Контрперенос
Слова пациента пробуждают ответные чувства в бессознательном аналитика. Они и составляют его контрперенос. Допустим, в какой-то момент, слушая рассказ пациента, аналитик чувствует неожиданное раздражение, желание, чтобы тот поскорее ушел. И тогда он задает себе вопрос: что происходит? «Если я для него в данный момент — «хорошая мама», почему во мне вдруг поднялось раздражение? Скорей всего, это говорит о тех неоднозначных, противоречивых чувствах пациента, которые до этого момента никак не проявлялись в ходе анализа. А значит, не все было так безоблачно в его отношениях с матерью, как он рассказывает. Таким образом контрпереносные чувства дают аналитику ключ к пониманию пациента. Г. Ч.
Светлана Федорова — старший преподаватель НИУ ВШЭ.
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Первоначально Фрейд проводил психоаналитические сеансы при помощи гипноза для подавления травмирующих ассоциаций. Однако впоследствии учёный отказался от этого и применял метод лишь в бодрствующем состоянии пациента.
Психоанализ сформировался на «технике свободных ассоциаций»: человек при общении со специалистом говорит всё, что приходит в голову в процессе «разбора» его состояния. Оказалось, что для эффективного психоанализа было достаточно того «материала», который психоаналитик получает от того, что говорит пациент.
Действительно, человек в обычной жизни практически лишён возможности говорить всё, что хочешь, и всегда, когда хочешь. Люди неискренне ведут себя сами с собой, скрывают от себя свои желания и мысли. От этого формируется неудовлетворённость, которая приводит к неврозам и депрессии.
Люди хотят говорить то, что думают и делиться сокровенным. Условности часто мешают это делать в привычной обстановке. Частично к психоанализу можно отнести хрестоматийный разговор — «излияние души» со случайным попутчиком в поезде, который, на счастье, оказался хорошим слушателем.
Но случайный попутчик в поезде — это максимум хороший слушатель. Легче станет, но проблему это не решит. Специалист-психоаналитик на основании связи осознаваемых мыслей и бессознательного содержания находит объяснительные гипотезы того, что и почему происходит в жизни человека и вместе с пациентом даёт ответ на вопрос — что делать?
Рассмотрим психоанализ Фрейда кратко и понятно.
До Фрейда была принята позиция, что психика (душа) человека целостна. Потом появилось понятие «бессознательное». Согласно теории Фрейда, психика человека условно делится на сознательное и бессознательное. Бессознательное — это установки, желания, влечение. Внутренний «цензор» человека — специальный механизм психики — не даёт бессознательному вырваться наружу прямым путём. Бессознательные симптомы накапливаются, находят выход и проявляют себя.
При психоанализе человек «вытаскивает» из себя бессознательное, вспоминает и рассказывает всё, что накопилось. После рассказанного для пациента наступает облегчение и даже излечивание от последствий тех или иных событий, желаний, влечений.
Фрейд считал, что природа бессознательного зависит от пережитых событий и от того, отчего человек мучается и не может это признать — зависть, чувство неполноценности или превосходства, агрессия и тому подобное. В теории классического психоанализа Фрейда переживания первых пяти лет жизни являются решающими для человека. Бессознательное берёт начало в эмоциях детства и влияет на всю жизнь.
Фрейд говорил о том, что при психоанализе человек переживает заново много событий, в том числе — из детства. Часто отношение клиента к психоаналитику во время сеанса становятся похожими на его отношение к собственному отцу или матери со всем комплексом чувств.
Психоанализ по Фрейду — это фактически «выливание» или перенос на терапевта чувств и влечений, которые составляют бессознательное.
Такие сеансы должны быть частыми и проходить до тех пор, пока человек полностью не избавится от невротических симптомов, комплексов и различных навязчивых мыслей. В среднем психоанализ проводят сессиями по несколько месяцев 2–4 раза в неделю.
Методы психоанализа З.Фрейда, использованные при лечении психологических проблем, привели к более детальному пониманию влияния бессознательных желаний на психологию человека. Психоанализ позволил лучше понять природу психосоматических болезней.
Теория психоанализа Зигмунда Фрейда не является «окаменелой» величиной, она развивается. Ещё при жизни учёный присуждал ежегодную премию за достижения своих учеников в развитии теории психоанализа.
Про Зигмунда Фрейда говорят, что он всё видел «через очки сексуальности». Фрейд видел основу всего бессознательного в теории либидо и детской сексуальности. Его последователи часто критиковали за такой подход. Известный психолог Карл Юнг видел природу бессознательного к коллективной памяти человечества.
Перенос и проекция в психологии
Проекция – более широкое понятие. Это общепсихологический механизм переноса чего-либо из внутреннего мира человека во внешний мир. Все, что нас окружает, все, что мы видим и слышим, является проекцией. Мы настолько привыкли к этому, что не замечаем. Задумывались ли вы, почему два человека видят одно и то же явление по-разному? Например, по-разному описывают чье-то выражение лица или мысли. Все дело в проекции. Мы видим мир таким, каким сами его представляем, то есть у каждого человека свое, субъективное видение мира. Вспомните, как мы примеряем на себя реакции других людей, пытаемся поставить себя на место другого человека, угадываем, что он чувствует и думает, в общем, судим по себе. Это и есть проекция.
Перенос – это частный случай проекции между двумя людьми. Проекция подразумевает взаимодействие человека с предметами, ситуациями, условиями. Перенос – взаимодействие с конкретным индивидом. Это более субъективное и эмоциональное явление. Под переносом подразумевается проекция чувств, эмоций, установок, влечений по отношению к одному человеку на другого. Психолог оценивает проекции клиента, чтобы помочь ему установить причинно-следственные связи и избавиться от травм прошлого.
Зачем нужен перенос?
Если у нас есть детские проблемы и они не проработаны, то психика все время напоминает нам о них, когда мы попадаем в похожие (обстановка, интонация, внешний вид человека, его особенность мышления и т. д.) или нейтральные условия. Психика очень хочет, чтобы мы наконец-то усвоили урок, а не сбегали с занятий. Происходит попытка вспомнить прошлый опыт и переиграть ситуацию благоприятным для нас образом.
Но есть и негативный момент этого явления – мы не можем видеть наших собеседников на все сто процентов.
Или, наоборот, под действием травм мы можем не увидеть ряд их особенностей, а если и увидим, тут же остановим себя: «А нет, показалось, он совсем не такой». Мы общаемся с людьми под собственным гипнозом.
Позитивный перенос
Под данным термином подразумевают реакции проецирования чувства любви и любых ее проявлений, деривативов и предвестников. Позитивный перенос имеет место, когда пациент испытывает по отношению к своему терапевту одно из следующих чувств: нежность, любовь, влюбленность, доверие, интерес, симпатию, увлеченность, страсть, восхищение, почтение, желание или волнение. Наиболее эффективный рабочий альянс формируется, сопровождаясь неромантическими, несексуальными и мягкими формами любви.
Не менее важной формой позитивного переноса является влюбленность пациента в своего психотерапевта, что характерно для клиентов противоположного пола. Подобная любовь, возникающая в процессе психоанализа, во многом схожа с реальной
Причиной появления такого чувства во время терапии является перенос любовных переживаний из прошлого, где они были репрессированы, но проявились вновь во время работы с психотерапевтом. В своих манифестациях такая любовь более инфантильна и иррациональна, чем реальная.
Негативный перенос
Термин, обозначающий эффект переноса отрицательных чувств, основанных на любой форме ненависти, ее дериватов и предшественников. Негативный перенос чаще всего выражается гневом, ненавистью, враждебностью, отвращением, негодованием, горечью, неприязнью, раздражением и прочими эмоциями. В психоанализе подобные чувства всегда фигурируют, хотя раскрыть их более сложно, чем проявления положительного переноса. Психотерапевт, как правило, бессознательно «подыгрывает» попыткам пациента защитить самого себя от осознания негативного переноса. Частой причиной того, что психотерапия оказывается неэффективной, является неправильный анализ негативного проецирования.
Идеализация
Другой вид переноса проблемы в психологии — идеализация, являющаяся разновидностью позитивного проецирования и характерная для пациентов обоих полов. В некоторых случаях это может перерасти в поклонение герою. Идеализация чаще всего встречается при работе с клиентами, потерявшими родителей в результате смерти или развода. По мнению психолога Гринсона, отношения поклонения скрывают под собой репрессированное отвращение, которое, в свою очередь, маскирует примитивную ненависть. Поверхностная зависть скрывает презрение, за которым, в свою очередь, прячется репрессированная ненависть.
Как освободиться от переноса?
Защитный механизм нужен тогда, когда есть травмы. А от психологических травм нужно избавляться. Тогда и защита станет ненужной. А вот увидеть свой перенос, частично остановить свою фантазию можно уже сейчас.
Включайте максимальное осознание и сканирование своих эмоций. Отслеживайте их. «Вот тут я рассердилась, потому что мне на ногу наступили» – это настоящая эмоция. «А вот тут, в переписке, мне незнакомый человек (наверняка мошенник. – Прим. авт.) написал приятностей, да таких, что голова кругом, уже влюбиться готова!» – это эмоция прошлого. И пришла она к вам, потому что у вас травма. И нужно с этой травмой работать, чтобы на мошенников и прочих манипуляторов не нарываться.
То же самое касается и проективной идентификации. Прежде чем вернуть себя в эмоционально привычную, хоть и неприятную обстановку, задайте себе вопрос: «А для чего я это делаю? Зачем снова возвращаю себя в стресс? Что я хочу получить? Почему я так боюсь нового и позитивного?»
Что такое перенос в психологии
Перенос в психологии – это перекладывание эмоций с недоступного эмоционально значимого объекта на доступный объект. Это замещение, которое не осознается самим человеком. Нельзя путать это с «отыгрыванием» эмоций, их выплеском. Это не то же самое, что избить куклу, представив, что она ненавистный начальник. В этом случае человек понимает, что он пытается заменить одно другим и выплеснуть агрессию социально приемлемым путем. При переносе человек не понимает этого. Он видит в ком-то значимого человека из прошлого и ведет себя с ним так же, как в старых отношениях. Тот, на кого перенесли чувства, как правило, тоже не понимает этого.
Понятие переноса в психологии
Под переносом в психологии понимают перенос эмоций и чувств, влечений, фантазий, установок, защитных механизмов с одного объекта (того, кому они реально адресованы) на доступный объект. Как правило, речь идет о переносе эмоций в отношении кого-то из прошлого на людей в настоящем. Речь идет как о позитивных, так и о негативных эмоциях, но чаще психологи имеют дело с переносом негатива (страх, обида, ненависть).
Как правило, в качестве образца для переноса выступают люди из детства. Специфика переноса в том, что человек не просто ищет образец среди других людей, он склонен приписывать качества образца тем людям, которые ими не наделены, и взаимодействовать с ними в рамках этих качеств.
Для подсознания не существует прошлого и настоящего. Ему интересны только готовые шаблоны. Анализ каждой новой ситуации и поиск новых моделей поведения требует больших энергетических затрат. Вот подсознание и пытается вести нас по пути меньшего сопротивления: примерить готовый шаблон поведения, модель старых отношений на взаимодействие с новыми людьми.
Перенос в психологии: примеры
Чаще всего образцом становится кто-то из родителей. И опять же пример может быть как положительным, так и отрицательным. Например, девочка из семьи алкоголика ищет мужа-алкоголика. Ребенок гиперопекающей матери в будущем ищет такую же жену.
Примеры переноса можно заметить невооруженным взглядом. Вне науки это называют злым роком, проклятием, венцом безбрачия и т.д. Например, женщина говорит, что все мужчины козлы, ей попадаются только сволочи или алкоголики, и это действительно так. Мистика? Нет, перенос. Она находит, видит и хочет видеть рядом с собой только таких мужчин.
А если перенос произошел с учетом приписывания каких-либо качеств, то ситуация выглядит еще интереснее. Два человека с переносом и без будут описывать одно и то же третье лицо по-разному. Например, с одной женщиной мужчина становится любящим мужем и отличным отцом, а для другой женщины – тиран и бестолочь.
Другой пример переноса: человек меняет одну работу за другой, но на каждом производстве ему попадается начальник-тиран. Кстати, каждый из них – копия отца-тирана. Совпадение? Нет, перенос во всей своей красе.
Проекция в психотерапии
Многие смотрели фильмы и читали книги о сложных отношениях между клиентом и психотерапевтом: неудержимая страсть между ними — излюбленный прием сценаристов.
В процессе психотерапии механизм проекции обретает некоторые особенности. Нередко (но не всегда!) проекция принимает форму терапевтического переноса — это такая ситуация, когда клиент переносит свою любовь или любые другие чувства на специалиста. А контрперенос — это то же самое, но со стороны терапевта, когда он испытывает некие чувства к клиенту.
Если контролировать эти явления и использовать их в терапевтических целях, они вполне считаются нормальными и зачастую приводят к глубоким инсайтам клиента. Но если оставить перенос без осознанного внимания, он приведет к большим потрясениям и ретравматизации человека.
Опытный специалист может распознать перенос и сделать его частью терапевтического процесса, не травмируя клиента. Часто людям довольно трудно признаться в чувствах к терапевту и, столкнувшись с этим, они прекращают терапию. Однако если помогающему специалисту всё же удается распознать проекцию, то терапевтический процесс обретает особую силу.
Распознавание контрпереноса
Мани-Кёрл описывал неудачи в контейнировании — хотя и без использования этого термина. Дело, однако, заключается в том, что хотя аналитик может совершить ошибку, его способ совершения ошибки очень информативен. То, что мышление аналитика было выведено из строя, указывает на состояние души присутствующего пациента, который нуждается в помощи. Конечно, понимать это во время сессии очень трудно. Трудно именно потому, что это переживание невыносимое и, следовательно, бессознательное. Как аналитик может осознавать то, что он не осознает?
По этой причине аналитик зависим от пациента, который дает указания, преимущественно бессознательные указания, на то, что идет неправильно. Вот краткий пример, который приводили Бриттон и Стайнер (Britton and Steiner, 1994). В начале сессии, после материала о том, что девушка пациента рассердилась из-за его импульсивного поступка, аналитик дал интерпретацию несколько теоретического характера о том, что пациент чувствует, что он вынужден ждать, и затем избегает этого переживания.
В ответ пациент описал случай, произошедший с ним несколько дней назад, когда он ждал свою девушку в театре. Он был уверен, что она придет позже, и думал, что она может вообще не прийти, после того как она рассердилась на него, … но оказалось, что на самом деле она ждала его внизу в баре.
«… Тогда сказал: “Я думаю, что вы даете комментарий к моей интерпретации. По-видимому, вы чувствуете, что мы находимся в разных местах. Моя интерпретация не достигает вас там, где вы сейчас находитесь…”» (Britton and Steiner 1994, p. 1074-75).
Здесь неточность аналитика нашла отражение в материале. Аналитику предоставляется возможность, — если он способен ею воспользоваться, — критически оценить собственное состояние души. В данном случае он мог лучше прочувствовать свою несколько теоретическую интерпретацию и сопоставить ее с содержанием ассоциации пациента о его ожидании встречи. Этим сопоставлением пациент говорит аналитику о двух людях, находящихся вне контакта. Но аналитик должен быть способен почувствовать контрперенос, даже если он не понимает его значения до тех пор, пока пациент не даст ему «подсказку».
Аналитик может тогда воспринять ассоциацию пациента как своего рода интерпретацию их отношений. Конечно, пациент может ошибаться относительно реального состояния ума аналитика, но подобное согласование между контрпереносом и ассоциациями пациента дает ключ к пониманию того, как пациент видит происходящее. Очень часто, конечно, интерпретация пациента содержит в себе долю правды. Это наблюдение относительно контрпереноса стало одной из важнейших составляющих развития кляйнианской техники.
Что такое перенос и контрперенос в психологии
В психологии перенос рассматривают с еще одной точки зрения: как феномен в отношениях клиента и психолога. Придя на сеанс психотерапии, клиент пытается и с психологом выстроить взаимодействие по шаблону из прошлого. И это неплохо, так как специалист может противостоять этому и помочь клиенту осознать скрытые проблемы, разобраться в подсознании и прошлом.
Особенности переноса чувств в психологии на консультациях:
- Ошибочность суждений клиента. Он приписывает психологу те качества, которыми он на самом деле не обладает. Он приписывает качества других людей, из другой ситуации, времени и условий. Однако среди них встречается и реальное отношение клиента к психологу. Задача специалиста – отделить ложные суждения в рамках переноса от реального отношения.
- Амбивалентность. Перенос бывает положительным и отрицательным. Например, если клиент идеализирует образ матери, вспоминает ее как любящую, понимающую, ласковую, умную и т.д., то и психолога он воспринимает как сильного, доброго человека, которому можно довериться. Если клиент помнит свою мать как авторитарную и грубую женщину, ему всю жизнь приходилось обороняться, то и в отношении психолога он будет настроен враждебно. В некоторых случаях психотерапия становится невозможной. Нередко клиенты влюбляются в своих психологов, это пример положительного переноса. А иногда они ненавидят их и готовы убить, это пример отрицательного переноса. Так или иначе, все чувства клиента заслуживают проработки и обсуждения, но глубину обсуждения выбирает психолог в зависимости от ситуации.
- Подходящие условия. Психолог должен придерживаться нейтральной, беспристрастной позиции. Он не должен выдвигать оценочных суждений, прививать клиенту свою систему ценностей, делиться своими эмоциями и переживаниями. Чем нейтральнее атмосфера, тем быстрее и сильнее проявится перенос.
- Бессознательность. Перенос никогда не осознается клиентом. Он осознает, какие чувства испытывает, но он не понимает, что это реакции на кого-то из прошлого. Задача психолога – помочь осознать перенос.
- Все проблемы родом из детства. Чаще всего и проще всего перенос возникает там, где есть нерешенный конфликт из детства.
Без переноса нельзя докопаться до истины, помочь клиенту справиться с проблемами. Однако успех мероприятия зависит от профессионализма психолога
Важно, чтобы он не поддался феномену контрпереноса. Перенос и контрперенос в психологии часто идут рука об руку
Контрперенос – это перенос психологом своих жизненных трудностей, конфликтов, травм в отношения с клиентом, если тот затрагивает болезненные темы. Контрперенос возникает в ответ на перенос клиента или сам по себе. Некоторые психологи считают, что консультирование невозможно без контрпереноса. Другие психологи уверены, что это результат непрофессионализма консультанта и показатель того, что ему самому нужно сначала разобраться в себе.
Причины контрпереноса как феномена в психологическом консультировании:
- Желание консультанта понравиться клиенту, быть принятым, получить хорошую оценку.
- Страх, что клиент не придет на консультацию, оставит плохой отзыв, подумает о консультанте что-то плохое.
- Сексуальное влечение к клиенту, эротические фантазии с его участием.
- Внутренние конфликты, нерешенные проблемы, которые заставляют бурно реагировать на клиентов, которые пробуждают в консультанте чувства, связанные с конфликтами.
- Желание быть «пророком», наставлять клиентов, учить жизни, давать советы.
Анализ причин подтверждает, что контрпереносу подвержены начинающие, неопытные психологи. Однако вместе с ними в группу риска попадают люди в состоянии профессионального выгорания, истощения.
Таким образом, при контрпереносе психолог проецирует свои проблемы на информацию, полученную от клиента. Например, клиент рассказывает, что недавно у него погиб домашний питомец, и теперь человек не хочет жить. А консультант в ответ выдает: «А у меня сын умер пять лет назад, я же как-то живу».
Вопрос о том, приемлем ли контрперенос, до сих пор остается открытым. Пока исследователи сошлись на том, что если специалист может контролировать свои реакции, внутренние конфликты не влияют на его слова и действия, не мешают объективной оценке, то можно не придавать особого значения контрпереносу. Если же внутренние переживания психолога вырываются наружу, то специалист должен отойти от работы и обратиться к коллегам со своими проблемами. То есть в нашем примере консультанту нужно обратиться за помощью.
Контрперенос
Перенос и контрперенос в психологии — взаимосвязанные, но противоположные друг другу термины. Но контрперенос на сегодняшний день исследован недостаточно хорошо.
Контрперенос — чувство сильной тревоги терапевта за своего пациента. В запущенных случаях это доходит до того, что психолог боится избавиться от собственной тревоги и не может активировать необходимые защитные функции психики.
С другой стороны, контрперенос нередко рассматривается как неспособность и нежелание психолога увидеть себя со стороны и открыть новые грани в процессе сеанса психотерапии с собственным клиентом. В результате этого специалист начинает испытывать к пациенту враждебность на подсознательном уровне.
Проективная идентификация, или Провокации на негатив
Следствием проекции (переноса) является проективная идентификация. К примеру, некая Анна Петровна воспитывалась в тяжелой психологической атмосфере. В семье все друг на друга кричали, ругались, критиковали, она привыкла жить в такой обстановке. И вот она выросла, вышла замуж, родила, воспитала и женила сына. Пришло время наведаться к молодым. Приезжает – а там тишина и спокойствие, мир да любовь. Что ей делать в такой обстановке? О чем говорить? Непонятно. Непривычно. Стрессово.
И свекровь подсознательно начинает вести себя самым ужасным образом, говорить и делать глупости, пакостить, наводить свои порядки. Зачем? Чтобы наверняка спровоцировать критику или, еще лучше, агрессию. А в ответ можно будет и самой поругаться, покритиковать. Зачем она это делает? Так срабатывает ее защитный механизм – проективная идентификация. Непонятно, что делать с новыми условиями, а потому нужно срочно вернуть себя в прежнюю, хоть и неприятную обстановку.
Влияние форм переноса
Психологи Д. И. Донской и В. Т. Кондратенко отмечали, что на форму переноса влияет поведение терапевта. К примеру, психоаналитики, создающие при работе с пациентом атмосферу чуткости и тепла, отмечают, что их клиенты реагируют на терапию длительным позитивным переносом и испытывают затруднения с негативным переносом. Рабочий альянс быстро формируется именно с такими пациентами, однако он отличается узостью и ограниченностью, что мешает расширению переноса за границы положительной формы. И наоборот, терапевты, жесткие и отчужденные со своими клиентами, убеждаются в том, что их пациенты быстро и устойчиво формируют только негативные эффекты переноса, испытывая проблемы с созданием положительного проецирования.
Заключение
Мы описали полный круг и вернулись к вопросу о том, как мы справляемся со своими ошибками. Ведь они — существенная часть человеческой жизни. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что не ошибается только тот, кто не лечит. Это не освобождает нас от поиска своих ошибок и их признания, но предоставляет ту же свободу действий, которую мы предоставляем пациентам и родителям: учиться на своих ошибках.
Для этого необходимо разоблачение. Еще одна особенность нашей профессии состоит в том, что все происходит за закрытыми дверями, и врачебная тайна является частью договора с пациентом. Вот отличное оправдание, чтобы не показывать себя!! Но ведь мы являемся инструментом своего ремесла, а всякий инструмент необходимо испытать на предмет износа и сбоев. Чтобы понять, что мы действуем неправильно, необходимы барометры, контроль, какие-то индикаторы. Это относится как к нашим действиям в целом, так и к конкретным событиям, происходящим в ходе индивидуальной терапии. Некоторые виды контроля универсальны, например, супервизия. Некоторые вещи каждый терапевт узнает о себе самостоятельно. Но, как обычно, больше всего о своих ошибках и о том, как их объяснить, мы узнаем от своих пациентов.
Перевод с английского З. Баблояна
Научная редакция И.Ю. Романова