Шкала базисных убеждений — psylab.info

Обсуждение результатов

Обнаруженная в нашем исследовании более высокая степень выраженности страха перед коронавирусным заболеванием у женщин по сравнению с мужчинами согласуется с данными одних исследователей, утверждающих, что уровень переживания страхов у женщин, как правило, выше, чем у мужчин , и противоречит данным других исследователей, согласно которым вследствие эпидемии COVID-19 эмоциональное напряжение населения нарастает независимо от пола .

Отсутствие различий в интенсивности переживания страха между выделенными нами возрастными группами, скорее всего, можно объяснить тем, что коронавирус представляет собой универсальную угрозу, в одинаковой мере угрожающую всем слоям населения, независимо от их возраста . В то же время в аналогичном исследовании, в котором использовалась Шкала страха COVID-19, была выявлена слабая отрицательная корреляционная связь между значениями страха и возрастом (r=-0,130, p 0,001), свидетельствующая о том, что чем моложе респонденты, тем больше они боятся заразиться коронавирусом . Наличие противоречивых данных о половой и возрастной специфике переживания данного вида страха требует дальнейших исследований.

В исследовании были получены статистически значимые различия в степени выраженности страха перед COVID-19 у жителей России и Беларуси: россияне в большей степени испытывают страх, чем белорусы. Данные различия, вероятно, обусловлены тем, что ситуация с коронавирусом и меры противодействия активно обсуждаются в России и в значительно меньшей степени обсуждаются в Беларуси, избравшей иную стратегию борьбы с данной вирусной инфекцией. Кроме того, как отмечают российские исследователи, возникший в России связанный с коронавирусом нестабильный информационный фон, характеризующийся переизбытком противоречивых данных, является одним из факторов, негативно воздействующих на психологическое здоровье населения .

В то же время более трети опрошенных респондентов (37%) испытывают высокий уровень страха перед заражением коронавирусом независимо от пола, возраста и места проживания, что свидетельствует о наличии определенной целевой группы, требующей соответствующей психологической помощи и поддержки.

Результаты, полученные по шкале Р. Янов-Бульман у респондентов, попадающих в группы с различной степенью переживания страха (низкой, умеренной и высокой), показывают, что лица, которые уверены в том, что их окружают достойные доверия, готовые помочь, порядочные и добрые люди, в наименьшей степени испытывают страх перед коронавирусной инфекцией. Люди, убежденные в закономерности и неслучайности происходящих с человеком удач и несчастий, также менее склонны испытывать страх перед коронавирусным заболеванием. Человеку с низким уровнем страха перед COVID-19 присущи убежденность в ценности собственного Я и уверенность в способности контролировать свою жизнь. Наши данные соответствуют результатам, полученным в других исследованиях, в частности, Р.М. Шамионова, в котором указывается, что убеждения в доброте людей, степени удачи и ценности собственного Я являются важными предикторами эмоционального благополучия людей . Результаты также согласуются с выводами О.В. Масловой о том, что чем сильнее человек убежден в благосклонности мира и доброте людей, чем он больше ценит себя, тем он легче адаптируется в новой социокультурной среде .

В результате дисперсионного анализа совместного влияния двух факторов – степени выраженности страха и пола – выявлен высокий уровень выраженности базового убеждения относительно собственной ценности у мужчин как с высоким, так и с низким уровнем выраженности страха.

Наличие нелинейной связи базисных убеждений с уровнем страха, вероятно, можно объяснить следующим. В ситуации опасности страх играет мобилизующую и активизирующую роль. На первых порах страх может «выбивать из колеи» человека, снижая ценность его Я, но затем ориентировать его на активные действия, актуализировать имеющиеся когнитивные способности, навыки самообладания и тем самым способствовать повышению чувства собственного достоинства и восстановлению собственной самоценности. Возможно, данная тенденция более характерна для мужчин, нежели для женщин.

Полученная в исследовании более высокая выраженность у мужчин по сравнению с женщинами базисных убеждений в контролируемости мира, степени самоконтроля, осмысленности мира и собственной ценности частично подтверждает наше предположение о наличии у мужчин нелинейной связи переживания страха перед коронавирусным заболеванием с убежденностью в ценности собственного Я.

Пример дисфункционального убеждения

Из примера выше следует, что я не отвечаю за себя и свою жизнь — мной, моими чувствами и поведением, управляет установка в голове, мое глубинное дисфункциональное убеждение по шкале «Должномания».

Из-за этого автоматического убеждения и вызванных им мыслей, я игнорировал другие вероятные интерпретации и исходы ситуации. Например, ребята могли смеяться не надо мной, а сами по себе. Взгляд в мою сторону мог быть брошен просто автоматом (возникло движение, они кого-то ждали…), либо смотрели сквозь меня, а не на меня.

У каждого человека — свои установки и убеждения в голове. Данный онлайн тест на убеждения диагностирует 7 основных шкал дисфункциональных убеждений человека. У вас могут быть установки по всем шкалам в той или иной степени, но одно убеждение (по одной шкале) является ключевым.

Теоретические основы

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР) — это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал — КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Бланк методики

Инструкция:Отметьте, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений.

Утверждение

Совершенно
не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

Неудача с меньшей вероятностью постигает достойных, хороших людей

Люди по природе своей недружелюбны и злы

Кого в этой жизни постигнет несчастье – дело случая

Человек по натуре добр

В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое

Течение нашей жизни во многом определяется случаем

Как правило, люди имеют то, что заслуживают

Я часто думаю, что во мне нет ничего хорошего

В мире больше добра, чем зла

Я вполне везучий человек

Несчастья случаются с людьми из-за ошибок, которые они совершили

В глубине души людей не очень волнует, что происходит с другими

Обычно я поступаю таким образом, чтобы увеличить вероятность благоприятного для меня исхода дела

Если человек хороший, к нему придут счастье и удача

Жизнь слишком полна неопределённости – многое зависит от случая

Если задуматься, то мне очень часто везет

Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотвратить несчастья, которые могут случиться со мной

Я о себе невысокого мнения

В большинстве случаев хорошие люди получают то, чего заслуживают в жизни

Собственными поступками мы можем предотвращать неприятности

Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен

Если принимать меры предосторожности, можно избежать несчастий

Я предпринимаю действия, чтобы защитить себя от несчастий

В общем-то, жизнь – это лотерея

Мир прекрасен

Люди в большинстве своём добры и готовы прийти на помощь

Я обычно выбираю такую стратегию поведения, которая принесет мне максимальный выигрыш

Я очень доволен тем, какой я человек

Если случается несчастье, то обычно это потому, что люди не предприняли необходимых мер для защиты

Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра

У меня есть причины стыдиться своего характера

Я удачливее, чем большинство людей

Обработка результатов

К каждой из 8 шкал относится 4 утверждения (см. ключ). Значение по каждой из шкал определяется средним арифметическим баллом по соответствующим утверждениям. Для прямых утверждений это баллы, отмеченные респондентом, а для обратных (помеченных в «ключе» знаком минус) – реверсивные значения (противоположные отмеченным относительно середины шкалы, т.е. «1» соответствует «6», «2» – «5», «3» – «4» и так далее).

Первичные категории убеждений могут также оцениваться как 3 обобщённых направления отношений:

1. Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP (благосклонность мира и доброта людей).

2. Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий, вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедливость мира), C (контролируемость мира) и реверсивным R (случайность). Для получения показателя реверсивного Rнужно суммировать баллы, обратные набранным поRотносительно середины шкалы.

3. Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность «Я»), SC (самоконтроль) и L (везение).

Ключ:

BW 5, 9, 25, 30

BP -2, 4, -12, 26

J 1, 7, 14, 19

C 11, 20, 22, 29

R 3, 6, 15, 24

SW -8, -18, 28, -31

SC 13, 17, 23, 27

L 10, 16, 21, 32

Данный опросник позволяет сравнивать базовые убеждения у разных групп людей, например, переживших различные виды травматического опыта. Он может быть использован и в индивидуальной работе: если показатели по какой-либо шкале у человека сильно занижены, то это следует учесть при оказании психологической поддержки. В норме показатели по всем шкалам выше середины, то есть не менее 3,5 баллов. Исследователи считают, что более оптимистичное отношение к миру, окружающим людям и себе самому способствует большей психической стабильности и успешности в повседневной жизни.

Внутренняя структура

Версия Иванова — Гаранян

В соответствии с установленной факторной структурой, опросник состоит из 60 вопросов, объединённых в 14 шкал: Использование социальной поддержки, Употребление психоактивных веществ, Религиозный копинг, Использование юмора, Фокусировка на эмоциях и их вентилирование, Планирование совладания, Принятие, Поведенческое избегание, Оттормаживание всех других занятий, Активные усилия и личностный рост, Отрицание, Самоограничение, Позитивное переопределение, Психическое избегание.

Версия Рассказовой — Гордеевой — Осина

Опросник состоит из 60 пунктов, объединенных в 15 шкал (соответствует оригинальной структуре опросника), в настоящее время имеется также и его сокращенная версия. Измеряются следующие стратегии совладания:

  1. Активное совладание (активные шаги или прямые действия, направленные на преодоление стрессовой ситуации).
  2. Планирование (обдумывание того, как действовать в отношении трудной жизненной ситуации, разработка стратегий поведения).
  3. Подавление конкурирующей деятельности (избегание отвлечения другими видами активности и, возможно, игнорирование других вещей, с тем чтобы активнее справляться со стрессовой ситуацией).
  4. Сдерживание совладания (ожидание подходящего для действий момента и воздержание от слишком поспешных, импульсивных действий).
  5. Поиск социальной поддержки инструментального характера (стремление получить совет, помощь или информацию).
  6. Поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам (стремление найти эмоциональную, моральную поддержку, сочувствие и понимание).
  7. Концентрация на эмоциях и их активное выражение (фокусировка на неприятных эмоциях, неприятностях и выражении чувств).
  8. Позитивное переформулирование и личностный рост (попытки переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе).
  9. Отрицание (отказ верить в случившееся или попытки отрицать его реальность).
  10. Принятие (принятие реальности произошедшего, стрессовой ситуации).
  11. Обращение к религии (обращение к помощи Бога, вере, религии).
  12. Использование «успокоительных» (использование алкоголя, лекарственных средств или наркотиков как способ избегания проблемы и улучшения самочувствия).
  13. Юмор (шутки и смех по поводу ситуации).
  14. Поведенческий уход от проблемы (отказ от достижения цели, регулирование усилий, направленных на взаимодействие со стрессором).
  15. Мысленный уход от проблемы (использование различных видов активности для отвлечения от неприятных мыслей, связанных с проблемой, например, фантазирование, сон).

Теоретические основы

Понятие «базисные убеждения» (или «базисные схемы») возникло и развивается на пересечении когнитивной, социальной, а также клинической психологии и психотерапии, которые (каждая со своих позиций) пытаются ответить на вопрос о том, каким образом индивид конструирует свои представления об окружающем мире и собственном «Я». В целом базисные убеждения можно определить как имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека.

В соответствии с этим одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности. По мнению американского психолога Ронни Янов-Бульман, оно основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира:

  1. Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям. Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости.
  2. Убеждение в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют три аспекта: «Я хороший человек» (самоценность), «Я правильно себя веду» (контроль) и оценка собственной удачливости.
  3. Базовые убеждения личности претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью детских психологических травм и травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения.

Таким образом, имплицитная концепция окружающего мира и собственного «Я» большинства здоровых людей может быть сформулирована следующим образом: «В этом мире хорошего гораздо больше, чем плохого. Если что-то плохое и случается, то это бывает, в основном с теми, кто делает что-то не так. Я хороший человек, следовательно, могу чувствовать себя защищенным от бед». Однако есть ситуации (экстремальный негативный опыт), резко противоречащие этой концепции. Их осмысление вызывает тяжелые и долговременные психологические проблемы: в одночасье индивид сталкивается с ужасом, порождаемым окружающим миром, а также с собственной уязвимостью и беспомощностью; существовавшая ранее уверенность в собственной защищенности и неуязвимости оказывается иллюзией, повергающей личность в состояние дезинтеграции. Процесс же совладания с травмой, по Янофф-Бульман, состоит в восстановлении базисных убеждений: в случае успеха они становятся качественно иными, по сравнению с тем, какими были до травмы, однако восстановление происходит не полностью, а только до определенного уровня, освобождающего человека от иллюзии собственной неуязвимости. Картина мира индивида, пережившего психическую травму и успешно совладавшего с ней, таким образом, примерно такова: «Мир доброжелателен и справедлив ко мне. Я обладаю правом выбора. Но так бывает не всегда».

Концепт базисных убеждений широко применяется в психологии посттравматического стресса для исследования механизмов психической травмы. Травматические события оказывают влияние на различные подсистемы индивидно-личностной структуры, изменяя физическое, поведенческое, эмоциональное, социальное и когнитивное функционирование человека. К наиболее значимым когнициям, связанным с выраженностью симптоматики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), относят убеждение о враждебности и опасности внешнего мира и представления о собственном «Я» как слабом и некомпетентном

Негативный опыт вызывает долговременные и тяжёлые психологические проблемы. Чувство беспомощности и потери контроля над собственной жизнью может сохраняться ещё долгое время после того, как исчезнут первоначальные симптомы ПТСР. Таким образом, базовые убеждения как в отношении самого себя, так и в отношении окружающего мира могут существенно отличаться у лиц, переживших травматическое событие и не переживших такового.

Практическая значимость

Шкалы COPE предоставляют возможность тестировать широкий спектр продуктивных и непродуктивных копинг-стратегий, включая несколько видов избегающего копинга, склонность к «употреблению ПАВ», склонность обращаться к религии в стрессогенных жизненных ситуациях, а также стремление опираться на социальную поддержку в двух ее формах – инструментальной и эмоциональной. В ходе валидизаций русскоязычной версии опросника копинг-стратегий COPE была зафиксирована 14-факторная и 15-факторная структуры, обе близкае к оригинальной, установлены достаточно высокие показатели надежности и конструктной валидности опросника. Установлены гендерные различия в способах совладающего со стрессом поведения, что свидетельствует о необходимости составления разных нормативов для мужчин и женщин при стандартизации инструмента. При использовании методики следует учитывать низкую согласованность шкал мысленного ухода от проблемы и сдерживания, первая из которых характерна для методики в целом, тогда как вторая — для русскоязычных версий методики

Интерпретация

Адаптация Кравцовой

Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.

Шкала Пункты в прямом значении Пункты в обратном значении
Благосклонность мира 5, 9, 25, 30
Доброта людей 4, 26 2, 12
Справедливость мира 1, 7, 14, 19
Контролируемость мира 11, 20, 22, 29
Случайность происходящего 3, 6, 15, 24
Ценность собственного «Я» 28 8, 18, 31
Степень самоконтроля 13, 17, 23, 27
Степень удачи 10, 16, 21, 32
  1. Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP.
  2. Общее отношение к осмысленности мира вычисляется как сумма показателей J, C, 28 за вычетом R, делённое на три.
  3. Убеждение относительно собственной ценности вычисляется как среднее арифметическое между SW, SC и L.

Адаптация Падуна и Котельниковой

Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.

Шкала Пункты в прямом значении Пункты в обратном значении
Доброжелательность окружающего мира 15, 31 5, 10, 13, 18, 19, 27, 33
Справедливость 11, 21, 22, 34 6, 29
Образ «Я» 12, 17, 23, 35 2, 7, 37
Удача 3, 28, 32, 36 8, 14, 20, 25
Убеждения о контроле 1, 4, 9, 16, 30 24, 26

Для того чтобы иметь возможность сопоставлять показатели, полученные на основе распределений разной формы, сравнивать относительную выраженность характеристик базисных убеждений в когнитивной модели мира каждого индивида, строить «диагностический» профиль и т.п., нелинейным преобразованием «сырых» данных и переводом их в шкалу стенов — так называемую «стандартную десятку» (M=5.5, SD=2) — были получены нормализованные стандартные показатели:

Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Доброжелательность окружающего мира 9-21 22-24 25-26 27-29 30-31 32-34 35-37 38-39 40-42 43-54
Справедливость 6-15 16-17 18-19 20 21-22 23-24 25-26 27-28 29 30-36
Образ «Я» 7-18 19-20 21 22-23 24-25 26 27-28 29-30 31 32-42
Удача 8-20 21-22 23 24-25 26-27 28 29-30 31-32 33-34 35-48
Убеждения о контроле 7-18 19-20 21-22 23-24 25 26-27 28-29 30-31 32-33 34-42

Внутренняя структура

Адаптация Кравцовой

Методика состоит из 8 шкал, на основе которых вычисляются значения трёх факторов. Каждая шкала включает в себя 4 пункта, ответы на которые формируются по шкале Ликкерта от 1 до 6. Некоторые пункты имеют обратную направленность.

Шкалы методики:

  1. Благосклонность мира (BW, benevolence of world)
  2. Доброта людей (BP, benevolence of people)
  3. Справедливость мира (J, justice)
  4. Контролируемость мира (C, control)
  5. Случайность как принцип распределения происходящих событий (R, randomness)
  6. Ценность собственного «Я» (SW, self-worth)
  7. Степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) (SC, self-control)
  8. Степень удачи, или везения (L, luckiness)

Первичные категории убеждений могут оцениваться как 3 обобщённых направления отношений:

  1. Общее отношение к благосклонности окружающего мира (включает шкалы «благосклонность мира» и «доброта людей»).
  2. Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий (включает «справедливость мира», «контролируемость мира» и «случайность»).
  3. Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения (включает «ценность «Я», «самоконтроль» и «везение»).

Адаптация Падуна и Котельниковой

Методика состоит из 37 утверждений, распределённых по 5 шкалам. Ответы формируются по 6-балльной шкале Ликкерта, как и в оригинальной версии.

Шкалы методики:

  1. Образ «Я»
  2. Доброжелательность окружающего мира
  3. Справедливость
  4. Удача
  5. Убеждение о контроле

Интерпретация

Версия Рассказовой — Гордеевой — Осина

Подсчёт баллов по каждой шкале достигается простым суммированием баллов по всем вопросам, входящим в шкалу. Общий балл не высчитываеся, поэтому из опрсника извлекается 15 показателей, поответствующих выраженности 15 типов выделяемых защит.

Несмотря на то, что вопрос №22 по шкале №10 имел в процессе валидизации отрикательную факторную нагрузку, его решено было оставить, чтобы не нарушать структуру опросника и по причине общего соответствия модели оригинальным теоретическим представлениям.

В настоящее время отсутствуют какие-либо данные о нормативных показателях опросника, поэтому возможен лишь подсчёт сырых баллов:

Вариант ответа В прямых значениях
Нет 1 балл
Изредка 2 балла
Иногда 3 балла
Часто 4 балла
Шкала В прямых значениях
F1: Позитивное переформулирование и личностный рост 1, 29, 38, 59
F2: Мысленный уход от проблемы 2, 16, 31, 43
F3: Концентрация на эмоциях и их активное выражение 3, 17, 28, 46
F4: Использование инструментальной социальной поддержки 4, 14, 30, 45
F5: Активное совладание 5, 25, 47, 58
F6: Отрицание 6, 27, 40, 57
F7: Обращение к религии 7, 18, 48, 60
F8: Юмор 8, 20, 36, 50
F9: Поведенческий уход от проблемы 9, 24, 37, 51
F10: Сдерживание 10, 22, 41, 49
F11: Использование эмоциональной социальной поддержки 11, 23, 34, 52
F12: Использование «успокоительных» 12, 26, 35, 53
F13: Принятие 13, 21, 44, 54
F14: Подавление конкурирующей деятельности 15, 33, 42, 55
F15: Планирование 19, 32, 39, 56

Практическая значимость

В процессе апробации пересмотренного варианта опросника «Шкала Базисных Убеждений» было показано, что психометрические характеристики методики (валидность, надежность, дискриминативность) продемонстрировали достаточно высокие показатели. Выполненная стандартизация позволяет использовать опросник как с исследовательскими целями, так и в индивидуальной работе.

Основное предназначение методики — клинико-психологическая диагностика лиц, переживших психическую травму, предположительно находящихся в состоянии депрессии. Методика позволяет выделить наиболее проблемные области когнитивной сферы, коррекция которых возможна в процессе психотерапии.

Пройти тест на убеждения онлайн

ВНИМАНИЕ! В результатах теста на убеждения вы увидите подробную интерпретацию тестирования по шкалам дисфункциональных убеждений, в зависимости от набранных баллов — с положительным знаком (+) и отрицательным (-). Если хотите определить свои внутренние установки и убеждения, помогающие или мешающие реализовывать себя в жизни, то отвечайте на вопросы онлайн теста честно, как есть на самом деле

Не подбирайте правильных ответов — это не игровая викторина, а тестирование психики онлайн

Если хотите определить свои внутренние установки и убеждения, помогающие или мешающие реализовывать себя в жизни, то отвечайте на вопросы онлайн теста честно, как есть на самом деле. Не подбирайте правильных ответов — это не игровая викторина, а тестирование психики онлайн

Практическая значимость

В процессе апробации пересмотренного варианта опросника «Шкала Базисных Убеждений» было показано, что психометрические характеристики методики (валидность, надежность, дискриминативность) продемонстрировали достаточно высокие показатели. Выполненная стандартизация позволяет использовать опросник как с исследовательскими целями, так и в индивидуальной работе.

Основное предназначение методики — клинико-психологическая диагностика лиц, переживших психическую травму, предположительно находящихся в состоянии депрессии. Методика позволяет выделить наиболее проблемные области когнитивной сферы, коррекция которых возможна в процессе психотерапии.

Интерпретация

Адаптация Кравцовой

Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.

Шкала Пункты в прямом значении Пункты в обратном значении
Благосклонность мира 5, 9, 25, 30
Доброта людей 4, 26 2, 12
Справедливость мира 1, 7, 14, 19
Контролируемость мира 11, 20, 22, 29
Случайность происходящего 3, 6, 15, 24
Ценность собственного «Я» 28 8, 18, 31
Степень самоконтроля 13, 17, 23, 27
Степень удачи 10, 16, 21, 32
  1. Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP.
  2. Общее отношение к осмысленности мира вычисляется как сумма показателей J, C, 28 за вычетом R, делённое на три.
  3. Убеждение относительно собственной ценности вычисляется как среднее арифметическое между SW, SC и L.

Адаптация Падуна и Котельниковой

Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.

Шкала Пункты в прямом значении Пункты в обратном значении
Доброжелательность окружающего мира 15, 31 5, 10, 13, 18, 19, 27, 33
Справедливость 11, 21, 22, 34 6, 29
Образ «Я» 12, 17, 23, 35 2, 7, 37
Удача 3, 28, 32, 36 8, 14, 20, 25
Убеждения о контроле 1, 4, 9, 16, 30 24, 26

Для того чтобы иметь возможность сопоставлять показатели, полученные на основе распределений разной формы, сравнивать относительную выраженность характеристик базисных убеждений в когнитивной модели мира каждого индивида, строить «диагностический» профиль и т.п., нелинейным преобразованием «сырых» данных и переводом их в шкалу стенов — так называемую «стандартную десятку» (M=5.5, SD=2) — были получены нормализованные стандартные показатели:

Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Доброжелательность окружающего мира 9-21 22-24 25-26 27-29 30-31 32-34 35-37 38-39 40-42 43-54
Справедливость 6-15 16-17 18-19 20 21-22 23-24 25-26 27-28 29 30-36
Образ «Я» 7-18 19-20 21 22-23 24-25 26 27-28 29-30 31 32-42
Удача 8-20 21-22 23 24-25 26-27 28 29-30 31-32 33-34 35-48
Убеждения о контроле 7-18 19-20 21-22 23-24 25 26-27 28-29 30-31 32-33 34-42

Заключение

Данная статья развивает основные положения и результаты, представленные в наших предыдущих работах . В связи с тем, что все больше специалистов говорят о психосоциальных последствиях пандемии, среди которых наиболее актуальной является проблема вызванного пандемией страха, для его изучения необходим валидный и надежный исследовательский инструмент, в роли которого все чаще выступает разработанная три месяца назад Шкала страха COVID-19 (The Fear of COVID-19 Scale) .

В настоящее время эта шкала приобретает все бóльшую популярность среди исследователей в различных странах мира. Она переведена на английский, арабский, турецкий, бенгальский, итальянский, иврит и другие языки и обладает приемлемыми показателями надежности и валидности. В нашей статье впервые представлена русскоязычная версия Шкалы страха COVID-19, а также дан анализ результатов исследования страха перед коронавирусным заболеванием в зависимости от степени выраженности базисных убеждений личности, что, на наш взгляд, является определенным вкладом в понимание влияния пандемии на человека.

Проведенное нами исследование связи страха перед COVID-19 и выраженностью убеждений личности в целом подтвердило значимость базисных убеждений как ресурса совладания с жизненной ситуацией, специфика которой обусловлена переживанием страха перед коронавирусным заболеванием. В то же время полученные результаты нуждаются в уточнении и дополнительном объяснении, а само исследование имеет ряд ограничений.

Во-первых, метод «снежного кома», как было указано выше, не позволил сформировать экологически валидную выборку, следствием чего стала ее несбалансированность по полу и возрасту. В исследовании было значительное число респондентов, не давших ответов на ряд вопросов и прекративших участие в исследовании до его завершения. Во-вторых, базисные убеждения личности подвержены возрастной динамике и изменениям, что требует учета в будущих исследованиях. В-третьих, исследование реализовывалось во время первого этапа развития пандемии (март 2020г.), в условиях неопределенности, когда только разворачивались мероприятия, связанные с введением карантинных и других мер борьбы с COVID-19. Соответственно, переживание страха перед коронавирусным заболеванием и его связь с базовыми убеждениями представляется не столь однозначной, что ставит вопрос о выявлении других переменных, выступающих в роли модераторов и медиаторов данной связи, например, степени религиозности респондентов и/или их образования

В-четвертых, базисные убеждения личности являются важной, но не единственной переменной, связанной с переживанием страха перед COVID. Важную роль играют контекстуальные (степень осведомленности о коронавирусной инфекции, опыт общения с больными, длительность и жесткость карантинного режима) и индивидуальные факторы (уровень личностной тревожности, предпочитаемые копинг-стратегии и др.)

Учитывая выводы и ограничения данного исследования, перспективными направлениями могут быть анализ переживания страха перед коронавирусной инфекцией на разных этапах развития пандемии, а также в зависимости от личностных особенностей респондентов, социального и кросс-культурного контекстов.

Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *