Эйдетическая память в психологии: что это такое, определение

УПРАЖНЕНИЯ для развития эйдетики

Эйдетика — это редкий дар, который невозможно развить. Однако существуют техники для техники запоминания, которые могут помочь максимально приблизиться к идеальной памяти.

Понимая закономерность, ты научишься использовать определённые уловки для охвата огромного количество информации, которая раньше была недоступна. Ещё одним плюсом работы с памятью является то, что ты научишься управлять негативными воспоминаниями и сможешь «выключать» их в нужный момент.


Giphy

Техника 4 взгляда

Это очень эффективное упражнение на концентрацию. Сядь на стул и посмотри на то, что тебя окружает, в 4 этапа, стараясь запомнить:

  • размер, форму, расположение — стул, стол, диван;
  • цвета, тени, свет — стул из тёмного дерева, белый кожаный диван;
  • количество и места, которые более или менее заполнены — три ящика в столе, растения возле дивана;
  • детали, которые выбиваются из общей картины и служат «якорем» — красный плащ, небрежно брошенный на спинку стула.
  • Окулярный метод

Медленно прочитай информацию, которую необходимо запомнить (список покупок, резюме кандидата), а потом переведи взгляд в левый верхний угол. Цель состоит в том, чтобы воссоздать изображение, идеально соответствующее исходнику. Для этого необходимо научиться быстро переключаться между реальным и воображаемым. Начинай тренироваться на лёгких предметах, например, на книге с яркой обложкой. Кстати, Джон Кеннеди был ярым последователем этой техники. 


Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Категоризация

Этот способ также включает в себя просмотр списка разрозненной информации и мысленное деление его на категории. Твоя задача — собрать внутри группы как можно больше похожих элементов. Например, что общего у кафе и карандаша? Оба слова начинаются на букву «к». Таким образом, ты создаёшь искусственные связи и придаёшь смысл нелогичным вещам

Это важно, потому что мозг запоминает только то, что ему понятно. 

Ассоциативность

Ты никак не можешь запомнить имя новой ассистентки, но обратила внимание на её привычку шокировать общественность необычной обувью? Проведи параллель: как ярый поклонник моды ты уже давно пускаешь слюни на новую коллекцию туфель от Софии Вебстер. Новую коллегу зовут Соня, отлично! Но не забывай, что это работает только с теми воспоминаниями, которые вызывают яркие эмоции

Ритмичное повторение

Тренировки должны быть регулярными. Учёные сообщают, что повторение информации через час позволяет сохранить её в памяти на сутки. Если ты вернёшься к ней на следующий день, это позволит продлить воспоминания на неделю вперёд.


Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

В дополнение к упражнениям помни, что регулярное употребление жирных кислот, которые в достаточном количестве содержатся в красной рыбе, хорошо укрепляет память. Полезно избавиться от источников стресса, отрицательных эмоций, беспокойства, гнева и других состояний сильного напряжения. Спорт и ограничение вредных привычек тоже имеют огромное значение.

Владеть эйдетикой — значит смотреть на окружающий мир через огромный сенсорный экран, обладающий не только зрительной памятью, но воистину сверхъестественными способностями. 

Инструментарий для фотографической памяти

Как мы уже поняли, начинать тренировать образную память можно с детсадовской скамьи, чтобы в школьном возрасте «фотографировать» мудрёные физико-математические формулы да тексты на иностранных языках. Делать это можно несколькими способами.

Зрительная прорисовка

Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений – как раз для высшей математики, что начинается уже с начальной школы! Его изюминка состоит в том, что к контурам любого символа добавляются детали и одним движением мозговой извилины с маленькой долей фантазии сухой знак превращается в предмет.

Вот попробуйте, какие «рога и копыта» у вас получатся из цифр от 0 до 9.

  • У меня нолик – это зеркало.
  • Из единицы вышла ёлка.
  • Из двойки – всеми любимый лебедь.
  • Тройка превращается в змею.
  • Четвёрка стала парусником.
  • Пятёрка – морским коньком.
  • Из шестёрки я сделала весёлого кита.
  • Семёрка – это бумеранг.
  • Восьмёрка похожа на снеговика.
  • А девятка – это воздушный шарик.

А можно представить цифры так, как на картинке.

Рисуя такие заколдованные цифры и буквы, дети потом их видят в окружающих предметах.

Мысленная прорисовка

Она служит для запоминания томов Пушкина и ему подобных любителей писать многостраничные поэмы, которые потом дети в школьном возрасте учат. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Возьмём, для примера, того же Александра Сергеевича и представим дуб, русалку, ходящего по ювелирному украшению кота, богатырей и создадим ассоциативный ряд.

Мнемоника

Такая специальная техника, что даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники – возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Или ещё можно с нашей школьной скамьи вспомнить про Ивана, Родившего Девчонку, Велевшего Тащить Пелёнку, – это была подсказка для тех, кому не давались названия и порядок падежей.

Цепная реакция

Это построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность.

Вот, например, родителям задание: запомните 12 слов

Для этого придётся составить свой видеофильм. Вот я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы. Она приземляется в книгу, на страницах там много слов «рис». Рисинки высыпаются из книги, как фонтан и попадают в проезжающую машину, разбивая ей фары. Один осколок от фары очень похож на медведя. Вот такой у меня фильм:

Акровербальная техника

Такие приёмы, которые преобразуют материал в интересные стишки и песенки, позволяющие легче запоминать. Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте иностранных языков, когда не даются для запоминания чужестранные слова. Для других случаев есть тоже такие приёмчики хорошие. Ну вот, например, с детьми дошкольного возраста учим дни недели:

или вот зашифрованное:

Для школьного возраста тоже есть запоминалочки. Вот для географии:

и для английского пример:

Люди с фотографической памятью

Никола Тесла

Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.

Мэри Элизабет Баузер

Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.

Теодор Рузвельт

Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).

Сергей Рахманинов

Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.

Иоанн Павел II

Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.

Фердинанд Маркос

Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.

Мэрилу Хеннер

Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная с крещения в младенческом возрасте.

В пример можно также привести:

  • Сенеку (римский философ) — мог воспроизвести по памяти до 2 000 слов, никак между собой не связанных, в точном порядке.
  • Уинстона Черчилля (британский политик) — наизусть знал все произведения Шекспира.
  • Билла Гейтса (создатель Microsoft) — наизусть знал сотни кодов языка программирования.
  • Г. Шлимана (археолог) — за 6 недель в идеале выучивал любой язык.
  • Поля Морфи и Поля Сенса (шахматисты) — помнили все ходы отыгранных партий.
  • Стивена Уилтшира (британский художник) — после одной-единственной вертолётной прогулки над городом он может в деталях нарисовать его план.
  • Дэниела Таммета — воспроизводит 22 514 знаков после запятой числа Пи.
  • Паулу Прентис (тасманский оператор телефонной службы) — наизусть знает 128 000 телефонов и адресов абонентов.

Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.

Эйдетическая память — уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.

,Память — удивительная способность человека, которая не устаёт удивлять исследователей, изучающих её особенности. Состоящая,Память представляет собой одну из ключевых когнитивных функций человека, наравне с мышлением входит в,Во время запоминания и воспроизведения информации человек задействует разные анализаторы. Если в ход пошли,На протяжении многих лет в психологии не утихают споры о том значении, которое имеет

Благоприятные условия для прогресса эйдетизма

Мозг способен на нормальную (про феноменальный эйдетизм мы уже сказали – это, скорее, отклонение от нормы) эйдетическую память, только если он здоров и активен. Поддерживать бодрость мозга и его функциональность по запоминанию зрительных образов поможет следующее:

  1. Отказ от вредных привычек (курения, алкоголя и т.д.).
  2. Умеренные физические нагрузки каждый день, занятия спортом.
  3. Прогулки на свежем воздухе.
  4. Сбалансированное питание.

Для прогрессивного развития эйдетизма важно умение абстрагироваться от окружающей действительности, концентрироваться на визуальном объекте, не отвлекаться на посторонние факторы

Наблюдайте и фиксируйте внимание на деталях! При необходимости запомнить большой объем визуальной информации рекомендуется его повторять: взглянуть, закрыть глаза и понять «слабые» места в запомненном вами образе, снова посмотреть с акцентом на эти участки, снова закрыть глаза и так до полного освоения объема. Зафиксированные эйдетической памятью образы могут храниться как в долговременной, так и в кратковременной памяти

Память – одна из самых неизведанных областей функционирования мозга

Научного объяснения феномену эйдетизма пока широким массам не представлено. Есть догадки и предположения, ведутся дорогостоящие исследования. Есть даже мнение, что тема эйдетической памяти надумана, и это не более чем индивидуальные особенности конкретных людей. Один из последних исследовательских проектов утверждает, что эйдетизм проявляется вследствие синтеза клетками головного мозга особого белка RGS-14, под воздействием этого фермента и развивается долговременная визуальная память.

Несколько слов о происхождении системы эйдетики

Термин «эйдетика» имеет греческое происхождение (собственно как и множество других специальных педагогических и психологических терминов): «эйдос» — образ, а эйдетика – система запоминания на основе образного восприятия предметов. Соответственно, эйдетизм – это способность мысленно представить себе предмет, которого нет в поле зрения.

Закономерность образного мышления на этапе раннего развития детей впервые доказал немецкий психолог Э. Йенш в 1920-х годах. Хотя основателем эйдетики является сербский ученый Виктор Урбанчич – именно он в 1907 году ввел в науку понятия «эйдетизм» и «эйдетика».

В России данная система развития памяти, как практическое направление в психологии, получила известность в 1989 году благодаря работам известных психологов: П.П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии. К большому сожалению, должного внимания со стороны научного сообщества система эйдетики не получила, поэтому исследования в этой области, по ряду причин, были приостановлены на долгие годы.

Однако мимо системы эйдетики не прошел доктор педагогических наук Игорь Юрьевич Матюгин, который в том же 1989 году зарегистрировал авторскую методику, направленную на развитие памяти. Именно он является основателем российской школы эйдетики, а также автором научных работ в этой области и методических учебников. Его работы, включая серию книг (более 20) о развитии образной памяти, популярны не только в России, но и во многих странах Европы. Авторские методики запоминания И. Матюгина легли в основу таких фильмов, как «Приемы эффективного общения» и «Суперпамять».

Сегодня Игорь Матюгин, директор «Школы эйдетики», профессор РАЕН и преподаватель МГИМО, РЭУ им. Г.В.Плеханова и Русской школы управления, занимается подготовкой инструкторов. По его методике работают более 3 000 специалистов, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Как проходят занятия по системе эйдетики?

Инструменты этой методики с успехом могут использовать не только педагоги и воспитатели, но и родители. Оптимальные условия для применения – ежедневное общение с ребенком и совместные игры, в ходе которых взрослым нужно проявить фантазию, придумать задание, направленное на развитие зрительной памяти и образного мышления

Обязательно во время таких занятий нужно уделять внимание развитию речи — описание предмета с помощью эпитетов и образных сравнений не только пополняет лексический запас ребенка, но и способствует развитию его фантазии и образной памяти

Реализация системы эйдетики включает в себя использование таких приемов, как:

Мысленная прорисовка – в ходе занятий, помимо речевых приемов, можно применять метод «погружения» в атмосферу. Например, перед тем, как заучивать песенку «Танец маленьких утят» можно попросить ребенка с помощью движений показать, как двигаются утята и как они крякают. Затем нужно предложить ребенку мысленно представить себе дом бабушки, где во дворе бегают маленькие желтые утята, припрыгивающие в такт музыке.

Зрительная прорисовка – для запоминания цифр и букв подходит метод зрительного сравнения контуров знака с каким-либо предметом, например: цифра четыре похожа на перевернутый стул, восьмерка – на очки, двойка – на лебедя, семерка – на хоккейную клюшку, а единица – на крючок или обломанный сучок.

Запоминание точной информации – более сложную информацию ребенок легко запомнит с помощью мнемоники – замены абстрактных фактов и объектов на понятия, имеющие визуальное или аудиальное представление, связанное с уже имеющейся информацией в памяти. Яркий пример – знакомая с детства фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первая буква каждого слова является подсказкой (первая буква, с которой начинается название нужного цвета). Так учат детей запоминать последовательность цветов в радуге.

Также в системе эйдетики активно используются ассоциативные игры – цепной метод, который помогает не только запоминанию правильной последовательности и точному воспроизведению информации, но и развитию логического мышления в раннем возрасте.Каждый из приемов эйдетики применим в игре, и, следовательно, создает положительный настрой в обучении – важный элемент развивающих занятий.

Общая информация

Что это такое

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.

Из истории

Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение.

Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить

В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения — они и положили начало эйдетике.

Всплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). Его идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е гг.). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Йенш. В России её теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой волна пошла на спад.

На сегодняшний день в России она неразрывно связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал её инструментарий и применяемые техники. Благодаря ему, по всей стране открываются Школы эйдетики, предлагающие заниматься людям все возрастов.

Основные понятия

Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».

Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными. Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.

Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т. е. сознательно развитой в течение жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены. Но в психологии это обычный вид памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной. А психотерапевты утверждают, что это и вовсе патология, так как люди, обладающие такой сверхъестественной способностью, часто страдают галлюцинациями, эпилепсией и прочими тяжёлыми психическими расстройствами.

Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.

Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни

И помогает им в этом эйдетика.

Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое дежавю. Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.

Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.

Тренировка эйдетической памяти

Можно ли стать эйдетиком? Да, фотографическую память можно тренировать и развивать. Однако упражнения для детей и взрослых будут несколько отличаться.

У детей

В каком возрасте появляется эйдетическая память? В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте. Поэтому оптимальный возраст для тренировки эйдетической памяти у детей – 3 – 7 лет. В противном случае эйдетическая память будет заменена причинно-следственным запоминанием. А тут уже не до детальных образов. Однако согласно другим исследованиям пик эйдетизма приходится на 11–16 лет. Оптимальное решение – тренировать память с раннего детства и всю жизнь.

Итак, какие упражнения подойдут:

Зрительная прорисовка. Ребенку предлагают ответить на вопрос «На что похожа цифра или буква?» и дорисовать этот образ. Например, буква В похожа на парус кораблика, а цифра 3 – на змею

Важно не ограничивать ребенка – пусть придумывает даже необычные образы, фантастических животных.
Мысленная прорисовка. Ребенку предлагают запомнить какой-то стих, но при запоминании он должен представлять все то, о чем рассказывает

Родители могут максимально помогать, например, брызнуть на руку ребенка немного воды, если в стихотворении идет речь о реке.

Если эти упражнения ориентированы на старших дошколят и младших школьников, то другим детям подойдут универсальные техники. Например, игра «Найди 10 отличий» или такая игра:

  • минуту ребенок внимательно разглядывает комнату, затем выходит за дверь;
  • во время отсутствия игрока другие участники (одноклассники, родители, друзья – кто угодно) что-то меняют в обстановке помещения или в себе, например, обмениваются с кем-то одеждой;
  • игрок возвращается и должен назвать все изменения.

Важное условие игры: нужно максимально сохранить первичные условия картинки, которую запомнил игрок. То есть, например, позы участников должны быть теми же

Если кто-то сядет по-другому, то это уже считается изменением.

У взрослых

Тренировать память можно и нужно на протяжении всей жизни, причем важно уделять внимание всем видам памяти и делать разные упражнения. Здесь действует тот же принцип, что в спорте: чтобы все мышцы росли, нужно постоянно увеличивать нагрузку и менять комплекс упражнений

Итак, упражнения для тренировки эйдетической памяти у взрослых:

Выходя куда-либо из дома, будь то дорога до работы, выход в магазин или прогулка, считайте встречающиеся дома, окна, машины, деревья. Изучайте их цвет, форму, другие особенности. В следующий раз воспроизводите это по памяти: «Ага, сейчас будет красный дом, он пятый на этой улице». И сравнивайте свои ответы с реальностью. Это упражнение имеет еще и дополнительную пользу – развивает осознанность

Обращаете ли вы внимание на повседневные мелочи или большую часть жизни двигаетесь на автопилоте? Думаю, второе. А это упражнение научит вас жить здесь и сейчас.
Тренируйтесь с текстами

Для этого понадобится помощник. Распечатайте любой понятный вам текст на альбомном листе. Внимательно прочитайте его. Попросите знакомого добавить в текст пару-тройку логических предложений или слов и снова распечатать его. Прочитайте новый текст, постарайтесь найти лишние слова и выражения.
Каждый раз, когда пытаетесь запомнить какую-то информацию, представляйте ее в образах. Подбирайте самые необычные ассоциации. Придумывайте что-то фантастическое.
Для общего развития внимания, памяти, интеллекта и креативного мышления полезно читать слова и предложения задом наперед.

Важно! Эйдетика – основное средство развития и укрепления памяти. В качестве вспомогательных средств психологи рекомендуют отказаться от вредных привычек, освоить техники саморегуляции, научиться бороться со стрессом, заниматься спортом и систематически нагружать мозг (кроссворды, задачи, ребусы и т.д.)

Что такое эйдетика

Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

Если ты никогда не слышала об эйдетике, не расстраивайся — это не совсем обычная тема. В основном, её обсуждают эксперты или энтузиасты. Эйдетика — это тип человеческой памяти, который позволяет удерживать и визуализировать воспоминания, не только зрительные, но на уровне вкуса, обоняния и осязания.

Люди, обладающие такой способностью, легко вспомнят любое предложение из толстенной книги или расскажут, что они делали в определённый день 20 лет назад. Наука до сих пор не находит объяснения этому явлению. Нет окончательного ответа, что влияет на развитие памяти.

Учёные утверждают, что значительная часть малышей рождается с высокими показателями зрительной памяти, но со временем они ухудшаются. Этот тип памяти развивается в раннем детстве и не связан с уровнем интеллекта или образования, а только с фактором предрасположенности. Нельзя путать тех, кто просто хорошо запоминает большой объём информации и тех, у кого эйдетическая память: последним требуется всего секунда, чтобы навсегда «заархивировать» увиденное. Звучит как сценарий фантастического фильма, не так ли?

Эйдетика происходит, в первую очередь, из подсознания и контролируется задней теменной корой мозга. Это часть мозга, которая обрабатывает визуальные сигналы и сохраняет изображения. Большинство людей могут зафиксировать образ только на несколько секунд, прежде чем кратковременная память избавится от этого файла.

Эйдетика: развитие памяти и внимания

Фотографическая память относится к способности запоминать в мельчайших подробностях визуальные элементы: например, страницы текста и колонки с цифрами. Большинство подобных воспоминаний хранятся не больше нескольких месяцев и не становятся частью долговременной памяти. Эйдетика, в свою очередь, огромная база данных, которая включает в себя не только изображения, но и звуки, запахи и ощущения.

Эйдетика для детей

Эйдетикой называют определенную методику, благодаря которой маленький ребенок сможет легко запомнить большой объем информации. Эйдетика для детей – это программа, направленная на правильное развитие мышления и логики ребенка. По прохождению данной программы детьми, развивается их творческий потенциал.

Развивая эйдетические способности у ребенка, можно быть уверенным в том, что он будет значительно отличаться от своих друзей, памятью и нестандартным мышлением.

Главная цель метода – это развитие как зрительной, так и тактильной памяти, образного мышления, слухового и зрительного внимания и воображения. Методика стимулирует и улучшает речь, способствует быстрому запоминанию образов, инициативности ребенка.

Как развивать у ребенка

Методика обучения направленная на развитие эйдетической памяти нацелена на образное мышление детей. Эйдетика способствует правильному развитию ребенка. После прохождения занятий малышами в их, казалось бы, маленьком возрасте, результаты остаются на всю жизнь.

Книжки

Чтение – основной тренажер для тренировки мозга. Детской литературы для развития эйдетической памяти огромное количество. Книги послужат отличным помощником родителям в развитии своего чада.

Игры и упражнения

Эйдетика легко воспринимается детской аудиторией, так как методика основана на легких играх и упражнениях. Чтобы развить способности малыша можно самостоятельно заниматься с ним по 15 минут в день, упражнения подходят для детей с 3 лет.

Упражнения:

  • Легкое и забавное упражнение, которое способствует развитию визуальной памяти малышей – это игра с картинками. Для этого нужно отобрать как можно больше картинок с изображением животных, птиц, домов и игрушек. Ребенок должен вытащить несколько любых картинок, и глядя на них составить рассказ того, что он видит.
  • Еще одно полезное занятие. Перед прогулкой можно попросить малыша, рассказать, что ему нужно для этого надеть. И с каждым разом следить за тем, чтобы он мог перечислить предметы одежды в той последовательности, в которой он будет их надевать. Перечислять предметы, он должен, не видя их, то есть визуально.
  • Малыша можно легко научить знанию цифр. Для этого нужно, чтобы каждая цифра у него с чем-то ассоциировалась, например, с цветом или предметом. В дальнейшем, когда он будет озвучивать цифры, ему просто будет каждую визуально представлять с тем предметом, который он сам и выдумал

Онлайн ресурсы для развития эйдетической памяти у детей

Можно не только самостоятельно заниматься со своим чадом, но и обратиться к онлайн упражнениям и играм, которые направлены на развитие памяти и внимания ребенка. Самыми распространенными онлайн тренажерами для развития интеллектуальных способностей у ребенка являются викиум и iqclub.ru.

занимается разработкой тренажеров для мозга, при помощи которых у детей значительно улучшается память и концентрация внимания.

Курсы Викиум позволяют развивать детям и подросткам:

Память
Интеллект
Внимание
Мышление

Курсы работают онлайн, существует бесплатная платформа для занятий детьми. По прохождению вводного тестирования, и регистрации на сайте ребенок получает персональную программу занятий. По мере обучения, можно воспользоваться и платными услугами сервиса.

Программа рассчитана на развитие интеллектуальных способностей у детей.

Курсы предлагают следующие упражнения:

  • По чтению
  • На запоминание
  • Развитие мышления
  • Тренировка внимания
  • Благодаря курсам ребенок может быстро научиться считать

Программа Клуба представляет собой качественное и гармоничное обучение. Занятия проводятся интересно, весело и просто. Благодаря тому, что курсы проводятся в игровой форме, детям легко их воспринимать.

Как учить стихи

Детям трудно дается запоминание стихотворений. Предотвратить этот тяжелый процесс учения поможет эйдетика. Благодаря методике ребенок будет легче запоминать стих. Метод запоминания стихотворений основан на запоминании не самих слов, а образов, с которыми ребенок их ассоциирует.

В психологии называют данное явление визуальной составляющей стихотворения. Строки стихотворения превращаются для ребенка в визуальный фильм. Любое действие в таком фильме в мыслях ребенка будет ассоциироваться с определенным словом из произведения.

Что такое фотографическая память?

Фотографическая память рассматривается как некий феномен человеческого мозга: каждое слово прочитанной книги, каждая деталь архитектуры и любое событие (даты, факты) при желании могут быть воспроизведены с высоким уровнем детализации.

При таком описании, складывается впечатление, что человек, словно носитель флешки, непрерывно записывает все, что он видит. Но память работает не так. Воспоминания формируются не только на основании увиденного, на процесс оказывают большое влияние эмоциональная составляющая (интерес, вовлеченность), самоидентификация и самопознание человека.

Кроме того, попытки выдать некоторых людей за обладателей фотографической памяти, практически все были опровергнуты. Самыми известными были истории студентки Гарварда Элизабет и, безусловно, Кима Пика. И если история Элизабет сегодня никем не воспринимается всерьез, то Ким был тем редким представителем людей с феноменальной памятью: считается, что он помнил около 12 000 страниц книг. Пику достаточно было нескольких секунд, чтобы запомнить книгу или сцену, и воспроизвести с точностью до 98%. Да, не «фотография», но это уникальная способность. История Кима Пика настолько впечатляющая, что была экранизирована (фильм «Человек дождя»). 

Разрушение мифов и теорий, не говорит о том, что людей с прекрасно развитым навыком запоминания не существует: наиболее близким понятием является эйдетическая память.

Эйдетическая память и ее отличия от понятия фотографическая память

Некоторые люди используют термины «фотографическая память» и «эйдетическая память» как взаимозаменяемые, но они не тождественны. Одно из ключевых отличий: эйдетическая память – реально существующее явление. 

Эйдетическая память («эйдос» — происходит от древнегреческого «вид, образ») контролируется теменной ассоциативной корой мозга: именно она отвечает за обработку визуальных образов и стимулов, именно поэтому ее часто называют фотографической. Эйдетики запоминают образы, а позднее, используя эйдетическое воображение, «работают» с ними в настоящем времени. 

Например, если в течение 30 секунд эйдетику показывать незнакомую картину, а потом заменить ее пустым мольбертом, то человек будет описывать увиденное так, словно по-прежнему видит перед собой ту же картину. Рассматривая новые детали, новые мельчайшие подробности — как будто продолжает «видеть» предметы и образы в течение некоего времени после того, как физически их нет. 

По статистике это явление встречается у 2-10% детей в возрасте от 6 до 12 лет, и гораздо реже – у взрослых. Учеными было высказано предположение, что овладение вербальными навыками для детей старшего возраста, в частности речью, приводят к более частому использованию абстрактного мышления, и меньшему — системы зрительной памяти. Гипотеза основывалась на том, что среди истинных эйдетиков часто встречаются люди с аутизмом, расстройством аутистического спектра, например синдром Аспергера, испытывающих сложности в коммуникации. Правда, массовые исследования не подтвердили эту взаимосвязь.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *