Психоанализ в психологии

Введение

Сегодня, как и во времена первой публикации, отзывы коллег и ученых о З. Фрейде удивительно полярны. Здесь легко найти все: и ненависть, и преклонение, и полное отрицание, и слепое следование каждому слову. Почему же психоанализ на протяжении почти 100 лет оказывается мишенью нападок и предметом восхищения? Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Данная работа посвящена рассмотрению ключевых понятий и методов классического психоанализа Фрейда. В связи с этим предусматривается вынести на рассмотрение такие вопросы:

1) Психоанализ. Понятие и суть.

2) Глубинная психология и психоанализ Фрейда.

3) Ключевые понятия учения.

4) Роль сновидений

5) Основные приемы и методы психоаналитической терапии.

Цель: рассмотреть теоретические и методологические основы психоанализа.

Задачи: 1. рассмотреть психоанализ, историю создания;

2. проанализировать основные приемы и методы психоаналитической терапии;

3. сравнить классический психоанализ и бихевиоризм;

4. узнать ключевые понятия учения;

5 проанализировать все факты, отличающие психоанализ от других направлений в психологии.

Объект: психоаналитическое направление в психологии.

Предмет: Личность и ключевые понятия в психоанализе.

Гипотеза: Если психоанализ спустя 100 лет создания актуален при изучении глубинных структур психики, чем другие направления, то психоанализ — самый действенный метод в психотерапии и самая емкая система знаний мировоззрения Личности.

Методы психоанализа

  • Метод свободных ассоциаций. Пациент повествует о событиях своей жизни, высказывая все, что приходит ему в голову в текущий момент. При этом, он должен в своем рассказе добраться до проблемы, не зависимости от того, какое сопротивление оказывает на это его мозг. Фрейд считал, что все ассоциации важны – в них может быть спрятан ключ проблемы.
  • Объяснение сопротивления. Клиент не только рассказывает все, что приходит ему на ум, но и дает оценку сопротивления. При этом, всплывают новые факты, способные повлиять на ситуацию.
  • Анализ сновидений. По мнению Фрейда, сновидения несут важную информацию о жизни человека и его проблемах. Через образы, являющиеся во сне, могут открываться важные стороны внутреннего конфликта.
  • Эмоциональное преувеличение. В ходе терапии, когда клиент понимает причины и недостатки своих действий, его намерения на изменение ситуации оцениваются, как положительная тенденция и получают одобрение от терапевта.
  • Интерпретация. В ходе терапии неясные моменты должны быть разъяснены до понятных и очевидных фактов.

Психоанализ: огромное значение в жизни человека имеет либидо, половое, сексуальное влечение

Существенное значение в жизни человека имеет половое влечение, сексуальное влечение, либидо. Либидо у ребенка проходит ряд стадий.

Оральная стадия удовлетворяется путем сосания груди мамы, сосание сосков молочных желез (грудных желез). Анальная стадия удовлетворяется актом дефекации.

Фаллическая стадия характеризуется тем, что у мальчиков ощущается сильная привязанность к матери, а отец расценивается как соперник на пути этой привязанности. Развивается Эдипов комплекс. У девочек отмечается привязанность к папе (отцу), формируется комплекс Электры и комплекс кастрации в связи с отсутствием у девочки полового члена (пениса). Либидо у ребенка до 3-х лет проходит прегенитальную стадию развития. В дальнейшем сила либидо уменьшается, а с началом пубертатного периода опять возрастает и наступает генитальная стадия. Психоаналитики в Саратове также выделяют деструктивный, или агрессивный, инстинкт.

Лечение психоанализом

В психологическом консультировании важны структурный бесплатный и платный современный социальный практический, векторный, детский и взрослый психоанализ в консультировании. При некоторых заболеваниях лечение психоанализом весьма эффективно. Клинический психоанализ, квантовый нанопсихоанализ может помочь. Эволюция, история, философия жизни Вам подвластна.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото: () Adamgregor | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Особенности теории

По теории Фрейда, психика человека делится на Эго, ИД, Суперэго. Ид считается главным источником влечения с желанием. Это инстинкт, заложенный природой. Эго является посредником, который делится социальные рамки с животными инстинктами. Суперэго — весь спектр социальных рамок, которые человек получает при родительском воспитании во время закладывания основ того, что можно делать и что нельзя. Во взрослом состоянии суперэго отражается на всех аспектах жизни. Оно связано с нравственностью, религией и законом.

Психика делится на бессознательное и сознательное. Бессознательное — психические силы, которые находятся за чертой сознания. Они определяют поведение человека. Сознательное — аспект психики, который индивид осознает. Сознательное влияет на позиционирования индивида себя в обществе. Психика корректируется удовольствием.

Методы психоанализа

Основное правило психоанализа заключается в том, что клиент должен вслух говорить обо всем, что ему придет в голову. Благодаря этой информации, человек сможет вытеснить из себя все комплексы и барьеры, которые мешают жить.

В практике распознавания бессознательного наибольшее распространение получили 3 метода психоанализа:

  • толкование сновидений;
  • метод свободных ассоциаций;
  • использование ошибочных действий и оговорок клиента.

Метод свободных ассоциаций

В основе психоанализа лежит метод свободных ассоциаций. Он применяется для коррекции и лечения психических расстройств. Исследование бессознательных процессов в психике позволяет пациенту осознать источник собственных проблем и способ его устранения.

Пример метода

Дополнительная информация! Психоаналитический метод свободных ассоциаций впервые создал в 1879 году Фрэнсис Гальтон.

Английский психолог на отдельных карточках написал 75 слов. Затем из колоды вытаскивал по одной и внимательно изучал содержимое. Все мысли, возникшие при прочтении карточки, Гальтон записывал в дневник. В конце эксперимента психолог понял, что его ассоциации отчетливо отражают сущность мыслей.

Именно благодаря известному австрийскому психиатру данный психотерапевтический инструмент приобрел широкую популярность.

Метод толкования сновидений

Сны представляют собой зашифрованные сообщения, получаемые человеком от бессознательного. Психоанализ сновидений позволяет изучить вытесненные желания, которые индивид пытается «заглушить» в состоянии бодрствования.

Сны

Справка! Зигмунд Фрейд считал, что чем запутаннее сон, тем больше в нем скрытого смысла.

Психиатр относился к ночным образам как к симптомам заболеваний. Фрейд был убежден, что нельзя анализировать сон целиком, необходимо кропотливо изучать каждый его элемент. Только в этом случае анализ позволит выявить суть возникающих «картинок».

Метод интерпретации

Интерпретация – важный инструмент, который позволяет психоаналитику правильно расшифровывать сновидения клиента и свободные ассоциации

Обращая внимание на ошибки клиента и оговорки во время сеанса, психолог отмечает скрытые страхи, желания и намерения человека, которые он по каким-то причинам не может проявить в жизни

Важно! При помощи этого метода значимая информация из бессознательного уровня анализируется и осознается клиентом

Работа психоаналитика

Вместе с психоаналитиком человек вытесняет мысли, которые вызывают у него тревогу и беспокойство. Этот метод активно используется для смягчения симптомов невроза и других проблем с психикой.

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного — скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

  • «Я» — отвечает за осознанное понимание реальности;
  • «Сверх-Я» — контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
  • «Оно» — хранит подавляемые инстинкты и желания.

В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено. Чем больше у индивида моральных запретов (чем сильнее его воля), тем больше у него будет нереализованных желаний, спрятанных от сознательного за рамками «Оно». Постоянный контроль над своими стремлениями вызывает неврозы – соматические проявления, выражающиеся физическим и психическим дискомфортом. Фрейдизм в философии позволил значительно продвинуться вперед в изучении одного из основных вопросов познания — сущности человека.

Толкование сновидений

В основе работы со сновидениями лежит идея, что они, даже в большей степени чем свободные ассоциации, являются источником подсознательного материала. Чем более травматична информация, тем лучше она защищена и зашифрована и, соответственно, тем больше ее значение для клиента. Иногда сновидения вполне очевидно сообщают нам о наших устремлениях, обычно это происходит в тех случаях, когда желаемое не является запретным с точки зрения морали и идеалов. В большинстве же случаев содержимое сновидения приходится интерпретировать, потому что оно выражает наши тайные устремления в символической форме. Задача интерпретации сновидений весьма сложна и требует от психолога немалого опыта и интуиции, ведь некоторые символы могут иметь для пациента особое значение, другие же, несмотря на их кажущуюся значимость нет. По этой причине даже общепринятые значения часто требуют тщательной проверки через работу с клиентом.

Где применяется психоанализ?

Согласно определению, психоанализ — это процесс, при котором понимание человеком себя и своего «я» проходит через осознание и проработку внутренних конфликтов. Психоанализ работает с «бессознательным» — желаниями, мотивами, конфликтами, влечениями, импульсами. Поступки, действия, реакции и вся жизнь человека в значительной степени связаны с бессознательными. Считается, что психоанализ затрагивает до девяноста процентов психических процессов.

Психоанализ и психотерапия тесно связаны. Методы психоанализа часто применяются при решении конфликтов в отношениях, при преодолении стрессов и кризисных ситуаций.

Психоанализ успешно работает с разными группами людей. Психоаналитики говорят, что часто пациенты на первом сеансе говорят одну и ту же фразу: «Я всё понимаю, но не знаю, что делать. Мне никто не может помочь».

Среди тех, кто проходит психоанализ, большинство — женщины. Это можно связать с их большей инфантильностью и ранимостью женской психики.

Например, психоанализ помогает найти причины и пути самореализации для жён состоятельных людей. Домохозяйки — частые посетители кабинета психоаналитика. Основная их жалоба — «жизнь проходит зря».

Другой типичный тип — это тоже женщина, но другая. Она активная «бизнес-вумен», в жизни ей приходится жёстко конкурировать с мужчиной. Зачастую психоэмоциональное состояние «мужика в юбке» может разрушить не только её собственную психику, но и существенно ухудшить комфорт окружающих. Специалисты говорят, что подобный тип женщины на ментальном уровне «кастрирует» мужчин рядом, а детей делает излишне инфантильными. Главная проблема женщины, тянущей всё на себе, — это утерянная женская идентичность.

Мужская психика устроена таким образом, что поход к психоаналитику многие мужчины считают слабостью. Мужчинам бывает сложно самостоятельно решиться записаться на приём. Статистика показывает, что большинство мужчин на приём приводят женщины. И всё же среди пациентов психоаналитиков лишь треть составляют представители сильной половины. Их возраст от 30 до 50 лет. Треть мужских проблем связаны с проблемами в семье и в отношениях. При этом среди детей на приёме преобладают мальчики, которых тоже приводят мамы.

Одновременно статистика говорит о том, что мужчины, которые не обращаются за помощью, часто становятся жертвами внутренних конфликтов, вовремя нескорректированные переживания перерастают в значительные проблемы в будущем.

Специалисты называют «психологическим мазохизмом» нахождение человека в состоянии постоянного кризисного напряжения и жизни на грани выживания и при этом нежелание обратиться за помощью и вместе со специалистом отыскать корень своих проблем.

В современном обществе сложно сохранять психическое здоровье. Чаще всего к психоаналитикам приходят с тревожными расстройствами, навязчивыми мыслями, депрессиями. Однако и в среде относительно здоровых и успешных людей сформировался определённый запрос. Далеко не все успешные люди могут наслаждаться своими достижениями и успехами. У человека «всё есть», он «всего добился», но счастья нет. И многим бывает сложно в этом признаться.

Метод Фрейда

В первой пространственной, «тематической» концептуальной модели Фрейд проводил различие между сознательным, предсознательным и бессознательным. В то время как к предсознательному (незаметному, автоматическому и латентно сознательному) можно относительно легко получить доступ, актуальное или динамическое бессознательное препятствует тому, чтобы стать сознательным.

Режимы работы бессознательного называются первичными процессными. Это означает, что обычно действительные ориентации в пространстве и времени неприменимы, противоречия могут внезапно сосуществовать, части могут обозначать целое, могут происходить сдвиги или могут конденсироваться комплексы. Вся рациональная логика выключена. Сны, например, формируются посредством таких первичных мыслительных процессов.

Динамическая или экономическая модель фиксирует, что в душе действуют силы и импульсы (потребности, желания, аффекты, ощущения, энергии), которые подвержены определенным закономерностям. Прежде всего, она подчеркивает формирование опыта и поведения через влечения или мотивационные системы (например, сексуальность, агрессию, нарциссизм). Фрейд противопоставил принцип удовольствия (стремление к удовольствию и избегание дискомфорта) принципу реальности (способность откладывать удовлетворение).

Почему психоанализ работает «медленно»

Психоаналитическое лечение – это сложная психотерапевтическая процедура, которая в отдельных случаях может занять годы. Он также лечит патологические структуры, которые формировались годами, а часто и десятилетиями, и поэтому для изменения каждой требуется свое время.

Нынешняя идея о фундаментальном сокращении психотерапевтических процедур, похоже, не соответствует пониманию длительного развития психических заболеваний. Если на первый план поставить только краткосрочную эффективность психотерапевтического процесса, это может быть основано на фантазии об обширной терапевтической власти над пациентом и психотехнической возможности процессов психологического изменения.

Созревание собственного Я во время психоаналитического лечения ведёт к большей способности работать, получать удовольствие и любить. Это достигается через изменения в структуре личности. Но психоанализ не стремится побудить или обучить людей вести себя каким-либо определенным образом и не занимается прежде всего устранением симптомов.


Фото автора Susanne Jutzeler: Pexels

В этом смысле мы говорим о безответственности психоанализа. Изменение симптомов, конечно, часто является следствием аналитического процесса. Психоанализ стремится помочь пациенту стать самим собой, иными словами, расширять свободу его действий. Но при этом аналитик следует за человеком, а не наоборот.

Возможно, каждый психоаналитик своей работой также немного напоминает Моисея, который произвел такое впечатление на Фрейда. Моисей мог только привести свой народ к краю обетованной земли. После этого люди должны были решить сами – идти им туда или нет.

Внутренний конфликт

Главной особенностью теории Фрейда и его психоанализа является то, что в человеке скрыт конфликт между его внутренними бессознательными силами, такими как libido, Эдипов комплекс и враждебной средой, которая диктует и навязывает ему различные законы и правила поведения.

Те законы и нормы поведения, которые навязывает ему внешняя реальность, подавляют энергию бессознательных влечений и эта энергия высвобождается в форме невротических симптомов, страшных сновидениях и других расстройствах психики.

По теории психоанализа Фрейда личность состоит из трёх компонентов:

  • бессознательное (Оно),
  • эго (Я)
  • сверх эго (сверх Я).

Бессознательное представляет собой сексуальные и агрессивные инстинкты, стремящиеся к удовлетворению своих влечений во внешней реальности.

Эго (Я) способствует приспособлению индивида к реальности, сохраняет информацию об окружающем мире в сознании человека в интересах его жизнедеятельности и самосохранения.

Супер-эго является вместилищем моральных норм, запретов и поощрений человека и служит, таким образом, как бы совестью человека. Нормы усваиваются человеком бессознательно в процессе воспитания и поэтому проявляются в человеке как чувство страха, вины и угрызения совести. Таким образом, неспособность бессознательной энергии свободно высвобождаться ведёт к конфликту человека с окружающей средой и появлению у него различных психических заболеваний.

Задачей психолога или психотерапевта является выявления в пациенте бессознательных переживаний и представлений и вытеснение их из сферы Оно (бессознательного) в сферу сознание человека, т. е. освобождение с помощью катарсиса.

В процессе психотерапевтического сеанса негативный трансфер (перенос чувств и ощущений больного по отношению к своим близким на личность психотерапевта) пациента к психологу сменяется на положительный эмоционально окрашенный. Таким образом, самооценка пациента возрастает и происходит постепенное выздоровление, но нужно учитывать, что перед этим психолог должен войти в доверительное отношение к пациенту, чтобы снизить его сопротивление к процессу психотерапии. При жизни З. Фрейда для лечения психических расстройств широко применялся гипноз, но после его трудов все чаще стали применять на практике внушение, аутогенную тренировку и самовнушение.

Что же такое психоанализ?

Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставит себе целью не просто успокоить пациента, но и распутать его личность. Но аналитик – всего лишь руководитель и наблюдатель, ответственность же за результат всего процесса несет в конечном счете пациент.

Во-вторых, – это метод научного наблюдения и изучения личности, а в особенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств.

В-третьих, – это система научной психологии, то есть наблюдения и представления психоанализа можно использовать, пытаясь предсказать человеческое поведение и исход человеческих отношений, таких, как брак и отношения между родителями и детьми.

Психоанализ кратко

В рамках психоанализа внимание уделяется бессознательным процессам психики и мотивам человека. При этом, в основе лежит конфликт между сознанием и ситуациями, вытесненными в бессознательное

Главной причиной этого процесса является влияние социума. Человек, как биологический объект, желает получать удовольствие и избегает боли. Но на него действуют правила, установленные в обществе. Они фиксируются в сознании. При этом, желания подвергаются цензуре и, как неугодные, вытесняются в бессознательное. Это происходит со всеми желаниями человека, о которых он не позволяет думать в силу установок или запретов, сформулированных внешней средой.

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

Представители психоанализа

Психоанализ личности быстро стал популярным направлением. Многие психологи стали развивать это направление, расширяя и преобразуя его.

Зигмунд Фрейд — основоположник психоанализа.

Карл Густав Юнг некоторое время был учеником и поклонником работ Фрейда. Основной причиной, послужившей для разлада между учеными, стало расхождение взглядов на действие сексуальных побуждений. Юнг утверждал, что их роль неважная, как об этом говорил его учитель.

После ссоры с Фрейдом, Юнг стал развивать аналитический психоанализ. Он считал, что бессознательное сформировано памятью предков и влиянием общества. В отличие от Фрейда, он минимизировал роль вытесненных стимулов. В процессе создания теории аналитического психоанализа, им было выделено личное бессознательное и коллективное. Последнее предполагает обширные знания о традициях, ценностях и символах веры народа.

Юнгианский психоанализ дополняет психоанализ Фрейда и расширяет его границы до изучения социума.

  • Альфред Адлер, изучая неврозы, выделил идею, что недостатки становятся для человека причиной развития и тревожности. Человек, осознавая свои недостатки, чувствует свою неполноценность. Это формирует в нем постоянное ощущение тревожности за свои умения, способности и возможности. При этом, острая потребность их преодоления позволяет развиваться через поиск новых решений. Из этого возникают социальные интересы и стремления.
  • Эрик Берн изучал Я человека. Он определил, что Я может находиться в трех состояниях. В состоянии «родитель» определяющая тенденция к необходимым действиям. Слово «надо» становится ведущим и указательным.
  • В состоянии «ребенок» главными являются желания. Это состояние беззаботности, хорошего настроения и позитивного взгляда на жизнь.
  • «Взрослый» регулирует два предыдущих состояния, своевременно и в зависимости от ситуации.

Для человека все состояния характерны, как данность. Наличие внутри нас «взрослого», «ребенка» и «родителя» вполне нормально. Ситуация становится проблемной, если одно из состояний возникает не вовремя. Например, в ситуации, требующей принятия ответственности, может включиться «ребенок» с нежеланием это делать.

Основателем неофредизма, получившего развитие в Америке, считается Эрик Фромм. Он полагал, что психоанализу не хватает гуманистической тенденции. По его мнению, на человека влияют тенденции экономики, политики, религии

Поэтому, в рамках неофрейдизма, сначала уделяется внимание пониманию, в какой среде живет клиент и от чего зависят его интересы

Важным постулатом в учении Эрика Фромма является мысль о создании здорового общества. Ученый считал, что через такое общество человек сможет получить полезные связи с природой и окружающими его людьми.

  • Карен Хорни в рамках психоанализа разработала основные стратегии, которые человек использует в поведении. По ее мнению, они способствуют решению конфликта между человеческими желаниями и границами дозволенного. Направленность на социум. Это стратегия взаимодействия людей. Она применяется людьми с уступчивым типом личности. Таким люди настроены на общение и готовы идти на компромисс.
  • Направленность против социума. Стратегия враждебного типа личности. Для них внешний мир выглядит ареной, где идет борьба за лучшее место. Сами они тоже настроены на завоевание лучших позиций.
  • Отказ от взаимодействия с социумом. Такая стратегия важна для обособленного типа личности. В их понимании избегание проблем один из вариантов, который помогает избавиться от любых тревожных стимулов.

Психоанализ в психологии

Психоаналитическое направление по сей день является одним из ведущих в психологии. Концепция З. Фрейда была дополнена его последователями, одним из которых был его ближайший ученик – К. Г. Юнг (1875-1961 гг.). Он, отталкиваясь от понятия бессознательного З. Фрейда, ввёл своё понятие «коллективного бессознательного», дополняющего «индивидуальное бессознательное», а порой и прорывающегося в него, под которым понимал совокупность проблем, страхов и переживаний, которые движут людьми во все времена и передаются от поколения к поколению. Коллективное бессознательное состоит из архетипов.

Ключевые архетипы:

  • «Анима» и «Анимус»
    Это женское и мужское начало, которое подобно китайскому «инь» и «ян».

  • «Персона»
    архетип, характеризующийся наличием различных масок. Истинные мотивы действий человека, в котором он доминирует, трудно разгадать, он всегда разный и принимают тот облик, который ему выгодно в зависимости от ситуации.

  • «Тень»
    тёмная сторона личности, привычки, желания, установки, которые он отвергает и подавляет. Образ «тени» — это Мефистофель из романа И.В. Гёте «Фауст».

  • «Герой»
    проявление силы, отваги, справедливости.

Если происходит надрыв того или иного архетипа, то человек начинает впадать в крайности и происходят перегибы в ту или иную сторону. Если надорван архетип «героя» — человек может быть либо до безрассудства смелым, либо, наоборот, трусливым.

К. Юнг не отверг основные постулаты основ психоанализа З. Фрейда, а дополнил их своими понятиями. Структура личности по теории К. Юнга выглядит следующим образом. В самом низу – «самость» — ядро личности, все самые глубинные её основы. Чуть выше расположено коллективное бессознательное (архетипы). Далее – индивидуальное бессознательное, вверху которого расположена «тень» — то, что мы в себе подавляем. Потом идёт «эго» — центральная часть сознания. И на самой вершине – «персона» — то, что мы показываем социуму, как мы себя позиционируем, какие маски представляем.

Цитата

Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.

Зигмунд Фрейд

Что такое оговорка по Фрейду

В основе оговорок по Фрейду лежит метод свободных ассоциаций, описанный выше. Только происходит это не в кабинете у психоаналитика, где участники объединены этикой и кодексом неразглашения содержания беседы, а в любой обстановке, в любое время. И, как правило, это не самое подходящее время и место.

Оговорка по Фрейду – общее название для всех проявлений подсознательного. Не обязательно речь идет о слове или звуке, хотя чаще именно это подразумевают под оговоркой. Но скрытые, подавленные желания могут проявить себя и через описки, мимику, жесты.

При оговорке наружу прорывается что-то важное, но утаиваемое человеком. А иногда он и сам не понимает истинных мотивов, желаний, мыслей, а потому оговорка удивляет, пугает самого автора

Оговорки – нормальное явление. Это такое же поле для отражения подсознания, как сны, фантазии, творчество. Не пугайтесь и не удивляйтесь, если сами скажете что-то странное. Возьмите это на вооружение, проанализируйте. Оговорки не только выдают ложь, но и посылают сигналы о внутренних проблемах. С помощью ошибок можно понять свои истинные мотивы, заметить душевное противоречие, решить внутренний конфликт.

Фрейд полагал, что любая ошибка в устной или письменной речи – результат работы подсознания. Но до сих пор нет единого мнения на этот счет. Часть ученых считает, что оговорки не всегда отражают игры подсознания. Другая часть признает, что оговорки по Фрейду бывают, но нельзя считать такими все ошибки.

Однако несколько современных экспериментов подтвердили верность теории. Вот как проходил один из экспериментов:

  • Набрали две группы мужчин-добровольцев.
  • В аудиторию одной из групп запустили очень привлекательную и откровенно одетую девушку.
  • Участникам из обеих групп предлагали читать словосочетания-спунеризмы, в которых первые буквы слов легко поменять местами: сладкий кекс, помыть голову.
  • Та группа, перед которой выступала девушка, чаще допускала ошибки в словах. Участники читали «сладкий секс», «повыть голому».
  • В группе, где девушки не было, оговорки возникали реже, но они тоже были. Потому и нельзя однозначно судить о результате.

Позже был проведен еще один эксперимент. К участникам пристегнули фейковые электроды, которые якобы в любой момент могли ударить током. Для прочтения дали словосочетания «Волин кольт», «кок Толька». В итоге большинство участников читали «ток Колька» и «Колин вольт». Опять же до конца не ясно, вызвано ли это страхом возможного удара током.

Оговорки чаще случаются в стрессовых ситуациях, состоянии напряжения, возбуждения, усталости, опьянения. Рассеянность, страх, быстрая речь и выполнение одновременно нескольких задач также усиливают вероятность оговорок.

Основы психоанализа

Психоанализ считается терапией, которая базируется на следующих принципах:

  • принципе детерминизма;
  • топографическом подходе;
  • динамическом принципе;
  • генетическом подходе.

По принципу детерминизма, ни одно психическое проявление неслучайное и непроизвольное. По топографическому подходу все психические элементы оценены в рамках критерия его доступности. Психика по динамическому принципу побуждается к действию через агрессивные, сексуальные импульсы. Они являются элементами общего биологического наследия. По генетическому подходу личностные черты взрослого, невротические симптомы связаны с детскими фантазиями и желаниями. Воспоминания преследуют человека на протяжении его жизни.

Психоанализ: трехмерная структура личности

Структура личности по Фрейду состоит из 3 компонентов: оно, я, сверх-я.

Комплекс примитивных неосознанных влечений образует низшую структуру личности человека под названием «ОНО». Необходимость реализации этих влечений, приспособления их к действительности ведет к образованию более высокой структуры – сознательного «Я». Я или эго (ego) выполняет по его отношению к «ОНО» функцию контроля. Одновременно воспитание человека, влияние на него социальной среды приводят к образованию «СВЕРХ-Я». Сверх-я, супер-эго (super-ego) – это совокупность моральных, нравственных установок и стремлений.

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: