Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена
Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.
Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной.
Подъем спортивной психологии
Эмма Радукану появилась на «Уимблдоне» внезапно и очаровала страну, победив ряд игроков более высокого ранга в потрясающей серии матчей. Но после прохода на корт № 1 (и попадания на все первые полосы изданий) для четвертого раунда в матче против Айлы Томлянович из Австралии, 18-летняя спортсменка начала страдать от головокружения и затрудненного дыхания — она была вынуждена сняться с соревнований. «Я думаю, что все эти переживания в итоге захватили меня», — позже сказала она.
Доктор Клэр-Мари Робертс с болью узнавала в этой истории себя. В свое время Робертс была многообещающей пловчихой-подростком; она квалифицировалась на дистанцию 100 м брассом на Олимпийских играх 1996 года. Робертс смогла сделать это, несмотря на почти парализующую тревогу перед соревнованиями.
Особенности
Предмет изучения спортивной психологии — личностные особенности человека, пребывающего в условиях специфической деятельности. Спорт рассматривается как отдельный вид деятельности, приближенный к условиям экстремального выживания.
Спортивная деятельность требует задействования потенциала, находящегося на пределе возможностей.
Экстремальной спортивную деятельность делают специфические факторы, относящиеся ко всем видам спорта:
- усиленные физические, психические нагрузки;
- жесткие условия отбора;
- высокая конкуренция;
- соревновательный элемент внутри команды;
- особая социальная ситуация;
- напряженная предсоревновательная подготовка;
- психологические, социальные последствия поражений.
Современный спорт — отражение модели общества. Взаимосвязь механизмов, регулирующих жизнь социальных групп, отражается в поведении спортсменов. Знание механизмов и применение основанных на них методик позволяет значительно повысить результаты, усовершенствовать систему подготовки, минимизировать риски при отборе кандидатов в команду.
Психология спорта-определение и сфера применения дисциплины
Категория-это клиническое Консультирование. Этот человек обучен клинической или психологической психологии и является лицензированным психологом. Эти психологи обучены, чтобы помочь спортсменам эффективно бороться с эмоциональными и личностными расстройствами, которые влияют на конкретных спортсменов. Спектр предполагаемых спортивных пациентов, которым этот профессионал может помочь, очень широк; например, лечение гимнастки, которая страдает булимией или другим расстройством питания, учитывая конкурентное давление, чтобы выполнить в определенном весе. Лечение скоростного спуска лыжник, автоспорта гонщик, который имеет трудности восстановления от конкретной аварии или травмы может быть другим.
Категория-это группа, который включает в себя учебно-спортивный психолог. Эти психологи приходят к спорту с обширным академическим и практическим опытом в университетских кафедрах физического воспитания и спортивной специфической подготовки. Цель вмешательства или постоянной помощи, предоставляемой этими людьми, чтобы помочь спортсмену разработать широкий спектр потенциальных психологических навыков для повышения производительности.Конкретные методы, такие как различные ментальные последовательности образов, самопровозглашение. Эти психологи также предоставляют услуги спортсменам в командной среде.Это конкретное определение также дает важную квалификацию, касающуюся общей роли психологии в спорте. Спортивные психологи не монополисты в этой области. Многие спортсмены получают психологическую поддержку от тренера, тренера или руководителя команды
Этот элемент спортивной психологии очень важен, но исключен из рассмотрения здесь.
Категория является исследование спортивным психологом. Эта группа состоит из ученых и исследователей спортивных психологов. Их роль является важной вспомогательной для всей дисциплины. Спорт предоставляет науке постоянные возможности получить доступ к спортсменам и командам в каждом виде спорта от его предсезонной, в сезон и после сезона /вне сезона периодизации. Психологи занимаются текущими исследованиями и экспериментами в этой области.
Будущие направления в спортивной психологии
- Первое-это прогнозируемая еще большая опора элитных спортсменов на спортивных психологов, чтобы обеспечить им поддержку в тренировках и соревнованиях. Каждый спортсмен в каждом виде спорта ищет пресловутый край, так часто измеряется в миллиметрах или миллисекундах. В эпоху огромной потенциальной финансовой отдачи для спортивного успеха, спортивный психолог является экономически эффективным учебным пособием.
- Второе предсказание связано с развитием самой дисциплины. Конкурентоспособные спортсмены-результат; для общества в целом существует меньше способов эмпирического измерения успеха спортсменов или спортивных упражнений. Затраты на медицинское обслуживание, связанные с плохим выбором образа жизни и малоподвижным отношением, могут повлиять на общественный толчок к включению спортивных психологов в основное русло общественного здравоохранения при той же рациональной экономической эффективности, что и в элитных видах спорта.
Особенности психологии победителя
Ключевая задача спортивного психолога — формирование у игрока психологии победителя. Поскольку личностные характеристики индивидуальны, применение одного метода ко всем игрокам невозможно. Сложность работы с командой состоит в подборе подходящего средства психической регуляции, ментального тренинга, направленного на усиление необходимых качеств разных игроков.
Ментальный тренинг включает вербальные методы воздействия, влияющие на психические процессы. Это комплексный метод, помогающий контролировать психофизиологические и поведенческие реакции.
Методика формирования психологии победителя предполагает разделение тренинга на 3 программы:
- Основная — подготавливает спортсмена к условиям соревнований в повседневной жизни.
- Установочная — используется в процессе основной программы тренировок.
- Предсоревновательная — происходит перед самим соревнованием.
Основные методы воздействия, используемые в программе тренинга — визуализация и вербальные установки. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых спортсменам демонстрируют мотивирующие видео, дают прослушать специальные записи, направленные на развитие общей мотивации.
История спортивной психологии
Это относительно молодая дисциплина в психологии. В 1920 году Карл Дием основал первую в мире лабораторию спортивной психологии в Deutsche Sporthochschule в Берлине, Германия. В 1925 году были созданы еще две лаборатории — одна А.З. Пуни в Институте физической культуры в Ленинграде и др. Колман Гриффит в Университете Иллинойса.
Гриффит начал предлагать первый курс в 1923 году, а затем опубликовал первую книгу на тему «Психология коучинга» (1926). К сожалению, лаборатория Гриффита была закрыта в 1932 году из-за нехватки средств. После того, как лаборатория была закрыта, было очень мало исследований по спортивной психологии, пока предмет не испытал возрождение интереса в течение 1960-х.
Ферруччо Антонелли создал Международное общество спортивной психологии (ISSP) в 1965 году, а к 1970-м годам дисциплина была введена в университетские курсы по всей Северной Америке. Первый научный журнал, Международный журнал спортивной психологии, был представлен в 1970 году, после чего в 1979 году был создан журнал.
К 1980-м годам тема стала предметом более строгой научной направленности, так как исследователи начали исследовать, как можно использовать психологию для улучшения спортивных результатов, а также как использовать физические упражнения для улучшения психического самочувствия и снижения уровня стресса.
Чувствовать контроль
Данные свидетельствуют о том, что пенальти — это не лотерея: «Мы обнаружили, что чем сильнее игроки верят в то, что исход пенальти — случайность, тем больше шансов, что они будут переживать деструктивную тревогу. Ощущение контроля — ключ к успеху».
Саутгейт знает об этом и потому соответствующе подготовил свою команду, выбирая игроков, которые будут бить пенальти, по определенным критериям, а не по зову сердца. Но вне зависимости от того, является ли ощущение контроля субъективным или объективным, матч против Италии в финале показал, что это лишь часть дела.
Именно такие техники, которые в то время были новинкой, помогли Робертс избавиться от стресса, поглощавшего ее перед значимыми соревнованиями по плаванию. Этот стресс никогда не останавливал ее, но сделал ее очень тревожным подростком.
По словам Робертс, рост осведомленности об этих факторах стресса, подкрепленный честностью Радукану и Байлз, — выдающаяся заслуга подъема спортивной психологии.
Тренер или психолог?
В связи с тем, что психология спортсмена только недавно выделилась в отдельное направление работы и медленно приобретала популярность в России, многие недооценивают роль, выполняемую спортивным психологом для команды и каждого участника в отдельности. Традиционно психологические функции для спортсменов были закреплены за тренером и полностью зависели от его видения жизни, природного дара убеждения и тактики, которую он сам выбрал для взаимодействия с подопечными.
В свою очередь, психолог обладает профессиональными знаниями в вопросах психической жизни каждой из сторон спорта. Опираясь на собранные при помощи большого эмпирического опыта данные (несравнимо большего, чем у каждого конкретного тренера в отдельности), психолог вырабатывает различные стратегии поведения и меняет их по необходимости. Специальные методики и тестирования позволяют вовремя выявить и предотвратить угнетенные и кризисные состояния, и разрешаются они при помощи надежных научных методов, в отличие от житейского внушения тренера.
Разумеется, эти особенности не принижают роль тренера для команды. Тренеры чувствуют психологию победителя в спорте и владеют ей интуитивно. Речь идет о сотрудничестве и гибком разделении обязанностей. Психолог и тренер создают тесный тандем, в котором тренер направляет спортсменов, опираясь на свой личный и профессиональный опыт, а психолог позволяет сделать это взаимодействие эффективным, оптимизируя его и устраняя негативные факторы.
Таким образом, психология спорта и практикующие в этом направлении специалисты не идут вразрез с интересами тренера. Это содружественные силы, взаимно дополняющие друг друга.
Психология спорта
Спортивная психология — это умение, которое использует психологические знания и навыки для достижения оптимальной производительности и благополучия спортсменов, развития и социальных аспектов участия в спорте, а также системных проблем, связанных со спортивными условиями и организациями.
Мероприятия по спортивной психологии предназначены для оказания помощи спортсменам и другим участникам спорта (например, тренерам, администраторам, родителям) из самых разных условий, уровней соревнований и возрастов, начиная от юношеских спортсменов-любителей до профессиональных спортсменов и олимпийцев и заканчивая спортсменами уровня мастера.
Если Вам требуется консультация психолога, вы можете воспользоваться формой записи:
Контакты и запись на приемПрочитать о консультировании и квалификацииПсихолог, гипнолог Наталья Коршунова
Аппаратурная методика «Арка»
Методика «Арка» разработана доктором психол. наук, профессором Алексеем Сергеевичем Чернышевым и доктором психол. наук, профессором Сергеем Васильевичем Сарычевым для диагностики малой группы в совместной деятельности, формирования и развития навыков командной работы. «Арка» представляет собой сборно-разборную конструкцию в виде арки (отсюда и название прибора), которую группе испытуемых необходимо собрать, действуя совместно в определенных условиях, назначенных экспериментатором. Работа с методикой дает возможность в течение нескольких минут наглядно продемонстрировать взаимодействие в группе и взаимоотношения между ее членами. «Арка» предназначена для работы с группами от 2 до 20 человек. Особенные диагностические и коррекционные перспективы использования методики появляются в тех сферах, в которых очень важны коллективные действия в решении особо важных, сложных специальных задач, в том числе в профессиональных спортивных командах.
«Арка» — уникальный инструмент, который позволяет специалисту быстро и качественно диагностировать и изучать такие важнейшие факторы, как:
- сплоченность команды;
- сложные механизмы взаимодействия членов команды в различных условиях;
- вопросы лидерства;
- стрессоустойчивость команды;
- мотивация команды;
- трудности и ошибки на различных этапах командного взаимодействия;
- психологический климат команды.
С помощью «Арки» можно проработать групповое взаимодействие, решая в процессе внутренние проблемы команды, повысить общий эмоциональный настрой и стрессоустойчивость членов команды, улучшить психологический климат.
Механизм спортивной психологии
Человеку можно внушить все, что угодно. А грамотное внушение творит чудеса. Спортсмен может добиться успехов силой мысли, поверить в себя, почувствовать себя героем, победителем и т.д. Поэтому необходимо понимать, насколько важен для человека тот, кто находится с ним рядом, кто вдохновляет его на успех и на достижение целей
Также важно как настроено его самовнушение
Вы помните, когда побеждали в чем-то? В соревнованиях, в школьной олимпиаде или просто в споре? Вы помните это чувство превосходства? Так вот, задача спортивной психологии заключаются в том, чтобы сохранить это чувство, подкрепить его, совершенствовать, стимулировать на новые победы. Или, наоборот, помните проигрыш – второе место, третье, последнее? Можно подумать, что это разочарование принесет комплексы, нежелание продолжать заниматься этим направлением, апатию и расстройство. Здесь психологический подход совершенно другой: задача состоит в том, чтобы перенести проигрыш из внутренней составляющей спортсмена во внешний мир.
Заставить не считать это неудачей, а ступенью, возможностью, уроком, опытом, да как угодно. Не дать образоваться в голове устойчивой мысли, что все, что человек делает обречено на провал. В любом случае, необходимо верить в себя, верить, что можно добиться успеха даже после большого количества поражений. Главное — правильно придерживаться системы и следовать ее законам. Если что-то не получается, это не значит, что спортсмен плохой, это значит он делает что-то не так. Необходимо изучить, посмотреть закономерности, внести корректировки и двигаться к своей цели. Противопоказано считать себя слабаком и неудачником. Только настрой на победу и гармония внутри себя.
История возникновения
Психология спорта считается довольно молодой отраслью психологической науки. Упоминание о ней впервые появилось в статьях основателя Олимпийских игр Пьера де Кубертена в самом начале XX столетия. Годом же рождения этого направления в психологии можно считать 1913 год, когда по инициативе МОК был организован конгресс, посвященный именно вопросам психологии спорта.
В 1965 году в Риме было организовано Международное общество психологии спорта (сокращенно — ИССП), что стало свидетельством международного признания спортивной психологии как отдельного направления психологии. ИСПП с 1970 года начинает издавать «Международный журнал психологии спорта». В 1967 году появилось Североамериканские общество психологии спорта, а в 1969 году — Европейская ассоциация психологии спорта. Затем в разные годы аналогичные организации были открыты в Японии, Англии, ФРГ, Франции, Австралии, Бразилии и многих других странах.
По настоящему активно психология спорта, как отдельное направления психологии, стало развиваться с начала 1960-х годов. При этом в самом начале упор был сделан на так называемую дифференциальную психологию, то есть изучение различий спортсменов по индивидуальным характеристикам. Кроме того, изучались возможности и способности спортсмена действовать в условиях стресса и способы увеличения эффективности тренировок.
Чуть позже фронт изучаемых спортивной психологией вопросов заметно расширился. Стали разрабатываться программы, с учетом специфики не только индивидуальных способностей спортсменов, но и конкретного вида спорта. При этом использовались достижения общей, педагогической, социальной и возрастной психологии (индивидуальная работа со спортсменом, коллективные тренинги и т. д.). Шла разработка программ соответствующих тренировочных комплексов для повышения психической и физической тренированности спортсменов, их этической, эмоционально-волевой и коллективистской подготовленности
Особое внимание уделялось вопросам мотивации спортсменов, причем не только в период их участия на соревнованиях, но и по ходу тренировок. Довольно детально исследовались способы и пути формирования узкоспециализированных восприятий спортсменов — чувства дистанции, чувства времени, колебания скорости движущегося объекта, «чувство мяча», «чувство воды», предвосхищения развития событий (интуиция, антиципация). Также значительное внимание уделялось развитию способов воображения, улучшения наблюдательности, тактического и стратегического мышления, качественного взаимодействия в группах.
Также значительное внимание уделялось развитию способов воображения, улучшения наблюдательности, тактического и стратегического мышления, качественного взаимодействия в группах.
Проблема № 1. Бодишейминг и культ фитнес-тела
Бодишейминг (от англ. body — «тело» и shame — «стыд») — критика чужого или собственного тела на основании внешнего вида. Ощущение повышенного критического внимания к своей фигуре и телу в принципе — это, пожалуй, первое, с чем сталкивается каждый, кто приходит в зал. Если в этот момент мы не бросаем затею и продолжаем тренировки, то вскоре параллельно с радостью от прогресса в построении фигуры мечты можем обнаружить себя активно обсуждающими других людей и выискивающими малейшие недостатки их тел. Любые социальные и личные достижения начинают стремиться к нулю на фоне недостаточно подтянутого тела.
Бодишейминг в спортзале, как правило, имеет две более узкие формы: фэтшейминг (критика слишком большого тела) и скинни-шейминг (критика слишком худого тела):
Бодишейминг в спортзале прячется под разными масками. В какой-то момент выясняется, что надо быть мускулистым, но не слишком; спортивной, но женственной — в общем, не пугать окружающих своим новым увлечением.
Тело в фитнесе обсуждается постоянно. Вроде бы за этим мы и приходим тренироваться, разве нет? Указать на проблемные области, наметить «план работ» и сделать себя лучше. К сожалению, грань между конструктивным обсуждением и нисходящей спиралью пустых разговоров стирается очень быстро и незаметно.
Как проводится психологическая тренировка спортсмена
Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом.
Способы
В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов. В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки:
ежедневные психологические тренировки, точное определение и постановка тренировочных целей, умение фокусировать внимание на упражнениях, способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам, имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования. Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики
Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики.
Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения.
Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.
Методы
Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.
В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания.
В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.
Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:
Борьбу со стрессом. Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям. Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей
Повышение концентрации и способности фокусировать внимание. Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля
Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.
История
Расцвет спортивной психологии в условиях спортивных соревнований привел к тому, что это можно было рассматривать как превосходство прикладного подраздела. Спортивные психологи работают консультантами в спортивных клубах, олимпийских командах и даже в торговле и промышленности.
Это не всегда было так. Дэвид Виггинс прослеживает корни дисциплины еще в девятнадцатом веке, показывая, как многие из ранних исследований не руководствовались практическими императивами. Виггинс идентифицирует эксперименты Джорджа Фитца по времени реакции в 1895 году как первое значительное научное исследование, имеющее «последствия для спортивной психологии».
Кристофер Грин отмечает, что работа Колмана Р. Гриффита в «Чикаго Кабс» по повышению производительности команды является ключевым моментом в развитии профессиональной прикладной спортивной психологии.
Гриффит, который проводил исследования в Иллинойском университете в лаборатории легкой атлетики в 1920-х и 1930-х годах, снимал на кинопленку игроков, документировал их движения и количественно определял их навыки с целью создания «научной» программы обучения.
Он заметил, что распространенное убеждение состояло в том, что НАВЫК проистекает из инстинкта, убеждение, которое, как он предположил, было «ленивым, невообразимым и невежественным способом уклонения от требований своей работы». Другими словами, навыки были изучены и должны быть улучшены. Как говорит Грин: «Он открыл новую почву, которая впоследствии переросла в целую индустрию».
Список литературы
- Prevention of Relapse/Recurrence in Major Depression by Mindfulness-Based Cognitive Therapy / J.D. Teasdale // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2000. Vol. 68, Iss. 4. P. 615–623.
- Thelwell, R. C., Greenlees, I. A. Developing Competitive Endurance Performance Using Mental Skills Training // The Sport Psychologist. 2003. Vol. 17, Iss. 3. P. 318–337. DOI:10.1123/tsp.17.3.318
- Wegner, D. M., Broome, A., Blumberg, S. J. Ironic Effects of Trying to Relax Under Stress // Behaviour Resehrch and Therapy. 1997. Vol. 35, Iss. 1. P. 11–21.
- Kabat-Zinn, J., Hanh, T. N. Full Catastrophe Living: Using the Wisdom of Your Body and Mind to Face Stress, Pain and Illness. New York: Delacorte, 2013. 643 p.
- Salzberg, S. Real Love. London: Pan Macmillan, 2017. 400 p.
- Birrer, D., Rothlin, P., Morgan, G. Mindfulness to Enhance Athletic Performance: Theoretical Considerations and Possible Impact Mechanisms // Mindfulness. 2012. Vol. 3. P. 235–246. DOI:10.1007/s12671-0120109-2
- Kabat-Zinn, J., Beall, B., Rippe, J. A systematic mental training program based on mindfulness meditation to optimize performance in collegiate and Olympic rowers // Poster presented at the World Congress in Sport Psychology, Copenhagen, Denmark. 1985.
- Baltzell, A. L., Summers, J. The Future of Mindfulness and Performance Across Disciplines // Mindfulness and Performance. Cambridge: Univ. Press, 2016. Р. 515–541.
- Kabat-Zinn, J. Wherever you go, There you are: Mindfulness Meditation in Everyday Life. New York: Hyperion, 1994. XXI, 277 p.
- Nairn, R. Diamond Mind, a Psychology of Meditation. Boston; London: Massachusetts Shambhala, 2001. 112 р.
- Pete Reed. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Pete_Reed psicologiadeporte.eu/entrevistas/ (date of access: 25.03.2021).
- Harris, R. The Confidence Gap. From Fear to Freedom. London: Robinson, 2011. 344 р.
- Baltzell, A. L., Summers, J. The Power of Mindfulness. Mindfulness Meditation Training in Sport (MMTS). Cham: Springer, 2017. XXIII, 196 р.
- Piglucci, M. How to be a stoic. London: Rider Books, 2017. X, 277 p.
Вариационная хронорефлексометрия
Методика предназначена для диагностики функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) человека и прогнозирования его работоспособности на основе показателей вариационной хронорефлексометрии — динамических характеристик времени простой зрительно-моторной реакции. Разработана и запатентована Маргаритой Павловной Мороз, доктором биологических наук, старшим научным сотрудником Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Апробация методики проведена в ВМА имени С.М. Кирова: результаты сопоставлялись с результатами большого диагностического комплекса, направленного на исследование физиологических, психологических и психофизиологических показателей.
Методика может быть использована для решения задач диагностики, экспертизы, реабилитации и научных исследований, в частности для контроля за процессом спортивных тренировок, оценки психофизиологического состояния, функциональных возможностей, прогноза работоспособности (и, соответственно, утомляемости) спортсменов, а также для оценки функционального состояния при спортивных травмах. Методика реализована в форме компьютерной программы, которая позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора, обработки и хранения диагностических данных. Вся процедура тестирования занимает буквально 5 минут и может проводиться многократно, поскольку не вызывает эффекта тренировки .
Сегодня психологи владеют обширным и разнообразным диагностическим инструментарием, позволяющим изучать различные психологические аспекты деятельности спортсменов. Выбор методов и инструментов зависит от множества факторов: вида спорта; непосредственных проблем, встающих перед спортсменом или командой; условий проведения диагностики; личностных особенностей испытуемого, его мотивов, целей и опыта. В данный момент специалисты продолжают активно работать над модификацией существующего психодиагностического инструментария, а также стараются найти новые, более совершенные методы, позволяющие повысить эффективность отбора в спортивные команды, прогнозировать успешность спортсменов и помогать им справляться с трудностями и травмами.
Для чего нужен спортивный психолог
Обучающее направление— это обучение приемам и методам из психологии для улучшения физических показателей. Как правило это изучают все — тренера, спортсмены индивидуального спорта, команды в целом . А тренера также обучаются знаниям из области психологии, которые могут помочь повлиять на игроков его команды.
Консультативное направление— это помощь спортсмену в преодолении его личных проблем. Но по статистике, этим занимается небольшая часть спортивных психологов. Потому что для этого необходимо иметь опыт в клинической психологии и соответствующую специализацию.
Спортивный психолог помогает избежать эмоционального выгорания спортсмена, тренера и игроков команды. А в случае, если оно уже появилось, спортивный психолог вовремя сможет диагностировать его. Для этого он использует специальные психологические методики. После этого он быстро приводит человека в норму, повышая профессиональные результаты.
Цели и задачи спортивного психолога
А теперь рассмотрим функции и обязанности спортивного психолога подробнее. Можно сказать, что он — семейный психотерапевт, который заботится об а и о каждом отдельном ее члене. Это «правая рука» тренера, которая участвует в психологической подготовке команды. Иногда требуется участие специалистов, которые проводят индивидуальную работу. Они помогают спортсменам, которые из-за личных трудностей и дискомфорта не могут добиться успеха.
Выделяют несколько задач, которые поставлены перед спортивным психологом:
Изучение методов воздействия на психику. Специалисту нужно выяснить, какие личностные характеристики данного человека помогут ему стать победителем в выбранном виде спорта. Для этого он проводит диагностику особенностей характера, оценивает имеющиеся навыки, а также программу тренировок и даже бытовые условия. Только после этого он может сделать вывод, есть будущее у спортсмена или нет.
Создание атмосферы, которая повысит общую эффективность команды
Здесь важно работать в связке с тренером. Только так получится смоделировать ситуацию, которая будет максимально приближена к настоящим соревнованиям
Анализ и оценка поведения каждого игрока поможет выбрать лучшую позицию для него, вовремя увидеть и проработать слабые моменты, а также стратегии, которые могут привести к поражению.
Разработка индивидуальных тренировок. Наблюдая за спортсменами, спортивный психолог разрабатывает такие методы подготовки к соревнованиям, которые помогут справиться со стрессами и поддерживать в норме психическое здоровье.
Разработка профилактических мероприятий. Они нужны для того, чтобы снизить уровень травматизма, предотвратить сильное переутомление и предупредить профессиональную деформацию личности.
Выявление и последующее разрешение конфликтных ситуаций. В кризисах и конфликтах нет ничего удивительного. Они случаются в жизни каждого человека. Но спортсмены сталкиваются с ними чаще. Виноваты в этом не только чрезмерные нагрузки. Как известно, те, кто профессионально занимается спортом, рано уходят на «заслуженный отдых», они уже не так востребованы, как раньше, сложнее переживают поражения и проигрыши. Задачи психолога в этом случае: показать человеку, как гармонично сочетать личную и спортивную жизнь, научить его получать положительные эмоции не только от спорта, но и от других занятий.
Это лишь часть обязанностей спортивного психолога. При необходимости он выполняет и другие функции. Все зависит от потребностей конкретной команды.