Последствия отказа от антитромботической терапии
Многие пациенты получают двойную антитромботическую терапию (аспирин и ингибитор P2Y12) после острых коронарных событий, что снижает риск тромбоэмболических осложнений, но связано с повышенным риском кровотечений, особенно в периоперационном периоде и в случае продления двойной терапии сверх рекомендуемого периода лечения.
Ингибиторы рецепторов P2Y12 подавляют АДФ-зависимую активацию тромбоцитов, но есть также исследования, предполагающие, что клопидогрель может ухудшать активацию тромбоцитов, связанную с арахидоновой кислотой, демонстрируя синергетические эффекты с АСК.
АДФ путем влияния фосфорилирования белка приводит к увеличению кальция в цитозоле, ингибирует образование цАМФ (циклический аденозинмоноф) и повышает концентрацию тромбоксана А2 в тромбоцитах. Выявлено, что противовоспалительные эффекты клопидогреля снижают экспрессию лиганда CD40 и CD62 P-селектина, которые присутствуют на активированных мембранах тромбоцитов.
После прекращения лечения клопидогрелем у многих пациентов отмечается чрезмерная активация тромбоцитов (в зависимости от фактора Виллебранда и т. д.) и увеличение маркеров воспаления, а также снижение ответа на АСК.
Некоторые ученые утверждали, что при прекращении приема клопидогреля «эффект возврата» особенно выражен в течение первых 90 дней и связан с потерей синергетического эффекта при АСК. Однако анализ более поздних исследований показал, что у стабильных пациентов после прекращения лечения клопидогрелем риска гиперреактивности тромбоцитов нет.
Эффект последовательности
Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.
В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников.
Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.
9
Кто подвержен эффекту Земмельвейса?
Подобное неприятие новой информации проявляется абсолютно во всех научных сферах: психологии, биологии, астрономии, инженерии, математике, юриспруденции и т.д.
Это когнитивное искажение встречается и в обычной жизни, когда люди отказываются принимать новые правила, идеи и теории, несмотря на их практическую значимость.
Часто в эту ловушку попадают люди:
- убежденные в своей правоте;
- с завышенной самооценкой;
- с узким и закрытым мышлением;
- с консервативными взглядами;
- сопротивляющиеся любому прогрессу и новшествам;
- у которых отсутствует гибкость мышления.
Способствует этому склонность к подтверждению – когнитивное искажение, по вине которого человек продолжает верить в неработающий метод, продолжая при этом считать доказанной неверную гипотезу.
Человек, попавший в ловушку подтверждающего искажения:
- не проверяет альтернативные гипотезы;
- необъективен при сравнении всех возможных гипотез;
- склонен подтверждать исключительно собственные гипотезы.
На основе подтверждающего искажения гипотезы становятся самоподтверждающимися, вследствии чего уже появляются самоувековечивающиеся убеждения и неверные представления становятся застарелыми.
Еще несколько примеров эффекта Доктора Фокса
Самый знаменитый и трагичный пример данного феномена привел к страшной войне. Наверное, во всем мире с ним знакомы, так что не будем на этом останавливаться.
Другой пример хочется взять из психологии. Психология — наука молодая, поэтому очень противоречивая. Огромное количество течений, методик, мнений и прочего. А интерес в наше время к ней многократно возрос. Сейчас почти все подписаны хоть на одного психолога в Инстаграме или Ютубе.
Соответственно, интерес недобросовестных людей к этой сфере заработка также вырос. Здесь сразу хочется предостеречь — мыслите очень рационально! Никто не знает, как должно быть, что НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НОРМОЙ. Следующая история наглядно продемонстрирует удивительную внушаемость клиентов, приходящих на прием к специалисту.
Знаменитый в кругах психологов ученый — Дж. Келли не имел психологического образования, однако работал психоаналитиком. Он пользовался авторитетом, и к нему приходило большое количество клиентов.
В какой-то момент Келли отверг собственные методы работы, обозвав их абсурдными. Но не сразу отказался от использования их в своей практике.
Тут-то он совершил важное для психологии открытие. Пациенты буквально впитывали его слова
Безоговорочно следовали его советам и хотели еще и еще. Все это очень удивляло психоаналитика. Он не мог понять, как этот абсурд может работать.
Но потом ученый понял, что главная роль не у того, что ты говоришь, а то, как это воспринимается. Люди принимали любые интерпретации своих проблем и уходили довольными. Далее ученый создаст собственную более эффективную методику, совершившую прорыв в развитии психологии, как науки, но это уже другая история.
Суть и история
Этот доктор фигурировал в показательном эксперименте семидесятых годов прошлого века, который провели в университете Калифорнии.
На лекцию «Математическая теория игр применительно к медицинскому образованию» пригласили три группы слушателей — среди них были психиатры, психологи, соцработники.
Представляя докладчика, людям сказали, что это «доктор Майрон Л. Фокс», ученик самого Джона фон Неймана и гуру в теории игр, автор множества книг и статей.
Но означенный доктор был ни кем иным, как актером, который усиленно изображал научное светило. Он прочел всего одну статью по теории игр из научного журнала и надергал оттуда умных фраз. По сути, большинство слушателей знали по этой теме даже больше, чем сам спикер.
Однако несмотря на околесицу, которую он нес, аудитория очень тепло восприняла докладчика — это отразилось в анкетах, которые слушатели заполнили по окончании лекции. Некоторые даже написали, что и раньше с интересом следили за публикациями доктора Фокса. И твердо верили, что благодаря лекции получили новые ценные знания!
Эффект аудитории
Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.
Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители
Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги).
Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.
8
Факторы, производящие эффект
Как показали исследования, то, насколько живо, экспрессивно и непосредственно выступает спикер, прямо отражается на восприятии его аудиторией в позитивном ключе
В этом немаловажное значение имеют:
- Личность говорящего. Так, те люди, которые производят впечатление экстравертов, открытых, приятных и добросовестных, получают более высокие баллы, чем те, что кажутся более невротичными, замкнутыми или дистанцирующимися. Лучше узнать о такой классификации личности можно из статьи «Большая пятерка» или Пятифакторная модель личности Голдберга».
- Харизма человека. Если лекцию будет читать преподаватель, который готов помочь, с отличным чувством юмора, поощряющий, знающий, благожелательный (т.е. таким его будут воспринимать слушатели), эффект доктора Фокса практически обеспечен. Харизму в преподавании и образовании невозможно недооценить – это тот фактор, который может не только поднять популярность учителя, но и способствовать более активному и качественному вовлечению учащихся в процесс. И, таким образом, харизматичный педагог может оказаться лучше, чем заурядный и скучный, в том числе и по результатам учебы подопечных.
- Текучесть лекции. То, насколько свободно и естественно докладчик владеет материалом и презентует его, прямо влияет на то, как высоко слушатели оценят его компетентность и подготовленность. Неудивительно, что те спикеры, которые легко и без заглядывания в записи преподносят информацию, создают четкое впечатление знающих, компетентных и убедительных. Следственно, и сила эффекта доктора Фокса напрямую зависит от того, насколько естественным будет течение речи, а говорящий – уверенным и непосредственным.
- Невербальная коммуникация. Тот факт, что до 90% информации может передаваться без слов, стал давно известным. Лекции и уроки профессоров (как, впрочем, и любое выступление перед аудиторией) – не исключение. В случае с преподаванием позитивные невербальные послания, т.е. те которые создают впечатление близости и доступности говорящего, усиливают эффект авторитетности. Мы скорее проникнемся симпатией и уважением к тому докладчику или профессору, который поддерживает зрительный контакт со слушателями, передвигается по аудитории и улыбается, чем к тому, кто не отрывает глаз от своих записей и не смотрит в зал, при этом не вставая со своего места.
- Одежда и внешний вид. Как известно, по одежке встречают, даже если в этом не отдают себе отчета. И если преподаватель одет формально и строго, более вероятно то, что его «воспринимают» как компетентного, собранного и сведущего, чем его коллегу в джинсах и футболке. Хотя последний может и произвести впечатление более дружелюбного, гибкого, справедливого и открытого к диалогу со студентами. Такие результаты получила исследовательница Вирджиния Ричмонд в своей работе . Кстати, нашумевший доктор Фокс из эксперимента был одет именно как истинный профессионал своего дела – в костюме и в профессорских очках. Интересная деталь: представлявший его профессор выглядел совсем иначе – шорты, летняя рубашка и шлепки, что, возможно, усилило эффект авторитетности «доктора».
Итак, есть ряд элементов, которые помогают ассертивным и естественным спикерам производить позитивное впечатление на свою аудиторию. Чем харизматичнее и убедительнее говорящий, тем сильнее может быть производимый эффект. Поэтому стоит иметь это в виду – людям очень легко сформировать у себя убежденность в авторитетности человека и позитивное отношение, если мы испытываем к нему симпатию. Также напоминаем вам о существовании схожего явления – гало-эффекта (называемого эффектом ореола), при котором мы больше доверяем тем, кого считаем умными, привлекательными и приятными.
Суть эффекта и история его открытия
Классический эксперимент был проведен в начале 1970-х годов Д. Нафтулиным, Дж. Уором и Ф. Донелли на медицинском факультете Университета Южной Калифорнии. Три отдельные группы профессионалов посетили лекцию под названием «Математическая теория игр и ее применение к врачебному образованию». Специалисты, включая психиатров, психологов, социальных работников, участвовали в конференциях по обучению в области непрерывного образования.
В описании о докладчике слушателям сказали, что «доктор Майрон Л. Фокс» был учеником Джона фон Неймана и авторитетом по части теории игр. В области авторства книг и статей по математике опыт Фокса был, мягко говоря, значительным.
Однако на самом деле все было немного иначе. Докладчик, представленный в качестве «Доктора Фокса», фактически был актером, который был ознакомлен с теорией игр исключительно по материалам одной статьи, прочитанной, чтобы подготовиться к этой роли. Информация была позаимствована из журнала «Scientific American». Из статьи были взяты некоторые фразы, не имеющие практически никакого смысла без соответствующего контекста. На чисто аудиальном уровне выступление могло казаться действительно имеющим отношение к делу. Нафтулин, Уор и Доннелли научили актера читать лекцию с чрезмерным использованием двусмысленности, неологизмов и противоречащих друг другу заявлений . Фактически, многие из присутствовавших, вероятно, знали больше о теории игр, чем заявленный докладчик.
Несмотря на практически бессмысленный контент, информация была представлена в живом и юмористическом стиле, оратор тепло общался с аудиторией. После занятия участники заполнили опросник, в котором предлагалось оценить роботу лектора. Например: «Был ли докладчик заинтересован в этой теме?», «Представлял ли он свои материалы интересным образом?», «Был ли его материал хорошо организован?».
Проанализировав результаты пятидесяти пяти респондентов, которые заполнили вопросники, Нафтулин и его коллеги пришли к выводу, что подавляющее большинство людей охарактеризовали оратора и представленный им материал положительно. Некоторые даже отметили в своих анкетах, что ранее уже читали его публикации. Это позволило утверждать, что выразительный лекторский стиль актера, в основном, «обнадеживает» слушающих, что они действительно узнали что-то существенное. Было выдвинуто предположение, что присутствующие выходили из аудитории в полной уверенности в том, что они приобрели новые важные знания.
Альтернативные процедуры
На рынке эстетической косметологии сегодня масса возможностей для омоложения и улучшения внешности.
Вместо филлеров или в дополнение к ним, например, можно выбрать следующие методики:
- Ботулинотерапия. Так называемые уколы ботокса хорошо зарекомендовали себя как способ избавления от мимических морщин. Они расслабляют мышцы лица и мешают появлению новых заломов.
- Мезотерапия. Это введение под кожу коктейлей из витаминов и других питательных веществ, которые способны бороться не только с морщинами, а также с пигментаций и в целом заметно оздоравливают кожу. Мезотерапия гиалуроновой кислотой – это возможность безоперационного омоложения и коррекции разных дефектов.
- Нитевой лифтинг. Современные рассасывающиеся нити, например, Luxeface & Luxebody позволяют добиваться мощного эффекта омоложения, сопоставимого с результатами пластической хирургии. И держится эффект от нитевого лифтинга значительно дольше, чем от филлеров.
Перед любой косметологической процедурой важно проконсультироваться с опытным врачом-косметологом, который найдет оптимальное решение для каждого пациента.
Записаться
Основные эффекты и последствия употребления стимуляторов
Наиболее опасное последствие приема стимуляторов – быстрое развитие физической и психической зависимости. Человек вынужден принимать все более высокие дозы и отмечает, что уже не может обходиться без стимуляторов и у него не получается контролировать их употребление. Расстройство затрагивает головной мозг и считается хроническим заболеванием.
Люди с хроническим употреблением стимуляторов страдают от изменения настроения, тревожности, одержимости и депрессии. Их посещают галлюцинации и сложные бредовые идеи. Развиваются неврологические осложнения. Особенно вредное действие на нервные клетки оказывают амфетамины. Из-за сужения кровеносных сосудов возникает дефицит кровоснабжения головного мозга. От употребления стимуляторов начинаются серьезные проблемы с зубами, тяжелые аллергические реакции, инфекции сердечно-сосудистой системы, респираторные осложнения вплоть до дыхательной недостаточности, кожные язвы, похудание, голодание, поражение почек и печени.
Необходима профилактика наркомании, вызванной приемом стимуляторов. Так как основным контингентом, употребляющим кокаин и амфетамин, являются молодые люди, то необходима просветительская работа в ВУЗах и средних профессиональных учебных заведениях. Зная, каковы основные эффекты и последствия употребления стимуляторов, каждый сможет принять для себя обоснованное и взвешенное решение, стоит ли принимать эти наркотики.
Разновидности филлеров
В эстетической медицине применяются биодеградируемые гелевые составы, которые постепенно рассасываются и выводятся естественным путем.
Основные виды филлеров:
- На основе гиалуроновой кислоты. Косметологи и пациенты ценят их за то, что такие препараты не только помогают скорректировать несовершенства, но и разглаживают кожу, увлажняя ее изнутри. По сути, такие филлеры дают мощный биоревитализационный эффект. После они полностью распадаются, не оказывая негативного влияния на организм.
- С гидроксиапатитом кальция. Это наполнители минерального происхождения и потому более тяжелые. Чаще всего их используют для разглаживания носогубных складок и улучшения внешнего вида кистей рук.
- Коллагеновые. В основе таких филлеров – белковые соединения животного происхождения или синтезированные в лаборатории. Они дешевле гиалуроновых составов, но есть риск их отторжения организмом.
- С полимолочной кислотой. Это вещество широко используется в косметологии. В результате такого воздействия ускоряется выработка новых коллагеновых волокон. Инъекции с полимолочной кислотой помогают устранить провисание тканей и улучшают цвет лица.
Самым универсальным вариантом сегодня считаются филлеры на основе гиалуроновой кислоты разной плотности.
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)
Экспериментатор, который твердо верит в
гипотезу или надежность информации, неосознанно
действует таким образом, чтобы получить соответствующие
результаты, подтверждающие гипотезу. Это называется
эффектом Пигмалиона. В эксперименте Р. Розенталя
участникам поручали провести определенную работу
(эксперимент) с популяцией крыс, а именно следить за их
поведением в лабиринте. В одном случае участнику
говорили, что крыса «умная», а в другом — что «глупая».
В результате были получены данные, которые это
подтвердили.
Оказалось, что когда участник работал с
«умной» крысой, он был с ней более мягким, поглаживал
ее, поэтому создавал дополнительные положительные
подкрепления для выполнения задания. Впоследствии Р.
Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли
экспериментатора выступили учителя. Оказалось, что
«способные» (в той же мере, что и крысы) ученики
достигли более значительных успехов.
Эффект Розенталя также получил название
«эффекта предвзятости экспериментатора». Он относится к
группе артефактов, обусловленных свойствами
исследователя. В 1966 г. Р. Розенталь описал, что
артефакты возникают в результате таких особенностей
деятельности экспериментатора:
Ожидания экспериментатора определяют
характер полученных им данных.
Осознание экспериментатором своей
собственной склонности находить ожидаемые данные может
привести к противоположному эффекту: искать предвзято
только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы
не казаться предвзятым.
Экспериментаторы, которые в начале
исследования получают очень «хорошие» данные, пытаются
дальнейшие данные еще больше улучшить, те же
экспериментаторы, которые изначально получают «плохие»
данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.
Эффект предвзятости экспериментатора
проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные
(«фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым.
Он просто неосознанным образом (вербально или имплицитно
поведением) поддерживает именно те действия испытуемых,
которые подтверждают гипотезу.
Предвзятость экспериментатора отражается
в интонации, а также визуально, если он и исследуемый
работают вместе и видят друг друга во время
эксперимента.
Эффект предвзятости больше проявляется у
тех исследователей, которые стремятся к поддержке,
активно жестикулируют, по-дружески и с интересом
относятся к испытуемым.
Этот эффект усиливается, когда
экспериментатор и испытуемый знают друг друга.
Экспериментаторы-женщины больше склонны
к предвзятости, чем мужчины.
Исследователи проявляют устойчивые
тенденции, которые влияют на ход экспериментальной
процедуры и являются последствиями неосознанного уровня
психической регуляции. Экспериментатор организует
деятельность исследуемого лица, дает задание, оценивает
результаты, изменяет условия исследования, регистрирует
особенности поведения участника и результаты его
деятельности. Для того, чтобы избежать влияния
заинтересованного исследователя на эксперимент с целью
подтвердить свою теорию, надо привлекать других ученых,
которые не знают его цели и теорий. Также уместной
является проверка результатов исследователями, которые
критически настроены к гипотезам автора исследования.
Экспериментаторы — это люди, по-своему
заинтересованные, которые в свойственной им манере
наблюдают, фиксируют и оценивают явления. Они также
имеют разную мотивацию, принадлежат к разным
этнокультурным общностям. При стремлении к новому и
соблюдении образцов поведения настоящего ученого,
экспериментаторы имеют разные представления о путях и
способах познания. Как отметил А. Шопенгауэр, «человеку
свойственно принимать пределы своего понимания за
пределы вселенной».
При проведении исследований
экспериментаторы допускают такие ошибки, обусловленные
эффектом Пигмалиона:
Занижение слишком высоких результатов.
Возможно также завышение низких оценок, деформация шкалы
и сближение результатов до среднего значения. Причиной
может быть неосознанная тенденция «привязывать» данные
исследуемого к своим собственным.
Избегание крайних оценок (как низких,
так и высоких), группировки данных только вокруг
среднего значения.
Завышение значения определенного
параметра или определенной задачи по экспериментальной
серии. Через призму этой установки и происходит оценка
задач и личностных качеств.
Для того, чтобы нейтрализовать
артефакты, обусловленные экспериментатором, следует
увеличивать число исследователей, наблюдать за их
поведением, проводить специальное обучение и тренировки,
скрывать от них основную гипотезу, свести к минимуму
контакты экспериментатора и испытуемого.
Эффект Барнума
Эффект Барнума (также «эффект Форера» или эффект субъективного подтверждения) — замеченная поведенческая закономерность, согласно которой люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределенны и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям.
Эффект Барнума назван в честь знаменитого американского шоумена и мистификатора XIX века Финеаса Тейлора Барнума. В своей деятельности Барнум успешно использовал различные приемы, которые активно используются в современных рекламе и маркетинге: манипулировал слухами, играл на человеческом любопытстве, привлекал к информационной шумихе газеты — главные СМИ того времени.
Часто называемый Королем Веселого Надувательства, Барнум не видел ничего плохого в маркетинговых уловках, но в то же время он презрительно относился к обычным мошенникам. Особенно его критике подвергались спиритизм и медиумы, широко распространенные в то время. Барнум открыто демонстрировал те уловки, которые используют медиумы для обмана родственников усопших. В своей книге “The Humbugs of the World” он предложил 500 долларов любому медиуму, который сможет доказать способность к диалогу с мертвыми без всякого обмана. Таким образом, Финеас Барнум стал прообразом Джеймса Рэнди с его фондом и Премии Гудини, которые уже в наше время предлагают крупное вознаграждение за любое проявление экстрасенсорных способностей и прочих магических «штучек».
Альтернативное название эффекта субъективного подтверждения относится к так называемому «эксперименту Форера». В 1948 году психолог Бертрам Форер провел психологический эксперимент. Своим студентам Форер раздал специальный тест, по результатам которого можно было описать личности студентов. После этого Форер раздал каждому студенту индивидуальную характеристику. Вот текст подобной характеристики из работы Форера (Forer, 1949):
После этого каждый студент по пятибалльной шкале оценивал точность описания его личности. Средняя оценка получилась 4,26.
Особенности использования филлеров
Самыми безопасными на сегодняшний день считаются филлеры для лица на основе гиалуроновой кислоты, поскольку она входит в состав тканей человека, поддерживает нужный уровень гидратации, и не отторгается организмом. Она, по сути, является магнитом для жидкости, притягивая и удерживая ее. Именно это свойство гиалуронки делает кожу увлажненной и более эластичной.
Что делают филлеры?
Когда врач-косметолог вводит гиалуроновый филлер, организм начинает разрушать его молекулы. Именно это активизирует работу клеток соединительной ткани, фибробластов. В результате, как это ни парадоксально, синтез собственной гиалуроновой кислоты становится более интенсивным, и кожа начинает сиять здоровьем.
Гелевые препараты вводятся инъекционно в глубокие слои кожи – шприцем с очень тонкой иглой. В составе некоторых филлеров уже содержится анестетик, что делает процедуру максимально комфортной и безболезненной. Манипуляция занимает в среднем около 30 минут.
В чем особенность применения гелевых инъекций:
- Если перед врачом стоит задача скорректировать морщины, то филлеры вводятся в их основание. Препарат выталкивает складки и разглаживает кожу.
- А когда речь идет об увеличении объемов, например, губ или скул, косметолог равномерно распределяет наполнитель по зоне, которая нуждается в преображении.
- Филлеры нередко используются для коррекции формы носа. Если его кончик слишком плоский, препарат вводится между ноздрями. А если нужно сделать менее заметной горбинку, уколы делаются выше и ниже нее. Так спинка носа выравнивается.
Эффект от таких уколов красоты заметен уже после первого сеанса. Наглядней всего он становится через 24 часа после введения препаратов – когда они впитают в себя достаточно влаги.
Знаменитый эксперимент
Исследователи Дональд Нафтулин, Джон Уэр и Франк Доннелли задались вопросом, действительно ли то, насколько высоко учащиеся оценивают своих преподавателей, базируется на личных качествах, а не на содержании уроков и лекций. Для проверки этого они придумали оригинальный эксперимент.
Они провели лекции студентам Медицинского факультета Университета Южной Калифорнии на тему теории игр. Все из участников этого опыта были магистрами и докторами наук, психологами и психиатрами. Тема была выбрана специально та, на которую у них вряд ли были познания. Лекция называлась «Математическая теория игр и ее применение к врачебному образованию».
Самым интересным в эксперименте было то, что лектором в ней выступал некто Доктор Майрон Фокс, эксперт в теории игр, которого представили аудитории как именитого и авторитетного научного светила. На самом деле за ним скрывался актер, которого проинструктировали за день до этого подготовить речь и прочесть ее как истинный знаток своего дела. Так актер Майкл Фокс преобразился в доктора наук Майрона Фокса и прочитал двадцатиминутную лекцию на тему, о которой по сути сам ничего сам не знал. Его «экспертность» ограничивалась одной статьей на тему, которую он прочитал, готовясь к выступлению.
В его задачи входило провести лекцию самым убедительным и уверенным образом, при этом используя в своей речи обилие неясных терминов и формулировок, общие фразы, множество «умных слов» и неологизмов, двусмысленность, так же, как и нелогичные и противоречивые заключения. Речь доктора Фокса производила впечатление ценной информации, т.к. была наукоподобной и содержала большое количество реальных научных терминов, однако на самом деле была бессодержательной и бессмысленной.
Параллельно с этим в другой аудитории читал лекцию настоящий профессор, компетентный в теме, выступая в своей обычной манере. После обеих лекций слушателям предложили ответить на несколько вопросов анкеты о лекторах. Организаторов эксперимента удивило то, что аудитория позитивно оценила лжедоктора, дав высокие оценки его выступлению. Нашлись даже те, кто был уверен, что ранее читал работы доктора Фокса!
Исследователи опубликовали статью о своем открытии в журнале Scientific American, рассказав об «обольщении» или «соблазнении» в образовании
Статья наделала много шума и по сей день привлекает внимание психологов и ученых. Оригинал статьи доступен для изучения, как и видеозапись той самой неординарной лекции
Стоит с ней ознакомиться, чтобы увидеть, как легко можно попасть на удочку харизматичного и авторитетно говорящего пустозвона.
Благодаря эксперименту эффект доктора Фокса получил свое название, а ученые привлекли внимание к тому, как легко студенты и слушатели могут обманываться ощущением удовлетворенности от обучения, несмотря на бессодержательность и бесполезность материала. Эксперимент наглядно показал, как оценки преподавателя в большей степени определяются его личностными особенностями и субъективными впечатлениями, чем ценностью лекции или занятия
Более того, позитивные эмоции от такого образовательного опыта могут создавать иллюзию того, что человек чему-то научился.
Результаты эксперимента вызвали живой отклик в научной среде. Хотя исследователи и ученые критиковали некоторые аспекты этого практического опыта, в последующие годы удалось расширить понимание данного феномена в ходе дальнейших исследований и опытов. Последующие эксперименты и открытия достойны внимания.
Лекция доктора Фокса. Эффект доктора Фокса
Эффе́кт до́ктора Фо́кса — психологический эффект, заключающийся в том, что прекрасная выразительность лектора может полностью завуалировать для обучающихся бесполезность и вымышленность всего материала лекции , при этом обучающимся будет казаться, что они действительно чему-то выучились. Точнее говоря, имеется корреляция между положительными оценками учащихся слушателей по части качества доклада и степенью импрессивности лектора. Эффект получил это название в 1970 году, когда в медицинской школе Калифорнийского университета был проведён эксперимент, где подготовленный актёр выступил на докладе под именем доктора Майрона Фокса. Содержание доклада было выдержано в научном стиле, однако доклад слабо относился к теме, был незаконченным и содержал противоречивые высказыванияи неологизмы . Актёр, ничего не понимающий в теме доклада, выступил выразительно и ярко (экспрессивно), завоевав большие симпатии слушателей.
Подтвердившийся эффект доктора Фокса значительно скорректировал систему оценивания студентами качества лекциитам, где таковая педагогическая система имеется.
Аналоги процедуры
Если вы боитесь уколов, это еще не повод отказываться от мезотерапии. Ведь существуют разные варианты проведения данной процедуры.
- Фракционная мезотерапия. Этот метод омоложения осуществляется посредством аппаратов: микроиглы с особым напылением проникают на два миллиметра в кожу и вводят лечебный коктейль. Считается, что это менее болезненная манипуляция, чем классические инъекции.
- Кислородная. В этом случае кожа обрабатывается кислородом в чистом виде, и лечебный состав проникает внутрь под его давлением.
- Криомезотерапия. Чтобы получить нужный эффект, на кожу воздействуют холодом и электроволнами – они дополняют действие препаратов.
- Ионофорез. Эту процедуру проводят с помощью воздействия гальванического тока.
- Лазерная мезотерапия. Проводником для мезококтейля становится лазерное излучение.
- Ультразвуковая. Действие лечебных составов также усиливают ультразвуковые колебания.
Главным плюсом большинства аппаратных методик является их безболезненность. Однако в этом случае активные вещества не способны проникнуть на такую же глубину, как во время инъекционной мезотерапии.
При этом стоимость неинвазивных способов ничуть не ниже «уколов красоты». Многие эксперты эстетической медицины считают, что для коррекции деликатных зон (шея, кожа вокруг глаз) больше подходит все-таки ручной метод.
Записаться
Как работает Саксенда?
Действующее вещество в саксенде – лираглутид, аналог гормона инкретина человека. Термин «аналог» означает, что соединение отличается от гормона, вырабатываемого в организме естественным образом, только несколькими отдельными атомами. Согласованность лираглутида с человеческим гормоном GLP-1 составляет 97%.
Лираглутид – первое лекарство для похудания с таким механизмом действия, то есть имитирующее действие естественных гормонов инкретина. Но точный механизм работы Саксенды до конца не изучен. Известно, что лираглутид поглощается областями мозга, контролирующими аппетит.
Саксенда:
- замедляет опорожнение желудка, тем самым снижая скорость поступления глюкозы (энергии) из пищи в кровь;
- усиливает чувство сытости и насыщения;
- уменьшает чувство голода.
Саксенда уменьшает чувство голода
Лираглутид также используется для лечения диабета 2 типа (Виктоза). Его эффективность в стабилизации уровня сахара в крови основана на:
- увеличении секреции инсулина;
- снижение секреции глюкагона – гормона, противоположного инсулину.
В результате лечения саксендой в основном снижается висцеральный, а не подкожный жир, что полезно для здоровья. Висцеральная ткань гормонально активна, ее избыток приводит к развитию инсулинорезистентности и диабета 2 типа.