Шкала самооценки розенберга: что это такое? - психология - 2022

Содержание:

Самооценка — это конструкция, относящаяся к субъективная оценка, которую люди делают о себе. Он отличается от Я-концепции тем, что имеет дело с эмоциональным, а не когнитивным аспектом. Низкая самооценка связана с депрессией и рискованным поведением, в то время как высокая самооценка обычно приводит к большему психологическому благополучию.

Шкала самооценки Розенбергакороткий тест с хорошими психометрическими характеристиками — наиболее широко используемый инструмент для оценки самооценки в клинической практике и научных исследованиях.

Статья по теме: «10 ключей к повышению самооценки за 30 дней»

Шкала самоутверждения Розенберга

Самооценка личности может меняться под влиянием различных факторов. Проверить уровень самоуважения можно с помощью техники Розенберга. Показатели по опроснику определяют наличие у индивида депрессии, чрезмерной тревожности, признаков лидера, активности в общении.

Испытуемый должен указать свое отношение к приведенным утверждениям по шкале:

  • полностью согласен;
  • согласен;
  • не согласен;
  • абсолютно не согласен.

Тест состоит из таких утверждений:

  1. Я считаю себя достойным человеком, не хуже других.
  2. Постоянно ощущают себя неудачником.
  3. Обладаю хорошими качествами.
  4. Способен что-то делать не хуже других.
  5. Мне нечем гордиться.
  6. Хорошо к себе отношусь.
  7. Удовлетворен собственной личностью.
  8. Хотелось бы иметь больше уважения к себе.
  9. Иногда ощущаю бесполезность.
  10. Часто думаю, что во всем плохой.

За каждый ответ начисляются баллы. Отношение к себе тест на самооценку Розенберга покажет в виде суммы баллов, полученных испытуемым.

Моррис Розенберг, создатель шкалы

Доктор Моррис Розенберг получил докторскую степень по социологии в Колумбийском университете в 1953 году. Затем он работал в Корнельском университете и Национальном институте психического здоровья в США.

В 1965 году вышла книга Общество и самооценка подростков (Общество и самооценка подростков »), через которую представил свою шкалу самооценки.

Он был профессором социологии в Университете Мэриленда с 1975 по 1992 год, в год своей смерти. Его работа над самооценкой и самооценкой пережила его, и по сей день он продолжает быть важным ориентиром в этих областях.

Вам может быть интересно: «Виды психологических тестов: их функции и характеристики»

Тест Пономаренко

Диагностика личностных проблем проводится с использованием специального бланка. На нем указаны свойства характера, всего 15 положительных и такое же количество противоположных.

В середине бланка находятся колонки, пронумерованные от 1 до 7, выбор нужно сделать в зависимости от того, насколько выражена пара качеств:

  1. Столбец с цифрой 1 говорит, что личность не имеет ни капли злости.
  2. Седьмой столбец показывает на 100% злого человека.
  3. Четвертый выбирают люди со средней позицией доброты и злости.
  4. Третий говорит, что испытуемый скорее добрый, чем злой, а второй – наоборот.

Чем ближе столбец к правой или левой стороне свойств, тем более они выражены.

Тестирование состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала выбирают номер колонки, обозначая его крестиком.
  2. Возвращаются к первой паре характеристик и указывают кружком желаемые свойства.
  3. В конце выполняют обработку результатов. В каждой паре считают позицию реального состояния и желаемого.

На заключительном этапе суммируют разницу позиций всех 15 цифр и сравнивают результаты с ключом.

Если обнаружена проблема, человек считает себя никчемным, незначимым, часто самоуничижительно высказывается. Также ему трудно воспринимать комплименты, отказать другому человеку, отстоять свое мнение. Это состояние присуще астеникам.

Причины низкой самооценки скрываются еще в детстве, когда ребенка ругают за малейшую провинность, реагируют на него агрессивно и раздраженно, не поддерживают. Появиться проблема может и у взрослого в связи с неприятными событиями в жизни, например, увольнением с работы или финансовой несостоятельностью.

На отношение к себе влияет и тип темперамента. Сангвиники и флегматики обычно имеют стабильное психологическое состояние, тогда как у холериков оно постоянно скачет. Меланхолики всегда имеют низкую самооценку. Поэтому им нужно воспитывать уверенность.

Шкала самооценки Розенберга и ее реализация

Шкала самооценки Розенберга обязана своим именем своему создателю Моррису Розенбергу, профессор и доктор социологических наук, посвятивший несколько лет своей жизни изучению самоуважения и самооценки. Он представил первоначальное предложение шкалы в своей книге: Общество и самооценка подростка (Общество и самооценка подростка).

Шкала Морриса Розенберга состоит из 10 утверждений, которые вращаются вокруг того, сколько или мало человек ценит, а также от того, насколько он удовлетворен собой. Первые 5 утверждений сформулированы положительно, остальные 5 отрицательно.

Каждое из положительных подтверждений оценивается от 0 (я полностью не согласен) до 3 (я полностью согласен), в то время как отрицательные подтверждения оцениваются в обратном порядке, 3 подразумевает полное несогласие и 0 полностью согласен.

Давайте посмотрим, что это за заявления:

  1. Я чувствую, что я человек, достойный признательности, по крайней мере, так же, как и другие.
  2. Я чувствую, что у меня есть положительные качества.
  3. В общем, я склонен думать, что я неудачник.
  4. Я могу делать вещи так же, как и большинство других.
  5. Я чувствую, что мне нечем гордиться.
  6. Я принимаю позитивное отношение к себе.
  7. В целом я доволен собой.
  8. Я хотел бы иметь больше уважения к себе.
  9. Иногда я чувствую себя бесполезным.
  10. Иногда я думаю, что я ни на что не годен.

Утверждения как положительные (1,2,4,6,7), так и отрицательные (3,5,8,9,10) смешаны, и результат их оценки позволяет нам получить представление о том, в каком состоянии находятся самооценка человека, который отвечает. Таким образом, оценка ниже 15 указывает на очень низкую самооценку, предлагая это как аспект для работы над.

От 15 до 25 баллов у нас будет здоровая самооценка и что оно подпадает под параметры того, что считается «сбалансированным». Оценка выше 25 говорит о сильном и солидном человеке. В этом смысле такой высокий балл может также рассказать нам о проблемах в анализе реальности или о людях, слишком довольных собой. Идеальная оценка будет варьироваться от 15 до 25 баллов.

Психометрические свойства: надежность и валидность

Исходная выборка включала 5024 участника, все из которых были учениками средней школы Нью-Йорка; Как мы уже говорили, Розенберг изначально разработал шкалу для использования у подростков. Большое количество последующих исследований подтвердили надежность и валидность шкалы самооценки Розенберга.

В психометрии термин «надежность» относится к отсутствию ошибок измерения, в то время как достоверность определяет степень, в которой инструмент измеряет то, что он намеревается измерить.

Надежность повторного тестирования составляет от 0,82 до 0,88, а коэффициент альфа Кронбаха, который измеряет внутреннюю согласованность, находится между 0,76 и 0,88. Достоверность критерия 0,55. Более того шкала обратно коррелирует с тревогой и депрессией (-0,64 и -0,54 соответственно). Эти значения подтверждают хорошие психометрические свойства шкалы самооценки Розенберга.

Пройти тест на самоуважение онлайн

  1. 1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  2. 2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  3. 3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качествь

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  4. 4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  5. 5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  6. 6. Я к себе хорошо отношусь

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  7. 7. В целом я удовлетворен собой

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  8. 8. Мне бы хотелось больше уважать себя

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  9. 9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  10. 10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  • У вас низкий уровень самоуважения, вам его, определенно, не хватает. Вы постоянно вините себя в происходящем и склонны замечать лишь свои недостатки. Вы склонны преувеличивать свои слабые стороны, скрывая и преуменьшая достоинства. Вам необходимо изменить подход к себе и начать любить себя.

  • Вы находитесь между двух огней: самоуважение и самоуничижение. Ваши успехи заставляют считать себя королём и хозяином положения, в такие моменты ваше самоуважение зашкаливает. В то же время неудачи резко снижают вашу самооценку, заставляя сомневаться в себе и в своих способностях.

  • Вы способны достаточно объективно давать оценку своим положительным и отрицательным качествам. Для вас не является проблемой признать свою неправоту, при этом сохранив достоинство и самоуважение. При этом вы склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием» и сверх меры обвинять себя в неудачах. На успех вы реагируете адекватно, признавая часть удачи в случившимся, но и отдавая должное себе и своим усилиям.

  • Отличный результат, вы уважитеьно относитесь к себе как к личности и как к профессионалу своего дела. При это вы любите вкладывать ресурсы и времяв развитие себя и своих способностей: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.

Как работает?

Исследуемому человеку выдается бланк с условиями и правилами выполнения работы. После ознакомления он приступает к отметкам на шкалах своей позиции. Как правило, отмечается уровень личностных качеств, после чего проводится беседа, в ходе которой испытуемый должен пояснить свою позицию.

Такая процедура дает четкое понимание и виденье позиции человека, помогает определить, какова самооценка. Метод Дембо — Рубинштейн представляет также возможность анализа эмоционального склада, темперамента и претензий к самому себе.

Этот метод достаточно прост в использовании. Пройти такой тест можно и самостоятельно, руководствуясь правилами. Однако большую рациональную пользу принесет прохождение теста под руководством психолога

Он сможет грамотно расставить акценты, обратить внимание на необходимые черты и задать правильные вопросы

С помощью метода Дембо — Рубинштейн можно составить представление о человеке на основании его ответов. Так как данный метод предполагает задействование не только строго определенных шкал параметров, но и произвольных. А также дает возможность легко расшифровать и интерпретировать позиции ответов.

Недостаток самоуважения

Самоуважение индивида складывается из суммарного ощущения: как он себя ощущает, насколько он себе нравится и насколько он верит, что важен. В жизни каждой личности встречаются моменты, которые способны подорвать чувство самоуважения

При этом важно помнить, что, после жизненных падений главной задачей является умение подняться, сохранив при этом самоуважение. И совсем не важно, чем занимается и кем является человек, поскольку жизненная главная задача человека – дать жизнь самому себе и стать тем, кем потенциально он является. Самый значимый плод его усилий – это его собственная личность

Самый значимый плод его усилий – это его собственная личность.

Недостаток самоуважения в жизни зачастую компенсируется излишней скромностью. С детства детям внушают, что скромность является хорошим качеством, но она не является практичной. Без амбиций и соревновательного духа нельзя добиться успеха, однако многие такое поведение приветствуют и им нравятся скромные люди. У скромности есть и положительные моменты: снижение уровня тревожности, хорошие межличностные отношения, низкая конфликтность, способность получать от простых радостей жизни удовольствие. Окружающим людям, зачастую бывает комфортно пребывать в компании скромного человека

Если личность излишне скромна и природа не наделила ее хорошим соревновательным инстинктом, то очень важно не позволить скромности расшатать уважение к себе

Самоуважение личности состоит из следующих ключевых установок:

— человек думает, что благодаря нему, мир стал лучше, поскольку в нем есть он;

— у человека есть уверенность в своих способностях и самом себе;

— он способен попросить о помощи;

— он верит, что способен со всем справляться.

Недостаток самоуважения характеризуется:

— сомнениями в собственной важности;

— хроническим неверием к другим людям;

— ожиданием быть обманутым, притесненным, обиженным;

— боязнью не понравиться людям и ощущением, что так и есть;

— ощущением изолированности и одиночества.

Недостаток самоуважения можно повысить следующим образом:

— все делать всегда вовремя, вырабатывая при этом ощущение надежности;

— искать решение проблемы, а не оправдания;

— быть в порядке и чистоте, следя за безупречностью своего вида;

— говорить о себе поддерживающие вещи;

— поступать всегда по совести;

— брать ответственность за свой выбор и действия;

— забывать неприятности и прощать обиды;

— планировать, записывать, реализовывать свои желания;

— осознавать, что происходит хорошего и фиксировать на этом свое внимание;

— делиться своими знаниями с людьми, которые хотят их знать;

— делать то, что нравится, не мешая другим;

— выполнять обещанное;

— всегда говорить правду, не ожидая удобного момента;

— пребывать в одиночестве и спокойном состоянии не менее получаса в день.

Материал и методы

Дизайн исследования

Проведено обсервационное одномоментное моноцентровое исследование по типу случай—контроль с формированием контрольной группы (лица с нормой здоровья). Анализируемые группы были уравновешены по возрастно-половому составу. Особенности самоотношения больных молодого возраста с СД1 оценивали эмпирическими методами. Использовали методику исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева; методику личностного дифференциала, адаптированную в НИИ им. В.М. Бехтерева, тест на самоуважение, шкалу М. Розенберга. Проводили психологическое тестирование: каждому испытуемому предъявлялись бланки методик и разъясняли правила их заполнения. При предварительной обработке результатов анализировали ответы испытуемых экспериментальной и контрольной групп. На следующем этапе применяли методы математической статистики. При формулировке выводов были определены особенности самоотношения лиц с СД1 в сравнении с контрольной группой. Значимость выявленных различий оценивали с помощью U-критерия Манна—Уитни; различия считали достоверными при р≤0,05.

Критерии соответствия

В исследовании принимали участие мужчины и женщины старше 18 лет:

— находящиеся на стационарном лечении в ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. Г.Я. Ремишевской» пациенты с СД;

— состоящие на учете в ГБУЗ РХ «Абаканская городская клиническая поликлиника» и не имеющие тяжелых хронических заболеваний (в том числе психосоматических) лица с нормой здоровья, являющиеся студентами ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

Условия проведения

Исследование проведено на базе терапевтического отделения №3 ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. Г.Я. Ремишевской» и отделения общей врачебной практики и поликлиники для взрослых ГБУЗ РХ «Абаканская городская клиническая поликлиника».

Продолжительность исследования

Данное исследование проводилось с сентября по март 2015 г. На первом этапе была определена база исследования и подобран психодиагностический материал; на втором этапе проведено собственно экспериментальное исследование с помощью трех методик; на третьем этапе проводилась статистическая обработка результатов.

Описание медицинского вмешательства

Психологическое тестирование проводилось путем заполнения бланков по методике исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева; методике личностного дифференциала, адаптированной в НИИ им. В.М. Бехтерева; использовали тест на самоуважение, шкалу М. Розенберга.

Основной исход исследования

Основной «суррогатной» конечной точкой исследования была оценка самоотношения молодых лиц с СД1.

Анализ в подгруппах

В работе были сформированы две группы:

1-я группа — пациенты с СД1 при длительности заболевания 5 лет, находившиеся на лечении в стационаре в ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. Г.Я. Ремишевской»;

2-я группа — студенты ХГУ им. Н.Ф. Катанова с нормой здоровья, состоящие на учете в ГБУЗ РХ «Абаканская городская клиническая поликлиника», не имеющие никаких жалоб по поводу здоровья и не страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, в том числе психосоматическими.

Методы регистрации исходов

В исследовании использованы эмпирические методы оценки самоотношения:

  1. многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения), созданный С.Р. Пантилеевым в 1989 г., который содержит 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам;
  2. методика личностного дифференциала (ЛД), адаптированная сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева;
  3. шкала самоуважения М. Розенберга (Rosenberg’s Self-Esteem Scale).

Этическая экспертиза

Этическая экспертиза исследования не проводилась. Испытуемые являлись совершеннолетними; полученная информация записывалась способом, не позволяющим непосредственно или косвенно идентифицировать испытуемых, поэтому обнародование ответов не сопряжено с риском уголовной или гражданской ответственности и не может нанести ущерб финансовому положению, положению на работе или репутации испытуемых. Перед началом исследования получали информированные добровольные согласия всех испытуемых в письменной форме.

Статистический анализ

Размер выборки предварительно не рассчитывался.

Описательная статистика качественных признаков представлена абсолютными и относительными частотами. Статистическую обработку данных выполняли с помощью пакета программ IBM SPSS Statistics с использованием U-критерия Манна—Уитни. Различия считали достоверными при р≤0,05.

Пройти тест на самоуважение онлайн

  1. 1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  2. 2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  3. 3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качествь

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  4. 4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  5. 5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  6. 6. Я к себе хорошо отношусь

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  7. 7. В целом я удовлетворен собой

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  8. 8. Мне бы хотелось больше уважать себя

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  9. 9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  10. 10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  • У вас низкий уровень самоуважения, вам его, определенно, не хватает. Вы постоянно вините себя в происходящем и склонны замечать лишь свои недостатки. Вы склонны преувеличивать свои слабые стороны, скрывая и преуменьшая достоинства. Вам необходимо изменить подход к себе и начать любить себя.

  • Вы находитесь между двух огней: самоуважение и самоуничижение. Ваши успехи заставляют считать себя королём и хозяином положения, в такие моменты ваше самоуважение зашкаливает. В то же время неудачи резко снижают вашу самооценку, заставляя сомневаться в себе и в своих способностях.

  • Вы способны достаточно объективно давать оценку своим положительным и отрицательным качествам. Для вас не является проблемой признать свою неправоту, при этом сохранив достоинство и самоуважение. При этом вы склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием» и сверх меры обвинять себя в неудачах. На успех вы реагируете адекватно, признавая часть удачи в случившимся, но и отдавая должное себе и своим усилиям.

  • Отличный результат, вы уважитеьно относитесь к себе как к личности и как к профессионалу своего дела. При это вы любите вкладывать ресурсы и времяв развитие себя и своих способностей: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.

Обсуждение

Резюме основного результата исследования

Больные СД1 в отличие от здоровых людей имеют низкий уровень оценки собственного «я», у них наиболее выражено негативное эмоциональное отношение к своему «я», которое отражает низкий уровень самопринятия, самопривязанности и самоуважения.

Обсуждение основного результата исследования

Молодые пациенты с СД1 отличаются от здоровых молодых людей низким уровнем оценки собственного «я». Они интроверты, пассивны, выражают спокойные эмоциональные реакции. Для них характерно проявление защитного поведения. Они склонны демонстрировать социально одобряемое поведение, стараясь вызывать симпатию у окружающих. Их самоконтроль недостаточен, они зависимы от внешних обстоятельств и оценок.

Для больных с СД1 более характерно негативное эмоциональное отношение к своему «я», что отражает низкий уровень самопринятия и самопривязанности. Таким образом, у них более выражен общий негативный фон восприятия себя, им свойственны неуверенность, критичность, недооценка уникальности своей личности. Из-за неудовлетворенности собой они готовы развивать и совершенствовать собственное «я».

Уровень самоуважения у них ниже, чем у здоровых сверстников. Им свойственны внутренние конфликты, несогласие с собой, чрезмерное самокопание и рефлексия. Источником своих неудач больные считают преимущественно только себя.

Полученные результаты могут быть использованы практическими психологами, оказывающими помощь больным СД, для оптимизации лечебного процесса и успешной адаптации больных в обыденной жизни.

Ограничения исследования

К ограничениям исследования следует отнести анализ лишь одной возрастной группы (от 18 до 25 лет) и учет заболевания лишь определенной длительности (не более 3—5 лет). Кроме того, все пациенты были жителями Абакана, тогда как характеристики самоотношения людей, проживающих в городской и сельской местности, могут различаться. Все исследуемые проживают совместно с другими членами семьи, тогда как самоотношение людей, проживающих в одиночестве, отличается от такового у проживающих в семье.

Для чего это?

Шкала самооценки Розенберга — наиболее широко используемый психологический инструмент для измерения самооценки. Это потому что вводится очень быстро, так как состоит всего из 10 пунктов, и потому его надежность и валидность высоки.

Первоначальной целью шкалы самооценки были подростки, хотя она была распространена на исследование взрослых. Он используется для оценки как общих, так и клинических групп населения, включая людей с проблемами злоупотребления психоактивными веществами.

Шкала Розенберга была проверена на мужчинах и женщинах всех возрастов. в большом количестве стран и использовался в кросс-культурных исследованиях более чем в 50 странах.

С другой стороны, необходимо учитывать, что знание уровня самооценки людей — это способ приблизиться к их самые внутренние убеждения о себе. Люди с некоторыми психическими расстройствами или социальными проблемами, проблемами с настроением и самоуверенностью, как правило, имеют низкую самооценку, что затрудняет им реализацию амбициозных инициатив по улучшению своего положения.

Например, человек с низкой самооценкой будет склонен приписывать свои успехи удаче или участию внешних лиц или организаций, например, помощи члена семьи; Это означает, что они не воспринимают эти «хорошие времена» как награду, к которой они хотят снова получить доступ в будущем (или, по крайней мере, в той же степени, в какой это будет рассматриваться как награда кем-то с хорошей самооценкой). .

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов исследования производится в соответствии с приведенным ниже описанием шкал. В зависимости от целей использования тест может быть интерпретирован полностью или частично. Если тестирование преследует чисто исследовательские цели, например, выявление связи степени самоактуализации с эффективностью различных форм и методов обучения, то в некоторых случаях можно ограничиться лишь анализом результатов по двум базовым шкалам. Такой же выборочный анализ (с привлечением отдельных дополнительных шкал в зависимости от целей и задач конкретной работы) может быть достаточным и, например, при контроле изменений, наступивших в результате занятий социально-психологическим тренингом или групповой терапии.

Адаптированный вариант методики Айзенка

Для выявления отклонений в восприятии собственной личности используют методику, содержащую описание разных психических состояний. Если человек ощущает это часто, ставит 2 балла, изредка – 1, никогда – 0.

Первая группа:

  1. Ощущаю неуверенность.
  2. Краснею по пустякам.
  3. Беспокойно сплю.
  4. Легко поддаюсь унынию.
  5. Беспокоюсь о возможных неприятностях.
  6. Боюсь трудностей.
  7. Постоянно копаюсь в недостатках.
  8. Легко убеждаюсь.
  9. Мнительный.
  10. Тяжело переношу ожидание.

Вторая группа:

  1. Часто даже нетрудное положение кажется безвыходным.
  2. Падаю духом из-за неприятностей.
  3. В больших неудачах виню себя.
  4. Не учусь на несчастьях.
  5. Отказываюсь бороться, считая это бесполезным.
  6. Испытываю беззащитность.
  7. Часто отчаиваюсь.
  8. Растерян перед трудностями.
  9. В тяжелые моменты веду себя, как ребенок, чтобы добиться жалости.
  10. Считаю, что с моими недостатками справиться нельзя.

Третья группа:

  1. Последнее слово всегда за мной.
  2. Часто перебиваю собеседников.
  3. Легко сержусь.
  4. Делаю замечания другим.
  5. Пытаюсь быть авторитетом.
  6. Не довольствуюсь малым.
  7. Плохо сдерживаю гнев.
  8. Предпочитаю управление подчинению.
  9. Резко и грубо жестикулирую.
  10. Мстительный.

Четвертая группа:

Тяжело меняю привычки.
Сложно переключать внимание.
Настороженно отношусь к новшествам.
Трудно переубедить.
Страдаю навязчивыми мыслями.
Трудно сближаться с людьми.
Расстраиваюсь, даже если планы нарушены незначительно.
Часто упрям.
Редко рискую.
 Часто отклоняюсь от режима дня.

Определить результаты можно после подсчета суммы баллов.

Подобные методики часто применяют для изучения самооценки учащихся. Это позволяет им сформировать представление о себе, скорректировать неуверенность, научиться правильно оценивать собственную личность.

Искажение самооценки возникает в результате расхождений между притязаниями и реальными достижениями. Чем притязания больше, тем большего успеха должен достичь человек, чтобы их удовлетворить.

Результаты и рекомендации

Обработка результатов здесь не займет много времени. Итоги проведенного теста, по уровню самооценки можно анализировать отдельно по каждой конкретной шкале. Или как среднее арифметическое всех показателей.

Например, если для исследования применялось четыре шкалы, то общую сумму балов нужно разделить на четыре, если шесть шкал – то общую сумму делим на шесть и т. д.

Шкалу здоровья, как правило не оценивают, это проверочная шкала.

По ней психолог определяет на сколько правильно испытуемый понял принцип теста. Но при проверке себя, я счел нужным проанализировать и шкалу здоровья.

Ключи для уровня самооценки (черточка)

  • повышенный уровень оценки конкретной личности в рамках от 50 баллов до 75, такой показатель является реалистичным и адекватным;
  • баллы ваши — от 75 до 100 – это завышенный показатель, он говорит об умеренных, но отклонениях в личности, чуть завышенных притязаниях, нечувствительности к своим ошибкам;
  • баллы до 50 – весьма заниженная самооценка, в наборе с нею — проблемы с восприятием себя, уверенностью, возможно, нужна помощь специалиста и коррекция.

Ключи по притязаниям (крестики):

  • итоговые баллы от 60 до 90 – притязания на реалистичном, достижимом уровне;
  • баллы от 90 до 100 – отсутствие критичности, завышенные ожидания и притязания;
  • баллы до 60 – слишком низкая степень притязаний, возможно — проблемы с развитием личности и уверенностью в себе.

Ключевые дополнения

Оптимальное состояние – это когда черточка (адекватная оценка себя) чуть выше линии, что по серединке. А кружочек («о») — умеренно ниже максимального уровня. Крестик при этом должен быть между черточкой и «о».

Крайне заниженная оценка своей личности – это когда отметки актуальности (-) стоят ниже середины. Особенности такого человека – это излишняя критичность, завышенные требования к себе, отсутствие честолюбия.

Теперь детальнее – о соотношении значков. Крестики должны стоять между «о» и черточками. Расстояния между «о» и крестиком – ваши еще недостижимые интервалы. То, чего вы хотите, но не можете получить. Все, что выше крестиков – пока недостижимо.

Все, что ниже крестиков — в пределах достижимости. Соотношение между «ниже и выше крестиков — уровень имеющегося у вас запаса оптимизма. Чем короче отрезок невозможного, и больше – возможного, тем вы более оптимистичны, и это отлично!

Оптимально кружки должны быть чуть ниже верхнего полюса (макс. значения) . Если есть «о» на полюсе, это говорит о вашем весьма незрелом отношении к жизненным ценностям. Очевидно — зрелая личность не хочет стать идеальной во всем.

Ежели у вас показатели разных шкал очень сильно разнятся, это может быть показателем вашей эмоциональной нестабильности.

Все «о» — это оценивание себя в идеале, уровень вашей мечты. Подумайте о своих мечтах и целях. И о том, что каждая мечта, чтобы сбыться, должна стать вашей четкой целью. И я от души желаю вам этого!

Выводы шкалы Розенберга

Межкультурные исследования, проведенные с помощью шкалы самооценки Розенберга, показали, что люди склонны оценивать себя положительнонезависимо от того, к какой культуре мы принадлежим.

Однако составляющие самооценки они различаются в зависимости от культуры. Таким образом, люди из более индивидуалистических обществ (таких как США), как правило, чувствуют себя более компетентными, но менее удовлетворенными собой, чем представители коллективистских культур, таких как Япония.

Шкала подтвердила взаимосвязь самооценки с двумя из пяти основных личностных факторов: экстраверсией и невротизмом. Люди, которые более общительны и имеют более низкий уровень невротизма (в отличие от эмоциональной стабильности), как правило, имеют более высокую самооценку. На самом деле предполагается, что самооценка может защитить от симптомов тревоги.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *