Обсуждение результатов
Обнаруженная в нашем исследовании более высокая степень выраженности страха перед коронавирусным заболеванием у женщин по сравнению с мужчинами согласуется с данными одних исследователей, утверждающих, что уровень переживания страхов у женщин, как правило, выше, чем у мужчин , и противоречит данным других исследователей, согласно которым вследствие эпидемии COVID-19 эмоциональное напряжение населения нарастает независимо от пола .
Отсутствие различий в интенсивности переживания страха между выделенными нами возрастными группами, скорее всего, можно объяснить тем, что коронавирус представляет собой универсальную угрозу, в одинаковой мере угрожающую всем слоям населения, независимо от их возраста . В то же время в аналогичном исследовании, в котором использовалась Шкала страха COVID-19, была выявлена слабая отрицательная корреляционная связь между значениями страха и возрастом (r=-0,130, p 0,001), свидетельствующая о том, что чем моложе респонденты, тем больше они боятся заразиться коронавирусом . Наличие противоречивых данных о половой и возрастной специфике переживания данного вида страха требует дальнейших исследований.
В исследовании были получены статистически значимые различия в степени выраженности страха перед COVID-19 у жителей России и Беларуси: россияне в большей степени испытывают страх, чем белорусы. Данные различия, вероятно, обусловлены тем, что ситуация с коронавирусом и меры противодействия активно обсуждаются в России и в значительно меньшей степени обсуждаются в Беларуси, избравшей иную стратегию борьбы с данной вирусной инфекцией. Кроме того, как отмечают российские исследователи, возникший в России связанный с коронавирусом нестабильный информационный фон, характеризующийся переизбытком противоречивых данных, является одним из факторов, негативно воздействующих на психологическое здоровье населения .
В то же время более трети опрошенных респондентов (37%) испытывают высокий уровень страха перед заражением коронавирусом независимо от пола, возраста и места проживания, что свидетельствует о наличии определенной целевой группы, требующей соответствующей психологической помощи и поддержки.
Результаты, полученные по шкале Р. Янов-Бульман у респондентов, попадающих в группы с различной степенью переживания страха (низкой, умеренной и высокой), показывают, что лица, которые уверены в том, что их окружают достойные доверия, готовые помочь, порядочные и добрые люди, в наименьшей степени испытывают страх перед коронавирусной инфекцией. Люди, убежденные в закономерности и неслучайности происходящих с человеком удач и несчастий, также менее склонны испытывать страх перед коронавирусным заболеванием. Человеку с низким уровнем страха перед COVID-19 присущи убежденность в ценности собственного Я и уверенность в способности контролировать свою жизнь. Наши данные соответствуют результатам, полученным в других исследованиях, в частности, Р.М. Шамионова, в котором указывается, что убеждения в доброте людей, степени удачи и ценности собственного Я являются важными предикторами эмоционального благополучия людей . Результаты также согласуются с выводами О.В. Масловой о том, что чем сильнее человек убежден в благосклонности мира и доброте людей, чем он больше ценит себя, тем он легче адаптируется в новой социокультурной среде .
В результате дисперсионного анализа совместного влияния двух факторов – степени выраженности страха и пола – выявлен высокий уровень выраженности базового убеждения относительно собственной ценности у мужчин как с высоким, так и с низким уровнем выраженности страха.
Наличие нелинейной связи базисных убеждений с уровнем страха, вероятно, можно объяснить следующим. В ситуации опасности страх играет мобилизующую и активизирующую роль. На первых порах страх может «выбивать из колеи» человека, снижая ценность его Я, но затем ориентировать его на активные действия, актуализировать имеющиеся когнитивные способности, навыки самообладания и тем самым способствовать повышению чувства собственного достоинства и восстановлению собственной самоценности. Возможно, данная тенденция более характерна для мужчин, нежели для женщин.
Полученная в исследовании более высокая выраженность у мужчин по сравнению с женщинами базисных убеждений в контролируемости мира, степени самоконтроля, осмысленности мира и собственной ценности частично подтверждает наше предположение о наличии у мужчин нелинейной связи переживания страха перед коронавирусным заболеванием с убежденностью в ценности собственного Я.
Пример дисфункционального убеждения
Из примера выше следует, что я не отвечаю за себя и свою жизнь — мной, моими чувствами и поведением, управляет установка в голове, мое глубинное дисфункциональное убеждение по шкале «Должномания».
Из-за этого автоматического убеждения и вызванных им мыслей, я игнорировал другие вероятные интерпретации и исходы ситуации. Например, ребята могли смеяться не надо мной, а сами по себе. Взгляд в мою сторону мог быть брошен просто автоматом (возникло движение, они кого-то ждали…), либо смотрели сквозь меня, а не на меня.
У каждого человека — свои установки и убеждения в голове. Данный онлайн тест на убеждения диагностирует 7 основных шкал дисфункциональных убеждений человека. У вас могут быть установки по всем шкалам в той или иной степени, но одно убеждение (по одной шкале) является ключевым.
Теоретические основы
Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.
Поведенческая регуляция (ПР) — это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.
Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал — КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.
Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.
Бланк методики
Инструкция:Отметьте, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений.
№
Утверждение
Совершенно
не согласен
Не согласен
Скорее не согласен
Скорее согласен
Согласен
Полностью согласен
Неудача с меньшей вероятностью постигает достойных, хороших людей
Люди по природе своей недружелюбны и злы
Кого в этой жизни постигнет несчастье – дело случая
Человек по натуре добр
В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое
Течение нашей жизни во многом определяется случаем
Как правило, люди имеют то, что заслуживают
Я часто думаю, что во мне нет ничего хорошего
В мире больше добра, чем зла
Я вполне везучий человек
Несчастья случаются с людьми из-за ошибок, которые они совершили
В глубине души людей не очень волнует, что происходит с другими
Обычно я поступаю таким образом, чтобы увеличить вероятность благоприятного для меня исхода дела
Если человек хороший, к нему придут счастье и удача
Жизнь слишком полна неопределённости – многое зависит от случая
Если задуматься, то мне очень часто везет
Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотвратить несчастья, которые могут случиться со мной
Я о себе невысокого мнения
В большинстве случаев хорошие люди получают то, чего заслуживают в жизни
Собственными поступками мы можем предотвращать неприятности
Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен
Если принимать меры предосторожности, можно избежать несчастий
Я предпринимаю действия, чтобы защитить себя от несчастий
В общем-то, жизнь – это лотерея
Мир прекрасен
Люди в большинстве своём добры и готовы прийти на помощь
Я обычно выбираю такую стратегию поведения, которая принесет мне максимальный выигрыш
Я очень доволен тем, какой я человек
Если случается несчастье, то обычно это потому, что люди не предприняли необходимых мер для защиты
Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра
У меня есть причины стыдиться своего характера
Я удачливее, чем большинство людей
Обработка результатов
К каждой из 8 шкал относится 4 утверждения (см. ключ). Значение по каждой из шкал определяется средним арифметическим баллом по соответствующим утверждениям. Для прямых утверждений это баллы, отмеченные респондентом, а для обратных (помеченных в «ключе» знаком минус) – реверсивные значения (противоположные отмеченным относительно середины шкалы, т.е. «1» соответствует «6», «2» – «5», «3» – «4» и так далее).
Первичные категории убеждений могут также оцениваться как 3 обобщённых направления отношений:
1. Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP (благосклонность мира и доброта людей).
2. Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий, вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедливость мира), C (контролируемость мира) и реверсивным R (случайность). Для получения показателя реверсивного Rнужно суммировать баллы, обратные набранным поRотносительно середины шкалы.
3. Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность «Я»), SC (самоконтроль) и L (везение).
Ключ:
BW 5, 9, 25, 30
BP -2, 4, -12, 26
J 1, 7, 14, 19
C 11, 20, 22, 29
R 3, 6, 15, 24
SW -8, -18, 28, -31
SC 13, 17, 23, 27
L 10, 16, 21, 32
Данный опросник позволяет сравнивать базовые убеждения у разных групп людей, например, переживших различные виды травматического опыта. Он может быть использован и в индивидуальной работе: если показатели по какой-либо шкале у человека сильно занижены, то это следует учесть при оказании психологической поддержки. В норме показатели по всем шкалам выше середины, то есть не менее 3,5 баллов. Исследователи считают, что более оптимистичное отношение к миру, окружающим людям и себе самому способствует большей психической стабильности и успешности в повседневной жизни.
Внутренняя структура
Версия Иванова — Гаранян
В соответствии с установленной факторной структурой, опросник состоит из 60 вопросов, объединённых в 14 шкал: Использование социальной поддержки, Употребление психоактивных веществ, Религиозный копинг, Использование юмора, Фокусировка на эмоциях и их вентилирование, Планирование совладания, Принятие, Поведенческое избегание, Оттормаживание всех других занятий, Активные усилия и личностный рост, Отрицание, Самоограничение, Позитивное переопределение, Психическое избегание.
Версия Рассказовой — Гордеевой — Осина
Опросник состоит из 60 пунктов, объединенных в 15 шкал (соответствует оригинальной структуре опросника), в настоящее время имеется также и его сокращенная версия. Измеряются следующие стратегии совладания:
- Активное совладание (активные шаги или прямые действия, направленные на преодоление стрессовой ситуации).
- Планирование (обдумывание того, как действовать в отношении трудной жизненной ситуации, разработка стратегий поведения).
- Подавление конкурирующей деятельности (избегание отвлечения другими видами активности и, возможно, игнорирование других вещей, с тем чтобы активнее справляться со стрессовой ситуацией).
- Сдерживание совладания (ожидание подходящего для действий момента и воздержание от слишком поспешных, импульсивных действий).
- Поиск социальной поддержки инструментального характера (стремление получить совет, помощь или информацию).
- Поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам (стремление найти эмоциональную, моральную поддержку, сочувствие и понимание).
- Концентрация на эмоциях и их активное выражение (фокусировка на неприятных эмоциях, неприятностях и выражении чувств).
- Позитивное переформулирование и личностный рост (попытки переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе).
- Отрицание (отказ верить в случившееся или попытки отрицать его реальность).
- Принятие (принятие реальности произошедшего, стрессовой ситуации).
- Обращение к религии (обращение к помощи Бога, вере, религии).
- Использование «успокоительных» (использование алкоголя, лекарственных средств или наркотиков как способ избегания проблемы и улучшения самочувствия).
- Юмор (шутки и смех по поводу ситуации).
- Поведенческий уход от проблемы (отказ от достижения цели, регулирование усилий, направленных на взаимодействие со стрессором).
- Мысленный уход от проблемы (использование различных видов активности для отвлечения от неприятных мыслей, связанных с проблемой, например, фантазирование, сон).
Теоретические основы
Понятие «базисные убеждения» (или «базисные схемы») возникло и развивается на пересечении когнитивной, социальной, а также клинической психологии и психотерапии, которые (каждая со своих позиций) пытаются ответить на вопрос о том, каким образом индивид конструирует свои представления об окружающем мире и собственном «Я». В целом базисные убеждения можно определить как имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека.
В соответствии с этим одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности. По мнению американского психолога Ронни Янов-Бульман, оно основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира:
- Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям. Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости.
- Убеждение в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют три аспекта: «Я хороший человек» (самоценность), «Я правильно себя веду» (контроль) и оценка собственной удачливости.
- Базовые убеждения личности претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью детских психологических травм и травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения.
Таким образом, имплицитная концепция окружающего мира и собственного «Я» большинства здоровых людей может быть сформулирована следующим образом: «В этом мире хорошего гораздо больше, чем плохого. Если что-то плохое и случается, то это бывает, в основном с теми, кто делает что-то не так. Я хороший человек, следовательно, могу чувствовать себя защищенным от бед». Однако есть ситуации (экстремальный негативный опыт), резко противоречащие этой концепции. Их осмысление вызывает тяжелые и долговременные психологические проблемы: в одночасье индивид сталкивается с ужасом, порождаемым окружающим миром, а также с собственной уязвимостью и беспомощностью; существовавшая ранее уверенность в собственной защищенности и неуязвимости оказывается иллюзией, повергающей личность в состояние дезинтеграции. Процесс же совладания с травмой, по Янофф-Бульман, состоит в восстановлении базисных убеждений: в случае успеха они становятся качественно иными, по сравнению с тем, какими были до травмы, однако восстановление происходит не полностью, а только до определенного уровня, освобождающего человека от иллюзии собственной неуязвимости. Картина мира индивида, пережившего психическую травму и успешно совладавшего с ней, таким образом, примерно такова: «Мир доброжелателен и справедлив ко мне. Я обладаю правом выбора. Но так бывает не всегда».
Концепт базисных убеждений широко применяется в психологии посттравматического стресса для исследования механизмов психической травмы. Травматические события оказывают влияние на различные подсистемы индивидно-личностной структуры, изменяя физическое, поведенческое, эмоциональное, социальное и когнитивное функционирование человека. К наиболее значимым когнициям, связанным с выраженностью симптоматики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), относят убеждение о враждебности и опасности внешнего мира и представления о собственном «Я» как слабом и некомпетентном
Негативный опыт вызывает долговременные и тяжёлые психологические проблемы. Чувство беспомощности и потери контроля над собственной жизнью может сохраняться ещё долгое время после того, как исчезнут первоначальные симптомы ПТСР. Таким образом, базовые убеждения как в отношении самого себя, так и в отношении окружающего мира могут существенно отличаться у лиц, переживших травматическое событие и не переживших такового.
Практическая значимость
Шкалы COPE предоставляют возможность тестировать широкий спектр продуктивных и непродуктивных копинг-стратегий, включая несколько видов избегающего копинга, склонность к «употреблению ПАВ», склонность обращаться к религии в стрессогенных жизненных ситуациях, а также стремление опираться на социальную поддержку в двух ее формах – инструментальной и эмоциональной. В ходе валидизаций русскоязычной версии опросника копинг-стратегий COPE была зафиксирована 14-факторная и 15-факторная структуры, обе близкае к оригинальной, установлены достаточно высокие показатели надежности и конструктной валидности опросника. Установлены гендерные различия в способах совладающего со стрессом поведения, что свидетельствует о необходимости составления разных нормативов для мужчин и женщин при стандартизации инструмента. При использовании методики следует учитывать низкую согласованность шкал мысленного ухода от проблемы и сдерживания, первая из которых характерна для методики в целом, тогда как вторая — для русскоязычных версий методики
Интерпретация
Адаптация Кравцовой
Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.
Шкала | Пункты в прямом значении | Пункты в обратном значении |
---|---|---|
Благосклонность мира | 5, 9, 25, 30 | |
Доброта людей | 4, 26 | 2, 12 |
Справедливость мира | 1, 7, 14, 19 | |
Контролируемость мира | 11, 20, 22, 29 | |
Случайность происходящего | 3, 6, 15, 24 | |
Ценность собственного «Я» | 28 | 8, 18, 31 |
Степень самоконтроля | 13, 17, 23, 27 | |
Степень удачи | 10, 16, 21, 32 |
- Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP.
- Общее отношение к осмысленности мира вычисляется как сумма показателей J, C, 28 за вычетом R, делённое на три.
- Убеждение относительно собственной ценности вычисляется как среднее арифметическое между SW, SC и L.
Адаптация Падуна и Котельниковой
Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.
Шкала | Пункты в прямом значении | Пункты в обратном значении |
---|---|---|
Доброжелательность окружающего мира | 15, 31 | 5, 10, 13, 18, 19, 27, 33 |
Справедливость | 11, 21, 22, 34 | 6, 29 |
Образ «Я» | 12, 17, 23, 35 | 2, 7, 37 |
Удача | 3, 28, 32, 36 | 8, 14, 20, 25 |
Убеждения о контроле | 1, 4, 9, 16, 30 | 24, 26 |
Для того чтобы иметь возможность сопоставлять показатели, полученные на основе распределений разной формы, сравнивать относительную выраженность характеристик базисных убеждений в когнитивной модели мира каждого индивида, строить «диагностический» профиль и т.п., нелинейным преобразованием «сырых» данных и переводом их в шкалу стенов — так называемую «стандартную десятку» (M=5.5, SD=2) — были получены нормализованные стандартные показатели:
Стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Доброжелательность окружающего мира | 9-21 | 22-24 | 25-26 | 27-29 | 30-31 | 32-34 | 35-37 | 38-39 | 40-42 | 43-54 |
Справедливость | 6-15 | 16-17 | 18-19 | 20 | 21-22 | 23-24 | 25-26 | 27-28 | 29 | 30-36 |
Образ «Я» | 7-18 | 19-20 | 21 | 22-23 | 24-25 | 26 | 27-28 | 29-30 | 31 | 32-42 |
Удача | 8-20 | 21-22 | 23 | 24-25 | 26-27 | 28 | 29-30 | 31-32 | 33-34 | 35-48 |
Убеждения о контроле | 7-18 | 19-20 | 21-22 | 23-24 | 25 | 26-27 | 28-29 | 30-31 | 32-33 | 34-42 |
Внутренняя структура
Адаптация Кравцовой
Методика состоит из 8 шкал, на основе которых вычисляются значения трёх факторов. Каждая шкала включает в себя 4 пункта, ответы на которые формируются по шкале Ликкерта от 1 до 6. Некоторые пункты имеют обратную направленность.
Шкалы методики:
- Благосклонность мира (BW, benevolence of world)
- Доброта людей (BP, benevolence of people)
- Справедливость мира (J, justice)
- Контролируемость мира (C, control)
- Случайность как принцип распределения происходящих событий (R, randomness)
- Ценность собственного «Я» (SW, self-worth)
- Степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) (SC, self-control)
- Степень удачи, или везения (L, luckiness)
Первичные категории убеждений могут оцениваться как 3 обобщённых направления отношений:
- Общее отношение к благосклонности окружающего мира (включает шкалы «благосклонность мира» и «доброта людей»).
- Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий (включает «справедливость мира», «контролируемость мира» и «случайность»).
- Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения (включает «ценность «Я», «самоконтроль» и «везение»).
Адаптация Падуна и Котельниковой
Методика состоит из 37 утверждений, распределённых по 5 шкалам. Ответы формируются по 6-балльной шкале Ликкерта, как и в оригинальной версии.
Шкалы методики:
- Образ «Я»
- Доброжелательность окружающего мира
- Справедливость
- Удача
- Убеждение о контроле
Интерпретация
Версия Рассказовой — Гордеевой — Осина
Подсчёт баллов по каждой шкале достигается простым суммированием баллов по всем вопросам, входящим в шкалу. Общий балл не высчитываеся, поэтому из опрсника извлекается 15 показателей, поответствующих выраженности 15 типов выделяемых защит.
Несмотря на то, что вопрос №22 по шкале №10 имел в процессе валидизации отрикательную факторную нагрузку, его решено было оставить, чтобы не нарушать структуру опросника и по причине общего соответствия модели оригинальным теоретическим представлениям.
В настоящее время отсутствуют какие-либо данные о нормативных показателях опросника, поэтому возможен лишь подсчёт сырых баллов:
Вариант ответа | В прямых значениях |
---|---|
Нет | 1 балл |
Изредка | 2 балла |
Иногда | 3 балла |
Часто | 4 балла |
Шкала | В прямых значениях |
---|---|
F1: Позитивное переформулирование и личностный рост | 1, 29, 38, 59 |
F2: Мысленный уход от проблемы | 2, 16, 31, 43 |
F3: Концентрация на эмоциях и их активное выражение | 3, 17, 28, 46 |
F4: Использование инструментальной социальной поддержки | 4, 14, 30, 45 |
F5: Активное совладание | 5, 25, 47, 58 |
F6: Отрицание | 6, 27, 40, 57 |
F7: Обращение к религии | 7, 18, 48, 60 |
F8: Юмор | 8, 20, 36, 50 |
F9: Поведенческий уход от проблемы | 9, 24, 37, 51 |
F10: Сдерживание | 10, 22, 41, 49 |
F11: Использование эмоциональной социальной поддержки | 11, 23, 34, 52 |
F12: Использование «успокоительных» | 12, 26, 35, 53 |
F13: Принятие | 13, 21, 44, 54 |
F14: Подавление конкурирующей деятельности | 15, 33, 42, 55 |
F15: Планирование | 19, 32, 39, 56 |
Практическая значимость
В процессе апробации пересмотренного варианта опросника «Шкала Базисных Убеждений» было показано, что психометрические характеристики методики (валидность, надежность, дискриминативность) продемонстрировали достаточно высокие показатели. Выполненная стандартизация позволяет использовать опросник как с исследовательскими целями, так и в индивидуальной работе.
Основное предназначение методики — клинико-психологическая диагностика лиц, переживших психическую травму, предположительно находящихся в состоянии депрессии. Методика позволяет выделить наиболее проблемные области когнитивной сферы, коррекция которых возможна в процессе психотерапии.
Пройти тест на убеждения онлайн
ВНИМАНИЕ! В результатах теста на убеждения вы увидите подробную интерпретацию тестирования по шкалам дисфункциональных убеждений, в зависимости от набранных баллов — с положительным знаком (+) и отрицательным (-). Если хотите определить свои внутренние установки и убеждения, помогающие или мешающие реализовывать себя в жизни, то отвечайте на вопросы онлайн теста честно, как есть на самом деле
Не подбирайте правильных ответов — это не игровая викторина, а тестирование психики онлайн
Если хотите определить свои внутренние установки и убеждения, помогающие или мешающие реализовывать себя в жизни, то отвечайте на вопросы онлайн теста честно, как есть на самом деле. Не подбирайте правильных ответов — это не игровая викторина, а тестирование психики онлайн
Практическая значимость
В процессе апробации пересмотренного варианта опросника «Шкала Базисных Убеждений» было показано, что психометрические характеристики методики (валидность, надежность, дискриминативность) продемонстрировали достаточно высокие показатели. Выполненная стандартизация позволяет использовать опросник как с исследовательскими целями, так и в индивидуальной работе.
Основное предназначение методики — клинико-психологическая диагностика лиц, переживших психическую травму, предположительно находящихся в состоянии депрессии. Методика позволяет выделить наиболее проблемные области когнитивной сферы, коррекция которых возможна в процессе психотерапии.
Интерпретация
Адаптация Кравцовой
Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.
Шкала | Пункты в прямом значении | Пункты в обратном значении |
---|---|---|
Благосклонность мира | 5, 9, 25, 30 | |
Доброта людей | 4, 26 | 2, 12 |
Справедливость мира | 1, 7, 14, 19 | |
Контролируемость мира | 11, 20, 22, 29 | |
Случайность происходящего | 3, 6, 15, 24 | |
Ценность собственного «Я» | 28 | 8, 18, 31 |
Степень самоконтроля | 13, 17, 23, 27 | |
Степень удачи | 10, 16, 21, 32 |
- Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP.
- Общее отношение к осмысленности мира вычисляется как сумма показателей J, C, 28 за вычетом R, делённое на три.
- Убеждение относительно собственной ценности вычисляется как среднее арифметическое между SW, SC и L.
Адаптация Падуна и Котельниковой
Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.
Шкала | Пункты в прямом значении | Пункты в обратном значении |
---|---|---|
Доброжелательность окружающего мира | 15, 31 | 5, 10, 13, 18, 19, 27, 33 |
Справедливость | 11, 21, 22, 34 | 6, 29 |
Образ «Я» | 12, 17, 23, 35 | 2, 7, 37 |
Удача | 3, 28, 32, 36 | 8, 14, 20, 25 |
Убеждения о контроле | 1, 4, 9, 16, 30 | 24, 26 |
Для того чтобы иметь возможность сопоставлять показатели, полученные на основе распределений разной формы, сравнивать относительную выраженность характеристик базисных убеждений в когнитивной модели мира каждого индивида, строить «диагностический» профиль и т.п., нелинейным преобразованием «сырых» данных и переводом их в шкалу стенов — так называемую «стандартную десятку» (M=5.5, SD=2) — были получены нормализованные стандартные показатели:
Стены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Доброжелательность окружающего мира | 9-21 | 22-24 | 25-26 | 27-29 | 30-31 | 32-34 | 35-37 | 38-39 | 40-42 | 43-54 |
Справедливость | 6-15 | 16-17 | 18-19 | 20 | 21-22 | 23-24 | 25-26 | 27-28 | 29 | 30-36 |
Образ «Я» | 7-18 | 19-20 | 21 | 22-23 | 24-25 | 26 | 27-28 | 29-30 | 31 | 32-42 |
Удача | 8-20 | 21-22 | 23 | 24-25 | 26-27 | 28 | 29-30 | 31-32 | 33-34 | 35-48 |
Убеждения о контроле | 7-18 | 19-20 | 21-22 | 23-24 | 25 | 26-27 | 28-29 | 30-31 | 32-33 | 34-42 |
Заключение
Данная статья развивает основные положения и результаты, представленные в наших предыдущих работах . В связи с тем, что все больше специалистов говорят о психосоциальных последствиях пандемии, среди которых наиболее актуальной является проблема вызванного пандемией страха, для его изучения необходим валидный и надежный исследовательский инструмент, в роли которого все чаще выступает разработанная три месяца назад Шкала страха COVID-19 (The Fear of COVID-19 Scale) .
В настоящее время эта шкала приобретает все бóльшую популярность среди исследователей в различных странах мира. Она переведена на английский, арабский, турецкий, бенгальский, итальянский, иврит и другие языки и обладает приемлемыми показателями надежности и валидности. В нашей статье впервые представлена русскоязычная версия Шкалы страха COVID-19, а также дан анализ результатов исследования страха перед коронавирусным заболеванием в зависимости от степени выраженности базисных убеждений личности, что, на наш взгляд, является определенным вкладом в понимание влияния пандемии на человека.
Проведенное нами исследование связи страха перед COVID-19 и выраженностью убеждений личности в целом подтвердило значимость базисных убеждений как ресурса совладания с жизненной ситуацией, специфика которой обусловлена переживанием страха перед коронавирусным заболеванием. В то же время полученные результаты нуждаются в уточнении и дополнительном объяснении, а само исследование имеет ряд ограничений.
Во-первых, метод «снежного кома», как было указано выше, не позволил сформировать экологически валидную выборку, следствием чего стала ее несбалансированность по полу и возрасту. В исследовании было значительное число респондентов, не давших ответов на ряд вопросов и прекративших участие в исследовании до его завершения. Во-вторых, базисные убеждения личности подвержены возрастной динамике и изменениям, что требует учета в будущих исследованиях. В-третьих, исследование реализовывалось во время первого этапа развития пандемии (март 2020г.), в условиях неопределенности, когда только разворачивались мероприятия, связанные с введением карантинных и других мер борьбы с COVID-19. Соответственно, переживание страха перед коронавирусным заболеванием и его связь с базовыми убеждениями представляется не столь однозначной, что ставит вопрос о выявлении других переменных, выступающих в роли модераторов и медиаторов данной связи, например, степени религиозности респондентов и/или их образования
В-четвертых, базисные убеждения личности являются важной, но не единственной переменной, связанной с переживанием страха перед COVID. Важную роль играют контекстуальные (степень осведомленности о коронавирусной инфекции, опыт общения с больными, длительность и жесткость карантинного режима) и индивидуальные факторы (уровень личностной тревожности, предпочитаемые копинг-стратегии и др.)
Учитывая выводы и ограничения данного исследования, перспективными направлениями могут быть анализ переживания страха перед коронавирусной инфекцией на разных этапах развития пандемии, а также в зависимости от личностных особенностей респондентов, социального и кросс-культурного контекстов.