Библиотерапия как метод психологической коррекции — общая характеристика метода библиотерапии

Примеры применения методики, результаты

Пример № 1

Татьяна 28 лет. Страдала головокружением и легкой формой невроза. Метод терапии – параллельное чтение стихов Ахматовой и прозы Тургенева, искусствоведческой литературы. Самостоятельно читала произведения, делала выписки.

Результат — стабилизация состояния.

Пример № 2

Лидия 35 лет. Применялся метод контрастного чтения сказки и классика, фантастика и литература по археологии. Также применялось прочитывание любимых произведений Пушкина и Джека Лондона. Занималась параллельным чтением двух произведений, одно из которых, требовало глубокой работы, а второе было легким для восприятия.

Результат — улучшение отношений с окружающими, преодоление пассивности, реализация с помощью дополнительных стимулов, повышение мотивации.

Пример № 3

Александр 30 лет. Диагноз — хроническая депрессия. Также пациент пережил ряд трагических событий, что усугубило его состояние.

Обращался в поэзии Есенина, что привело к переосмыслению собственной жизни, нахождению причин, ошибок и неудач. Произошло пробуждение творческих способностей.

Особенности библтотерапии. Достоинства и недостатки метода

Библиотерапия — это специфическое использование литературы и литературных произведений в терапевтических целях с целью помочь клиенту справиться с его проблемой или трудностями.

Библиотерапия как метод работы с проблемой клиента может принимать две формы:

  • Информативное чтение;
  • Терапевтическое чтение (собственно библиотерапия).

Информативное чтение имеет следующие характеристики:

  • Понимается как самостоятельное изучение клиентом литературы по предмету его проблемы или вопроса, например, в профессиональной консультации, с целью самообразования в вопросах половой жизни в семейной консультации;
  • Целью информативного чтения является экономия времени на консультации и ответственность клиента за результат консультации;
  • Метод эффективен для решения поверхностных проблем, когда работа не затрагивает глубокие слои подсознания клиента;
  • Использование этого метода уместно, когда клиенту нужна информация.

Терапевтическое чтение имеет следующие характеристики:

  • В психотерапии может быть как вспомогательным методом, так и самостоятельным методом коррекции и лечения, но при консультировании чаще используется как вспомогательный метод;
  • Подходит не для всех типов клиентов; от этого выиграют в основном интеллектуально развитые клиенты, которые склонны читать и получать удовольствие;
  • Может использоваться как в группе, так и по отдельности.

Существует два вида литературы по библиотерапии:

  • Художественная литература, биографии, духовная литература и т.д., целью которых является расширение знаний клиента об определенных человеческих проблемах, конфликтах, мотивах путем изучения опыта других людей, в которых клиент может найти ответы на свои проблемы;
  • Литература по психической гигиене, которая предоставляет полезную информацию для решения различных человеческих проблем и решает вопросы адаптации к окружающей среде в терминологии и на основе научных знаний.

Основные преимущества этого метода:

  • Имеет семантическое значение для клиента, так как помогает ему найти способы более точного выражения своих чувств и мыслей;
  • экономит время на информационном аспекте консультирования;
  • Служит спусковым механизмом и побуждает клиента задуматься о своих проблемах, чувствах и т.д;
  • Стимулирует мышление клиента, так как помогает ему анализировать свою проблему с другой точки зрения (что освещается в предлагаемой литературе).
  • Поддерживает клиента и снижает беспокойство о том, что он не в состоянии решить проблемы или конфликты или вынужден отвергать негативные чувства, в то время как литература может аналогичным образом информировать о проблемах и чувствах других людей.

Существуют следующие недостатки метода библиотерапии:

  • Может сформировать у клиента тенденцию к интеллектуализации и рационализации причин своих проблем и отказу от решения своих чувств, эмоций;
  • Может дать клиенту ложное убеждение в том, что только чтение может легко решить все его проблемы и избежать серьезной эмоциональной работы по их пониманию и переживанию. В этом случае задача консультанта состоит в том, чтобы объяснить функцию библиотерапии как вспомогательного метода работы и направить клиента на то, чтобы он взял на себя ответственность за результат консультации.

Библиотерапия – это художественная форма терапии

Фото автора John Diez: Pexels

Большинство людей знакомы с арт-терапией. Она способствует чувственному восприятию, развивает творческие способности и позволяет людям выражать свой внутренний мир эмоций в художественной форме. И это очень похоже на библиотерапию, которая также является формой арт-терапии. Чтение книги может улучшить психическое и физическое здоровье.

Библиотерапия не может вылечить болезнь, но она способна «вскармливать» эмоции и мысли, и именно так понимается сила литературы. Кроме того, обычная терапия или лечение также могут сопровождаться чтением правильных книг.

Чем может помочь лечебное чтение

В современном обществе тенденция к индивидуализации усиливается, разрушаются традиционные семейные связи, человек все больше чувствует себя одиноким, иногда даже сознательно отстраняется от окружающих, замыкается в себе. Депрессии, отсутствие интереса к жизни и суицидальные настроения, особенно среди молодежи, становятся нормой.

Рекомендуем: Арт-терапия

Прием антидепрессантов и седативных препаратов часто не дает длительного эффекта, поэтому все большее внимание специалисты уделяют чтению. С точки зрения психотерапевтов, современная библиотерапия как практическая дисциплина может помочь пациентам в решении таких проблем, как:

  • Осознание особенностей психофизиологических реакций на внешние раздражители.
  • Расширение кругозора, изменение взгляда на сложившуюся ситуацию, которая беспокоит пациента.
  • Снятие психологического напряжения, выход из стрессовой ситуации, избавление от чувства вины, стыдливости, закомплексованности.
  • Налаживание отношений с окружающими, выстраивание продуктивного взаимодействия с лечащим специалистом.
  • Формирование рационального отношения к заболеванию, снятие излишней замкнутости, побуждение к обсуждению заболевания без излишней эмоциональности.
  • Развитие образного мышления и воображения.

Психологи утверждают, что библиотерапия для детей является уникальным и незаменимым методом мягкого воздействия на мышление, особенно когда малыш длительное время находился в стрессовой ситуации. Сейчас это направление обособилось и получило название сказкотерапии.

В процессе игры с педагогом ребенок получает информацию о том, что другие уже сталкивались с подобной проблемой и смогли ее преодолеть. С помощью данной методики стимулируется воображение малышей, дается стимул для развития их личности и творческого потенциала.

Так как же лечат книгой

Процесс лечебного чтения в библиотерапии довольно сложен и состоит из нескольких этапов. На первом этапе психолог тщательно изучает проблемы пациента, определяет, будет ли это групповая терапия или пациенту необходим собственный план чтения. Далее специалист по библиотерапии подбирает книги согласно рекомендациям психолога.

Специалистами по библиотерапии разработан список авторов, произведения которых рекомендованы для чтения, среди них такие известные классики русской литературы, как Толстой, Тургенев, Пушкин, а также известные западные писатели. Чтение литературы, посвященной морально-бытовым вопросам, а также жизнеописанию отдельных известных личностей, оказывает особое, вдохновляющее влияние, поэтому ей отводится особая роль при подборе книг для чтения.

Специалист по библиотерапии обязательно должен учесть такой немаловажный фактор, как психологическое состояние пациента. По методике библиотерапии, не рекомендуется назначать перевозбужденным пациентам чтение книг о приключениях или войнах, депрессивным – о путешествиях.

Согласно методу библиотерапии, для каждого пациента разрабатывается отдельный план чтения из четырех частей, включающий не менее семи книг на четыре недели. Чтобы заинтересовать человека и настроить на работу, ему предлагают почитать литературу, не имеющую отношения к конфликтной ситуации.

Рекомендуем: Техники семейной терапии

Затем подбираются три книги, тематика которых полностью соответствует проблеме пациента, основная цель – дать читателю прочувствовать ситуацию со стороны, осознать, что любую трудность можно преодолеть. Третья часть призвана закрепить полученный терапевтический эффект, а четвертая – поддержать и вдохновить клиента.

В процессе чтения больной делает заметки о действиях героев, отмечает непонятные или спорные, с его точки зрения, моменты, выделяет страницы, которые вызвали неприятие или внутренний протест. После прочтения каждой книги с пациентом проводится специальное собеседование, цель которого – выяснить, насколько человек проникся духом произведения, правильно ли осознал суть сюжетной линии, смог ли выделить самое главное для себя.

Занятия и само чтение могут проводиться в кабинете специалиста, но библиотерапия в библиотеке, среди стеллажей и читальных столов, может оказать на человека дополнительное дисциплинирующее воздействие.

У лечения методом библиотерапии есть свои сторонники и противники, большое число как довольных, так и разочарованных пациентов. Одним из главных аргументов против библиотерапии является ее субъективность: сложно подобрать именно ту книгу, которая даст наилучший терапевтический эффект.

История

Древнее хранилище книг, библиотека фараона Рамзеса II (1300 год до н. э.),  имела надпись над входом: «Аптека для души».

С самых давних времен, древнего Рима и Греции, люди подвержены влиянию письменности. Предписание использовать книги, чтобы лечить патологические состояния человека, начали в общественных, медицинских и исправительных учреждениях в Средневековье, чтобы помочь людям справиться с психическими и физическими недугами. Обоснование для выписывания рецептуры книг было попыткой сохранить нравственную свободу, это продолжалась на протяжении первых веков.

Использование книг в лечебных целях упоминается уже в 1272 году, в больнице Каира рекомендовалось чтение Корана как часть лечения пациентов, в XVIII веке подобная терапия получила широкое распространение в психиатрических больницах Европы, а в XIX-XX в.в. и в России, это врачи (И. Е. Дядьковский, 1836, «конкретному синдрому соответствует определённый текст художественной литературы»; В. М. Бехтерев «либропсихотерапия»), психотерапевты (И. З. Вельвовский «либропсихопедия»; А. Е. Алексейчик; О.Н. Кузнецов «эстетотерапия», «пациентоцентрированная библиотерапия»), библиотековеды, библиопсихологи (А. М. Миллер; Н.А. Рубакин «библиопсихология», развивал идеи Э. Геннекена (Эннекен) — «закон Геннекена»: «почитатели определенного писателя подобны ему «особенностями душевной организации»»; О. Кабачек; В.Н. Мясищев и др.). Специально для работы с заикающимися данный метод был модифицирован Ю. Б. Некрасовой.

Термин «библиотерапия» ввел в 1916 году американский исследователь С. Крозерс (S. Crothers) (в 1941 году определение было добавлено в Dorland’s Illustrated Medical Dictionary). 

Многочисленные примеры целебного воздействия книг на человека отражены также в художественной литературе: предлагалось лечить нарывы на лице чтением смешных книг (Эразм Роттердамский);  принимать по 3-4 страницы из романа Смолетта или Шопенгауэра (И. Ялом «Шопенгауэр как лекарство»); лечить болезнь перелистыванием страниц книги (сказки «1001 ночи»); читать свои комедии преступникам для исправления их натуры (Аристофан); лечить хандру «… Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти „Женитьбу Фигаро“» (Пушкин).

Контроль

Контроль над конкретными психическими проявлениями может осуществляться посредством их усиления либо ослабления. Усиление достигается за счет повторения и детального воспроизведения каждого процесса. Ослабление достигается путем анализа либо вытеснения другими воспоминаниями и эмоциями. Такой подход может влиять на состояние личности при переживаниях различной интенсивности.

Сам процесс контроля слагается из нескольких этапов:

Осознание ситуации
Понимание механизма воздействия на неё ауто- и гетеропсихогенных факторов
Осознание роли своей личности в формировании данного состояния
Осознание своего отношения к проблемам первостепенной важности

Читая книги, герои которых — выдающиеся личности, клиент невольно отождествляет их эмоциональные переживания со своими. Это помогает ему глубже понять личные особенности, глубже осознать собственные ошибки, взглянуть на свою жизнь взглядом другого человека. Книга предоставляет клиенту уникальную возможность, находясь наедине с самим собой, основательно проанализировать свое эмоциональное состояние.

Общая характеристика метода библиотерапии

Библиотерапия — это особое корректирующее воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы для нормализации или оптимизации его психического состояния.

Коррекционное чтение отличается от чтения в целом тем, что фокусируется на определенных психических процессах, состояниях, личностных особенностях:

  • изменены — для их нормализации;
  • нормально — для их балансировки.

Корректирующий эффект чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, желания, идеи, мысли, воспринятые книгой, восполняют недостаток собственных образов и идей, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их в новом направлении, к новым целям. Таким образом, можно ослабить или усилить воздействие на чувства клиента с целью восстановления его душевного равновесия.

Методика библиотерапии

и библиотерапевтический рецепт

Методология библиотерапии может быть разделена на несколько этапов:

1)Самообразование психотерапевта.

Она включает в себя подготовку собственного библиотерапевтического рецепта, т.е. списков литературы и специализированное ознакомление с книгами с точки зрения коррекции.

2)Ориентация на возможности библиотерапии и ее жанры.

3)Составление списка.

4)Разработка системы чтения.

Определяются жанры, акценты и количество книг. Преимущества библиотерапии: разнообразие и богатство воздействия, сила оттиска, длительность, повторение, интимность и т.д. Библиотерапия рекомендуется детям и взрослым с личными и эмоциональными проблемами и применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

В групповой форме библиотерапии, помимо требований, учитываемых при формировании любой психокоррекционной группы, необходимо также подбирать членов группы в соответствии с уровнем читательского интереса.

Библиотерапия также может служить методом косвенной диагностики. Психологически корректирующие процессы в библиотерапии можно разделить на неспецифические и специфические. Неспецифические процессы характеризуются широтой, универсальностью их воздействия на человека в целом и на конкретные изменения в целом

В зависимости от проблемы клиента психолог либо рекомендует клиенту строго определенный набор книг, либо ограничивает и направляет внимание клиента только на определенную область литературы

Конкретные корректирующие процессы характеризуются более узкой специализацией в личности или в психическом процессе: определенные чувства, деятельность, мышление. Контроль над психическими процессами осуществляется путем их интенсификации путем повторения, воспроизведения деталей, или путем ослабления их через анализ, оттесняя другие воспоминания, эмоции, может изменить влияние на личность как нормальный и сильный опыт.

Управление можно разделить на несколько градусов:

  • Осознание своей ситуации, влияния на нее гетеро- и аутопсихогенных факторов;
  • Понимание роли своей личности в развитии состояния;
  • Осознание истинного отношения к основным проблемам жизни.

Эмоциональная обработка. Основная ценность — помогает человеку раскрыть личные эмоции и сравнить их с эмоциями других людей, при поддержке и коррекции со стороны психолога. Урегулирование конфликтов. Это своего рода синтез контроля, эмоциональной обработки и навыков, приобретенных в процессе обучения применению в конкретной жизненной ситуации. Анализ литературных жанров с точки зрения их потенциала в библиотерапии.

Специализированная литература из области медицины, психологии, психотерапии, педагогики и т.д. имеет первостепенное значение, так как может дать клиенту знания, которые особенно важны для него, чтобы стимулировать процессы успокоения, контроля и т.д.

Что читать детям?

Не менее полезно чтение и для детей.

Лучшими инструментами для детского ума станут:

  1. Сказки.
  2. Басни.
  3. Рассказы.

Особенно хочется подчеркнуть влияние сказок, которое оказывает воздействие на все грани личности ребенка:

  • Усиливается интеллект, ребенок осознает причинно-следственные связи между событиями, расширяет словарный запас.
  • Приходит понимание роли групп, отношений между ними и правил общественного поведения. Также возникает ощущение себя частью группы и осознание ценности этого факта.
  • Затрагивается эмоциональная сфера, и перед ребенком открывается богатый мир чувств и ощущений, которые он еще не получил в связи с малым жизненным опытом. Приходит понимание, что чувствуют и ощущают окружающие люди, и что все похожи.
  • В сфере поведения появляется способность анализировать нравственные отношения и способность предугадать негативные последствия тех или иных поступков, а также предвидеть угрозу и адекватно защищаться от нее.

Подводя итоги, хочется сказать, что чтение не только отличная возможность с пользой провести время, но и отличное подспорье для здоровья души и тела, которое практически не имеет противопоказаний и может быть рекомендовано людям всех возрастов.

Каждый сможет найти жанр себе по душе и после прочтения взглянуть на жизнь по-новому, пробудив к ней тягу.

Направление используют

Организаторы

  Медико-психологический центр индивидуальности  (Москва),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк),    Арт-терапевт Орлова Анна  (Екатеринбург),   ВОО «Арт-терапевтическая ассоциация»  (Киев),   Крупнейшее сообщество читающих людей «Школа великих книг»  (Новосибирск),    Научно-информационный центр А.Р.Т.  (Санкт-Петербург),    Психологический клуб «Присутствие»  (Харьков),    Сеть книжных магазинов «Читай-город»  (Саратов),    Центр йоги, аюрведы и духовных практик «Ом Шантидом»  (Калининград),    Читай-город (Ставрополь)  (Ставрополь).

Тренеры

 Артём Анатольевич Рогачевский  (Москва),    Борис Евгеньевич Рашковский  (Москва),    Светлана Филяева  (Москва),    Алексей Николаевич Клочко  (Киев),   Дмитрий Георгиевич Дармостук  (Владивосток),    Елизавета Дулькина  (Саратов),    Иван Васильевич Тяпкин  (Краснодар),    Инесса Владимировна Рогачёва  (Уфа),    Равшанбек Рахманбердиев  (Челябинск),    Юлия Викторовна Сербис  (Калининград),    Юлия Даниловна Гундертайло  (Киев),    Елена Викторовна Любицкая  (Краснодар).

Консультанты

 Артём Анатольевич Рогачевский  (Москва),    Светлана Филяева  (Москва),    Елена Викторовна Любицкая  (Краснодар),    Алексей Николаевич Клочко  (Киев),   Дмитрий Георгиевич Дармостук  (Владивосток),   Елена Георгиевна Черноскутова  (Екатеринбург),    Елизавета Дулькина  (Саратов),    Иван Васильевич Тяпкин  (Краснодар),    Инесса Владимировна Рогачёва  (Уфа),    Равшанбек Рахманбердиев  (Челябинск),    Юлия Даниловна Гундертайло  (Киев).

Базовые упражнения в библиотерапии

Иногда проводятся групповые сеансы библиотерапии в библиотеке, чтобы усилить действие метода за счет обсуждения прочитанного. Они могут включать проведение викторин, литературных вечеров, театрализованных праздников. Но все же чаще коррекция носит индивидуальный характер. Библиотерапевт может порекомендовать пациенту выполнение следующих упражнений:

  • Чтение вслух. Включает чтение отдельных глав или фрагментов текста с последующим обсуждением со специалистом.
  • Написание письма. Цель – раскрытие чувств, мыслей, страхов, переживаний, отрицательных и положительных эмоций. Письмо может быть адресовано любому человеку и даже самому себе.
  • Составление стихов, в которых рифма не является обязательной.
  • Написание прозаического произведения в любом жанре. Или работа над автобиографией.
  • Ролевое чтение. Способствует раскрепощению, повышению уверенности в себе.

Библиотерапия эффективна для коррекции детских проблем, помогает разобраться в себе, научиться лучше справляться с жизненными сложностями, настроиться на оптимистичный лад. Но при серьезных проблемах с психикой она может служить только вспомогательным инструментом в составе комплексной терапии.

Как выбрать книгу

Инструмент библиотерапии – книга, но не каждая. Речь идет не о чтении случайной книги, необходимо учитывать уникальность каждого читателя (пол, возраст, образование, жизненный опыт…), его нынешнюю ситуацию.

Перед применением библиотерапии необходимо установить цели, на которые она будет направлена. Плохой выбор книги может оказать негативное влияние. Лечение должно помочь человеку адекватно справиться с трудной жизненной ситуацией, компенсировать негативные изменения в психике, преодолеть кризис, следовательно, достичь полной реабилитации.

Список книг для детей дошкольного возраста

Библиотерапевтическая литература для читателей-детей:

  1. «Дети из Бюллербю» (А. Лингрен). У Бритты и Анны нет ни собаки, ни кроликов, ни каких-либо других животных. Но у них есть дедушка. Это лучший дедушка в мире. Он живет в Норргордене, у него есть своя комната на 1 этаже. Это такая хорошая комната и такой хороший дедушка, что дети из Бюллербю всегда идут туда в свободное время.
  2. «Я умею прыгать через лужи» (А. Маршалл). Эта книга представляет собой автобиографическую историю из детства автора. В ней описывается, как Алан перенес полиомиелит, обездвиживший ему обе ноги. Но это не остановило его на пути к своим целям. Герой не сдавался, он не принимал свой гандикап, старался делать все, что делали его сверстники.
  3. «Мы дети из станции Зоо» (Кристиан Ф.). Это автобиографическое произведение вселяет надежду, что из безнадежной ситуации всегда есть выход.

Примеры книг для подростков

Библиотерапевтическая литература для читателей-подростков:

  • «Мне было 12 лет…» (Натали Швайгеффер). Реальная история о девушке, подвергшейся сексуальному насилию. С 12 лет ее собственный отец издевался над ней, запугивал ее. Целых 5 лет Натали переживала ад, прежде чем набраться смелости и сбежать с остальными членами семьи. Тема: сексуальное насилие над детьми.
  • «Исповедь модели» (Мартина Копрживова). Открытое признание молодой успешной женщины-модели, описывающей свой карьерный путь от почти детства, через сложный пубертатный период до наших дней. Тема: зависимость, расстройства пищевого поведения, психосоматические проблемы.
  • «Дневник классного аутсайдера или Как я победил издевательства» (Эрик Кан Гейл). Эрик был нормальным мальчиком до 6-го класса, но по какой-то необъяснимой причине группа одноклассников сделала его аутсайдером. Даже его лучший друг выступил против него. Тема: издевательства, дружба, школа.

Примеры книг для взрослых

Библиотерапевтическая литература для взрослых и пожилых читателей:

  • «Человек, который сажал деревья» (Жан Жионо). История рассказана с точки зрения молодого человека, отправившегося в путешествие по пустынным французским альпийским уголкам. Тема: внутренняя решимость, смысл жизни, ясное, непоколебимое счастье.
  • «365 коротких историй для души» (Бруно Ферреро). Ряд добрых историй популярного автора Бруно Ферреро. Тема: отношения, дружба, жертва ради других.
  • «Танцую так быстро, как могу» (Барбара Гордон). Автобиографическое признание успешной эмансипированной женщины, сценариста и режиссера нью-йоркского телевидения, которая мобилизовала все силы своей личности, чтобы жить без наркомании. Тема: психическое расстройство, тревога, депрессия, злоупотребление успокоительными препаратами, отношения.

Основные методы терапии

Среди методов применения наиболее часто используются:

  • коррекционный метод;
  • психокоррекционный.

Различие этих двух методов заключается в глубине воздействия на психоэмоциональное состояние пациента. Первый метод обычно применяется для коррекции различных жизненных ситуаций, для выработки новых сценариев поведения или создания дополнительных собственных образов.

Результатом является изменение общего эмоционального состояния в сторону положительного вектора, обретение дополнительных психических ресурсов. В этом методе используются произведения легкого, развлекающего жанра, фэнтези, лирические произведения.

Второй, психокоррекционный метод затрагивает более глубокие психические процессы. Как правило, пациенты, которым показан этот метод библиотерапии находятся в подавленном психическом состоянии, часто наблюдает потеря смысла жизни, возможны психосоматические расстройства, проявленные на физиологическом уровне.


Giphy

Целью этого метода является проявление и осознание скрытых негативных эмоций и чувств человека. В результате человек получает возможность посмотреть на ситуацию, которая привела к созданию внутреннего конфликта, с другой стороны. Это происходит благодаря анализу и отождествлению реальной ситуации с описанной в книге, что позволяет читателю осознать свою роль, пересмотреть проявление своих эмоций и свести внутренний конфликт к минимальному проявлению, или решить полностью.

Виды библиотерапии

Чтение вслух

Во время сеанса один из группы пациентов читает отдельную главу или эпизод вслух, затем происходит обсуждение и анализ прочитанного. Также возможен вариант чтения по ролям, просушивание аудиозаписей. В данной методике терапевт не обращается к конкретным проблемам присутствующих. Он лишь подбирает эпизоды так, чтобы это соотносилось с проблемами группы. Каждый участник проводят собственные параллели, делает выводы.

Пересказ

Пациенты пересказывают отдельные эпизоды из прочитанного произведения, высказывают свое мнение и виденье. Иногда пересказ происходит от имени героев, с их точки зрения. Роли героев распределяются между участниками, и пересказ ведется от имени каждого из них. Это прекрасно помогает посмотреть на ситуацию под другим углом.

Сочинение собственных произведений

Это может быть сочинение собственных рассказов, отдельных сцен или стихов. Иногда участникам предлагается придумать будущее для героев, меняя тем самым сюжетную линию. После чего произведение прочитывается вслух в группе, происходит обсуждение и анализ.

Иллюстрирование

Данный метод прилагает пациенту или группе попробовать себя в роли художников-иллюстраторов. Участники могут рисовать иллюстрации как к произведению в целом, так и к отдельным его частям. Можно изобразить героев, их отношения, отдельные сцены. Иллюстрации также могут носить образный, аллегорический характер. Данный метод библиотерапии служит способом косвенной диагностики.

Отождествление

Этот метод носит характер домашнего задания и предлагает пациенту отождествить себя с персонажем. В качестве домашнего задания пациенту предлагается прочесть отдельные отрывки произведения и провести параллель между собой и героем, оценить возможности, сопоставить характеры и ситуации. При встрече с терапевтом пациент излагает суть прочитанного с позиции героя. Это значительно расширяет восприятие, помогает человеку поставить себя на место других людей.

Домашнее чтение, с последующим обсуждением

Метод предполагает еженедельные встречи терапевта и пациента. Терапевт подбирает литературу, и предлагает пациенту чтение отдельных частей различных произведений. Затем происходит обсуждение прочитанного. Здесь может применяться контрастное, параллельное или выборочное чтение.

Постановка – экспромт

В данном случае пациенты разыгрывают небольшие отрывки из произведения без заучивания ролей и репетиций. Каждый участник играет определенную роль и представляет персонажа именно так как видит его. У разных участников один и то же персонаж будет совершенно разным. Такая постановка предполагает множество вариантов: участники могут меняться ролями, может быть изменен ход развития сюжета, проигран новый сценарий.

Каковы цели библиотерапии?

В отличие от традиционной терапии, которая в первую очередь направлена ​​на лечение болезни, библиотерапия в смысле литературной силы также, и прежде всего, означает личностный рост, развитие, размышление и внутреннее укрепление. Можно много узнать о себе, прочитав это. Книги могут вызвать тоску, мотивировать, но также позволить проявиться страхам и сомнениям.

В книгах:

  • читатель получает другой доступ к тому, что испытал;
  • расширяет свой кругозор;
  • видит новые перспективы;
  • узнает о своих сильных и слабых сторонах.

История также может облегчить личную конфронтацию с конфликтами. В подавляющем большинстве случаев чтение хорошего романа или специального стихотворения окажет положительное влияние.

И последнее, но не менее важное: это также осведомленность. Ориентация и демонстрация возможных решений играют важную роль

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *