Синдром Флоренс Найтингейл - что это, причины синдрома, кто подвержен эффекту Флоренс Найтингейл и чем он опасен, рекомендации по общению врача и пациента

Расстроенная свадьба

Флоренс Найтингейл появилась на свет 12 мая 1820 года в богатой английской семье. До определенного возраста Флоренс ничем не отличалась от сверстниц. Классическое образование, танцы, музыка, искусство вести светскую беседу и, конечно же, безупречная репутация – все это должно было помочь юной барышне составить отличную партию. Жених нашелся довольно скоро.

Статья по теме

Ангелы милосердия. Почему Всемирный день медицинской сестры отмечают 12 мая

Генри Николсон, брат близкой подруги Флоренс Мериан всерьез начал ухаживать за мисс Найтингейл. Впрочем, Генри мало интересовал юную Флоренс – господин Николсон был вечно нездоров, а потому капризен и мрачен. Однако Флоренс всерьез задумывалась о том, чтобы выйти за него замуж. Уж очень сильно она была привязана к сестре жениха. Это чувство напоминало влюбленность, с той лишь разницей, что было вполне платоническим.

Именно отношения с Мериан подвигли Флоренс на то, чтобы дать согласие на брак с Генри. Однако, после того как помолвка была объявлена, Флоренс внезапно дала задний ход. Она вдруг поняла, что не сможет жить под одной крышей с этим человеком, который раздражает ее каждую минуту, даже ради того, чтобы быть поближе к Мериан. Когда Флоренс объявила о своем решении, Мериан смертельно обиделась и разорвала все отношения с подругой.

Мисс Найтингейл была в отчаянии – без любимой подруги мир, казалось, потерял краски. Флоренс старалась избегать светской жизни и всерьез подумывала об уходе в монастырь. Печальные мысли буквально тянули юную леди подальше от светской мишуры, туда, где люди знают, что такое страдание. В один из таких дней Флоренс Найтингейл посещала какую-то из лондонских больниц для неимущих. Этот короткий визит перевернул всю ее жизнь. Леди решила посвятить себя уходу за несчастными и устроилась на работу сиделкой. Когда Флоренс объявила о своем решении родителям, те не разговаривали с ней в течение недели. Ее перестали принимать в светских гостиных – в лучшем случае ее занятия считали «милым чудачеством», а в худшем – «непристойным увлечением». Где это видано, чтобы девушка из хорошей семьи находила удовольствие в том, чтобы смотреть на грязные голые тела, вдыхать запахи мочи и разлагающейся плоти, обрабатывать гноящиеся раны. Единственной, кто был в те времена на стороне Флоренс, была ее тетка Мэй Смит. Разница в возрасте между тетей и племянницей была невелика и вскоре они стали очень близкими подругами.

Профилактика

Основные методы профилактики синдрома выгорания:

Обучение. Рекомендуется, чтобы студентов учили, как справляться с эмоциональным стрессом на работе; 

Организация рабочей среды. Позитивная рабочая среда – это гибкий график работы, который позволяет совмещать работу и семью, чувство профессиональной поддержки и признательности, а также возможности для профессионального развития

Кроме того, важно разделение рабочих задач, ответственности, социальная поддержка между коллегами;

Образовательное лидерство. Основано на предпосылке, что у каждого человека достаточно внутренних ресурсов и опыта, чтобы справляться с жизненными проблемами

Общаясь с клиентом, консультант поощряет другой взгляд на ту же ситуацию, признание предвзятых негативных предположений и замену их более адекватными решениями проблемы;

Симптоматическое фармакологическое лечение: антидепрессанты, бета-адреноблокаторы;

Психотерапия, такая как тактика релаксации, самооценка, стратегии управления стрессом.

Что такое синдром выгорания

Синдром выгорания – это психологический синдром, который развился как специфическая реакция на длительный стресс, связанный с работой, и состоит из трех компонентов: истощение, деперсонализация и снижение трудоспособности. 

Истощение подразумевает истощение как эмоциональных, так и физических ресурсов. Деперсонализация или цинизм проявляется в безразличном отношении к пациенту или работе.

В настоящее время в литературе выделяют несколько типов синдрома выгорания в зависимости от «преданности делу»:

  • Тип рециклинга. Развивается, когда работа интенсифицируется до предела изнурения, прилагаются усилия для достижения целей, удовлетворения амбиций. 
  • Недостаточно стимулирующий тип. Развивается, когда работа монотонна, немотивирована и скучна, отсутствует личностное развитие. 
  • Тип истощения. Определяется как постоянный стресс, неудовлетворение, непризнание и неприятие.

Проблема социальная или медицинская?

Синдром выгорания сначала возник как социальная, а не медицинская проблема. 

Теоретическая модель синдрома выгорания с акцентом на социальные и личные этиологические причины начала разрабатываться в середине 1970-х годов. Феномен синдрома выгорания был впервые описан американским психологом Гербертом Фройндбергером. Специалист подчеркивал, что эта проблема может затронуть кого угодно – карьеристов, знаменитостей, работодателей и простых рабочих. А поскольку утомляемость – это нормальная физиологическая реакция на переутомление, она не считается болезнью. 

Синдром выгорания и сейчас иногда используется как бытовой термин, хотя в МКБ-10 патология кодируется Z73.0. Сегодняшний быстрый и активный образ жизни, бессонные ночи, неправильное питание, стресс на работе заставляют чувствовать себя усталым, истощенным, неспособным сконцентрироваться. В итоге человек приобретает целый набор болезненных состояний. Синдром выгорания медленно, но уверенно превращается в медицинскую патологию.

Теплая атмосфера и документация

Пока работал Соловей, условия в больницах были не из лучших. Врачи были очень плохими, а гигиена была ужасной. Часто многие пациенты лечились у врачей с небольшим опытом, что еще больше усложняло их состояние здоровья.

В рамках экологической теории Найтингейла особое внимание уделяется созданию тихой, теплой и бесшумной среды. Медсестра должна была провести оценку больного пациента и уделить внимание его потребностям в соответствии с результатами, полученными в результате указанной оценки

Кроме того, он увидел необходимость задокументировать предыдущую оценку, время приема пищи пациентом и оценку медицинских эффектов, чтобы изучить прогресс его здоровья.

Суть проблемы

К какому же разделу современной классификации психических заболеваний можно отнести синдром Стендаля? Дело в том, что он относится к синдромам-эпонимам, когда какой-нибудь симптом или синдром называется именем автора, впервые его описавшего, либо сам автор дает название в честь какого-либо яркого персонажа, в том числе литературного и мифического (синдром Ван Гога, синдром Инкуба). Однако, за небольшим исключением, места таким названиям в Международной классификации болезней не нашлось. А классифицировать синдром необходимо, чтобы определиться с тактикой ведения пациентов, их лечением и профилактикой подобных проблем в будущем.

Наиболее распространено мнение, что синдром Стендаля относится к психосоматическим расстройствам. Однако мне это представляется сомнительным, поскольку в нашем случае нарушения со стороны внутренних органов (соматические) не играют заметной роли в патогенезе и картине расстройства. Также невозможно принять на веру суждение о флорентийском синдроме как о разновидности панических атак, возникающих при посещении музеев и исторических памятников. Панические атаки чаще возникают неожиданно, без связи с внешними обстоятельствами; сопровождаются тревогой, сильным беспричинным страхом – удушья, сумасшествия, немедленной смерти, и заканчиваются столь же резко уже через несколько минут. Они не оказывают заметного влияния на двигательную активность больного, хотя и сопровождаются массивными вегетативными нарушениями. После окончания атаки быстро формируются различные невротические расстройства, фобии, на фоне которых приступы паники могут возникать вновь и вновь. Всего этого при флорентийском синдроме мы не наблюдаем.

В качестве реализующих стрессовых факторов аффективно-шоковой реакции чаще всего выступают ситуации, опасные для жизни или благополучия. Внезапная утрата близкого человека, тяжелые конфликты с близкими людьми, резкая смена образа жизни – всё это может привести к подобным расстройствам.

В нашем случае стрессом является визуальный контакт уязвимой в силу различных причин личности с субъективно чрезмерно значимым для нее объектом искусства.

Психогенным психозам свойственны большая по сравнению с неврозами острота, изменчивость и тяжесть симптоматики, выраженные психомоторные и эмоциональные расстройства, бред, галлюцинации, грубые истерические нарушения (по большей части с явлениями расстроенного сознания). Развитие психогенного психоза влечет за собой временную утрату способности критической оценки собственного состояния, контроля над поступками, адаптации к сложившейся ситуации. К счастью, эти расстройства непродолжительны: через несколько часов или дней от них не остается и следа, а память о самых острых и тяжелых состояниях, как правило, не сохраняется. Зачастую человек продолжает жить нормальной жизнью и никогда больше не испытывает ничего подобного.

Лично мне за 12 лет практики не довелось столкнуться с синдромом Стендаля. И немудрено: Саратов – не Флоренция, наш Радищевский музей – не галерея Уффици. Однако могу признаться, что однажды и я соприкоснулся с подобным состоянием «изнутри». Лет 10 назад, оказавшись в Риге, я попал на концерт в церкви святого Петра. Под аккомпанемент органа пела молодая оперная певица. Гармония и красота внутреннего убранства собора, могучие звуки органа, прекрасный голос, отраженный древними сводами, – всё это вызывало потрясающе сильные эмоции на грани эйфории. Звуки и образы словно вырастали в нечто большее, что трудно описать словами; возникало чувство полета души, того самого примата духа над плотью, о котором толкуют теологи. Я словно слился с миром, и гармония, полнота этого единения – была совершенной. Позже, покинув собор, я словно летел, окрыленный невиданной силой, жаждой жизни и творчества.

Теперь, вспоминая об этом, я понимаю, что моя реакция на происходящее всё же не вышла из берегов нормы – потрясение сменилось здоровым сном, а наутро прошло бесследно, оставив лишь прекрасные воспоминания и ностальгию.

Лечение и диагностика синдрома Стендаля

Лечение пациентов с синдромом Стендаля предполагает удаление больного из провоцирующих ситуаций, ликвидацию психических и физических перегрузок. Это снижает у пострадавшего уровень эмоционального напряжения, дает ему возможность мобилизовать внутренние ресурсы. Терапия кратковременных, преходящих психогенных реакций может проводиться в амбулаторных условиях. Лечение более тяжелых или затяжных расстройств лучше проводить в психиатрических стационарах.

В лечении острой реакции на стресс применяют нейролептики различных групп, быстро блокирующие чувство тревоги, страха, явления психомоторного возбуждения, вегетативные симптомы. Если используется хлорпромазин или галоперидол, то их в этих случаях обычно вводят внутримышечно. При психозе меньшей интенсивности показано парентеральное введение транквилизаторов (диазепам, хлордиазепоксид). В дальнейшем по мере успокоения больного психотропные средства назначают внутрь. При тяжелых истерических психозах, особенно в тех случаях, когда их клиническая картина усложняется галлюцинаторной симптоматикой (галлюцинации воображения), бредоподобными фантазиями и явлениями ступора, нейролептические средства вводят внутривенно капельно. Наиболее эффективна комбинированная терапия нейролептиками и транквилизаторами бензодиазепинового ряда.

В случаях формирования стойкой постреактивной астении показаны ноотропы: пирацетам — до 2–3 г в сутки; производные гамма-аминомасляной кислоты; пиритинол. Лечение психогенных реакций не завершается купированием психоза. В последующем необходимы общеукрепляющие и реабилитационные мероприятия.

Важная роль в купировании острой фазы реактивного психоза принадлежит психокоррекции. Пациенту оказывается помощь методами внушения и переубеждения. Активно используются также техники когнитивной и рациональной психотерапии, направленные в первую очередь на вербализацию, «проработку» травматических воспоминаний и позволяющие уменьшить аффективное напряжение, структурировать эмоции, активизировать целенаправленную деятельность пациента.

1. Руководство по психиатрии в 2-х томах, под редакцией академика РАМН А.С. Тиганова, Москва, «Медицина», 1999.

2. Детская психиатрия. Учебник под редакцией Э.Г. Эйдемиллера. СПб, 2005.

3. Graziella Magherini, La sindrome di Stendhal. Il malessere del viaggiatore di fronte alla grandezza dell’arte, Ponte alle Grazie, 2003.

4. Лилия Илюшина. Синдром Стендаля. sova-golova.ru

5. Психиатрия. Учебник для студентов. М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев, Москва, «МЕДпресс-информ», 2006.

6. Международный неврологический журнал № 7 (37), 2010. www.mif-ua.com

7. В.В. Калинин. Редкие и малоизвестные психопатологические синдромы. Психиатрия и психофармакотерапия № 3, 2012. www.consilium-medicum.com

9. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

Причины развития синдрома выгорания

У многих людей интенсивная умственная работа приводит к умственной усталости из-за необходимости постоянной высокой концентрации внимания, обработки больших объемов информации и наличия некоторых из связанных с этим вредных производственных факторов:

  • Тяжелые производственные обстоятельства.
  • Негативный психологический климат в микрокоманде.
  • Особые (тяжелые) условия труда.

Специалисты считают, что синдром является признаком определенных психологических состояний:

  • Хроническая усталость;
  • Депрессия;
  • Постоянный негативный стресс в результате несоблюдения ожиданий и полученного результата. Эта функция в основном связана с психоэмоциональным истощением.

Выгорание – это симптом синдрома хронической усталости (СХУ), который связан с несоблюдением определенных требований и способностью человека соответствовать этим требованиям.

Главный механизм, который вызывает именно «выгорание», – это прежде всего эмоциональное (затем физическое и когнитивное) истощение. Однако СХУ может быть вызван хроническим стрессом, чаще всего профессиональным.

Общие тезисы

Обычно болезнь удается диагностировать в период от 4 до 11 лет. Но эти рамки не являются окончательными. Очень часто человек узнает о своем диагнозе уже во взрослом возрасте, хотя в этот период его распознать сложнее, чем в детстве.

Девушка узнала о своей проблеме, обучаясь в университете, хотя явные признаки расстройства прослеживались с детства. С ранних лет она испытывала трудности в общении с другими детьми, ощущала себя другой, даже говорила маме, что обладает особенным внутренним миром, который боится потерять. Этой особенностью была привязанность к мелочам, которые и позволяли ей улавливать все краски, звуки, запахи и ощущения окружающего мира. Этого она боялась лишиться, опасалась, что станет видеть все в серых тонах.

В университет она поступила на заочное отделение. Параллельно работала и ходила на языковые курсы. Новая обстановка и большое количество людей, скорее всего, послужили толчком к обострению состояния. Все чаще на нее накатывала волна гнева и раздражительности. Если до этого она могла справиться с этим, то теперь ситуация вышла из-под контроля. Плюс ко всему, друзья стали указывать ей на странности в поведении: несоблюдение элементарных правил общения, отсутствие чувства юмора, неадекватные и неуклюжие реакции на определенные ситуации.

В конечном итоге ей все-таки пришлось обратиться к специалисту. И ей был поставлен диагноз: синдром Аспергера.

Взрослые аспергеры – очень загадочные личности. Сами они замечают, что абсолютно разные. Вы не найдете среди них людей, которые были бы полностью идентичны в поведении. 

Аспи утверждают, что их состояние – отнюдь не патология, а своеобразный вариант нормы. Просто это люди с иным видением мира. Многие из них говорят, что, если бы у них была возможность излечиться от расстройства коренным образом, они бы этого не сделали. Их диагноз – весомая часть их характера, и, лишившись её, они не представляют, кем бы стали.

Несмотря на определенные сложности их существования, в их жизни присутствуют и радостные моменты, недоступные обычным людям. Их особая форма восприятия мира, помимо отрицательных аспектов, имеет и положительные стороны. Они, в ходе успешной компенсации, помогают человеку социализироваться в обществе и достичь определенных высот.

История Стивена Шора – преподавателя Бостонского университета, члена Американского общества больных аутизмом и автора автобиографического очерка о своей жизни с СА – тому подтверждение. Он не разговаривал до 4 лет и ему был выставлен диагноз атипического развития с глубокими аутистическими признаками. Его родителям советовали определить мальчика в специализированный интернат, но они этого не сделали.

В настоящее время Стивен является обладателем докторской степени по специальной педагогике. Он помогает раскрыться людям с аутистическими расстройствами, много работает с детьми. Выступает с лекциями и докладами.

Многие психотерапевты в работе с людьми-аспи сходятся во мнении, что их цель – не искоренить болезнь, а обнаружить те симптомы, которые становятся источником стресса для их подопечных и мешают нормальному существованию. Специалисты также ищут пути для их преодоления.

Кстати

В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красного Полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор самую почетную и высшую награду для сестер милосердия во всем мире. Награда присуждается медицинским сестрам за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным как в военное, так и в мирное время. Медаль изготовлена из позолоченного серебра, на лицевой стороне надпись на латинском языке «В память Флоренс Найтингейл. 1820—1910». В центре изображение женщины со светильником как символ добра, света, милосердия и надежды. На оборотной стороне медали надпись: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества».

7 фактов о Красном Кресте и Красном Полумесяце. Читайте в справке>>

Типы двигательных расстройств, вызванных антипсихотическими лекарственными средствами

При приеме препаратов, блокирующих дофаминовые рецепторы, могут возникать различные непроизвольные движения.

 Двигательные расстройства, вызванные лекарственными средствами, классифицируются как:

  • Острые, развивающиеся под действием препаратов БДР, особенно при блокировании рецепторов D2, или повышении дозы. Это дистония, паркинсонизм, акатизия и злокачественный нейролептический синдром (ЗНС);
  • Хронические, проявляющиеся с задержкой. Возникающие через ≥3 месяцев после лечения фиксированной дозой ПБДР, после увеличения или отмены дозы. В эту группу входят: классическая дискинезия, дистония, хорея, акатизия и т. д. В психиатрии поздняя дискинезия (ПД) и экстрапирамидные симптомы (ЭПС) называются дискинезией лица, вызванной типичными или атипичными антипсихотическими препаратами.

Поздняя дискинезия

Таблица 1. Антипсихотические лекарства, вызывающие двигательные нарушения

Группа препаратов Примеры лекарств Расстройство движения Частота
Антидепрессанты
Трициклические Имипрамин, дезипрамин, амитриптилин Тремор, атаксическая походка а +
Амоксапин b Паркинсонизм, поздняя дискинезия, злокачественный нейролептический синдром г +++
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина Циталопрам, эсциталопрам, флуоксетин, флувоксамин, пароксетин, сертралин Акатизия, тремор, серотониновый синдром +
Противорвотные Метоклопрамид, дроперидол, прохлорперазин Акатизия, острая дистония, паркинсонизм, ВД f, ЗНС г +++
Нейролептики
Типичные Хлорпромазин, флуфеназин, галоперидол, пимозид, тиоридазин, трифлуоперазин, зуклопентиксол Акатизия, острая дистония, паркинсонизм, ВД f, ЗНС г +++
Нетипичные Арипипразол, клозапин с, оланзапин, палиперидон, кветиапин, рисперидон, зипразидон Акатизия, острая дистония, паркинсонизм, ВД f, ЗНС г +++
Адренергические препараты (симпатомиметики) Психостимуляторы: амфетамин, метамфетамин, метилфенидат, кокаин. Тремор ++
Противоотечные средства: псевдоэфедрин, фенилэфрин.
Противоглаукомные препараты: эмекарий
Кортикостероиды
Амиодарон Тремор, паркинсонизм ++
Действующие амины Резерпин, тетрабеназин Паркинсонизм, акатизия +++
Противоэпилептические препараты Фенитоин Хорея наряду с токсикозомю ++
Ламотриджин Тремор, хорея +
Вальпроевая кислота Тремор,

паркинсонизм

+++ d

++ e

Литий Тремор,

паркинсонизм

+++

+

  1. Атаксическая походка возникает при высоких дозах. 
  2. Основной метаболит амоксапина обладает наибольшим блокирующим эффектом дофаминовых рецепторов. 
  3. Лечение клозапином имеет самый низкий потенциал для стимуляции двигательных расстройств, хотя сообщалось о случаях ЗНС. 
  4. Постуральный тремор может развиваться у 40% пациентов. 
  5. У 5% пациентов с эпилепсией может развиться паркинсонизм. 
  6. Термин «поздняя дискинезия» подразумевает дискинезию рта, щеки, языка или лица и другие синдромы с поздним началом. 
  7. Нейролептический злокачественный синдром.

+ – редко. ++ – нечасто. +++ – общий.

Взаимодействие с людьми

Синдром Аспергера у взрослых имеет схожие симптомы с протеканием болезни в детском возрасте. Прежде всего, аспергеры отличаются от обычных людей своим поведением и межличностным общением.

В детском возрасте общение с другими детьми вызывает у аспи большие трудности. Взрослея, эти люди, благодаря своей высокоинтеллектуальности, способны адаптироваться к обществу и стать довольно успешными. Однако странности в их поведении все равно сохраняются.

Для них характерны проблемы с так называемой теорией психического. Люди с таким расстройством не способны расшифровывать социальные знаки, которые обычные люди распознают интуитивно. Речь идет о таких особенностях общения, как выражение лица и жесты, интонация голоса, намеки и ирония.

С другой стороны, таким людям сложно открыться перед собеседником, донести до него свои эмоции. Часто визави неправильно истолковывает их невербальные знаки.

Кроме того, у людей с СА развита «слепота к чужому разуму». Она заключается в невозможности понять чувства и намерения другого человека. В какой-то степени эта особенность способна обернуться против них. Им сложно распознать ложь, правильно оценить действия и слова других людей. Это делает их наивными, из-за чего они часто становятся жертвами мошенников, преступников, ведь привыкли всем верить на слово.

Аспергеры довольно внушаемы. Они с трудом могут распознать, что кто-то пытается манипулировать ими или нанести вред.

Из-за того, что аспергеры сложно распознают чувства других людей, их часто уличают в отсутствии эмпатии – способности к состраданию и сопереживанию. Это становится большой проблемой в социальном плане, поскольку осложняет установление дружеских связей с людьми.

Девушка с синдромом рассказывала, что, когда ей разъяснили некоторые правила общения, ей стало проще контактировать с собеседниками. Ей объяснили, что при встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, интересоваться, как у них дела, даже формально, улыбаться или приветственно кивать. Сама же она отметила, что все эти негласные правила общения казались для нее странными и неожиданными.

Отсутствие интуиции в социальном взаимодействии у аспи может сделать их в глазах людей невоспитанными и хладнокровными. К примеру, они могут недослушать речь собеседника, направленную к ним. Развернуться и уйти. Говорить без умолку о том, что интересует именно их, не давая вставить слово другим участникам разговора. Или не обращая внимания на то, слушают их или нет, интересна ли другим эта тема.

Они могут пригласить вас в гости, а когда вы придете, открыть дверь и бросить вас у порога, уйдя в комнату.

Отдельные люди с синдромом Аспергера демонстрируют состояние под названием прозопагнозия или лицевая слепота. Явление характеризуется сниженной способностью запоминать и распознавать лица людей. Попросту говоря, узнавать знакомых. Как правило, ориентиром в их распознавании служат детали одежды, голос или особенности жестикуляции. Это похоже на то, когда вы находитесь вдалеке от своего знакомого, не различаете черт его лица, но, тем не менее, определяете, кто это, по общему образу.

Люди-аспи могут не узнать даже своих близких родственников или себя на фотографии.

Трудности в теории психического у аспергеров можно охарактеризовать как:

  • неспособность предсказать и объяснить поведение контактирующих с ним людей;
  • невозможность предсказать и понять их эмоции и чувства;
  • сложности в определении чужих намерений;
  • сложности в определении чужой взгляд на вещи;
  • трудности с осознанием неписаных правил общения;
  • невозможность осознать, как их поведение отражается на других людях;
  • не могут отличить правду ото лжи.

Несмотря на схожесть признаков, у каждого аспи они выражены индивидуально, в большей или меньшей степени. Учитывая их высокий интеллект и возможность проявлять хорошо развитые способности в разных областях, они, казалось бы, способны освоить любую профессию. Однако именно проблемы в общении с другими людьми вычеркивают из этого списка большинство высоко коммуникативных профессий.

В то же время, малая способность к установлению интимных межличностных привязанностей не мешает им заводить отношения и семью. 

Распространенность двигательных расстройств, вызванных лекарствами, выписываемыми психиатрами

По словам психиатра Ольги Садовской (Университетская клиника, СПб), точный признак двигательных расстройств, вызванных лекарственными препаратами, не установлен, поскольку в повседневной практике этим расстройствам уделяется слишком мало внимания. Исследования показывают, что психиатры часто не замечают позднюю дискинезию и акатизию, а у жителей домов престарелых не диагностируется паркинсонизм.

Кроме того, оценка этого маркера затруднена из-за других факторов. В их числе: отсутствие диагностических критериев, прием рецептурных лекарств, маскирующих симптомы.

Важно понимать, что риск развития двигательных нарушений, вызванных атипичными антипсихотическими препаратами, зависит от конкретного лекарства и его дозы, возраста пациента и заболеваний, которые у него возникают (Таблица 2). 

Имеются данные о том, что двигательные расстройства развиваются у 19% пациентов, получавших атипичные АПП, и у 42% пациентов, получавших типичные АПП. Ожидается, что частота двигательных расстройств, вызванных приемом таких средств, будет увеличиваться по мере увеличения числа пациентов – детей и пожилых людей, получающих эти препараты, а также расширения спектра выписываемых атипичных антипсихотических препаратов для взрослых, например, в качестве снотворных.

Таблица 2. Лица с повышенным риском двигательных расстройств

Группы лиц Возможные причины
Пожилые люди Снижение функциональных ресурсов организма
Пожилые женщины Снижение уровня эстрогена
Пациенты, получавшие БДР более 3 месяцев Более длительное употребление препарата
Пациенты с диабетом Нарушение метаболизма глюкозы
Пациенты с фенилкетонурией Повышенный фенилаланин

*БДР – это препараты, которые блокируют дофаминовые рецепторы.

Экстрапирамидные симптомы при приеме серотонинергических антидепрессантов выявлялись ещё в 50-х годах прошлого века. 

Современные данные были систематизированы учеными Хоторном и Кейли. Они изучили описания экстрапирамидных симптомов (акатизия, дистония, дискинезия, паркинсонизм или смешанные экстрапирамидные симптомы), опубликованные в медицинской литературе за период с 1998 по 2015 г., отметив, что все вышеперечисленные экстрапирамидные симптомы проявились в течение 30 дней после приема СИОЗС. 

Паркинсонизм

Также свой вклад в изучение этой проблемы вложили уч. Гровер и Валапарла, изучившие клинический случай акатизии, вызванной венлафаксином. 

Диагностика двигательных расстройств у больных с нарушениями психики

При диагностике двигательных расстройств, вызванных лекарственными препаратами, необходимо как можно раньше идентифицировать симптомы и связь между их развитием и лечением блокаторами дофаминовых рецепторов

Важно точно знать, какие лекарства принимались в течение 3 месяцев (таблица 1). Необходимо расспросить пациента о проведенных хирургических вмешательствах и анестезии. 

Симптомы двигательных расстройств разной этиологии частично совпадают, но вероятность расстройства, связанного с приемом лекарств, увеличивается, если:

  • одновременно возникают гипокинезические и гиперкинезические движения, например, паркинсонизм и дискинезия рот-челюсть-язык;
  • возникает так называемая дистония осевого распространения;
  • двигательное расстройство сопровождается дискинезией рот-челюсть-язык;
  • паркинсонизм начинается подостро.

Невыявленный или ошибочный диагноз приводит к неправильному выбору лечения.

Лечение двигательных расстройств, вызванных блокаторами дофаминовых рецепторов.

Таблица 3. Профилактика двигательных расстройств, вызванных лекарствами

Меры
Действия
Взвешенность решения. Профилактика запущенных нарушений.
Перед началом лечения БДР следует оценить соотношение польза-риск

Важно сообщить пациенту и, при необходимости, его родственникам, о возможной опасности побочных эффектов. Это позволит сразу заметить изменения.
Ограничение в назначении препаратов, вызывающих двигательные нарушения.
БДР должны назначаться только тогда, когда нет альтернативного лечения.
Ограничение дозы.
Следует назначать наименьшую возможную дозу опасных препаратов.
Своевременная диагностика и профилактика нарушений
Важно оценивать необходимость в лечении такими лекарствами и обследовать пациентов, принимающих блокаторы дофаминовых рецепторов, на предмет возможных симптомов двигательных нарушений, каждые 3 месяца.
Своевременная корректировка лечения
Если возможно, нужно заменить БДР другим препаратом с ограниченным антагонизмом к дофаминовым рецепторам

Например, атипичными вместо типичных. Можно использовать вместо метоклопрамида противорвотные средства, блокирующие 5HT3-рецепторы.

БДР – блокаторы дофаминовых рецепторов, АНП – антипсихотики.

Выводы

Алекситимической личности сложнее достигать высокого уровня качества жизни из-за низкой приспособляемости, склонности к социальной изоляции, наличия рисков развития патологий соматического и психического характера.

Так как алекситимия — относительно постоянная черта, больным рекомендуется участвовать в психотерапии, углубляющей осознание переживаемых эмоциональных состояний и изменяющей модель межличностного поведения. 

К сожалению, больные с алекситимией не чувствуют необходимости в лечении. Поэтому обратиться к психотерапевту за помощью должны члены семьи.

Результаты исследований таких пациентов показывают, что при грамотной терапии скорость прогрессирования патологии снижается.

Таким пациентам показаны когнитивно-поведенческие методы и групповые занятия. Психотерапия должна быть направлена на реальные, текущие события, являющиеся стимулом для эмоциональных переживаний. Со временем удается научить больных выражать эмоциональные состояния, отличая их от соматических ощущений.

Как показывает практика, опытные врачи, контактирующие с пациентом, жалующимся на несуществующие симптомы заболевания, предполагают наличие алекситимии, признавая ее влияние на соматику, и направляют пациента к психотерапевту.

Источники

  • Тейлор Г.Д.: Последние разработки в теории и исследованиях алекситимии. 2000;
  • Donges US, Suslov T: Алекситимия и автоматическая обработка эмоциональных раздражителей: систематический обзор. 2017;
  • Йекта М., Бешарат М.А., Рокнольдини Е. Объяснение алекситимии с точки зрения личностных измерений в выборке общих популяций. Социальные и поведенческие науки 2011;
  • Uziałlo J: Оценка выбранных параметров алекситимической личности. 1999;
  • Яковская Е.: Алекситимия как объяснение расстройств в социальных отношениях у детей и взрослых.2011;;
  • Валкамо М., Хинтикка К., Хонкалампи К и др.: Алекситимия у больных ишемической болезнью сердца. 2001;
  • Лоас Г., Баэлде О., Веррье А.: Взаимосвязь алекситимии и зависимым расстройством личности: размерный анализ. 2015;
  • Билотта Э., Джакомантонио М., Леоне Л. и др.: Алекситимичность: необходимость или удобство, негативная эмоциональность, избегающие копинг-взаимодействия и алекситимия. 2016; 
  • Ирвин Х.Д., Мелбин-Хелберг Е.Б.: Алекситимия и диссоциативные тенденции. 1997;
  • Luminet O, Bagby M, Taylor GJ: Оценка абсолютной и относительной стабильности алекситимии у пациентов с сильной депрессией. 2001.
Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *