Методы и задачи психологической коррекции

История изучения и исследователи

Направление психокоррекции строится на двух специализациях — дефектологии и психологии. Первым ученым, который предложил использовать комплексную терапию для работы с детьми, у которых наблюдаются задержки развития, ярко выражена умственная отсталость, был Э. Сеген. Следующий исследователь, который разработал оригинальные методики психологической коррекции, — Петр Трошин.

Основные теоретические понятия методики психокоррекции были предложены позже. На этот этапе прославился ученый М. Монтессори. Она создала несколько коррекционных методик, которые были предназначены для развития познавательных процессов у детей. Еще один исследователь, который внес большой вклад в развитие психологической коррекции, — А. Н. Граборов. Он предложил ряд методик, направленных на развитие памяти. В. П. Кащенко разработал систему методик педагогической коррекции.

Огромный вклад в развитие психокоррекции внес Л. С. Выготский.

Методы психокоррекции в детском возрасте

Психотерапия считает важным условием успешной коррекции раннюю диагностику отклонений. Организация просветительной работы с родителями, комплексного сопровождения детей с проблемами развития должна быть доступна с первых месяцев жизни. Ведь любое нарушение (физическое или умственное) отрицательно влияет на способность мыслить, говорить, строить общение.

Игра для ребенка — естественное состояние, которым он пользуется, чтобы выражать свои ощущения, реагировать на окружающий мир. В психокоррекции игровые методы применяются уже почти столетие. Это направление возникло, когда психологи поняли, что дети не могут словами объяснять, что их беспокоит. Детей не интересует собственное прошлое, они неспособны оперировать абстрактными понятиями. Поэтому психотерапия должна была подстроиться под детское восприятие. Игровая форма помогает детям лучше понять себя и окружающих, дает возможность переоценить те события, которые были травмирующими.

Терапия отреагирования

Метод был разработан Д. Леви, работа строится из нескольких этапов. Сначала ребенок знакомится с психологом, привыкает к новой обстановке, играет. Затем при помощи игрушек врач моделирует ситуацию, которая напоминает травмирующее событие. Только в этом случае ребенок занимает не пассивную, а активную роль. Ребенок продолжает играть под наблюдением и руководством взрослого. План ролевой игры составляется заранее, учитывая индивидуальные особенности участников.

Широко известен метод замещающего онтогенеза (МЗО), основанный благодаря работам Л. Цветковой и А. Лурия. Это система, состоящая из 3 уровней, каждый имеет определенную цель и влияет на разные участки мозга. Показания для нейрокоррекции у детей:

  • Стрессовое состояние.
  • Лабильность, импульсивное поведение.
  • Конфликтность, депривация, ощущение одиночества.
  • Тревожность, фобии, страхи.
  • Заниженная самооценка.
  • Сложности в эмоциональном развитии.

Групповая форма работы

В психологии взаимодействие учителя с группами считается более эффективным, чем со всем классом. Более тесный эмоциональный контакт резко повышает интерес к занятиям.

Оптимальное количество детей в группе — 2–5 человек. Если участников больше, эффективность работы падает. Избирается староста, которому педагог передает задания, поручает руководство. Каждый участник, выполнив задачу, говорит старосте ответ. Переход к следующей задаче происходит только если все отвечают правильно. Если нет — начинается разбор ошибок. Должность старосты со временем переходит от одного участника группы к другому. Каждый должен побывать в роли руководителя, чтобы избежать желания увильнуть от работы.

Индивидуальные занятия

Эта форма психокоррекции показана, когда ребенок имеет явно выраженные проблемы с общением, учебой. Она позволяет не отставать от образовательного процесса. Особый темп работы дает возможность развития тем детям, у которых есть нарушения. Задачи лучше ставить и решать в форме диалога, чтобы дать возможность проговорить все варианты решения. Рекомендуется чаще использовать примеры, что облегчает ребенку усвоение информации, поиск правильного ответа.

Психологии известны также некоторые негативные стороны индивидуальной работы. Насмешки одноклассников (ходишь на занятия один — значит, самый глупый) способны вызвать негативные эмоции. Тогда ребенок может постараться избежать занятий. Групповая форма работы для многих оказывается более эффективной, поскольку дети стремятся не отставать от сверстников.

Направленное воздействие методами психокоррекции помогает индивидуальности развиваться правильно, благодаря чему психика приходит в норму, человек приходит в состояние душевного комфорта.

Когда применяется коррекция?

Психокоррекцию и психотерапию довольно трудно разграничить. На сегодня существует 2 основных мнения:

  1. Психокоррекция и психотерапия — идентичные понятия. Здесь не учитывается, что последняя применяется не только при лечении, но главным образом в профилактике (в том числе в садах, школах). Заниматься психокоррекцией может психолог, а психотерапией — только врач с высшим медицинским образованием.
  2. Психокоррекцию лучше использовать лишь для профилактических целей. Такое жесткое ограничение не вполне справедливо. Некоторые соматические заболевания (неврозы) являются динамическими. Не всегда можно определить, на какой стадии находится пациент. Профилактика в таком случае становится полноценной частью лечения.

Вопрос о разграничении понятий остается открытым. Они очень похожи, оба означают направленное психологической воздействие. Современная психология все чаще стала использовать комплексные меры: определить общее соотношение психотерапии и психокоррекции очень сложно вне конкретного случая.

Виды коррекционной терапии

Психокоррекция делится на несколько типов. Она может быть клинической, педагогической, социальной и спортивной. Каждое направление классифицируется по определённым признакам.

По типу решаемых задач

Деление происходит на коррекцию семейного и индивидуального типа. В первом случае решаются проблемы, связанные с взаимодействием с родителями, детьми, супругами. При индивидуальном подходе рассматривается психика конкретного человека.

По направленности и продолжительности

Согласно этой классификации, работа психолога направлена на устранение симптоматики (купирование негативных поведенческих реакций, эмоциональных проявлений в течение трёх-пяти сеансов) и реализацию каузального подхода.

Второй вариант предполагает систематическое взаимодействие со специалистом — 10-15 встреч, в результате которых психолог выявит причины дискомфорта и поможет в их устранении.

По характеру воздействия

По формату коррекционного воздействия различают прямое и косвенное влияние. При прямом воздействии психолог сосредотачивается на сферах психики, нуждающихся в коррекции. Косвенное влияние предполагает работу с сильными сторонами человека. Помогая развить их, специалист добивается исчезновения негативных проявлений.

По форме организации

В зависимости от решаемых проблем психокоррекция делится на общую, частную и специальную. Специальная коррекция является наиболее распространённой. Она помогает, к примеру, справиться с фобиями, побороть проблемы с коммуникацией. Частная форма чаще всего используется в образовательной сфере. В случае с общей психокоррекции речь идёт преимущественно о групповой работе, например, она помогает учителю создать позитивный микроклимат в классе.

Поведенческая коррекция

Одно из лидирующих направлений, суть которого сводится к формированию новых поведенческих навыков, взамен прежних, нежелательных, которые могут служить причиной появления отклонений в поведении.

Ролевой тренинг сочетает в себе мягкую конфронтацию, десенсибилизацию (для снижения тревожности), положительную обратную связь от психолога. Эта техника успешно используется и в группах. Ситуация, которая вызывает опасения, разыгрывается в безопасных условиях, пациент может выступать в разных ролях. Чаще всего он играет себя, но может быть и наблюдателем. Взгляд со стороны позволяет лучше понять проблему, увидеть возможные варианты развития событий.

Широко используется и систематическая десенсибилизация. Методика помогает эффективно справляться со страхами, фобиями:

  • боязнь полетов;
  • боязнь собак;
  • детские ночные страхи;
  • путешествие в транспорте;
  • страх публичных выступлений.

Если фобий много, проработка начинается с той, которая доставляет наибольшее беспокойство.

Концепция А. Адлера

Классическая психотерапия, основанная на взглядах З. Фрейда, не всегда является единственным вариантом. А. Адлер основал собственную теорию психокоррекции. Он считал человека целостным существом, которое стремится развиваться, самостоятельно определяя свои приоритеты. Это во многом предопределило гуманистическое направление коррекции.

Адлер считал внешнее влияние на личность менее значительным, чем субъективное восприятие

Он считал, что основное внимание в психологии должно уделяться не межличностным, а внутренним проблемам клиента

Хотя и социальная роль человека имеет важное значение. По мнению Адлера, человек не является самодостаточным, он должен взаимодействовать с другими людьми, помогать им, являться членом общества

По мнению Адлера, человек не является самодостаточным, он должен взаимодействовать с другими людьми, помогать им, являться членом общества.

Показания и противопоказания

Индивидуальная психологическая коррекция назначается при выявлении ряда проблем:

  • сильной заторможенности развития;
  • утрате целей, смысла жизни;
  • непонимании себя;
  • необоснованных, детских страхах, которые затормаживают развитие;
  • сильной тревожности;
  • отсутствии взаимодействия с социумом (человек не может работать в группе).

Психокоррекция нужна, когда пациенту назначены мощные методы психологического воздействия, его состояние постоянно изменяется, требует контроля.

Противопоказаний к психокоррекции мало. Прежде чем ее назначать специалисты должны провести диагностику пациента, чтобы выявить точные нарушения развития. Одно из противопоказаний — серьезные нарушения психики, которые должны исправляться комплексно.

Методы работы

Психокоррекция предлагает широкий спектр приёмов, направленных на решение ранее перечисленных задач.

Если необходимо скорректировать взрослого, применяют:

  • методы, основой которых является психоанализ;
  • оперантно обусловленные приёмы;
  • гуманистическую работу;
  • экзистенциальное направление;
  • гештальт-коррекцию.

При взаимодействии с детьми выбирают:

  1. Куклотерапию. Технология предполагает, что клиент создаёт своими руками куклу и как бы оживляет её. Он даёт ей имя, рассказывает свою историю от её лица, использует куклу как персонажа, переживающего те или иные ситуации.
  2. Психодраму. Помогает нормализовать эмоциональный фон коллектива. Группа людей проигрывает определённый сценарий, в котором у каждого участника своя социальная роль.
  3. Психогимнастику. Упражнения из этой категории направлены на выработку коммуникативных навыков, преимущественно приёмов невербального общения (интерпретация чужих жестов и мимики, приемлемое выражение собственных эмоций).

Перечисленными методики психокоррекция не ограничивается. В арсенале психологов также терапия играми, сказками, книгами, рисунками, танцами, музыкой.

Чтобы психика была в порядке, была возможность жить в гармонии с собой, необходимо вовремя избавляться от негативных мыслей и эмоций. Этому способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».

Цели, задачи и принципы психокоррекции

Основной целью психокоррекционных методик является избавление клиента от состояния, провоцирующего психологический дискомфорт. В этом контексте перед психологом стоят следующие задачи:

  • помочь клиенту выйти на новую ступень личностного развития;
  • стимулировать к росту эмоционально-волевую сферу;
  • предложить профилактические приёмы, которые воспрепятствуют эмоциональному выгоранию;
  • выявить корни детских страхов;
  • сформировать отсутствующие навыки, например, коммуникативные;
  • способствовать развитию памяти, мышления, произвольного внимания;
  • откорректировать деструктивные модели, заложенные в сознании клиента;
  • помочь с повышением социально-психологического статуса человека в коллективе;
  • подтолкнуть клиента к творческому самовыражению;
  • улучшить стрессоустойчивость и работоспособность;
  • до определённых пределов «сдвинуть» барьеры, которые установила психика для собственной защиты;
  • исправить пищевое поведение.

Классификация

Ученые классифицируют способа психологических коррекций по различным критериям. Выбор метода зависит от состояния пациента, необходимого результата.

По типу задач

Классификация по типу задач:

  • игровые методики;
  • семейная коррекция;
  • способы для личного роста;
  • нейропсихологические методики.

По характеру направленности

Зависимо от характера направленности:

  1. Симптоматическая — один из видов психокоррекции, с помощью которой психологи снимают острые эмоциональные напряжения, помогают в периоды нервных срывов, острых отклонений от развития.
  2. Казуальная — психологическая коррекция, направленная на разрешение причин, основных проблем развития.

Зависимо от методов воздействия:

  • прямое;
  • косвенное.

По форме организации

Виды психологической коррекции зависимо от формы организации:

  1. Специальные — комплекс приемов, для работы с одним ребенком или группой. Цель — разрешение одной или ряда психологических проблем.
  2. Частные — множество психолого-педагогических воздействий, применяющихся для улучшения образовательных процессов.
  3. Общие — методики общепедагогического порядка. Предназначены для регуляции эмоциональных нагрузок, социальной среды, в которой развивается ребенок.

Существующие методы

Выбор метода психокоррекционной работы, которых очень много, будет зависеть от пациента. Каков его возраст, уровень образования, интеллекта, наличие психических заболеваний, социальное положение, принадлежность той или иной религии, отношения в семье? Учитывая все это, специалист определяет наиболее подходящие способы. Например, для детей и подростков чаще всего используется:

  • игровая терапия;
  • арттерапия;
  • поведенческая;
  • социальная;
  • замещающий онтогенез.

Арттерапия

Форма психокоррекции, основанная на искусстве — в первую очередь, изобразительном, другой творческой деятельности. Гармония личности достигается при помощи самовыражения через пение, танец, сочинение историй, драматическое искусство. Так личность глубже познает себя, возрастает способность к восприятию. Творчество позволяет выпускать негативные эмоции без социальных последствий. Рисунки, сделанные на сеансах, дают психологу материал для диагностики при психотерапии, психокоррекции.

Разные подходы арттерапии преследуют разные задачи. Проективный дает возможность выразить чувства, отношения, что позволяет лучше понять причину своего состояния. Интегральный и творческий подход дает человеку быть созидательным. Пробуждаются скрытые способности, развивается личность. Деятельный подход отвлекает человека от патологического состояния, снимает фокус с болезни. Развивается здоровая часть личности, растет кругозор, появляются новые интересы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс по психологии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: