Тест жизнестойкости С Мадди, адаптация ДА Леонтьева Инструкция, вопросы, обработка теста, ключ, интерпретация, расшифровка Определение понятий

Содержание

  • Адаптация в обществе
  • Жизнь и деятельность
  • Метод, способ, прием
  • Муж и жена
  • Мужчина и женщина
  • Ответы психолога
  • Парень и девушка
  • Поведение
  • Популярно о психологии
  • Практические советы
  • Психологическая помощь
  • Психология в обществе
  • Психология общения
  • Ребенок подросток
  • Сознание
  • Счастье и радость
  • Упражнения, игры, тесты, задачи
  • Частые вопросы
  • Что, где, когда, как
  • Эксперты советуют
  • Я и другие

Другие статьи:

Как бороться с хронической усталостью: 5 советов врача
Есть далее…

Словарь молодежного слэнга

Словарь молодежного слэнга
Ищут сейчас
Сейчас на сайте
Популярное далее…

Половое воспитание подростков: методы, проблемы, книги
Первые изменения
Школа далее…

Популярное

Какие идеи и мотивы способны стимулировать мужество (23)
Опросник дпс 1 44 вопроса ответы (15)
Опросник лазаруса способы совладающего поведения (13)
К интеллектуальным компетенциям профессионала относится (12)
Как поставить цель в жизни и добиться ее (7)
У вас есть склонность к руководящей работе основания так полагать (6)

Может быть Вас заинтересует:

Эта странная жизнь Многие люди стремятся спланировать далее…
Пройдите тест на креативность и узнайте свой далее…
5 советов, как принимать важные решения Дата далее…

Что такое жизнестойкость

Жизнестойкость – это способность выдерживать напряженные ситуации, сохраняя психическое равновесие и не теряя активности в повседневной деятельности.

С. Мадди выделил три основных ее компонента:

  • Вовлечённость (commitment) – интерес личности к событиям в ее жизни;
  • Контроль (control) – убежденность в наличии причинно-следственных связей между жизненными происшествиями и действиями, поступками человека. Готовность активно влиять на ход событий.
  • Принятие риска (challenge) – осознание возможности неудачи и восприятие происходящего, как вызова, испытания, возможности самореализации.

Концепция жизнестойкости дополняется ценностями кооперации, доверия и креативности. Они определяют роль социальной вовлеченности и взаимодействия с окружающими для достижения намеченных целей.

Жизнестойкость – это врожденное или приобретенное качество

Темперамент, внутренний стержень закладывается в человека на генетическом уровне. Но большое значение имеет воспитание и поддержка в детском и подростковом возрасте. Участие родителей в развитии, интересах ребенка, одобрение его инициатив вселяют в него уверенность в собственных силах. Анализ постигших неудач помогает рационально относиться к трудностям и учит справляться с ними. Благодаря этому постепенно формируется положительная модель оценки ситуации:

  • Изменения оцениваются как менее стрессовые.
  • Возрастает мотивация к управлению ситуацией.
  • Усиливается иммунная реакция.
  • Повышается интерес к здоровому образу жизни;
  • Увеличивается активность в поиске социальной поддержки.

Жизнестойкость – это буфер между фактическим состоянием вещей и стремлением к идеальному образу.

По каким признакам распознать в себе жизнестойкость

Определить качества устойчивости к жизненным передрягам можно по таким признакам:

  • Высокий уровень осмысления собственной жизни, а также удовлетворенности своим социальным положением и бытом.
  • Идеализация происходящего с целью достижения высших результатов как в профессиональной, так и в личной жизни.
  • Повышенная активность и целеустремленность во всех начинаниях.
  • Развитый эмоциональный интеллект, склонность к внушению.

Жизнестойкая личность отличается креативностью, гибкостью мышления. Она легко приспосабливается к динамической среде, вливается в новый коллектив и находит себя в любых условиях.

Теоретические основы

Англоязычное понятие Hardiness Д.А. Леонтьев предложил переводить как жизнестойкость. Понятие жизнестойкости, с одной стороны, опирается на понятийный аппарат экзистенциально-гуманистической психологии, с другой — на прикладную психологию.

Изначальным вопросом, приведшим к созданию теории жизнестойкости, был «какие психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения?».

Было высказано предположение, что данным фактором является то, что в последствии назвали жизнестойкостью — некая экзистенциальная отвага, позволяющая личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, актуализирующуюся в ситуации неопределённости и необходимости выбора.

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности

В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Таким образом, жизнестойкость представляет собой личностную характеристику, формирующуюся в детском и подростковом возрасте, хотя теоретически её развитие возможно и в более позднем возрасте.

Мадди предупреждает, что понятие жизнестойкости не следует смешивать с близкими по смыслу понятиями, такими как оптимизм, чувство связности, самоэффективность, устойчивость, религиозность и т.д.

Методика «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева

Жизнестойкость – система убеждений, позволяющая человеку воспринимать даже негативные события как опыт и успешно справляться с ними. Она включает три компонента: вовлеченность (убеждение в том, что только благодаря своей активности человек находит в мире интересное), контроль (убежденность в контролируемости мира и своей способности добиться результата) и принятие риска (готовность действовать вопреки неопределенности ситуации и угрозе и извлекать опыт из любых ситуаций).

Обработка результатов опросника.

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3.

«Нет» – 0 баллов; «Скорее нет, чем да» – 1 балл; «Скорее да, чем нет» – 2 балла;

Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0.

«Нет» – 3 балла; «Скорее нет, чем да» – 2 балла; «Скорее да чем нет» – 1 балл;

Затем суммируются общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Средние значения общего показателя и шкал теста «Жизнестойкости»

Контроль(control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Такой человек контролирует ситуацию настолько, насколько это необходимо, ставит труднодостижимые цели и стремится их реализовать, причем уверен в том, что сможет воплотить в жизнь все, что задумал, упорен и настойчив, уверен в том, что может влиять на результаты происходящего вокруг. В целом такой человек чувствует себя хозяином жизни. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Такой человек не уверен в собственных решениях, предпочитает «плыть по течению», т.к. проблемы кажутся неразрешимыми, а трудности утомляют. Он часто меняет свои планы в зависимости от обстоятельств, откладывает решение проблем до лучших времен.

1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)(Д.А. Леонтьев).

Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.

Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов теста;

Субшкала 1 (Цели) – п п. 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (Процесс) – п п. 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3 (Результат) – п п. 8, 9, 10, 12, 20

Субшкала 4 (Локус контроля — Я) – п п. 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (Локус контроля — жизнь) – п п. 7, 10, 11, 14, 18, 19.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие показатели по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

4. Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни).Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Нормы, необходимые для оценки результатов, приведены в таблице.

Практическая значимость

Теоретический анализ историко-философской, психологической и культурологической литературы позволил сформулировать основные идеи, лежащие в основе диагностики оптимизма и пессимизма в целом, а также с позиций теории диспозиционного оптимизма. Исследование адаптации и модификации методики «Тест жизненной ориентации» позволяет утверждать, что адаптированный и модифицированный опросник является надежным и валидным психодиагностическим инструментом.

Предложенная методика может быть использована в исследовании различных психологических проблем, связанных с оптимизмом и его ролью в саморегуляции деятельности, преодолении стресса, совладающем поведении и др. Методика может быть также рекомендована для комплексной диагностики психологического благополучия личностикак предиктора ее физического и психического здоровья. Часто тест применяется для измерения степени психологической адаптации к болезни.

Практическая значимость

Теоретический анализ историко-философской, психологической и культурологической литературы позволил сформулировать основные идеи, лежащие в основе диагностики оптимизма и пессимизма в целом, а также с позиций теории диспозиционного оптимизма. Исследование адаптации и модификации методики «Тест жизненной ориентации» позволяет утверждать, что адаптированный и модифицированный опросник является надежным и валидным психодиагностическим инструментом.

Предложенная методика может быть использована в исследовании различных психологических проблем, связанных с оптимизмом и его ролью в саморегуляции деятельности, преодолении стресса, совладающем поведении и др. Методика может быть также рекомендована для комплексной диагностики психологического благополучия личностикак предиктора ее физического и психического здоровья. Часто тест применяется для измерения степени психологической адаптации к болезни.

Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А. опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди.

Понятие жизнестойкости аналогично понятию «отвага быть», введенному П. Тиллихом в рамках экзистенциализма — направления в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, не сводимой к общим схемам. Экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» — вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М. Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы.

Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).

Прочитайте следующие утверждения и выберите тот вариант ответа ( «нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да») , который наилучшим образом отражает Ваше мнение.

Здесь нет правильных или неправильных ответов, так как важно только Ваше мнение. Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами

Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов

Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Отвечайте последовательно, не пропуская вопросов.

Тестовый материал (вопросы утверждения)

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

4, 12, 22, 23, 24, 29, 41

2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42

9, 15, 17, 21, 25, 44

1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43

7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

Интерпретация (расшифровка) к тесту жизнестойкости.

Выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания, копинг стратегий (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность.

Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности

В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости

Средние и стандартные отклонения общего показателя.

Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.

Нашу рассылку читают счастливые люди.

Наша группа Вконтакте:

Если у вас есть вопрос психологу, то его следует задавать в соответствующем разделе, например, здесь:

Психология счастливой жизни. Все права защищены.

Практическая значимость

Тест жизнестойкости является надежным и валидным инструментом психологической диагностики, результаты которого не зависят от пола, образования и региона проживания человека. Результаты теста жизнестойкости позволяют оценить способность и готовность человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей или его уязвимость к переживаниям стресса и депрессивное. При этом жизнестойкость является фактором профилактики риска нарушения работоспособности и развития соматических и психических заболеваний в условиях стресса, и одновременно способствует оптимальному переживанию ситуаций неопределенности и тревоги. Жизнестойкие убеждения создают своего рода «иммунитет» к действительно тяжелым переживаниям

Важно, что жизнестойкость влияет не только на оценку ситуации, но и на активность человека в преодолении этой ситуации (выбор копинг-стратегий)

Интерпретация результатов

Тест жизнестойкости
представляет собой адаптацию опросника
Hardiness
Survey,
разработанного американским психологом
Сальваторе Мадди. Личностная переменная
жизнестойкости (hardiness)
характеризует меру способности личности
выдерживать стрессовую ситуацию,
сохраняя внутреннюю сбалансированность
и не снижая успешность деятельности.

Жизнестойкость

(hardiness)
представляет собой систему убеждений
о себе, мире, отношениях с ним. Это
диспозиция, включающая в себя три
сравнительно автономных компонента:
вовлеченность, контроль, принятие риска.
Выраженность этих компонентов и
жизнестойкости в целом препятствует
возникновению внутреннего напряжения
в стрессовых ситуациях за счет стойкого
совладания со стрессами и восприятия
их как менее значимых.

Вовлеченность

(commitment)
определяется как «убежденность в том,
что вовлеченность в происходящее дает
максимальный шанс найти стоящее и
интересное для личности» (Maddi,
1998b).
Человек с развитым компонентом
вовлеченности получает удовольствие
от собственной деятельности. В
противоположность этому, отсутствие
подобной убежденности порождает чувство
отвергнутости, ощущение себя «вне»
жизни.

Контроль


(control)
представляет собой убежденность в том,
что борьба позволяет влиять на результат
происходящего. Противоположность этому
– ощущение собственной беспомощности.
Человек с сильно развитым компонентом
контроля ощущает, что сам выбирает
собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска

(challenge)
– убежденность в том, что все то, что
случается, способствует развитию за
счет знаний, извлекаемых из опыта,
неважно, позитивного или негативного.
Человек, рассматривающий жизнь как
способ приобретения опыта, готов
действовать в отсутствие надежных
гарантий успеха, на свой страх и риск,
считая стремление к простому комфорту
и безопасности обедняющим жизнь личности.
В основе принятия риска лежит идея
развития через активное усвоение знаний
из опыта и последующее их использование. Средние и
стандартные отклонения субшкал.

Средние и
стандартные отклонения субшкал.

(в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой)

Диагностическая цель:

оценка способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей, степень его уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности.

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Адаптирована и издана эта методика была в 2006 году Д.А. Леонтьевым
и Е.И. Рассказовой. Личностная переменная hardiness (Д.А. Леонтьев в 2000 году предложил обозначать эту характеристику на русском языке как жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).

Как отмечают Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова,компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком

В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей

Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Выраженность всех трех компонентов жизнестойкости необходима для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

Контингент:
опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Адаптация и модификация методики

Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К.Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г.Ленинград). К.Муздыбаев воспроизвел без изменений форму теста Крамбо, заменив при переводе некоторые пункты другими. Согласованность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась довольно высокой (корреляция от 0,37 до 0,71), хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фактора социальной желательности. В основном исследовании

К.Муздыбаева, которое по своим задачам носило социологический характер, участвовали 540 рабочих трех промышленных предприятий г.Ленинграда. Среди полученных в этом исследовании результатов следует назвать следующие. Уровень удовлетворенности смыслом жизни оказался ниже удовлетворенности жизнью в целом, определявшейся на основании прямых вопросов. Показатель осмысленности жизни у мужчин оказался значимо выше, чем у женщин, у женатых (замужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведенных; наличие детей также коррелировало с осмысленностью жизни. Была выявлена характерная возрастная динамика осмысленности жизни, максимумы которой приходятся на возрастные группы 25—30 и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возрастные группы от 30 до 50.

Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым (факультет психологии МГУ) в 1986—88 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формулировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой — 3 2 1 0 1 2 3.Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачности» методики и устранения позиционных эффектов, хотя процедура подсчета суммарного балла при этом несколько усложнилась. Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное изменение по сравнению с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым («никогда — редко — иногда — часто — постоянно»), поскольку в русском языке не удалось подобрать адекватного набора из семи частотных обозначений.

Процедура проведения теста «СЖО»

Инструкция

Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Обработка результатов теста смысложизненных ориентаций

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) -полюсу ее отсутствия.

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты — 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты — 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Общий показатель ОЖ — все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели)— 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) — 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 ( локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 ( локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Средние и стадартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N=200 чел)

Шкалы Мужчины Женщины
M ? M ?
1 — Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2 — Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3 — Результат 25,46 4,30 23,30 4,95
4 —ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5 — ЛК-жизнь 30,14 5,80 28,70 6,10
Общий показатель ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

Интерпретация

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Полученный результат может быть сравнён с нормативным.

Адаптация Леонтьева и Рассказовой

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Вовлечённость 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42
Контроль 9, 15, 17, 21, 25, 44 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43
Принятие риска 34, 45 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

Нормативные значения

Нормы Жизнестойкость Вовлечённость Контроль Принятие риска
Среднее значение 80,72 37,64 29,17 13,91
Стандартное отклонение 18,53 8,08 8,43 4,39

Модификация Осина и Рассказовой

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Вовлечённость 3, 11, 12, 20 2, 4, 8, 15, 19, 21
Контроль 7, 23 1, 5, 10, 17, 18, 22
Принятие риска 24 6, 9, 13, 14, 16

Нормативные значения

Нормы Жизнестойкость Вовлечённость Контроль Принятие риска
Среднее значение 50,79 22,3 16,7 11,8
Стандартное отклонение 11,32 4,95 4,06 3,36
Низкие значения 39 и ниже 17 и ниже 12 и ниже 8 и ниже
Высокие значения 62 и выше 27 и выше 21 и выше 15 и выше

Скрининговая версия

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Вовлечённость 1, 4, 7, 10
Контроль 12 3, 6, 9
Принятие риска 2, 5, 8, 11

Нормативные значения

Нормы Жизнестойкость
Среднее значение 11-16
Низкие значения 10 и ниже
Высокие значения 17 и выше

Нормативные значения

Уровень Жизнестойкость Вовлечённость Контроль Принятие риска
Высокие значения
До 35 лет 38 — 48 14 — 16 14 — 16 13 — 16
От 35 лет 35 — 48 13 — 16 13 — 16 12 — 16
Средние значения
До 35 лет 31 — 37 10 — 13 10 — 13 9 — 12
От 35 лет 28 — 34 10 — 12 8 — 12 8 — 11
Низкие значения
До 35 лет ≤30 ≤9 ≤9 ≤8
От 35 лет ≤27 ≤9 ≤7 ≤7

Расшифровка результатов

Уровень жизнестойкости

Жизнестойкость понимается автором теста как внутренняя сила, позволяющая справляться с различными ситуациями, в том числе стрессовыми. Человек с высоким уровнем жизнестойкости активно противостоит сложностям, встречающимся у него на пути, слабо поддается стрессам (стресс становится стимулом к активными действиям), не имеет проблем с принятием важных решений, осознает себя и свое место в жизни.

Общий уровень жизнестойкости

Высокие значения – больше 100 баллов.Средние значения – 63-99 баллов.Низкие значения – меньше 62 баллов

Вовлеченность

Вовлеченность можно описать как чувство жизни, ощущение вкуса от жизни. Человек с низким уровнем вовлеченности не получает удовольствия от того, чем занимается; он будто видит, как жизнь проносится мимо него, а он стоит где-то в стороне. Соответственно, у человека с высокими показателями по данной шкале восприятие жизни противоположно, и это важный фактор жизнестойкости: вовлеченность формирует общий позитивный, конструктивный настрой. Здесь будет уместна известная фраза: «Мир принадлежит тому, кто ему рад».

Вовлеченность

Высокие значения – больше 46 баллов.Средние значения – 30-45 баллов.Низкие значения – меньше 29 баллов.

Контроль

Шкала «Контроль» отражает внутреннюю веру человека в то, что он сам контролирует свою жизнь (настолько полно, насколько это возможно) и может влиять на происходящее вокруг него. Люди с высоким чувством контроля не пасуют перед проблемами, а пытаются их решить. Они понимают, что не все их начинания будут успешны, однако чувствуют, что должны хотя бы попытаться и сделать максимум того, что в их силах. В свою очередь, люди с низким уровнем по данному параметру опускают руки при столкновении с препятствиями, считают, что у них ничего не получится, что они не могут ни на что повлиять.

Контроль

Высокие значения – больше 38 баллов.Средние значения – 21-37 баллов.Низкие значения – меньше 20 баллов.

Принятие риска

Шкала «Принятие риска» вовсе не демонстрирует стремление безудержно рисковать. Она говорит о том, насколько осозанно человек подходит к риску. Люди с высокими результатами пор данной шкале понимают, что любой опыт – и позитивный, и негативный – это обратная связь, которую нужно учитывать в дальнейшем. Иными словами, онистараются извлечь уроки из любой ситуации и провал воспринимают не как трагедию, а как результат, который надо проанализировать. Они стремятся понять, что пошло не так и как избежать этого в будущем.

Принятие риска

Высокие значения – больше 18 баллов.Средние значения – 10-17 баллов.Низкие значения – меньше 9 баллов.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *