Плюсы и минусы
В конце 90-х, когда поколение Пепси уступило место поколению гаджетов, Андрей Подольский – заведующий кафедрой психологии и педагогики МГУ – решил провести эксперимент и выяснить, насколько сильно влияют массмедиа и набирающий тогда обороты интернет на умы современной молодежи.
Он собрал студентов и разделил их на две группы. Была поставлена общая задача: нужно разобраться в проблеме некой девушки. Только первой группе выдали тексты с описанием ее истории, а другим участникам показали отснятые ролики с аналогичным содержанием. В результате те студенты, что посмотрели видео, в 6 раз лучше поняли смысл показанного, нежели те, кому пришлось изучать текстовые данные.
Картинка не только смогла заменить текст, но и превзошла его. Хорошо это или плохо? Исследователь прокомментировал результаты своего опыта следующим образом: “Фильмы и видеоролики дают готовое решение, точнее, иллюзию готового решения”.
Недостатки
Сформулируем тезисно негативные особенности клипового восприятия:
Снижается способность к анализу, поскольку любой объект внимания не задерживается в фокусе надолго, сразу сменяясь новым объектом. На анализирование просто нет времени.
Ухудшаются показатели усвоения знаний. Педагоги бьют тревогу: ученики не могут читать длинные тексты, не понимают смысла прочитанного, не способны долго концентрироваться на информации
Если раньше дети спокойно сидели 45 минут на уроке, то теперь внимание современных школьников можно удержать всего на 15 минут.
Возрастает внушаемость и подверженность чужому влиянию. Лаконичность и броскость рекламной информации – мощный инструмент продаж
Ставка делается на эмоции человека. И если при этом не обладать достаточной способностью анализировать и мыслить критически, можно остаться с неприятным послевкусием в виде ощущения обманутости.
Притупляется чувство сопереживания. Насилие и жестокость на телеэкранах, в новостных лентах, YouTube стали привычными. Если регулярно поглощать подобную информацию, порог чувствительности к чужой боли и переживаниям начнет повышаться. Вспомните сами: когда вы впервые услышали о какой-нибудь авиакатастрофе и множестве погибших, вы наверняка были подавлены и сильно сопереживали причастным семьям. С годами вы узнавали о других авариях, бедствиях и несчастных случаях, и градус сочувствия постепенно снижался. Теперь вас вряд ли сильно удивит очередное такое происшествие.
Появляется гиперактивность, утрачивается желание познавать и творить.
Появляется все больше друзей в онлайне и все меньше в реальной жизни. Отсюда снижение навыков живой коммуникации, словарный запас становится скудным.
Достоинства
Вместе с тем нельзя однозначно сказать, что клиповое мышление – это плохо. В современных условиях ускоренного ритма жизни мы вынуждены быть многозадачными, быстро схватывать хаотичную информацию и также оперативно переключаться на новую.
Известный американский профессор психологии Ларри Розен в своей книге “Воспитание сетевого поколения” отмечает, что современные дети отлично совмещают выполнение домашнего задания, переписку в нескольких чатах, изучение новостной ленты и прослушивание музыки на фоне.
Доктор физико-математических наук Валерий Опойцев тоже считает, что в клиповом мышлении нет ничего катастрофического. Он уверен, что люди с подобным складом восприятия просто уходят с тех “глубин”, где не испытывают интереса. При этом они умеют анализировать информацию, которая их увлекает. Само клиповое мышление Опойцев считает механизмом адаптации к новым реалиям жизни.
Итак, соберем все достоинства клипового восприятия:
- Защищает мозг от информационного перегруза.
- Развивает многозадачность.
- Способствует ускорению реакции и развитию процесса адаптации к изменениям.
- Придает динамику познавательной деятельности.
Тем, кто желает больше узнать о рассматриваемой теме, рекомендую ознакомиться с подборкой книг про клиповое мышление.
Когда и почему меняется мышление
Карр подводит к выводу, что способы мышления людей менялись не раз и задолго до появления телевидения и интернета. Это было связано с появлением математических моделей и развитием технологий. Мозг вынужден адаптироваться и клиповое мышление здесь, скорее всего, не будет пределом.
Социолог Дэниел Белл обратил внимание, что, когда мы используем инструменты, расширяющие наши умственные, но не физиологические способности, мы неизбежно начинаем приобретать качества этих технологий.
Например, с момента изобретения механических часов, люди стали меньше прислушиваться к своим биологическим часам и чувствам. Грубо говоря, люди создали модель для удобства соотношения с ней действий и подчиняются метрике, которая указывает — когда спать, просыпаться, работать, принимать пищу и т.д.
В конце XIX века знаменитый немецкий философ и филолог Фридрих Ницше приобрёл пишущий шар Маллинга-Хансена (одна из ранних пишущих машинок прим. авт.)
Один из друзей философа обратил внимание, что с этого момента стиль письма Ницше изменился. Проза стала более телеграфичной и сжатой
А исследователь СМИ Фридрих А. Киттлер отметил, что проза философа «превратилась из аргументов в афоризмы, из мыслей в каламбуры, из риторики в телеграммный стиль»
Сам Ницше заметил по этому поводу: «Наши письменные принадлежности принимают участие в формировании наших мыслей».
Клиповое мышление и обучение: как использовать и на что обратить внимание
Наверное, вы замечали, что современные дети, рождённые «с гаджетом в руках», быстрее взрослых осваивают технологии и лучше в них разбираются.
А вот классический учебный процесс, где нужно много читать и слушать, их в большинстве своём не вдохновляет
Педагоги и психологи во всём мире постоянно работают над новыми подходами, которые позволят привлечь детское внимание.. Общих рекомендаций три:
Общих рекомендаций три:
Прежде всего нужно зацепить и удержать внимание. В этом помогут яркие иллюстрации, видеоролики и различные интерактивные игры.
Нужно максимально использовать склонность к многозадачности
Чередуйте разные форматы подачи материала, виды занятий, делайте регулярные перерывы.
Стоит ограничить контакты с гаджетами до 2-3 часов в день. Можно ввести общие семейные правила. Например, отказаться от смартфонов на время обеда или ужина.
При постоянном контакте с гаджетами дети могут начать игнорировать всё, что с первых секунд кажется неинтересным. Это не лучшим образом сказывается на их обучении.
Вред клипового мышления
А разве это плохо? Ну смотрит человек тупые приколы и заголовки новостей. Что тут такого? Законом ведь не запрещено!!
Конечно же, вы не умрете. Только обучаться новой информации вам все сложнее, у вас повышается уровень тревожности (если читаете новости), что ведет к стрессу и проблемам со здоровьем.
Вы уже не можете читать книги и даже большие статьи. Вам нужны “интересности” в сжатом виде. Если у вас есть богатые родители-олигархи, которые вас содержат и вам остается только выкладывать селфи с Мальдив в свой инстраграмм, – поздравляю! А если таких родителей нет? Если вы хотите чего-то добиться сами ? Тогда без глубокого мышления, которое является противоположностью клипового, вам не обойтись.
Что это такое
Клиповое мышление — это восприятие окружающей действительности в мозаичной форме. Сознание порождает довольно яркий, но не долгосрочный образ в виде фрагментов, который сразу сменяется другими образами.
Такое мышление основано на:
- фрагментарности;
- яркости;
- кратковременности;
- нелогичности;
- отрывочности;
- разрозненности.
Характерная особенность клипового мышления – сиюминутный, поверхностный прием информации, которая мелькает в глазах беспрерывно. Это похоже на кратковременные вспышки, клипы, поэтому так и называется. Термин появился в условиях современной клиповой культуры, когда мультимедиа стала править информационным миром. Психологи отмечают негативное воздействие такого мышления на умы современных школьников и студентов.
Изначально название термину дал Федор Иванович Гиренок, который является российским специалистом по онтологии, экологии и имеет звание доктора философских наук. Ему принадлежит первоначальная расшифровка термина. Частично в своей работе он использовал опыт американского ученого Элвина Тоффлера и канадского философа Герберта Маршалла Маклюэна.
Слово «клип» в переводе с английского языка означает «фрагмент, отрывок, вырезка».
Чем опасен такой вид мышления:
- нарушается концентрация: человек часами пытается сделать простое дело, из-за того что все время отвлекается;
- сложность с анализированием информации: нет логических цепочек, отделения главного от второстепенного, отсутствие выводов;
- снижается успеваемость: учащиеся не могут понять прочитанного и легко забывают всю информацию — это приводит к плохим оценкам и провалам на экзаменах;
- быстрая внушаемость, подверженность манипуляциям на фоне эмоциональной реакции;
- безразличное отношение к окружающим: неспособность к длительному сопереживанию, быстрое переключение от трагедии на другие новости.
6 способов, как избавиться от фрагментированного мышления
Избавиться от влияния клипового мышления особенно важно школьникам и студентам, которые продолжают учиться по консервативным программам.
Пример из практики:
Данил с детства проводил много времени, играя в компьютерные игры. Родители постоянно на работе, гулять его одного не пускали, бабушек не было. Проблемы с успеваемостью начались уже к концу первого года в школе, учителя жаловались на гиперактивность и неусидчивость мальчика. Во втором классе его даже хотели оставить на второй год, но на помощь пришел школьный психолог. После нескольких бесед со специалистом ситуация улучшилась. «На дорожку» Данил получил целый список книг и фильмов, многие из которых он с интересом прочел и посмотрел.
Рекомендации родителям:
- контролируйте и ограничивайте время, которое ребенок проводит в интернете. Отслеживайте сайты, где он бывает, чтобы хотя бы частично оградить его от негативной информации об убийствах, терроризме и пр.;
- приучайте ребенка к чтению, но без принуждения, чтобы не отбить всякую охоту к книгам. Просите его пересказать прочитанное;
- для развития речи беседуйте с ребенком как можно чаще – поправляйте его речевые ошибки, указывайте на неправильное ударение в словах, объясняйте значение новых слов;
- обсуждайте прочитанные книги и просмотренные фильмы, спектакли. Делитесь мнениями, ищите скрытый смысл в произведениях, полемизируйте;
- установите на любые гаджеты программы для тренировки памяти и внимания и проследите, чтобы ребенок регулярно ими пользовался;
- введите новую семейную традицию отдыхать от любой информации. Хотя бы раз в месяц не включайте компьютер, телевизор, не зависайте в интернете по телефону. Вместо этого гуляйте, ходите сами или принимать гостей у себя, делайте уборку и т. д.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
При желании уменьшить вредное влияние информационных технологий и повысить тем самым успеваемость ребенка вы всегда можете обратиться к нашим психологам. Не отказывайтесь от профессиональной помощи, ведь к некоторым детям так трудно найти правильный подход. Мы работаем 24 часа в сутки, консультируем по телефону, дистанционно.
Преимущества клипового мышления, они же явные плюсы
Огульно хаять клиповую «штушу-кутушу страшного зверя» — не будем. То, что диктует быстроногое время, иногда не вырубишь топором ретроградства. Несомненные достоинства подобного рода восприятия информации, ее последующему пропуску через жернова мыслей подарило пользователям следующие возможности:
- каждый обладатель клипового мышления может смело почувствовать себя летчиком, участником автогонок, каскадером, даже космонавтом, который вышел погулять в космос, да что-то не заладилось, всеми теми, кому волей профессии приходится принимать молниеносные решения;
- клиповый водопад сведений учит работать в режиме одновременного решения множества задач, что является зерном некоторых трудовых навыков;
- необходимые данные запоминаются легко и без запинки, правда, могут взять, да и исчезнуть из головы на следующий день, но экзамен то ты сдать успеешь и получишь подтверждение успеху в виде оценки в зачетке;
- ты сможешь стать мастерицей адаптации в любых условиях, что помогает не растеряться в путешествиях, не заблудить в лабиринте торгового центра, рынка, аэропорта, незнакомых улиц, так глядишь и от топографического кретинизма избавишься, если он присутствовал;
- клиповое мышление быстро учит такому умению, как чтение страниц «от угла к противоположному углу», без вникания в подробности, не исключено, что ключевые моменты раз, да и зацепятся в памяти;
- на удивление этот тип знакомства с миром улучшает реакционные способности, что помогает спортсменам и тем, кто вынужден «прыгать» по разным объектам внимания.
Это кажется на первый взгляд забавным, но вместе с тем и вполне предсказуемо, психологи выяснили, что маэстро клипового мышления превосходно осваиваются в таких нишах, как:
- сыскные агентства;
- высшие эшелоны спорта, участвующие в международных состязаниях;
- реклама, масс-медиа, особенно с прямыми эфирами, паблисити о товарах и услугах; политические и предвыборные сражения;
- фондовые и биржевые рынки;
- архитектура, дизайн, бьюти-сфера;
- диагностика заболеваний и вместе с тем головокружительные скорости принятия решений в области работы «скорой помощи»;
- служащие МЧС;
- военные подразделения быстрого реагирования.
Собрать сей список по единому признаку, не составит труда
Все это места, где надо в кратчайшие сроки отделить главное и важное от мелкого и второстепенного
Частые вопросы
Каковы особенности мозаичного мышления?
+
Это высокая скорость обработки аудио- и видеоинформации при наличии сложностей с длительным удержанием внимания, восприятием однообразного материала либо большого массива данных без перерыва.
Правда ли, что человек с клиповым стилем мышления становится равнодушным, лишенным чувства сострадания?
+
К сожалению, да, так как он просто не успевает реагировать на происходящее. Индивиду с клиповой памятью надо слишком многое воспринимать, поэтому времени на переживания у него попросту не остается. Он может, например, пройти мимо лежащего на земле человека, решив, что тот пьян. Мысль о внезапном обмороке или сердечном приступе даже не придет ему в голову, не говоря уже о вызове неотложки. И это большая проблема.
Так ли необходимо бороться со слайдовым мышлением у детей?
+
Вредные стили мышления не нуждаются в полном купировании, иногда это может быть даже опасно. Клиповый тип восприятия информации – не болезнь и не изъян ребенка, а нормальная реакция на меняющийся окружающий мир. Ее обязательно нужно учитывать, но немного корректировать. Взрослые должны помочь детям не стать более медлительными и долго копаться там, где это не требуется
Представителям поколения Z важно доразвить, «достроить» свое мышление, тогда они смогут быть вдумчивыми или многозадачными, в зависимости от ситуации. А также быстро улавливать суть и давать оценки.
Какие фильмы больше подойдут при узконаправленном мышлении?
+
С детьми предпочтительнее смотреть старые советские фильмы. Большинство из них характеризуется размеренностью и неторопливостью, картинки и декорации в кинолентах времен СССР меняются нечасто. Такая подача информации может быстро наскучить ребенку, поэтому не заставляйте его смотреть весь фильм за один присест. Проявите гибкость: например, позовите посмотреть интересный или смешной эпизод. Если ребенок захочет уйти – не удерживайте, однако велик шанс, что он втянется в логически выверенный сюжет и захочет досмотреть кино до конца.
Что значит клиповость мышления
Это быстрое, почти моментальное переключение с одной мысли или образа на другой
Подобно меняющимся картинкам и звукам в видеоклипах, внимание человека как бы скользит между объектами и не фиксируется на чем-то одном подолгу.. Фрагментарность восприятия информации одним из первых описал Э
Тоффлер в своей книге «Третья волна», опубликованной в 1980 г. Он использовал термин «клиповая культура», имея в виду непрерывное мелькание информационных единиц (отрезков).
Фрагментарность восприятия информации одним из первых описал Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна», опубликованной в 1980 г. Он использовал термин «клиповая культура», имея в виду непрерывное мелькание информационных единиц (отрезков).
Тоффлер еще тогда предвидел, что в будущем подача информации станет более комфортной. Ведь у людей сложится соответствующий склад ума. Но ученый подразумевал не психологический, а культурный процесс.
Некоторые специалисты считают фрагментированное мышление не новым типом интеллекта, а возвратом к естественным процессам в человеческой психике. Не случайно канадский культуролог М. Маклюэн писал, что разум современного человека стремится к дотекстовому состоянию.
Внимание! По мнению ученых, в будущем линейная последовательность знаков перестанет быть частью базовой культуры. И, похоже, прогноз начинает сбываться, судя по существующей ситуации.
Как избавиться от клипового мышления
Нужно ли развивать клиповое мышление или лучше от него постараться избавиться? Вопрос неоднозначный. Вроде и польза от него есть и минусы не настолько вредны. Это означает, что искоренить его вряд ли получится. Можно наоборот использовать в своих целях. Например, быстро прокачать свой мозг и сделать его полезным для решения ситуаций, в которых требуется быстрое решение.
Для этого умные люди разработали множество методик.
Чтение и обучение
Один из самых простых и доступных каждому человеку навыков — чтение книг. Во время чтения человек погружается внутрь текста, анализирует его, чтобы не потерять суть.
В то же время тренируется усидчивость. Конспектирование книг только усиливает эффект от прочтения. Этот способ полезен получением новых знаний. При этом идет как бы нанизывание информации на клиповую.
Писать изложения и сочинения
Благодаря изложениям люди учатся пересказывать чужие мысли и легче запоминают их. Сочинения развивают навык собственного мышления.
Писательская привычка формируется через ежедневное выполнение задания: как бы там ни было, нужно писать хотя бы по одной странице в день
Важно показать свои писательские работы друзьям и родным. Им со стороны виднее, где есть недочеты и ошибки
Если повествование нелогично, есть неточности или сбивчивость в рассуждениях, то это лучше исправить до того, как текст уйдет на просторы интернета к большой аудитории.
В любом случае, даже если нет желания писать методично, то можно просто записывать свои мысли в ежедневник. Это поможет более детально проанализировать пережитую за день информацию.
Алгоритм АСССА
Есть такая методика Л.А. Ястребовой: анализируй — структурируй — систематизируй — синтезируй — анализируй.
Ее суть заключается в следующем. Если ребенку подарили конструктор, то сначала его нужно открыть и изучить инструкцию (анализирование). После этого детальки раскладываются по определенным категориям (структурирование). Затем ребенок выбирает те детали, которые будет использовать для создания чего-то нового (синтезирование). Заканчивается игра оценкой итоговой работы (анализирование). Когда цель достигнута в полном соответствии с замыслом, значит клиповое мышление получилось победить.
Метод парадоксов
Профессору Михаилу Казинику удалось разработать метод для развития критического мышления. Он основан на формировании логической цепочки, когда все происходящее необходимо объяснить и найти противоречия. Казиник был против того, чтобы любая информация воспринималась просто на веру.
Дыхательные практики и медитация
Время от времени нужно приводить свои мысли в порядок. Из перевозбужденного состояния становиться спокойным. Сесть в удобную позу, расслабиться и в течение десяти минут делать дыхательную гимнастику. Для этого нужно выпрямить спину и начать глубоко вдыхать воздух, а затем медленно выдыхать. Во время такой практики наступает приятное расслабление в теле.
Устраивать цифровые каникулы
Полностью избавиться от гаджетов в современном мире практически невозможно
Но важно понимать, что направленность на клиповое мышление процветает не только в интернете, но и в городской рекламе, в журнальных изданиях, виртуальных играх
Рекомендуется устраивать себе отдых от лишней информации. Хотя бы дважды в месяц можно из городской суеты отправиться на природу. Психологи советуют в это время гулять, рисовать, общаться с друзьями и детьми
Важно по возможности исключить в эти дни из своей жизни телефон, компьютер, телевизор. Мозг скажет только: «Спасибо!»
Какая связь между способностями к чтению и длительностью времяпровождения в интернете
Результаты исследования позволили его авторам согласиться с идеей о том, что тип мышления у подростков сменился с линейного на клиповое.
Кроме того, они отметили другие работы, согласно которым до 1992 года люди читали с экранов на 20–30% медленнее, чем с бумаги, и хуже понимали прочитанное. Однако в 2006-м выяснилось, что способ чтения с экранов поменялся. Если, например, в восьмидесятых люди читали линейно — то есть каждое слово друг за другом, — то теперь они стали пользоваться так называемым «F-паттерном», когда прочитывают только заголовок или его первую строку, а затем «сканируют» текст, выдёргивая из него отдельные фразы и додумывая остальное содержание. Из-за этого увеличиваются как скорость чтения, так и количество ошибок при его понимании.
Исследователи объясняют это электронной зависимостью из-за боязни пропустить что-то важное и интересное. Кроме того, они напоминают, что электромагнитные излучения действуют на эндокринные клетки головного мозга, усиливающие синтез дофамина ― гормона счастья
В результате дети попадают в дофаминовую зависимость, и если порция получаемой информации оказывается недостаточной, может возникать неудовольствие и даже агрессия.
Проще говоря, читают они в интернете довольно много, но такое поверхностное чтение мешает им развивать навыки чтения смыслового.
Чем отличается такой вид мышления от понятийного?
Для клипового мышления свойственна быстрая скорость обработки информации. Когда человек сразу реагирует на полученные сведения, но не хранит их в памяти.
Понятийному мышлению характерна медленная, доскональная переработка информации. И в том и другом типе есть свои плюсы и минусы.
Так, к примеру, клиповое мышление позволяет найти мгновенное решение в критической ситуации. Интуитивно человек находит верное решение очень быстро. В то же время людям с понятийным мышлением будет сложно резко включиться в сложную ситуацию. Они сначала впадают в шоковое состояние и не могут быстро понять, что происходит.
У клипового мышления вся информация передается образами, слова являются лишь дополнительной нагрузкой. Конкретизации в данном случае нет. А в понятийном мышлении наоборот — упор делается на конкретику, из-за этого человек начинает думать очень медленно и консервативно. Голова будет перегружена правильной и нужной информацией, но она очень быстро становится бесполезной. Время для принятия решения будет попросту упущено. В клиповом мышлении такого нет. Оно широко направлено и позволяет нескольким моментам слиться воедино для формирования общей картины.
Этапы развития
Музыкальные клипы
В середине 90-х гг. прошлого века появились музыкальные клипы, представляющие собой не единую сюжетную линию, а разрозненные фрагменты, подчас совершенно не связанные друг с другом. К тому же мелькающие видеокадры чаще всего не имели никакого отношения к тексту песни. Да и она тоже была лишена всякой логики и больше напоминала набор отдельных фраз.
Вместе с музыкальными клипами на экранах телевизоров появилась реклама. Она преследовала цель за короткое время продемонстрировать зрителю максимум яркой информацией. В связи с этим сочные, запоминающиеся, а подчас и шокирующие кадры быстро сменяли друг друга. Несмотря на то, что люди чаще всего даже не успевали вникнуть в их смысл, фрагменты оставались на подкорке сознания.
СМИ
После развала СССР «железный занавес» рухнул окончательно. В Россию хлынул поток самой разнообразной информации с Запада. СМИ нужно было как-то преподносить зрителям такое огромное количество материала. И им пришлось уподобиться музыкальным клипам и рекламным роликам. Подача была быстрой и яркой. За 10 минут новостей успевали рассказать о судьбе Горбачёва, забастовке женщин против роста цен на нижнее бельё, очередном ограблении музея Советской Армии, вечере инфернальной лексики в Москве и о выходе нового клипа Влада Сташевского. Заметки в журналах и газетах были аналогичными — короткими и поверхностными.
Мобильные средства связи
Сначала — пейджеры, а затем и мобильные телефоны окончательно закрепили клиповое мышление как ведущее у подрастающей молодёжи и детей. Во-первых, надо было в одно смс-сообщение уложить максимум информации, потому что они в то время стоили нереально дорого. Отсюда пошло сокращение слов:
- прив — привет, здравствуй;
- оч — очень;
- ок — хорошо, договорились;
- ДР — День рожденья;
- НГ — Новый год;
- спок — спокойной ночи;
- мб — может быть;
- спс — спасибо;
- ИМХО — моё мнение (калька с английского «in my humble opinion»);
- пжлст — пожалуйста;
- ОМГ — Боже мой! (калька с английского «Oh, my God!»);
- КД? — как дела?
- ЧД? — что делаешь?
- шк — школа;
- дз — домашнее задание;
- нзч — не за что.
Сейчас необходимость экономить ушла: сообщения стоят уже не так дорого (а иногда и вовсе бесплатно, если безлимитный тариф), но привычка сокращать осталась. И она тоже повлияла на формирование фрагментарного мышления.
Социальные сети, мессенджеры
На сегодняшний день это последняя стадия окончательного оформления клипового мышления. Во-первых, сообщения, в которых используются всё те же сокращения из телефонных смс. Их список постоянно расширяется. Переписка подростков ВКонтакте или Facebook подчас напоминает кодовый шифр, для прочтения которого нужен какой-то ключ. Во-вторых, общение сразу с 2, 3, 5, а то и 10 друзьями одновременно. В-третьих, быстрое пролистывание новостной ленты, в которой собраны материалы и про открытия Да Винчи, и школьные приколы, и новые законы о сдаче ЕГЭ в этом году, и акции на модные кроссовки. В-четвёртых, у одного человека имеется 5-6 аккаунтов в разных соцсетях, а на телефоне установлено 3-4 мессенджера.
В последнее время в соцсетях предпочтение отдаётся визуализации информации. Тексты уже никто не хочет читать. Гораздо удобнее посмотреть картинку или ролик. Поэтому контент в новостной ленте представляет собой череду Сториз, видеороликов, инфографики, вкусных иллюстраций, пикантных фотографий.
В течение дня перед человеком крутится яркий калейдоскоп разрозненных фактов. Несмотря на имеющийся свободный доступ к актуальной информации, мало кто вникает в её суть. А если и надо что-то запомнить — нажали на кнопку, закрепили у себя в аккаунте на стенку или переслали кому-то из друзей. Понадобилось вспомнить материал — пересмотрели и удалили.
Психологи и педагоги бьют тревогу, утверждая, что такое калейдоскопное восприятие переносится и в реальную жизнь, которую молодёжь начинает ощущать как отдельные куски, фрагменты, совершенно не связанные между собой.
Как преподавателю сделать уроки более эффективными и обратить эту особенность учеников в плюс?
Предлагаем несколько идей, которые можно реализовать и в индивидуальном, и в групповом обучении.
Более динамичные уроки
Времена, когда ученики могли неподвижно высиживать по несколько уроков подряд, давно прошли
Внимание современных школьников важно удержать различными способами, ведь иначе пострадают дисциплина и мотивация
Самый простой и эффективный метод — дробить занятия на блоки по 10-15 минут и менять типы деятельности, чтобы ученики не успевали заскучать. Да, подготовка к таким урокам усложняется, но зато и результат превосходит все ожидания!
Задания на структурирование, обобщение и визуализацию информации
Старайтесь давать информацию наглядно: в форме схем, графиков, таблиц и т. д. Это вовсе не значит, что составление таких материалов должно полностью ложиться на ваши плечи — дайте такое задание ученикам, и работать с информацией им будет интереснее и полезнее. Можно также объединить их в группы, что будет развивать и коммуникативные навыки.
Творческие задания
Используйте главное преимущество учеников с клиповым мышлением — умение мыслить образами, фантазировать и представлять. К тому же творческие задания будут побуждать их рассуждать самостоятельно, а не просто искать в интернете, а этого навыка так не хватает современным школьникам.
Проекты (в том числе с использованием современных технологий)
В современном мире действительно огромное количество ресурсов, чтобы создавать! Поверьте, ваши ученики хорошо разбираются в новых технологиях, почему бы не применить это в обучении? Рисуйте мемы и комиксы, снимайте видео и записывайте подкасты, создавайте собственные сайты и странички в соцсетях и даже игры — ваши возможности практически безграничны.
Доклады и рефераты на сложные темы
Ученики сейчас действительно умеют работать с информацией и даже успели к этому привыкнуть: задания типа «подготовьте сообщение о…» уже стали традиционной образовательной практикой. И все-таки они могут стать хорошим инструментом мотивации для ученика с клиповым мышлением — это может поощрить его интерес, побудить разобраться в волнующей его теме.
Чтобы доклады учеников не становились рутиной, следите за их качеством: сформулируйте основные требования и критерии оценивания — тогда это будет по-настоящему эффективным.
Учебные игры: викторины, круглые столы, дебаты
Обладающие клиповым мышлением школьники, ищущие быстрых импульсов, эмоциональных реакций, точно будут в восторге от учебных игр! Чтобы разбавить приевшийся формат урока, стоит иногда включать в программу нестандартные формы. Это может быть что угодно: от исследования до ток-шоу.
Список литературы
- Березовская И. П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление», 2015.
- Букатов В. М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников – досадное новообразование «постиндустриального уклада» или долгожданная реанимация психического естества? 2018.
- Гиренок Ф. И. Клиповое сознание, 2014.
- Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего, 2005.
- Романов Н. А. Клиповая культура в современном медиапространстве, 2017.
- Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде, 2014.
- Тоффлер Э. Третья волна, 1980.
- Тоффлер Э. Шок будущего, 1970.
- Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста, 2010.
Несмотря на то, что клиповое мышление детей и молодёжи несёт в себе большой заряд отрицательного, нельзя видеть в нём только пороховую бочку. Современное общество не в силах отказаться от СМИ, соцсетей, мобильных телефонов. Поэтому единственный выход — ослабить минусы этого феномена и усилить плюсы. Оберните его на пользу своему ребёнку — и в его жизни многое изменится.
Предлагаем ознакомиться с другими типами мышления:
- аналитическое;
- дивергентное;
- позитивное.
Как бороться с недостатками клипового мышления у детей
Как мы уже с вами выяснили, клиповое мышление – это не всегда зло, а потому бороться с ним нужно только тогда, когда оно действительно мешает продуктивно учиться и затрудняет общение со сверстниками.
Итак, как избавиться от пагубного влияния клипового образа восприятия:
Читать художественную литературу. Чтение комиксов, постов в соцсетях и даже популярных молодежных произведений не способствует повышению концентрации и развитию внимания. На помощь придут произведения классиков. В них нет часто сменяющихся ситуаций, диалоги обычно долгие и содержательные. Поначалу такой формат может показаться скучным, чтение будет даваться с трудом. Начинайте читать по 10–15 минут в день и постепенно увеличивайте время.
Смотреть старые фильмы. Польза от них примерно та же, что и от классической литературы. В советских фильмах нет мелькания ярких картинок, планы меняются редко, присутствуют глубокие монологи и сложные беседы. Молодому поколению такой способ “образования” может видеться слишком нудным. Но постепенно отношение к подобным кинофильмам изменится. К логически выверенным сюжетам появится интерес.
Писать изложения и сочинения. Первые помогут научиться запоминать и транслировать чужие мысли, вторые – формулировать собственные. При этом очень полезно показывать кому-то из близких свои творения. Так можно обнаружить, например, где нарушена логическая цепочка повествования или применены непонятные формулировки. Если формат изложений совсем не вызывает энтузиазма, можно вести личный дневник и записывать свои размышления, пережитые события.
Дискутировать. Очень полезно устраивать дискуссии со своими сверстниками или родителями. Можно найти любую тему, которая интересна или беспокоит, и предложить обсудить ее в кругу близких людей. Только не стоит путать дискуссию со спором. Лучше заранее договориться, что каждый из оппонентов приведет по 2-3 аргумента в защиту собственного мнения, а после будут предприняты попытки прийти к общему знаменателю.
Ставить себя на место другого
Важно научиться понимать, что существуют мнения, отличные от собственного, и каждый поступок человека имеет свою причину. Еще один хороший способ борьбы с клиповым мышлением – это стараться анализировать позицию другого человека
Регулярно задавайте себе вопрос: “А как на его месте поступил бы я?”
Устраивать дни отдыха от гаджетов. Это поможет мозгу отдохнуть от непрерывного информационного шума и перезагрузиться. На такие выходные в месяц можно выделять несколько дней. Главное условие – никаких мобильных, планшетов, компьютеров и телевизора! Даже на чуть-чуть. Лучше погулять, встретиться с друзьями, заняться хобби и всем тем, на что в быстром ритме жизни не хватает времени.
О том, как развить мышление, мы рассказали в отдельной статье.