Коллективное бессознательное - collective unconscious

Что такое коллективное бессознательное?

В основе теории коллективного бессознательного лежат архетипы, составляющие структуру теории: это врожденные психические предрасположенности, которые помогают нам переживать и представлять основные человеческие поведения и ситуации.

Все архетипы видны через образы в снах и видениях, вероятно, поэтому Юнг проявлял большой интерес к интерпретации снов и символов как способу понимания изменений в психике.

Теория коллективного бессознательного Юнга имеет смысл только, если он попадает в плоскости коллективной памяти, которая должна быть проанализирована не только у человека, но и в самой вселенной.

Начиная с семнадцатого века, возник ряд идей, согласно которым законы природы — начиная логически с математики — неизменны, вечны и вездесущи, и что они гораздо более реальны, чем реальный мир, который мы видим. Но мир, который мы видим, неоднороден, и по той же причине была создана атомная теория, которая объясняет, что мир на самом деле построен атомами, и их постоянное движение вызывает изменения.

И законы, и материя фиксированы, они не меняются, они остаются неизменными.

Возможно, поэтому за последние два столетия эволюционная теория достигла таких успехов: не только теории Дарвина, но и в результате социальной, технологической, медицинской, культурной эволюции — новые лекарства, коммунизм, современное искусство.

Наконец, в 1966 году была принята теория Большого взрыва, согласно которой Вселенная перестала быть вечной и неизменной, а физика перестала быть статичной. Если законы физики вечны и существовали до самой Вселенной, можно подумать, что они являются метафизическими законами.

Сэмюэл Батлер утверждал, что каждой форме жизни присуща бессознательная память, и пошел дальше, сказав, что она есть и у атомов. Основываясь на этой теории, можно сказать, что у каждого из нас есть «поля», которые заполнены определенной информацией, будь то биологической, когнитивной или любой другой информацией, что означает, что, как только организм что-то модифицирует или изучает, остальная часть аналогичные организмы будут делать то же самое гораздо проще, благодаря коллективной памяти, заполненной в этих полях.

Если мы думаем в терминах памяти, предлагается совсем другой подход, чем обычно: воспоминания не будут храниться в мозгу. Например, каждый раз, когда мы садимся на велосипед, нервная система и мышцы вспоминают о других случаях, когда вы ездили на велосипеде.

В целом считается, что вещи хранятся в мозгу, и используем мозг как синоним разума и памяти, вероятно, потому, что многие типы повреждений мозга вызывают проблемы с памятью. Было много попыток научного определения местоположения памяти в мозге, и различные исследования показали, что удаление большей части мозга не приводит к потере памяти, что приводит к предположениям о том, что память присутствует повсюду в одно и то же время и нигде в частности.

В теории хранения памяти также фатальная ошибка: искать память внутри «склада», у нас есть система поиска, которая, в свою очередь, должна иметь память программ, и так далее…

Если мы начнем с этой теории настройки с помощью нашей собственной памяти, мы также можем поверить в то, что существует коллективная память, которую мы все улучшаем с помощью наших собственных новых знаний. Следовательно, теория морфического резонанса придала бы истинное значение коллективному бессознательному Юнга.

Матерь

Данный архетип нельзя воспринимать буквально (как и все остальные). Он, конечно, может проявляться и в маме, но может и в бабушке. Иными словами, во всем, что ассоциируется со словом богиня.

Данный архетип отражается в вещах, которые вызывают чувство благоговения. Для всех они разные: для одних – государство, для других – церковь, для третьих – университет.

Архетипы вызывают противоположение эмоции. Так что, кроме благоговейных символов, выделяют и злые. Среди них ведьмы, смерть и приведения, домовые, саркофаги и глубокие воды.

Из добрых символов можно отметить заботу и сочувствие, женскую мудрость, поддержку.

Данный архетип ассоциируется с воскрешением, а также с магией.

Отличие от родственных понятий

Юнг противопоставил коллективное бессознательное личному бессознательному , уникальные аспекты индивидуального исследования, которые, по словам Юнга, составляют центр внимания Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера . Юнгу казалось, что пациенты психотерапевтов часто описывают фантазии и сны, в которых повторяются элементы древней мифологии. Эти элементы появлялись даже у пациентов, которые, вероятно, не были знакомы с исходной историей. Например, мифология предлагает множество примеров нарратива о «двойной матери», согласно которому у ребенка есть биологическая мать и божественная мать. Следовательно, утверждает Юнг, фрейдистский психоанализ пренебрегает важными источниками бессознательных идей в случае пациента с неврозом вокруг образа двойной матери.

Это расхождение в природе бессознательного было названо ключевым аспектом знаменитого расхождения Юнга с Зигмундом Фрейдом и его школой психоанализа . Некоторые комментаторы отвергли характеристику Фрейда Юнгом, заметив, что в таких текстах, как « Тотем» и «Табу» (1913) Фрейд прямо обращается к интерфейсу между бессознательным и обществом в целом. Сам Юнг сказал, что Фрейд открыл коллективный архетип, Эдипов комплекс , но что это «был первый архетип, открытый Фрейдом, первый и единственный».

Юнг, 19 октября 1936 г.

Юнг также различал коллективное бессознательное и коллективное сознание , между которыми лежала «почти непреодолимая пропасть, над которой субъект оказывается подвешенным». Согласно Юнгу, коллективное сознание (то есть нечто вроде согласованной реальности ) предлагало только обобщения, упрощенные идеи и модные идеологии того времени. Это напряжение между коллективным бессознательным и коллективным сознанием примерно соответствует «вечному космическому перетягиванию каната между добром и злом» и усилилось во времена массового человека .

Организованная религия , примером которой является католическая церковь , больше связана с коллективным сознанием; но через свою всеобъемлющую догму он направляет и формирует образы, которые неизбежно переходят из коллективного бессознательного в умы людей. (И наоборот, религиозные критики, включая Мартина Бубера, обвинили Юнга в том, что он неправильно ставил психологию выше трансцендентных факторов при объяснении человеческого опыта.)

К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного

Идеи психоанализа были разработаны швейцарским психологом и теоретиком культуры Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), учеником Фрейда и впоследствии одним из его критиков. В своем анализе бессознательного К. Юнг пошел дальше, чем 3. Юнг пошел дальше Фрейда, хотя и принял основные идеи последнего о том, что структура и физиология мозга не дают объяснения сознательным процессам и что человек не создает свою собственную психологию. Но если Фрейд разработал доктрину личного бессознательного, охватывающую в первую очередь подавленные импульсы, возникающие в результате экзистенциальных травм всех видов, то Юнг разработал доктрину коллективного бессознательного.

Суть разногласий между Юнгом и Фрейдом лежала в понимании природы и проявлений бессознательного. Юнг считал, что Фрейд необоснованно свел всю человеческую деятельность к биологически наследуемым инстинктам, тогда как инстинкты не биологические, а чисто символические по своей природе. Он предположил, что символизм является частью самой психики и что бессознательное развивает формы или идеи схематического характера, которые составляют основу всех человеческих представлений. Эти формы не имеют внутреннего содержания, но являются, по мнению Юнга, формальными элементами, которые могут обрести форму конкретного представления только тогда, когда они достигают сознательного уровня психики.

Юнг называет эти формальные элементы, присущие всему человеческому роду, «архетипами» (греч. arche — начало, typos — образ) — прототип, архетип, паттерн. Архетипы — это формальные модели поведения или символические образы, на основе которых формируются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека в реальной жизни. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. Архетипы — это система врожденных программ поведения, типичных реакций и установок, которые лежат в глубинах психической жизни всего человечества.

В своей знаменитой работе «Архетип и символ» Юнг объясняет суть этой концепции следующим образом:

«Под архетипами я подразумеваю формы и паттерны, которые имеют коллективную природу, встречаются практически повсюду на земле как составные элементы мифов, и в то же время являются автохтонными, индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало в архетипических образах в сознании человека, которые передаются не только через традиции и миграцию, но и через наследственность. Эта гипотеза необходима, поскольку даже самые сложные архетипические паттерны могут быть спонтанно воспроизведены без какой-либо традиции. Прототип или архетип — это сформулированный результат огромного технического опыта бесчисленных предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных подобных переживаний».

Юнг объясняет понятие «архетипы» на основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое различие между индивидуальным и коллективным бессознательным.

Индивидуальное бессознательное отражает личный опыт человека и состоит из переживаний, которые когда-то были осознанными, но потеряли свой сознательный характер из-за пренебрежения или подавления.

Коллективное бессознательное — это универсальный опыт, общий для всех народов. Он представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также животного мира дочеловеческого периода. Она зафиксирована в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность у современных людей через сны. Поэтому для Юнга главным индикатором активности бессознательного являются сновидения, и его психологическая деятельность, в том числе и как врача-психоневролога, сосредоточена на основе сновидений.

Основное объяснение

Термин «коллективное бессознательное» впервые появился в эссе Юнга 1916 года «Структура бессознательного». В этом эссе проводится различие между «личным», фрейдистским бессознательным, наполненным сексуальными фантазиями и подавленными образами, и «коллективным» бессознательным, охватывающим душу человечества в целом.

В «Значение конституции и наследственности в психологии» (ноябрь 1929 г.) Юнг писал:

19 октября 1936 года Юнг прочитал лекцию «Концепция коллективного бессознательного» Абернетианскому обществу в больнице Святого Варфоломея в Лондоне. Он сказал:

Юнг связывал коллективное бессознательное с «тем, что Фрейд называл« архаическими остатками »- ментальными формами, присутствие которых не может быть объяснено ничем в собственной жизни человека и которые кажутся исконными, врожденными и унаследованными формами человеческого разума». Он приписал Фрейду разработку его теории «первичной орды» в « Тотеме и табу» и продолжил дальше с идеей архаичного предка, сохраняющего свое влияние в умах современных людей. Он писал, что каждый человек, «каким бы высоким ни было его сознательное развитие, на более глубоких уровнях своей психики он по-прежнему остается архаичным человеком».

По мере того, как современные люди проходят процесс индивидуации , переходя из коллективного бессознательного в зрелые «я», они создают личность , которую можно понимать просто как ту небольшую часть коллективной психики, которую они воплощают, исполняют и отождествляют с ней.

Коллективное бессознательное оказывает подавляющее влияние на умы людей. Эти эффекты, конечно, сильно различаются, поскольку они затрагивают практически все эмоции и ситуации. Иногда коллективное бессознательное может пугать, но может и лечить.

Коллектив — определение

Коллектив (от латинского collectivus — собирательный) — группа людей, которую объединяют совместные цели и деятельность, играющая важную роль для общества.

Выделяют 2 признака коллектива:

  1. Все участники данной группы объединены общей целью.
  2. Восприятие участниками друг друга на психологическом уровне и отождествление себя с группой.

Преимущественными характеристиками коллектива выступают:

  • возможность удовлетворить потребности в коммуникации;
  • получение помощи и поддержки при необходимости;
  • корректировка поведения;
  • активизация трудовой деятельности;
  • коллективное выполнение задачи, которую невозможно выполнить одному.

Коллектив должен иметь выраженную структуру. Разновидности структуры:

  • функциональная разделяет обязанности;
  • политическая определяет принадлежность к различным идейным формированиям;
  • социально-демографическая учитывает пол, возраст или квалификацию;
  • социально-психологическая формируется на базе симпатий или антипатий;
  • поведенческая характеризуется активностью или пассивностью участников;
  • мотивационная зависит от факторов, которые являются движущей силой.

История открытия понятия

Коллективному бессознательному 100 лет, хотя кажется, что оно работает с незапамятных времен. Идея была сформулирована К. Юнгом в 1916 году на основе личного бессознательного Фрейда.

Столкнувшись с растущим городским индивидуализмом, это было крестьянское изобретение сына сельского приходского священника, выросшего в тени лесов и гор. Коллективное бессознательное — это что-то вроде общей и неизвестной родины, оно проявляется здесь и там, тогда и сейчас, и разумно думать, что оно будет так делать и дальше.

Происхождение концепции Юнга о «коллективном бессознательном» возникло, когда психология все еще укоренилась в концепциях девятнадцатого века и признала единое сознание, «дневное». Поскольку ночное сознание или сознание сновидений, являющееся основой психоанализа, избегало любой возможности онтологии или систематизации, и это наблюдалось с презрением, что-то вроде модернизации старой раввинской практики толкования индивидуальных и коллективных жестокостей, собранных в Ветхом Завете.

Однако по мере развития сна появлялись более низкие и старые комнаты, пока не доходили до подземной комнаты или сводчатого подвала, которые, как объяснил Юнг, имели неоспоримый характер комнаты, восходящей к римским временам (третий уровень, после первого этажа). Наконец, на полу этого подвала сновидец заметил несколько плит, на одной из которых было кольцо, которое он потянул, чтобы найти еще более узкую лестницу, спускающуюся в глубины просверленной в скале пещеры (четвертый уровень). В этой последней комнате.

«Густая пыль покрывала землю, и среди пыльных останков были кости и битая керамика, свидетельствующие о примитивной культуре. Я обнаружил два человеческих черепа, очевидно, очень старых и практически распавшихся. Именно тогда я проснулся.»

Позже швейцарский психоаналитик объяснил свое разочарование, наблюдая за упорством Фрейда в жесткой и недвусмысленной интерпретации сновидений, когда он интуитивно понял, что сон не может быть переведен в шкалы точной интерпретации, а скорее связан с личным опытом и старостью. … архетипы, которые могут вызывать разные вещи в зависимости от контекста.

Роль коллективного бессознательного в понимании термина «архетип»

По мнению Юнга, бессознательная часть человеческой психики является ее неотъемлемой составляющей. Она никак не связана с личным опытом человека, с его переживаниями и эмоциями, с его знаниями. Она дана ему от рождения.

Если личная бессознательная часть строится на основе информации, которую человек знал, но поместил на задворки своей памяти (забыл, вытеснил), то коллективная основана на том, что пережили предки этого человека. Она основана исключительно на наследственности, и изменить ее нельзя.

Если личная бессознательная часть состоит из эмоций, которые составляют интимную часть жизни человека, то коллективная строится на основе архетипов по Юнгу. Последние иногда называют архетипическими мотивами.

Применение в психотерапии

Психотерапия, основанная на аналитической психологии, будет стремиться проанализировать отношения между индивидуальным сознанием человека и более глубокими общими структурами, лежащими в их основе. Личный опыт активизирует архетипы в уме и придает им смысл и содержание для человека. В то же время архетипы скрыто организуют человеческий опыт и память, и их мощные эффекты становятся очевидными только косвенно и в ретроспективе. Понимание силы коллективного бессознательного может помочь человеку ориентироваться в жизни.

Согласно интерпретации аналитического психолога Мэри Уильямс, пациент, который понимает влияние архетипа, может помочь отделить основной символ от реального человека, который олицетворяет символ для пациента. Таким образом, пациент больше не некритически переносит свои чувства по поводу архетипа на людей в повседневной жизни и, как следствие, может развивать более здоровые и личные отношения.

Юнг предупреждал, что практикующие аналитическую психотерапию могут настолько увлечься проявлениями коллективного бессознательного, что способствуют их появлению за счет благополучия своих пациентов. Говорят, что шизофреники полностью идентифицируют себя с коллективным бессознательным, у них отсутствует функционирующее эго, которое помогло бы им справиться с реальными жизненными трудностями.

Бессознательное с точки зрения Фрейда

По Фрейду, наше бессознательное – это некий чулан, кладовка, в которой хранится весь наш жизненный опыт: убеждения, травмы, радости, печали и так далее. Это все и определяет то, как мы видим мир. Если с человеком в детстве произошла какая-то большая неприятность, он может про нее забыть когнитивно (умом), но она все равно будет определять его жизнь. Например, человек может начать чего-то бояться или активно этого избегать.

То же самое касается и убеждений. Если ребенок формирует, например, убеждение о том, что он чего-то не может, то, повзрослев, он продолжит жить по этому сценарию. Соответственно, человек не будет получать нужного результата, не будет добиваться своих целей.

По Фрейду, каждый человек имеет свое личное бессознательное, свою частную кладовку. Каждый может пользоваться только теми «вещами», которые успел там скопить. Набрал хороших «вещей», значит, у него будет хорошая жизнь. Набрал плохого, значит, будет страдать от депрессий и неврозов.

Изменять содержание индивидуального подсознания можно. Мы когнитивно закладываем в бессознательное аффирмации, визуализации и прочие вещи, тем самым его изменяя. Конечно же, определенные изменения происходят, но они совершаются не очень быстро и требуют действительно больших энергетических затрат.

Проявление у русского народа

Важно понимать, что это явление касается не только какой-либо группы людей, но и целого народа. КБ у русской нации имеет личный архетип Отечества

Если следовать старинной мудрости казаков, то Отечество является подарком наших отцов, дедов и прадедов. Это наша земля, страна и Родина. Отечество — это всё и даже больше, накопленное со старых времён вплоть до наших дней.

Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину, об этом говорит наследие патриотизма. Исторически сложилось, что Отечество у россиян может принадлежать только к имперскому. Благодаря этому архетипу царская империя набрала мощь и перешла в советскую.

Система коллективной бессознательности может составлять отражение природы человека. В случае разрушения коллективных бессознательных архетипов может так сложиться, что произойдут нарушения в психике людей. И наоборот, если народ придерживается своей традиционной культуры, тогда психика нации нормализуется. Поэтому, согласно К. Г. Юнгу, искажение архетипов приведёт к гибели психического здоровья нации.

Архетип и культура

«Коллективное бессознательное», является отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах — изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека. «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, вечных тем и образов мировой культуры.

АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ — базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание архетипов культурных составляет типическое в культуре, и в этом отношении архетипы культурные объективны и трансперсональны. Формирование архетипов культурных происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к архетипам культурным отдельным индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение архетипов культурных конкретной личностью выступает рационально непреднамеренным актом.

Архетипы культурные раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобразительной формы. Иконическая природа культурных архетипов обусловливает то, что они явлены в сознании как архетипические образы, изобразительные черты которых определяются культурной средой и способом метафорической репрезентации. Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные архетипы культурные и этнические архетипы культурные (этнокультурные архетипы).

Универсальные архетипы культурные — укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, “золотого века” и др. суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеческого существования. В культуре, понятой как “ненаследственная память коллектива” (Б.А. Успенский), архетипы культурные выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта.

Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные архетипы культурные обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития.

Этнические архетипы культурные (этнокультурные архетипы) представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа

В германской духовности Юнг выделяет архетипический образ Вотана — “данность первостепенной важности, наиболее истинное выражение и непревзойденное олицетворение того фундаментального качества, которое особенно присуще немцам” (Юнг, “Вотан”)

Как о русских этнокультурных архетипах можно говорить об ориентации на потаенную святость, выраженную в образах “града Китежа” или фольклорного Иисуса, а также о таких первичных образованиях русской духовности, как “отзывчивость” или “открытость”, как устойчивая модель претворения представлений о России в женский образ и др. В этнокультурных архетипах представлен коллективный опыт народа; собственно, они есть результат превращения этнической истории в базовые модели этнического культурного опыта. Актуализация этнокультурного архетипа включает этот опыт в новый исторический контекст. Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть “шаг в прошлое”, возвращение к архаичным качествам духовности, однако усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности национальной культуры.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *