Что такое перенос и контрперенос в психологии
В психологии перенос рассматривают с еще одной точки зрения: как феномен в отношениях клиента и психолога. Придя на сеанс психотерапии, клиент пытается и с психологом выстроить взаимодействие по шаблону из прошлого. И это неплохо, так как специалист может противостоять этому и помочь клиенту осознать скрытые проблемы, разобраться в подсознании и прошлом.
Особенности переноса чувств в психологии на консультациях:
- Ошибочность суждений клиента. Он приписывает психологу те качества, которыми он на самом деле не обладает. Он приписывает качества других людей, из другой ситуации, времени и условий. Однако среди них встречается и реальное отношение клиента к психологу. Задача специалиста – отделить ложные суждения в рамках переноса от реального отношения.
- Амбивалентность. Перенос бывает положительным и отрицательным. Например, если клиент идеализирует образ матери, вспоминает ее как любящую, понимающую, ласковую, умную и т.д., то и психолога он воспринимает как сильного, доброго человека, которому можно довериться. Если клиент помнит свою мать как авторитарную и грубую женщину, ему всю жизнь приходилось обороняться, то и в отношении психолога он будет настроен враждебно. В некоторых случаях психотерапия становится невозможной. Нередко клиенты влюбляются в своих психологов, это пример положительного переноса. А иногда они ненавидят их и готовы убить, это пример отрицательного переноса. Так или иначе, все чувства клиента заслуживают проработки и обсуждения, но глубину обсуждения выбирает психолог в зависимости от ситуации.
- Подходящие условия. Психолог должен придерживаться нейтральной, беспристрастной позиции. Он не должен выдвигать оценочных суждений, прививать клиенту свою систему ценностей, делиться своими эмоциями и переживаниями. Чем нейтральнее атмосфера, тем быстрее и сильнее проявится перенос.
- Бессознательность. Перенос никогда не осознается клиентом. Он осознает, какие чувства испытывает, но он не понимает, что это реакции на кого-то из прошлого. Задача психолога – помочь осознать перенос.
- Все проблемы родом из детства. Чаще всего и проще всего перенос возникает там, где есть нерешенный конфликт из детства.
Без переноса нельзя докопаться до истины, помочь клиенту справиться с проблемами. Однако успех мероприятия зависит от профессионализма психолога
Важно, чтобы он не поддался феномену контрпереноса. Перенос и контрперенос в психологии часто идут рука об руку
Контрперенос – это перенос психологом своих жизненных трудностей, конфликтов, травм в отношения с клиентом, если тот затрагивает болезненные темы. Контрперенос возникает в ответ на перенос клиента или сам по себе. Некоторые психологи считают, что консультирование невозможно без контрпереноса. Другие психологи уверены, что это результат непрофессионализма консультанта и показатель того, что ему самому нужно сначала разобраться в себе.
Причины контрпереноса как феномена в психологическом консультировании:
- Желание консультанта понравиться клиенту, быть принятым, получить хорошую оценку.
- Страх, что клиент не придет на консультацию, оставит плохой отзыв, подумает о консультанте что-то плохое.
- Сексуальное влечение к клиенту, эротические фантазии с его участием.
- Внутренние конфликты, нерешенные проблемы, которые заставляют бурно реагировать на клиентов, которые пробуждают в консультанте чувства, связанные с конфликтами.
- Желание быть «пророком», наставлять клиентов, учить жизни, давать советы.
Анализ причин подтверждает, что контрпереносу подвержены начинающие, неопытные психологи. Однако вместе с ними в группу риска попадают люди в состоянии профессионального выгорания, истощения.
Таким образом, при контрпереносе психолог проецирует свои проблемы на информацию, полученную от клиента. Например, клиент рассказывает, что недавно у него погиб домашний питомец, и теперь человек не хочет жить. А консультант в ответ выдает: «А у меня сын умер пять лет назад, я же как-то живу».
Вопрос о том, приемлем ли контрперенос, до сих пор остается открытым. Пока исследователи сошлись на том, что если специалист может контролировать свои реакции, внутренние конфликты не влияют на его слова и действия, не мешают объективной оценке, то можно не придавать особого значения контрпереносу. Если же внутренние переживания психолога вырываются наружу, то специалист должен отойти от работы и обратиться к коллегам со своими проблемами. То есть в нашем примере консультанту нужно обратиться за помощью.
Признаки контропереноса: на что стоит обратить внимание?
Как у любого психологического феномена у контрпереноса есть признаки, по которым его можно его выявить
Если ты являешься клиентом, тебе стоит тоже обратить внимание на эти признаки и прояснить этот момент с психологом
Контрперенос в психотерапии
Признаки контрпереноса:
- Депрессивные и тяжелые чувства в ходе и после сеансов с определенным клиентом;
- Наплевательское отношение к клиенту: опоздания, отмена сеансов без особых причин;
- Выраженная сонливость во время сеансов с клиентом;
Чрезмерное или недостаточное внимание к финансовым соглашениям с клиентом;
На место и время сеансов оказывает влияние клиент;
Желание вызвать у коллег и других клиентов впечатление важности данного клиента;
Чрезмерное стремление опубликовать материал или прочитать лекцию о данном клиенте;
Восхваление клиента;
Резкое отношение к клиенту;
Чувство, что клиент может сильно повлиять на репутацию или престиж специалиста;
Вступление в споры с клиентом;
Утрата контроля и негативные чувства на сеансах, если клиент что-то доказывает или спорит;
Высокая тревожность на сеансах;
Попытки помочь клиенту в его проблемах вне рамок сеансов;
Постоянное стремление снискать расположение у клиента;
Сны с данным клиентом;
Слишком сильная озабоченность в свободное время клиентом и его проблемами;
Компульсивная тенденция продолжить с клиентом работу над определенными проблемами.
Организованная деструкция
Одна из наиболее серьезных областей непонимания возникает, когда имеется очень много агрессии, и аналитик должен «быть» плохим объектом, — не отвергая эту проекцию. Это обращает нас к идее Биона о К-связи.
Бион расширил свою теорию связи до психологии пары. Люди могут быть связаны друг с другом тремя различными путями. Связывание любовью является L-связью, как называл это Бион. Вторая связь есть H-связь, в ней каждый человек и ненавидит, и является ненавидимым другим. Третья связь, или K-связь, основанная на понимании эмоций и отношений, представляет собой типичную психоаналитическую связь. Это психоаналитическая среда, в которой создается инсайт.
Джозеф (Joseph, 1989b) уделяла особое внимание изучению отношения к инсайту, к аналитику, который способен к инсайту, и к судьбе самого инсайта. Реакция пациента на интерпретации может содержать в себе едва уловимые методы изъятия ключевого смысла из интерпретации
Это не обязательно обычное сопротивление — т. е. избегание знания о себе, которое может быть слишком болезненным. Вместо этого, в этой реакции могут также содержаться элементы желания обесценить правду и разрушить честные отношения. В результате ослабляется аналитическое отношение, работа и инсайт, и усиливается привычное подчинение пациента деструктивным аспектам самого себя. Это есть атака на К-связь, известная как минус К-связь. Обращая внимания на малейшие изменения в аффективной атмосфере анализа, аналитик может раскрыть препятствия, создаваемые агрессивными импульсами в жизни и отношениях пациента.
«Одним из примеров, иллюстрирующих такие едва уловимые процессы, является мужчина, которому приснилось, что он идет по лесу, расположенному недалеко от его дома, и посреди леса находится школа. У него были смешанные чувства в отношении этой школы. Он был озадачен и не понимал сновидения, и на некоторое время замолчал. Как будто он ждал, что я пойму сновидение, но если я пойму его, это ему не понравится. Я сказал тогда, что он замолчал, потому что опасается, что у меня могут возникнуть мои собственные идеи по поводу сновидения, и я захочу, чтобы он учился у меня, как в школе, и тогда у него появились бы очень смешанные чувства, в том числе негативные.
Он вздохнул и казался напряженным и незаинтересованным, и даже немного раздраженным. Но затем он описал свою школу, в которой он учился, когда был ребенком, как очень авторитарную. Ему пришлось перейти в другую школу, где учителя поощряли детей к самостоятельным открытиям».
Пациент прямо сказал, что ему нужно учиться самому и не вовлекаться в К-связь, которая означает, что ему придется вступать в отношения с кем-то, у кого он будет учиться.
Эти атаки на связь могут создавать некую перверсивную эротизированную деструктивность. Джозеф подчеркивала, что пациент отступает и скрывается внутри чего-то, что делает его отстраненным и труднодоступным. Эмоциональное возбуждение затрудняет отказ пациента от этих атак.
Мышление аналитика как объект переноса
Эти атаки на инсайт влияют на мышление аналитика, и он становится фрустрированным, злым или отстраненным. Пациент, вовлеченный в перверсивные отношения с правдой и инсайтом, часто имеет особую чувствительность к тому, что может чувствовать аналитик. Он/она изучает мышление аналитика, пытается представить себе его образ и фантазирует о нем. Таким образом, мы может говорить о мышлении аналитика как объекте пациента. Как писала Бренман Пик (Brenman Pick, 1986), «одно состояние души ищет другое состояние души, как рот ищет сосок».
В результате Джон Стайнер (John Steiner, 1993) стал отличать «интерпретации, центрированные на пациенте» и «интерпретации, центрированные на аналитике». Существует реальная возможность того, что пока аналитик пытается проинтерпретировать мышление пациента, пациент пытается проинтерпретировать мышление аналитика. Многие пациенты, страдающие от тяжелых расстройств личности, способны исключительно хорошо чувствовать объект, с которым они вступают в отношения. Такие пациенты могут быть исключительно чувствительными к состоянию ума аналитика, а их собственное состояние ума может быть исключительно чувствительным образом связано с состоянием ума аналитика. Тогда непосредственной тревогой пациента будет тревога о том, как работает мышление аналитика в данный момент.
«В такие моменты пациента больше всего заботит его восприятие аналитика. /…/ Я бы назвал эти интерпретации центрированными на аналитике и отличал бы их от интерпретаций, центрированных на пациенте. /…/ В общем, интерпретации, центрированные на пациенте, больше относятся к передаче понимания, тогда как интерпретации, центрированные на аналитике, скорее будут давать пациенту ощущение, что его понимают» (Steiner 1993, p. 133).
Если аналитик дает обычную интерпретацию о пациенте, пациент может фактически воспринять ее совершенно другим образом. Аналитик дает ее пациенту как подарок, образовавшийся в результате усилий аналитика понять пациента, и ожидает, что пациент воспримет ее как начало инсайта. Но пациент может воспринять «интерпретацию» как возможность оценить скорее мышление аналитика в момент интерпретации, а не правильность самой интерпретации. Риск заключается в том, что партнеры идут в совершенно разных направлениях и «не слышат» друг друга, что может завести в тупик. Для одной из пациенток Стайнера:
«интерпретации, центрированные на пациенте, означали, что она ответственна за то, что происходило между нами, она чувствовала себя преследуемой и замыкалась в себе. В особенности, когда вставал вопрос об ответственности, ей иногда казалось, что я говорю с такой уверенностью в своей правоте, как будто отказываюсь рассматривать свое собственное участие в проблеме и не хочу брать ответственность на себя» (Steiner 1993, p. 144).
В такие моменты аналитик должен осознавать, что он является тем, что интересует пациента, и его интерпретации тогда должны фокусироваться на фантазиях пациента о мышлении аналитика. Интерпретация неверного типа может восприниматься пациентом как очень преследующая и обвиняющая — даже если это не входило в намерения аналитика
Тогда аналитик должен сделать усилия, чтобы не казаться критикующим, — но еще более важно, что он должен понять, почему пациент имеет тенденцию чувствовать себя критикуемым, и что пациент считает мотивом аналитика, побуждающим его к критике
Негативный перенос
Термин, обозначающий эффект переноса отрицательных чувств, основанных на любой форме ненависти, ее дериватов и предшественников. Негативный перенос чаще всего выражается гневом, ненавистью, враждебностью, отвращением, негодованием, горечью, неприязнью, раздражением и прочими эмоциями. В психоанализе подобные чувства всегда фигурируют, хотя раскрыть их более сложно, чем проявления положительного переноса. Психотерапевт, как правило, бессознательно «подыгрывает» попыткам пациента защитить самого себя от осознания негативного переноса. Частой причиной того, что психотерапия оказывается неэффективной, является неправильный анализ негативного проецирования.
Проективная идентификация
В наши дни обсуждается то, как можно использовать контрпереносные реакции в аналитической работе, а не то, использовать их или не использовать (Jacobs, 1999a). Не думаю, что сегодня найдется аналитик, который отрицал бы тот факт, что аналитик испытывает эмоциональное влияние пациента и реагирует на его внутреннее состояние, и что эти реакции содержат полезную информацию.
Центральным понятием в этом обсуждении является проективная идентификация, но в более широком смысле, чем изначально имела в виду Кляйн (1946/1975). Для нее это было внутрипсихическим процессом, в котором ребенок отсщепляет нежелательную или неприемлемую часть саморепрезентации и проецирует ее на объектрепрезентацию (матери), которая в свою очередь переживается как часть себя (стр. 8). Кляйн назвала этот процесс идентификацией посредством проекции, чтобы отличить его от комплиментарного процесса идентификации посредством интроекции (1952/1975, с. 68-69).
В результате многочисленных дополнений — назовем в качестве примера только Огдена (1979), Джозефа (1987/1989) и Розенфельда (1987) — концепция проективной идентификации получила более широкое понимание, и сейчас она распространяется на весьма значимые составляющие аналитических отношений. В настоящее время под ней понимают форму коммуникации, в которой внутрипсихические объектные отношения, описанные Кляйн, проецируются вовне на другого человека (часто называемого внешним объектом). В принимающей стороне проективные идентификации вызывают чувства и мысли, а также импульсы к отыгрыванию. Он чувствует принуждение к реагированию на ситуацию, в которой находится (Фельдман, 1997). Основываясь на концепции проективной идентификации Кляйн, Бион предложил модель контейнера, в который может проецироваться объект (1962). Эта модель иллюстрирует, что проективная идентификация включает, помимо свойственного ей принуждения к действию, такие элементы, как несимволизированные состояния и неотрефлексированные чувства (бета-элементы, по Биону). Контейнирование относится именно к внутренней работе, это своего рода метаболизм тех психических элементов, которые пациент сам не в состоянии переварить; это переваривание, которое замещает действия во внешнем мире.
Сандлер (1976) описывает альтернативную модель таких процессов. Он полагает, что пациент бессознательно проигрывает свои ранние объектные отношения и что аналитик становится актером в его пьесе, принимая на себя ту роль, которую навязывает ему пациент (стр. 45). Сандлер называет такую склонность брать на себя роль в бессознательном проигрывании пациента ролевой отзывчивостью. Часто аналитик осознает свои реакции и свое отношение только после того, как они нашли выход в действиях. При этом, по мнению Сэндлера, единственный способ для аналитика получить информацию о бессознательных переносах пациента — это постараться осознать скрытые и тонкие способы, которыми пациент навязывает ему определенные роли (Sandler , 1976).
Влияние форм переноса
Психологи Д. И. Донской и В. Т. Кондратенко отмечали, что на форму переноса влияет поведение терапевта. К примеру, психоаналитики, создающие при работе с пациентом атмосферу чуткости и тепла, отмечают, что их клиенты реагируют на терапию длительным позитивным переносом и испытывают затруднения с негативным переносом. Рабочий альянс быстро формируется именно с такими пациентами, однако он отличается узостью и ограниченностью, что мешает расширению переноса за границы положительной формы. И наоборот, терапевты, жесткие и отчужденные со своими клиентами, убеждаются в том, что их пациенты быстро и устойчиво формируют только негативные эффекты переноса, испытывая проблемы с созданием положительного проецирования.
Проекция в психотерапии
Многие смотрели фильмы и читали книги о сложных отношениях между клиентом и психотерапевтом: неудержимая страсть между ними — излюбленный прием сценаристов.
В процессе психотерапии механизм проекции обретает некоторые особенности. Нередко (но не всегда!) проекция принимает форму терапевтического переноса — это такая ситуация, когда клиент переносит свою любовь или любые другие чувства на специалиста. А контрперенос — это то же самое, но со стороны терапевта, когда он испытывает некие чувства к клиенту.
Если контролировать эти явления и использовать их в терапевтических целях, они вполне считаются нормальными и зачастую приводят к глубоким инсайтам клиента. Но если оставить перенос без осознанного внимания, он приведет к большим потрясениям и ретравматизации человека.
Опытный специалист может распознать перенос и сделать его частью терапевтического процесса, не травмируя клиента. Часто людям довольно трудно признаться в чувствах к терапевту и, столкнувшись с этим, они прекращают терапию. Однако если помогающему специалисту всё же удается распознать проекцию, то терапевтический процесс обретает особую силу.
Перенос и проекция в психологии
Проекция – более широкое понятие. Это общепсихологический механизм переноса чего-либо из внутреннего мира человека во внешний мир. Все, что нас окружает, все, что мы видим и слышим, является проекцией. Мы настолько привыкли к этому, что не замечаем. Задумывались ли вы, почему два человека видят одно и то же явление по-разному? Например, по-разному описывают чье-то выражение лица или мысли. Все дело в проекции. Мы видим мир таким, каким сами его представляем, то есть у каждого человека свое, субъективное видение мира. Вспомните, как мы примеряем на себя реакции других людей, пытаемся поставить себя на место другого человека, угадываем, что он чувствует и думает, в общем, судим по себе. Это и есть проекция.
Перенос – это частный случай проекции между двумя людьми. Проекция подразумевает взаимодействие человека с предметами, ситуациями, условиями. Перенос – взаимодействие с конкретным индивидом. Это более субъективное и эмоциональное явление. Под переносом подразумевается проекция чувств, эмоций, установок, влечений по отношению к одному человеку на другого. Психолог оценивает проекции клиента, чтобы помочь ему установить причинно-следственные связи и избавиться от травм прошлого.
Две клинических виньетки
Наглядным примером того, как воздействуют на аналитика реакции пациента, может служить виньетка о психотерапевтическом случае 12-летней девочки, подвергавшейся сексуальному насилию со стороны отца, которая в настоящее время живет в приемной семье. Она страдает от тревоги, вызванной навязчивыми мыслями о числах, не может контролировать свои мысли и иногда теряет связь с реальностью. Так, у нее бывают видения, что в комнате вместе с ней находится ее мать, которую она жаждет видеть и при этом злится и боится ее. Это ее чрезвычайно пугает, и она впадает в панику. Когда аналитик пытается поговорить с ней, она отвергает его попытки: «Я не хочу говорить об этом» и впадает в беспорядочную активность, принимаясь интенсивно подпрыгивать или поспешно решать сложные математические задачи. Как показывает опыт, разговор о числах повергает ее в еще большую тревогу, и ее паника растет. Аналитик буквально парализован чрезвычайно неприятным чувством. Он привык к ее интенсивной активности, но это нечто другое. У него появляется ощущение, что продолжение разговора с девочкой о ее тревоге будет вторжением в ее внутренний мир. Он превращается в насильника — подобно ее отцу с его сексуальными вторжениями в ее тело и мысли.
Racker (1957) назвал этот тип контрпереноса комплиментарным, или дополнительным контрпереносом: аналитик идентифицируется с объектом реальных внутренних объектных отношений. Альтернативным вариантом для аналитика могла быть его идентификация с самим субъектом тех же самых объектных отношений, и в таком случае наполниться психотической тревогой. Этот второй вид контпереноса Racker назвал конкордантным.
Следующая простая виньетка может служить иллюстрацией изменения в понимании контрпереноса. Аналитику сложно вовремя заканчивать сессии с пациенткой, он часто замечает, что задерживает завершение сессии на пять минут. Такое отклонение достаточно нетипично для него. При классическом взгляде на контрперенос это можно понимать как преувеличенное расположение аналитика, своего рода реактивное образование. Когда проблема идентифицирована, ему следует проанализировать проблему своей агрессии и таким образом восстановить свою аналитическую позицию.
При расширенном взгляде на контрперенос мы задаем вопрос, что лежит в основе такой реакции. Что такого получает аналитик от этой пациентки, что ему так сложно завершать сессии с ней? Слушая свои чувства, мысли и фантазии, он ищет нюансы, которые могут помочь ему понять, что происходит
Возможно, пациентка испытывает скрытую агрессию, вызванную отвержением в связи с окончанием сессии? И если это так, то почему он не выдерживает этой агрессии? Связано ли это с тем, что ее гнев — это не тот невротический вид гнева, который возникает, когда человека прерывают в некоем важном занятии, а скорее паранойяльный и, следовательно, гораздо более неприятный гнев? Другой вариант — возможно, что аналитик улавливает подспудную сепарационную тревогу пациентки. И если это так, то почему он не выдерживает ее, хотя обычно ему это удается? Вызвано ли это тем, что для этой пациентки прерывание контакта является не ограниченной, скорее невротической формой сепарационной тревоги, а чем-то страшным, бездонным и невыносимым? Как будто покинуть кабинет для этой женщины означает оказаться в пустоте, бездне; и аналитик не может выдержать ее открытости этой тревоге
Открываясь чувствам и образам, аналитик пытается войти в контакт с внутренним состоянием пациента, а его интервенции основываются на достигнутом понимании. Эта внутренняя работа может вызвать и в нем контакт со своей собственной сепарационной тревогой, а также его идентификацию с брошенным ребенком в пациентке.
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
Следующая статья Контрперенос и развитие представлений о психоаналитических отношениях. Часть 1Предыдущая статья Контрперенос и развитие представлений о психоаналитических отношениях. Часть 3
Примеры в жизни
Ярким примером переноса в психологии может стать поиск мужчиной любящей, заботливой и безгранично преданной жены по аналогии со своей гиперактивной матерью. В запущенных случаях такой человек будет пытаться отыскать авторитарные черты характера даже у тех женщин, которые не обладают ими.
Часто встречаемый жизненный пример эффекта переноса — женщины, уверенные в том, что «все мужики — козлы». Проецирование подобного мнения происходит с одного мужчины на другого и постоянно, что оказывает разрушительное влияние на личную жизнь дам. Женщины ищут подвох во всех представителях сильного пола, даже тех, кто показал себя только с положительной стороны.
Соответственно, любые отношения раз за разом будут терпеть фиаско. Главное в этом то, что процесс переноса неосознанный, ввиду чего человек не способен его контролировать. Люди не понимают, что приписывают кому-то не его естественное поведение, а собственные личные фантазии, которые зачастую не имеют ничего общего с реальностью.
Все дело в том, что человеческая психика сама по себе ленива и инерционна, из-за чего ей проще использовать уже имеющиеся шаблоны, нежели формировать новые и прорабатывать отношения с самого начала. На воспроизведение шаблонных действий тратится в разы меньше энергии, причем для подсознания нехарактерны такие категории, как настоящее, будущее и прошлое.
В итоге складывается ситуация, в которой человек воспроизводит то, что давно кануло в лету, вступая в новые отношения. Более-менее приемлемый вариант — когда перенос носит положительный характер, в противном же случае такая проекция чревата большими проблемами.
Заключение
Танцевально-двигательный терапевт настраивается на ритмы и телесные позы своих пациентов, создает «осознано восприимчивый сосуд» внутри себя (Bernstein, 1984), «принимает ранний хаос внутри движущегося» (Adler, 1985, р. 156), включает в переработку материала «воплощенное в теле осознание» (Samuels, 1989) или использует «телесный резонанс» (Nikolitsa, 2002), и таким образом может обеспечить безопасное вместилище, контейнер, в котором и происходит процесс развертывания, раскрытия Я. Способность быть свидетелем для себя, будучи свидетелем для других, практикуемая в дисциплине Аутентичного Движения, является фундаментальной для отсортировки и понимания реакций соматического контрпереноса, вызываемых у терапевта в отношениях с клиентами и пациентами.
Примечания:
Музыкальные термины, означающие громко–тихо, нарастание–затихание (прим. переводчика)
По определению Американской Ассоциации Танцевальной Терапии (ADTA, 1974) ТДТ – это «психотерапевтическое использование движения как процесса, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида.
Соматическое бессознательное или «тонкое тело» представляет собой бессознательное, как оно воспринимается и переживается в теле (Schwartz-Salant, 1982, c.120).