Психологические эффекты

Эффект Пигмалиона: Как сбывается самореализующееся пророчество

Как срабатывает эффект Пигмалиона, что ваше предсказание сбывается, превратившись в самореализующееся пророчество?

Все довольно просто: никакой мистики, волшебства и чудес. К примеру, ваши родители вели себя по отношению к вам (ребенку) как к «человечку», который не способен ни на что, при этом они были убеждены (т.е. ошибочно верили в это), что вы (ребенок) сами не справитесь и надо за вас многое делать (например, завязывать шнурки до седьмого класса, делать за вас уроки и т.п.), при этом могли называть вас, например, «глупым».

Вот здесь и есть момент истины самореализующегося пророчества: во-первых невербальное поведение родителей по отношению к вам и во-вторых награждение вас негативными эпитетами и оценками — это и будет предсказание, которое закрепится в вашей голове, как убеждение о себе (я сам ничего не могу), и приведет к соответствующему поведению во взрослой жизни — вы станете ни к чему не способным (несамостоятельным и безответственным, ожидающим что за вас кто-то что-то сделает, словом — неудачником). А виноваты ли родители?

Другой распространенный пример самореализующегося пророчества (эффекта Пигмалиона) — проблемы в отношениях: Скажем, вам не везет в любви, личной жизни: частая смена партнеров, ссоры, скандалы…разрывы отношений (то сойдемся, то разойдемся), разводы… Здесь, скорее всего, жизненный сценарий одиночества. (см. рисунок выше — эффект Пигмалиона (он же — Розенталя) — замкнутый круг самореализующегося пророчества).

Есть некие убеждения о вас других (изначально родителей и прочих авторитетов для вас ребенка), например, мама, воспитывая девочку, убеждена (ошибочно, конечно), что «все мужики козлы» и могут навредить ее дочке. Она будет вести себя соответственно своему убеждению по отношению к девочке, всем своим поведением показывая (например, на отношениях с мужем — ребенок при этом все наблюдает…), какие они (мужчины) плохие и как они опасны для женщин.

Своим поведением и частично словами мама проецирует (вгоняет в голову ребенка такое же убеждение) — что интересно, сама мама, конечно, тоже одинока или часто меняет партнеров — т.е. чужое ошибочное убеждение интроецируется девочкой и начинает в будущем восприниматься как свое собственное (в психоанализе — проективная идентификация — механизм психологической защиты).

Словом, убеждения, мышление, чувствование и поведение матери (частично и подтверждающие слова) — и будет предсказание, самореализующееся пророчество (оно не осознается, т.к. в глубинах психики и внесено туда неосознанно), типа «Я буду одна»

Далее, согласно замкнутого круга эффекта Пигмалиона, теперь уже как бы свои убеждения повзрослевшей девочки о мужчинах, вызовут у нее соответствующее мышление, чувства и поведение в отношениях с парнями, мужчинами. Словом она неосознанно будет делать все («капать на мозги», ревновать, требовать постоянного проявления любви и внимания и т.п.), чтобы свести отношения на нет, т.е. чтобы сбылось предсказание «Я буду одна» — это и будет самореализующееся пророчество.

У разных людей свои основные, глубинные предсказания — их можно осознать только на психотерапии или психоанализе — но есть и более поверхностные предсказания, которые можно распознать самостоятельно — это автоматические мысли и представления о себе, других и мире.Схема простая: «Как я думаю, так я себя и чувствую, а как я себя чувствую, так я себя и веду»… Например, если девушка будет постоянно думать, что ее парень ей изменяет (или может изменить) — она будет чувствовать ревность, и поведение ее с парнем будет соответствующим (негативным) — то сбудется самореализующееся пророчество…он ей реально изменит…

Или, если она будет постоянно думать, что ее не любят парни, например, потому что, по ее убеждению, она не очень красивая…то ее реально не будут любить…(хоть в действительности, она супер красавица)…

Если будет думать, что больна (или может заболеть) — не сомневайтесь, заболеет…

Конечно, если изменить свои мысли на позитив, то эффект Пигмалиона как бы должен сработать положительно, но к сожалению не все так просто…

Примеры ситуаций, в которых возникает эффект Пигмалиона

Ниже мы увидим несколько примеров ситуаций, в которых возникает эффект Пигмалиона, чтобы было понятно, из чего именно он состоит.

— Ребенок начинает играть в баскетбол фатально, потому что его тренер считает, что у него нет таланта к этому виду спорта.

— Человек, который плохо справлялся со своей работой, улучшает свои результаты и чувствует себя более уверенно, когда новый начальник поощряет его и говорит, что у него есть природный талант к тому, что он делает.

— Мужчина улучшает свое сочувствие и проявляет больше привязанности к партнеру, когда он постоянно выражает свою любовь и демонстрирует ему уверенность день за днем.

Эффект Пигмалиона

Об этом говорят не только эзотерики, но и вполне традиционные специалисты в области психологии. Они называют этот эффект «самоисполняющееся пророчество» (self-fulfillingprophecy). Психологи говорят об этом феномене, как о самопредсказании, которое различными путями (и прямыми, и окольными) влияет на нашу субъективную реальность так, что это самопредсказание сбывается.

Изначально это предсказание может быть ложным, но наше подсознательное поведение, ожидание (постепенно) делает его истиной. Этот эффект психологи называют еще и эффектом Розенталя, или эффектом Пигмалиона.

В повседневной жизни для нас важно, что мы можем (благодаря обозначенному эффекту) влиять на реальность. Создавать нужные обстоятельства самостоятельно, пользуясь помощью нашего верного мозга, имеющего неограниченные возможности. Самое интересное во всем этом то, что наш мозг может влиять не только на наши поступки, но и на поступки окружающих людей

И не только косвенно. Существует такой термин, как психическая индукция, ярким примером, которой являются многочисленные эпидемии бесноватости в средневековье. Особенно запоминающейся была эпидемия «одержимости» в 1610-м году в Провансе

Самое интересное во всем этом то, что наш мозг может влиять не только на наши поступки, но и на поступки окружающих людей. И не только косвенно. Существует такой термин, как психическая индукция, ярким примером, которой являются многочисленные эпидемии бесноватости в средневековье. Особенно запоминающейся была эпидемия «одержимости» в 1610-м году в Провансе.

Люди как бы «заражают» друг друга искренней верой. Так харизматичные личности обретают власть над толпой. Эффектом этим могут в практических целях пользоваться как женщины, так и мужчины.

В современной эзотерике этот эффект часто связывают с эффектом координации намерения. Суть его в том, что если мы воспринимаем события в жизни, как удачные (даже если это объективно не так), то происходящее далее будет уже более благоприятно и удачно складываться. Читатель вполне может опробовать на себе этот принцип самостоятельно.

Нужно отметить, что вся эта идея совсем не нова. Можно вспомнить старинный библейский принцип: «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). Древние прекрасно знали законы человеческой психики.

Вывод для заинтересованного читателя можно сделать следующий: больше верьте в себя, тогда ваша вера в собственные силы и способности станет истиной. Реальность откликнется и сама пойдет вам на встречу. И «спасибо» следует сказать нашему мозгу.

Эффект Пигмалиона простыми словами. Эффект Пигмалиона в психологии

Эффект Пигмалиона (по-другому эффект Розенталя) — это особый феномен в психологической науке, который состоит в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться.

Скульптура: Пигмалион и Галатея

Данный феномен по праву считается одним из наиболее угрожающих факторов для внутренней валидности экспериментального исследования. Его особенностью является то, что он способен проявляться как непосредственно во время проведения эксперимента, так и при качественной обработке полученных данных или во время интерпретации результатов.

История

Эффект Пигмалиона был открыт в ходе экспериментальных исследований известным американским ученым и психологом Робертом Розенталем (ему он и обязан вторым названием), первое же наименование эффект получил благодаря параллели с персонажем древнегреческой мифологии — Пигмалионом (который благодаря своей искренней вере и любви смог оживить статую).

В эксперименте Р. Розенталя участникам было необходимо провести определенную работу с различными группами лабораторных крыс: следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. В одной экспериментальной серии участникам говорили, что перед ними находится «смышленая» крыса, а в другой серии — «глупая».

Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми «умными» крысами, были более терпеливыми, мягкими, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение.

Роберт Розенталь

Затем похожий по смыслу эксперимент был проведен Розенталем снова. Следующее исследование осуществлялось в школе, где в роли «экспериментаторов»-испытуемых были учителя.

Помощники Розенталя проинформировали учителей о том, что определенные дети из класса являются более одаренными (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников), и уже через некоторое время «одаренные» ученики благодаря особому отношению учителей стали неожиданно проявлять большие успехи в учебе.

Розенталь выделил некоторые ключевые особенности данного эффекта:

  1. Ожидания ученого способны качественно менять характер полученных им данных. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым «оправдать» его надежды. Настрой экспериментатора может проявлять различным образом: с помощью интонации, мимики, жестов, неосторожных слов. Данный эффект имеет большую выраженность у тех ученых, которые стремятся к поддержке окружающих и к установлению доверительных, дружеских отношений с испытуемыми.
  2. Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
  3. Экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.

В связи с особенностями эффекта Пигмалиона экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • корректировка числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов и, наоборот, повышение излишне низких отметок;
  • избегание полярных стремление к усреднение полученных данных;
  • качественных акцент на том или ином компоненте эксперимента, неосознанное выделение его как наиболее значимого.

Практическое применение

Несмотря на такое научное происхождение эффект Пигмалиона широко распространен и в обычной жизни.

Например, замечено, что определенные ожидания руководителей крупных организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: зачастую чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу.

Легенда о Пигмалионе и Галатее

Король Кипра и талантливый древнегреческий скульптор Пигмалион долгое время находился в поиске идеальной женщины, которая отвечала бы его представлениям о красоте и женственности. Многолетний поиск не приводил к желанному результату.

Однажды Пигмалион создал прекрасную статую из драгоценной слоновой кости, в которой соединил черты своей гипотетической возлюбленной. Холодная статуя оказалась настолько совершенной, что творец влюбился в нее. Галатея, так назвал мастер свое творение, стала причиной любовных страданий скульптора. Пигмалион провел много дней в беседах со статуей, мечтая услышать в ответ хотя бы вздох. Но тщетно, Галатея оставалась холодной и неподвижной.

Отчаявшийся и измученный Пигмалион пошел в храм Афродиты и умолял богиню сжалиться над несчастным влюбленным, оживить статую. Богиня любви и красоты услышала и пожалела Пигмалиона. Афродита выполнила самое заветное желание Пигмалиона и оживила Галатею. Так исполнилась, казалось бы, несбыточная мечта. Галатея стала верной и любящей женой Пигмалиону, и влюбленные прожили долгую счастливую жизнь. 

Эффект Розенталя или эффект предвзятости экспериментатора

Это явление называется также эффект Розенталя. Именно американский психолог Роберт Розенталь выявил его в 1966 году и тщательно исследовал, попутно дав феномену имя древнегреческого персонажа. Оказывается, предвзятость экспериментатора существенно влияет на результаты опыта.

Розенталь в тандеме с коллегой Ленорой Якобсон проводил психологические исследования с разными группами испытуемых. Одно из них касалось школьников, поэтому эксперимент так и назывался: «Дети Розенталя». В одной из школ учителям сообщили, что некоторые дети имеют потенциал к развитию умственных способностей и повышению IQ. Через некоторое время они действительно стали демонстрировать лучшие результаты в учебе.

Весь секрет в том, что учителя уделяли этим детям особое внимание, поддерживали их, посылали невербальные сигналы одобрения. Подобный же эксперимент проводился с крысами. Участникам эксперимента поручили следить за поведением грызунов в лабиринте

Крысы должны были выполнять несложные задания на смекалку, а испытуемые (не знавшие, что опыт проводится на них самих) – фиксировать результаты. Одним участникам сказали, что им досталась умная крыса, другим – что глупая. И действительно, «умные» крысы все делали лучше, хотя все они были абсолютно одинаковыми

Участникам эксперимента поручили следить за поведением грызунов в лабиринте. Крысы должны были выполнять несложные задания на смекалку, а испытуемые (не знавшие, что опыт проводится на них самих) – фиксировать результаты. Одним участникам сказали, что им досталась умная крыса, другим – что глупая. И действительно, «умные» крысы все делали лучше, хотя все они были абсолютно одинаковыми

Подобный же эксперимент проводился с крысами. Участникам эксперимента поручили следить за поведением грызунов в лабиринте. Крысы должны были выполнять несложные задания на смекалку, а испытуемые (не знавшие, что опыт проводится на них самих) – фиксировать результаты. Одним участникам сказали, что им досталась умная крыса, другим – что глупая. И действительно, «умные» крысы все делали лучше, хотя все они были абсолютно одинаковыми.

Принцип действия эффекта Пигмалиона заключается в том, что наш мозг не в состоянии отличить желаемое от реального. Под влиянием определенных установок мы действуем так, будто наши ожидания уже сбылись, тем самым воплощая их в жизнь. Получается замкнутый круг.

По этому же принципу действуют визуализация и аффирмации. Представляя или проговаривая какие-то факты, мы запускаем у себя в мозгу иллюзию их реальности. Наше подсознание свято верит нашим словам, мыслям и представлениям, считая их частью действительного мира – такой же, как, например, дерево или зарплата.

Особенности эффекта Пигмалиона:

  • предвзятость экспериментатора приводит к тому, что он отбрасывает «неудобные» факты, уделяя внимания лишь тем, которые подтверждают его теорию;
  • во время работы с людьми положительно настроенные экспериментаторы выражают свои ожидания через интонацию и невербальные средства – мимику, жесты. Поэтому результаты искажаются сильнее, если экспериментатор и испытуемый видят друг друга;
  • если они знакомы, то эффект еще больше усиливается;
  • зная о существовании эффекта, экспериментатор пытается избежать его влияния, при этом снова искажая результаты, но уже в обратную сторону;
  • под воздействием этого эффекта исследователь склонен отбрасывать неожиданные и крайние результаты, усредняя показатели до привычных его сознанию;
  • эффекту Пигмалиона более подвержены женщины, чем мужчины.

Тем не менее, Розенталь уточняет, что не всегда ожидания оказывают влияние на результаты – в некоторых опытах установки никак не действовали на участников. Это означает, что в реализации ожиданий задействован целый комплекс факторов, и одного желания недостаточно для их осуществления.

Как использовать эффект Пигмалиона

Определите существующие убеждения

Первый шаг в этом процессе — определить свои
внутренние убеждения. Попытайтесь разобраться во всех навыках, которые,
как вам кажется, у вас плохо получаются, и желательно запишите их. На мой
взгляд, вы также должны отметить все положительные внутренние убеждения и,
возможно, попытаться провести связь между вашими ожиданиями от себя и вашей
работой в каждой области.

На этом этапе вы также должны определить свои ожидания
от близких вам людей. Подумайте о своей семье, своих близких друзьях и
коллегах, по одному, и будьте честны с собой относительно того, что вы ожидаете
от них.

Развивайте мышление роста

Следующим шагом является намеренная работа по развитию
мышления роста, как для себя, так и для других. Помните, что каждый может
делать что угодно, лишь бы он уделял должное количество времени и
усилий. Это также верно для себя.

Воспитывайте себя

Чтобы иметь возможность развивать мышление роста и
намеренно менять свои ожидания, вам необходимо обучать себя. В качестве
первого приоритета, научитесь учиться (извините за тавтологию). Знание
того, как учиться, является одним из тех ключевых навыков, который поможет
сделать все остальное более простым и эффективным.

Измените свои ожидания от других

Теперь, когда вы знаете, что ваши ожидания могут
реально повлиять на производительность других людей, продолжайте и изменяйте
их. В сочетании с тем фактом, что вы теперь верите, что любой может
достичь чего-либо, если он вложит в это свой ум и сердце, это изменение не
должно быть слишком сложным. Эффект Пигмалиона позаботится обо всем
остальном.

Заключение

Эффекты Пигмалиона и Голема играют важную роль в нашей
жизни во многих различных областях. Будь то работа, дом или учеба, то, что
вы ожидаете от других, и то, что другие ожидают от вас, играют важную роль в
работе каждого человека. Знание этого поможет повысить ваши ожидания (и,
следовательно, производительность) других людей.

Более того, эти эффекты играют важную роль в том, как мы
сами воспринимаем нашу реальность и наши возможности. Постарайтесь понять,
что вы можете делать все, что решите, при условии, что вы прилагаете
достаточное количество усилий (обратите внимание, что я никогда не утверждал,
что это легко, просто это возможно). Увеличьте свои ожидания от себя, и,
несомненно, ваша производительность также будет увеличена

Эффект аудитории

Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.

Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители

Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги).

Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.

8

Эффект спящего

Эффект спящего – часто изучаемый, спорный психологический эффект, который показывает, как информация влияет на мнение человека. В основном, когда видишь рекламу с позитивным слоганом, с ней (и с рекламируемым продуктом) возникают позитивные ассоциации. Однако, через какое-то время эти позитивные ассоциация исчезают и, в конце концов, не остается вообще никаких ассоциаций с этой рекламой. Но при определенных условиях, например, если сообщение сопровождалось «репликой дисконтирования», позитивная ассоциация может остаться на более длительное время.

«Реплика дисконтирования» обычно подается в форме источника информации, который не вызывает доверия, либо сообщение идет с оговоркой, либо источник информации какой-то необычный. Когда вы видите негативную политическую рекламу, проплаченную оппонентом, вы сначала можете отнестись к сообщению с подозрением, а через какое-то время начнете верить. Исследования утверждают, что эффект спящего реальный, но трудноосуществимый в действительности, поэтому, чтобы он был эффективным нужно неукоснительно следовать строгому набору рекомендаций.

Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.

Люди, обладающие выдающимися актёрскими или ораторскими способностями, могут оказывать сильнейшее воздействие на людей своим талантом. Например, вы присутствуете на лекции или семинаре, и перед вами выступает человек, обладающий харизмой, эмоциональностью и умением замечательно рассказывать. При этом лектор совершенно не разбирается в теме, а информационная составляющая его речи находится на очень низком уровне.

После мероприятия вы всё равно будете находиться под исключительно положительным впечатлением, уверенные в том, что получили массу полезных знаний. Это ещё раз говорит нам, что, зачастую, имидж человека, особенности его личности и определённые свойства психики оказывают на нас гораздо большее влияние, чем то, что он говорит. А развитие и тренировка своих личных способностей рассказчика позволит вам поддерживать любой разговор и оказывать воздействие на людей, формируя о себе только положительное впечатление.

11

Рекомендации

  1. ^ аб Митчелл, Теренс Р .; Дэниелс, Дениз (2003). «Мотивация». В Уолтере С. Бормане; Даниэль Р. Ильген; Ричард Дж. Климоски (ред.).Справочник по психологии (том 12) . John Wiley & Sons, Inc. стр. 229. ISBN 0-471-38408-9 .
  2. Рауденбуш, Стивен В. (1984). «Величина влияния ожидания учителя на IQ ученика в зависимости от достоверности индукции ожидания: синтез результатов 18 экспериментов». Журнал педагогической психологии .76 : 85–97. Дои:10.1037/0022-0663.76.1.85.
  3. Розенталь, Роберт; Якобсон, Ленор (1992). Пигмалион в классе: ожидания учителя и интеллектуальное развитие учеников (Недавно расширенная ред.). Бансифелин, Кармартен, Уэльс: паб Crown House. ISBN 978-1904424062 .
  4. «Электронная книга Умного Ганса (Лошадь мистера фон Остена) проекта Гутенберг, авторства Оскара Пфунгста». Gutenberg.org. Получено 2015-10-30.
  5. Торндайк, Р.Л. (1968). Рецензируемая работа: «Пигмалион в классе» Роберта Розенталя и Леноры Якобсон. Американский журнал исследований в области образования, 5 (4), 708–711.
  6. Рауденбуш, С. В. (1984). Величина влияния ожидания учителя на IQ ученика в зависимости от достоверности индукции ожидания: синтез результатов 18 экспериментов. Журнал педагогической психологии, 76 (1), 85–97. DOI: 10.1037 / 0022-0663.76.1.85
  7. Дженкинс, Джозеф Р .; Дено, Стэнли Л. (1969). «Влияние поведения ученика на самооценку учителя». Журнал педагогической психологии .60 (6, Pt.1): 439–442. Дои:10,1037 / ч0028495.
  8. Галатея в классе: ожидания учеников влияют на поведение учителя; Херрелл, Джеймс М.
  9. ^ аб Хорошо, Джери Э. Брофи, Томас Л. (1974).Отношения учитель-ученик: причины и последствия . Лондон: Холт, Райнхарт и Уинстон. С. 276–277. ISBN 0-03-085749-X .
  10. ^ аб Bezuijen, Xander M .; ван ден Берг, Питер Т .; ван Дам, Карен; Тьерри, Хенк (2009). «Пигмалион и обучение сотрудников: роль лидерского поведения».Журнал менеджмента .35 (5): 1248–1267. Дои:10.1177/0149206308329966.

Другие примеры

От эффекта Пигмалиона страдают и исследования. Как известно, психология человека очень многогранна и причины тех или иных действий могут крыться в совершенно разных мотивах.

Однако, ученый, изучающий, например, связь девиантного поведения с количеством потребления шоколада, веря в это сам, может бессознательно интерпретировать и подкорректировать результаты так, что связь между этими факторами найдется. Получится так, что знаменитые маньяки окажутся заядлыми сладкоежками, хотя на самом деле связи нет. Это просто мой пример из головы для лучшего понимания исследований Британских ученых)

Психологи знают не мало бытовых примеров эффекта Пигамлиона. Например, ревнивая жена начинает бояться, что муж уйдет к другой. Постоянные подозрения, недоверие и проверки, действительно, приводят к охлаждению отношений, и муж уходит.

Вот такой интересный феномен кроется в каждом из нас! И его нужно направлять в правильное русло!

Всем только положительных установок! Если статья понравилась — ставьте лайк!

П.С. Миф о Пигмалионе

Название психологического явления происходит из легенды о Пигмалионе, который, как известно, создал статую прекрасной девушки — Галатеи. Он полюбил ее всей душой и ни одна живая женщина не могла ее затмить.

Он начал думать, как оживить статую, он проводил с ней все дни и ночи, относясь как к живому человеку. В результате богиня Афродита, видя такую веру и любовь, оживила Галатею. Таким образом, страстное желание Пигмалиона помогло осуществиться его мечте.

Как работает эффект Пигмалиона?

В области психологии уже несколько десятилетий известно, что убеждения, ожидания и способы видения мира человека имеют очень значительное влияние на его поведение и результаты. Таким образом, когда человек считает, что он не сможет что-то сделать, он будет заблокирован и достигнет меньшего успеха, чем мог бы в противном случае.

Эффект Пигмалиона работает аналогичным образом, с той разницей, что в игру вступают ожидания от кого-то извне, обычно от лица, обладающего властью над пострадавшим. Таким образом, ожидания родителя, учителя или начальника способны изменить наше поведение, даже если они явно не показаны.

Теоретики в этой области считают, что эффект Пигмалиона возникает из-за того, что лицо, облеченное властью, меняет свой способ поведения с подчиненным таким образом, что он не предоставляет ему те же ресурсы и возможности, если он считает, что потерпит неудачу, чем если бы он думал иначе.

Кроме того, пострадавший также усваивает убеждения авторитетной фигуры и во многих случаях в конечном итоге вызывает самоисполняющееся пророчество, которое заставляет его изменять свои результаты на основе мнения другого.

Эффект Пигмалиона – реальность или вымысел?

Перед тем как рассказывать об эффекте Пигмалиона, следует окунуться в глубины истории, дабы лучше представить, о чем идет речь. Сам по себе Пигмалион – это герой одной древнегреческой легенды. Согласно мифу, он был скульптором. Пигмалион был настоящим мастером своего дела и поэтому создал настолько чарующую скульптуру, что сам влюбился в нее. Пигмалион настолько поверил в «реальность» скульптуры, что убедил богов оживить её. Этот сюжет потом был многократно отражен в произведениях литературы.

Теперь вернемся в современность и попытаемся понять, что такое эффект Пигмалиона в психологии. Ранее был указан факт того, что данное психологическое понятие обуславливает процесс внутренней идентификации окружающего мира, при которой человек является источником ожидаемых событий. Таким образом, можно сделать вывод, что эффект Пигмалиона – это ожидание личностью пророчества, которое сбывается из-за поведения человека, другими словами, человек сам для себя создает ожидаемый результат. Эту психологическую категорию открыл знаменитый американский врач и психолог Розенталь в 1966 году. После этого открытия термин носит название «эффект Розенталя».

Особенности

  • Присутствие аудитории вызывает активацию всех внутренних сил организма, усиливается общий драйв и улучшается мотивационный аспект;
  • Наличие посторонних людей может формировать у человека предчувствие ситуации оценивания, что и усиливает активацию собственных имеющихся ресурсов;
  • Наличие наблюдателей может выступать и отвлекающим фактором. Так как отвлеченность внимания (разделение его на несколько аспектов: частично на работу, а частично на процесс наблюдения за реакциями и действиями окружающих).

Когнитивно-мотивационная модель: наличие аудитории, с одной стороны, формирует мысль о возможных последствиях в случае будущей неудачи (неодобрение, порицание и осуждение окружающих людей), а с другой – акцентирует внимание на позитивных последствиях при условии удачи (успех, одобрение и положительная оценка собственных способностей). Роберт Зайонц также установил, что повышенный уровень возбуждения у испытуемого способен существенно улучшать (ускорять) решение простых и знакомых для него задач, а выполнение сложных – такое возбуждение существенно ухудшает. Данную мысль подтверждает целый ряд исследований с участием более чем 25 тысяч испытуемых

Данную мысль подтверждает целый ряд исследований с участием более чем 25 тысяч испытуемых

Роберт Зайонц также установил, что повышенный уровень возбуждения у испытуемого способен существенно улучшать (ускорять) решение простых и знакомых для него задач, а выполнение сложных – такое возбуждение существенно ухудшает. Данную мысль подтверждает целый ряд исследований с участием более чем 25 тысяч испытуемых.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *