Особенности метода позитивной психотерапии
Позитивная психотерапия — это транскультурный метод, который объединил в себе интуитивную философскую мудрость Востока и рациональную научность, системность Запада.
Этот метод основывается на трех главных принципах:
- Принцип надежды (позитивный подход, позитивное видение возможностей и способностей человека с учетом транскультурного аспекта).
- Принцип баланса (содержательный подход, включая суть и развитие конфликта, дифференциальный анализ психической динамики личности).
- Принцип самопомощи (пятиступенчатая модель, которая применяется для адаптации, гармонизации и развития личности, а затем и её окружения).
Позитивный подход, или принцип надежды помогает пациенту самостоятельно разрешать конфликты. Учитывая позитивные аспекты каждой проблемы или болезни, он учит пациента выздоравливать.
Содержательный подход, или принцип баланса предусматривает проведение дифференциального анализа актуальных способностей человека, выявление его готовности к конфликту и исследование повторяющихся событий, формирующих его характер.
Принцип самопомощи направлен на то, чтобы дать человеку возможность дистанцироваться от своей проблемы, представив себя в роли наблюдателя, помочь ему выяснить, откуда берут начало его жизненные установки, что объединяет участников конфликта, а также найти в себе положительные качества, которые придут на помощь для создания менее конфликтных отношений.
Позитивная терапия позволяет пациентам конструктивно обсуждать проблемы в атмосфере понимания и доверия, а также помогает людям осознать, что у них имеется широкий ряд других возможностей, кроме областей, принимающих участие в конфликте.
О каких способностях идет речь
Позитивная психотерапия Пезешкиана опирается на врожденные и приобретенные способности человека. И это не только какие-то таланты и супер способности. Скорее, подразумеваются потребности в познании и любви.
Способность познавать считается интеллектуальной сущностью человека. Согласно исследованиям, за нее отвечает левое полушарие головного мозга. Имеет две интересные особенности:
- Сильнее развита у математиков, физиков и тех, кто так или иначе связан с точными науками.
- В приоритете у людей, проживающих на территории Северной Америки и Западной Европы.
Рассмотрим на примере, как эту способность используют на сеансах позитивной психотерапии. Допустим, пациент — мужчина, у которого возникли проблемы в семье. Ему предлагают ответить на ряд наводящих вопросов. Вот некоторые из них:
- В чем причина постоянных ссор и скандалов?
- Супруга не занимается домом и детьми? Или, может, не уделяет время детям?
- Это единственный повод для недовольства?
- Есть ли какие-то положительные моменты в семейной жизни?
- Что перевешивает: недостатки или достоинства?
Дав последний ответ, пациент будет видеть полную картину того, что происходит в его семье. Получается, что уже на первом сеансе он поймет, как ему себя вести дальше, стоит ли бороться за отношения или лучше расстаться?
Вторая способность, на которую обращает внимание профессора Пезешкиан, —способность любить. В отличие от познания, она не связана с интеллектуальной сферой
Это эмоциональная составляющая человеческой личности. В большей степени она присуща представителям творческих и гуманитарных профессий, а также тем, кто проживает на Востоке или на территории Южной Америки.
Если у пациента эта способность является преобладающей, задавать ему рациональные вопросы бессмысленно. Пытаясь дать на них ответ, они запутаются еще больше. Поэтому психотерапевты применяют метафоры и притчи. Так, например, если за помощью пришел художник, в качестве примера ему можно привести испорченное полотно или краски, которые засохли. Это поможет ему правильно понять ситуацию и сделать выводы.
Согласно теории Пезешкиана, существуют люди, в которых способности смешиваются. Так, например, житель Востока может быть прагматичным математиком или чопорный англичанин художником. Как быть в этом случае? Здесь специалисты выбирают для работы доминирующую часть личности, пытаясь избежать внутреннего конфликта.
Упражнения
В психодраме есть домашние задания. Их дают родителям, чтобы те выполнили упражнения вместе с детьми и подростками, или сразу всем членам семьи.
Примеры упражнений:
«Пустой (или высокий) стул»
Для повышения низкой самооценки. Задание: главный герой (проблемная личность) в течение часа при активном общении с другими членами группы находится на возвышении, чтобы ощущать себя НАД всеми остальными.
«Идеальный не-Я»
Для разрешения конфликтной ситуации. Задание: один из членов группы должен сыграть не себя, а того, с кем он противоборствует, показывая его таким, каким бы хотел видеть. Второй смотрит и анализирует результат, принимая решение: может он таким образом измениться, чтобы исчерпать конфликт, или нет.
«Чудесная лавочка»
Рекомендуется для подростков (хотя для взрослых тоже полезно) для осознания своих истинных ценностей. Главный герой (проблемная личность) покупает в волшебном магазинчике всё, что ему нужно для счастья: мужество, любовь, карьеру. Но при этом должен чем-то заплатить (здоровьем, совестью, честью, отношениями).
«Один на один»
Упражнение для больших групп. Подойдёт для работы с детьми в саду или школе, а также для устранения конфликтных ситуаций в рабочих коллективах. Участники делятся на два круга — внешний и внутренний (в каждом одинаковое количество человек). Они движутся в разных направлениях. По сигналу психодраматерапевта останавливаются и разворачиваются лицом друг к другу. Те, кто оказался напротив друг друга, разыгрывают между собой определённую сцену (одинакова для всех). Например, пассажира и контролёра, продавца и покупателя, хозяина и собаки, мужа и жены. Затем все делятся впечатлениями.
Люди обычно охотно идут на психодраму, так как она позволяет им открыто высказаться и продемонстрировать себя в социуме (группе). Они получают оценку собственной личности не только со стороны психотерапевта, но и других людей.
: Поведенческая терапия
https://youtube.com/watch?v=j-WpDQkBwec%27
,Современные новости кишат сообщениями о подростковых суицидах, религиозных самоубийствах, актах самосожжения, террористах-смертниках. Это стало,Люди веками пытались понять взаимосвязь между телесной оболочкой человека и его душевным состоянием. То,Рисовать умеют не все, но каждый человек волей или неволей занимался этим. Уроки изобразительного,Она предлагает лечить серьёзные заболевания такими необычными методами, как общение с лошадьми (иппотерапия), игра
Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии
Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни. Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли. Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.
Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:
- техники, направленные на выявление автоматических мыслей негативной направленности. Основным способом достижения этой цели является опрос пациента, но также психотерапевт может использовать технику проигрывания ролей. После того как автоматическая мысль будет пациентом найдена, терапевт должен проверить ее поведенческими факторами, а также логическим анализом. В некоторых случаях выявленные убеждения оказываются мифологемой, но чаще всего подобные мысли, все же, имеют место в действительности, хотя и не осознаются пациентом. Терапевт должен выявить взаимосвязь автоматической мысли с травматической ситуацией и патологическими эмоциональными реакциями;
- техники, позволяющие выявить необоснованность автоматической мысли и когнитивно ее реконструировать. Человек сможет отказаться от неадаптивной мысли только в том случае, если будет полностью уверен в ее «неправильности». Прежде всего, обоснованность подобного мышления можно проверить следствиями из него. Эта техника называется декатастрофизация или «что, если». Пациент представляет последствия ситуации, которая его страшит, и понимает, что на самом деле ничего ужасного не произойдет. Подтолкнуть человека к проверке нерациональных мыслей можно реальными действиями. Если пациент страдает депрессией, считая, что он ни на что не способен, то ему можно давать небольшие задания. Их успешное выполнение вернет человеку веру в собственные силы. Также психотерапевт может предложить пациенту сравнить его ситуацию с другим случаем из его практики. Жалея больного с аналогичными проблемами, пациент автоматически жалеет себя. В результате негативное отношение к себе изменяется жалостью и симпатией. Аналогичного результата можно добиться при использовании метода катарсиса, когда психотерапевт побуждает пациента выговориться и поплакать. Кроме того, существует большое количество других методов, позволяющих изменить когнитивные установки.
На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.
Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.
Лечение депрессии гипнозом
Использование гипноза в психотерапии при депрессии позволяет открыть множество данных о различных психических травмах. Вы можете даже не помнить о них, поскольку неприятная ситуация произошла в далеком детстве, однако негативный осадок на душе все-таки остался. Зачастую именно такие события и вызывают депрессию у взрослых людей.
Во время такой процедуры специалист вводит пациента в состояние транса, что позволяет найти в его подсознании способ выйти из депрессивного состояния. Данный метод психологического воздействия является авторитарным. Также существует способ гипнотического лечения, когда специалист является проводником между пациентом и его подсознанием, а больной принимает активное участие в обсуждении того или иного вопроса, – эриксоновский гипноз.
Сначала пациент погружается в прошлое и фокусируется на себе. Фрагменты из воспоминаний позволяют отстраниться от восприятия ситуации и погрузиться в глубокий транс. После этого больной начнет видеть не только прошлое, но и проекцию успешного будущего. По ходу врач будет задавать ему вопросы, в результате ответов на которые можно будет скорректировать лечение.
Этапы и методы
Этапы
В решении любого конфликта позитивная психотерапия проводит пациента через пять обязательных, последовательных уровней:
- Дистанцирование от ситуации, которая спровоцировала конфликт.
- Её детальная проработка.
- Ситуационное согласие.
- Вербализация.
- Расширение границ целей.
Все эти этапы имеют лишь одну цель — здесь и сейчас избавить человека от проблемы, помочь ему справиться с ней и пойти дальше без отягощающего груза. Эту схему проходят все пациенты без исключения. Независимо от того, с чем они пришли — с обычной бытовой ссорой (межличностным конфликтом) или серьёзными отклонениями в поведении (психическим расстройством).
Методы
На этих этапах психотерапевты используют разные техники, приёмы и методики, позволяющие достичь цели на каждом конкретном уровне. Некоторые из них являются универсальными и активно используются практически во всех направлениях психологии, педагогии, психотерапии:
- вопросно-ответная методика;
- проговаривание;
- визуализация;
- выявление актуальных способностей с помощью метода анкетирования.
Но есть в арсенале позитивной психотерапии и специфические техники и приёмы, разработанные именно под неё:
- формализованное диагностическое интервью с закрытыми вопросами;
- истории, сказки, притчи;
- метафоры;
- мультикультурный подход;
- стратегия комплиментарного подхода;
- подборка примеров подобных конфликтов.
Основные принципы Позитивной психотерапии
Принцип надежды — сфокусированность на ресурсах предполагает направленность аналитической процедуры не только на локализацию конфликта, но, и в большей степени, на понимание устремлений и ресурсов, проявленных в симптоме и имеющихся в распоряжении человека. Такая направленность помогает человеку почувствовать свои способности и принять на себя ответственность.
Принцип самопомощи
Внимание, понимание и поощрение создают энергию, которая проявляется в ответственных решениях и активных осознанных действиях, направленных на достижение желаемых изменений.
Принцип уникальности личности: терапия должна учитывать нужды пациента и адаптироваться к его(её) уникальному характеру. Позитивная психотерапия рассматривает болезнь не просто как особенность индивидума., но и как отражение качества его(её) отношений с семьёй, обществом и идеалами.
Простота и универсальность терминологии, концепций и метода
Даже воспарявший духом, целеустремлённый и энергичный человек нуждается в знаниях и навыках. Поэтому Носсрат Пезешкиан разработал терминологию и методику, понятную каждому и легко применимую, что бы каждый мог воспользоваться ей в повседневной жизни.
Транскультуральная чувствительность. Уникальность жизненного опыта отдельных людей и целых народов часто приводит к непониманиям, конфликтам и возникновению предрассудков. Так добытый веками опыт часто обесценивается. Позитивная психотерапия предлагает сконцентрировать внимание не на различиях а на сходствах, чтобы обеспечить каждому свободный доступ к бесчисленным сокровищам нашей столь разнообразной цивилизации.
Направленность на развитие и будущее. Суть этого принципа прекрасно отражена в народной мудрости: «Если ты хочешь иметь завтра то, чего у тебя никогда не было, тебе нужно принять решение и сделать сегодня то, чего ты никогда не делал».
Расширенное определение модальности
Позитивная психотерапия — это краткосрочный гуманистический метод, использующий психодинамическую модель работы с конфликтами и чувствительный к транскультуральным особенностям. Название метода происходит от латинского слова «positum» — данное в реальности, фактически имеющееся положение вещей. Метод разработан Н. Пезешкианом в 1968 г в Германии (Висбаден). Основными принципами подхода являются: 1) принцип надежды — акцент на человеческих способностях и ресурсах; 2) принцип баланса — анализ состояния клиента исходя из модели баланса 4 жизненных сфер (тело, деятельность, контакты, смыслы); 3) принцип консультирования — использование структурированной 5-ступенчатой модели консультирования.
Первый из них — принцип надежды воплощает гуманистическую основу метода. Мы считаем, что человек от рождения способен к адаптироваться и совершенствоваться. Его способности развиваются по мере обретения и осмысления жизненного опыта, а позднее — с помощью целенаправленной тренировки. Мы выделяем две базовых способности человека:
- любить (вступать в отношения с окружающим миром и людьми, чтобы удовлетворить свои потребности) и
- познавать (развивать свои знания и умения, чтобы лучше удовлетворять потребности).
Таким образом, все человеческие реакции, в т.ч. конфликты и симптомы мы рассматриваем как попытки, пусть и не всегда удачные, приспособиться и развить свои способности. Такой ориентированный на ресурсы подход позволяет человеку осознать, что он «не так уж плох», принять ситуацию и сосредоточиться на имеющихся ресурсах для поиска более оптимальных путей адаптации.
Второй принцип — принцип баланса — отражает психодинамический взгляд на происхождение, содержание и лечение симптомов. Мы рассматриваем жизнь, развитие личности и реакцию в четырех измерениях (тело, отношения, достижения, будущее). Нарушение баланса между ними ведет к конфликтам и заболеваниям. Поэтому в центре внимания терапии оказывается не патологические реакции, а содержание и динамика стоящих за ними конфликтов ожиданий, мотиваций и/или концепций. Такой подход позволяет клиенту справиться с корнем проблемы и свести к минимуму возможность ее рецидивов.
И наконец третий — принцип консультации — предлагает клиенту активную роль в терапии с самой первой встречи. Это возможно благодаря хорошо структурированной и простой пятиступенчатой модели терапии, позволяющей довольно быстро выявлять и разрешать внутренние конфликты. Носсрат Пезешкиан предложил целый ряд инновационных терминов и техник, настолько простых и естественных, что пациенты легко учатся ими пользоваться. Это обеспечивает краткосрочность метода. В процессе терапии, клиент учится основным приемам и может уже сам помогать себе и своим близким. Носсрат Пезешкиан часто говорил: «здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать».
На данный момент Висбаденская Академия Позитивной Психотерапии, основанная Н.Пезешкианом в 1980-х годах, является вторым по размеру в Германии высшим учебным заведением, предоставляющим постдипломное психологическое образование. Сертифицированные специалисты в этом подходе работают более чем в 80 странах, более чем в 25 странах существуют аккредитованные Всемирной Ассоциацией Позитивной Психотерапии центры и тренеры, преподающие в этом подходе. Позитивная психотерапия аккредитована как модальность для Европейского и Мирового Сертификатов психотерапии.
Базовая литература на русском языке:
- Гончаров М.А. Операционализация конфликтов в позитивной психотерапии, 2014.
- Кириллов И.О. Базовый курс позитивной психодинамической психотерапии. Рига.: Издательский дом megapressgroup, 2007 — 240 с.
- Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. — Москва: МарТ, 1996. — 336 с.
- Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем./Носсрат Пезешкиан. — 2-е издание. — М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. — 464 с.
- Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СП. Речь, 2001. — 288 с
- Пезешкиан, Н. Торговец и попугай. Издательство: Институт позитивной психотерапии, 2006. — 160 с.
- Сайт Всемирной Ассоциации Позитивной Психотерапии: www.positum.org
- Сайт Московского Центра Позитивной Психотерапии: www.positum.net
Теория четырёх сфер
Многочисленные исследования Носсрата Пезешкиана и его коллег позволили им вывести закономерность, отображающую то, что люди восточной и западной культур будут по-разному реагировать на одни и те же проблемы. Идея о том, что ситуации, сами по себе, не являются ни хорошими, ни плохими, и что оценка даётся им каждым конкретным человеком, послужила основой для создания теории четырёх сфер, посредством которых происходит реакция на конфликты и болезни:
Первая сфера – сфера тела, в которой человек реагирует на болезнь при выходе ситуации из-под контроля. Здесь появляются психосоматические заболевания. Люди, как правило, лечат симптомы, а не причины, что является в корне неверным.
Вторая сфера – сфера деятельности, в которой человек либо полностью погружается в работу, либо, наоборот, стремится ничего не делать вообще.
Третья сфера – сфера контактов, в которой идёт речь об умении налаживать связь с людьми, растениями и животными, а также с самим собой. Конфликты и болезни могут устраняться человеком либо через уход «в себя», либо в чрезмерное общение.
Четвёртая сфера – сфера фантазии, где проблемы решаются через визуализацию благоприятного будущего.
Позитивная психотерапия говорит, что здоровым может считаться человек, распределяющий свою энергию по всем четырём направлениям. Если же одно из направлений не развивается в должной мере, именно оно станет слабым местом для воздействия стрессовых ситуаций и событий, которые могут травмировать человека.
Согласно данной теории, человек должен работать со своими проблемами во всех четырёх направлениях
Кстати, Пезешкиан отметил, что люди Запада уделяют основное внимание сферам тела и деятельности и, соответственно, проблемы решают через них, а люди Востока, напротив, живут и реагируют в сферах контактов и интуиции (фантазии)
Насколько верны идеи позитивной психотерапии Пезешкиана, вы можете судить сами, просто спроецировав их на себя и свою жизнь. Но вероятность того, что подтверждение будет практически 100% очень велика.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Метод свободных ассоциаций
- Терапия Хакоми
- Позитивная психология
- Нарративная терапия
- Можно ли обойтись без психотерапевта?
- Позитивная терапия для детей
- Изобретательство: подборка полезных материалов
- Метод Дельфи и его применение
- Логотерапия Виктора Франкла
- Метод систематической десенсибилизации для борьбы со страхами
Ключевые слова:1Психорегуляция
Терапевтическая функция первого интервью.
Пятиэтапная схема исходит из модели процесса конфликта. Это можно наглядно представить на таком примере:
Когда мы сердимся на кого-нибудь, например, из-за его невежливости, это близко к тому, что мы ощущаем внутреннюю тревогу, открыто браним его или говорим с другими о его слабостях. В дальнейшем мы вдруг перестаем воспринимать его как человека со своими разнообразными способностями, а видим в нем только невежу, грубияна, который унизил нас своей неучтивостью. Мы уже не в состоянии замечать его положительные качества, так как негативные переживания будто бросили тень на отношения с этим человеком. Следствием будет то, что мы не будем готовы объясниться с ним, и любое объяснение превратится в конечном счете в борьбу за власть или взрыв эмоций. Коммуникация нарушена. В конце концов, это заходит настолько далеко, что люди начинают ограничивать собственные цели.
Ступени в этой модели конфликта, как и модель лечения в позитивной психотерапии, соответствуют возможностям, которыми располагает человек для решения конфликтов и проблем. Гипотетическая модель конфликта не должна ограничиваться только этим
Мы в большей степени направляем свое внимание на исключительные особенности каждого конфликта, которые предполагают свои особенные возможности решения. Эти возможности решения тем не менее появляются не изолированно рядом друг с другом, а связаны один с другим в терапевтическом процессе, так как одна ступень может служить подготовкой и развитием другой
Практически это означает, что хотя пятиступенчатая стратегия может быть применена для каждого пациента, то пространство, которое занимают отдельные этапы, как и специально используемые методы, должны соответствовать потребностям конкретной ситуации.
Уже первое интервью охватывает две ступени дифференциально-аналитического процесса: наблюдение-дистанцирование и инвентаризацию. Однако эти ступени прежде всего касаются терапевта: они обеспечивают ему полный обзор конфликтной ситуации пациента. Процесс, в который включается здесь терапевт, захватывает затем и пациента. Он учится при помощи наблюдения-дистанцирования узнавать конкретные условия своего конфликта и в дальнейшем при инвентаризации получать доступ к менее конфликтным личностным сферам. Это формирует многонаправленное терапевтическое отношение, в котором участвуют терапевт, пациент и окружающий мир в качестве равноправных партнеров психотерапии, собственно говоря, психосоциотерапии.
Цели и методы когнитивной психотерапии
Основной задачей когнитивной психотерапии является выявление дисфункциональных мыслей у пациента и последующая их трансформация. Но, кроме этого, специалисты выделяют пять целей когнитивной терапии:
- полное устранение симптомов расстройства или уменьшение проявлений патологии;
- предотвращение рецидива после коррекции психического состояния;
- улучшение восприятия пациентов других видов терапии, в том числе и медикаментозной;
- разрешение психологических и социальных проблем человека, которые могут возникнуть на фоне расстройства или непосредственно перед его проявлением;
- устранение предпосылок, давших толчок к развитию расстройства.
В ходе лечения психотерапевт помогает пациенту осознать степень влияния его мыслей на поведение, эмоции и физическое состояние. Человек после полного курса когнитивной терапии может самостоятельно выявлять мысли, которые негативно сказываются на его психологическом состоянии
И, что самое важное, изменять дисфункциональные убеждения на более рациональные мысли
К основным методам когнитивной терапии относят борьбу с негативным мышлением, использование альтернативных стратегий восприятия проблемных ситуаций, повторное переживание событий из прошлого, а также воображение. Каждый из этих методов направлен на то, чтобы пациент получил возможность повторно пережить и забыть негативный опыт, а также запастись новым научениями.
Когнитивная психотерапия часто является комплексной. Кроме когнитивных методов психотерапевты в своей работе используют различные поведенческие методики, которые успешно дополняют друг друга.
Пезешкиан — позитивная психотерапия
1968 год, впервые методика была представлена Н. Пезешкианом, позитивная терапия ориентирована на совершение действий с явной положительной окраской вне зависимости от сложности текущей жизненной ситуации и за счет мобилизующего фактора внутриличностных резервов.
Концептуально технология построена не на работе с собственно заболеванием или имеющейся проблемой индивида, а с его наработанными в ходе личностного роста способностями. Здоров не тот человек, у которого отсутствуют проблемы, а тот, кто в состоянии их эффективно преодолеть, находя максимально значимое количество положительных решений.
В основе позитивной терапии лежит уверенность в неисчерпаемых глубинных возможностях каждой личности, в способности продемонстрировать эти качества миру, ключ к удовлетворенности – реализация персонального жизненного предназначения.
Отмечается доступность методики для людей различного возраста, различных профессий, различных социальных групп, она транскультурна, не требует специального психологического образования и потому применима каждым в его повседневной жизни при столкновении с угнетающими жизненными ситуациями. Практикующий использование методики психотерапевт принимает, а не оспаривает неординарность каждого. Акценты делаются на подобии человеческих рас, а не на их отличиях, на уважении среды, в которой вырос индивид.
Необходимо отметить, что концепция Пезешкиана применима не только в терапии, но и в прикладных сферах, на уровне проведения тренингов, организации управления бизнесом. В целях технологии – комплексный анализ индивида в ходе развития происходящих в нем видоизменений с целью – обретение внутренней полноты и целостности.
Согласно идеям позитивной терапии, в качестве проявленных проблем личностного характера оказывается отсутствие развития сфер межличностного духовного общения, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций, иным жизненным нарушениям.
В основании позитивной терапии лежат три важнейших принципа: надежда, равновесие, самоподдержка. Надежда дает возможность сфокусироваться на собственных ресурсах, на понимании способностей и принятии на себя ответственности за все происходящее в собственной жизни. Суть равновесия в том, чтобы сосредоточиться на устремлении к состоянию естественной гармонии.
Еще одна норма позитивной терапии – отсутствие жизненных шаблонов, самобытность и многогранность, построение собственного счастья на базисе текущих, а не возможных потенциалов. Индивид – талантливый автор собственной жизни, не надевающий для ее украшательства розовые очки и умеющий не затеряться в круговерти стремительных событий.
Основные принципы
Позитивная психотерапия базируется на трёх «китах» — трёх основных принципах. Каждому из них соответствует конкретная методика.
Принцип баланса
Ему соответствует методика содержательного дифференциального анализа психодинамики личности. Название только звучит так страшно, на самом деле всё просто. Позитивная психотерапия работает с врождёнными (первичными) и приобретёнными (вторичными) способностями человека. Специалист старается на первых же сеансах их выявить и разграничить.
Чаще всего проблема возникает из-за того, что первые оказываются невыявленными и бунтуют где-то изнутри, а вторые в это время, хоть и лежат на поверхности, но не находят себе сферы применения. Задача ПП — гармонизировать и буквально «вытащить» на свет врождённые таланты и одновременно помочь актуализировать приобретённые.
Принцип надежды
Ему соответствует метод позитивного подхода в видении врождённых и приобретённых способностей, а также возможностей человека. Есть пациенты, от которых то или иное направление отказывается, так как не имеет необходимого инструментария для работы с ним. Но здесь психотерапевты не имеют право не верить в благополучный исход. Даже если случай уникальный или запущенный, необходимо действовать так, словно выздоровление наступит уже завтра. Причём большая часть надежды возлагается на внутренние ресурсы самого пациента.
Принцип само- и взаимопомощи
Ему соответствует метамодель, предполагающая 5 шагов. Её цель — в максимально короткие сроки гармонизировать, адаптировать и развить любую личность. И если на самых первых сеансах работа ведётся преимущественно с самим пациентом, то в конце ему дают алгоритм, как улучшить жизнь не только самого себя, но и тех, кто его окружает. Причём этот список достаточно внушительный: любимый человек, семья, партнёр по бизнесу, коллеги, сотрудники организации, община. Гуманистическая ориентированность позитивной психотерапии ярче всего проявляет себя именно в этом принципе.
Однако этими принципами методы позитивной психотерапии не исчерпываются. В руках специалистов — гораздо более богатый инструментарий.