Самоактуализационный тест/интерпретация опросника лио — psylab.info

Интерпретация дополнительных шкал

5. Ценность самоактуализации (SAV)

Измеряет утверждение первостепенной ценности самоактуализирующейся личности, то есть в какой степени человек разделяет ценно¬сти, характерные для самоактуализирующейся личности. Индивиды, которые придерживаются и живут ценностями самоактуализирующейся личности, получают высокий балл по этой шкале. Те же, кто отвергает ценность самоактуализации, получают низкий балл.

6. Экзистенциальность (гибкость поведеня) (Ех)

Измеряет способность ситуационно или экзистенциально реагировать без ригидной приверженности принципам. Экзистенциальность отражает флексибильность человека в применении в жизни ценностей и принципов. Это измерение способности использовать правильные суждения при употреблении общих принципов. Высокий балл отражает флексибильность в использовании ценностей, а низ¬кий предполагает склонность человека ригидно придерживаться принципов до такой степени, что они становятся компульсивными или догматичными.

7. Реактивная чувствительность (Fr)

Измеряет сензитивность или отзывчивость на чувства и нужды других людей. Высокий балл отражает наличие такой чувствительности, а низкий балл говорит о нечувствительности к чувствам и нуждам других людей.

8. Спонтанность (S)

Измеряет, насколько свободно человек может спонтанно реагировать или быть самим собой. Высокий балл означает способность выражать свои чувства спонтанно. Низкий балл говорит о том, что человек боится выразить свои чувства в поведении.

9. Самоуважение (Sr)

Измеряет утверждение себя благодаря собственной значимости и силе. Высокий балл — признак способности любить себя как сильную личность, низкий балл подразумевает низкую самооценку.

10. Принятие себя (Sa)

Измеряет утверждение или принятие себя несмотря на свои слабости или недостатки. Высокий балл предполагает принятие себя и своих слабостей, низкий балл предполагает неспособность принять свои слабости. Гораздо труднее достигнуть состояния принятия себя, чем самоуважения, хотя самоактуализация требует и того, и другого.

11. Природа человека — конструктивная (Мс)

Измеряет степень конструктивности взглядов на природу человека, природу мужественности и женственности. Тот, кто получает высокий балл по этой шкале, рассматривает человека как доброго по своей природе. Он способен принять добро-зло, мужественность-женственность, эгоистичность-бескорыстие, духовное-плотское и другие дихотомии в природе человека. Высокий балл, таким образом, отражает самоактуализационную способность быть синергистом в понимании природы человека. Низкий балл предполагает, что человека считают злым и плохим по своей природе.

12. Синергия (целостность) (Sy)

Измеряет способность быть целостным, превзойти дихотомию. Высокий балл служит индикатором способности видеть противоположности жизни значимо связанными. Низкий балл предполагает, что человек считает противоположности жизни антагонистическими. Синергист считает, что работа и игра не являются совершенно разными вещами, что страсть и любовь, бескорыстие и эгоизм в действительности не являются полной противоположностью.

13. Принятие агрессии (А)

Измеряет способность принять чью-то природную агрессивность — в противоположность защите, отрицанию и подавлению агрессии. Высокий балл отражает способность принимать гнев и агрессию как естественные человеческие проявления. Низкий балл свидетельствует о том, что человек отрицает наличие таких чувств и избегает их выражения.

Психометрическая проверка теста

Надежность

Шкалы

Те

I

SAV

Ex

Fr

S

Sr

Sa

Nc

Sy

А

С

Cog

Cr

Коэф-ты

,91

,96

,89

,93

,80

,92

,95

,91

,87

,85

,81

,90

,89

,91

Все коэффициенты превышают критическое значение для α

Валидность

CAT был проверен по критерию эмпирической валидности использованием метода контрастных групп. В качестве испытуемых с предположительно низкой степенью самоактуализации были взяты две группы пациентов психиатрических клиник: 20 больных неврозами и 20 алкоголиков. В качестве испытуемых с предположительно более высокой, чем в среднем, степенью самоактуализации были протестированы 15 научных сотрудников одного из московских НИИ. В следующей таблице представлены средние оценки по шкалам теста и стандартные отклонения для каждой из указанных групп, а также различия в средних оценках по t-критерию Стьюдента между группой научных сотрудников, с одной стороны, и группами алкоголиков и невротиков, – с другой.

Результаты исследования продемонстрировали, что средние показатели CAT по группе научных работников превышают статистическую норму (50 Т-баллов) по 12 из 14 шкал (за исключением шкал Гибкости поведения и Си-нергии). Усредненные показатели у невротиков ниже нормы по всем 14 шкалам, у алкоголиков – по 12 из 14 шкал (исключения – Шкалы Гибкости поведения и Контактности). Как видно из таблицы, коэффициенты различий средних были значимыми на уровне α

Результаты проверки эмпирической валидности шкал CAT:

Шкалы

CAT

Научн. сотр.

Невротики

Алкоголики

Коэф-ты t.1 и 2

группы

Коэф-ты

t.1 и 3

группы

μ

δ

μ

δ

μ

δ

Те

9,00

2,61

5,95

2,51

7,13

2,42

3,33**

1,98

I

48,15

7,04

36,15

8,45

43,00

8,41

4,42**

1,80

SAV

12,54

2,70

8,30

2,81

9,50

2,31

4,34**

3,22**

Ех

11,15

2,90

9,35

2,83

12,13

3,81

1,76

-0,79

Fr

6,69

1,52

5,10

1,92

5,06

1,99

2,65*

2,47*

S

8,15

2,19

4,15

2,00

5,88

1,36

5,30**

3,26**

Sr

8,38

2,26

5,10

3,09

7,00

4,00

3,44**

1,15

Sa

11,77

2,45

7,85

3,36

10,75

2,66

3,87**

1,07

Nc

6,31

1,55

4,80

1,54

4,69

2,50

2,74**

2,14*

Sy

3,62

1,17

2,90

1,21

3,63

1,45

1,70

-0,02

A

8,54

1,61

6,65

2,03

7,19

1,76

2,97**

2,49*

С

10,85

3,01

7,55

2,25

9,50

2,61

3,39**

1,26

Cog

5,46

2,22

4,50

1,84

4,22

1,95

1,27

1,58

Cr

7,46

1,86

4,90

1,20

5,44

1,33

4,40**

3,29**

μ – среднее арифметическое оценок;

δ – стандартное отклонение;

* – коэффициенты t, превышающие критическое значение для а

** – коэффициенты t, превышающие критическое значение для а

Отсутствие во время создания CAT других отечественных тестов, измеряющих степень самоактуализации, сделало невозможной его непосредственную проверку по критерию конструктной валидности . Однако, косвенные данные были получены путем сопоставлении результатов тестирования по CAT (12 из 14 шкал) с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми. В частности, определялись такого рода связи между CAT, с одной стороны, и MMPI (31 испытуемый) и 16-PF (30 испытуемых), – с другой. Эти данные приведены в таблицах 3 и 4.

Адаптации и модификации

Первая адаптация

Первая попытка адаптации теста POI в России была осуществлена в Ленинграде Е.Б. Лисовской, однако широкого распространения эта методика не получила.

Вторая адаптация

В 1981–84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли еще одну попытку адаптировать этот тест. В процессе работы методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). Методика была опубликована в 1987 г. ограниченным тиражом и к настоящему времени стала библиографической редкостью, в связи с чем и предпринято ее повторное издание.

Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков — по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.

Третья адаптация

Ещё один вариант был создан в Ярославле в НПЦ «Психодиагностика» в 1996 году А.А. Рукавишниковым под руководством В.И. Чиркова. В отличие от методики САТ, ЛиО сохранил структуру из 150 вопросов и категоричную альтернативность предлагаемых утверждений.

Данный вариант теста содержит 14 шкал: Шкала времени (настоящее), Шкала времени (прошлое), Опора на себя, Опора на других, Ценность самоактуализации, Экзистенциальность (гибкость поведения), Реактивная чувствительность, Спонтанность, Самоуважение, Принятие себя, Природа человека, Синергия, Принятие агрессии, Способность к близким контактам. Кроме того, высчитывается два относительных значения из первых четырёх шкал: Отношение времени и Отношение опоры.

Все шкалы, входящие в «Опросник личностной ориентации» были полностью проверены по всем необходимым психометрическим параметрам (анализ пунктов, надежность по однородности, надежность по устойчивости результатов, конструктная и критериальная валидность). Психометрическая проверка шкал опросника показала его высокую диагностическую пригодность.

Выборку стандартизации опросника составили 567 испытуемых в возрасте от 18 до 45 лет (40% мужчин и 60% женщин). Поскольку достоверных различий между мужской и женской выборками обнаружено не было, приводятся обобщенные нормы для обеих групп.

Четвёртая адаптация

Четвёртый вариант русскоязычной адаптации методики был опубликован в 1998 году Н.Ф. Калиной при участии А.В. Лазукина. Структура опросника подверглась значительной переработке: была оставлена одна основная шкала и десять дополнительных, значительно переформулированы утверждения, авторы отказались от использования Т-баллов — вместо этого результаты приводятся в виде % к максимальному значению шкалы.

Адаптации и модификации

Первая адаптация

Первая попытка адаптации теста POI в России была осуществлена в Ленинграде Е.Б. Лисовской, однако широкого распространения эта методика не получила.

Вторая адаптация

В 1981–84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли еще одну попытку адаптировать этот тест. В процессе работы методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). Методика была опубликована в 1987 г. ограниченным тиражом и к настоящему времени стала библиографической редкостью, в связи с чем и предпринято ее повторное издание.

Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков — по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.

Третья адаптация

Ещё один вариант был создан в Ярославле в НПЦ «Психодиагностика» в 1996 году А.А. Рукавишниковым под руководством В.И. Чиркова. В отличие от методики САТ, ЛиО сохранил структуру из 150 вопросов и категоричную альтернативность предлагаемых утверждений.

Данный вариант теста содержит 14 шкал: Шкала времени (настоящее), Шкала времени (прошлое), Опора на себя, Опора на других, Ценность самоактуализации, Экзистенциальность (гибкость поведения), Реактивная чувствительность, Спонтанность, Самоуважение, Принятие себя, Природа человека, Синергия, Принятие агрессии, Способность к близким контактам. Кроме того, высчитывается два относительных значения из первых четырёх шкал: Отношение времени и Отношение опоры.

Все шкалы, входящие в «Опросник личностной ориентации» были полностью проверены по всем необходимым психометрическим параметрам (анализ пунктов, надежность по однородности, надежность по устойчивости результатов, конструктная и критериальная валидность). Психометрическая проверка шкал опросника показала его высокую диагностическую пригодность.

Выборку стандартизации опросника составили 567 испытуемых в возрасте от 18 до 45 лет (40% мужчин и 60% женщин). Поскольку достоверных различий между мужской и женской выборками обнаружено не было, приводятся обобщенные нормы для обеих групп.

Четвёртая адаптация

Четвёртый вариант русскоязычной адаптации методики был опубликован в 1998 году Н.Ф. Калиной при участии А.В. Лазукина. Структура опросника подверглась значительной переработке: была оставлена одна основная шкала и десять дополнительных, значительно переформулированы утверждения, авторы отказались от использования Т-баллов — вместо этого результаты приводятся в виде % к максимальному значению шкалы.

См. также

Многофакторные опросники

  • Личностный Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)
  • Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
  • Методика диагностики межличностных отношений Лири
  • Методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина»
  • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
  • Опросник «Мини-мульт»
  • Опросник FPI
  • Опросник MMPI
  • Опросник Кеттелла (16-PF)
  • Опросник Плутчика — Келлермана — Конте
  •     … и другое

Опросники ценностей

  • Морфологический тест жизненных ценностей
  • Опросник «Установки на военную службу»
  • Ориентационная анкета
  • СЖО
  • Тест Рокича «Ценностные ориентации»

Заглавная страница

Тесты, описанияТесты on-lineТренингиСтатьиСловарь

Популярные страницы

Дополнительные шкалы

2. Шкала Гибкости поведения (Ех)

Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют так называемый «блок ценностей». Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.

4. Шкала Спонтанности (S)

Шкалы 3 и 4 составляют так называемый «блок чувств». Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.

8. Шкала Синергии (Sy)

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют так называемый «блок концепции человека».

12. Шкала Креативности (С)

Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют так называемый «блок отношения к познанию». Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов исследования производится в соответствии с приведенным ниже описанием шкал. В зависимости от целей использования тест может быть интерпретирован полностью или частично. Если тестирование преследует чисто исследовательские цели, например, выявление связи степени самоактуализации с эффективностью различных форм и методов обучения, то в некоторых случаях можно ограничиться лишь анализом результатов по двум базовым шкалам. Такой же выборочный анализ (с привлечением отдельных дополнительных шкал в зависимости от целей и задач конкретной работы) может быть достаточным и, например, при контроле изменений, наступивших в результате занятий социально-психологическим тренингом или групповой терапии.

Общие принципы

После получения сырых оценок по каждой шкале, на их основе строится профиль. Сырые оценки могут быть переведены в стандартные оценки с помощью таблицы перевода сырых оценок в Т-баллы. Среднее значение оценок для каждой шкалы равно 50. Стандартное отклонение — 10. Для построения индивидуального профиля поставьте точку в том месте, которое соответствует Т-баллу по каждой шкале на профильном листе. Соедините эти отметки прямыми линиями.

Относительные оценки, помещенные на бланк ответов, расположены в верхней части профильного листа по заголовками «Отношение времени» и «Отношение опоры». Относительные оценки имеют тройную пользу, обеспечивая проверку процедуры оценивания, корректируя вопросы, на которые не было получено ответа и полученные оценки, которые наиболее тесно связаны с концептуальной структурой, лежащей в основе данного опросника. Относительная оценка Времени получается путем представления цифр, расположенных на линиях 1 и 2 бланка ответов в виде отношения. Отношение затем должно быть сокращено путем деления числителя и знаменателя на значение числителя. Например, сырые баллы оценки Ti=3 и То=20 сокращаются к отношению 1: 6.7 для получения отношения Времени. Значение знаменателя (в этом примере 6.7) записывается в профильный лист. Отношение Опоры определяется таким же образом, представляя цифры линий 3 и 4 в виде отношения. Для дальнейшей помощи в интерпретации результатов на каждом полюсе профиля дано короткое описание каждой шкалы.

В общем, оценки выше средней линии, означающей стандартную оценку 50, но ниже стандартной оценки 60, считаются наиболее характерными для взрослых самоактуализирующихся личностей. Если большинство оценок на профиле значительно выше 60 Т-баллов, то это значит, что индивид старается представить себя как слишком «здоровую» и чересчур свободную и самоактуализирующуюся личность.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *