Методика "индекс жизненного стиля" | псилаб

Презентация на тему: » Тест: Способность к самоуправлению (Н.М.Пейсахов) Тест: Способность к самоуправлению (Н.М.Пейсахов) Адаптация нового набора.» — Транскрипт:

1

Тест: Способность к самоуправлению (Н.М.Пейсахов) Тест: Способность к самоуправлению (Н.М.Пейсахов) Адаптация нового набора

2

Инструкция Предлагаемая анкета дает возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В анкете приведены две группы утверждений: Предлагаемая анкета дает возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В анкете приведены две группы утверждений: 1. Утверждения, требующие обращения к опыту, например, п.5. Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте да, а если вы это делаете редко, то отвечайте Нет. 1. Утверждения, требующие обращения к опыту, например, п.5. Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте да, а если вы это делаете редко, то отвечайте Нет. 2.Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению, например, п.25. Если вы согласны с мнением, то отвечайте да, а если не согласны, то отвечайте Нет. Ответ да обозначен +, ответ нет – знаком — (минус) 2.Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению, например, п.25. Если вы согласны с мнением, то отвечайте да, а если не согласны, то отвечайте Нет. Ответ да обозначен +, ответ нет – знаком — (минус)

3

Анкета 1.Практика показывает, что я верно определяю свои возможности в любой деятельности. 2.Я предусмотрительный человек. 3. Берусь только за то, что смогу довести до конца. 4. Обычно хорошо представляю, что нужно сделать, чтобы добиться задуманного. 5. Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос: Что такое хорошо и что такое плохо?.

4

6. Прежде чем сделать окончательный шаг, я взвешиваю все за и против. 7. Всегда отдаю себе отчет в том, что со мной происходит. 8. Непредвиденные препятствия не мешают мне довести дело до конца. 9. У меня не хватает терпения долго разбираться в том, что не решается сразу. 10. В своих поступках и делах не люблю заглядывать далеко вперед. 11. Редко задумываюсь о главных целях своей жизни. 12. Отсутствие продуманных планов не мешает мне добиваться хороших результатов.

5

13. Часто затрудняюсь сказать, того ли я достиг, чего хотел. 14. На выбор моих решений влияют не поставленные цели, а настроение в данный момент. 15. Мне часто кажется, что целый час или два исчезли неизвестно куда. 16. Тот, кто считает необходимым исправлять все допущенные промахи, не замечает, как совершает новые. 17. Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил. 18.Я четко представляю, свои жизненные перспективы.

6

19. Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели. 20. В своих поступках и словах следую пословице: Семь раз отмерь, один — отрежь. 21. Уделяю много времени тому, чтобы понять, с каких позиций надо оценивать свои действия. 22. В своих действиях я успешно сочетаю риск с осмотрительностью. 23. Необходимость проверять самого себя стала моей второй натурой. 24. Когда у меня портятся отношения с людьми, могу их изменить.

7

25. Как правило, мне бывает трудно выделить главное в сложившейся ситуации. 26. Жизнь показывает, что мои прогнозы редко сбываются. 27. Люди, которые всегда четко знают, чего хотят, представляются мне слишком рациональными. 28. Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а полагается на естественный ход событий. 29. Мне хватает чувства меры в отношениях с близкими. 30. Меня угнетает необходимость принимать срочные решения. 31. Обычно мало слежу за своей речью.

8

32. Что я хочу и что должен делать – вот предмет моих постоянных раздумий. 33.Заранее знаю, каких поступков можно ожидать от людей. 34. Обычно с самого начала четко представляю будущий результат. 35. Пока не сложился в голове четкий, конкретный лан, не начинаю серьезного разговора. 36. У меня всегда есть точные ориентиры, по которым я оцениваю свой труд. 37.Я всегда учитываю последствия принимаемых мной решений.

9

38. Я готов снова и снова заниматься совершенствованием уже законченной работы. 39. Сколько ни анализирую свои жизненные трудности, не могу достичь полной ясности. 40. Жизнь так сложна, что считаю пустой тратой времени предвосхищать ход событий. 41. Следование однажды поставленной цели очень обедняет жизнь. 42. Считаю, что планируй, не планируй, а обстоятельства всегда сильнее.

10

43. В последнее время ловлю себя на том, что придаю большое значение мелочам, забывая о главном. 44. Мне обычно не удается найти правильное решение из-за большого количества возможных вариантов. 45. В ссорах не замечаю, как выхожу из себя. 46. Сделав дело, предпочитаю не исправлять даже явные просчеты.

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) → Начать тест

Шкалы: копинг-поведение — решение задачи, эмоции, избегание, отвлечение, социальное отвлечение

Тестируем: свойства личности · Возраст: Тип теста: вербальный · Вопросов: 48 Комментарии: · написать

Назначение теста

Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция к тесту

Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации и поставьте соотетствующую цифру в бланке ответов.

Никогда Редко Иногда Чаще всего Очень часто
1 2 3 4 5
Тестовый материал

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях

  1. Стараюсь тщательно распределить свое время.
  2. Сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.
  3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.
  4. Стараюсь быть на людях.
  5. Виню себя за нерешительность.
  6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.
  7. Погружаюсь в свою боль и страдания.
  8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.
  9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.
  10. Думаю о том, что для меня самое главное.
  11. Стараюсь больше спать.
  12. Балую себя любимой едой.
  13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.
  14. Испытываю нервное напряжение.
  15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.
  16. Говорю себе, что это происходит не со мной.
  17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.
  18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.
  19. Испытываю эмоциональный шок.
  20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.
  21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.
  22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.
  23. Иду на вечеринку.
  24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.
  25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.
  26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.
  27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.
  28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.
  29. Иду в гости к другу.
  30. Беспокоюсь о том, что я буду делать
  31. Провожу время с дорогим человеком.
  32. Иду на прогулку.
  33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь.
  34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.
  35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.
  36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.
  37. Звоню другу.
  38. Испытываю раздражение.
  39. Решаю, что теперь важнее всего делать.
  40. Смотрю кинофильм.
  41. Контролирую ситуацию.
  42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.
  43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.
  44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.
  45. Отыгрываюсь на других.
  46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.
  47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.
  48. Смотрю телевизор.
Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке результатов суммируются баллы, поставленные испытуемыми с учетом приведенного ниже ключа.

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.
Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 4, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.
Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48.
Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37

(Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения).

Источники

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.442-444

Обработка результатов

Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

Существует и другой вариант обработки результатов:

Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле

где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.

Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле

где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

Ключ

№ > Название шкал Номера утверждений n
А Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 12
B Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 12
C Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 14
D Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 10
E Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 13
F Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 13
G Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 12
H Реактивное образование 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, 10

Средние величины нормативных данных


Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).

Механизмы защиты Данные авторов при

апробации методики

n = 140

Данные авторов

методики

n = 104

M S +- m M S +- m
Отрицание
4, 5
2, 96
0, 25
3, 81
2, 07
0, 20
Вытеснение
4, 0
2, 97
0, 20
2, 59
1, 77
0, 17
Регрессия
4, 7
2, 96
0, 25
5, 12
3, 09
0, 30
Компенсация
3, 1
2, 13
0, 18
4, 38
1, 86
0, 18
Проекция
8, 2
3, 55
0, 30
5, 51
3, 01
0, 30
Замещение
3, 8
2, 96
0, 25
3, 12
2, 01
0, 20
Интеллектуализация
5, 9
2, 60
0, 22
6, 32
1, 95
0, 19
Реактивное образование
3, 1
2, 13
0, 18
2, 80
2, 35
0, 23

Шкалы перевода сырых балов в процентили

Шкала перевода сырых балов в процентили (при апробации)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение >интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
2
1
2
2
4
13
1
2
15
6
5
2
15
38
2
8
34
15
16
4
27
3
56
3
19
54
30
29
9
40
16
71
4
33
71
47
45
16
53
32
81
5
52
83
61
62
26
69
51
88
6
70
91
73
79
39
83
74
93
7
83
96
82
90
53
90
87
95
8
91
99
89
97
68
94
95
98
9
97
93
99
70
96
99
99
10
99
97
88
99
11
99
94
12
98

Шкала перевода сырых баллов в процентили (авторы)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
3
2
2
5
1
6
7
1
13
8
6
20
5
23
3
19
2
27
25
19
37
6
37
6
39
3
39
42
35
63
7
48
17
61
4
50
63
53
78
12
65
28
76
5
61
76
70
88
20
77
42
91
6
79
87
80
95
27
86
59
97
7
84
92
85
97
36
93
76
98
8
90
97
88
99
46
97
87
99
9
97
98
95
64
98
92
10
98
99
97
72
99
97
11
99
99
90
99
12
96
13
99

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Тест: “Способность к самоуправлению”
(Н.М.Пейсахов)

Адаптация нового набора

Слайд 2

Текст слайда:

Инструкция

Предлагаемая анкета дает возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В анкете приведены две группы утверждений: 1. Утверждения, требующие обращения к опыту, например, п.5. Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте “да”, а если вы это делаете редко, то отвечайте “Нет”.2.Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению, например, п.25. Если вы согласны с мнением, то отвечайте “да”, а если не согласны, то отвечайте “Нет”. Ответ “да” обозначен “+”, ответ “нет” – знаком ”-” (минус)

Слайд 3

Текст слайда:

Анкета

1.Практика показывает, что я верно определяю свои возможности в любой деятельности.2.Я предусмотрительный человек.3. Берусь только за то, что смогу довести до конца.4. Обычно хорошо представляю, что нужно сделать, чтобы добиться задуманного.5. Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос: ”Что такое хорошо и что такое плохо?”.

Слайд 4

Текст слайда:

6. Прежде чем сделать окончательный шаг, я взвешиваю все “за” и ”против”.7. Всегда отдаю себе отчет в том, что со мной происходит.8. Непредвиденные препятствия не мешают мне довести дело до конца.9. У меня не хватает терпения долго разбираться в том, что не решается сразу.10. В своих поступках и делах не люблю заглядывать далеко вперед.11. Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.12. Отсутствие продуманных планов не мешает мне добиваться хороших результатов.

Слайд 5

Текст слайда:

13. Часто затрудняюсь сказать, того ли я достиг, чего хотел.14. На выбор моих решений влияют не поставленные цели, а настроение в данный момент.15. Мне часто кажется, что целый час или два исчезли неизвестно куда.16. Тот, кто считает необходимым исправлять все допущенные промахи, не замечает, как совершает новые.17. Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил.18.Я четко представляю, свои жизненные перспективы.

Слайд 6

Текст слайда:

19. Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели.20. В своих поступках и словах следую пословице: “Семь раз отмерь, один — отрежь”.21. Уделяю много времени тому, чтобы понять, с каких позиций надо оценивать свои действия.22. В своих действиях я успешно сочетаю риск с осмотрительностью.23. Необходимость проверять самого себя стала моей второй натурой.24. Когда у меня портятся отношения с людьми, могу их изменить.

Слайд 7

Текст слайда:

25. Как правило, мне бывает трудно выделить главное в сложившейся ситуации.26. Жизнь показывает, что мои прогнозы редко сбываются.27. Люди, которые всегда четко знают, чего хотят, представляются мне слишком рациональными.28. Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а полагается на естественный ход событий.29. Мне хватает чувства меры в отношениях с близкими.30. Меня угнетает необходимость принимать срочные решения.31. Обычно мало слежу за своей речью.

Слайд 8

Текст слайда:

32. Что я хочу и что должен делать – вот предмет моих постоянных раздумий.33.Заранее знаю, каких поступков можно ожидать от людей.34. Обычно с самого начала четко представляю будущий результат.35. Пока не сложился в голове четкий, конкретный лан, не начинаю серьезного разговора.36. У меня всегда есть точные ориентиры, по которым я оцениваю свой труд.37.Я всегда учитываю последствия принимаемых мной решений.

Слайд 9

Текст слайда:

38. Я готов снова и снова заниматься совершенствованием уже законченной работы.39. Сколько ни анализирую свои жизненные трудности, не могу достичь полной ясности.40. Жизнь так сложна, что считаю пустой тратой времени предвосхищать ход событий.41. Следование однажды поставленной цели очень обедняет жизнь.42. Считаю, что планируй, не планируй, а обстоятельства всегда сильнее.

Слайд 10

Текст слайда:

43. В последнее время ловлю себя на том, что придаю большое значение мелочам, забывая о главном.44. Мне обычно не удается найти правильное решение из-за большого количества возможных вариантов.45. В ссорах не замечаю, как “выхожу из себя”.46. Сделав дело, предпочитаю не исправлять даже явные просчеты.

Описание методики

Методи­ка УСК (уровень субъективного контроля) получила наибольшее распространение в нашей стране, авторами которой явля­ются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.

В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.

Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.

В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

1) по интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

2) по эмоциональному знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;

3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.

В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья.

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых.

Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.

Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых — студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц—стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обоб­щенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей.
Процедура проведения
Инструкция

Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов:

  • -3 – не согласен полностью
  • -2 – не согласен частично
  • -1 – скорее не согласен, чем согласен
  • +1 – скорее согласен, чем не согласен
  • +2 – согласен частично
  • +3 – согласен полностью

Обработка и интерпретация результатов

Ключ сырых баллов

  • Конфронтационный копинг — пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование — пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль — пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки — пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности — пункты: 5, 19, 22, 42.
  • Бегство-избегание — пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы — пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка — пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

В адаптации Крюковой и соавт.

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто — 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов.

Например, если испытуемый набрал 8 баллов:

\frac{8}{18}*100 = 44,4%

— это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

  • 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
  • 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
  • 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

В адаптации Вассермана и соавт.

После расчета «сырых» показателей по шкалам необходимо осуществить их перевод в стандартные Т-баллы с использованием
разработанных таблиц. Таблицы перевода «сырых» показателей в стандартные Т-баллы составлены на основе статистического анализа результатов обследования репрезентативной выборки объемом 1627 человек.

Степень предпочтительности для испытуемого стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:

  • показатель меньше 40 баллов – редкое использование соответствующей стратегии;
  • 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов – умеренное использование соответствующей стратегии;
  • показатель более 60 баллов – выраженное предпочтение соответствующей стратегии.
Editor

От Editor

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *