и нечетки. Вода является частью внешней среды, но как оценивать выпитую воду?

На границах возникают два феномена: идентификация и отчуждение.

С первой связано деление на «свой»-«чужой», когда «свой» ближе, роднее и понятнее. Если кто-то обидел члена нашей семьи, идентификация вызывает обиду у нас. Любовь, дружба, партнерство и прочие позитивные отношения обычно существуют в пределах внутренних границ. За ними лежит чужое, отторгаемое.

При нарушенных границах, взаимодействие с окружающим становится ненормальным, и на уровне, где это произошло (телесном, эмоциональном, интеллектуальном), появляются нерешенные проблемы.

Маниакальная стадия

Основной признак мании – повышенное возбуждение, сопровождаемое переизбытком энергии с беспокойством и гиперактивностью. Оно дополняется раздражительностью.

Настроение у человека в данный период доходит до стадии эйфории. Мышление становится беспорядочным. У больного появляется нескончаемый поток идей, полет мысли, речь ускоряется. Он говорит много, но суть уловить сложно, новая мысль рождается на услышанное слово, но не на его смысл.

У человека развивается мания величия с переоценкой своих возможностей, способностей: хватается за несколько дел сразу, не доводя ни одно до конца

Внимание рассеивается: больной постоянно отвлекается, сложно концентрируется на определенной задаче

Резко уменьшается потребность во сне. Маниакалы ведут беспорядочный образ жизни, расточительствуют, предаются разгулу. Типичным является злоупотребление алкоголем, чаще – наркотиками. Больные агрессивны, вульгарны, ведут себя провокационно. Резко снижена способность рационально оценивать ситуацию, из-за чего вовлекаются в авантюрные дела, бесконтрольно тратят деньги, увлекаются азартными играми, осуществляют массу ненужных покупок.

От 25 до 80% больных в маниакальной фазе проявляют гиперсексуальность. Биполярники отмечают, что становятся ненасытными в сексуальном плане, вроде наркомана, требующего увеличения дозы.

Девушка объясняет свое состояние в момент мании: я не бываю удовлетворена. Приходится постоянно контролировать себя, чтобы противостоять желаниям тела. Если ослабить контроль, могу натворить много глупостей, что скажется на моей семейной жизни.

В маниакальный период человек забывает о работе, семье. Отсутствие самокритики с гипертрофированной жаждой деятельности предрасполагают к навязчивому поведению. Ощущение своего всемогущества приводит к мнению, что люди относятся к больному несправедливо, недооценивают его.

Индивиды в маниакальной стадии отрицают неадекватность своего поведения. Наряду с эйфорией, у отдельных маниакалов формируются дискомфортные ощущения. На первый план выходит раздражительность, беспокойство. Человек ощущает себя неуютно.

Мания диагностируется, когда вышеперечисленные симптомы сохраняются больше недели, проявляясь ежедневно большую часть суток. Обязательно наличие повышенной раздражительности в сочетании с еще четырьмя дополнительными симптомами.

Мужчина, 28 лет: «Множество мыслей мелькает с невероятной скоростью от ясности до полного затмения. Невозможно уследить за их ходом. Память подводит. Все вокруг раздражает, злит и пугает одновременно. Теряется контроль над собой, появляется ощущение тупика. Знакомые смотрят с недоумением, опасаются, сторонятся».

Поведение больного в маниакальной стадии можно рассмотреть на примере американской спортсменки Сьюзи Хэмилтон. В возрасте 40 лет, имея семью, детей, являясь участницей Олимпийских игр, девушка внезапно отправляется в Лас-Вегас. Здесь спортсменка предоставляет эскорт-услуги. За день Сьюзи обслуживала до четырех клиентов, предаваясь сексу без ограничений. Злоупотребляла алкоголем, принимала легкие наркотики. После курса терапия женщина вернулась домой к привычной жизни.

Теория гештальт-терапии

Центральным понятием метода является, концепция фигуры-фона, что и отражает термин «гештальт», который в переводе с немецкого означает «целое, интеграцию, форму, стереотип».Эта концепция являлась основной и в понимании Перлзом другой важной части его теории — обосновании важной цепочки потребность-удовлетворение, откуда вытекала и идея самоактуализации, снискавшая себе большую популярность в 50-60 годах прошлого столетия и ставшая одной из основ гуманистического метода терапии. Главной подоплекой идеи Ф

Перлза было его отношение к личности, как к единому целому и последовательный отказ от концепций дуализма психической и материальной реальностей, мыслей и чувств, а также поведения человека. Нетрудно заметить, что такой же поход лежит в основе философии холизма

Главной подоплекой идеи Ф. Перлза было его отношение к личности, как к единому целому и последовательный отказ от концепций дуализма психической и материальной реальностей, мыслей и чувств, а также поведения человека. Нетрудно заметить, что такой же поход лежит в основе философии холизма.

Исходя из такого отношения к личности, естественным следствием было представление, что люди не находятся полностью под влиянием внешних обстоятельств и обстоятельств своей личной истории, а значит, вполне могут играть определяющую роль в своем состоянии и поведении и нести полную ответственность за события своей жизни и ее качество. Отсюда вытекала гуманистическая концепция актуализации, провозглашающая свободу выбора, использования личного потенциала и воли к переменам, лежащих в основе трансформации личности.Вторым важным следствием было уже упомянутое отношение к тому, что лежало в основе сущности человеческой личности, которое определялось отныне вопросом «как», а не «почему».

Суть терапии

Гештальт подход в психотерапии состоит из множества методик, как вербальных, так и невербальных. Каждый гештальт-терапевт выбирает техники, которые ему больше всего нравятся, более подвластны, и по его опыту, самые эффективные. Это может быть:

  • мероприятия по высвобождению внутренней энергии клиента;
  • пустой стул;
  • усиление реакций тела;
  • работа со сновидениями;
  • арттерапия;
  • монодрама;
  • проигрывание разнообразных ситуаций и ролей и т.д.

Направлена гештальт-терапия на восстановление чувствительности пациента, осознанности им внутренних процессов, мыслей и идей, разных событий и явлений, а также на развитие ответственности за себя.

Ее философия такова:

  1. Живи сейчас и здесь, а не в уже прошедшем или будущем.
  2. Дело имей не с чем-то эфемерным, чего и нет вовсе, а с настоящим, что есть на данный момент.
  3. Удовольствия и боль принимай одинаково.
  4. Отбрось ненужные мысли, а смотри на происходящее и пробуй что-то сделать сам.
  5. Не нужно оправдываться, объяснять происходящее, рассуждать и манипулировать – просто выражай свои чувства.
  6. Возьми на себя полную ответственность за собственные мысли и действия.
  7. Будь такой, как ты есть.
  8. Ориентируйся только на себя, не выбирай кумира, не воспринимай от посторонних «следует» и «должен».

Гештальт-терапевт выполняет функцию проводника, сопровождая пациент на пути его поисков себя.

Психотерапия, основанная на специальных упражнениях, помогает индивиду осознать свои чувства, понять внутренние конфликты, язык тела, анализировать эмоции. После курса сеансов он уже полностью осознает свое «я» и может нести ответственность за собственные поступки и чувства.

Параллельно с этим не забываем время от времени «пользоваться уровнем и отвесом», проверять «качество поставляемого материала», а именно:

снижаем уровень тревожности (осознаем страхи и учимся с ними обращаться)
повышаем уровень поленезависимости (переводим локус контроля на себя любимого, перестаем видеть причины наших бед в обстоятельствах и других людях)
осознаем скрытый смысл симптоматики депрессии (так называемая «вторичная выгода» от страдания — кормушка нашего хомяка; тут важно заменить кормушку в клетке на честно обнаруженные сокровища – на осознанное использование полученного опыта)
разграничение ответственности и вины (это — сама по себе интересная тема, заслуживающая отдельного внимания). Однако, отмечу здесь ретрофлексивный характер самообвинения и действенный, активный характер ответственности

Это важно, поскольку исцеление (в гештальт-терапии, психодраме, соматической терапии травмы и других психотерапевтических подходах происходит через активное действие, через тело и освоение новых форм реагирования)

Признаки

Психологическое слияние может казаться благоприятным процессом, который помогает выстроить доверительные отношения. Многие даже путают его с близостью.

Чтобы разобраться в этой путанице, стоит рассмотреть признаки конфлюэнции:

  • неразличение собственных эмоций, чувств и потребностей;
  • «растворение» в своем партнере;
  • стирание и неразличение своих и чужих границ;
  • отождествление себя с другим человеком или группой людей (частое использование слова «мы» вместо «я»);
  • стремительное развитие отношений, быстрое сближение;
  • трудность в расставании или прерывании контакта;
  • подверженность влиянию со стороны;
  • невозможность выдерживать негативные чувства: фрустрацию, разочарование, несоответствие ожиданиям;
  • страх одиночества.

В отличие от конфлюэнции, в близости контакт строится на дифференциации: люди осознают различия во взглядах, поведении и чувствах друг друга, но готовы принимать и ценить эти особенности партнера. Поэтому путать эти два понятия между собой не стоит.

Слияние с группой.

Часто слияние происходит с группой людей и не только с одним человеком. Вспоминается фильм про молодую пару, которая переехала в новый город. Они поселились в очень милый район, познакомились со своими соседями. Соседи начали приглашать их в гости.

Автоматически у пары будет инстинкт на слияние с социумом, в который они попали, так как это инстинкт само выживания. В слиянии мы сильнее, чем раздельно, тем более, если мы попали в новую сферу обитания.

И тут пара начинает впитывать интересы, приоритеты и взгляды общества, в которое они приехали.

Если это общество циничное, то они будут впитывать цинизм. Если это общество где присутствует и процветает расизм, то они будут впитывать расизм. Если это общество где постоянно идут тусовки, алкоголь, пьянки, гулянки и так далее, то они будут впитывать и это.

Так человек может достаточно быстро отойти от своих корней, взглядов и жизненных позиций, и стать “кем то другим”. Если этот “кто то другой” сделает его более счастливым и здоровым чем он был до этого, то это очень хорошо. Но часто все происходит наоборот.

Вспоминается фраза из американского фильма про одного из самых известных и крупных в мире наркоторговцев.

(Джонни Депп и Пенелопе Круз в фильме «Кокаин» 2001)

Журналист задал ему вопрос “Как на вас повлияла тюрьма в которой вы сидели?” Наркоторговец ответил: “С точки зрения торговли наркотиков, до тюрьмы я был просто “Школьником”. Из тюрьмы я уже вышел “Профессором”

Мы находимся в постоянном слиянии с обществом и другими людьми. Часто это положительное слияние и мы становится мудрее, здоровее и добрее за счет этого. Но, часто это также вредное слияние и мы вырабатываем вредные привычки, злые точки зрения и взгляды, которые постепенно отравляют нам жизнь.

Поэтому важно в жизни развивать осознание того что вы делаете и постоянно задавать себе вопрос “Это именно то что я хочу или я делаю это для кого-то другого?”

Примечания:

 Некоторые авторы дополнительно выделяют еще дефлексию, профлексию и т.д. На наш взгляд, дефлексия является общим механизмом, частным случаем которого выступают многие остальные, такие как: профлексия, ретрофлексия, эготизм и т.д.

 Термин «прегнантность» перешел гештальт-терапии «по наследству» из школы гештальт-психологии и имеет отношение к принципу, согласно которому перцептивное поле организуется посредством соотношения фигуры (объекта или феномена поля, который завладевает в текущей ситуации вниманием субъекта), выделяющейся из поля, и фона, который определяет значение фигуры. Хотя точнее будет сказать, что именно соотношение фигуры и фона (которое мы будем обозначать в этой работе как прегнантное соотношение) рождает смысл текущей ситуации

Под термином прегнантная динамика, который используется в настоящей работе, понимается, постоянная непрекращающаяся трансформация соотношения фигуры и фона в зависимости от соответствующей трансформации контекста поля (ситуации).

 Стоит отметить, что предлагаемая авторами «International Glossary of Gestalt-therapy» трактовка концепции прегнантности является неадекватной развиваемой нами методологии диалогово-феноменологического подхода в психотерапии.

 Думаю, не очень корректным является отождествление гештальта с фигурой, поскольку по определению гештальт предполагает некую целостную структуру. Термин гештальт значительно адекватнее описанию целостного прегнантного соотношения фигуры с фоном. Фигуру невозможно изолировать от фона, поскольку исчезновение одного прегнантного элемента автоматически подразумевает также исчезновение и другого. Фигура осознается нами лишь благодаря контурам, которые, кстати говоря, являются одновременно и контурами фона. Применительно к функционированию феноменологического поля это гениальным образом продемонстрировал М. Мерло-Понти в «Феноменологии восприятия» .

 «Self – в теории гештальт-терапии это слово обозначает не отдельную сущность (что можно сказать о «Я» в психоанализе), а процесс, состоящий из совокупности проявлений человека на границе-контакт между организмом и окружающей его средой и позволяющий осуществиться творческому приспособлению» .

 По всей видимости, в данном определении его автор заимствует одну из важнейших категорий феноменологии экзистенциального толка, разработанную довольно детально в творчестве М. Хайдеггера , Л. Бинсвангера , М. Мерло-Понти и др. Данное представление о природе психического представляется нам особенно важным и достойно специального обсуждения.

Связь алекситимии с соматическими расстройствами

Существует много исследований, демонстрирующих взаимосвязь алекситимии с состоянием здоровья. Напряжение, вызванное негативными эмоциональными раздражителями, легко превращается в соматические жалобы. 

Больных беспокоят:

  • головные боли;
  • боли в животе;
  • боли в спине;
  • ощущения, схожие с симптомами физического недомогания.

Такие симптомы возникают в результате физиологического возбуждения, для которого нет выхода в сознательно переживаемой эмоциональной реакции. Хотя телесные симптомы легко вербализуются, их оценка вызывает проблемы у пациента с алекситимией. 

Для таких больных различение соматических и эмоциональных ощущений – сложная задача. Проблема связана с дефицитом функций парасимпатической системы, дополнительно отягощающим организм и психику. Поэтому неудивительно, что ученые подтверждают, что алекситимия связана с заболеваниями, при которых важным этиологическим компонентом является стрессовый фактор.

Результаты клинических испытаний, проведенных финскими учеными, также показывают связь между алекситимией и гипертонией. Патология была обнаружена у 57% мужчин и 46% женщин. У участников испытаний из контрольной группы, с нормальным давлением, показатель алекситимии у мужчин составил 18%, а у женщин 9%.

Очень тесные связи существуют между алекситимией и функциональными кишечными расстройствами. Среди больных с синдромом РК и функциональной диспепсией, у 66% пациентов были диагностированы симптомы алекситимии.

Ситуацию объяснил уч.Ван Керховен. Он обнаружил, что пациенты с алекситимией испытывают более сильные симптомы ЖКТ, чем остальные. Они сильнее ощущают боль в случае соматических заболеваний. 

Исследования уч. Баудича показали, что алекситимия — наиболее значимый, чем показатели тревоги и депрессии фактор, объясняющий тяжесть хронической боли в течение года после операций по поводу рака молочной железы.

Кроме того, пациенты с алекситимией сообщают о более высоких уровнях страха перед болью и нарушениях сна, связанных с интенсивностью болевых ощущений.

Слияние с мамой. Как оно неправильно Слияние с матерью

Посмотрите (мысленно) на погребение значимого человека, главы сильного рода, в какой-нибудь древности. Вы увидите, например, костер, на который вместе с телом покойного возлагаются ценные для него (и для оставшихся в живых) предметы, а часто и некоторые люди – его жена, рабы, пленники.

Для чего древние долгими тысячелетиями сжигали и закапывали столько добра (до сих пор гробокопателям хватает)? Чтобы обеспечить себе хорошие взаимоотношения с миром духов. Они хотели, чтобы ушедший человек не держал зла на оставшихся (а уверенным в этом можно быть только если человек ушел осознанно по собственному желанию – причем это не самоубийство – а таких всегда, вероятно, было мало; ушедшие же с той или иной долей насилия всегда опасны).

И поэтому они старались «обнулить» счет ушедшего, воздать ему, оплатить его долги, чтобы он правда ушел, а не затесался среди живущих и не мешал бы им жить. Итак: жены, рабы и драгоценности в гробнице – это старания «обнулить счет», чтобы ушедший правда ушел. (А уже когда он правда уходит в мир мертвых, он может по родственной любви благодетельствовать живым, но это другая история.)

Дефлексия

Это особый механизм ухода от контакта, когда человек всячески избегает тем, которые вызывают тревогу. Энергия направлена как бы в сторону, он игнорирует другого человека и собственные переживания.

Мужчина потерял работу. Но когда жена затрагивает эту тему, он начинает говорить о сложной ситуации в стране, о делах, которые накопились, о том, что нужно навестить родителей.

Или молодая мама хочет больше общаться со своим ребенком, но вместо выстраивания эмоционального контакта и доверия она всё свободное время проводит за чтением книг «Как стать хорошей мамой», общением на форуме, поиском лучших развивающих кружков. Ей всегда некогда. Но по сути – это просто способ избежать реального контакта, механизм прерывания.

Природа психологических нарушений

Естественно, что природа функционирования личности в системе вновь и вновь возникающих потребностей предполагает постоянное психологическое напряжение — фрустрацию. И по Перлзу фрустрация является важным катализатором развития личности, поскольку именно ее наличие — источник всей человеческой деятельности. Так ребенок учится взаимодействию с миром и становится личностью именно для того, чтобы эффективно избавляться от фрустарций (психологических напряжений).

Все фрустрации вызваны неудовлетворенной потребностью, а ее удовлетворение связано с ассимиляцией части окружающего мира, примером такой ассимиляции может служить удовлетворение голода — мы кусаем еду, пережевываем ее и перевариваем, так происходит получение энергии из внешнего мира и ее ассимиляция через пищеварение. Этот процесс имеет как физические, так и психические проявления, когда вместо материального объекта (еда) может выступать информация или объекты. Однако, согласно концепции Перлза, в истоке обоих процессов лежит именно инстинкт голода.

Таким образом, именно с нарушением удовлетворения потребностей Перлз связывал появление психологических проблем.

«Все наши отношения — это отношения зависимости»

— По сути все наши отношения — это отношения зависимости. Но она бывает здоровая и нездоровая. Мы все появляемся на свет беспомощными, и если о нас никто не будет заботиться, мы умрем. Поэтому самое первое наше состояние — это нуждаемость и зависимость от другого человека, который нас опекает.

Если все идет по плану, когда ребенок подрастает, он переходит от полного слияния с матерью — зависимости — в фазу контрзависимости. Он пытается от нее убегать, спорить, ругаться, пробует свои силы в отстаивании собственного Я. Дальше наступает фаза независимости. А, когда человек взрослеет, в случае «здорового» развития он переходит к стадии взаимозависимости. Человек понимает, что не бывает ни полной независимости, ни полной зависимости. Всю жизнь мы находимся между двумя полюсами: между большей свободой и большей включенностью в отношения.

Ученые различают два вида зависимости: здоровую и нездоровую.

Здоровая зависимость, или здоровая привязанность — это когда нам в отношениях хорошо

. Когда мы уважаем партнера, его потребности, но при этом понимаем свои желания. Когда мы можем быть как в близости, так и отдельно. Когда мы можем договариваться. Когда можем конфликтовать, обижаться и мириться.

Вариации маниакальной стадии

Помимо самой мании, случаются ее варианты со смещением выраженности симптомов в ту или иную сторону.

Менее ярко проявляемая мания носит название гипомании. Отмечается приподнятое настроение, возрастает активность. Человеку достаточно пару часов сна в сутки, чтобы восстановить силы. В другом случае больные могут бодрствовать целыми сутками.

Гипоманиакальные периоды протекают для биполярников весьма эффективно. Поведение – ближе к адекватному. Энергия бьет ключом, что отражается на продуктивности. Гипомания добавляет креативности, уверенности в себе. Человек пребывает в довольно приятном состоянии, в легкой эйфории, с ощущением благополучия. Часто пациент не желает выходить из данного состояния.

В строгой формулировке гипомания звучит как легкая форма мании, сопровождающаяся умеренным возбуждением без дезорганизации социальной активности, поведения, без психотических симптомов.

Женщина, 40 лет. Две недели подряд просыпается рано, в 4 утра. Сон определяет как поверхностный. Больную постоянно сопровождает желание что-то делать: хлопочет по хозяйству, ухаживает за детьми. В промежутках помогает пожилым соседям. Усталости не ощущает. Из-за повышенной занятости забывала есть. Сон сократился. В последние дни выбегала на улицу, прыгала, смеялась. Обнималась с односельчанами. Своим поведением насторожила родных. Была госпитализирована в стационар.

Несмотря на то, что пациент чувствует себя довольно комфортно в гипоманиакальном состоянии, оно нуждается в безотлагательном лечении. В противном случае гипомания перерастает в манию. 

Преувеличенная степень мании превращается в маниакальный психоз. Все симптомы данной стадии резко преувеличивают проявления. Пациенты заметно активизируются: мечутся, кричат, возмущаются, поют. Возбуждение достигает пикового напряжения. Выражена эмоциональная нестабильность. Нарастает раздражение. Особенностью становится наличие психотических симптомов: бреда, галлюцинаций, слуховых или зрительных. Развивается бред величия: больной провозглашает себя Иисусом Христом, президентом.   

Отдыхающей в небольшом, ветхом домике на морском побережье Аделаиде однажды это жилище привиделось шикарным особняком в белых тонах. Проживая здесь с мужчиной, с которым познакомилась 10 дней назад, женщина утверждала, что это ее муж. Впоследствии уверяла в этом санитаров. Женщина бегала к морю просить у бога прощения для дьявола, так как жалела его. По ночам брала детский, игрушечный меч, стояла у дверей дома, защищая вымышленного мужа от воображаемых опасностей. Очутившись в больничной палате, женщина твердила, что попала в рай, только он показался Аделаиде скучным, лишенным красок.

Признаки маниакального психоза легко спутать с шизофренией.

Частые вопросы

С какими проблемами обращаются к гештальтистам?

+

Чаще всего — это большое горе, страх кардинальных перемен, проблемы детей и родителей, конфликты с близкими, друзьями, на работе, в семье, тоска, скука.

Что означает закрыть гештальт?

+

Простыми словами — закончить действие. Проработать негативную ситуацию, выразить эмоции, отпустить обиды, раздражение, недоговоренность, совершить сепарацию, выйти из созависимых отношений.

Что такое незакрытый гештальт?

+

Это то, что задумано, но не совершено, не проработано. Это могут быть дела, эмоции, переживания, чувства. Мозг реагирует и дает сигнал, что вопрос не закрыт. Создается постепенно напряженное состояние, которое может стать причиной депрессии.

Что изучает гештальтпсихология?

+

Изучает психику с позиции структуры его личности. Стоит на двух китах: константности восприятия и выявлении элементов, имеющих второстепенное значение.

Конфлюэнция как естественный процесс[ | код]

Ранние этапы онтогенетического развития | код

Слияние не всегда является признаком психического расстройства и требует терапевтического вмешательства. На ранних этапах онтогенетического развития конфлюэнция обеспечивает выживание ребенка, когда полная физическая зависимость от взрослого принимает форму симбиотической связи с матерью. Эта связь с другим является абсолютно естественной и необходимой в пренатальном и новорожденном периодах развития ребенка.

Ритуальное поведение | код

Моменты экстаза или крайнего сосредоточения также представляют собой пример слияния. Проведение ритуалов предполагает полное отождествление себя с группой, при котором исчезает ощущение границ между собой и другими, что и является источником сильного экзальтированного чувства. Хронический характер чувства глубокого отождествления приводит к потере чувства себя и психологическим патологиям.

Социализация | код

Конфлюэнтное поведение облегчает процесс социализации личности, поскольку принятие норм и правил группы создает ощущение безопасности. В данном случае конфлюэнция не носит патологического характера, так как обеспечивает возможность приспособления к условиям, не требующим изменений со стороны индивида. Такая форма конфлюэнции лежит в основе общественной солидарности, а отождествление с членами семьи, социальными ролями, этнической группой расширяет «Я» личности. Как и другие формы конфлюэнции, ассимиляция с группой не осознается, однако остается ее здоровым вариантом, пока индивид не утрачивает возможность при необходимости переоценки и отвержения отождествления.

Избегание близости

— Другой тип —

избегающий, или дистанцирующийся

. У таких людей есть следующее убеждение:

«Я буду убегать и держаться от тебя подальше, потому что не верю, что отношения могут быть хорошими. Я знаю, что ты меня когда-нибудь бросишь, и, чтобы мне не было больно, я никогда не позволю тебе подойти слишком близко»

. Такие люди в детстве тоже переживали отсутствие значимого человека, но приняли другое решение:

«Я больше никогда не позволю кому-то причинить мне такую сильную боль»

. В отношениях они производят впечатление подмороженных, холодноватых людей, все время удерживающих вас на дистанции.

Этот тип больше характерен для мужчин, в то время как тревожно-амбивалентный — для женщин.

Именно такие люди образуют чудесные пары

«преследователь и дистанцирующийся».

Устанавливаем контакт, развиваем мотивацию на психотерапевтическую работу.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается — требуется время и особая поддержка, чтобы человек захотел что-то менять в своей жизни. Это — как фундамент при строительстве дома.

Не могу не вспомнить нашего домашнего хомяка, который неистово грыз прутья и отчаянно пытался носом поднять дверцу клетки, стремясь на свободу. Когда же его выпустили, он так же настойчиво стал искать свою кормушку и не успокоился, пока и ее не выставили наружу. Тогда он залез в нее всеми лапами, и ему было уже откровенно наплевать, куда его в этой кормушке отнесут. Хоть назад в клетку — не имеет значения. Лишь бы не лишиться своей привычной кормушки.

Конфлюэнция

Говоря простыми словами, это значит слияние. Яркий пример – взаимоотношения людей на первой стадии влюбленности, или чувства, которые испытывает мать и новорожденный. В этих отношениях нет «я» и нет «другого», есть только «мы», как единое целое.

С одной стороны, это прекрасное ощущение, когда человек поглощен кем-то. С другой – в слиянии вы не ощущаете своих потребностей. В вас нет самостоятельности, независимости, вы отрицаете это и у другого.

Прерывание происходит в момент преконтакта, когда важно почувствовать свои потребности. Например, мать говорит о сыне-подростке: «Мы не поступили на филфак»

Или: «Нам не нравится эта школа». В слиянии есть только общие цели, желания. Находясь в таких отношениях, человек не выражает своих истинных чувств, мыслей, и не принимает их от партнера

Например, мать говорит о сыне-подростке: «Мы не поступили на филфак». Или: «Нам не нравится эта школа». В слиянии есть только общие цели, желания. Находясь в таких отношениях, человек не выражает своих истинных чувств, мыслей, и не принимает их от партнера.

Поэтому слияние хоть и кажется высшей формой близости, но на самом деле в нем нет контакта в истинном смысле этого слова.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *