Ложь астрологических предсказаний. почему человек верит гороскопам?

Научность и этичность эксперимента

На самом деле, опыт школьной учительницы Джейн не имел под собой никакой научной базы. И хотя есть статистические данные об изменении успеваемости, не было проведено никаких исследований, что именно повлияло на это. Несомненно, это весь комплекс эмоционально-волевых реакций на смену позиции: привилегированного или аутсайдера. Эксперимент получил широкую общественную реакцию именно благодаря фильму.

Однако те дети, что участвовали в эксперименте, позже признали, что он совершил полный переворот в их сознании: больше никогда в жизни им не казались привлекательными идеи расизма. 15 лет спустя выпускники школы в Айове встретились в том самом классе, где происходил эксперимент, и вместе со своей бывшей учительницей пересмотрели тот фильм. Джейн все эти годы продолжала проводить этот опыт на своих учениках, несмотря на протесты некоторых родителей.

Научные исследования эксперимента Эллиотт показали, что ее метод действительно умеренно снижает предубеждения, но его этичность все еще под вопросом. Нет однозначного ответа, не превышает ли психологический ущерб от эксперимента его полезный эффект. По результатам исследования 1990 года Университет Мердока в США не включил метод «голубых и карих глаз» в список успешных стратегий противостояния расизму.

Критика метода Джейн заключалась в ее хоть и не явном, но все же подстрекательстве к унижению «привилегированными» группы аутсайдеров. Она подбирала особые слова, мягко внедряя в сознание идею, что люди, имеющие определенный физический признак, лучше или хуже других. Ее также обвиняли в невнимании к социальным и политическим изменениям в обществе, и в том, что она прививает белым людям «чувство вины за свое происхождение».

Несмотря на критику в свой адрес, Джейн продолжила свою деятельность как активистка и педагог, и позже стала вести корпоративные тренинги. Ее приглашали многие компании, которые хотели развить толерантность среди белых сотрудников к представителям других рас. Она получила множество наград, в том числе от Национальной Ассоциации Психического Здоровья «За выдающиеся достижения в области образования».

Список использованной литературы:
  1. Ф. Зимбардо «Эффект Люцифера». 2007 г.
  2. “Lesson of a Lifetime” by Stephen G. Bloom, Smithsonian Magazine, September, 2005. https://www.smithsonianmag.com/science-nature/lesson-of-a-lifetime-72754306/
  3. “A Class Divided, Then and Now, Expanded Edition” William Peters; Foreword by Kenneth B. Clark. — Yale Unibersity Press, September 10, 1987.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Ход эксперимента

Джейн решила провести эксперимент, чтобы продемонстрировать детям, что такое предрассудки и дискриминация. Для этого она разделила всех детей в классе на обладателей голубых и карих глаз. Тем, у кого были голубые глаза, был условно присвоен высокий статус, а кареглазые были объявлены «представителями низшей расы», не заслуживающими уважения.

Джейн начала урок с сообщения, что сегодня отмечается «день братства», и спросила ребят, как они это понимают. Затем задала вопрос, замечали ли они когда-нибудь, что общество по-другому относится к чернокожим, индейцам, азиатам? Дети ответили, что многие не считают их своими братьями из-за цвета кожи. Тогда Джейн предложила детям попробовать испытать это самим: каково это, ощущать себя отвергнутым из-за внешних признаков. Она выделила голубоглазых учеников и сообщила всем, что эти дети лучше, «чище», умнее других, к тому же, у нее самой глаза того же цвета.

Статус голубоглазых давал им определенные привилегии. К примеру, они могли получить в столовой вторую порцию еды (чего не позволялась их кареглазым одноклассникам), им разрешалось играть в новом спортивном зале, перемена для них увеличивалась на 5 минут.

На кареглазых же накладывались ограничения:

  • им нельзя было пить из общего фонтанчика: теперь они должны были пользоваться бумажными стаканчиками, так, будто они являются «грязными»;
  • их перемена заканчивалась на 5 минут раньше;
  • они не могли играть в новом спортивном зале вместе с голубоглазыми детьми, так как «были не так хороши, как они»;
  • все кареглазые дети обязаны были носить специальный «черный воротничок», который был виден издалека, не позволяя усомниться в статусе.

Кроме того, учительница то и дело подчеркивала, что кареглазые дети глупее, хуже голубоглазых, постоянно доставляют проблемы. Это было достаточно убедительно, чтобы дети в это поверили.

« — Открываем страницу 127. Все готовы? Все, кроме Лори. Готова, Лори? — У нее карие глаза. — У нее карие глаза. Вы увидите сегодня, что мы потратим кучу времени, ожидая кареглазых».

Правдивый гороскоп убийцы

Интересен в этом отношении и другой эксперимент, который в 1968 году был проведен исследователем Мишелем Гокленом . Он решил опубликовать в местном журнале объявление, в котором каждый желающий мог прислать якобы «профессиональному» астрологу собственные личные данные (имя, дату рождения) и бесплатно получить астрологический прогноз. Гоклен обработал 500 продолжений от желающих. Каждый из обратившихся получил гороскоп на 10 страниц. Прогноз был упакован в конверт, на котором значился обратный адрес. Кроме того, в конверте также находилась и анкета, которую нужно было заполнить.

Гоклен проанализировал данные от первых 150 человек, получивших гороскоп. Оказалось, что из них 90 % согласились с его правдивостью. Еще 80 % рассказали о том, что с описанием данного «гороскопа» полностью соглашаются их друзья.

Загвоздка лишь в том, что Гоклен всем выслал один и тот же астрологический прогноз, который был написан при помощи компьютерных алгоритмов для Петио Марселя — врача-серийного убийцы, лишившего жизни 60 человек. 

Культ Митры

Обряд инициации в культе Митры

Еще один вероятный источник вдохновения Ника Пиццолато — культ Митры, зародившийся и пришедший к триумфу примерно в то же время, что и манихейство. Изначально Митра — иранское божество солнца, но, попав в античную культурную среду, оно начало мутировать, пока не превратилось в отдельный и совершенно уникальный культ, который распространился от Шотландии до Малой Азии.

При всей своей популярности, культ Митры был тайным и отличался достаточно странными и таинственными атрибутами. Вступить в него мог почти любой (но предпочтение отдавалось воинам), однако каждый был обязан поклясться не разглашать секреты учения. Тайные культы по определению не могут быть широко распространенными, но эта религия имела одно ключевое допущение: любой митраист имел право соблюдать ритуалы других религий, если это помогало сохранению конспирации. Такая позиция, понятное дело, особенно пугала христиан, которое в это же время боролись за власть над миром. Если любой человек может спокойно ходить в церковь, при этом оставаясь тайным членом культа Митры, то не значит ли это, что такой культ создал сам Сатана?

Желтый Король в крепости культистов

Особенно дьявольскую природу митраизма «подтверждал» тот факт, что они молились в подземных храмах, пещерах, или же святилищах, изображавших пещеру. Удивительнее всего, что это не было связано с гонениями, как в случае с ранними христианами, которые прятались в римских катакомбах. Сам Митра завещал молиться ему под землей. Разумеется, последователей культа обвиняли во всех возможных грехах. С приходом христианства было принято считать, что митраисты приносили в жертву людей и проводили оргиастические ритуалы. Пропавших без вести людей, особенно детей, часто объясняли деятельностью культа.

Ритуал в духе культа Митры с масками в стиле Вуду — вот это и есть настоящий синкретизм

Точно так же как и Желтый Король в «Настоящем детективе», Митра был особенно благожелателен к воинам, аристократии и правящей верхушке вообще. Так, например, считалось, что римский император Коммод участвовал в мистериях и даже лично принес в жертву человека, чтобы подняться в иерархии митраизма на новый уровень.

И вот здесь мы снова возвращаемся к загадочной Каркозе. Ее упоминает спятившая служанка, работавшая в доме местных воротил, Таттлов, которые стоят за деятельностью культа. Этим местом оказывается заброшенный полузасыпанный землей форт, заполненный костями жертв, в котором проводились обряды культа. Кроме того, что Каркоза, как мы помним, взята из мифологии Бирса, Чамберса и Лавкрафта, она крайне напоминает об одном невероятно любопытном для нас культовом сооружении. Речь идет о митрариумах, подземных куполообразных храмах Митры. Достаточно посмотреть на фото, чтобы проникнуться тем, насколько заброшенный форт, приукрашенный фантазией Пиццолато, напоминает митрариум.

Митрариум

Кроме прочего, противники культа Митры утверждали, что в разграбленных ими святилищах они непременно находили залежи костей, оставшихся от человеческих жертвоприношений. Насколько это правда и можно ли судить об этом по словам представителей победивших религий — отдельный вопрос. Вне зависимости от правды, Каркоза из «Настоящего детектива» поразительно напоминает митрариумы из легенд о культистах.

Сериал «Настоящий детектив» оказался настолько полон невероятных загадок и отсылок, что разгадывать его как головоломку оказалось едва ли не интереснее, чем следить за судьбой героев и их расследования. Что мы выяснили в итоге? Абсолютно точно, что создатель сериала, Ник Пиццолато, вдохновлялся культами Вуду и Сантерии, а также прямо цитировал произведения классиков хоррора. Он включился в литературную эстафету, подхватив идеи Лавкрафта и подарив истории о демоническом Хастуре, его аватаре Желтом Короле и Каркозе совершенно новое измерение. Помимо этого, Пиццолато придал своим главным героям, Расту Коулу и Марти Харту, четкие архетипические черты шамана и воина. Причем, оба архетипа использованы по максимуму — и Раст и Марти словно слеплены из доисторического мифа.

Самая неочевидная часть истории — это ее связь с древними культами — манихейством и митраизмом. Смрадные болота Луизианы и философия Раста Коула идеально подходят для иллюстрации догм манихейства, тогда как тайный культ Митры подарил «Настоящему детективу» образ полупоздемного храма, забитого костями похищенных, а также изображения инициаций, где люди в масках животных истязают жертву.

Эффект Пигмалиона (Розенталя)

В психологии известен еще один любопытный закон, получивший название «Эффект Пигмалиона». Его действие также с успехом используют всевозможные астрологи и гадалки — конечно, не зная о самом существовании данного закона.

Впервые данный эффект был открыт исследователями Гарвардского университета, в 1922-1933 годах, проводившими эксперименты одной из коммерческих компаний, Western Electric . Ученые хотели выяснить, каким образом условия труда влияют на его производительность. В одном из экспериментов были организованы комфортные условия — хорошая освещенность, тепло в здании и т. п. Естественно, производительность сотрудников повысилась.

Однако во второй части эксперимента, когда работники трудились в условиях плохого освещения и холода, эффективность труда также начала повышаться. Парадокс заключался в том, что несмотря на ухудшение условий, работники стали трудиться еще с большим энтузиазмом. Причина была в том, что они находились в центре внимания психологов.

Исследователь Р. Розенталь в дальнейшем объяснил работу данного эффекта по отношению к детям. Когда учителя имели об учениках положительные представления, то те демонстрировали более высокие способности. И наоборот.

Иными словами, имеющиеся убеждения оказывают влияние на нас самих — сознательно или нет, человек верит тому, что слышит. И затем он начинает выискивать в реальности те факты, что подтверждают его убеждение. Когда астролог скажет, что на человека наложено «проклятие», в силу эффекта Розенталя он начинает менять свое поведение таким образом, чтобы подтвердить эти слова.

Научение

Еще одной причиной слепой веры в гороскопы можно назвать научение. Больше всего поддаются влиянию внешнего авторитета дети в возрасте до 7 лет и пожилые люди. Как считал Ж. Пиаже, ребенок до 7 лет проходит через стадию так называемых дооперациональных представлений. Он постепенно переходит от действий с внешними предметами к действиям с внутренними представлениями — но переход этот совершается далеко не за один день.

Иными словами, у маленького ребенка пока что отсутствует критическое мышление, его логика находится лишь в стадии развития. Для него взрослые люди представляют собой авторитет; и если мама или бабушка верят в гороскопы, то значит так и нужно. Сложно сказать, что одержит верх у такого ребенка в будущем — здравый смысл или же внушения близких людей, верящих шарлатанам.

Географический детерменизм, ереси и Вуду

Действие первого сезона «Настоящего детектива» происходит в Луизиане, штате, который стереотипно славен своими болотами, франкоязычными реднеками каджунами и Сантерией, то есть местной разновидностью Вуду. Выбор места для сериала о затхлом ужасе и культистах выбран настолько же удачно, насколько захолустье штата Вашингтон — для «Твин Пикса». Гнилое место порождает гнилых людей — идея, лежащая на поверхности и прием, известный со времен классицизма, но он работает безотказно.

Сценарист детектива, Ник Пиццолато, сам вырос в Луизиане и чует эту болотистую почву нутром. Та же история о сатанистах, которые справляли свой культ под видом благочестивой христианской общины, при этом насилуя детей и используя кровь кошек — это реальный случай из истории штата. Так что «Настоящий детектив» в какой-то мере основан на реальных событиях, хотя звучит это совершенно безумно.

Заброшенная церковь из сериала, где собирались культисты

Кроме прочего, Луизиана славится своей креольской разновидностью Вуду, Сантерией. Здесь она настолько привычное дело, что в «Настоящем детективе» чернокожий пастор говорит о своей бабке, практиковавшей эту магию, как о чем-то обыденном. Вуду пронизывает эти земли, но Пиццолато не стал им особо злоупотреблять — добавил пару деталей, вроде деревянных фигурок — и все. Примерно на том же уровне можно говорить о мотивах из кельтской мифологии.

Вы наверняка заметили, что многие сельские жители носят французские фамилии, и какого-нибудь голоштанного алкаша могут звать словно французского герцога. Все они — потомки галлов, а не англосаксов, как многие остальные американцы. Жители здешних болот, каджуны — это потомки французских переселенцев еще с тех времен, когда католическая империя Короля-Солнце отправляла за океан преступников, проституток, мошенников и, конечно же, еретиков.

Кернунн

В этом смысле рогатая фигура, отсылающая к кельтскому богу Кернунну, выглядит вполне органично. Можно представить, как французские переселенцы-двоеверцы, переплывая океан, привезли с собой древние предания старины, а без контроля Папы сразу же ударились в ярый культизм. Сразу же возникают ассоциации с катарами, ушедшей в подполье французской ересью, которую католическая церковь обвиняла в поклонении котам и человеческих жертвоприношениях. Точно так же, как и Раст Коул, катары верили в то, что «Конец Света», в принципе, уже произошел, так что Земля — это царство чистого зла, а смерть дает ангельское успокоение. За это их называли «манихейцами», но об этом ниже.

Критика эксперимента конформизма Аша

Критика экспериментов Аша сводится преимущественно к сомнениям, насколько корректно считать выводы, полученные в условиях эксперимента, адекватными реальной действительности. Как указывает психолог Людмила Копец в книге «Классические эксперименты в социальной психологии», некоторые ученые полагают, что лабораторные условия и участие в каком-либо эксперименте большинство людей не относит к жизненно значимым, а следовательно, может демонстрировать иные стандарты поведения, чем в реальной жизни [].

С другой стороны, даже в условиях малозначимой ситуации, когда ответы никак не влияют на здоровье, безопасность, карьеру и финансовое благосостояние, большинство предпочло приспособиться к окружающей действительности. Что тогда говорить о реальности, когда за несогласие с мнением начальства можно лишиться работы, а за согласие с мнением неугодного власти блогера – в два счета оказаться за решеткой? Так что эксперименты Соломона Аша показательны в любом случае, и во многом именно поэтому были приняты как в научных кругах, так и среди практикующих психологов.

Есть и критика другого рода. Так, в работе A nonconformist account of the Asch experiments: values, pragmatics, and moral dilemmas («Нонконформистское описание экспериментов Аша: ценности, прагматика и моральные дилеммы») предлагается иная трактовка результатов социального эксперимента Аша. Авторы считают, что, цитируем: «участники эксперимента пытаются реализовать несколько ценностей (например, истину, социальную солидарность) в изначально разочаровывающей ситуации, негласно меняя паттерны несогласия и согласия, чтобы сообщить более масштабные истины и совместные намерения» .

Впрочем, не все критики ограничиваются теоретическими умозаключениями. Некоторые в поисках оснований для критических замечаний воспроизвели эксперимент конформизма Аша с использованием инновационных технологий 21 столетия. Так, японские исследователи сделали изображения линий, которые использовал Аш, в виде слайдов PowerPoint с проекцией на полупрозрачный экран. Верхняя часть эталонных линий была либо зеленой, либо пурпурной, так чтобы участники увидели бы их по-разному в зависимости от того, какого типа поляризационные солнцезащитные очки они использовали. Очки фильтровали либо зеленый, либо пурпурный цвет, чтобы линии казались длиннее или короче. Опрос, проведенный после эксперимента, подтвердил, что ни один участник не заметил трюка презентации .

Как и в оригинальном эксперименте Аша, к исследованию были привлечены студенты: 40 парней и 64 девушки. Для чистоты эксперимента все опросы проводились в однополых группах. Исследование показало, что девушки соглашались с мнением большинства на порядок чаще, чем парни, т.е. демонстрировали более высокий показатель конформности. Как мы помним, Соломон Аш не делал выводов относительно гендерных различий в уровне конформности.

И, вопреки результатам Аша, процент ошибочных ответов существенно не менялся в зависимости от того, было ли большинство единогласным или, как в модернизированном эксперименте, допускались альтернативные ответы . Возможно, это можно отнести в счет ментальных различий. Напомним, оригинальный эксперимент Аша был поставлен в США, а повторный – в Японии.

Напоследок заметим, что Соломон Аш знаменит не только своими экспериментами в области исследования конформности. Его исследования намного шире, и многие из них он обобщил в своей книге Social psychology («Социальная психология») . Также весьма интересна его работа Forming Impressions of Personality («Формирование впечатлений от личности»). Там он экспериментально исследует принципы, по которым складывается первое впечатление о человеке, а также влияние изначально заданных извне и лично наблюдаемых характеристик на первое впечатление о людях .

Отдельные аспекты этой работы были продолжены в виде самостоятельных исследований других ученых. Например, в работе Келли Харольда The warm-cold variable in first impressions of persons («Переменная тепло-холод в первых впечатлениях людей») . Но это уже тема отдельного исследования.

Проверьте себя

Мы желаем вам стойкого душевного равновесия и способности трезво мыслить в любых обстоятельствах. Этому вас научит наш курс «Когнитивистика». Желаем удачи!

Реакция общественности

Эксперимент Джейн Эллиотт вызвал широкий общественный резонанс. В 1970 году им заинтересовалась пресса. Джейн была приглашена на ТВ и выступила в «Вечернем шоу с Джонни Карсом». Об этом опыте журналистом Уильямом Питерсом был снят документальный фильм «Глаз Бури» (“Eye Of The Storm”). Питерс присутствовал на всех уроках, ребята абсолютно не стеснялись его и вели себя естественно, так что ему удалось заснять эксперимент как он есть. Фильм был показан по каналу ABC.

Отклик был неоднозначным. Были те, кто поддерживал Джейн в ее инициативе, но также она получила множество возмущенных отзывов вида «Да как вы смеете так поступать с белыми детьми!». Проблему расизма эксперимент, конечно же, не решил, но она явно актуализировалась. Позже был снят еще один документальный фильм — “A Class Divided” (Разделенный класс).

Интересный факт: об этом эксперименте упомянул в своей книге «Эффект Люцифера» Феликс Зимбардо, автор знаменитого тюремного эксперимента, который позже был раскритикован, а его результаты признаны недостоверными. Однако, эксперимент принес Зимбардо славу, о нем было снято сразу несколько голливудских фильмов в разные годы.

Чем отличается агностик от атеиста

Многие путают два этих понятия. Даже некоторые священнослужители считают агностиков атеистами, но это неверно. Поэтому предлагаю разобраться.

Различия:

  1. Атеист категорически отрицает существование Бога, а агностик лишь сомневается, но допускает такую вероятность.
  2. Атеисты – это материалисты в чистом виде. Для них материя всегда первична, а сознание и воля вторичны. Среди агностиков много идеалистов, т. е. людей, для которых идея первична, а материя в сфере бытия является вторичной.
  3. Сознание атеиста закрытое, а у агностика оно открытое. Агностик может легко менять свою точку зрения, если ему попадутся какие-либо доказательства, опровергающие его первоначальную позицию. Он открыт всему новому. Атеист на протяжении всей жизни стойко придерживается своей убежденности.

У агностиков и атеистов есть сходство – отсутствие веры как врожденного явления. Иными словами, никто из нас не рождается верующим. Мы с самого начала либо атеисты, либо агностики. Уже позже семья и общество прививают нам взгляды и мы решаем, какую “сторону” принять. Кроме того, и агностики, и атеисты – люди мыслящие. Они умеют анализировать происхождение тех или иных вещей или явлений.

Часто агностики – это бывшие теисты, т. е. верующие, которые усомнились в существовании божественного. Кто-то перешел на “другую сторону” по причине тяжелой утраты, кто-то просил у Бога помощи и не дождался ее.

Статистическое исследование М. Гоклена

Гоклен в принципе известен своим интересом к проблеме восприятия астрологии как лженауки. В свое время исследователь изучил данные 41 тыс. европейцев. Из этой выборки порядка 16 тыс. человек имели те или иные достижения в своей профессиональной области — это были артисты, спортсмены, ученые и так далее. 25 тыс. человек из выборки Гоклена относились к категории «простонародья».

Исследователь сравнил род занятий этих европейцев и положение планет во время их появления на свет. В итоге он пришел к выводу, что между этими данными нет никакой связи. Знак зодиака не играет никакой роли в том, будет ли человек заниматься спортом или увлечется сельским хозяйством.

Также интересно, что в те годы, когда проводилось исследование Гоклена, момент появления на свет записывался со слов родителей. Иными словами, те люди, что интересовались гороскопами, могли намеренно «предписать» своему ребенку тот или иной род занятий .

Известные представители концепции

До того как Гексли ввел в обиход термин “агностицизм”, идеи данного понятия разрабатывались еще в XVIII веке. Среди сторонников теории были Герберт Спенсер, Уильям Гамильтон, Джордж Беркли, Дэвид Юм и другие.

Юм полагал, что познание человека основывается на его чувственном опыте, поэтому однозначные и объективные выводы о реальности сделать априори не получится.

С ним был солидарен еще один яркий представитель агностического мировоззрения – Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии. Он утверждал, что все вокруг человек познает через свои органы чувств, а значит, то, что не воздействует на людей напрямую, не может быть познано.

В XX веке философ Карл Поппер описал принцип фальсификации: несмотря на то, что истину познать невозможно, если отбросить все ложные данные, можно немного к ней приблизиться. Именно это и становится толчком для прогресса.

Агностиками называли себя и Чарльз Дарвин, и Альберт Эйнштейн. И английского натуралиста, и немецкого физика-теоретика считали атеистами, но сами они категорически это отрицали.

Сторонники агностицизма есть и в наше время, в том числе в области науки. Так, приверженцем данного направления философии считает себя американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон. Несмотря на то, что он исследует просторы космоса, Тайсон не отрицает существование Бога и готов поверить в него, если получит весомые доказательства.

Библиография

  • Генри Коул, Пятьдесят лет общественной деятельности сэра Генри Коула учтены в его делах, выступлениях и письмах. В двух томах. Лондон, Белл и сыновья, 1884 (Завершено Генриеттой и Аланом С. Коул после смерти Генри Коула)
  • Элизабет Бонтон, Король Коул: портрет сэра Генри Коула , Лондон, 1985.
  • Джон Лаббок, Тирания вкуса: политика архитектуры и дизайна в Великобритании 1550-1960 , Нью-Хейвен и Лондон, Yale Universisty Press, 1995, 413 с.
  • Роджер Прути, Преобразование торговой палаты 1830-1855 гг. Исследование административной реорганизации в период расцвета laissez faire , Лондон, William Heinemann Ltd., 1957, 123 стр.

Существует ли Бог?

2) Невролог, который утверждал, что Рай существует после того, как неделю провёл в коме (2008 год)

В 2008 году Эбен Александр III (Eben Alexander III) перенёс очень серьёзную недельную кому, которая была вызвана инфекцией менингита. Сканирование мозга показало, что вся кора, окружающая мозг в районе, отвечающем за сознание, мышление, память и понимание, не функционировала.

Врачи давали ему очень мало шансов, и сказали его семье, что даже если Эбен и выживет, то его мозг, вероятно, останется поврежденным до конца его жизни. Несмотря на все перенесённые трудности, Эбен проснулся спустя ровно неделю.

Находясь в глубокой коме, мозг был поражен настолько сильно, что работали лишь самые примитивные его районы. После пробуждения мужчина утверждал, что испытал нечто экстраординарное: он путешествовал на небеса.

В своей автобиографической книге «Доказательства существования рая: путешествие нейрохирурга в загробную жизнь» (Proof of Heaven: A Neurosurgeon’s Journey into the Afterlife) он рассказывает о том, как покинул свое тело и перенёс клиническую смерть.

Александр утверждает, что после смерти нас ожидает целая вечность совершенного блеска, в «комплекте» с ангелами, облаками умершими родственниками.

К 3 июля 2013 года книга пробыла в списке бестселлеров Нью-Йорк Таймс в течение 35 недель.

В широкомасштабном расследовании истории невролога Александра, основываясь на его медицинское образование, журнал Esquire сообщил в своём номере за август 2013 года, что до публикации книги, невролог был отстранён от врачебной деятельности из-за халатности, а также из-за принадлежности его к участию, по крайней мере, в двух процедурах по прикрытию медицинской ошибки.

Специалисты журнала также говорили о том, что нашли расхождения в книге Александра. Среди несоответствий, в частности, выделяется то, что Александр пишет будто «впал в кому в результате тяжёлой формы бактериального менингита, при этом мозговая деятельность была приостановлена».

Одновременно с этим, врач, который наблюдал его во время комы, утверждает, что кома была индуцирована медицинским способом, и пациент находился частично в сознании, однако, при этом, его сопровождали галлюцинации.

Книга Александра и рекламная кампания в её поддержку были раскритикованы учёными, в том числе и нейробиологом Сэмом Харрисом (Sam Harris), который назвал работу Александра «тревожно ненаучной» и подчеркнул, что представленных автором доказательств не только недостаточно, они также говорят о том, что автору мало что известно о работе мозга.

В ноябре 2012 года Александр ответил критикам, выпустив вторую статью, в которой он пересказывал слова врачей, которые делали ему все анализы мозга. «Не проводилось ничего такого, из-за чего любая из функций, в том числе зрение, слух, эмоции, память, язык или логика, могла быть повреждена».

Правда или ложь? Каждый решает для себя сам.

Реакция подопытных и смена ролей

Оказавшись в таком «привилегированном» положении, голубоглазые дети тут же начинали вести себя высокомерно по отношению к кареглазым, демонстрировали доминантное поведение, даже оскорбляли одноклассников и применяли к ним различные физические воздействия. Эллиотт писала, что детям понадобилось всего 15 минут, чтобы превратиться «из разумных, хороших детей в мерзких злобных шовинистов».

Кроме того, у высокого статуса было и еще одно интересное последствие. Успеваемость голубоглазых детей значительно улучшилась, что подтверждают собранные Эллиотт статистически значимые данные. Примерно настолько же ухудшилась успеваемость кареглазых ребят, и это также подтверждено статистикой. Сами дети утверждали, что учились лучше, потому что были «избранными», и хуже, если были «изгоями». Логически это несложно объяснить. «Угнетенные» школьники у доски терялись и нервничали, многие пребывали в сильном стрессе, который мешал эффективно усваивать знания.

Голубоглазые: первый день – 3 мин., второй день – 4 мин. 18 сек. Кареглазые: первый день – 5 мин. 30 сек., второй день – 2 мин. 30 сек.

Эксперимент длился два дня. На следующий день Эллиотт решила продолжить эксперимент, и теперь группы учеников поменялись ролями. Она объявила, что «ошиблась», и на самом деле кареглазые дети чище, умнее и лучше голубоглазых. Кроме того, учительница обосновала превосходство кареглазых действием пигмента меланина, который якобы делает их умнее. Теперь голубоглазые дети оказались в угнетенном положении. Кареглазые могли бы быть снисходительными к ним, ведь они знали, что те испытывают. Но дети не захотели проявить милосердие и отплатили той же монетой.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *