Как организовать сеансы в группе?
Для организации песочницы нужен песок, лучшего всего двух типов: сухой и увлажненный. Эксперты советуют использовать мелкофракционный кварцевый песок с крупицами 0.1-0.3 единиц. Оттенок можно выбрать любой – от рыжего до белого. Лучше, чтобы материал был мягким и без труда струился. С ним будет приятней работать.
Потребуется также две больших емкости под песочницы. Одна – с нижней подсветкой. Она пригодится для сухого материала. Вторая – с влагостойким днищем и бортиками. Она нужна для работы с влажным песком. Лучше, чтобы бортики песочницы были повыше.
При работе с песком ребенок сможет использовать различные мелкие игрушки по возрасту. Для детей 2-3 лет потребуются более крупные игрушки, которые они не смогут проглотить. Старшие детки могут брать игрушки типа Kinder. Подойдут также предметы из разных материалов: глиняные, пластиковые, металлические, древесные.
Сеанс терапии начинается с того, что каждый ее участник выбирает себе игрушки, которые пришлись по вкусу. Не нужно торопить ребенка в выборе. Он должен иметь свободу действий и ориентироваться на свои предпочтения. Затем малыш раскладывает игрушки в песочнице на свое усмотрение. Процесс расстановки у всех происходит по-разному, из чего педагог может сделать первые выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка.
С песком ребенок играет самостоятельно. Вмешательство взрослого минимальное. Например, он может помочь, если у малыша возникнут трудности или он сам позовет играть. Игры могут быть различные: можно использовать ситуации из повседневной жизни, придумывать сказки, показывать профессии, рисовать растения, лепить животных, предметы быта.
Лучше, чтобы в работе с песком ребенок был сосредоточен на одном задании с определенным типом игрушек. В аудитории, где находятся дети, можно включить приятную, медленную музыку. Допустимо заниматься в тишине. Это зависит от предпочтений детской группы.
Становление метода, история развития
В основе песочной терапии лежит юнгианский аналитический подход, на основании которого предполагается использование в работе содержания бессознательного в символах. Именно символы считаются началом развития и внутреннего побуждения к действию.
Шарлотта Бюлер в 40-х годах разработала «Текст мира» или «Erica метод». В Швеции данная методика используется в качестве исследовательского инструмента в детской педиатрии.
Чуть позже, в Швейцарии, Маргарет Ловенфельд разработала свою методику на основании «Техники мира». Она также с успехом применялась на уроках в работе с малышами.
Терапевтический метод принадлежит Доре М.Калфф, швейцарке. Сэндплей, как он был назван, изначально был разработан и использовался только для занятий с детьми. Спустя несколько лет стал применяться на занятиях в работе со взрослыми.
Известные психотерапевты, такие как Эрик Эриксон и Анна Фрейд, с успехом использовали в работе с детьми различные игрушки.
Польза терапии в юнгианской песочнице
Из опыта работы можно судить о том, что юнгианская песочница дает следующий результат:
- учащиеся с интересом посещают занятия по логопедии;
- во время проведения уроков нет места унынию;
- отсутствует монотонность;
- человек чувствует себя успешным и нужным обществу.
Занятия в песочнице помогают:
- пополнить словарный запас;
- развить звукопроизношение;
- освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- развить мелкую моторику;
- способствует развитию связной речи;
- установить лексико-грамматические связи.
Игры с песком помогают педагогу решить сложные коррекционно-развивающие задачи. Особую пользу приносят занятия для детей с нарушением речи.
«Почему именно песок?»
Этот вопрос часто задают психотерапевтам. Действительно, выражать свои переживания можно и через другие виды творчества – лепку из пластилина или глины, рисование, музыку и так далее. Тем не менее, более века специалисты отдают предпочтение именно песку. Давайте вместе разберемся почему.
- Он дает возможность быстро создать много различных форм, как угодно их изменить и моментально разрушить без угрызений совести, поэтому человек ощущает себя всемогущим творцом, полноправным хозяином песочного мира.
- Для того чтобы работать с песком, необязательно обладать талантом или специальным умением. Не нужны никакие инструменты. С этим материалом справится и малыш. У человека нет страха провала, негативной оценки окружающих.
- В то же время для того, чтобы создать из песка что-то интересное, необходимо проявить терпение и усердие.
- Он забирает негативные эмоции, во время работы с ним, человек заметно успокаивается, смотрит на мир более позитивно.
Песок состоит из миллионов песчинок, которые раздражают нервные окончания на пальцах и ладонях, таким образом, происходит стимуляция центра речи, также это положительно влияет на пространственное мышление, память, воображение, внимание, работу внутренних органов
В чем суть песочной терапии?
Песочная терапия является невербальной формой психотерапии, то есть в ней не используются слова. Общение с собой и миром здесь происходит через тактильные ощущения, создание рисунков и фигурок из песка. Фундаментом метода послужили труды психиатра Карла Юнга. Песочная терапия предполагает работу с фантазией, символическим бессознательным. Для Юнга она представляла источник внутреннего роста и развития, а о фантазии он писал как о «матери всех возможностей».
Карл Густав Юнг считал, что песочница – это детский аспект коллективного бессознательного. По его мнению, создавая различные сюжеты из песка, дети придают своим переживаниям форму. Благодаря действиям с песком мы возвращаемся в детство, пробуждается архетип ребенка.
Собственно, песочную терапию разработала последователь Юнга психоаналитик Дора Калф. Главный ее принцип – создание пространства, одновременно свободного и защищенного от внешнего мира. Эти условия идеально подходят для того, чтобы взрослый или ребенок мог выразить свои чувства, эмоции, вполне реальные образы, до которых можно дотронуться рукой. По мнению Доры Калф, в результате можно получить трехмерную картину душевного состояния человека.
Роль песочной терапии для детей с отклонениями
Если для здоровых детей игры просто полезны, то для малышей с психическими нарушениями – это неотъемлемая часть выздоровления. Коррекционные возможности терапии используются для помощи пациентам с эмоциональными и поведенческими невротическими отклонениями. Она также применяется, как вспомогательный метод развития сенсорики и снятия психоэмоционального напряжения.
Наиболее хорошо упражнения в песочнице показывают себя в работе с детками с:
- Задержкой психического развития – ЗПР;
- Ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ;
- Общим неразвитием речи – ОНР.
Детей, страдающих этими отклонениями, объединяет неустойчивость эмоциональных проявлений, трудности с самоконтролем, вспышки агрессии, неумение находить общий язык с одногодками, резкая и постоянная смена настроения, повышенная тревожность, грубое поведение с другими, суетливость. Их также преследует страх. Какие есть виды страха, и зачем с ним бороться, можно дополнительно прочитать в статье «Как бороться со страхом?»
Важно, что ребенок в песочной терапии самостоятельно формирует характер своей игры и персонажей-фигурок. Они взаимодействуют между собой, общаются, ведут диалоги
Все эти действия также инициирует малыш. Бывает так, что он подключает к игре взрослого и определяет для него роль. Например, позволяет управлять каким-то персонажем. Задача взрослого – понаблюдать за ребенком и понять его переживания.
Терапия подходит для 2-летних детей с плохо развитой речи. В работе с ними применяется упражнение «Песочная грамота». Ее задача – улучшить восприятие слов, откорректировать произношение, а также развить навыки чтения и письма. Разные игры направлены на устранение разных видов отклонений.
Малыши, отстающие в интеллектуальном развитии, проводят в песочнице около 1 часа. Последовательного сюжета они, как правило, не выстраивают, но четко отслеживается противостояние, раздел песочницы на отдельные зоны, параллельное ведение игры.
Терапия используется не только, как метод лечения невротических заболеваний, но и как профилактика психических отклонений. Разыгрывая воображаемые ситуации и сказки в песке, ребенок получает мощное профилактическое средство от всех видов расстройств. Уделяя таким занятиям больше игрового времени, удается оградить ребенка от негативных эмоций.
Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?
Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.
Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.
Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги
Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало
Иногда требуются месяцы игровых сеансов.
Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.
Она имеет такие преимущества:
- Для занятий детям не нужны особые знания, навыки умения, поэтому заниматься с песком могут даже малыши в раннем возрасте.
- В игре исключены ошибки. Каждый играет так, как ему хочется, поэтому поводов для расстройства нет. Творить собственный мир получается у всех!
- Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Он не один. Рядом должен находиться наставник (родители, воспитатели, терапевт), который поможет ему преодолеть трудности.
- Песочная терапия детей с песком развивает: внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. На примере песочницы несложно показать разницу между добром и злом, плохими и хорошими поступками.
К основным задачам терапии относят:
- формирование позитивного восприятия мира;
- укрепление навыков коммуникации;
- развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;
- устранение агрессии, замкнутости;
- развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;
- улучшение познавательных процессов (например, памяти и внимания).
Можно ли заниматься песочной терапией дома?
Да, конечно, можно, ведь песочная терапия не требует использования каких-либо специальных инструментов. Простейшие упражнения вы можете выполнять и дома.
- Положите руки на песок, поводите по нему сначала одной стороной ладоней, потом – другой. Прочувствуйте, какой он – теплый или холодный, сухой или влажный.
- Нарисуйте пальцами на песке волнистые линии, украсьте их ракушками, представьте себе шум моря.
- Возьмите горсть песка, сожмите кулаки, а потом медленно высыпьте песок обратно в короб.
- Закапывайте по очереди руки в песок, насыпая его сначала на один палец, потом на другой и так далее.
- Проигрывайте в песочнице сложные жизненные ситуации, практика показывает, так рациональное решение придет к вам быстрее.
- Используйте песочницу в качестве инструмента для снятия стресса и усталости.
И все же руководить песочной терапией должен опытный психотерапевт. Только он сможет точно расшифровать созданную вами композицию и дать верный ключ для понимания своего внутреннего мира, восприятия реальности и решения жизненных проблем.
Что происходит во время сеанса?
Для сеанса можно использовать любой песок, главное, чтобы он был чистым. В качестве песочницы обычно берут деревянный короб или поднос. Он должен быть выкрашен в голубой цвет – это позволяет имитировать небо и воду. Как правило, размеры короба составляют: 50 см в ширину, 70 см в длину, высота бортиков – 8 см. Помимо песка и песочницы, во время сеанса используются:
- вода – из влажного песка легче выполнять объемные фигуры, также она нужна, чтобы создавать моря, реки, дождь;
- природные материалы — камешки, веточки, ракушки, желуди, растения и т. д.;
- миниатюрные фигурки, изображающие людей, животных, птиц, растения, предметы;
- пуговицы, кусочки материи, цепочки, стеклянные шарики и т. д.
Создавая из этих вещей, песка и воды какую-либо композицию, человек переносит на них внутреннее волнение. Например, какая-то фигурка олицетворяет его самого, и с ее помощью он проживает различные ситуации, проигрывает возможные сценарии развития событий.
Психотерапевт внимательно наблюдает за процессом. То, какие фигурки были выбраны, порядок их появления на сцене, взаимное расположение, детали места действия и многие другие нюансы складываются в объемную картину, отражающую состояние психики человека.
Впоследствии психотерапевт подготавливает к каждому сеансу список специальных заданий, направленных на снятие внутренних зажимов и негативных эмоций. Для того чтобы достичь желаемого терапевтического эффекта, их нужно выполнять в определенном порядке.
Этапы песочной терапии
Итак, пескотерапия – не просто игра, о которой тут же забывают после окончания. Это метод психологической помощи ребенку, поэтому она требует тщательной проработки со стороны педагога или психолога, особенно, если у малыша наблюдается невротическое отклонение.
Суть тренингов с песком и ребенком – раскрыть спрятанные фобии и замаскированные отклонения.
Достичь этой задачи можно, тщательно выполняя такие этапы:
- Время в песочнице. Специалист или родитель организовывает упражнение с песком и игрушками. На этом этапе происходит наблюдение за подопечным или группой дошкольников.
- Обсуждение. После окончания игры, происходит анализ воспроизведенных ситуаций. Специалист делает выводы относительно каждого персонажа, который фигурировал в процессе игры. Он объясняет, какова была его роль, что он означает, о каких проблемах сигнализирует. Это позволит родителям подойти к воспитанию малыша более осознано.
- Повторный сеанс. Конечно, одного занятия недостаточно. Нужно не останавливаться на достигнутом, и заниматься до тех пор, пока тревожные симптомы не исчезнут. Психологическая песочница уместна в любом возрасте, даже взрослом. Чем больше занятий будет проведено, тем лучше можно проработать каждую проблему.
Что происходит на сеансе песочной терапии:
Песочная терапия — это уникальная возможность познать свой внутренний мир при помощи пространства Юнгианской песочницы, в котором с помощью различных по размеру и назначению предметов и того чувства свободы и защищенности, которое возникает в отношениях с терапевтом, появляется проекция своего внутреннего, бессознательного Мира.
В начале часа ребенок видит песочницу в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. В центре кабинета на уровне стола устанавливается лоток с песком, который соответствует полю зрения ребенка или взрослого, стоящего перед лотком. Лоток заполнен промытым, качественным песком, для того, чтобы можно было углубляться в песок или выстраивать песочные фигуры вверх до необходимой высоты. Основание лотка окрашено голубым цветом, чтобы при желании можно было создать иллюзию воды на дне лотка.
Кроме того, в комнате для терапии есть самые разнообразные предметы и материалы (фигурки людей, животных, деревьев, растений, цветов, зданий и орудий их создания, мостов, автомобилей, вагонов, а так же камни, древесина, кусочки металла и тд., и т.п.).
Что действительно важно — не общее количество фигур, а их символическая ценность. Важно, чтобы были представлены не только светлые, дружественные, красивые объекты, но также и уродливые, темные, злые, внушающие страх персонажи
Также важно — иметь символические фигуры из других культур, чтобы была возможность представить «полностью другой », необычный и «иностранный» мир в душе.
Ребенок выражает в песке то, что спонтанно возникает. Все, что происходит в песочнице — свободный выбор ребенка. Он полностью свободен играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку.
Терапевт сопровождает процесс «Творения Мира», анализирует и комментирует, задаёт вопросы. По завершении каждого сеанса, терапевтом делается либо эскиз, либо серия фотоснимков «песочных миров», которые необходимы как для дальнейшей интерпретации символических аспектов проявлений души их аналитиком, так и для совместного их просмотра, обсуждения с ребёнком и/или взрослым по завершении первичного курса, состоящего из 3-5 сеансов.
Песочница может стать небольшой «жизненной лабораторией», в которой есть свои ограничения и свободы, а также личная ответственность создателя. Перемены в отношении к самому себе не всегда сразу заметны, но они имеют качественное измерение, а значит, останутся и будут влиять на всю его будущую жизнь.
Сессия песочной терапии длится от 25 до 50 минут, один или два раза в неделю. Обычно для улучшения состояния бывает достаточно 10-15 сессий индивидуальной песочной терапии, но это всегда очень индивидуально Допустимо делать перерыв в работе.
Как проходят сеансы у психологов?
К психологу, как правило, родители ребенка или взрослый клиент обращаются за помощью в решении конкретной проблемы. Поэтому сеанс, хоть и базируется на тех же самых этапах, выстраивается более тщательно, а анализ результатов проводится более глубокий. В кабинете психолога больше, чем где-либо еще, важна утрата пациентом контроля над сознанием, позволяющая волнующей его проблеме материализоваться с помощью песка и вспомогательных фигурок.
Анализ начинается уже на стадии выбора миниатюр для создания песочной картины. Стараясь не шуметь и не попадать в поле зрения ребенка, чтобы не отвлекать его, психолог внимательно наблюдает за всеми его действиями, стараясь не упустить ни одной детали
Это особенно важно при работе с детьми, имеющими трудности с речью
Время для выбора фигурок не ограничивается, а в процессе творчества их можно убирать или добавлять. Перед тем как начать создание песочной картины, ребенок по просьбе психолога выстраивает все выбранные фигурки и предметы на подносе с песком в том порядке, который сочтет нужным — в этом ряду зашифровано много ценной информации, понятной специалисту. Затем начинается сам процесс моделирования.
Дети любят воплощать в песке сказочные, фантастические сюжеты, вдохновляясь полной свободой самовыражения. Обычно на создание картины уходит не больше часа, после чего психолог может обсудить ее с ребенком: что это за мир, кто его населяет, какой характер у каждого из героев, в каких взаимоотношениях они находятся и т. д. После такого описания психолог может задать вопросы, побуждающие пациента что-то изменить в сюжете, развить его. Например:
- В этом мире всем хорошо живется или кто-то грустит?
- Если кому-то из героев плохо, что можно сделать, чтобы ему стало хорошо?
- Как будут вести себя герои дальше?
Важно, чтобы ребенок не просто рассказывал о развитии событий, а иллюстрировал все это на песочной модели, меняя положение фигур. После каждого такого изменения следует вопрос: «А что будет дальше?» Это продолжается до тех пор, пока проблема героя не разрешится
Если ребенок констатирует, что теперь в этом песочном мире всем хорошо, это будет означать, что его внутреннее напряжение снято на бессознательном уровне. Если же он скажет, что герою плохо, но помочь ему нельзя, психолог предложит ему вновь обратиться к полкам с фигурками и посмотреть, не найдется ли там кто-то, кто спасет ситуацию. Так постепенно специалист «распутывает» клубок детских переживаний, помогая маленькому пациенту найти выход из эмоционального замкнутого круга.
При работе со взрослым человеком психолог также обсуждает законченное творение клиента, задавая вопросы о значении тех или иных конструкций, о том, что могло бы быть по-другому или хотелось бы изменить. В ходе такой беседы к человеку постепенно возвращается утраченное чувство уверенности, он начинает понимать, что именно его тревожит и почему. Наконец он принимает сложившуюся ситуацию. Часто уже после первого сеанса пациенту становится намного лучше, он начинает видеть решение своих проблем там, где раньше царил полный мрак.
История возникновения и суть метода
О песке как о материале, возвращающем взрослого человека к «архетипу ребенка», говорил еще Карл Густав Юнг, швейцарский ученый-психолог первой половины XX века, а английский врач Маргарет Ловенфельд первой начала использовать подносы с песком и маленькие фигурки в работе с детьми. Автором полноценной методики считается последовательница Юнга и ученица Ловенфельд Дора Калфф, благодаря которой метод песочной терапии обрел окончательную форму.
Фактически это один из видов арт-терапии, который отличается от остальных простотой манипуляций, недолговечностью создаваемых форм, возможностью корректировать их безо всяких ограничений. Особых навыков или умений при работе с этим материалом не требуется, а в создании композиций помогают готовые фигурки людей и животных, природные материалы. Основная задача песочной терапии для детей, с одной стороны, заключается в том, чтобы помочь взрослому (педагогу или психологу) выявить и помочь разрешить проблемы, которые могут скрываться глубоко в детской душе, а с другой — способствовать психоэмоциональному развитию ребенка.
Домашняя песочная терапия
Говоря о практике песочной терапии в домашних условиях, имеют в виду скорее игровую форму обучения, нежели метод психоанализа. Такой вид совместной деятельности родителя и ребенка принесет массу удовольствия обоим и поможет лучше понять друг друга. Организовать песочницу дома несложно, тем более что для домашних игр с песком не обязательно точно следовать всем научным канонам метода. Основной элемент — свобода творчества — должен остаться неизменным.
Для занятий вполне подойдет любая широкая емкость, желательно с высокими бортами и крышкой — так песок будет удобнее хранить. К подготовке песка нужно подойти с большей ответственностью: он должен быть совершенно безопасным. Песок продается в зоомагазинах, но можно набрать его и самостоятельно — главное, хорошо его просеять, промыть и прокварцевать (или хотя бы прокалить в духовке).
Следующий шаг — собрать коллекцию разнообразных миниатюрных игрушек. Она может быть не такой большой, как у профессионального психолога, но все-таки достаточной для творчества. Не стоит забывать и о природных материалах — камнях, перьях, ракушках, шишках, ореховой скорлупе. Может пригодиться мелочь вроде пуговиц или монет, игрушек из шоколадных яиц. Также необходимо приготовить пульверизатор с водой для увлажнения песка.
Можно начинать игру! Например, ребенок с радостью поиграет в пиратов, где нужно будет отыскать зарытый «клад», обозначенный крестиком на нарисованной карте, отмеряя пальчиками «шаги» от ориентира, или построит замок из песка, в котором будет заточена принцесса — здесь все ограничивается только фантазией участников.
Как дети реагируют на песок?
Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.
Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок
Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.
Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.
В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию, устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.
Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности
Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни
Когда и как помогает песочная терапия?
Прежде всего, следует понимать, что игра с песком не переделывает человека, а скорее помогает ему освободиться от переживаний, отрицательных эмоций и принять самого себя. Занятия назначают в составе комплексной психологической помощи ребенку и взрослому. Например, песочная терапия эффективна в следующих случаях:
- сильные страхи и повышенная тревожность;
- нервные тики и неврозы;
- неадекватное поведение в различных ситуациях;
- низкая самооценка, неуверенность в себе;
- депрессия, мысли о суициде;
- недавно перенесенное сильное эмоциональное потрясение;
- психологическая травма, насилие;
- сложные отношения с окружающими – родными, друзьями, коллегами, учителями, сверстниками и т. д.
Доказано: после курса сеансов песочной терапии человек (неважно, ребенок или взрослый) начинает видеть ранее скрытые от его восприятия пути к разрешению конфликтов, становится более спокойным, уравновешенным и уверенным в себе, он начинает воспринимать окружающий мир в более позитивном ключе, нежели раньше. Освобождение от негативного пережитого опыта происходит на подсознательном уровне и само по себе, то есть без применения сильнодействующих медикаментов.
Различные элементы, применяемые во время сеанса, позволяют психотерапевту оценить состояние разных психических уровней, в частности, получить доступ к довербальным уровням психики, то есть к тем, которые сформировались в раннем детстве до появления речи
Освобождение от негативного пережитого опыта происходит на подсознательном уровне и само по себе, то есть без применения сильнодействующих медикаментов.
Различные элементы, применяемые во время сеанса, позволяют психотерапевту оценить состояние разных психических уровней, в частности, получить доступ к довербальным уровням психики, то есть к тем, которые сформировались в раннем детстве до появления речи.